Научная статья на тему 'К вопросу о связи результатов учебы студентов технического вуза с их ответственностью и мотивированностью'

К вопросу о связи результатов учебы студентов технического вуза с их ответственностью и мотивированностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СТУДЕНТ / ШКАЛА ИНТЕРНАЛЬНОСТИ / МОТИВАЦИЯ ПОЛУЧЕНИЕ ДИПЛОМА ОЦЕНКИ ЗА ЗАЧЕТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ СЕССИЮ / PSYCHOLOGICAL COMPETENCIES / STUDENT / SCALE OF INTERNAL / MOTIVATION GETTING A DIPLOMA MARKS FOR TESTS AND EXAMINATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Булатова Дарья Сергеевна, Либерман Яков Львович, Шадрина Анастасия Андреевна

Статья посвящена обсуждению вопросов взаимосвязи результатов учебы студентов технического вуза с такими психологическими качествами, как их ответственность и мотивация, а также интернальность в области достижений, неудач и межличностных отношений. В механико-машиностроительном институте Уральского федерального университета было проведено исследование, целью которого являлось установление связи между успеваемостью и мотивированностью студентов. Наличие связи означает, что, влияя на соответствующие личностные качества и психологические состояния студентов, результаты их учебы можно улучшать. Остается лишь разработать и практически реализовать приемлемую систему повышения ответственности и мотивации студентов. Разумеется, следует принимать во внимание, что указанные связи нелинейны, а значит, используя их, действовать на студентов нужно опосредованно, применяя различные косвенные приемы. Например, при обучении физике и математике нужно как можно больше показывать полезность их применения для решения задач сопромата и теоретической механики, а при обучении вообще всем спецпредметам почаще обращать внимание студентов на то, что для получения диплома им придется готовить выпускную работу, которую без соответствующих знаний выполнить невозможно. Результаты исследования могут использоваться для формирования психолого-педагогических мероприятий по улучшению итогов сессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Булатова Дарья Сергеевна, Либерман Яков Львович, Шадрина Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Connection OF THE STUDIES RESULTS of TECHNICAL COLLEGE STUDENTS WITH THEiR responsibility AND MOTIVATION

The article is devoted to discussion of the relationship between studies results of technical university students and such psychological qualities as responsibility and motivation, as well as the internality in the achievements, failures and interpersonal relationships. There was a research of interconnection of academic results and motivation of the students of the Institute of Mechanics and Machine Building of the Ural Federal University. The existence of such connection means that it is possible to improve academic results of a student influencing their personal and psychological state. It is necessary to develop and implement the system of increasing students’ responsibility and motivation. It should be born in mind that this connection is not linear, which means that the influence on a student shouldn’t be direct, it should be indirect instead. For example, teaching Physics and Mathematics it is necessary to underline their importance in solving tasks in the courses of Material Resistance and Theoretical Mechanics. While teaching special subjects it is necessary to attract the students’ attention to the fact that they will soon have to work on their diploma paper, without which graduation is impossible, and all the information taught in the courses will be necessary. The results of the study can be used to form the psychological and pedagogical interventions to improve the outcome of the examination session.

Текст научной работы на тему «К вопросу о связи результатов учебы студентов технического вуза с их ответственностью и мотивированностью»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.147:378.662

ББК Ч448.024+Ю962.3 ГСНТИ 14.85.01 Код ВАК 13.00.02

Булатова Дарья Сергеевна,

аспирант кафедры «Технология сварочного производства», Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина; 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19; e-mail: kosheleva.ds@gmail.com.

Либерман Яков Львович,

доктор технических наук honoris causa, кафедра «Станки и инструмент», Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина; профессор Российской академии естествознания; действительный член Европейской академии наук; 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19; e-mail: yakov_liberman@list.ru.

Шадрина Анастасия Андреевна,

магистрант кафедры «Организация машиностроительного производства», Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина; 620002, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19; e-mail: kazbekova.93@mail.ru.

К ВОПРОСУ О СВЯЗИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА С ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ И МОТИВИРОВАННОСТЬЮ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологические качества; студент; шкала интернальности; мотивация, получение диплома, оценки за зачетно-экзаменационную сессию.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена обсуждению вопросов взаимосвязи результатов учебы студентов технического вуза с такими психологическими качествами, как их ответственность и мотивация, а также интернальность в области достижений, неудач и межличностных отношений. В механико-машиностроительном институте Уральского федерального университета было проведено исследование, целью которого являлось установление связи между успеваемостью и мотивированностью студентов. Наличие связи означает, что, влияя на соответствующие личностные качества и психологические состояния студентов, результаты их учебы можно улучшать. Остается лишь разработать и практически реализовать приемлемую систему повышения ответственности и мотивации студентов. Разумеется, следует принимать во внимание, что указанные связи нелинейны, а значит, используя их, действовать на студентов нужно опосредованно, применяя различные косвенные приемы. Например, при обучении физике и математике нужно как можно больше показывать полезность их применения для решения задач сопромата и теоретической механики, а при обучении вообще всем спецпредметам - почаще обращать внимание студентов на то, что для получения диплома им придется готовить выпускную работу, которую без соответствующих знаний выполнить невозможно. Результаты исследования могут использоваться для формирования психолого-педагогических мероприятий по улучшению итогов сессии.

Bulatova Daria Sergeevna

Post-graduate Student of the Department of Technology of Welding Engineering, Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia. Liberman Jakov Lvovich,

Doctor of Technical Sciences honoris causa, Associate Professor of the Department Machinery and Tools, Ural Federal University, Professor of Russian Academy of Natural Sciences, Member of European Academy of Sciences, Ekaterinburg, Russia.

Shadrina Anastasia Andreevna,

Master's Degree Student of the Department of Organization of Machine-building Production, Ural Federal University, Ekaterinburg, Russia.

CONNECTION OF THE STUDIES RESULTS OF TECHNICAL COLLEGE STUDENTS WITH THEIR RESPONSIBILITY AND MOTIVATION

KEYWORDS: psychological competencies; student; Scale of Internal; motivation, getting a diploma, marks for tests and examinations.

ABSTRACT. The article is devoted to discussion of the relationship between studies results of technical university students and such psychological qualities as responsibility and motivation, as well as the inter-nality in the achievements, failures and interpersonal relationships. There was a research of interconnection of academic results and motivation of the students of the Institute of Mechanics and Machine Building of the Ural Federal University. The existence of such connection means that it is possible to improve academic results of a student influencing their personal and psychological state. It is necessary to develop and implement the system of increasing students' responsibility and motivation. It should be born in mind that this connection is not linear, which means that the influence on a student shouldn't be direct, it should be indirect instead. For example, teaching Physics and Mathematics it is necessary to underline their importance in solving tasks in the courses of Material Resistance and Theoretical Mechanics. While teaching special subjects it is necessary to attract the students' attention to the fact that they will soon have to work

on their diploma paper, without which graduation is impossible, and all the information taught in the courses will be necessary. The results of the study can be used to form the psychological and pedagogical interventions to improve the outcome of the examination session.

Об

О!

общеизвестно, что задачей высшей 'технической школы является подготовка профессионально грамотной молодежи, стремящейся всемерно способствовать техническому прогрессу нашей страны через личные и коллективные достижения. Степень указанного стремления, обусловленного представлениями о «надо» и «хочу», можно оценивать по-разному, однако наиболее объективно, на наш взгляд, это можно сделать, изучая уровень ответственности студента за то, что с ним происходит или может произойти: его мотивацию к успеху и мотивацию к обучению в вузе.

Как показывает пилотное исследование мнений преподавателей технических вузов, чувство ответственности студентов оставляет желать лучшего. Между тем, желание быть успешными и карьерные притязания еще до окончания вуза у них неоправданно высоки. Все это, как считают преподаватели, является главной причиной недостаточно высокой успеваемости студентов по спецдисциплинам и, как следствие, низких результатов обучения в целом с последующей профессиональной некомпетентностью.

Для проверки реальности отмеченной причины в механико-машиностроительном институте Уральского федерального университета было проведено исследование, целью которого являлось установление связи, указанной в заголовке статьи. Материалами для исследования послужили данные, полученные путем тестирования 85 студентов второго курса (76 юношей и 9 девушек), описанные в работе [1], и итоги зачетно-

экзаменационной сессии по дисциплинам, определяющим профессиональные компетенции студентов. Для тестирования использовались: опросник Дж. Роттера [3], позволяющий определить степень ответственности человека за свои поступки и жизнь (тест 1); опросник Т. Элерса [5] «Мотивация к успеху» (тест 2); опросник Т. И. Ильиной [2] «Мотивация обучения в вузе» (тест 3) и опросник [6], направленный на определение уровня лени (тест 4). При этом тест 1 был представлен совокупностью подтестов: общей интернальности (Ио), ин-тернальности в области достижений (Ид), интернальности в области неудач (Ин), ин-тернальности в области производственных отношений (Ип), интернальности в области межличностных отношений (Им) и интер-нальности в области здоровья (Из); а тест 2 -совокупностью подтестов: «стремление к приобретениию знаний» (ПЗ), «стремление к овладению профессией» (ОП) и «стремление к получению диплома» (ПД).

В качестве итогов сессии использовались оценки, полученные студентами по дисциплинам «Математика», «Технология конструкционных материалов» (ТКМ), «Физика», «Теоретическая механика» и «Сопротивление материалов».

Результаты тестирования были оформлены аналогично таблице 1. Затем с помощью критериев, приведенных в таблице 2, было получено их распределение по уровням (Табл. 3), что позволило в значительной степени уточнить результаты пилотного исследования.

Фрагмент таблиц оформления полученных данных

Таблица 1

Фамилия Пол Данные по тесту 1 Данные по тесту 2 Данные по тесту 3 Данные по тесту 4

Ио Ид Ин Ип Им Из ПЗ ОП ПД

Аплетин м 25 5 9 5 3 2 15 4,6 4 6 3

Балина ж 21 6 6 6 4 2 20 3,2 7 7 4

Бобров м 26 8 5 4 3 3 16 4,2 4 8,5 3

Камисов м 24 9 8 5 4 2 18 6,2 3 8,5 4

Крюченко м 13 11 4 6 4 3 21 8,3 5 9 2

Малахов м 35 4 7 8 3 2 12 9,2 5 7 3

Меркулов м 14 3 9 5 3 3 13 5 3 7 5

Торгашов м 25 10 6 4 4 2 16 5 5 6 4

Торопов м 21 9 11 6 2 3 14 1,8 4 6 4

Яремчук м 30 5 9 5 3 2 15 5 7 6 3

© Булатова Д. С., Либерман Я. Л., Шадрина А. А., 2016

220

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Критерии оценки

Таблица 2

Тест Подтест Низкий уровень Средний уровень Умеренно высокий уровень Высокий уровень

1 Ио 0-12 13-23 24-34 35-42

Ид 0-3 4-7 8-10 11-12

Ин 0-3 4-7 8-10 11-12

Ип 0-2 3-4 5-6 7-8

Им 0 1-2 3 4

Из 0 1-2 3 4

2 0-10 11-16 17-20 21-29

3 ПЗ 0-4,7 4,8-8,3 8,4-10,6 10,7-12,6

ОП 0-2 3-6 7-8 9-10

ПД 0-2 3-6 7-8 9-10

4 0-2 3-6 7-8 9-10

Таблица 3

Распределение испытуемых по уровням (проценты)

Доля испытуемых, соответствующих критерию

Тест Подтест Низкий Средний Умеренно высокий Высокий

Ио 0 14,9 82,8 2,3

Ид 4,6 48,3 39,1 8

1 Ин 1,7 51,7 31,7 14,9

Ип 0 71,4 20,0 8,6

Им 3,9 16,9 48,1 31,1

Из 3,9 24,7 46,8 24,6

2 1,9 50,0 38,5 9,6

ПЗ 28,4 47,8 14,9 8,9

3 ОП 7,1 64,3 21,4 7,2

ПД 4,3 42,3 14,3 39,1

4 43,3 50 6,7 0

Оказалось, что ответственность студентов, хотя и не очень высокая, но все же, в основном, средняя, а зачастую и умеренно высокая. Мотивация к успеху у большинства студентов средняя, а не высокая. Не так уж они и ленивы. Однако большинство из них демонстрируют среднее стремление к получению знаний и профессии, отдавая предпочтение получению диплома. Что из этого следует? То, что ситуация в целом неплохая, но ее есть куда и, вероятно, нужно совершенствовать.

Последнее, разумеется, имеет смысл, прежде всего, в том случае, если связь между результатами тестирования и сессии подтверждается хотя бы корреляционно.

Опираясь на изложенное и представив результаты зачетно-экзаменационной сессии в виде таблицы, подобной таблицы 4, вычислим коэффициенты линейной корреляции г^, полагая, что Х - данные тестирования, а Y - оценки в сессию.

Согласно [4], коэффициент г^ вычисляется по формуле:

г

_ иху

где Сху - ковариация величин X и Y, ох - среднеквадратическое значение Х,

оу - среднеквадратическое значение Y. Применив ее, получим числовые значения г^, сведенные в таблице 5.

Таблица 4

Фрагмент результатов зачетно-экзаменационной сессии по выбранным дисциплинам

Фамилия Пол Оценки по дисциплинам

Математика ТКМ Физика Теор.мех. Сопрот.мат.

Топорков м 3 4 4 5 3

Короваева ж 4 4 2 5 3

Лауэр м 4 3 2 5 3

Козлова ж 3 3 2 3 3

Исаков м 2 3 4 5 3

Реннер м 2 5 4 4 2

Табатчикова ж 4 3 2 5 3

Таблица 5

Расчетные значения коэффициентов корреляции

Тест Подтест Матем. Физика Теор.мех. ТКМ Сопр.мат

общий 0,0135 0,2010 0,2013 0,1320 0,2013

Ио юноши 0,0102 0,2015 0,1926 0,2012 0,2012

девушки 0,0132 0,3020 0,3021 0,2310 0,2012

общий 0,1220 0,2102 0,3561 0,3210 0,2103

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ид юноши 0,1321 0,2102 0,1325 0,2012 0,2012

девушки 0,1023 0,1320 0,1362 0,2018 0,2032

общий 0,0321 0,2513 0,1352 0,3018 0,2012

Ин юноши -0,0210 0,2013 0,1852 0,2396 0,2814

1 девушки 0,0132 0,2036 0,2013 0,2845 0,3020

общий 0,0325 0,2984 0,2103 0,2156 0,2013

Ип юноши 0,1032 0,1962 0,2971 0,2912 0,2320

девушки 0,0213 0,2985 0,2847 0,1203 0,2513

общий 0,0321 0,3125 0,2469 0,0210 0,2030

Им юноши 0,0201 0,2014 0,2963 0,1203 0,2561

девушки 0,1023 0,2369 0,2563 0,2013 0,3212

общий 0,1032 0,2567 0,2841 0,1023 0,3625

Из юноши 0,1032 0,2785 0,2612 0,1023 0,2103

девушки 0,0123 0,2931 0,2365 0,2013 0,2936

общий 0,3210 0,1932 0,3102 0,2102 0,2536

2 юноши 0,3520 0,3012 0,3021 0,2013 0,1325

девушки 0,3011 0,2156 0,3025 0,2162 0,1203

общий 0,3210 0,3020 0,2541 0,2596 0,2013

ПЗ юноши 0,2632 0,2154 0,2621 0,2741 0,2103

девушки 0,2103 0,2010 0,2140 0,1963 0,2103

общий 0,3201 0,2365 0,2013 0,1423 0,2103

3 ОП юноши 0,1230 0,2542 0,2560 0,0936 0,2031

девушки 0,3520 0,2536 0,2132 0,1023 0,2198

общий 0,3210 0,2635 0,2012 0,1032 0,2872

ПД юноши 0,3102 0,2456 0,2013 0,1203 0,2961

девушки 0,3201 0,2013 0,2687 0,0213 0,3178

общий 0,2103 0,0213 0,1023 0,1203 0,1032

4 девушки 0,2231 0,0923 0,1023 0,1136 0,0936

юноши 0,1230 0,2101 0,2013 0,1230 0,0632

222 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Видно, что значения г^ в этой таблице

довольно малы. Но насколько они существенно значимы? Проверить это можно, воспользовавшись рекомендуемым в [4] отношением

\гху\^п - 1 < 3, где п - объем выборки, по которой рассчитывался гху. Если оно выполняется, то существенно значимыми практически не являются.

Вычисления показывают, что для всех

из таблицы 5 это так и есть. Получается, что совершенствуя уровень ответственности

'ху

и мотивированности студентов, повысить уровень их успеваемости нельзя? Но такой вывод очевидно сомнителен. Возможно, корреляция все-таки есть, но она нелинейна? Проверим и это, используя такой показатель тесноты нелинейной корреляционной связи, как корреляционное отношение

Щ

'Ух

где - среднее квадратическое отклонение значений частной средней от общей средней [4].

Результаты расчета сведем в таблицу 6.

Таблица 6

Расчетные значения корреляционных отношений

Тест Подтест Матем. Физика Теор.мех. ТКМ Сопр.мат

общий 0,6231 0,6521 0,6256 0,6235 0,6541

Ио юноши 0,6841 0,6125 0,6589 0,6851 0,6982

девушки 0,6785 0,6128 0,6274 0,5963 0,3954

общий 0,6321 0,6574 0,6584 0,3621 0,6547

Ид юноши 0,6987 0,6327 0,6258 0,3951 0,6458

девушки 0,5963 0,6952 0,6924 0,3562 0,6235

общий 0,6874 0,6485 0,6987 0,6526 0,5012

Ин юноши 0,6541 0,6378 0,5563 0,6231 0,6385

1 девушки 0,7123 0,6495 0,4563 0,5612 0,6412

общий 0,6526 0,6598 0,6542 0,6523 0,6512

Ип юноши 0,6852 0,6547 0,6547 0,6310 0,6851

девушки 0,6941 0,6952 0,6214 0,6215 0,6945

общий 0,2013 0,3702 0,2385 0,2562 0,2369

Им юноши 0,3541 0,3069 0,2187 0,2031 0,2851

девушки 0,3210 0,2015 0,2632 0,3162 0,3684

общий 0,3625 0,2698 0,2853 0,3965 0,3298

Из юноши 0,3120 0,1297 0,2112 0,2395 0,2684

девушки 0,3218 0,3562 0,2563 0,3152 0,3695

общий 0,5623 0,5964 0,6953 0,6538 0,6478

2 юноши 0,5961 0,6941 0,6412 0,6519 0,6239

девушки 0,6135 0,7420 0,6583 0,6956 0,7210

общий 0,6246 0,7023 0,6952 0,5863 0,6841

ПЗ юноши 0,6182 0,6985 0,7523 0,6123 0,7254

девушки 0,6152 0,6478 0,7567 0,6539 0,6851

общий 0,6014 0,6952 0,7253 0,6367 0,9265

3 ОП юноши 0,6325 0,6256 0,6532 0,6951 0,6712

девушки 0,6812 0,6852 0,6852 0,6581 0,6418

общий 0,6932 0,6985 0,6354 0,6258 0,6235

ПД юноши 0,6981 0,6952 0,6120 0,6145 0,6951

девушки 0,6138 0,6975 0,6195 0,6235 0,6589

общий 0,6212 0,6852 0,5812 0,6210 0,6412

4 юноши 0,6023 0,6593 0,5912 0,6123 0,6328

девушки 0,6120 0,6475 0,5839 0,6239 0,6278

Как нетрудно заметить, значения корреляционного отношения в таблице 6 ощутимо ближе к 1, чем значения коэффициен-

тов корреляции в таблице 5. Это имеет место для все тестов и подтестов, за исключением подтестов Им и Из из теста 1.

Отсюда следует, что между всеми результатами тестирования, кроме полученных с помощью подтестов Им и Из, с результатами сессии, хотя и не очень сильная (на 60-70%%), но связь есть. Наличие связи означает, что, влияя на соответствующие личностные качества и психологические состояния студентов, результаты их учебы можно улучшать. Остается лишь разработать и практически реализовать приемлемую систему повышения ответственности и мотивации студентов. При этом целесообразно опираться, во-первых, на связь теоретической механики, сопромата и ТКМ с мотивацией получения знаний и овладения профессией как на наиболее сильную; и во-вторых на связь математики и физики с мотивацией того же, а также с уровнем лени и зависимости от неудач, как следующую по силе. Такие факторы, как межличностные отношения и отношение к собственному здоровью, использовать для повышения качества подготовки специалистов вряд-ли целесообразно.

Разумеется, следует принимать во внимание, что указанные связи нелинейны, а значит, используя их, действовать на студентов нужно не «в лоб», а опосредованно, применяя различные косвенные приемы.

Например, при обучении физике и математике нужно как можно больше показывать полезность их применения для решения задач сопромата и теоретической механики, а при обучении вообще всем спецпредметам - почаще обращать внимание студентов на то, что для получения диплома им придется готовить выпускную работу, которую без соответствующих знаний выполнить невозможно.

Наверное, имеет смысл также периодически напоминать студентам и то, что в дальнейшей производственной жизни им придется столкнуться с правилом «встречают по одежке, а провожают по уму», откуда следует, что диплом не самоцель. На основе приведенных в статье результатов исследования, по-видимому, могут быть разработаны и другие мероприятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Булатова Д. С., Казбекова А. А., Либерман Я. Л. Современный студент технического вуза: элементы психологического портрета \\ Педагогическое образование в России. 2016. № 4.

2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2000.

3. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М. : Эксмо, 2007.

4. Солонин И. С. Математическая статистика в технологии машиностроения. М. : Машиностроение, 1972.

5. http://psycabi.net/testy/21.

6. http://psitest.com.ru/test.php?id=l9.

LITERATURA

1. Bulatova D. S., Kazbekova A. A., Liberman Ya. L. Sovremennyy student tekhnicheskogo vuza: elementy psikhologicheskogo portreta \\ Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. № 4.

2. Il'in E. P. Motivatsiya i motivy. SPb. : Piter, 2000.

3. Karelin A. A. Bol'shaya entsiklopediya psikhologicheskikh testov. M. : Eksmo, 2007.

4. Solonin I. S. Matematicheskaya statistika v tekhnologii mashinostroeniya. M. : Mashinostroenie, 1972.

5. http://psycabi.net/testy/21.

6. http://psitest.com.ru/test.php?id=19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.