Научная статья на тему 'К вопросу о теории художественного конфликта'

К вопросу о теории художественного конфликта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1953
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖНИК / КОНФЛИКТ / ТИПЫ КОНФЛИКТА / ПРОТИВОСТОЯНИЕ / СЮЖЕТ / ПРОТИВОРЕЧИЯ В ПСИХОЛОГИИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЖАНР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нагапетова Анжелика Герасимовна

Проблема конфликта в статье рассматривается как проблема социальная и эстетическая, и делаются соответствующие выводы о природе осмысливаемой категории конфликта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о теории художественного конфликта»

УДК 82 (47)

ББК 83.3 (2=Рус)

Н 16

А.Г. Нагапетова

К вопросу о теории художественного конфликта

(Рецензирована)

Аннотация:

Проблема конфликта в статье рассматривается как проблема социальная и эстетическая, и делаются соответствующие выводы о природе осмысливаемой категории конфликта. Ключевые слова:

Художник, конфликт, типы конфликта, противостояние, сюжет, противоречия в психологии, нравственность, жанр.

В теории литературы художественный конфликт понимается как «противоположность», «противоречие» во взаимоотношениях в системе образов героев произведения. Отечественными литературоведами дается целый ряд определений данному явлению, однако по сути эти формулировки можно считать аналогичными. Так, по мнению В.Кожинова, «коллизия (от лат. соШбю - столкновение) - противоборство, противоречие между характерами, либо между характерами и обстоятельствами, либо внутри характера, лежащее в основе действия литературного произведения. Коллизия далеко не всегда выступает ясно и открыто; для некоторых жанров, особенно для идиллических, коллизия не характерна: им присуще лишь то, что Гегель назвал «ситуацией». <...> В эпосе, драме, романе, новелле коллизия обычно составляет ядро темы, а разрешение коллизии предстает как определяющий момент художественной идеи... » [1, 656-658].

Либо идентичное по этому поводу мнение советского литературоведа Л.Тимофеева: «В широком смысле конфликтом следует называть ту систему противоречий, которая организует художественное произведение в определенное единство, ту борьбу образов, социальных характеров, идей, которая развертывается в каждом произведении - в эпических и драматических широко и полно, в лирических - в первичных формах» [2, 457].

Другой отечественный исследователь -М. Эпштейн - указывает в том же направлении: «Обычно конфликт выступает в виде коллизии (иногда эти термины трактуются как синони-

мы), т.е. прямого столкновения и противоборства между изображенными в произведении действующими силами - характерами и обстоятельствами, несколькими характерами или разными сторонами одного характера» [3, 166].

В большинстве случаев конфликт раскрывается и в сюжете, и в композиции. По сути, конфликт - это центр темы художественного произведения. Обычно в таких случаях он полностью подчиняет себе развитие сюжета, определяет систему образов, созревая от завязки через кульминацию к развязке. Вообще развитие действия - важнейшая составляющая художественного конфликта: система событий, которые вытекают из завязки по ходу развития действия - как правило, конфликт обостряется, а противоречия становятся всё острее и яснее. Выразительный принцип построения произведения в подобных случаях - антитеза, как это видно, к примеру, уже из названия романа И.Тургенева «Отцы и дети», в котором словно противопоставляются два поколения: старшее и младшее. Вместе с тем, конфликт может проявляться и «внесюжетно - в композиционном контрасте, противопоставлении отдельных ситуаций, предметных деталей, изобразительных ракурсов, в стилистической антитезе и пр.»

[4, 166].

Вообще, в основе практически всех произведений отечественной классической литературы лежат мощные конфликты. В «Горе от ума» А. Грибоедова конфликт глубочайший - он любит ее, а она другого: не предпочти Софья романтику прагматика, Чацкий, вероятно, был бы снисходительней и к отцу-Фамусову, и ко всей

тлетворной среде. В «Войне и мире» Л. Толстого присутствует значительное число конфликтов, главный из которых - вторжение чужака в огромную страну, которая его не приняла и вытолкнула. В есенинской «Анне Сне-гиной» конфликт сформулирован пронзительно: «Мы все в эти годы любили, но мало любили нас».

В науке о литературе традиционно признается существование четырех видов художественного конфликта, которые и будут рассмотрены далее.

Во-первых, природный или физический конфликт, когда герой вступает в борьбу с природой.

Во-вторых, так называемый социальный конфликт, когда человеку бросает вызов другой человек или общество. В соответствии с законами художественного мира такой конфликт возникает в столкновении героев, которыми владеют противоположно направленные и взаимоисключающие жизненные цели. И чтобы данный конфликт был достаточно острым, достаточно «трагичным», в каждой из этих враждебных друг другу целей должна быть своя субъективная правота, каждый из героев должен в некоторой степени вызывать сострадание. Так черкешенка («Кавказский пленник» А.С.Пушкина), как и Тамара из поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон», вступает в конфликт не столько с героем, сколько с обществом, и гибнет. Ее «прозрение» стоит ей жизни. Либо «Медный всадник» - противостояние маленького человека и грозного реформатора.

Причем именно соотношение подобных тем свойственно русской литературе XIX в. Следует подчеркнуть, что беспрекословное введение персонажа в некую охватывающую его среду, предполагающее верховенство этой среды над ним, порой упраздняет проблемы моральной ответственности, персональной

инициативности члена общества, которые были столь существенны для литературы XIX в.

Разновидность данной категории - конфликт между социальными группами или поколениями. Так, в романе «Отцы и дети» И. Тургенев изображает стержневой общественный конфликт 60-х годов XIX века - столкновение между дворянами-либералами и раз-ночинцами-демократами. Несмотря на название, конфликт в романе носит не возрастной, а

идейный характер, т. е. это не конфликт двух поколений, а по сути конфликт двух мировоззрений. В роли антиподов в романе выступают Евгений Базаров (выразитель идеи демократов-разночинцев) и Павел Петрович Кирсанов (центральный защитник мировоззрения и образа жизни либерального дворянства). Дыхание эпохи, ее типические черты ощутимы в центральных образах романа и в том историческом фоне, на котором разворачивается действие. Период подготовки крестьянской реформы, глубокие социальные противоречия того времени, борьба общественных сил в эпоху 60-х годов - вот что нашло отражение в образах романа, составило его исторический фон и сущность основного конфликта.

Третий традиционно выделяемый в литературоведении тип конфликта - внутренний или психологический, когда желания человека вступают в противоречие с его совестью. К примеру, нравственно-психологический конфликт романа И.Тургенева «Рудин», который зародился в ранней прозе автора. Так, исповедальную элегию «Один, опять один я» можно считать оригинальным предисловием к формированию сюжетной линии «Рудина», определяющим противостояние главного героя между реальностью и грезами, влюбленностью в бытие и неудовлетворенностью собственной участью, а существенную долю тургеневских стихов («К А. С.», «Признание», «Заметила ли ты, о друг мой молчаливый...», «Когда так радостно, так нежно.» и др.) как сюжетную «заготовку» будущего романа.

Четвертый возможный тип литературного конфликта обозначается как провиденциальный, когда человек противостоит законам судьбы или какого-либо божества. К примеру, в грандиозном, порой сложном для читателя «Фаусте» все строится на глобальном конфликте - масштабном противостоянии гения познания Фауста и гения зла Мефистофеля.

Зачастую возможно некоторое смешение вышеперечисленных типов конфликта. К примеру, в романе «Рудин» И.Тургенева противопоставление между яркой, беззаветной героиней и персонажем немалого интеллекта и благородства, но слабого в реальной действительности, происходит в новой общественноисторической ситуации. Так авторская ориентированность на лирическую грань человече-

ского существования - любовь - придает значимый романтический настрой эпическому произведению. Однако при этом психологическая тональность конфликта согласуется с социальными установками, становясь в некоторой степени критерием общественной роли центрального героя, его исторических возможностей.

Зачастую в ряде произведений противопоставление мнений, точек зрения персонажей переходит в интенсивную борьбу разнонаправленных человеческих влечений и страстей, которая последовательно и непрестанно развивается на протяжении всего изложения. При этом определяющую в жанровом отношении роль имеет то, чтобы конфликт был максимально значим для героев. К примеру, герои Гоголя Иван Иванович и Иван Никифорович навсегда расстаются из-за слова, из-за «гусака», и анекдотическая, на первый взгляд, размолвка портит жизнь обоим. Либо персонаж другого русского классика, А. Чехова, - Червяков - всего лишь непредумышленно чихнул на голову вышестоящему служащему, что в итоге привело к смерти.

Вообще, в качестве источника развертывания сюжета конфликт в большинстве случаев порождает нарастающую напряженность, изредка прерываемую тормозящими ход действия описаниями или сценами, - напряженность, которая приводит героя к катастрофе, и может быть снята лишь развязкой. Таким образом, подводя итог, можно привести слова известного немецкого писателя И.Бехера: «Что придает произведению необходимое напряжение? Конфликт. Что возбуждает интерес? Конфликт. Что двигает нас вперед - в жизни, в литературе, во всех областях знания? Конфликт. Чем глубже, чем значительнее конфликт, чем глубже, чем значительнее его разрешение, тем глубже, значительнее поэт. Когда ярче всего сияет небо поэзии? После грозы. После конфликта».

Примечания:

1. Кожинов, В.В. Коллизия // КЛЭ. - Т.3.

2. Литературная энциклопедия: в 11 т. - Т.5. - М.: Изд-во ком. акад., 1931.

3. . // -

лопедический словарь. - М., 1987.

4. .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.