Научная статья на тему 'К вопросу о сущности государственных услуг'

К вопросу о сущности государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
746
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / PUBLIC SERVICES / STATE FUNCTIONS / ADMINISTRATIVE REFORM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулдыбаева Ирина Ураловна

Рассмотрены вопросы становления института государственных услуг и причины выделения государственных услуг из числа государственных функций, сформулировано понятие государственных услуг, отражающее принципы разделения государственных услуг и функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the essence of public services

The problems of establishing of the institution of public services and the reasons for separating of public services from the number of state functions are considered. The notion of public services reflecting principles for division of public services and functions is given.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности государственных услуг»

УДК 342.5+342.9

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

И. У. Кулдыбаева, аспирант кафедры конституционного и административного права,

Южно-Уральский государственный университет

Рассмотрены вопросы становления института государственных услуг и причины выделения государственных услуг из числа государственных функций, сформулировано понятие государственных услуг, отражающее принципы разделения государственных услуг и функций.

Ключевые слова: государственные услуги, государственные функции, административная реформа.

На этапе проведения административной реформы и развития информационного общества одним из приоритетных направлений, реализуемых государством, является предоставление государственных услуг, в том числе посредством использования информационных технологий.

Реальным предметом внимания закона и практики управления стала связь функций государственных и муниципальных органов в области услуг со всеми другими группами функций органов исполнительной власти в области формирования социального государства и их реализации на новой информационно-коммуникационной основе1. На законодательном уровне нет четкого разграничения различных по своей правовой природе государственных полномочий. В правоприменительной практике возникают проблемы при разработке административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), формировании реестров государственных услуг.

Таким образом, представляется принципиальным вопрос о сущности государственных услуг: что это - государственные функции, полномочия государственных органов или нечто новое, не известное российскому законодательству?

Термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства, в которых проявляется его социальное назначение. В функциях государства выражаются его сущность, та реальная роль, которую государство играет, решая вопросы развития общества и удовлетворяя его разнообразные интересы2.

Функции государства подвергаются влиянию не только собственно государствен-

ных изменений, но и изменений условий существования самого государства, т. е. изменений внешней среды, в которой живет и действует государство. Для определения этого влияния в теории государства используется понятие эволюции функций государства, которое включает изменение функций под воздействием содержательных и формальных характеристик государства, а также развивающейся внешней среды3. На функции государства оказывает определенное влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие цивилизации, действие научно-технических достижений. Новые технологии порождают новые проблемы и трансформируют понимание традиционных ценностей.

Оказание публичных услуг для органов исполнительной власти является одной из функций - наряду с правотворческой, правоприменительной, контрольно-надзорной. Государственная функция - регулярно осуществляемая органом исполнительной власти деятельность по реализации или обеспечению реализации властных полномочий.

На наш взгляд, государственные функции и услуги соотносятся как целое и частное, а причина выделения государственных услуг из числа государственных функций в первую очередь заключается в инициаторе взаимодействия:

1) если инициатором взаимодействия является орган власти (например, осуществление контрольной проверки, расчет каких-либо общих тарифов), то взаимодействие квалифицируется как государственная функция;

2) если инициатором взаимодействия является гражданин, организация (например, получение паспорта, расчет индивидуального тарифа, получение дубликата утерянного документа, запрос информации для СМИ), то

2013, т. 13, № 2

103

Краткие сообщения

такое взаимодействие является государственной услугой.

В административном законодательстве не существует официально установленной типологии функций органов исполнительной власти. Понятие «функция федерального органа исполнительной власти» означает нормативно установленный вид властной деятельности, постоянно осуществляемый этим органом в масштабах Российской Федерации4.

В результате реализации указов Президента РФ5 и анализа Правительственной комиссией по проведению административной реформы функций федеральных органов исполнительной власти6 принята следующая типология функций органов исполнительной власти:

- функции по принятию нормативноправовых актов;

- функции по контролю и надзору;

- функции по управлению государственным имуществом;

- функции по оказанию государственных услуг.

С точки зрения толкования термин «услуга» означает действие, приносящее пользу, помощь другому7; таким образом, государственная услуга должна быть направлена на содействие органами власти гражданам и организациям в удовлетворении их потребностей, подкрепленных конституционными правами.

Понятие «государственные услуги» в России стало использоваться только в процессе проведения административной реформы, хотя во многих зарубежных странах такие услуги - одна из основных форм отношений гражданина, юридического лица и власти, где государство рассматривается как «поставщик услуг». Однако появление в нашей жизни государственных услуг - не простое копирование зарубежного опыта; за этим стоят, на наш взгляд, гораздо более глубокие причины, связанные с изменением роли и задач государства в обществе, с утверждением новых ценностей и приоритетов8.

Под функциями по оказанию государственных услуг согласно Указу Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» понимается предоставление федеральными органами исполни-

тельной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами. В указе впервые зафиксирована функция по оказанию государственных услуг, которые предоставляют федеральные органы исполнительной власти.

В качестве государственной услуги нами предлагается считать деятельность по исполнению запроса или требования граждан или организаций о признании, установлении, изменении или прекращении их прав, а также получении материальных и финансовых средств для их реализации в случае и в порядке, предусмотренных законодательством, установлении юридических фактов или предоставлении информации по вопросам, входящим в компетенцию исполнительного органа государственной власти и включенным в реестр государственных услуг.

1 Бачило И. Л. Государство социальное или сервисное // Право. 2010. № 1. С. 3-11.

2 Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / под ред. В. Г. Стреко-зова. М., 2011. С. 323.

3 Пиголкин А. С., Головистикова А. Н., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права: учебник / под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. М., 2010. С. 153.

4 Хабриева Т. Я. Административная реформа: проблемы и решения // Административная реформа в России: научно-практическое пособие. М., 2007. С. 17.

О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 // СЗ РФ. 2009. № 26. Ст. 3167; Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 // СЗ РФ. 2004. № 11.

Ст. 945.

6

О правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451 // СЗ РФ. 2003. № 31. Ст. 3150.

7 Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2004. С. 250.

8 Терещенко Л. К. Функции государственных услуг // Административная реформа в России: научно-практическое пособие. М., 2007. С. 72.

Статья поступила в редакцию 20 марта 2013 г.

104

Вестник ЮУрГУ. Серия «Право»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.