Научная статья на тему 'К вопросу о сущности и роли государственного мониторинга земель на современном этапе'

К вопросу о сущности и роли государственного мониторинга земель на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
638
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ / ОБЪЕКТЫ КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ НЕДВИЖИМОСТИ / STATE PROPERTY CADASTRE / PROPERTY CADASTRE UNITS / STATE LAND MONITORING / STATE PROPERTY MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Гиниятов Ильгиз Ахатович

В статье предлагается введение в теорию и практику создания и ведения государственного кадастра недвижимости нового понятия государственного мониторинга недвижимости, включающего в себя как составные части государственный мониторинг земель и государственный мониторинг объектов недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Гиниятов Ильгиз Ахатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATE LAND MONITORING: PRINCIPLES AND ROLE

The author offers introducing a new concept of state property monitoring into the theory and practice of the state property cadastre establishment and maintenance. It is going to include the components of land monitoring and property units monitoring.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности и роли государственного мониторинга земель на современном этапе»

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ильгиз Ахатович Гиниятов

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Новосибирск, ул. Плахотного, 10, профессор кафедры кадастра, кандидат технических наук, доцент, тел.: 8 (383) 344-31-73, e-mail: kadastr204@mail.ru

В статье предлагается введение в теорию и практику создания и ведения государственного кадастра недвижимости нового понятия - государственного мониторинга недвижимости, включающего в себя как составные части государственный мониторинг земель и государственный мониторинг объектов недвижимости.

Ключевые слова: государственный кадастр недвижимости, объекты кадастра

недвижимости, государственный мониторинг земель, государственный мониторинг недвижимости.

CURRENT STATE LAND MONITORING: PRINCIPLES AND ROLE

Ilgiz A. Giniyatov

Ph.D., Prof., Assoc Prof., Department of Cadastre, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo St., 630108 Novosibirsk, phone: (383) 344-31-73, e-mail: kadastr204@mail.ru

The author offers introducing a new concept of “state property monitoring” into the theory and practice of the state property cadastre establishment and maintenance. It is going to include the components of land monitoring and property units monitoring.

Key words: state property cadastre, property cadastre units, state land monitoring, state property monitoring.

Принято считать, что впервые термин «мониторинг» появился в 1972 году перед проведением Стокгольмской конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде (Стокгольм, 5-16 июня 1972г.)[1]. Первые предложения по поводу такой системы были разработаны экспертами специальной комиссии СКОПЕ (Научный комитет по проблемам окружающей природной среды) в 1971г. Упоминания об этой системе можно найти в рекомендациях Стокгольмской конференции. Сам термин «мониторинг», по-видимому, появился в противовес (или в дополнение) термину «контроль», в трактовку которого включались не только наблюдение и получение информации, но и элементы активных действий, элементы управления.

В то время дискуссия велась в основном по мониторингу загрязнений окружающей природной среды (ОПС), тогда как мониторингу природных ресурсов уделялось лишь небольшое внимание.

В нашей стране обсуждение системы мониторинга активизировалось перед первым межправительственным совещанием по мониторингу, созванным в Найроби (Кения, февраль 1974г.) Советом управляющих Программы ООН по

проблемам окружающей среды (ЮНЕП). На этом совещании были заложены основные положения о создании системы мониторинга ОПС, был определен список приоритетных загрязнителей для их учета при организации мониторинга, было решено установить контроль за параметрами, необходимыми для интерпретации результатов измерения загрязнителей. Кроме того, был также принят ряд других важных решений по данному вопросу. Большинство решений этого совещания было одобрено на второй сессии Совета управляющих ЮНЕП, а система мониторинга окружающей природной среды была включена в уже функционирующую службу наблюдений и контроля состояния ОПС и мониторинг стал обозначать систему наблюдений, оценки и прогноза состояния ОПС. Однако, необходимо подчеркнуть, что наблюдения за многими изменениями в биосфере осуществлялись и ранее, в частности Гидрометеорологической службой СССР [1].

Мониторинг земель появился в нашей стране в 1992 году как составная часть природоресурсного экологического мониторинга ОПС [2]. Вызвано это было, в первую очередь, проведением земельной реформы и, как следствие, активизацией работ по ведению государственного земельного кадастра (ГЗК) и мониторинга земель. Положение о мониторинге земель в Российской Федерации [2] определило основные задачи мониторинга земель:

- Своевременное выявление изменений состояния земельного фонда, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

- Информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель.

В 2002 году Постановлением Правительства Российской Федерации было утверждено новое «Положение об осуществлении государственного мониторинга земель», в соответствии с которым мониторинг земель получил государственный статус [3].

Здесь необходимо подчеркнуть, что оба документа, регламентирующие осуществление мониторинга земель (до 2002 года и в настоящее время), одной из основных задач государственного мониторинга земель (ГМЗ) определили информационное обеспечение ГЗК, направленное, прежде всего, на своевременное обновление сведений ГЗК и их систематическую актуализацию.

1 марта 2008 года вступил в силу федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»[4], в соответствии с которым создан и осуществляется ведение государственного кадастра недвижимости (ГКН), представляющего собой систематизированный свод сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных федеральным законом [4] сведений. В качестве объектов такового недвижимого имущества выступают земельные

участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства. Очевидно, что с течением времени сведения ГКН устаревают и нуждаются в своевременной актуализации, другими словами, требуется осуществление мониторинга объектов недвижимости, который бы систематически выявлял изменения, происходящие в состоянии объектов недвижимости, и позволял бы вносить соответствующие изменения в содержание ГКН. В данный момент единый механизм такого обновления сведений ГКН как бы отсутствует, несмотря на существование ГМЗ, технической инвентаризации объектов недвижимости и т.п.

Здесь, на наш взгляд, уместно поговорить о введении новых понятий и определений. И, прежде всего, о введении понятия государственного мониторинга недвижимости (ГМН) как системы наблюдений за состоянием земель и расположенных на них и прочно связанных с ними объектов недвижимости. ГМН должен включать в себя два основных компонента: ГМЗ в современном его состоянии (как основного вида недвижимого имущества) и государственный мониторинг объектов недвижимости (ГМОН), представляющий собой систему наблюдений за состоянием зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства.

Принимая во внимание, что земля представляет собой поликомпонентную экологическую систему, характеризующуюся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, недрами, водами, растительностью [5], структуру государственного мониторинга недвижимости можно представить в следующем виде (см. рисунок).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Израэль Ю. А. Экология и контроль состояния природной среды.- Л.: Гидрометеоиздат, 1979.

2. Положение о мониторинге земель Российской Федерации: Постановление

Правительства РФ от 15 июня 1992 г. № 491 [Текст]// Собрание актов Президента и Правительства РФ.- 1992.- № 4.

3. Положение об осуществлении государственного мониторинга земель: Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. № 846 [Текст]// Российская газета.- 5 декабря 2002 г.-№ 231 (3099).

4. Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости».- № 221-ФЗ от 24 июля 2007 г.

5. ГОСТ 26640-85 (СТ СЭВ 4472-84) «Земли. Термины и определения».- Взамен ГОСТ 17.5.1.05-80; введен с 01.01.87 г. [Текст]//- М.: Изд-во стандартов, 1992.

Рис. Структура государственного мониторинга недвижимости

© И.А. Гиниятов, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.