Научная статья на тему 'К вопросу о сущности и класификации потребительского кредита'

К вопросу о сущности и класификации потребительского кредита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1865
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / НАСЕЛЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ НУЖДЫ / CONSUMER CREDIT / INDIVIDUAL / POPULATION / CONSUMER NEEDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Охрименко И.Б.

В статье исследуются основные подходы к определению сущности потребительского кредита, анализируются его сходства и различия с подобными понятиями, обосновывается его уникальность как особого вида кредита и определяется место в классификации кредитов, обосновывается авторский подход к классификации потребительского кредита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности и класификации потребительского кредита»

Охрименко И.Б. ©

Старший преподаватель, кафедра банковского дела, Государственное высшее учебное заведение «Киевский национальный экономический

университет им. Вадима Гетьмана»

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ И КЛАСИФИКАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТА

Аннотация

В статье исследуются основные подходы к определению сущности потребительского кредита, анализируются его сходства и различия с подобными понятиями, обосновывается его уникальность как особого вида кредита и определяется место в классификации кредитов, обосновывается авторский подход к классификации потребительского кредита.

Ключевые слова: потребительский кредит, физическое лицо, население, потребительские нужды..

Keywords: consumer credit, individual, population, consumer needs.

Определение понятия потребительского кредита в экономической науке не получило однозначной трактовки. Ведущие ученые при терминологическом определении этого вида кредита используют разные су бъектно-объектные параметры, а неоднозначность взглядов проявляется уже на стадии отнесения его к отдельной форме или виду кредита. Истоки этого недоразумения происходят из достаточно вольной трактовки вопроса в большинстве публикаций по теории кредита, когда одно и то же понятие называют формами и видами кредита.

В отдельных источниках экономисты разделяют формы кредита по составу участников, объекту, величине ссудного процента и сфере функционирования [1,39]. В других источниках в основу классификации кредита положены такие признаки как состав участников, сфера экономики, характер и проявление кредитных отношений [2,396]. Мы считаем, что разнобой в произвольной трактовке этих категорий негативно влияет на практику кредитования, разработку ее нормативного обеспечения, что актуализирует целесообразность уточнения указанных категорий.

На наш взгляд, отнесение потребительского кредита к определенной форме или виду кредита, должно базироваться на общепризнанном понимании категорий формы и вида. В своем исследовании мы соглашаемся с мнением ученых, которые считают, что наиболее общим проявлением кредита, в котором не раскрываются его сущность и внутренняя структура, есть форма ссужаемой стоимости, в которой она движется между кредитором и заемщиком. Исходя из этого, форм кредита может быть две - товарная и денежная [2,395]. Видовая характеристика применяется к внутренней структуре объекта исследования. Кредит имеет много структурных проявлений, поэтому применимо множество критериев его классификации и выделяется много его видов. В связи с этим, далее считаем целесообразным рассматривать потребительский кредит как вид кредитных отношений.

В украинской банковской энциклопедии Б.С. Ивасив определяет потребительский кредит так: вид ссуды, которая предоставляется торговыми компаниями, банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями потребителю, для приобретения товаров и оплаты бытовых услуг [3,482].

Проведенный А.П. Бондарем анализ позволил ему в узком смысле определить потребительский кредит, как предоставление государством, предприятиями, кредитными институтами и гражданами ссудной стоимости (в денежной, товарной форме) населению для использования на потребительские нужды на основе возвратности и, как правило, с выплатой процента, и в широком смысле - то же самое, но и предприятиям (организациям) для использования на непроизводственные расходы [4,5].

© Охрименко И.Б., 2014 г.

Авторы учебника «Деньги и кредит» придерживаются более лаконичного определения: «Потребительский кредит - кредит, который предоставляется юридическим или физическим лицам на потребительские цели» [2,412].

С.В. Кудряшов определяет потребительский банковский кредит как один из видов банковского кредита, обслуживающий финансирование личных и хозяйственных нужд домохозяйств как конечных потребителей валового внутреннего продукта [5,5].

Е.Ф. Жуков характеризует потребительский кредит как предоставленный банком населению с целью приобретения дорогостоящих предметов потребления, улучшения жилищных условий и т.д. [6,465] . Но такое определение сужает потребительский кредит к одному из видов банковского в денежной форме. Другие авторы, на оборот, отождествляют потребительский кредит с товарным [7,112;8,317], что тоже некорректно.

В зарубежной практике можно встретить такое определение: «Потребительский кредит -это персональный кредит частному лицу для оплаты личных покупок или услуг [9,257].

Учитывая изложенные и существующие другие взгляды на сущность потребительского кредита, можно сделать обобщение, что большинство авторов определяют потребительский кредит как кредит физическим лицам на удовлетворение нужд потребительского характера. По нашему мнению, при определении сущности потребительского кредита не следует сужать его к удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, а считать кредитом на удовлетворение всех его потребительских нужд.

Удачно общую отличительную особенность потребительского кредита выразили Э. Рид и Г. Коттер: «Потребительский кредит предназначен для финансирования конечного потребления» [10,198], а также М.И. Туган-Барановский, который утверждал, что потребительским следует считать кредит, который служит потребительским нуждам личности кредитуемого [11,306]. Учитывая то, что конечным потребителем производимого продукта является физическое лицо, появляется повод трактовать обе мысли в аспекте предоставления потребительского кредита именно физическому лицу.

Исходя из этого, с нашей точки зрения, потребительский кредит - это кредит, который в системе классификации кредитов целесообразно выделять по критериям «сфера экономики» (производственный, потребительский) и «субъекты кредитных отношений» (банковский, государственный, межхозяйственный, международный, личный (населению)). Эти два критерия классификации традиционно выделяются большинством авторов. При этом второй критерий, по нашему мнению, не только дополняет, но и неразрывно связан с первым, то есть, потребительскими являются кредиты населению как единственному конечному потребителю произведенного внутреннего продукта. Вопрос предоставления потребительского кредита юридическим лицам остается спорным. По мнению отдельных авторов [2,412;4,5], юридические лица могут получать потребительский кредит. Мы же придерживаемся взглядов, что потребительским есть кредит именно физическим лицам на потребительские цели. А трактовку отдельными авторами потребительского кредита, в том числе, как кредита предприятиям на непроизводственные нужды считаем слишком широкой.

Также считаем ограниченной трактовку потребительского кредита просто как кредита в сферу потребления, где предоставлена стоимость «проедается». Термин «потребительский кредит» действительно первоначально возник в противоположность «кредиту производственному». При этом он, прежде всего, служил для покрытия недостатка доходов, часто использовался даже без воспроизводства стоимости, в отличие от производственного, в результате использования которого создается новая стоимость и предпосылки для полного возврата одолженной стоимости кредитору от авансированных в производство средств. Исходя из этого и складывается впечатление, что только производственный кредит соответствует закономерностям движения кредита, а в сфере личного потребления добавочная стоимость уничтожается, «проедается» и, поэтому, не создаются предпосылки для ее возвратного движения как основополагающего признака кредита. Мы считаем, что потребительский кредит не «проедается», а имеет особый характер движения стоимости.

Так, по мнению З.С. Каценеленбаума понятие кредита, как обращение капитала в чужом предприятии не ограничивается сферой только производственного кредита, а распространяется

и на потребительский. При этом задачей кредита становиться поддержание жизнедеятельности работающего и его семьи. То есть, в домашнем хозяйстве затраты на потребление в определенной мере являются производственными, а кредит на потребление также производственным кредитом. Личное потребление обеспечивает поддержку и рост стоимости рабочей силы. При этом, источниками погашения кредитов на потребительские нужды выступают доходы заемщиков [12,9]. Подобного мнения придерживаются многие ученые. Мы также считаем, что приведенное толкование содержательно обосновывает соответствие потребительского кредита всем закономерностям движения кредита и раскрывает его социально-экономическое содержание.

Наиболее дискуссионным остается вопрос отнесения к «потребительскому кредиту» «кредита на покупку жилья» и «ипотечного кредита». Сразу отметим, что вообще является некорректным отождествлять «ипотечный кредит» и «кредит на покупку жилья», первый классифицирован по виду обеспечения, второй - по целевому направлению средств. Если кредитование жилья всегда сопровождается оформлением ипотеки, то не всегда ипотечный кредит финансирует покупку жилья, он может удовлетворять любые потребительские нужды физического лица, не относящиеся к покупке или строительству жилья, или для осуществления предпринимательской деятельности . Поэтому, во-первых, ипотечный кредит нельзя отождествлять с жилищным кредитом, а, во-вторых, рассматривать как потребительский уместно, только когда заемщиком выступает физическое лицо, а объектом кредита выступает удовлетворение его потребительских нужд (расходов).

Выяснение сути потребительских расходов как объекта кредита вообще является исходным моментом в исследовании экономической природы и роли потребительского кредита. В связи с этим следует отметить, что трактовка потребительского кредита в Украине или России и в большинстве развитых стран мира не является одинаковой. Так, несмотря на некоторые различия, большинство украинских и российских авторов под потребительскими понимают расходы домашних хозяйств на приобретение потребительских товаров и услуг для удовлетворения личных потребностей (но, в том числе, приобретение, строительство и реконструкция жилья) [13,261;14,243]. В зарубежной литературе, как правило, к потребительским расходам не относятся расходы домашних хозяйств на покупку жилья, рассматривая их как инвестиции [15,864]. Мнение разделяют некоторые российские и украинские авторы [16,288]. Мы считаем, что выделение в отдельный вид кредитов физическому лицу на приобретение и строительство жилья является важным и в теоретическом, и в практическом аспекте. Наряду с ними как инвестиции в человеческий капитал следует рассматривать кредиты на образование, повышение квалификации, др.

В свою очередь, ошибочно отождествлять или заменять понятия «потребительский кредит», «кредит населению», «кредит физическому лицу». В украинской и российской терминологии они часто отождествляются с понятием «потребительский кредит» [17,288;18,79;19,185], который по сути является лишь одним из видов кредитов населению, наряду с кредитом на производственные и инвестиционные нужды физических лиц.

А.И. Лаврушин отмечает такую особенность потребительского кредита, как его предоставления исключительно населению [19,185]. Мы согласны с этим утверждением, но, в то же время, считаем невозможной замену понятий «потребительский кредит» и «кредит населению». Второе понятие значительно шире и базируется лишь на субъектном критерии классификации.

Кроме того, разнятся сами понятия «население» и «физические лица». Население - это совокупность людей, проживающих на определенной территории (в стране, области, городе и т.д.), то есть, это наиболее широкое понятие для обозначения человеческих ресурсов. Понятие «население» включает в себя категории «физические лица» и «физические лица-предприниматели» (далее ФЛП). Физические лица это - граждане страны, иностранцы, лица без гражданства, не занимающиеся предпринимательской деятельностью [20,5]. Общее определение физического лица-субъекта предпринимательской деятельности означает физическое лицо, ... которое осуществляет предпринимательскую деятельность [21,1].

Исходя из этого, под кредитами населению следует понимать все кредиты,

предоставляемые населению, включая кредиты на удовлетворение личных потребительских нужд физических лиц и кредиты на производственные нужды ФЛП. Учитывая то, что первой отличительной чертой потребительского кредита является его направленность на удовлетворение именно потребительских нужд населения, считаем более точным использование термина «кредит физическому лицу».

Также отметим, что в значении кредита, предоставляемого населению, рядом с «потребительским» и «физическому лицу» часто упоминаются такие понятия как «кредит домашним хозяйствам», «розничный кредит» и «личный кредит». Относительно «личного кредита» отметим, что его возникновение происходит из древности и связано непосредственно с личностью заемщика, который при невыполнении обязательств попадал в долговое рабство, которое позже было запрещено, а ему на смену пришла имущественная ответственность должника [22,304]. Так, на земельных участках должников устанавливались высокие столбы, удостоверяющие долговое состояние лица, называемые ипотекой. Тождественны «личному» понятия «персональный» и «индивидуальный», объединенные привязкой к конкретному индивиду.

В отличие от личного, кредит с оформлением залога это - в первую очередь, кредит под доверие предоставленного в залог имущества, а не индивида. Личность заемщика при таком кредите становится определяющей только при условии достаточности имущественного обеспечения [23,190]. Характерным примером таких кредитов являются кредиты на товары длительного пользования, которые вряд ли кредитор предоставит без залога.

Использование термина «розничный кредит», на наш взгляд, связано, в первую очередь, с предоставлением различных услуг населению. На практике к ним часто относят кредиты малому бизнесу, в том числе, на непроизводственные нужды. Современным аналогом «розничного кредита» является англоязычный термин «ритейл». Исходя из этого, считаем, что термины «розничный кредит»» и «кредит населению» наиболее похожи. В то же время, их нецелесообразно отождествлять с «кредитом физическому лицу» и «личным кредитом». В свою очередь, потребительский кредит является кредитом физическому лицу на удовлетворение личных потребительских нужд и может быть как личным, так и залоговым.

Потребительское кредитование может осуществляться как в товарной, так и в денежной формах. Считается, что кредиторами могут выступать банки, небанковские кредитные учреждения, торговые организации, предприятия, физические лица и государство. В случае недостатка собственных сбережений, физические лица обращаются в банк или небанковское кредитное учреждение для получения кредита в денежной форме, а в торговую организацию -для покупки товара «в рассрочку».

Специфика различных проявлений видов потребительского кредита и их взаимосвязь ведет к необходимости его упорядочения и классификации.

Перед тем как непосредственно классифицировать потребительский кредит, считаем необходимым определить его место в общей классификации кредитов. Под классификацией кредита понимают его распределение на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей научного исследования или решения практических задач экономической деятельности. Научно обоснованная классификация кредита позволяет четко определить место каждой разновидности в общей совокупности кредитных отношений, чтобы в дальнейшем в отношении каждого вида правильно построить механизм кредитования.

Проведенный анализ сущности потребительского кредита позволяет нам сделать вывод, что существующие в научной литературе и используемые на практике понятия «личное», «розничное» и «потребительское» кредитование, на наш взгляд, могут выступать элементами укрупненной классификации кредитов, предоставляемых населению. Их связь и разграничение схематически представлены на рис. 1 и рис. 2.

Рис. 1. Связь и разграничение кредитов населению в зависимости от характера обеспечения

[авторская разработка на основе [23]].

Так, исходя из сути личного кредита, индивидуальные характеристики заемщика являются определяющим фактором принятия положительного решения при его предоставлении. В отличие от него, залоговый - это, прежде всего, кредит под доверие предоставленного в залог имущества, и личность заемщика приобретает значение только при достаточном обеспечении. Однако, независимо от вида кредитования, кредитная политика большинства банков чаще рассматривает залога как вторичный фактор сделки, выдвигая вперед потенциальную способность заемщика рассчитаться по кредиту.

В зависимости от сферы направления средств население может получать кредиты как для финансирования своих личных нужд потребительского характера, так и на нужды производственного характера (кредиты ФЛП для осуществления предпринимательской деятельности). При этом мы считаем, что осуществляя потребительское кредитовании субъекта, который является ФЛП, кредитор с экономической точки зрения, в первую очередь, воспринимает и его как физическое лицо, которое является конечным потребителем выработанной продукции. Учитывая изложенное все кредиты, предоставляемые населению целесообразно разделять на кредиты физическим лицам и кредиты ФЛП. Их связь и разграничение схематически представлены на рис. 2.

Рис. 1. Разграничение кредитов выдаваемых населению в зависимости от сферы направления

средств [авторская разработка].

В результате приведенных разъяснений, мы позиционируем потребительский кредит как вид кредита физическому лицу для удовлетворения потребительских нужд наряду с кредитом инвестиционным, который служит удовлетворению нужд инвестиционного характера. Принцип разграничения и характеристика этих видов кредита представлены в табл. 1.

Таблица 1

Разделение непроизводственных кредитов населению в зависимости от характера потребностей

[авторская разработка на основе [24]]

Вид кредита Характер потребностей (нужд) Примеры кредитования

Инвестиционный Формирование и развитие человеческого капитала заемщика Улучшение жилищных и других условий жизни (строительство покупка, , реконструкция жилья, других капитальных объектов), кредиты на образование, повышение квалификации и т.п..

Потребительский Финансирование непроизводственных затрат конечного потребления товаров и услуг, удовлетворение текущих нужд заемщика Кредиты на покупку товаров длительного пользования (транспорт, бытовая и другая техника и т.п.), кредиты на туризм, отдых, за выполнение работ, на неотложные нужды, кредитные карты и т.д..

Далее место потребительского кредита в укрупненной классификации кредитов населению иллюстрирует табл. 2. Целесообразность такого разграничения обусловлена тем, что без него все кредиты, которые предоставляются физическим лицам следует рассматривать как потребительские (учитывая приобретение и строительство жилья, другой недвижимости). Также заметим, что разрабатывая данную классификацию мы сочли необходимым указать в ней разделение кредитов населению на банковские и небанковские, в связи с тем, что в формализованном аспекте банковский кредит преобладает над остальными видами кредита, а также имеет наиболее емкий механизм кредитования и широкую сферу применения. Исходя из приведенной укрупненной классификации кредитов, предоставляемых населению, «потребительский кредит» является видом кредита населению и элементом системы кредитования населения.

Таблица 2

Укрупненная класификация кредитов выдаваемых населению. [авторская разработка]

Критерий классификации Вид кредита

По типу кредитора Банковский кредит

Небанковский кредит (другие)

По типу заемщика как субъекта правовых отношений Кредит физическому лицу

Кредит физическому лицу-предпринимателю

В зависимости от сферы направления средств В сферу прозводства и торговли

В непроизводственную сферу (потребление)

В зависимости от характера потребностей Потребительский (на потребительские цели)

Инвестиционный (на инвестиционные цели)

По характеру обеспечения Личный

Залоговый

Сегодня не существует однозначно признанной классификации ни потребительского кредита, ни кредитов населению, а количество видов и набор признаков различается у разных авторов. В то же время, отметим, что при построении классификации потребительского кредита часто используется объектно-субъектный подход.

Выделение объектной позиции обусловлено существованием кредита в товарной и денежной форме. В современной экономической системе кредит преобладает в денежной форме, когда предоставляется и погашается деньгами [25,187]. Но особенностью потребительского кредита является то, что он может предоставляться и в товарной, и в денежной форме. При рассмотрении субъектной позиции кредит классифицируется в зависимости от участников кредитных отношений кредитора и заемщика. По нашему мнению, классифицировать потребительский кредит достаточно по одному из субъектов отношений -кредитору, потому что другой - заемщик, определен спецификой потребительского кредита и

им выступает физическое лицо. По видам кредитора мы разделяем потребительские кредиты на те, что предоставляются банками, небанковскими кредитными учреждениями, торговыми организациями, предприятиями, физическими лицами.

Мы также считаем, что наличие большого количества критериев классификации потребительского кредита оправдано целью большей конкретизации его внутреннего содержания, так как потребительский кредит занимает присущее только ему место в системе кредитных отношений и имеет большое количество особых структурных проявлений.

В то же время, мы склоняемся к мнению отдельных исследователей о том, что причины отсутствия единой системы классификационных признаков потребительского кредита, лежат в плоскости недооценки понимания того, что существование различных видов кредитов обусловлено особенностями принципов кредитования в конкретных экономических, организационных и технологических условиях. Соответственно, создать единую систему классификации возможно на конкретизации этих проявлений действия принципов кредитования [26,10]. Так из принципа срочности возврата следует, что логично классифицировать кредиты по методу предоставления и способу погашения, по сроку кредитования и сроку возврата. Принцип платности вызывает необходимость выделения таких признаков, как метод уплаты процента, тип процентной ставки. Последовательно применяя указанный методологический подход, мы получили систему критериев классификации потребительского кредита, которая представлена в табл. 3.

Отдельно отметим о современной важности существования такого критерия классификации как целевое назначение. При потребительском кредитовании все актуальнее становится не только определение вида ссуды в зависимости от укрупненного объекта кредитования, но и непосредственно от наличия или отсутствия конкретной цели использования средств. Учитывая это, все кредиты можно разделить на целевые и нецелевые. К целевым кредитам относятся кредиты, выданные на обозначенные в договоре цели (например, покупка автомобиля, оплата услуг учреждений образования и т.д.). Кредиты, конкретные цели которых не определены в кредитном договоре, относят к нецелевым кредитам (кредит на неотложные нужды, кредитные карты, предоставление овердрафта).

Таблица 3

Критерии классификации потребительского кредита на основе конкретизации принципов

кредитования [авторская разработка]

Принцип кредитования Критерий классификации

Срочности возврата Наличие срочности возврата Срок кредитования Метод предоставления кредита Порядок предоставления Способ видачи Метод погашения кредита Вид платежей

Платности Тип процентной ставки Метод уплаты процентов

Обеспеченности Наличие обеспечения Вид (форма) обеспечения

Целевого характера Наличие целевой направленности кредита Укрупненный объект кредитования Вид объекта потребления

Диференцированности Вид заемщика по разным признакам

Мы акцентируем внимание на разделение потребительских кредитов по этому признаку в виду того, что рост нецелевых кредитов является характерной тенденцией развития рынка потребительских кредитов. С точки зрения обеспечения эти кредиты чаще являются необеспеченными вообще или обеспеченными гарантиями третьих лиц или страхованием. И хотя на рынке сегодня присутствуют и обеспеченные, и необеспеченные кредиты, характерной тенденцией его развития является рост необеспеченных кредитов (чаще это - нецелевые

кредиты (кредитные карты, кредиты на неотложные нужды)). Они имеют общую черту -высокий уровень риска для кредитора. В то же время, каждый кредит имеет свои особенности, что предоставляет клиенту выбор наиболее приемлемого.

Также является целесообразным среди потребительских кредитов выделять отдельно те, что выдаются с помощью кредитной карты. Большинство авторов до последнего времени не выделяли их, считая наличие платежной карты лишь технологическими особенностями выдачи кредита (на ряду с такими, как открытие кредитной линии, наличие овердрафта). Однако, мы считаем, что именно присутствие этого технологического аспекта добавляет полученным таким способом средствам дополнительной мобильности, что делает эту разновидность кредита особой, популярной и способствует росту потребительских кредитов. В современной украинской практике такие кредиты уже выделяются, для их выдачи заемщикам открываются специальные карточные счета. В западной экономической литературе и на практике карточные кредиты выделяются традиционно.

Сегодня на рынке потребительских кредитов существует много различных кредитных продуктов, которые существенно разнятся своими параметрами (цель, срок, обеспечение, порядок предоставления и способ погашения и т.д.), что требует от кредитных учреждений значительных усилий в обеспечении их качества. Мы считаем, что предложенный подход к классификации потребительских кредитов позволит в теоретическом аспекте достаточно точно характеризовать его как стоимостную экономическую категорию и подчеркнуть его специфику как особого вида кредита, а в практическом даст возможность развивать и совершенствовать механизм потребительского кредитования и кредитные продукты.

Большее разнообразие кредитных продуктов ( в том числе банковских), широта выбора гибких вариантов при структурировании кредитов дает возможность лучшего удовлетворения потребностей клиентов с одной стороны, и обеспечения более эффективной деятельности банка (кредитной организации) и улучшение качества кредитного портфеля с другой. В свою очередь, повышение эффективности потребительского кредитования будет способствовать его развитию как вида деятельности кредитных учреждений, а также популяризации, как услуги для населения, что должно положительно сказаться на роли и значении потребительского кредита в экономике в целом.

Литература

1. Поляков В.П., Московкина Л.А. Основы денежного обращения и кредита. М., Инфра-М, 2002. 450 с.

2. Савлук М.И., Мороз А.М., Пуховкина М.Ф. Деньги и кредит. Учебник. К.: КНЕУ, 2001. 602 с.

3. Энциклопедия банковского дела Украины /Редкол.: В.С. Стельмах и др. К.: Молодь, Ин Юре, 2001. 680 с.

4. Бондарь О.П. Кредитование населения на потребительские нужды : автореф. дис. ... канд. экон. наук : К., 2002 - 19 с.

5. Кудряшов С.В. Потребительский банковский кредит в Украине: ресурсное обеспечение и эффективность : автореф. дис. ... канд. экон. наук.: Ирпень, 2007. -19 с.

6. Банки и банковские операции. / Под ред. Е.Ф. Жукова. Учебник. М.: Юнити, 2002. 491 с.

7. Панова Г. С. Банковское обслуживание частных лиц. М.: ДИС, 1994. - 352с.

8. Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: пер. с англ. / Под ред. В. Лукашевича. СПб.: Финансист, 2005. 446 с.

9. Синки Д. Ф. Управление финансами в коммерческих банках.: Пер. с англ. / Под. ред. Р. Я. Левиты, Б. С. Пинскера. М.: Са1а1аху, 1994. 854 с.

10. Рид Э., Коттер Р., Гилл Э. и др. Коммерческие банки: Пер. с англ.; под общей ред. В.М. Усоскина. -М.: Прогресс, 1983.

11. Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии.: 5-е изд., Петроград: Издание юридического книжного склада «Право», 1918

12. Деньги и кредит в социалистическом обществе / Под. Ред. О.И. Лаврушина. М. Финансы и статистика, 1980. 384 с.

13. Банковское дело. / Под ред. О.И. Лаврушина. Учебник.М.: Финансы и статистика, 2003. 768 с.

14. Банковские операции. / Под ред. А.М. Мороза. Учебник.К.: КНЭУ, 2008. 608 с.

15. Фишер С. Экономика. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. — пер. с англ. со 2-го изд. М.: «Дело

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛТД», 1993. 864 с.

16. Савченко А.Г. Макроекономика: Учебник / А.Г. Савченко, Г.О. Пухтаевич, О.М. Титёнко. К.: Либидь, 1999. 288 с.

17. Ивасив Б.С.Деньги и кредит: Учебник. Т.: Карт-бланш, 2008. 528 с.

18. Лагутин В.Д. Кредитувание: теория и практика: Учебное пособие. К.: Знання, КОО, 2000. 215 с.

19. Лаврушин О. И. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для студ. вузов, обучающихся по экон. спец. М. : Финансы и статистика, 2003. 461с.

20. Гражданский кодекс Украины № 435-1У от 16.01.2003 с изменениями и дополнениями. [Режим доступа]: www.rada.gov.ua

21. СПД, ЧП, ООО, ОАО, ЗАО - что это значит. [Режим доступа]: http://paranich.kiev.ua/ua/konsultacii/

22. Жиркина Н.И. Кредитование физических лиц: содержание, роль и принципы организации // Экон. науки. М., 2011. № 5(78). - С. 302-305.

23. Саломатина С.А. Коммерческие банки в России: динамика и структура операций, 1864-1917 гг. «Российская политическая энциклопедия» М.: РОССПЭН, 2004. 304 с.

24. Литвинов Е.О. Приоритеты и инструменты розничного кредитования в росси: автореф. дис.....

канд. экон. наук. В.: 2008. 19 с.

25. М.В. Романовский, Г.Н. Белоглазова. Финансы и кредит. Учеб. для вузов М.: Юрайт-Издат, 2003. 575 с.

26. Жиркина Н.И. Развитие системы кредитования населения в Российской Федерации в современных условиях: автореф. дис.....канд. экон. наук. С.: 2011. 19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.