УДК 342.5+342.9
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ
И. У. Кулдыбаева, аспирант кафедры конституционного и административного права,
Южно-Уральский государственный университет
Рассмотрены вопросы становления института государственных услуг и причины выделения государственных услуг из числа государственных функций, сформулировано понятие государственных услуг, отражающее принципы разделения государственных услуг и функций.
Ключевые слова: государственные услуги, государственные функции, административная реформа.
На этапе проведения административной реформы и развития информационного общества одним из приоритетных направлений, реализуемых государством, является предоставление государственных услуг, в том числе посредством использования информационных технологий.
Реальным предметом внимания закона и практики управления стала связь функций государственных и муниципальных органов в области услуг со всеми другими группами функций органов исполнительной власти в области формирования социального государства и их реализации на новой информационно-коммуникационной основе1. На законодательном уровне нет четкого разграничения различных по своей правовой природе государственных полномочий. В правоприменительной практике возникают проблемы при разработке административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), формировании реестров государственных услуг.
Таким образом, представляется принципиальным вопрос о сущности государственных услуг: что это - государственные функции, полномочия государственных органов или нечто новое, не известное российскому законодательству?
Термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. В функциях государства выражаются его сущность, та реальная роль, которую государство играет, решая вопросы развития общества и удовлетворяя его разнообразные интересы2.
Функции государства подвергаются влиянию не только собственно государствен-
ных изменений, но и изменений условий существования самого государства, т. е. изменений внешней среды, в которой живет и действует государство. Для определения этого влияния в теории государства используется понятие эволюции функций государства, которое включает изменение функций под воздействием содержательных и формальных характеристик государства, а также развивающейся внешней среды3. На функции государства оказывает определенное влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие цивилизации, действие научно-технических достижений. Новые технологии порождают новые проблемы и трансформируют понимание традиционных ценностей.
Оказание публичных услуг для органов исполнительной власти является одной из функций - наряду с правотворческой, правоприменительной, контрольно-надзорной. Государственная функция - регулярно осуществляемая органом исполнительной власти деятельность по реализации или обеспечению реализации властных полномочий.
На наш взгляд, государственные функции и услуги соотносятся как целое и частное, а причина выделения государственных услуг из числа государственных функций в первую очередь заключается в инициаторе взаимодействия:
1) если инициатором взаимодействия является орган власти (например, осуществление контрольной проверки, расчет каких-либо общих тарифов), то взаимодействие квалифицируется как государственная функция;
2) если инициатором взаимодействия является гражданин, организация (например, получение паспорта, расчет индивидуального тарифа, получение дубликата утерянного документа, запрос информации для СМИ), то
2013, т. 13, № 2
103
Краткие сообщения
такое взаимодействие является государственной услугой.
В административном законодательстве не существует официально установленной типологии функций органов исполнительной власти. Понятие «функция федерального органа исполнительной власти» означает нормативно установленный вид властной деятельности, постоянно осуществляемый этим органом в масштабах Российской Федерации4.
В результате реализации указов Президента РФ5 и анализа Правительственной комиссией по проведению административной реформы функций федеральных органов исполнительной власти6 принята следующая типология функций органов исполнительной власти:
- функции по принятию нормативноправовых актов;
- функции по контролю и надзору;
- функции по управлению государственным имуществом;
- функции по оказанию государственных услуг.
С точки зрения толкования термин «услуга» означает действие, приносящее пользу, помощь другому7; таким образом, государственная услуга должна быть направлена на содействие органами власти гражданам и организациям в удовлетворении их потребностей, подкрепленных конституционными правами.
Понятие «государственные услуги» в России стало использоваться только в процессе проведения административной реформы, хотя во многих зарубежных странах такие услуги - одна из основных форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как «поставщик услуг». Однако появление в нашей жизни государственных услуг - не простое копирование зарубежного опыта; за этим стоят, на наш взгляд, гораздо более глубокие причины, связанные с изменением роли и задач государства в обществе, с утверждением новых ценностей и приоритетов8.
Под функциями по оказанию государственных услуг согласно Указу Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» понимается предоставление федеральными органами исполни-
тельной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами. В указе впервые зафиксирована функция по оказанию государственных услуг, которые предоставляют федеральные органы исполнительной власти.
В качестве государственной услуги нами предлагается считать деятельность по исполнению запроса или требования граждан или организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, а также получении материальных и финансовых средств для их реализации в случае и в порядке, предусмотренных законодательством, установлении юридических фактов или предоставлении информации по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа государственной власти и включенным в реестр государственных услуг.
1 Бачило И. Л. Государство социальное или сервисное // Право. 2010. № 1. С. 3-11.
2 Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / под ред. В. Г. Стреко-зова. М., 2011. С. 323.
3 Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. М., 2010. С. 153.
4 Хабриева Т. Я. Административная реформа: проблемы и решения // Административная реформа в России: научно-практическое пособие. М., 2007. С. 17.
О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 // СЗ РФ. 2009. № 26. Ст. 3167; Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 // СЗ РФ. 2004. № 11.
Ст. 945.
6
О правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 // СЗ РФ. 2003. № 31. Ст. 3150.
7 Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2004. С. 250.
8 Терещенко Л. К. Функции государственных услуг // Административная реформа в России: научно-практическое пособие. М., 2007. С. 72.
Статья поступила в редакцию 20 марта 2013 г.
104
Вестник ЮУрГУ. Серия «Право»