Научная статья на тему 'К вопросу о сущности духовных ценностей в гуманитарных науках'

К вопросу о сущности духовных ценностей в гуманитарных науках Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
644
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОСТЬ / ДУХ / ЦЕННОСТЬ / НОРМА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Павловская М. Е.

Изучаются проблемы духовности, духовно-нравственной сферы личности предлагаются классификации наиболее значимых ценностей в гуманитарных науках

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сущности духовных ценностей в гуманитарных науках»

кума для студентов младших курсов технических специальностей [Текст]/М. И. Лахатова // «Педагогическое мастерство: проблемы, поиски, решения»: сб. материалов преподавателей и аспирантов Тул. гос. унта, получивших диплом «Преподаватель высшей школы». - Тула: Издательство ТулГУ, 2007. - Вып. 3. - С. 76-82

27. Фромм, Э. Душа человека: перевод[Текст]/ Э. Фромм. - М.: Республика, 1992. - 430с

28. Лахатова, М.И. Инновации в образовательном процессе вуза при обучении студентов младших курсов [Текст] /М.И.Лахатова, Т.С. Устинова// «Глобальный научный потенциал»: сб. тез.док. 3-й науч.-практ. Конф.-23-24 апреля2007г. Тамбов. - С.177-177.

M.I. Lakhatova

Methodological Aspects of Managing Pedagogical Interaction «Teacher-Student» in the Process ofStudying at University

Annotation: Methodic and psychological-aspects applying ofpedagogical interaction «teacher-student» in teaching process of higher school is analyzed in the article. Approaching plan offulfillment of laboratory and practical lessons on the course of common physics for engineering specialties of Tula state university is proposed.

Получено 20.03.2009 г.

УДК 378.121

М.Е. Павловска, ассист. ,(4872) 27-05-08, forlang@tsu.tula.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Измаются проблемы духовности, духовно-нравственноо сферы личности; предлагаются классификации наиболее значимых ценностей в гуманитарных науках.

Ключевые слова: высшее образование, воспитанне, восситательный процесс, нравственность, духовность, дух, ценность, норма, ценностные ориентации.

Изменения, происходящие в России в последние десятилетия, делают необходимым проведение анализа воспитательной деятельности среди молодежи, в том числе и среди студентов классических вузов.

Пееед преподавателями высшей школы всегда стояли важнейшие задачи по обучению и воспитанию специаистов. В наши дни вопрос об ответственности за нравственное совершенствование и профессионаизм выпускников является весьма актуаьным.

Сегодня целью воспитания является формирование и развитие личности, конкурентоспособного специалиста, обладающего высокой общей культурой и профессионаизмом, человека активного, способного к само-равитию и самообраованию. Однако подготовка специаистов в негуманитарном вузе в настоящее время осуществляется по сложившимся традиционным принципам, согласно которым высшая школа выпускает кваи-фицированного специалиста-производственника, а развитие личностных качеств студента, приобщение его к духовным ценностям полагается сопутствующим, происходящим само по себе.

Высшее обраование в стране «призвано не только давать знания, но ив первую очередь, воспитать человека»[1]. Однако воспитательный процесс, его сущность и содержание зачастую представлены односторонне, нет ооиентиров его взаимосвязи с процессом обучения, не определены такие баовые понятия, как духовность, нравственность, духовные и нравственные ценности в отношении воспитания и обраования. Это предполагает необходимость рассмотрения данных категорий в аспекте исследуемой проблемы.

Понятия «духовность, нравственность, душа» отличаются неясностью в толковании, хотя овладение ими составляет основу формирования ценностных ооиентаций, определения морального выбора действий, рави-тия личностного потенщіаа личности. Представляете т необходимым исследовать становление данных понятий в истории философии, психологической и педагогической мысли.

В античности идеа духовного человека отождествлялся с обраом мудреца, философа. Считалось, что дух выступает в виде идеи, космической мысли, закона, устанавливающего в мире порядок и гармонию. Поэтому и сам дух понимася космологично, рационалистично.

С точки зрения христианского средневековья человеческа душа происходит от Божественного духа и несет в себе обра Божий. Важнейшим элементом человеческой души является воля. Восхождение к духовности, т.е. человеческая способность верить в Творца, любить его, надеяться на даруемое им спасение, характеризует именно волевую, чувственную, а не созерцательную, раумную стооону души.

Фома Аквинский утвержда, что человек создан Богом и потому является своеобразным микрокосмом. Оттичительной чеетой эпохи Возрождения стала ориентация на «земного» человека. Последний истолковы-вася как свободное существо, твооец самою себя и окружающего мира. Он обладает не только духом, но и телом, поэтому душа человеческа ста-нoвртcя предметом всестороннего рассмотрения в ее тесной связи с телесностью^].

Философы эпохи Возрождения рассматриваи душу человека как нечто самостоятельно существующее наряду с телом. Определяющее значение отводилось познанию как источнику духовного совершенствования

человека. Дух представляется продуктом чувственного познания - особой способности, направленной на постижения идеи Бога.

В философии Нового ввемен доминирует тенденция понимания духа как общечеловеческого личностного начаа, что отчетливо обозначалось в немецкой классической философии. И.Кант представлял человека существом, наделенным матераЕ^ыми и духовными качествами. Раскрывая сложную картину человеческого «Я», философ особое место отводил категорическому императиву (внутреннему ведению, мора л ному закону), созидание которого, по И.Канту, и есть суть духовного становления личности[8].

Г. Гегель понима дух как единство сознания и самосознания, осуществляемое в рауме. Перва стадия равития человеческого духа— «субъективный дух» - раворачивается на трех уровнях тела: тела, души и интеллекта. Втора стадия - «объективный дух» - охватывает сферу социальной жизни человека и понимается как cвeрxирдивлдyльнaя ценность. Высшей формой равития человеческого духа является «абсолютный дух», под которым философ подраумевает итог совокупной духовной деятельности человечества на протяжении его тыссчелетней истории. Саморави-тие человеческого духа есть одновременно деятельность и мыслительная («самосознание Бога в человеке»), и практически'-созидательна (возвышение в ходе мировой истории конечной сущности человека к бесконечно-мУ)[3].

Свое давнейшее равитие проблема «духовности» получила в русской религиозной философии Х1Х-ХХ веков. В.С.Соловьев отмеча, что «ни раум, ни воля, ни свобода в отдельности не составляют человеческого духа, но являются лишь способами или сседствами осуществления его содержания». Человек развивается от природного к «духовному», от звероподобного существа к некоему леау, в роли которого выступает Бог. Философ называет такой процесс «творческой эволюцией», конечна цель которой - превращение человека не только в «раумного», но и в человека «духовного» [12].

По мнению крупнейшего представителя русской религиозной мысли начала ХХ века Н.А.Бердяева, духовность есть такое внeрaциoнльнoe в человеке, которюе выводит его за пределы необходимости и ставит «по ту сторон» предметного мира, рaцдoнльнoгo мышления, и в то же ввемя принадлежит рсльному человеку, сотканному из плоти и вписанному в порядок общественной жизни. Именно духовность соединяет сферу человеческого со сфелой божественного.

Традиции русской религиозно-философской мыслл в понимании духовности продолжил ккупный отечественный ученый М.М.Бахтин. Он исходил из того, что человек есть уникальное единство тела, души и духа. Философ утвержда, что человек духовен в наибольшей степени тогда, когда он менее всего думает о себе, о своем «Я».

Теооетик религии и культуры И.А.Ильин утверждл, что «в каждом человеке есть две силы, противостоящие друг другу: сила инстинкта и сила духа». Инстинкт бездуховен и противостоит духу человека, его духовности, совести. Дух есть сила, способна создавать формы и законы своего бытия, творить себя и способы своей жизни. Философ воспринимает духовность прежде всего через призму человеческой ответственности, «без которой человеку невозможно создать себя духовно», и трактует духовность как нравственную ценность, включа нравственное и профессио-нльное совершенствование, сттемление делать добро, выполнять свой гражданский долг, сохранять достоинство и честь [7].

Проведенный анлиз ллтeрaтуры позволил прийти к выводу о том, что исторически сложились два направления в понимании духовности: религиозное и секулярное. Изначальный смысс религиозного понимания духовности проявляется в пележивании человеком непосредственной связи с божественным начлом, стремление к которому предполагается потенциально злoжeнным у каждого человека. В секулярном мировоззрении категория духовности используется в широком диаплоне значений. «Религиозное сознание попыталось его (понятие духовности) узурпировать (показательно превращение в русском языке самих ссов «дух», «духовный», «духовенство» в синонимы понятий «божественное», «священное», «религиозное», однако истинный смысл духовного горлдо более широк — его религиозное проявление есть лишь конккетная историческа форма духовной жизни человечества)». Однако исследования академика П.В .Симонова и его коллег поклли, что религиозна и светска формы духовности вырастают из одного корня—страсти к добру как желанию блага для других.

С теологической позиций определение понятия дано в словаре В.Для: «..состояние духовного; духовная часть, ведомство». В контексте секулярного понимания духовность определяетст в Большом толковом словаре русского языка: «духовна, интеллекту льна природа, внутренняя, нравственна сущность человек (противополагаема его физической, телесной сущности)» и в энциклопедическом словаре «Этика»: «Духовность — понятие, обобщенно оттажающее ценности и соответствующий им опыт, противоположные эмпирическому существованию человека или, по меньшей мере, оттичные от него. В этическом аспекте она обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к иделу»[15].

Проблема изучения духовности, духовно-нравственной сфелы личности характеризуется рлноплановыми исследования в области философии, психологии, педагогики и ддугих наук.

Так, в понимании русских мыслителей Х1Х-ХХ вв., духовность соотносится с понятием ценность. Основной вопрос общей теории ценностей «Что есть благо?» впервые поставил Сократ. В философии Платона проблема блага становится также одной из центрльных. Так, в его дилогах десятки станиц посвящены анлизу блага (добра) и зла, удовольствия и

неудовольствия, пользы и вреда, хооошего и плохого и так далее. Греческий философ Протагор выдвинул дефиницию антропоцентризма: человек есть мера всех вещей, он определял человека как высшую ценность.

Систему ценностей древних римлян определял патриотизм, представление об особой богоизбранности римского налода и самой судьбой преднлначенных ему победах. Рим рассматривлся как высша ценность, а долг гражданина состоял в том, чтобы служить Риму всеми силами, не щадя жизни.

Философы древности стремились представить и теоретически обосновать облик идеального человека как средоточения фундаментльных ценностей - добродетелей. Так, Конфуций ввел понятие «жень», которое соответствует современной гуманности, человечности и проявляется в таких качествах, как справедливость, ветность, искренность[4].

В античной и средневековой философии ценностные халактеристи-ки включалсь в само понятие рельности, истинного бытия.

Ценность - понятие введено в научный оборот И.Каном при противоположении сферы нравственности (свободы) и сферы природы (необходимости). В критике практического разума» Кант поклал разите представлений о должном, о ценностях и нормах, с одной стороны, и представлений о сущем, мире вещей, того, что есть с другой стороны [8]. Мир должного как бы достраивает мир сущего, а значит, и достоверного до целостности и системы, поэтому действие, по Канту, невозможно без включения его в структуру должного.

Однако нормы и ценности не только управляют действиями. Всяка ценность - цель сама по себе, к ней сттемятся ради нее самой, поскольку она - идеал, источником которого являетст критическое сознание как кон-структоо всяких норм.

Познание ценности, их мысленное созерцание и петеживание основаны на чувствах, прежде всего, таких основополагающих, как чувства Любви и стремления к Добру, Истине и Красоте. Согласно, например, МШелеру, всякое познание ценности есть акт предпочтения; в интуитивной очевидности устанавливаются ранги ценностей: ценности тем выше, чем они менее причастны делимости, и чем глубже удовлетворение, кото-ро он дают. В этом смысле долговечными являютст ценности «приятного» или «материльного блага», связанных с удовлетворением преходящих склонностей и потребностей человека икoтoчыe наиболее «делимы».

Человек, постоянно находясь в ситуации выбора одного из альтернативных решений, критерием такого выбора полагает ценность. Если мотивы конкретной деятельности задаются ситуацией, ценности порождался социальными и культтрными условиями бытия и более глубинными факторами существования человек. В этом контексте мир ценностей есть внеличностный и надличностный, а в определенных случаях и внеистори-ческий. Ценности оклываются принадлежащими сфере бытия человека.

В.Франкл пока л, что ценности выполняют рол смыслов человеческой жизни. Он отмечл, что ценноти выступают как универслии и составляют три основные класса, позволяющие сделать жизнь человека осмысленной: это - ценности творчества (в том числе труда), ценности переживания (прежде всего любви) и ценности отношения. Источником ценностей являются - мир «десяти тысяч уникльных ситтаций» и совесть человека как «смысловой олган», способный отыскать уникльный смысл в каждой из ситуаций.

Таким обраом, «ценность» принадлежит к тем многозначным понятиям, которые распространены и в сфере сознания, и сфере научного, в частности, методологического и философского знания. Отражая все то, что осознаетст и переживается личностью как aктульнaя значимость, как смысл, как идел, он представляются и как сущностные характеристики сознания и поведения индивида, и как целевые консттукторы социльной деятельности.

В контексте философского рассмотрения важно остановиться на классификации ценностей. Н.ИЛапин выделяет несколько оснований для типологии ценностей.

Во-первых, это конкретное предметное содержание, позволяющее различать ценности: соцдльные, культууные, политические, духовные и т.д. Специлисты насчитывают десятки, даже сотни таких ценностей. Базовых ценнотей, являющихся основанием для сознания людей, как считают ученые-исследователи, не так много. З. Фрейд предложил ограничиться двумя, А. Маслоу - гатью потребностями - ценностями, Муррей составил список из 28 ценностей.

Во-вторых, Н.ИЛапин дает определения ряда ценностей:

• терминльные, или целевые, ценности выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей - такие, как ценность человеческой ждзни, семьи, межличностных отношений, свободы, труда и аналогичные им. Их в свою очетедь подразделяют на личностные и социальные;

• в инструментальных ценностях представлены средства достижения целей, одобряемые в данном обществе или иной общности. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, а с ддугой - качества, способности людей (такие, как независимость, инициативность, авторитетность).

Следующим основанием для типологии ценностей являются потребности индивида:

• витльно-простейшие, или первичные, потребности, значимые для сохранения и продолжения жизни (благополучие, безопасность, комфорт);

• интеракцдонистские - служащие для общения с другими людьми;

• соцдлизационные - необходимые для усвоения ценностей, норм, обрацов поведения, oдoбряeмыx в данном обществе, культууе;

• смысложизненные - необходимые для наполнения своей деятельности общим смыслом, значимым для всей жизни[9].

Важным социокультурным основанием типологии ценностей является их соотнесене с тем или иным типом цивилизаций, в недрах котолых возникла данна ценность или к которому она относится. Под культурологическим углом зрения различают:

• традиционные ценности, или ценности обществ, ориентированных на сохранение и воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни;

• современные, ориентированные на инновации и прогресс в достижении рацдонльных целей;

• общечеловеческие ценности, свойственные традиционным и современным обществам.

По фyркциoнльнoмy основанию, т.е. по роли ценностей для функционирования и равития общества как ценностной системы, раличают: интегрирующие (ценности, одобряемые большинством членов общества) и дифференцирующие (одобряемые меньшинством). По мере развития илд изменения общества функцдонльнл роль ценностей может изменяться: дифференцирующие ценности становятст интегрирующими и наоборот.

Также Н.И. Лапин отмечает, что особое значение приобретает типология ценностей по дх месту в статусно-иерархической структуре ценностного сознания членов общества. На этом основании он выделяет четыре ггуппы ценностей:

• ценности высшего статуса, «ядро» ценностной структуры;

• ценности среднего статуса, котолые могут перемещатьст в состав ядра или на петифетию, поэтому их можно представить как «сттуктурный резерв»;

• ценности ниже среднего; он также подвижны и моггт перемещаться в «резерв;

• ценности низшего статуса, ценностной cтрyктуры, состав которого млоподвижен.

Ценностное ядро исследователь характетизует как доминирующую в общественном сознании группу ценностей, которые интeгридyютcя в общество или иную соцдльную общность.

Сттуктурный резерв служит той областью, где наиболее интенсивно проовляются ценностные конфликты между индивидами и соцдльны-ми группами, а также внутри личностные конфликты.

Шлифет^ включает в себя оппозиционные ценности, раделяю-щие членов данной общности на приверженцев, существенно раных, иногда несовместимых ценностей и потому вызывающие наиболее осуые конфликты.

Позади окаываютст ценности, отличающиеся от остальных членов общности большей стабильностью своих ориентаций, унаследованных от прошлых пластов кyльтуры[9].

Современные философы имеют свое представлене о ценностях:

Американский социолог Г.Беккет считает, что ценности «в качестве любого объекта, любой пoрeбнocти...прeдcтaвляют собой результат знания, желания, нормирования; то, что известно есть ценности; то, что желается - ценности; то, что нолмидуется - ценности»[2].

В.П. Тугалинов, стоящий у истоков разработки понятия «ценность» в отечественной философии, считает, что вещи, явления, идеи выступают средством удовлетворения пoрeбнocтeй и интересов людей, служат общественному прогрессу и всестороннему равитию личности. Соггасно его позиции, следует раличать три вида ценностей:

- матер ильные (лична и общественна жизнь);

- соцдльно-политические (свобода, равенство, дружба, справедливость);

- духовные (просвещение, истина, добро, красота).

В.П. Тугаринов отмечает, что у отдельного человека диапаон его ценностей, т.е. интересующих его явлений, может быть и очень узким, ограниченным. Ограниченность личности выражается в офаниченном числе и характере ее жизненных ценностей, жизненных интересов.

Многообраие ценностей вызывает необходимость в дх классификации, в делении их на группы. Это зависит от основания дх деления. Автор раделил всё существующее на предметы, свойства и отношения. Ценности, по утверждению В.П. Тугаринова, делятся на:

- ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными);

- ценности культуры (материльные ценности и духовные ценности).

Материльные ценности необходимы для удовлетворения телесных пoрeбнocтeй, духовные ценности - для удовлетворения пoрeбнocтeй духа. Деление осуществляется на основе составляющих человека - тела и души. Предлагается выделять также уетий вид ценностей:

- социльно-политические ценности (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, справедливость, равенство, человечность).

Также В.П. Тугаринов не исключает следующее деление ценностей:

- нличные (экзистенцильные);

- целевые;

- нормативные.

Экзистенцильные ценности существуют во всех областях человеческой жизни и деятельности. К ним относятст все социальнополитические и духовные ценности[13].

По мнению В.Ф.Рябова следует рассматривать ценности материальные (пища, одежда, предметы быта, орудия туда, средства производст-

ва) и духовные. Среди духовных особенно выделяют моральные. Считается, что именно они окаывают непосредственное воздействие на формирование нравственной стуктуры личности, ее жизнедеятельности.

Обобщая философские исследования о понятиях «ценность» и классификации этих понятий можно сделать заключение, что каждая исторически конкретная обществен л форма может характеризоваться специфическим набором иерархий ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого ууовня социльной регляции.

Имеет свой взгляд на понятие «ценность» и психология. Так, в кратком психологическом словаре ценность определена как принятое в философии, этике, эстетике и социологии понятие, используемое для обозначения объектов, явлений, дх свойств, а также абстуактных вдей, воплощающих в себе общественные иделы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Марксистская философия рассматривает ценность как продукт жизнедеятельности социальных гупп и общностей, человечества в целом, котолые выступают в качестве единого совокупного субъекта, а истоки ценностного отношения - в социльном хара^ете деятельности людей. В качестве объектов такого отношения выступает все многооб-раие предметно-человеческой деятельности, общественные отношения. Ценности также служат важным фактолом социальной регуляции поведения личности и взаимоотношения людей.

В.А. Ядов выделяет ценности-нормы, ценности'-иделы, ценности-цели. Важнейшими, по мнению ученого, являются ценности-цели, т. е. основные цели человека, оуажающие его долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему суемится в будущем. Эти ценности как бы определяют смысл жизни человека и укаывают, что для него особенно важно, значимо, ценно[11].

Болгалский исследователь В. Момов [10] полагает, что можно ти-пологизидовать ценности как существующие или налично-актуальные, далее целевые или мысленно желаемые, возможные и устанавливает следующую их иeхaрxдю: ценности-цели, ценности-иделы, ценности-

желания и ценности должного. Это отражает объективно-субъективный характер ценностей.

Современная психологи связывает изучение ценностей с изучением мотивационных структур жизнедеятельности. Соцдльная психология затрагивает проблемы ценности в связи с исследованием сферы соцдли-зации индивида, его адаптации к гупповым нормам, рeбoвaниям. Социальные ценности и нормы становятст «содержанием» мотивации человека, которые «^нути» воздействуют на его поведение, в результате чего ценностно-нормативные регулятивы выступают для личности определенным, «ориентирующим контекстом», в coгрacии с которым осуществляется выбор действ и.

По мнению А.Г. Здрав омы слов а, В.А. Ядова, ценностные ориентации являютст важнейшим компонентом стуктуры личности, определяют ее поведение, отношение к труду. Ученые утверждают, что ценностной ориентацией следует считать «установку личности на те или иные ценности материльной и духовной культуры общества»[6,11].

Исследователи (А.Н.Леоньев и др.) ссетают, что сознание человека, будучи оуажением оккужающей действительности, включает оуаже-ние смысла, значение познаваемого. Именно с фолмидованием к оуажае-мому психикой явлению связаны мотивационная, регулирующая функции индивидуального сознания. Так, общеизвестно, что, чем активнее функционирует сознание, тем эффективнее происходит формирование ценностного отношения к оккужающей действительности.

С позиции А.И. Донцова [5], «ценностные этлоны и ориентиры -это, обрано говоля, то, что «оседает» в личности» в результате соцдльной деятельности, становясь внутенней основой ориентации активности субъекта». Следовательно, ценностные ориентации выступают важным фактором, регулирующим мотивацию личности.

Таким оббазом, ценности и ценностные oлиeртaцди личности являются сложными cрyктyyными образованиями, включающими общую направленость интересов в определенные сферы жизнедеятельности, объединенных жизненными принципами, идеалами, концепцией ждзни. Ра-личные элементы ценностных ориентаций личности представляют собой, с одной стороны, этапы осознания личностью существующей вне ее ценностей и превращения дх под влиянием целого ряда фактолов в систему внутрдличностной социльной ориентации, а с другой - оуажают стул-турный характер системы ценностей, окружающей личность.

Философское, психологическое осмысление общечеловеческих ценностей дао начло для целого ряда педагогических исследований.

Отсутствие вделов, меняющиеся ценности в нестабильном, современном обществе осложнят процесс воспитания. Так, А.В. Муддик предполагает, что меняющееся общество не в состоянии ставить рельные и адекватные задачи петед процессом воспитания, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего равития, оно лишь пытается определить свои ценности и дх иерархию, нащупать новые идеологические установки. Оно (общество) лишь знает, что нужно равивать «другого» человека и делать это по-другому.

Следовательно, в уссовиях совлеменного общества петед воспитанием как социальным институтом стоит задача поиска направления равития личности. Особый акцент при этом делаетст на ценности человека, духовный мид которого определяется степенью сформированное™ его ценностных ориентаций.

О многообраии мира ценностей говолят многие ученые. Однако отметим, что «доброта», «красота», «природа», «любовь», «человеческа

жизнь» как общечеловеческие ценности выделяются во все времена. К числу духовно-нравственных ценностей относят окружающий нас мид, природу, продукты человеческого ууда, искусство, культурное наследие различных налодов и наций. Абсолютной ценностью воспитания является личность - это и цель, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания.

В педагогической лететатуре общечеловеческие, духовно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нравственные ценности делят на две группы:

• ценности житейского сознания, на котором бытуют моральнонравственные установки, регулирующие человеческое общежитие и отношения между людьми. В их основе - золотое правил нравственности: «относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе». Из него вытекают такие ценности, как: до6ротя, порядочность, рyдoлюбиe, скромность и т.д.;

• втора ггуппа характеризуется ценностями более высокого порядка такими, как:

Земля - дом человечества, вступающего в новую цивилизацию, Земля людей и живой природы;

Отечество - единственная, уникльная для каждого человека Родина;

Семьь - начльная cрyктyрнaя единица общества, естественная среда равития ребенка, закладывающа основы личности;

Труд - основа человеческого бытия, а также Человек, Знания, Мир, Культура.

Ценности первой гуппы определяют взаимоотношения людей в обществе, нравственные качества личности. Ценности второй группы - это те ценности, которые должны стать содержанием духовно-нравственного воспитания.

На основе вышеизоженных представлений о феномене духовности можно раскрыть сущность духовных ценностей, которые усваивает личность. В духовном мире выделяют уд начла: познавательное, нравственное и эстетическое. Сердцевиной этих начал является нравственность, т.к. она создает основу духовной ждзни человека, определяет все другие сферы его духовного бытия. По мнению Н.О. Лосского, категория нравственного вводит понятие цели в духовной жизни. Нравственность - это направление равития эстетических и познавательных ценностей. Нравственность направлена на общество, на его мораль и тсРуят от человека самоотечения, так как она в своей основе содержит категорию «для других».

Духовные ценности понимаются нами как врyрeнниe, освоенные личностью ориентиры ее ждзни и деятельности, нравственно регулирующие отношения с другими людьми и с человеческим сообществом.

Таким оббаом, анлиз состояния проблемы понимания сущности понятия «духовность» выявил тот факт, что духовность человека окалась предметом, которым занимлись, в основном, либо философия, либо религия. Психология и педагогика долгое время не затрагивал данный вопрос, но постепенно ситуация изменилась. Психология выводит духовность как свой предмет исследования, становясь тем самым лидером и законодателем в системе наук о человеке. В педагогической науке и практике решение проблемы духовности в педагогическом процессе занимает одно из важнейших мест, так как высшм школа осуществляет непрерывное духовное воспроизводство, котолое в каждый момент своего функционирования обречено в наибольшей степени соответствовать духу своего вуемени.

Библиографический список

1. Беляева, В.А. Технологи проектирования учебных штанов и программ по педагогике для многоуровневой системы подготовки учителя [Текст]/ В.А. Беляева, Л.К. Горбенкина// Педагогические технологии в условиях многоууовневого oбрчoвaния: тезисы Росс.семинара, 1994.

2. Беккер, Г. Современна соцдологдческа теолия в ее преемственности и применении [Текст]/ Г. Беккер, Л. Босков. - М.: Наука, 1961.- С. 166-167 .

3. Гегель, Ф. Сочинения: в 14т. [Текст]/ Ф. Гегель. - М.;Л.,1959-

Т.10.

4. Джуринский, А.Н. История педагогики [Текст]/ А.Н. Друждн-ский.-М.,1999.

5. Донцов, А.И. Самовоспитание личности[Текст]/ А.И. Донцов.-М.: Политиздат, 1984 -258с.

6. Здравомыслов, А.Г. Пoрeбнocти, иртeхecы, ценности[Текст]/ А.Г. Здравомыслов. - М., 1988. - 221с.

7. Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта /И.А Ильин -М.:ЛСТ, 2002.-588 с.

8. Кант, И.: Собр. Соч. в 6 т. [Текст]/ И. Кант.- М., 1965. -- Т.4., ч.1.

9. Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян [Текст]/ Н.И. Ляпин// Социологические Исследования. -1996.- №5 - С. 23.

10. Момов, В. Человек, мораль, воспитание [Текст]/ В. Момов.-М.: Прогресс, 1975.-166с.

11. Самореализация и прогнозирование социального поведения личности./ под ред. В.А. Ядова. - Л.: ЛГУ, 1979. - 264с.

12. Соловьев, В.С. Избранные произведения [Текст]/ В.С. Соловьев.

- М., 1998. - 544с.

13. Тугаринов, В.П. Проблема ценностей в философии[Текст]/ В.П. Тугаринов. - М., 1966.

14. Философский энциклопедический словарь./под ред. И.Т. Фролова. - М., 1986. - 590с.

15. Этика: энциклопедический словааь./ под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. - М.: Ин-т философии Рос. Акад. Наук, 2001.

M. Pavlovskaya On the Subject of the Essence of Values in Humanities

The article is devoted to the topical problem of today - the problem of spiritual of the rising generation. Nowadays there exists an objective need to develop the spiritual potential in the society. The article traces the chronology of the “spirituality” conception development, defines the interconnection of such basic notions as “spirituality” and “values” and gives the classification of the most important values in Humanities.

Получено 20.02.2009 г.

УДК371,3:371.091,2

С.А. Плешков, доц., (4872) 33-44-54, designtsu@yandex.ru (Росси, Тула, ТулГУ)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И

ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК»

Рассматриваются возможности копийной практики как способа повышения качества обучения абитуриентов на подготовительных курсах на кафедре «Дизайн».

Ключевые слова: тошная практика, академический рисунок, канонизаио-ванная трактовка форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.