Научная статья на тему 'К вопросу о тенденциях развития межнациональной семьи (на примере Ставропольского края)'

К вопросу о тенденциях развития межнациональной семьи (на примере Ставропольского края) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
104
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильяшенко И. А.

Основная мысль статьи заключается в осознании особенностей формирования межнациональных семей. Результаты исследований способствуют выдвижению духовно-нравственного фактора на первый план. В статье изложены основы целостности смешанного брака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о тенденциях развития межнациональной семьи (на примере Ставропольского края)»

К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬИ (НА ПРИМЕРЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

© Ильяшенко И.А.*

Северо-Кавказский филиал Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, г. Минеральные Воды

Основная мысль статьи заключается в осознании особенностей формирования межнациональных семей. Результаты исследований способствуют выдвижению духовно-нравственного фактора на первый план. В статье изложены основы целостности смешанного брака.

Ключевые слова межнациональная семья, культурные процессы, социокультурные ценности, этническая идентичность.

Социально-экономическая ситуация в Ставропольском крае, ставшем фактически новой пограничной территорией, типична для большей части Северного Кавказа. С одной стороны, здесь сложились многовековые традиции совместного мирного проживания в целях достижения эффективных экономических показателей, а с другой стороны - геополитическое положение края, ставшего южным форпостом России в сердцевине пестрого по национальному составу и конфликтного Кавказа, превращает его в зону повышенного риска.

Констатируя наличие противоположных факторов в Северокавказском регионе, рассмотрим кавказскую культуру как одну из основ становления и функционирования социального бытия и важную составляющую создания межнациональной семьи. Основной ценностью кавказской культуры является этничность. Исследование данного вопроса связано с представлением об «этнической структуре бытия», специфической для каждого народа и нации и повторяющейся в повседневном опыте людей. Этот уровень бытия формирует те основы общественного сознания, которые определяют образ жизни и статусные позиции [1].

В культуре Северного Кавказа конфессиональная и этническая идентичность взаимосвязаны. Они воспринимаются кавказскими народами как высшая ступень бытия. Здесь заложен смысл формы жизнедеятельности. Она неотделима от таких понятий, как «честь», «справедливость», «достоинство», и выступает движущей силой развития, составляя основу бытия в семейной среде Северокавказского региона. Отметим, что региональная особенность жизнедеятельности не исключает взаимодействия с российской, тем более не имеет цели ее отвергать. Для представителя любой нации ощу-

* Доцент кафедры «Экономические и естественнонаучные дисциплины», кандидат социологических наук, доцент.

щать себя россиянином не должно означать потерю чувства этничности и не отрицает включенности в российское общество [2]. Любой индивид осознает и признает, что российское общество - это историческая и социокультурная общность, предполагающая этническую принадлежность, в том числе и кавказскую, обладающую специфическими традиционными характеристиками.

В северокавказской традиционной культуре можно выделить четыре основания, которые определяют как сознание, так и поведение национальных общностей.

Это - почитание стариков, личная честь, культ гостя и взаимопомощь. Данные традиции отличаются не только строгостью их соблюдения, но и радикализмом. У многих народов Северного Кавказа на основе традиционного образа жизни сформировался свой специфический способ мышления и восприятия. Именно поэтому возникает проблема, когда речь идет о соотношении традиций и трансформационных процессов. Проблематичность возникает из-за конфликта между традиционными нормами жизнедеятельности этноса и изменяющимися условиями его обитания, что на уровне этнического сознания воспринимается как угроза основам этнического бытия. Если мо-дернизационный напор на этнос превышает допустимые пределы, народ отторгает новации, дистанцируется от наций, угрожающих его судьбе, и повышает внимание к своему культурно-историческому прошлому» [3].

Таким образом, принципиальное значение, исходя из исторического опыта, имеет утверждение такого принципа, при котором в любом изменении национальной общности необходимо присутствие некоего предела социальной трансформации, выход за рамки которого может привести к утрате этнической идентичности. Историческая характеристика нашего государства заключается в сосуществовании разных этноидентичностей. Следовательно, культурно-традиционная этническая форма жизнедеятельности способна определить государственную целостность.

Единство общества и взаимосвязь его субъектов может проявиться через разнообразие этносов и их основ бытия, через взаимодействие и взаимообогащение.

В Ставропольском крае проживает около 120 этнических общностей. Миграция и особенности естественного движения различных групп населения заметно меняют этнический состав края. В этом отношении край можно разделить на четыре группы территорий. К первой относится 2/3 районов и городов западной, центральной, северной и частично южной частей. В этих районах заметно высока доля русского населения. Вторая группа территорий - район Кавказских Минеральных Вод, где значительна доля армян и греков. В третьей группе - восточные и юго-восточные районы, там выше удельный вес северокавказских народов. Четвертая группа - это уникальный в этническом отношении Нефтекумский район, в котором низка доля русских и высока доля тюркских (ногайцев и туркмен) - около 39 % - и кав-

казских народов - около 16 %. В связи с этим отмечается большое количество межнациональных браков [3, 4].

Некогда существующий демократический характер межнациональных отношений способствовал тому, что народы России территориально легко перемешивались. Глубокие социально-экономические и политические изменения в стране, и в регионе в частности, усилили проблему межнациональных конфликтов и противоречий.

Исходя из этого, нравственные характеристики могут рассматриваться в качестве значимой стабилизирующей силы для объединения северокавказских народов и стирания этнических границ.

Для достижения положительных результатов необходимо учитывать уровень признания языка и культурных традиций другого народа.

Языковая близость раскрывает культуру народа, причем ближе друг к другу именно те народы, которые относятся к одной языковой группе. Кавказская группа языков имеет сложную структуру, так как включает в свой состав западную, абхазо-адыгскую, южно-кавказскую, нахско-дагестанскую, картвельскую, восточно-кавказскую подгруппы. Учитывая социально-экономическое, духовно-нравственное развитие и способ расселения народов, можно сказать, что зачастую люди не знают и не хотят признавать язык и культуру другого народа. Это, в свою очередь, отдаляет одну нацию от другой. Однако если между людьми возникают чувства, то языковой барьер стирается. Существует множество других причин, способствующих разъединению людей [5].

Например, трансформационные процессы социальной структуры российского общества, интенсивное формирование рыночной среды, кризисные явления оказали серьезное влияние на территориальные различия экономических и социальных показателей. Процесс краевой дифференциации по важнейшим показателям содействует углублению различий в положении социальных слоев и семей. В основе жизнедеятельности в том или ином крае лежат такие предпосылки: экономическое положение края, специализация, научно-культурный потенциал, географическое положение края, этнонацио-нальный состав, миграционные процессы. В этой связи хотелось бы обратить внимание на такую сторону жизни как национально-смешанные браки.

Состояние отношений в национально-смешанных семьях выступает немаловажным показателем в представлениях всей системы межнациональных отношений. Следствием этого является демографическая ситуация [6].

Развитие любого региона, в том числе северокавказского, складывается из таких показателей, как уровень рождаемости, смертности, количество браков и т.д., выступая критериями потенциала жизнеспособности и воспроизводства населения. На сегодняшний день ситуацию в нашем крае и по стране в целом можно охарактеризовать одним словом - депопуляция. Учитывая многонациональный состав северокавказской семьи, принципиальное значение в этом отношении можно придать религиозным началам. Многое за-

висит от религии, которая посредством традиционных и культурных норм закрепляет установки на брак и рождаемость. Например, исламская религия выступает за рождаемость и неограниченный предельный возраст вступления женщины в брак. В определенном смысле, в православной религии формы влияния в данном направлении утратили свою актуальность. А ведь когда-то, гордостью русской семьи было большое количество детей.

Исторически в Ставропольском крае был распространен авторитарный тип семьи. Это свидетельствовало о почитании старшего поколения, строгом определении ролей, при котором мужчина - глава семьи и кормилец, а женщина - мать и хозяйка дома. Основные усилия мужа и жены были направлены на обеспечение и воспитание детей. В настоящее время на первый план выступает демократический тип семьи, при котором наблюдается равноправное положение всех членов семьи. Как показывает практика, в силу социально-экономических причин супруги заняты только материальным обеспечением, а воспитательная функция часто остается невыполненной. Это приводит к тому, что дети ведут автономную от родителей жизнь, занимаясь чем угодно без всякого контроля [7].

Иногда это приводит к тому, что подросток попадает в какую-либо организацию, проповедующую националистические настроения.

И еще один тревожный показатель: на Ставрополье количество разводов преобладает над количеством заключаемых браков. Казалось бы, распространенное явление в современном обществе, но постараемся охарактеризовать эту ситуацию относительно национальных признаков. Автором проведен социологический опрос, в котором приняли участие свыше двухсот семей, основанных на смешанном браке. На вопрос « Может ли в вашей семье служить основанием для развода несовместимость национально-культурных традиций?» Были получены следующие ответы: а) наверное, нет -17 %; б) конечно, нет - 21 %; в) наверное, да - 43 %; г) конечно, да - 19 %. Более склонны к разводу по данной причине семьи, чей брак не превышает двух лет. Если прибавить сюда слабую материальную базу многих молодых семей, то это в целом дополнит картину причины разводов. Поэтому важно обратить внимание не только на социальную защищенность молодых семей, но и на воспитание молодого поколения, ориентированного на бережное отношение и почитание культуры, обычаев, традиций другой нации, передаваемых из поколения в поколение.

Таким образом, в конфессиональном плане территория Ставропольского края представляет собой пограничную зону между православно-христианской и исламской культурами. Это один из важных факторов, способствующих заключению межнациональных браков и смешению разных культур.

Список литературы:

1. Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: МГУ 2006. - 304 с.

2. Баранов С.Д., Конов Д.В. Русская нация. Современный портрет. - М., 2009. - С. 49-50.

3. Елизаров А.Н. К концептуальной схеме анализа межэтнических браков // Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Международной научной конференции 29-30 мая 2008 г. в 2 т. / Отв. ред. В.В. Гриценко. - Смоленск: Универсум, 2008. - Т. 1. - С. 221-225.

4. Мархинин В.В. Межэтнические браки: Состояние, динамика, проблемные ситуации / В.В. Мархин, И.В. Удалова. - М.: Знание, 2009. - 236 с.

5. Некрасова А.Н. Проявление культуры межнационального общения в семье и межнациональные браки. - М.: Владос, 2000. - 159 с.

6. Устинова М.Я. Некоторые вопросы изучения национально-смешанных браков и семей / М.Я. Устинова // Семья: Традиции и современность. -М.: Наука, 2000. - С. 203-220.

7. Харчев А.Г. Современная семья и её проблемы / А.Г. Харчев, М.С. Мацковский. - М.: Наука, 2007. - 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.