Научная статья на тему 'К вопросу о теории следования: возможно ли лидерство без последователей?'

К вопросу о теории следования: возможно ли лидерство без последователей? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
681
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСТВО / СЛЕДОВАНИЕ / ЛИДЕР / ПОСЛЕДОВАТЕЛИ / РОЛЕВОЙ ПОДХОД / КОНСТРУКЦИОНИСТСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Петрушихина Елена Борисовна

Статья посвящена проблеме следования в лидерстве. На основе анализа зарубежной литературы формулируется понятие следования и его роль в развитии лидерства. Подчёркивается, что в настоящее время происходит переосмысление роли последователей в лидерском процессе. Следование рассматривается как необходимый компонент лидерства. Следование определяется как свойства, поведение и процессы, реализуемые индивидом по отношению к лидеру. Содержание конструкта «следование» раскрывается через такие понятия, как свойства последователей, поведение следования и результаты следования. В качестве основных в трактовке следования выступают ролевой и конструкционистский подходы. Показано значение теории следования для развития концепций лидерства, преодоления лидерски-центрированного взгляда на лидерский процесс, повышения эффективности лидерства руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLLOWERSHIP THEORY: IS LEADERSHIP WITHOUT FOLLOWERS POSSIBLE?

The article is devoted to the problem of followership in leadership. Basing on the analysis of foreign literature the concept of followership is formulated, as well as its role in leadership development. It is emphasized that at present the role of followers in the process of leadership is being rethought. Followership is seen as a necessary component of leadership. Followership is defined as the characteristics, behavior and processes realized by the individual toward the leader. The content of the construct “followership” is revealed through such concepts as: the characteristics of followers, behavior of followership and outcomes of followership. The role-based and constructionist approaches are the basis for interpreting the followership. It is shown that the theory of followership is of great importance for developing the concepts of leadership and overcoming the leader-centered approach to studying the process of leadership. Besides, the theory is important for the effectiveness of managers’ leadership.

Текст научной работы на тему «К вопросу о теории следования: возможно ли лидерство без последователей?»

УДК 159. 99 Петрушихина Е.Б.

Российский государственный гуманитарный университет 125993, г. Москва, Миусская площадь, д. 6, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ СЛЕДОВАНИЯ: ВОЗМОЖНО ЛИ ЛИДЕРСТВО БЕЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ?

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме следования в лидерстве. На основе анализа зарубежной литературы формулируется понятие следования и его роль в развитии лидерства. Подчёркивается, что в настоящее время происходит переосмысление роли последователей в лидерском процессе. Следование рассматривается как необходимый компонент лидерства. Следование определяется как свойства, поведение и процессы, реализуемые индивидом по отношению к лидеру. Содержание конструкта «следование» раскрывается через такие понятия, как свойства последователей, поведение следования и результаты следования. В качестве основных в трактовке следования выступают ролевой и конструкционистский подходы. Показано значение теории следования для развития концепций лидерства, преодоления лидерски-центрированного взгляда на лидерский процесс, повышения эффективности лидерства руководителей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

лидерство, следование, лидер, последователи, ролевой подход, конструкционистский подход.

E. Petrushikhina

Russian State University for the Humanities 6 Miusskaya ploshchad,Moscow 125993, Russian Federation

FOLLOWERSHIP THEORY: IS LEADERSHIP WITHOUT FOLLOWERS POSSIBLE?

ABSTRACT

The article is devoted to the problem of followership in leadership. Basing on the analysis of foreign literature the concept of followership is formulated, as well as its role in leadership development. It is emphasized that at present the role of followers in the process of leadership is being rethought. Followership is seen as a necessary component of leadership. Followership is defined as the

characteristics, behavior and processes realized by the individual toward the leader. The content of the construct "followership" is revealed through such concepts as: the characteristics of followers, behavior of followership and outcomes of followership. The role-based and constructionist approaches are the basis for interpreting the followership. It is shown that the theory of followership is of great importance for developing the concepts of leadership and overcoming the leader-centered approach to studying the process of leadership. Besides, the theory is important for the effectiveness of managers' leadership.

KEY WORDS:

Leadership, followership, leader, followers, role-based approach, constructionist approach.

ПРОБЛЕМА СЛЕДОВАНИЯ В ЛИДЕРСТВЕ: КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ

Одна из современных тенденций в изучении лидерства - усиление интереса учёных к последователям [1, с. 143; 3, с. 124]. Традиционный подход к лидерству рассматривает последователей как пассивных и уступчивых реципиентов лидерского влияния [8, с. 268]. Столь ограниченный взгляд начал изменяться в рамках вероятностного подхода, признающего потенциальное влияние последователей на лидера. В ситуационных моделях способности, черты и предпочтения последователей определяют, какой тип лидера наиболее эффективен. Однако во всех этих теориях последователи ещё не активные участники лидерского процесса. Они не действуют и не реагируют открыто на лидерское поведение. В лучшем случае они просто часть, хотя и важная, лидерского контекста [11, с. 920].

Важной предпосылкой к переосмыслению роли последователей выступили имплицитные теории лидерства, символизировавшие первый сдвиг от лидерски-центрированных концепций к последовательски-центрирован-ным. Имплицитные теории лидерства настаивают на том, что лидерство в действительности существует в сознании последователей. Указанные концепции рассматривают, как имплицитные представления последователей относительно лидерской эффективности переводятся в прототипы идеального лидера в данной конкретной ситуации. Лидеры, в наибольшей степени соответствующие прототипам, будут более предпочитаемыми у последователей. Последовательски-центрированный подход к лидерству не признаёт активную роль последователей, однако он исходит из того, что восприятие последователей, их предпочтения и аттитюды могут (пассивно) формировать или ограничивать лидерский процесс [7, с. 859].

Новый последовательски-центрированный подход стимулировал дальнейшие теоретические и эмпирические исследования возможностей последователей в развитии процесса лидерства. «Утверждение о том, что суть лидерства -это последователи, стало трюизмом», - указывает А.Л. Замулин [2, с. 75].

Однако до последнего времени следованию в изучении лидерства уделялось мало внимания. А если говорить об отечественной традиции - то эта проблема в научном дискурсе отсутствует вовсе, исключение составляет дискуссионная статья А.Л. Замулина 2009 г. [2].

М. Уль-Бьен с соавторами полагают, что подобное положение дел в значительной мере обусловлено непониманием того, что представляет собой следование, и как оно связано с лидерством [13, с. 90]. Учёные и практики не склонны трактовать лидерство как процесс, который совместно создаётся в социальных и межличностных взаимодействиях между людьми. Но надо признать, что лидерство имеет место только тогда, когда есть следование -без последователей и «последовательного» поведения лидерства не бывает. Это означает, что поведение последователей - важнейший компонент в лидерском процессе [10, с. 258].

Таким образом, наше понимание лидерства будет неполным без понимания следования, и концепции лидерства должны быть дополнены концепциями следования. Однако несмотря на то, что количество работ, посвящён-ных последователям, постоянно растёт, пока мы знаем явно недостаточно о роли следования в создании лидерства. Создание формальных теорий следования - дело будущего.

Для продвижения исследований в данной области, прежде всего, необходимо определить конструкт следования и соотнести его с теми понятиями, которые сложились в литературе, посвящённой лидерству.

ПОНЯТИЕ СЛЕДОВАНИЯ

Исследователи отмечают определённые трудности в трактовке терминов «следование» и «последователи». У этих понятий существуют негативные коннотации, вытекающие из традиционного лидерски-центрированного подхода, идеализирующего лидерство. Термин «последователь» выглядит спорным, поскольку вызывает в воображении образ пассивного, лишённого власти индивида, автоматически выполняющего приказания руководителя. Это создаёт путаницу в тех случаях, когда те, кого мы именуем «последователями», ведут себя не в соответствии со своей ролью, например, высказывают своё мнение или критикуют руководителя. Поэтому некоторые авторы предлагают использовать понятие «конституент» для обозначения члена рабочего коллектива, «коллаборатор», «участник», «член команды», высказывается даже идея отказаться от понятия последователь из-за его отрицательных коннотаций [13, с. 91].

Однако, как указывает Б. Шамир исключение конструкта «последователь» из формулы лидерства означает, что мы отказываемся от изучения лидерства вообще. Вместо него будет исследоваться более широкий социальный феномен, такой как сотрудничество или командная работа. Явление, обозначенное как лидерство, обязательно предполагает «диспропорцио-

О

О х

нальное социальное влияние», при котором некоторые акторы по крайней мере в данный момент реализуют больше влияния, чем другие [12, с. 487].

Таким образом, мы можем заключить, что для феномена, который называем лидерством, должны быть участники, которые хотят уступать другим, то есть хотят быть последователями или быть вовлечёнными в процесс следования. Продолжая эту логику, мы можем утверждать, что посредством следования создаётся лидерство.

Обобщая накопленный материал, М. Уль-Бьен с соавторами определяют следование как свойства, поведение и процессы, реализуемые индивидом по отношению к лидеру [13, с. 97]. Это не общая характеристика поведения сотрудника. Следование концептуализируется и операционализируется

- в его отношении к лидеру или лидерскому процессу;

- в контексте, в котором индивиды идентифицируют себя как занимающих позицию последователя (подчинённого) или имеющих идентичность последователя.

Авторы выделяют следующие понятия, посредством которых может быть описано следование - свойства последователей, поведение следования, результаты следования [13, с. 98].

Свойства последователей - характеристики, влияющие на следование, в том числе:

- индивидуальные особенности (политические навыки, уровень макиавеллизма, индивидуальные цели);

- мотивация (принятие миссии, стремление к лидерству, ориентация на власть);

- восприятие и представления последователей (ролевые ожидания, идеализация лидерства, идентичность последователя, имплицитные теории следования).

Поведение следования - разнообразные проявления открытого, явно наблюдаемого следования, в том числе:

- проактивное поведение;

- проявление инициативы;

- повиновение;

- сопротивление;

- восходящее влияние;

- выражение несогласия;

- поиск обратной связи;

- предоставление советов.

Результаты следования - результаты, обусловленные воздействием свойств и поведения следования, которые могут иметь место на индивидуальном, межличностном и групповом уровне, в том числе:

- индивидуальные результаты последователей (неформальное лидерство, высокий потенциал, эффективность последователя, продвижение в организации);

О

О х

- индивидуальные результаты лидера (энергия/выгорание/мотивация, утрата лидерского статуса);

- результаты взаимодействия лидера с последователем (качество обмена лидера с последователем, доверие);

- результаты лидерского процесса (более этично/неэтичное поведение, осуществление изменений/статус-кво, выполнение миссии, достижение целей).

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ТРАКТОВКЕ СЛЕДОВАНИЯ

Как показывает анализ литературы, наиболее релевантными пониманию природы следования в лидерстве являются ролевой и конструкцио-нистский подходы.

Ролевой подход рассматривает следование как роль, исполняемую индивидом, исходя из его формального или неформального статуса (подчинённого в организационной иерархии, последователя в отношениях «лидер-последователь») [6, с. 545]. Второй подход, конструкционистский, рассматривает следование как межличностное взаимодействие, посредством которого лидерство совместно создаётся соединением действий лидирования и следования. В то время как ролевой подход изучает следование как роль и набор поведенческих образцов или поведенческих стилей индивидов или групп, конструкционистский подход изучает следование как социальный процесс, неизбежно связанный с лидерством [11, с. 921].

Ролевой поход реализует парадигму «перевернутого объектива» в исследованиях лидерства. С помощью метафоры «перевернутого объектива» обозначается изменение каузальности в анализе лидерского процесса: в отличие от лидерски-центрированного взгляда, предполагающего влияние лидера на аттитюды, поведение и результаты последователей, ролевой подход сосредоточен на том, как последователи влияют на аттитюды, поведение и результаты лидера [11, с. 919].

Роль последователя противоречива и открыта для интерпретаций. Поэтому в рамках ролевого подхода выявляются факторы, влияющие на конструирование роли последователя (например, целевые и властные ориентации, ролевые ожидания).

При этом нельзя не признать, что различные индивиды по-разному определяют роль последователя [2, с. 79]. Выступая в данной роли, сотрудники могут поддерживать лидера (проявлять инициативу, быть проактивны-ми), ослаблять лидерский процесс (демонстрировать дисфункциональное сопротивление), либо быть индифферентными к нему (пассивно принимать любые директивы). Указанные типы поведения будут иметь различные последствия в зависимости от лидера, организационного контекста и поставленных целей.

Конструкционистский (процессный) подход концентрируется на том, как лидеры и последователи взаимодействуют друг с другом в контексте со-

вместного создания лидерства и его результатов. Процессный подход исходит из того, что лидирование и следование не привязаны жёстко к позициям сотрудников в организационной иерархии. Известно, что менеджеры тоже могут следовать (то есть не лидировать), а подчинённые - лидировать (не следовать).

Центральное положение процессного подхода заключается в том, что лидерство имеет место только во взаимодействии лидирования и следования. Если некто реализует попытки лидерского влияния, но при этом нет ответного поведения следования, то это не лидерство [9, с. 107].

Следование с позиций процессного подхода связано с признанием собственной идентичности последователя или присвоением другому лидерской идентичности. Поведение последователя может выглядеть как удовлетворение желаний другого посредством подчинения, уступки, исполнения. Следование как «совместное производство лидерства» может включать не только полное согласие с лидерскими требованиями, но и совет, оспаривание мнения, убеждение в уважительной и доверительной манере для обеспечения более высокой эффективности [13, с. 100].

Осмысливая следование как межличностное взаимодействие, мы получаем возможность изучать лидерство и следование более полно и глубоко. Возникают новые вопросы, ответы на которые позволят лучше понять взаимное влияние лидирования и следования в формировании лидерского процесса. Например, какие типы следования эффективны в позиции формального руководителя? Возможно ли избыточное или слишком слабое следование у менеджеров? Насколько далеко подчинённые могут пойти в своём следовании? В каких случаях руководители будут принимать влияние подчинённых, а каких - нет?

ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРИИ СЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИЙ ЛИДЕРСТВА

Формирование теории следования даст возможность вдохнуть новую жизнь в изучении лидерства. Можно выделить следующие направления исследований:

- преодоление центрированных на лидерстве (было: лидерски центрированных) взглядов и признание важности роли и поведения последователей в лидерском процессе;

- разделение ответственности за конструирование лидерства между всеми участниками (лидерами и последователями) лидерского процесса;

- изучение эффективности различных видов поведения последователей;

- изучение лидерства, реализуемого подчинёнными снизу вверх в организационной иерархии;

- выявление условий эффективного лидерства руководителей;

- развитие компетенций последователей в дополнение к компетенциям лидера.

Изучение следования в лидерском процессе в нашей стране только начинается [4, с. 138; 5, с. 100]. Это требует от исследователей изменения способов мышления и построения новых концепций. В современных условиях невнимание и пренебрежение к последователям будет препятствовать созданию адекватных теорий лидерства и достижению высокой эффективности управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виханский О.С., Миракян А.Г. Новое тысячелетие: управленческие аномалии и современные концепции лидерства // Российский журнал менеджмента. 2018. Т. 16. № 1. С. 131-154.

2. Замулин А.Л. Новый взгляд на последователей лидера: теория и практика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2009. № 3. С. 75-97.

3. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. М.: Статут. 2007. 542 с.

4. Логвинов И.Н., Логвинова Т.И. Основные направления исследований лидерства в работах зарубежных психологов // Пензенский психологический вестник. 2016. № 1 (6). С. 129-147.

5. Петрушихина Е.Б. К вопросу о влиянии последователей на лидерство // Психология в системе социально-производственных отношений : материалы Международной научно-практической конференции / Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Ре-шетнева. Красноярск, 2018. С. 100-105.

6. Exploring social constructions of followership: A qualitative study / Carsten M.K., Uhl-Bien M., West B.J., Patera J.L., MacGregor R. // The Leadership Quarterly. 2010. № 21. P. 543-562.

7. Implicit Leadership and Followership Theories "in the wild": Taking stock of information-processing approaches to leadership and followership in organizational settings / Epitropaki O., Sy T., Martin R., Tram-Quon S., Topakas A. // The Leadership Quarterly. 2013. № 24. P. 858-881.

8. Hogg M.A. Social Identity Processes and the Empowerment of Followers // The Art of Followership. San Francisco: Jossey-Bass, 2008. P. 267-276.

9. Iszatt-White M., Saunder C. Leadership. Oxford: Oxford University Press, 2017. 376 p.

10. Lord R. Followers' Cognitive and Affective Structures and Leadership Processes. San Francisco: Jossey-Bass, 2008. P. 255-266.

11. Oc B., Bashshur M.R. Followership, leadership, and social influence // The Leadership Quarterly. 2013. № 24. P. 919-934.

12. Shamir B. Leadership research or post-leadership research: Advancing leadership theory versus throwing out the baby with the bath water // Advancing relational leadership research: A dialogue among perspectives / eds. M. Uhl-Bien, S. Ospina. Charlotte, NC: Information Age Publishers, 2012. Р. 477-500.

13. Uhl-Bien M., Riggio R.E., Lowe K.B., Carsten M.K. Followership theory: A review and research agenda // The Leadership Quarterly. 2014. № 25. P. 83-104.

REFERENCES

1. Vikhanskii O.S., Mirakyan A.G. [The new Millennium: management of anomalies and the modern concept of leadership]. In: Rossiiskii zhurnal menedzhmenta [Russian Management Journal], 2018, vol. 16, no. 1, pp. 131-154.

2. Zamulin A.L. [A new look at the followers of the leader: theory and practice] In: VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 8. Menedzhment [Bulletin of St. Petersburg University. Series 8. Management], 2009, no. 3, pp. 75-97.

3. Krichevskii R.L. Psikhologiya liderstva [The psychology of leadership]. Moscow, Statut Publ., 2007. 542 p.

4. Logvinov I.N., Logvinova T.I. [The main research areas of leadership in the works of foreign psychologists]. In: Penzenskiipsikhologicheskii vestnik [Penza Psychological Bulletin], 2016, no. 1 (6), pp. 129-147.

5. Petrushikhina E.B. [On the question of followers' influence on leadership]. In: Psikhologiya v sisteme sotsial'no-proizvodstvennykh otnoshenii. Materialy Mezh-dunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya (Sibirskii gosudarstvennyi universitet nauki i tekhnologii imeni akademika M.F. Reshetneva) [Psychology in the system of social-production relations. Materials of international scientific-practical conference (Siberian State University of science and technology named after academician M.F. Reshetnev)]. Krasnoyarsk, 2018, pp. 100-105.

6. Carsten M.K., Uhl-Bien M., West B.J., Patera J.L., MacGregor R. Exploring social constructions of followership: A qualitative study. In: The Leadership Quarterly, 2010, no. 21, pp. 543-562.

7. Epitropaki O., Sy T., Martin R., Tram-Quon S., Topakas A. Implicit Leadership and Followership Theories "in the wild": Taking stock of information-processing approaches to leadership and followership in organizational settings. In: The Leadership Quarterly, 2013, no. 24, pp. 858-881.

8. Hogg M.A. Social Identity Processes and the Empowerment of Followers. In: The Art of Followership. San Francisco, Jossey-Bass, 2008. pp. 267-276.

9. Iszatt-White M., Saunders C. Leadership. Oxford, Oxford University Press, 2017. 376 p.

10. Lord R. Followers' Cognitive and Affective Structures and Leadership Processes. San Francisco, Jossey-Bass, 2008, pp. 255-266.

11. Oc B., Bashshur M.R. Followership, leadership, and social influence. In: The Leadership Quarterly, 2013, no. 24, pp. 919-934.

12. Shamir B. Leadership research or post-leadership research: Advancing leadership theory versus throwing out the baby with the bath water. In: Uhl-Bien M., Ospina S., eds. Advancing relational leadership research: A dialogue among perspectives. Charlotte, NC, Information Age Publishers, 2012, pp. 477-500.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Uhl-Bien M., Riggio R.E., Lowe K.B., Carsten M.K. Followership theory: A review and research agenda. In: The Leadership Quarterly, 2014, no 2, pp. 83-104.

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Статья поступила в редакцию: 03.09.2018 Статья размещена на сайте: 26.09.2018

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Петрушихина Елена Борисовна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры социальной психологии Российского государственного гуманитарного университета; e-mail: ebpetr@mail.ru

Elena B. Petrushikhina - PhD of Psychological Sciences, associate professor at the Department of Social Psychology, Russian State University for the Humanities; e-mail: ebpetr@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION

Петрушихина Е.Б. К вопросу о теории следования: возможно ли лидерство без последователей? // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018. № 3. URL: www.evestnik-mgou.ru.

Petrushikhina E.B. Followership theory: is leadership without followers possible? In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2018, no. 3. Available at: www.evestnik-mgou.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.