Научная статья на тему 'К вопросу о сущности профессиональной компетенции'

К вопросу о сущности профессиональной компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
902
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / COMPETENCE / PROFESSIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоров С.Ю., Амаду С., Федюнин Д.П.

В данной статье рассматривается сущность понятий: компетенция, профессиональная компетенция и показана актуальность изучения данных понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the essence of concepts: competence, professional competence, and the urgency of studying these concepts.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности профессиональной компетенции»

ОБРАЗОВАНИЕ Григоров С.Ю., Амаду С., Федюнин Д.П.

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина

Ключевые слова: компетенции, компетентность, профессиональная идентичность.

Аннотация: В данной статье рассматривается сущность понятий: компетенция, профессиональная компетенция и показана актуальность изучения данных понятий.

Keywords: competence, competence, professional identity.

Abstract: This article deals with the essence of concepts: competence, professional competence, and the urgency of studying these concepts.

Традиционно цели образования определялись набором умений, знаний, навыков, которыми должен владеть каждый выпускник.

Время показывает, что в стратегии модернизации содержания образования основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не только система знаний, но и умений навыков сама по себе. Речь идет о ключевых компетенциях обучающихся в правовой, интеллектуальной и других сферах.

Однако, как отмечает автор И.А. Зимняя, в психолого-педагогической литературе, понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. В конце 1960 - начале 1970-х гг. ХХ века в западной науке, а в конце 1980-х гг. ХХ века в отечественной науке, где зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании [1-2].

Понятие как «компетентность» было впервые использовано Джоном Равеном, он понимал специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия [3].

Существует большое количество определений понятия «компетентность», при этом нет единого определения удовлетворяющего всех.

В зарубежной литературе под компетентностью понимают «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи»,

«способность к актуальному выполнению деятельности» и т.д.

В отечественной науке наиболее часто встречаются следующие определения понятия «компетентность»:

- компетентность - осведомленность, авторитетность;

- компетенция - круг полномочий, вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием и опытом [4];

- компетентность - обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к предмету деятельности [5].

В научной и педагогической литературе встречаются следующие виды компетентностей [1]:

- социально-психологическая компетентность в области процессов общения, специальная и профессиональная компетентность преподаваемой дисциплины;

- методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся;

- дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся;

- аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

Для преподавателя наиболее важным является профессиональная компетентность. В научной и педагогической литературе проблеме о профессиональной компетенции отводится одно из ведущих мест. Это подтверждается большим количеством изданных монографий, учебных пособий, научных статей, проводимых конференций по данному вопросу. Однако нет единого и однозначного определения «профессиональная компетенция». Причиной этому, по мнению В.Н. Введенского, является различные научные подходы: личностно-деятельностного, системно-структурного, культурологического и др., к решаемым исследователями научным задачам [6].

Многие ученые и педагоги дают свои определения понятия «профессиональная компетентность». Однако, как считает В.Н. Введенский, целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широким его содержанием, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия, как «профессиональная готовность», «квалификация», «профессионализм», «педагогическое мастерство»,

«профессиональная культура», «компетенция».

А.К. Маркова под педагогической компетентностью понимает «осведомленность учителя о знаниях и умениях и их нормативных признаках, которые необходимы для осуществления этого труда;

обладание педагогическими качествами, желательными для его выполнения, реальная профессиональная деятельность в соответствии с эталонами и нормами» [2].

А.К. Маркова выделяет следующие виды профессиональной компетентности [2]:

- специальная компетентность - «владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие»;

- социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также «принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда»;

- личностная компетентность - «владение приемами личностного самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональной деформации личности»;

- индивидуальная компетентность - «владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, без усталости».

Показателями профессиональной компетентности являются: совокупность объективно необходимых знаний, умений и навыков; умение правильно распоряжаться ими при исполнении своих функций; знание возможный последствий определенных действий; практический опыт; результат труда; гибкость метод; критичность мышления; профессиональная позиция; индивидуально-психологические качества и акмеологические инварианты.

В заключении следует отметить, что внедрение компетентностного подхода в образование означает изменение всей педагогической системы общеобразовательной и профессиональной школы, переход к новому типу обучения и воспитания. Переход к компетентностному образованию предполагает длительный процесс осмысления, исследований, разработок и принятия научно обоснованных и административно взвешенных решений.

Список литературы

1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С.

34-42.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996.

3. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: Пер. с англ. - М., 2002.

4. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Д.И. Ушакова. - М, 1935-1940.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. 2003. № 2. С.58-64.

6. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. 2003. №10. С.51-55.

Дьячкова Л.В., Дьячков В.А., Свинаренко В.Г.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК КОНСТРУКТ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Кемеровский государственный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Ключевые слова: педагогическое моделирование, социализация, самореализация, физическая культура, здоровьесбережение.

Аннотация: В статье описана возможность детерминации и использования уточненных моделей здоровьесберегающей педагогики в структуре организации педагогического взаимодействия. Качество решений задач развития личности обучающегося в системе ценностей и приоритетов здорового образа жизни визуализируются обучающимися в различных продуктах современного научно-педагогического знания.

Key words: Pedagogical modeling, socialization, self-fulfillment, physical culture, health-savings.

Abstract: The paper describes the possibility of determination and use of health-specified models of pedagogy in the structure of the organization of pedagogical interaction. The quality of the individual solutions of the problems in the student's system of values and a healthy lifestyle priorities visualized studying in various products of modern scientific and pedagogical knowledge.

Вариативность продуктивного поиска личности в системе поликультурных отношений может быть отражена в системе средств и ресурсов самоанализа.

Здоровьесбережение как конструкт современной педагогической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.