Научная статья на тему 'К вопросу о сущности понятия "саморазвитие педагогической компетенции"'

К вопросу о сущности понятия "саморазвитие педагогической компетенции" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМ-ПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / САМОРАЗВИТИЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / COMPETENCY / COMPETENT APPROACH / PEDAGOGICAL COMPETENCE / PROFESSIONALISM / PEDAGOGICAL SKILLS / SELF-DEVELOPMENT / SELF-PERFECTION / SELF-DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульяницкая Татьяна Валерьевна

В настоящее время поиски путей повышения эффективности профессионального образования свя-зывают с компетентностным подходом. В рамках данной статьи рассмотрены различные подходы к определению понятий "компетентность", "компетенция", "педагогическая компетенция", "само-развитие педагогической компетенции".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF DEFINING THE NOTION "SELF-DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCE"

Today the searches for improving the efficiency of professional education are connected with competent approach. In the given article we describe different approaches to the notions "competence", "compe-tency", "pedagogical competence", and "self-development of pedagogical competence".

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности понятия "саморазвитие педагогической компетенции"»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2009. №2-3(17-18)

УДК 37.011

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ "САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ”

© Т.В.Ульяницкая

В настоящее время поиски путей повышения эффективности профессионального образования связывают с компетентностным подходом. В рамках данной статьи рассмотрены различные подходы к определению понятий "компетентность", "компетенция", "педагогическая компетенция", "саморазвитие педагогической компетенции".

Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностный подход, педагогическая компетенция, профессионализм, педагогическое мастерство, саморазвитие, самосовершенствование, саморазвитие педагогической компетенции

В настоящее время поиски путей повышения эффективности профессионального образования связывают с компетентностным подходом. Это обусловлено тем, что профессиональная деятельность характеризуется возрастающей сложностью и динамикой, основной же задачей ком-петентностного обучения является формирование специалиста, способного решать профессиональные проблемы в ситуации нового времени.

В рамках данной статьи рассмотрим различные подходы к определению понятий "компетентность/компетенция", "педагогическая компетенция", "саморазвитие педагогической компетенции". Анализ понятий "компетентность" и "компетенция" в педагогической литературе позволяет сделать вывод, что эти понятия почти синонимичны, однако имеют свои смысловые оттенки: "Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем. Компетенция - это параметр социальной роли, который в личностном плане проявляется как компетентность, т.е. соответствие лица занимаемому месту, "вменению", иначе говоря, способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями" [1: 10-11]. А.В.Хуторский предлагает иное разграничение данных дефиниций: "Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия "компетенция" и "компетентность": Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание челове-

ком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. ... мы будем пытаться разделять данные понятия, имея в виду под компетенцией наперед заданное требование (норму) к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью - уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере" [2: 59].

Г.Селевко считает, что понятие "компетенция" чаще применяется для обозначения: "- образовательного результата, выражающегося в подготовленности, "оспособленности" выпускника, в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами; - такой формы сочетания знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию окружающей среды". Под компетентностью, по мнению Г.Селевко, понимается "интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности" [3: 139].

Таким образом, суммируя исследовательские позиции в понимании сущности понятия "компетенция", можно сделать следующие выводы:

- термин "компетенция" в научно-педагогической литературе используется в двух смыслах: как общей способности к действию в конкретной ситуации, основанной на знаниях, опыте, ценностях, приобретаемых в процессе обучения, и как некий норматив, образовательный результат, или, другими словами, требование к специалисту, который намеревается занять трудовой пост и осуществлять профессиональные функции на основе активного, ответственного действия;

Т.В. УЛЬЯНИЦКАЯ

- понятие "компетенция" значительно шире знаний, умений, навыков, так как здесь имеется в виду способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности, данное понятие включает в себя не только зна-ниевый (когнитивный) и деятельностный (поведенческий), но и отношенческий компоненты.

В последнее время появился ряд диссертационных работ, научных статей, посвященных изучению проблемы развития педагогических компетенций студентов - будущих учителей. Например, в работе Г.В.Матушевской автор излагает различные точки зрения французских ученых на вопрос об определении понятия "педагогическая компетенция", которые полагают, что "компетенция - это совокупность потенциальных поступков (эмоциональных, познавательных и психомоторных), которая позволяет индивиду осуществлять сложный вид деятельности" [4: 47]. По мнению Ф.Мерье, компетенция - это "идентифицированное знание, запускающее в действие одну или две способности в данном понятийном или дисциплинарном поле". По определению Л.Д'Эно, компетенция - это "совокупность знаний, умений, умения быть, которая позволяет осуществлять надлежащим образом роль, функцию или деятельность. Надлежащим образом, то есть отработка ситуаций приведет к желаемому или оптимальному результату" [4: 48]. Опираясь на исследования французских ученых, Г.В.Ма-тушевская предлагает свою трактовку понятия "педагогическая компетенция", которое начинает рассматриваться как "синтез знаний, педагогических умений и профессиональных способностей, адекватных определенному типу ситуаций или ситуативных задач, обусловливающих успех деятельности" [4: 49].

Таким образом, педагогическая компетенция может рассматриваться как способность к действию в конкретной педагогической ситуации, приобретаемая в процессе обучения и включающая совокупность психолого-педагогических и специальных (по предмету) знаний; умения актуализировать эти знания и находить верное решение исходя из условий конкретной педагогической ситуации; педагогические способности и профессионально значимые качества, необходимые для успешной педагогической деятельности.

Необходимо отметить, что сформированная педагогическая компетенция имеет свое дальнейшее развитие, она обогащается и совершенствуется в процессе профессиональной педагогической деятельности. Следовательно, еще в процессе обучения в педагогическом учебном заведении необходимо создание педагогических

условий, определяющих успешную ориентацию будущих учителей начальных классов на саморазвитие педагогической компетенции.

В современной отечественной психологопедагогической литературе можно встретить различные определения и трактовки понятия "саморазвитие". Саморазвитие личности - это ".рост Я, движение к эмоциональной и когнитивной зрелости", "сознательное изменение и (или) столь же сознательное стремление сохранить в неизменности мою Я-самость. Цели, направления, средства этих изменений определяю я сам", "процесс целенаправленного творческого изменения личностью собственных духовноценностных, нравственно-этических, деятельностно-практических, интеллектуальных, чувственных, характерологических особенностей для более успешного достижения своих жизненных целей и более эффективного выполнения своего человеческого, социального предназначения", "сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности".

Сравнивая процессы развития и саморазвития, В.И. Андреев отмечает два существенных их отличия: "а) изменения в личностной сфере детерминированы не извне, а под целенаправленным воздействием личности на себя; б) изменения происходят не только в мотивах, интеллектуальной, эмоциональной сферах, но и в процессах "самости": самопознании, самоопределении, самосовершенствовании, самореализации, самоуправлении. При этом, главным механизмом как развития, так и саморазвития является разрешение противоречия, решение личностью постоянно усложняющихся творческих задач" [5: 487]. Иными словами, саморазвитие - это сознательная деятельность человека, направленная на позитивное самоизменение, это основной путь движения человеком личностной зрелости.

Таким образом, мы приходим к следующему определению "саморазвитие педагогической

компетенции" будущего учителя начальных классов как сознательной деятельности студента

- будущего педагога, направленной на освоение психолого-педагогических знаний по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими), совершенствование профессиональных умений, педагогических способностей и профессионально-значимых качеств.

1. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В.

Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 101 с.

ПЕДАГОГИКА

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. -№2. - С.58-64.

3. Селевко Г. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - №4. - С.138-143.

4. Матушевская Г.В. Современные тенденции развития педагогических компетенций студентов -будущих учителей в вузах Франции: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Казань, 2000. - 167 с.

5. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого развития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

TO THE PROBLEM OF DEFINING THE NOTION "SELF-DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL COMPETENCE”

T.V.Uliyanitskaya

Today the searches for improving the efficiency of professional education are connected with competent approach. In the given article we describe different approaches to the notions "competence", "competency", "pedagogical competence", and "self-development of pedagogical competence".

Key words: competence, competency, competent approach, pedagogical competence, professionalism, pedagogical skills, self-development, self-perfection, self-development of pedagogical competence

Ульяницкая Татьяна Валерьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института педагогики и психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета

E-mail: fpndo@tggpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.