Научная статья на тему 'К вопросу о сущности социальной политики государства'

К вопросу о сущности социальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1069
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ГРАЖДАН / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / SOCIAL POLICY / WELFARE STATE / SOCIALLY ORIENTED ECONOMY / THE DIFFERENTIATION OF CITIZENS / SOCIAL PROBLEMS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Немгирова София Николаевна, Балтыкова Екатерина Станиславовна

Социальная политика государства в условиях инновационного переустройства экономики требует новых подходов и решений. В статье проведен сопоставительный анализ сложившихся дефиниций в данной сфере, сделан вывод о предназначении социальной политики на современном этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NATURE OF SOCIAL POLICY OF THE STATE

Social policy in terms of innovative restructuring of the economy calls for newapproaches and solutions. The article provides a comparative analysis of existingdefinitions in this area, concluded about the purpose of social policy at the present stage of development.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности социальной политики государства»

УДК: 338.22:316.384.3 ББК: У050.11

С.Н. Немгирова, Е.С. Балтыкова

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Аннотация. Социальная политика государства в условиях инновационного переустройства экономики требует новых подходов и решений. В статье проведен сопоставительный анализ сложившихся дефиниций в данной сфере, сделан вывод о предназначении социальной политики на современном этапе развития.

Ключевые слова: социальная политика, социальное государство, социально ориентированная экономика, дифференциация граждан, социальные услуги.

S.N. Nemgirova, E.S. Baltykova ON THE NATURE OF SOCIAL POLICY OF THE STATE

Annotation. Social policy in terms of innovative restructuring of the economy calls for newapproachesandsolutions. Thearticleprovidesacomparativeanalysisofexistingdefinitions in this area, concluded about the purpose of social policy at the present stage of development.

Key words: social policy, welfare state, socially oriented economy, the differentiation of citizens, social problems.

Экономическая деятельность человека имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Люди в своем жизнеустройстве тесно связаны друг с другом, поэтому изменение условий проживания отдельного человека не может происходить в отрыве от их преобразования для других, что требует согласования деятельности всех социальных институтов по обеспечению благоприятных условий жизни населения.

В начале XXI века в промышленно развитых странах получили большое распространение концепции и доктрины, ставящие в приоритеты задачу обеспечения государством права человека на определённый стандарт благосостояния. Особую популярность приобретает теория и практика «социального рыночного хозяйства», означающая широкие социальные мероприятия, проводимые государством.

Реализация социальной политики, проводимой государством, касается каждого человека и гражданина - хотим ли мы получить качественное образование, быструю и квалифицированную медицинскую помощь, улучшить свои жилищные условия и т.д. Наиболее масштабной задачей в рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Это особенно важно сегодня, так как вследствие ускорения процесса имущественной дифференциации граждан, чрезмерной поляризации доходов, обозначилось социальное расслоение общества. В этих условиях возникла острая необходимость усиления социальной направленности политики государства.

В нашей стране ещё недостаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорится в ст. 7 Конституции РФ: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Составляющими социального государства выступают: 1) признание ответственности государства за социальное положение своих граждан; 2) гарантирование всем гражданам бесплатного образования и медицинского обслуживания; 3) приведение минимальной заработной платы, стипендий и пособий в соответствие с реальным прожиточным минимумом; 4) гарантирование своевременной выплаты заработной платы работникам государственного сектора, пенсий, стипендий и других социальных выплат; 5) недопущение массовой безработицы, переподготовка и повышение квалификации высвобождающейся рабочей силы; 6) поддержка семьи, материнства и детства, ветеранов и инвалидов [3, С. 108]. На современном этапе развития возникла необходимость в разработке и осуществлении новых подходов к реализации социальной политики, в том числе, и смещении центра тяжести в осуществлении социальной политики в регионы.

В научной литературе сложились различные определения термина «социальная политика». Одни ученые истолковывают ее как «целостную систему государственной и общественной деятельности», акцентируя внимание на том, что ни одна из ее задач не может быть отсечена или проигнорирована без ущерба для развития страны [3, С. 110]. Другие авторы под социальной политикой понимают «взаимодействие групп, в ходе которого формируется их положение относительно друг друга, в том числе с точки зрения доступа к экономическим ресурсам общества» [7, С. 69]. Взаимодействие определяется институтами власти и осуществляется через представительство групповых интересов в ее структурах, которое берут на себя близкие к элите сегменты соответствующих групп. По своей природе социальная политика предполагает постоянный многосторонний диалог, формализованный в рамках соответствующих институтов и ведущийся в пространстве общественного мнения.

Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества [1, С. 70]. Кроме этого, социальную политику рассматривают как систему мер, осуществляемых государством, общественными организациями, местным самоуправлением и предприятиями по широкому кругу вопросов, связанных с общественным благополучием, а также сам процесс принятия решений [5, С. 167].

Целью социальной политики государства является «создание условий для жизнедеятельности человека в объеме, соответствующем уровню развития общества» [6, С. 26]. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. Посредством государственной социальной политики в рыночной экономике реализуется принцип социальной справедливости, предполагающий определенную меру выравнивания положения граждан, создание системы социальных гарантий для всех слоев населения.

И. Рощина считает, что социальная политика должна основываться на следующих принципах: конкретности; гласности и прозрачности; целенаправленности; многосубъектности; многоуровневости, разграничении компетенции и взаимодей-

ствии всех уровней власти; партнерстве; субсидиарности; самостоятельности; солидарности поколений; отсутствии дискриминации по полу, возрасту и др.; сбалансированности; социальной справедливости; социальной и личной ответственности; самоактуализации; безопасности; дифференцированной универсальности [6, С. 27]. Следование этим принципам делает социальную политику более целенаправленной и активной.

Социально ориентированная экономика - экономическая система, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных индивидуальных потребителей [4, С. 29]. Модель социально-рыночной экономики исходит из требования, что ни государство, ни частный бизнес не вправе иметь полный контроль над экономикой, а должны служить людям. В этой разновидности смешанной экономики, так же как и в рыночной экономике, только решения самих потребителей, поставщиков ресурсов и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Однако при этом экономически более сильные обязаны поддерживать более слабых. Роль государства заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов.

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов путем проведения социальной политики. Осуществляя перераспределение национального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ. Изымаемая часть доходов населения в виде налогов частично возвращается государством нуждающемуся населению в виде денежных выплат и обеспечения социальных гарантий. При этом практикуется дифференцированный подход, как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении.

В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор, в отличие от экономики, где главные функции выполняют рыночные структуры. В зависимости от величины государственного сектора в той или иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах социальной политики государства. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход, социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно. Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.

Практика показывает, что учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения - это сложный, противоречивый процесс. И чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а, следовательно, и успешнее решаются [2, С. 15].

Таким образом, социальная политика, как регулятор разнообразных интересов различных социальных групп, эффективна лишь при условии, когда она вбирает в себя не только многообразие интересов, но и учитывает их иерархию в соответствии с численностью и местом в системе общественного производства той или иной социальной группы. Сами граждане должны активнее вовлекаться в решение вопросов, затрагивающих их интересы, проявлять инициативу, повышать свой профессионализм. Только при совместных усилиях органов власти и самоотдаче граждан социальная политика будет способствовать стабильности общества в условиях инновационного переустройства национальной экономики.

Список литературы

1. Асжина М. А. Основы экономической теории. - М.: Изд. Дом «Дашков и К», 1996. - 218 с.

2. Бухарева Т.Ю. Три сектора социальной сферы: специфика организационных структур // Социальная политика и социология. - 2010 - №5. - С. 12-18.

3. Коробов М.Л. Политика России как социального государства // Народонаселение. - 2002. - №2. - С. 108-114.

4. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.

5. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная политика и социология телесности: возможные пересечения // Общественные науки и современность. - 2005. -№5. - С. 166-175.

6. Рощина И. Принципы формирования эффективной социальной политики // Человек и труд. - 2005.- №10. - С. 26-30.

7. Якобсон Л. Социальная политика: попечительство или солидарность? // Общественные науки и современность. - 2008. - №1. - С. 69-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.