На наш взгляд, при разработке мер инновационного стимулирования необходимо учитывать разные составляющие инновационной деятельности промышленных корпораций, поскольку не существует единого готового решения для выбора инструментов стимулирования инноваций. Взаимосвязь через систему управления между инновационной, производственной, финансовой, маркетинговой деятельностью промышленной корпорации приводит к положительному результату осуществления инновационной деятельности, которая определяется эффективной инновационной стратегией.
Серьезной проблемой для расширения инноваций является нестабильность условий хозяйственной деятельности, ограничивающая инновационную восприимчивость промышленных корпораций. Поскольку изменения порождают неопределенность и усиливают риски, особенно для долгосрочных проектов, одной из важнейших задач становится формирование инновационных стратегий промышленных корпораций. Методическое обеспечение процесса формирования и реализации инновационных стратегий промышленных корпораций позволит расширить круг инновационно активных промышленных корпораций.
Литература
1 Гончар К.Р. Инновационное поведение сверхкрупных компаний: ленивые монополии или агенты модернизации?: Препринт WP1/2009/02. - М.: Высшая школа экономики, 2009. - 48 с.
2 Индикаторы инновационной деятельности. 2013: ст. сб. - М.: Высшая школа экономики, 2013. - 472 с.
3 Инновационная активность крупного бизнеса в России: механизмы, барьеры, перспективы: спец. докл. М., 2010.
4 Инновационное развитие - основа модернизации экономики России: национальный доклад. - М.: ИМЭ-МО РАН, ВШЭ, 2008. - 168 с.
Доржиева Эржена Лхамажаповна, старший преподаватель кафедры экономической теории и финансов Иркутского государственного технического университета, г. Иркутск, e-mail: [email protected]
Dorzhieva Erzhena Lhamazhapovna, senior lecturer, department of economic theory and finances, Irkutsk State Technical University, e-mail: [email protected]
УДК 796.078 © А.Б. Дашиев
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И РОЛИ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В статье рассматриваются содержание понятий «спортивный менеджмент», «физкультурно-спортивная организация», «спортивная федерация», их значение в процессе сохранения и улучшения физического и духовного здоровья общества.
Ключевые слова: спортивный менеджмент, физическая культура, спорт, спортивная федерация.
A.B. Dashiev
TO THE ISSUE OF ESSENCE AND ROLE OF SPORTS MANAGEMENT IN ATHLETIC AND SPORTS ORGANIZATIONS
The article considers the content of concepts "sports management", "athletic and sports organization", "sports federation", their meaning in the process ofpreservation and improvement ofphysical and spiritual health of society.
Keywords: sports management, physical cultuK, sport, sports federation.
В настоящее время актуальными являются проблемы управления и организации деятельности в области физической культуры Республики Бурятия, в частности спортивных федераций, что свидетельствует о возросшем интересе к физической культуре и спорту в России, особенно профессиональному и массовому спорту. Государство и различные коммерческие организации вкладывают большие средства в развитие индустрии спорта. Анализ литературных источников в этой сфере показывает, что необходимо решение следующих задач: исследовать факторы, влияющие на процессы развития физической культуры и спорта Республики Бурятия, изучить теоретико-методические основы спортивного менеджмента в сфере физической культуры и спорта, обобщить опыт организации работы по развитию системы физической культуры и спорта на примере субъекта Российской Федерации - Республики Бурятия, организовать систему подготовки и переподготовки управленческих кадров в отрасли физической культуры и спорта, развивать материально-техническую базу объектов спорта, совершенствовать информационное обеспечение физической культуры и спорта, создать систему эффективной подготовки спортсменов высокой квалификации.
Самая значимая и перспективная профессия в сфере физической культуры и спорта сегодня - спортивный менеджер. Доходы спортивных менеджеров растут и часто превышают гонорары спортсменов. Успешные
спортивные менеджеры в российском спорте - дефицит. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что физическая культура и спорт есть особая сфера, где должны работать люди, обладающие профессиональными знаниями. Ежедневно спортивному менеджеру физкультурно-спортивных организаций приходится решать множество вопросов: как организовать физкультурно-спортивное мероприятие, совершить трансферную сделку, найти спонсоров, привлечь зрителей. В этой ситуации самым важным будет, где взять таких специалистов, которые бы профессиональным образом решали вопросы. Сегодня множество учебных заведений стали открывать факультеты для подготовки менеджеров по спорту.
Основополагающей задачей спортивного менеджмента в стране является создание условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. Опыт многих развитых стран показывает, что такая задача может быть решена при комплексном подходе к вопросам развития физической культуры и спорта.
В области физической культуры и спорта серьезной остается проблема оттока за рубеж специалистов, тренеров и спортсменов. Это обусловлено, с одной стороны, высоким уровнем подготовки отечественных специалистов в сфере физической культуры и спорта, квалифицированных тренеров и спортсменов, которые высоко ценятся на мировом уровне, а с другой стороны - отсутствием условий для их полноценной работы в России.
Государству необходимо создать эффективную модель менеджмента в области физической культуры и спорта, в которой четко будут освещены и распределены полномочия и компетенции, весь функционал и ответственность за деятельность всех субъектов физкультурно-спортивных организаций как на федеральном уровне, так и на региональном уровне субъектов.
Спортивный менеджмент необходим детско-юношеским спортивным школам, школам высшего спортивного мастерства, училищам олимпийского резерва, спортивным клубам, спортивным федерациям по видам спорта, различным объектам спорта и другим спортивным организациям.
В спортивном менеджменте понятие «организация» является ключевым и важным. Организация означает социальную систему, сознательно координирующую деятельность двух и более людей для достижения поставленной цели. Менеджмент, как правило, связан со сложными организациями, имеющими определенный набор взаимосвязанных задач и многофункциональную деятельность. Любая физкультурно-спортивная организация имеет определенную структуру, обусловленную спецификой того или иного вида спорта, а также спецификой конкретной управленческой деятельности.
Спортивные менеджеры бывают разного уровня и решают разные задачи.
Так, менеджеров спорта, как правило, принято подразделять на три группы:
• стратегический уровень (top manager) - руководители олимпийских комитетов, директора спортивных сооружений, президенты спортивных федерации, клубов, ассоциации и т.п.;
• тактический уровень (middle manager) - руководители и начальники подразделений, управлений, департаментов, отделов и т.п.;
• исполнительский уровень (entry manager) - администраторы, тренеры-преподаватели, начальники команд, специалисты по физической культуре и спорту, инструкторы по спорту, медицинский персонал, психологи и т.п.
По видам профессиональной деятельности спортивных менеджеров подразделяют на генеральных менеджеров, менеджеров-маркетологов, менеджеров по персоналу, менеджеров по развитию рекламы, менеджеров-представителей спортсмена и т.п.
Основные функции спортивных менеджеров:
• подготовка и проведение различных мероприятий физкультурно-спортивной деятельности: первенств и чемпионатов города, республики, России, мира, Европы и Олимпийских игр.
• управление собственными бизнес-проектами в сфере физической культуры и спорта: профессиональными турнирами, спортивными праздниками, фестивалями и т.д.
• представление интересов спортсмена в процессе подготовки и подписания профессиональных и рекламных контрактов [9].
В Российской Федерации деятельность в сфере физической культуры и спорта проводят более 95 тыс. физ-культурно-спортивных организаций, среди которых специализированные государственные учреждения, общественные объединения и коммерческие организации, осуществляющие физическое совершенствование населения [11].
Различные физкультурно-спортивные учреждения, общественные и коммерческие организации являются значимым звеном сферы физической культуры и спорта. Все эти физкультурно-спортивные организации являются управляемыми объектами, имеют внешнюю и внутреннюю структуру, цели и задачи, теоретическую и нормативно-правовую базу.
Например, деятельность спортивных федераций нацелена на управление трех основных функций: оздоровительной, образовательной и воспитательной. Образовательная функция предусматривает серьезное внедрение технологии и методологии менеджмента.
Содержание понятия «спортивная федерация» раскрывается в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», согласно которому:
1. Спортивная федерация - это созданная на основе членства организация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд. Спортивные федерации могут быть местными, региональными и общероссийскими, отличающимися порядком создания, государственной регистрации и реорганизации спортивных федераций, правами и обязанностями, а также требованиями к содержанию уставов.
Например, общероссийские спортивные федерации в установленном настоящим федеральным законом порядке вправе организовывать и проводить чемпионаты, первенства и кубки России в соответствующем виде спорта; осуществлять формирование, подготовку и направление спортивных сборных команд Российской Федерации для участия в международных соревнованиях; разрабатывать с учетом правил, утвержденных международными спортивными федерациями, правила соответствующих видов спорта, а также утверждать нормы, устанавливающие права и обязанности, в том числе спортивные санкции для признающих такие нормы субъектов физической культуры и спорта.
2. Спортивные федерации участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов.
3. Физкультурно-спортивные организации могут быть членами международных спортивных объединений, приобретать права и нести обязанности в соответствии со статусом членов международных спортивных объединений, если такие права и обязанности не противоречат законодательству Российской Федерации [11].
Процесс развития физической культуры и спорта в Республике Бурятия невозможен без материально-технической инфраструктуры, спортивных сооружений, объектов спорта, которые имеют огромное социальное значение и являются неотъемлемыми условиями для создания фундамента развития массового спорта в республике, подготовки спортсменов высокой квалификации сборных команд по видам спорта, проведения различного уровня соревнований (республиканских, зональных, российских и международных соревнований), сохранения традиционной культуры национальных видов спорта. В нашем регионе формирование эффективной системы физической культуры и спорта, а также здорового образа жизни для всех категории населения средствами физической культуры и спорта требует постоянного регулирования, анализа и контроля.
Действующая на данный момент федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2017 годы» позволила активизировать стратегическое развитие сферы физической культуры и спорта, формирование государственной политики по реконструкции и строительству спортивных сооружений, создание материально-технической базы, реформирование и модернизацию системы управления, совершенствовать структуру управления физкультурно-спортивного движения Российской Федерации.
Большое значение в Программе уделяется совершенствованию нормативно-правового пространства, законодательной базы физической культуры и спорта. Для полноценного обеспечения финансирования необходимо привлекать спортивную общественность, спортивные федерации, другие физкультурно-спортивные организации, коммерческие структуры. Необходимо также взаимодействие с муниципальными образованиями, образовательными учреждениями, дальнейшее оснащение спортивных школ спортивным оборудованием и инвентарем, развитие физической культуры и спорта по месту жительства, строительство физкультурно-спортивных центров по месту жительства, развитие спорта высших достижений, подготовка квалифицированных спортсменов, спортивных инструкторов по месту жительства, пропаганда в средствах массовой информации физической культуры и спорта, детского и массового спорта.
Литература
1. Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -441 с.
2. Жолдак В.И., Сейранов С.Г. Менеджмент. - М.: Советский спорт, 2009. - 260 с.
3. Настольная книга спортивного менеджера: справ. пособие / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. - М.: ФОН, 2007. - 196 с.
4. Короленко А.Н. Учебно-тренировочный процесс в спортивных организациях. - М.: Смарт, 2007. - 154 с.
5. Крылова А.П. Физическая культура и спорт как объект управления. - М.: Смарт, 2006. - 184 с.
6. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие для студ. вузов / В.В. Кузин [и др.]. - М.: Академия, 2004. - 432 с.
7. Коробков А.М. Теоретические основы педагогического менеджмента в спортивной федерации // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2009. - Вып. 11. - С. 99-102.
8. Анализ системы менеджмента на примере спортивного клуба "Крылья Советов" [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/sport/00092362_0.html
9. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/sport/00011163_0.html.
10. Обучение, спортивный менеджмент [Электронный ресурс]. - URL: http://engec.ru/statii/statiobe-konomicheskomobrazovanii/obuchenie-sportivnyy-menedzhment
11. ФЗ № 412 от 6 декабря 2011 г.
Дашиев Александр Баирович, ассистент кафедры спортивных дисциплин Бурятского государственного университета, тел.: 89021642890.
Dashiev Aleksandr Bairovich, teaching assistant, department of sports disciplines, Buryat State University, tel.: 89021642890.
УДК 331.4:622 (571.54) (09) © Д.А. Будаев
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ НА ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ БУРЯТСКОЙ АССР В КОНЦЕ 1970-х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-х гг.
Статья посвящена охране безопасности труда на предприятиях горнодобывающей промышленности Бурятии и деятельности Управления Бурятского округа Госгортехнадзора СССР. В статье приведены данные по предприятиям, где наблюдался высокий травматизм во время производственного процесса, и меры по предотвращению несчастных случаев.
Ключевые слова: горнодобывающая промышленность, производственный травматизм, техника безопасности.
D.A. Budaev
OCCUPATIONAL INJURIES AT MINES OF THE BURYAT ASSR IN THE LATE 1970s - EARLY 1980s
This article is devoted to labor safety protection in the mining industry of Burytatia and the activities of the Buryat district of the USSR Gosgortechnadzor. The article presents the data on the enterprises where there was a high injury rate during the production process, and measures to prevent accidents.
Keywords: mining, occupational injuries, industrial safety measures.
В настоящее время российское правительство активно решает вопросы, связанные с модернизацией страны. Одним из приоритетных направлений экономического развития восточных регионов Российской Федерации по-прежнему остается горнодобывающая промышленность. В программах перспективного развития многих регионов Восточной Сибири и в Республике Бурятия на ближайшие десятилетия содержатся проекты создания новых предприятий отрасли и развитие старых. В связи с этим возникает множество вопросов, один из важнейших - материально-технические условия и охрана труда на производственных объектах отрасли.
Целью данной статьи явилось изучение состояния производственного травматизма на предприятиях горнодобывающей промышленности Бур. АССР на основании архивных материалов фонда Р-1881 Управления Бурятского округа Госгортехнадзора СССР.
Учитывая интенсивное развитие горнодобывающей промышленности в Бурятской АССР в 1970-е гг., расширение геологоразведочных работ и необходимость осуществления значительных мероприятий по охране и рациональному использованию природных богатств в районе Байкала, в целях усиления контрольно-профилактической работы по обеспечению безопасных условий труда на предприятиях и объектах, расположенных на территории республики, в Улан-Удэ на базе Забайкальской районной горно-технической инспекции Управления Иркутского округа 1 мая 1979 г. было образовано Управление Бурятского округа Госгортехнадзора СССР [1]. Созданная структура осуществляла надзор за безопасным ведением работ на 17 предприятиях горнорудной, нерудной промышленности и предприятиях, ведущих взрывные работы на объектах негорного характера.
Первые проверки новой организации показали, что состояние с техникой безопасности труда на предприятиях горнодобывающей промышленности было намного сложнее, чем в других отраслях. Так, в 1979 г. на Кяхтинском плавикошпатовом руднике ВПО «Союзполиметалл», в который входили горный цех, обогатительная фабрика (ОФ) с хвостохранилищем и рудник «Хурай», находящийся на консервации, было проведено одно целевое обследование, при котором выдано предписание из 27 пунктов нарушений правил безопасности, из них выполнено 25 пунктов предписаний. На руднике было допущено 2 несчастных случая, в том числе один со смертельным исходом [2]. Следующая проверка была проведена на Ципиканском прииске объединения «За-байкалзолото», в состав которого входило четыре производственных участка: Маловский, Карафтитский, Уа-китский и Ирокиндинский. Объем добычи и переработки золотоносных песков и руды равнялся 94,0 тыс. кбм. На прииске функционировала геологоразведочная партия, ведущая работы по приросту промышленных запасов