Научная статья на тему 'К вопросу о теоретико-методологических основах изучения проблем сиротства'

К вопросу о теоретико-методологических основах изучения проблем сиротства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
598
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о теоретико-методологических основах изучения проблем сиротства»

© 2008 г. Е.В. Мартынова

К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМ СИРОТСТВА

Сиротство и устройство детей-сирот в современном обществе не только являются одними из наиболее актуальных социальных проблем, но и в содержательном аспекте выступают сложными и неоднозначными для научного познания. Проблемы, связанные с развитием ребёнка-сироты, обусловливаются множеством факторов, причин и условий, которые рассматриваются различными научными направлениями с разных теоретических позиций: психодинамических, социодинамических и инте-ракционистских.

Понятие «сиротство» в переводе с древнегреческого языка означает тёмный, чёрный. Действительно, потеря родителей для ребёнка - это всегда трагедия [1, с. 88]. Спецификой современного сиротства стала его социальная сущность, т.е. причиной этого состояния всё чаще становится общественная нестабильность, всё больше появляется детей, которые становятся сиротами при живых родителях. Последствия сиротства, как правило, также социально окрашены.

Спектр причин детского неблагополучия весьма широк. В числе существенных социальных факторов следует выделить кризисные явления в институте семьи: нарушение её структуры и функций; рост числа разводов и количества неполных семей; асоциальный образ жизни одного или нескольких членов семьи; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей; нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях; отсутствие чёткой системы санкций за нарушение родителями прав ребёнка.

В ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» используется несколько понятий детей-сирот (ст. 1) [2]. Это - лица, в возрасте до18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей. К категории последних относят детей, у которых нет родителей, они лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, находятся в лечебных учреждениях, объявлены умершими, отбывают наказание в виде лишения свободы. Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты.

Данные определения характеризуют сиротство как социально-правовой статус. Согласно ролевой теории личности, социальный статус - это структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определённой совокупностью прав и обязанностей. Сиротство как социальный статус характеризуется трудной жизненной ситуацией ребёнка-сироты, это вызывает необходимость социальной защиты со стороны государства, т.е. наделение определёнными правами и установление обязанностей по отношению к нему. Правовой статус сиротство приобрело после принятия в 1996 г. Семейного кодекса РФ.

Социальный статус отражает положение человека в обществе в зависимости от его принадлежности к какой-либо группе, т.е. переносит на конкретную личность социальные характеристики какой-либо общности. Использование таких типизаций поддерживает общие социальные стереотипы и ожидания в отношении носителей статуса. Таким образом, приобретение любого социального статуса может анализироваться с позиций социокультурной теории нетипичнисти, которая рассматривает механизмы стереотипизации и стигмации. Данный подход разрабатывался в работах Л.Н. Филипповой [3, с. 7072]. Явление нетипичности - интерсубъективная категория, и результатом её восприятия, как правило, является особое положение в социальном пространстве. Источником, из которого черпается представление человека о самом себе, являются окружающие его и значимые для него люди. По их реакции на свои поступки, оценкам этих поступков индивид судит о том, каков он сам.

От того, к какой категории лиц отнесён в представлении группы человек, в значительной мере зависит содержание ожидаемых от него актов поведения. Если от людей определённой категории обычно ожидают какого-либо конкретного поведения, то окружающие становятся повышенно чувствительны к чертам, подтверждающим именно эти ожидания, и гораздо менее чувствительны к поступкам, не укладывающимся в данный стереотип. Тем самым социальная группа не только предлагает индивиду свою категоризацию, но и обеспечивает её принятие. Таким образом, результатом распознания нетипичности может стать настороженное отношение или избегание объекта восприятия, что является первым шагом на пути развития процесса стигмации. При этом данный процесс активизирует стереотипизацию, и негативные атрибуты становятся определяющими компонентами девиантной идентификации объекта социального восприятия [3, с. 16-17]. Это в свою очередь порождает возникновение процесса соци-

ального дистанцирования. Социальное дистанцирование в отношении детей-сирот чаще всего находит своё воплощение в социальных аттитюдах неблагополучия и девиантного статуса.

По мнению Л.Н. Филипповой, признание нетипичности влечёт за собой статус социальной неполноценности и маргинальную идентичность. Вторичная девиация становится центральной характеристикой существования стигматизированных людей, т.е. людей, принявших специфическую маргинальную социальную роль [4, с. 17-18]. Сиротство является формой депривации, выраженной в ограничении возможностей социальной активности. Ограничение социальной активности, в свою очередь, обусловлено спецификой процесса социализации детей-сирот.

Успешность социализации определяется качеством опыта, который человек приобретает на протяжении жизни. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную, включающую зрелый и преклонный возраст. Большинство учёных, занимавшихся исследованием процесса социализации, пришли к выводу о зависимости вторичной социализации от первичной, так как тот опыт, который получает человек в детстве, проявляется в кризисных ситуациях его взрослой жизни.

Л.С. Выготский считает, что человек представляется зависимым от социальной ситуации развития, людей, которые её создают [5, с. 107]. Факторы окружающей среды сложны и играют огромную роль в формировании личности. В социальных условиях жизни человека, по убеждению Э. Фромма, кроются причины патологий, нарушений развития. Таинственной стороной развития выступает любовь взрослого (вкладывание души), что и пробуждает в ребёнке живую душу. Эмоциональная связь с миром, с другими людьми определяет душевное и духовное здоровье человека. Любовь - единственно верный путь к целостности и единству личности [6, с. 367].

Любовь, о которой говорил Э. Фромм, может дать только семейное окружение. Уже такие обстоятельства среды, как тепло и нежность, внимание, частые поощрения, свобода передвижения, возможность самовыражения в игре и других формах общения при воспитании ребёнка оказывают существенное влияние на психическое и соматическое здоровье ребёнка.

Семья как социальный институт обеспечивает успешную социализацию личности посредством накопления ею начального адаптационного потенциала в ходе усвоения детьми нормативов общественной жизни. В момент рождения человека начинается процесс его социализации. Семейная принадлежность сохраняет роль фактора, определяющего социальное положение человека в обществе: сохраняется принадлежность к той или иной этнической группе, классу, религии и т. д. Социальное происхождение и классовое положение оказывают гро-

мадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного качества, которое не зависело бы от социально-классовых и средовых факторов [7].

Приоритет семейного воспитания признаётся и законодательством: Конвенция ООН о правах ребёнка гласит: «ребёнку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания» [8, с. 3], ст. 54 СК РФ раскрывает право ребёнка жить и воспитываться в семье.

Сиротство может рассматриваться и как одна из форм социальной мобильности. П. Сорокин в своей книге «Social Mobility? Its Forms and fluctuation» (1927) рассматривал социальную мобильность как любой переход индивида или социального объекта из одной социальной позиции в другую [9, с. 147-148]. Трудно говорить о социальной позиции ребёнка, следовательно, сиротство следует рассматривать как собственно промежуточное положение, причём результат перехода, как правило, неизвестен. Ребёнок может вернуться в родную семью при условии коррекции поведения родителей, его могут взять на воспитание, как родственники, так и профессиональные воспитатели или он останется до окончания школы в детском доме. Выбор и развитие того или иного варианта воспитания ребёнка-сироты может иметь несколько стратегий развития в зависимости от личностных качеств ребёнка, его прошлого опыта, а также от степени адаптированности к изменившимся условиям.

Парк Р. считает, что дети-сироты являются мигрантами. Он рассматривает миграцию не как географический факт, а как социальное явление, которое отождествляется не только с простым движением [10, с. 71-72]. Этимологически миграция населения (от лат. migratio) означает переселение, перемещение. То есть под миграцией может пониматься всё многообразие движения населения, независимо от его характера и целей, в том числе она может рассматриваться как разновидность горизонтальной мобильности [11, с. 34-52]. Как минимум, она включает в себя изменение места жительства и разрушение домашних связей. Домашние связи у детей-сирот разрушаются несколько раз:

1. Изоляция от привычного социального окружения в результате помещения в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в замещающую семью, даже если это семья ближайших родственников;

2. Выход из учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или из семьи приёмных родителей при условии отсутствия продолжения отношений с приёмной семьёй.

Согласно этой точки зрения, лишённые эмпа-тийного общения в семье, с близкими людьми, нередко перенёсшие жестокое обращение дети-сироты

приобретают особые психологические характеристики, которые характеризуют их как проблемную маргинальную группу.

В работах Э. Дюркгейма была развита концепция аномии, объясняющая феномен отчуждения, порождённого индустриализацией. Динамика современной жизни способствует всё большему обособлению индивидов друг от друга, в том числе и в семейных отношениях. Чаще всего от этого страдают дети.

С позиций теории аномии можно рассматривать любой социальный процесс. По мнению Р. Мертона «аномия связана с рассогласованием между культурной и социальной структурой, с невозможностью достичь одобряемых культурой целей нормальными, узаконенными средствами, что, в свою очередь, приводит к поискам незаконных способов удовлетворения потребностей» [12, с. 28]. Именно в результате аномичности всего общества стало возможным и распространилось такое негативное социальное явление как социальное сиротство. В то же время, положение самих детей-сирот также может быть охарактеризовано с точки зрения теории аномии. Это положение доказывает определение сиротства через маргинальный социальный статус. Сам факт того, что ребёнок был лишён родительского попечения, а зачастую и условия его дальнейшей жизни значительно снижают стартовые позиции ребёнка, а потому и «выход» из специализированного учреждения или из семьи приёмных родителей в самостоятельную жизнь в большинстве случаев также можно рассматривать с позиций аномичности.

Последствия сиротства стали изучать с конца XIX в. в рамках психодинамических исследований, когда было замечено, что ребёнок, воспитывающийся в приюте, отличается от своих свестников. Первоначально причинами данного явления называли бедность, плохую пищу и др. Однако после установления жесточайшего контроля со стороны властей за деятельностью служащих приюта и условиями пребывания детей в подобного рода учреждениях состояние детей принципально не изменилось к лучшему, а в некоторых случаях даже ухудшилось.

Следующим предположением удручённого состояния ребёнка в приютах стало убеждение о пагубном влиянии на детей обеднённой среды: однообразная, казённая обстановка, малое количество игрушек, недостаток впечатлений. Однако и решение проблемы стимульной, информационной среды также не привело к успеху.

Решающий прорыв был сделан в середине XX в. психологами Д. Боулби и Р. Шпицем, доказавшими первостепенную значимость для развития ребёнка материнской заботы. Стало научно доказанным и общепризнанным, что важнейшим условием развития маленького ребёнка является наличие тёплых и стойких эмоциональных связей с матерью (или другим взрослым, заменяющим мать). Отсутствие таких связей получило название «материнской депривации»

[13, с. 8-9]. Именно материнская депривация, по мнению многих современных психологов, и является причиной вышеперечисленных неблагоприятных тенденций в развитии ребёнка. Социальные последствия материнской депривации непредсказуемы, многообразны и их нельзя контролировать. Как правило, ее следствие - более тяжёлые виды социальной депривации.

Дети, лишённые родительского попечения, наиболее склонны к бродяжничеству, подвержены опасности стать жертвами насилия и преступлений (объектами сексуальных посягательств и предметом торговли) или быть вовлеченными в преступную деятельность. Они рано приобщаются к алкоголю и наркотикам, отмечена распространённость гинекологических патологий у безнадзорных девочек-подростков. Безнадзорные и беспризорные дети наиболее подвержены заболеваниям ВИЧ-инфекцией.

Сиротство разрушает эмоциональные связи ребёнка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения в развитии личности. Большинство воспитанников домов ребенка составляют дети с тяжёлой хронической патологией, преимущественно центральной нервной системы. У оторванного от родителей и помещённого в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшается эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. Во многих случаях выпускники детских домов не способны к обучению по программе общеобразовательной школы. Формируется комплекс сложных нарушений эмоционального развития: обеднение эмоциональных проявлений, затруднения в общении, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству, нарастание пассивности, быстрая утрата побудительных мотивов.

Целесообразно рассмотреть сиротство также с позиций виктимизации. Ребёнок-сирота является жертвой либо трагических обстоятельств, повлекших за собой смерть родителей, либо жертвой самих же родителей, ставящих под угрозу здоровье или даже жизнь ребёнка своим поведением. Существуют также дети, чаще всего те, чьи родители были лишены родительских прав, которые стали жертвами насилия: физического, психологического или сексуального со стороны «близких» людей. Известны

также факты насилия над детьми со стороны воспитателей в учреждениях для детей-сирот.

Психологами доказано, что существует прямая связь между психическими патологиями взрослого человека и его детскими психическими травмами. Учёные установили, что мозг человека в момент рождения не полностью сформирован. Возможность мозга развиваться зависит от того, что испытывает ребёнок в первые годы жизни. Исследования, проведённые на брошенных или подвергавшихся жестоким истязаниям румынских детях, выявили у них наличие очевидных поражений определённых отделов мозга, а впоследствии - ярко выраженной эмоциональной и интеллектуальной недоразвитости ... повторная травматизация приводит к усиленному выбросу гормонов стресса, вступающих во взаимодействие с чувствительной мозговой тканью и разрушающих нейроны. Другие исследования показали, что у детей, систематически подвергающихся дурному обращению, отделы мозга, отвечающие за «управление» эмоциями, на 20 - 30 % меньше по размеру, чем у их благополучных сверстников [14, с. 23].

Совершенно очевидно, что число детей из групп риска растёт с каждым годом. Весомую часть данного процесса составляют семьи, где один или оба родителя подвержены алкоголизации. Дети из таких семей составляют генетическую группу риска по развитию алкоголизма и наркомании, у них возникает множество психологических проблем, связанных с определёнными правилами и ролевыми установками такой семьи. Это ведёт к разнообразным последствиям, проявляющимся в их взрослой жизни. Чаще всего у таких детей заниженная самооценка, нарушена эмоционально-волевая сфера. Чувства, которые когда-то возникли у ребёнка в ответ на ситуацию в семье, становятся движущими силами его дальнейшей жизни. Это - вина, страх, обида, злость. Если результатом алкоголизации родителей стало лишение родительских прав и помещение в детский дом, то негативные проявления в психике и поведении ребёнка усиливаются.

Дети, становящиеся сиротами при живых родителях, безусловно, относятся к особой категории. В детстве они осознают невозможность своего влияния на ситуацию, т.е. происходит обучение беспомощности, что в дальнейшем определяет их поведение как потенциальных жертв. Это является также и результатом стигмации. Взрослея, такие люди более подвержены депрессивному состоянию, они не предпринимают никаких попыток исправить трудное, дискомфортное для себя положение, любую ситуацию воспринимают через призму своей нетипичности, редко обращаются за помощью к посторонним людям, но в то же время очень подвержены влиянию окружающих людей.

Любой факт насилия не проходит бесследно. Наиболее часто встречающимися последствиями насилия являются: заниженная самооценка жертвы;

социальная дезадаптация и дезориентация; эмоциональная дезадаптация и дезориентация; интеллектуальные дисфункции.

У детей-сирот крайне сужен круг социальных контактов, нет близких людей, с которыми можно поделиться переживаниями. Это ведёт к постоянному воспроизведению зависимых отношений между причиняющим боль и жертвой. Жертва бессознательно ищет себе «сильного человека» или идентифицирует себя с агрессором. Статистика свидетельствует, что до 40 % бывших воспитанников детских домов становятся бомжами, алкоголиками и наркоманами; 40 - преступниками; 10 % - заканчивают жизнь самоубийством [15, с. 75]. Таким образом, можно сделать неутешительный вывод о том, что склонность к насилию существует у большинства детей-сирот, воспитывающихся в детских домах. Направленность агрессии может быть разной: на себя или окружающих.

Наличие таких психотравмирующих факторов в развитии ребёнка говорит о том, что все усилия общества должны быть направлены на создание условий для таких детей, которые позволят не только преодолеть негативные последствия прошлого опыта, но и в дальнейшем способствовать его нормальному развитию. Изучая сиротство через процесс виктими-зации можно рассматривать приёмную семью как институт компенсации. Выполняя большинство семейных функций, данный институт помогает успешной реабилитации и коррекции ребёнка-сироты.

Литература

1. Прокопишина Н.А. Сиротство как мировой социальный феномен // Шестые межрегиональные научные чтения по актуальным проблемам социальной истории и социальной работы: Тез. докл. и сообщений науч.-теорет. конф. Новочеркасск; Ростов н/Д, 2005. Вып. 6. С. 88.

2. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 8.02.198) от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

3. Филиппова Л.Н. Скрытое социальное сиротство: социокультурный подход // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: Сб. статей / Под ред. П.Я. Циткилова. Новочеркасск, 2004. Вып. 6. С. 70-72.

4. Филиппова Л.Н. Социальное сиротство в современном российском обществе. Социально-философский анализ: Автореф. дис. ... канд. фил. наук. 2004.

5. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие / Сост. А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ял-паева / Под ред. В.Д. Сластенина М., 2002.

6. Фромм Э. Теория любви // Семья: Книга для чтения. Кн. 2 / Сост.: И.С. Андреева, А.В. Гулыга. М., 1991.

7. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., 1989; Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. Т. 3.

8. Конвенция о правах ребёнка: Конвенция ООН. М., 2005.

9. См.: Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация М., 1995.

10. См.: НазароваИ.Б. Возможости и условия адаптации сирот // Социс. 2001. № 7.

11. Хомра А. У. Миграция населения: определители, типология, направления развития // Демографические проблемы социалистического общества М., 1991; Хореев Б.С., Чапек В.Н. Проблемы изучения миграции населения. М., 1978. С. 34-52.

12. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социс. 1992. № 3.

13. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб: Питер, 2005.

14. Миллер Э. Политические последствия дурного обращения с детьми // Защити меня! 2005. № 3; Обыкновенное зло: Исследование насилия в семье. М., 2003.

15. Семилетов Л.В. Чужие дети становятся родными // Закон. 2004. № 4. С. 75.

Южный федеральный университет

26 февраля 2007 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.