Научная статья на тему 'К вопросу о структуре самосознания личности'

К вопросу о структуре самосознания личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6878
724
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ / КОГНИТИВНЫЙ / АФФЕКТИВНЫЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ / THE STRUCTURE OF SELF-CONSCIOUSNESS / INTENTIONAL / COGNITIVE / AFFECTIONATE AND BEHAVIORAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мохова Юлия Александровна

Автор анализирует существующие в отечественной психологии структуры самосознания, выделяя уровневые и компонентные. В качестве универсальной рассматривается трёхкомпонентная структура самосознания, предложенная И. И. Чесноковой. При этом автор обосновывает необходимость выделения мотивационного компонента в качестве ядерного, тем самым предлагая четырёхкомпонентную структуру самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of personality self-consciousness

The author analyses the present structures of self-consciousness described in domestic psychology and points out level and components. The three-component structure of self-consciousness, which was introduced by Chesnokova I.I., is considered to be universal. The author also proves the necessity of introducing the intentional component as the nuclear one, which leads to the four-component structure of self-consciousness.

Текст научной работы на тему «К вопросу о структуре самосознания личности»

(р<0,001). Одновременно с этим в экспериментальной группе испытуемых повысилась осмысленность жизни в целом, произошла «синхронизация» временных локусов контроля родителей, что привело к осознанию и принятию социальной роли родителя и ценностному отношению к своему ребенку («моя семья и ребенок — самая большая ценность в моей жизни» повышение на 35 %). В сфере семейного воспитания наиболее подверженными коррекции оказались такие нарушения, как «гиперпротекция», «гипопроте-кия», «контрастное воспитание», «жестокое обращение».

Взаимоотношения в системе «родители — прародители» вышли на новый уровень, основанный на взаимном принятии, уважении и любви.

У ребенка изменилось отрицательное отношение к членам своей семьи, в частности, к отцу (от 53 % до 12 %), братьям и сестрам (от 23 % до 6 %).

На основании вышеизложенного можно заключить, что разработанная программа с применением полимодальной арт-терапии позволила семьям выйти из состояния кризиса и построить конструктивные детско-родительские отношения.

Библиографический список

1. Битянова, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М. Р. Битянова. — СПб. : Питер, 2002. - 304 с.

2. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. — М. : Сфера, 2007. — 509 с.

3. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. — СПб. : Питер, 2000. — 384 с.

4. Копытин, А И. Теория и практика арт-терапии / А И. Ко-пытин. — СПб. : Питер, 2002. — 368 с.

5. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А Карабанова. — М. : Смысл, 1997. — 263 с.

6. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. — СПб. : Речь, 2007. — 352 с.

ЖДАКАЕВА Елена Ивановна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства. Адрес для переписки: Elena.Zhdakaeva@mail.rn

Статья поступила в редакцию 14.11.2011 г.

© Е. И. Ждакаева

уДК 159 9 Ю. А. МОХОВА

Омский государственный педагогический университет

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Автор анализирует существующие в отечественной психологии структуры самосознания, выделяя уровневые и компонентные. В качестве универсальной рассматривается трёхкомпонентная структура самосознания, предложенная И. И. Чесноковой. При этом автор обосновывает необходимость выделения мотивационного компонента в качестве ядерного, тем самым предлагая четырёхкомпонентную структуру самосознания.

Ключевые слова: структура самосознания; мотивационный, когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

Исследование самосознания является одной из актуальных проблем современной психологии. Это обусловлено общественными изменениями в нашей стране, а также повышенным интересом к экзистенциальным основам человека, поиском внутренних ресурсов развития личности и сохранения психического здоровья.

Самосознание по праву называется ядерным компонентом личности, и, чтобы постичь его психологическую суть, необходимо обратиться к его свойствам, функциям и структурным компонентам.

В данной статье мы попытаемся рассмотреть имеющиеся в науке структуры самосознания, останавливаясь лишь на наиболее влиятельных и интересных, на наш взгляд, позволяющих увидеть многоаспект-ность исследуемого феномена.

Для того чтобы представить структуру самосознания, нам необходимо обратиться к определению понятия «структура». Под структурой в науке понимается «взаимосвязь или отношение между элементами материальной или концептуальной системы» [1, с. 543]. Следовательно, структуру самосознания

можно определить как совокупность элементов, находящихся в устойчивой связи между собой, обеспечивающих сохранение основных свойств данного феномена при различных внешних и внутренних изменениях и представляющих собой единое целое.

Необходимо отметить, что в современной науке нет единого мнения относительно структуры самосознания. Во-первых, в имеющихся по этому вопросу работах, как правило, исследуются лишь отдельные его элементы; во-вторых, отсутствует научная строгость в отнесении этих элементов к той или иной процессуальной стороне самосознания; в-третьих, нередко происходит отождествление элементов; в-четвертых, определяя компоненты самосознания, исследователи исходят из своего понимания данного феномена и общего замысла своего исследования.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил заключить, что существует два способа построения структуры самосознания: компонентное и уровненное.

В компонентных структурах предлагается перечень элементов, представленных, как правило, процессами

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

или продуктами самосознания. В уровневых же структурах, как правило, отражается развитие данного феномена в онтогенезе. При этом в некоторых структурах самосознания представлен и элементный и уров-невый состав, а также находит отражение генезис данного феномена.

Обратимся к рассмотрению компонентных структур самосознания, представленных в работах Е.А. Аро-новой, Л.С. Выготского, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, И.И. Чесноковой и др.

Общепризнанной можно считать трёхкомпонентную структуру самосознания, предложенную И.И. Чесноковой, где сделан акцент на процессуальной стороне исследуемого феномена.

Самосознание, согласно И.И. Чесноковой, представляет собой единство трех сторон: познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самоот-ношение) и действенно-волевой, регулятивной.

Рассматривая самопознание как сердцевину, основу самосознания, И.И. Чеснокова отмечает, что получение информации и формирование знаний человека о самом себе происходит на двух уровнях. Так, на первом уровне формирование знаний о самом себе осуществляется в процессе сопоставления своего «Я» с «Другими Я» преимущественно через са-мовосприятие и самонаблюдение. Начиная с подросткового возраста самопознание осуществляется не только на первом, но и на втором уровне в процессе аутокоммуникации, в рамках «Я и Я», посредством самоанализа и самоосмысливания, которые, в свою очередь, опираются на самовосприятие и самонаблюдение человека.

Под эмоционально-ценностным отношением личности к себе И.И. Чеснокова понимает «специфичный вид эмоциональных переживаний, в которых отражается собственное отношение личности к тому, что она узнает, понимает относительно самой себя, то есть самые разные ее самоотношения» [2, с. 108-109].

Действенно-волевой компонент рассматривается через саморегуляцию, понимаемую И.И. Чесноковой как процесс организации личностью своего поведения. При этом саморегуляция обнаруживает себя на двух уровнях: тактическом (в рамках конкретного поведенческого акта) и стратегическом (связанным с планированием целенаправленных изменений личности).

Подчеркивая единство и взаимосвязь рассмотренных компонентов самосознания, И.И. Чеснокова пишет о том, что в реальной жизнедеятельности личности самосознание проявляется в неразрывном единстве всех актов самосознания [2].

Таким образом, в рассмотренной структуре самосознания, исследователь делает акцент на процессуальной стороне данного феномена и показывает его регулятивную роль, обеспечивающую единство и целостность бытия личности.

Подобные трехкомпонентные структуры самосознания с некоторыми вариациями представлены в исследованиях Э Бернса, Е.В. Кучеровой, Е.Т. Соколовой и др.

Так, в структуре «Я-концепции» Э. Бернс выделяет когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие; Е. В. Кучерова «Я-когнитивное», «Я-эк-зистенциальное» и «Я-регулятивное»; а Е.Т. Соколова — когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты исследуемого феномена.

Некоторые исследователи, в частности М.И. Лисина, не выделяют поведенческий компонент самосознания, ограничиваясь только когнитивным и аффективным.

Мы полагаем, что подобная структура приемлема для исследования самосознания только в период дошкольного детства, а на более поздних этапах онтогенеза она не позволяет представить исследуемый феномен как целостное образование, основной функцией которого является регуляция поведения и жизнедеятельности человека.

Несомненный интерес представляет оригинальная структура самосознания, предложенная В.С. Мухиной, где акцент сделан на историческом и онтогенетическом развитии компонентов исследуемого феномена.

Так, понимая под самосознанием ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов, автор определяет структуру исследуемого феномена как совокупность устойчивых связей в сфере ценностных ориентаций и мировоззрения человека, обеспечивающих его уникальную целостность и тождественность самому себе, и выделяет в ней пять звеньев: идентификацию с телом и именем собственным; самооценку, выраженную в контексте притязаний на признание; половую идентификацию; психологическое время личности и социальное пространство личности (права и обязанности в контексте конкретной культуры). При этом исследователь отмечает, что содержательное и эмоциональное наполнение звеньев самосознания находится в тесной зависимости от особенностей этнической общности и социальной ситуации развития личности [3]. Как видим, в рассмотренной структуре находит отражение социальный и временной аспекты самосознания. Сама же структура интересна тем, что звенья самосознания рассматриваются в ней через призму формирующейся идентификации личности и впервые с особой четкостью в качестве компонента исследуемого феномена заявлено психологическое время личности.

Интересной, на наш взгляд, является также идея об идентификации с собственным телом как компоненте самосознания, находящая своё отражение в представлении о психотелесном сознании, активно используемом в телесноориентированной и танцевальной терапии. Здесь тело рассматривается не только и не столько в качестве физического носителя духовных и психических свойств человека, а скорее, как источник самопознания, открытия новых граней «Я», а также как средство снятия эмоционального напряжения, а значит, регулятора своих психических состояний, поведения и межличностных отношений.

Исследователь Е.А. Аронова, делая акцент на регулятивной роли самосознания в произвольной активности человека, выделяет следующие компоненты данного феномена: ценностные ориентации (цели, принципы, идеалы); направленность личности (мотивация, установки); представления о жизненном пути (психологическое настоящее, прошлое, будущее) и «Я-концепцию» [4].

Как видим, в данной структуре находит отражение регулятивный, ценностный и временной аспекты исследуемо феномена.

Помимо обозначенной выше структуры самосознания Е. А. Аронова в своей работе перечисляет недавно выделенные в науке компоненты данного феномена, такие как жизненное пространство как идентичность с окружающей средой; жизненный путь во времени и пространстве и смысл жизни.

Так, жизненное пространство как компонент самосознания высвечивает «Я» человека как члена территориальной общности, находящегося в определенных отношениях со средой своего собственного рождения и проживания (Н.М. Лебедева, А.В. Сухарев, И.Л. Степанов).

Подводя итог, можно сказать, что в рассмотренных структурах компонентами самосознания, как правило, выступают процессы данного феномена. Так, самопознание как процесс проявляется в таких продуктах работы самосознания как «Я-концепция», «Я-образ», схема-тела; самооценивание — в самоот-ношении, уровне притязаний, самооценке; а саморегуляция — в регуляции действий, поступков, гибкости поведения в целом. Помимо этого выделены такие компоненты, как имя собственное, идентификация, психологическое время личности, смысл жизни и др.

Таким образом, выделяемые исследователями все новые и новые компоненты самосознания подтверждают сложность, многоаспектность, неисчерпаемые возможности и неоценимое значение данного феномена в жизни человека.

Рассмотрев компонентные модели структуры самосознания, обратимся к анализу уровневых структур исследуемого феномена, нашедших свое отражение в работах В.П. Зинченко, И.С. Кона, В.С. Мерлина, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, В.В. Столина, Е.В. Черепановой, А.С. Шарова и др.

Анализ уровневых структур самосознания показал, что при их создании исследователи нередко опираются на общеизвестную структуру сознания, предложенную В.П. Зинченко, согласно которому сознание состоит из бытийно-действенного слоя, состоящего, в свою очередь, из чувственной ткани образа и биодинамической ткани живого действия, а также из рефлексивно-созерцательного слоя, представленного значением и смыслом [5].

Вслед за В.П. Зинченко А.С. Шаров пишет: «Самосознание как осознание собственной самости «Я» и своего жизненного пути включено в структуру сознания и имеет основные его структурные и функциональные особенности. Отличие состоит в том, что в поле самосознания включается взаимоотраже-ние рефлексивного и бытийного слоев» [6, с. 108].

Однако Е.В. Черепанова, С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов считают, что выделенный В.П. Зинченко рефлексивно-созерцательный уровень сознания не обеспечивает включение рефлексии, следовательно, не может называться собственно рефлексивным, а скорее социальным, позволяющим личности осмысленно ориентироваться в нормах, задаваемых обществом. В этой связи Е.В. Черепанова отмечает необходимость выделения трех уровней самосознания: физического, отражающего ощущения тела; социального, позволяющего личности ориентироваться в ценностях и нормах, задаваемых обществом; и, наконец, рефлексивного, на котором происходит переосмыс-ливание, выстраивание целостной картины мира и

т.д. [7].

В.С. Мерлин, делая акцент на нравственном аспекте самосознания, рассматривает последнее как сложное синтетическое образование, состоящее из взаимосвязанных между собой компонентов, являющихся одновременно и его уровнями. Так, автор выделяет сознание тождественности (телесной); осознание «Я» как субъекта деятельности; осознание своих психических свойств в результате обобщения данных самонаблюдения; социально-нравственную самооценку [8].

Как видим, в выше представленной структуре самосознания отражены этапы его становления в онтогенезе.

Акцентируя внимание на самосознании как сложной системе установок личности, И.С. Кон выделяет в нём четыре уровня: нижний, состоящий из неосознанных, представленных только в переживании уста-

новках (самочувствие); осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; целостный образ, состоящий из совокупности частных самооценок; и, наконец, высший уровень, где образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием целей жизнедеятельности [9]. При этом автор подчеркивает функциональную взаимосвязь и одновременно автономию уровней, что может способствовать возникновению противоречий и конфликтов самосознания.

В.В. Столин обращается к разным формам активности человека, выделяет в структуре самосознания органический, индивидный и личностные уровни, отмечая при этом специфичное происхождение, строение и функционирование каждого из них.

Так, на органическом уровне самосознание проявляется в способности человека к самовыделению и самопринятию себя в расчет, а единица самосознания характеризуется сенсорно-перцептивной природой. На уровне социального индивидва самосознание обнаруживает себя в построении самооценки, усвоении стандартов и норм, в формировании половой, профессиональной идентичности и т.д. Единицей самосознания на данном уровне является смысл Я, возникающий в результате соотнесения собственных свойств с мотивом деятельности и содержащий когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. На личностном уровне самосознание проявляется в возможности человека выявить свою социальную ценность и смысл своего бытия. Единицей же самосознания выступает конфликтный смысл Я, обнаруживающий себя в поступках личности [10].

Данная структура интересна тем, что в ней показана специфичность функционирования самосознания на разных уровнях организации человека, а также отражена взаимосвязь исследуемого феномена со смыслами, выражающих зависимость человека от окружающей действительности и задающих общую направленность развития самосознания.

Анализируя работы исследователей последних двух десятилетий, мы выделили наиболее интересные, на наш взгляд, модели структурной организации самосознания, к рассмотрению которых обратимся ниже.

Так, исследователь И.В. Вачков, акцентируя внимание на роли самосознания в становлении субъек-тности, выделяет следующие его уровни: эгоцентрический, в котором исходным моментом является личная выгода, удобство, престижность; стереотипнозависимый, отражающий степень отождествления человека с нормами, идеалами значимых для него людей; субъектно- принимающий, характеризующийся возможностью человека строить с другими людьми субъект-субъектные отношения, опирающиеся на самооткрытие и готовность принять открытость другого; и высший, субъектно-универсальный, связанный с внутренней смысловой устремленностью человека на создание общечеловеческих благ, а также включающий в себя общечеловеческую нравственную ступень, стремление к творчеству, самовыражению и самоактуализации [11].

Акцентируя внимание на активно-неадаптивных тенденциях самосознания, А.В. Петровский рассматривает «Я» человека как единомножие четырех ипо-стасий, которые, на наш взгляд, могут одновременно являться и уровнями исследуемого феномена. Так, автор выделяем имманентное «Я», идеальное «Я», трансцендентальное «Я» и трансфинитное «Я», проявляющееся в переживании безграничности своего существования в мире, сопринадлежности вечному, любви, истине [12].

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012

Как видим, в концепциях уровневой структуры самосознания авторы пытаются показать специфичность самосознания как регулятивной инстанции человека на разных уровнях его организации, а также отразить генезис развития самосознания, характеризующий не только личностный, но и духовный рост человека.

Таким образом, анализ различных структур самосознания дает возможность выявить элементы и уровни, находящиеся в устойчивой связи между собой и отражающие существование многоаспектного феномена самосознания как единого целого.

Понимая самосознание как источник и инструмент самоосуществления и жизнетворчества личности, попытаемся представить своё видение структуры исследуемого феномена.

Опираясь на универсальную трёхкомпонентную структуру, предложенную И.И. Чесноковой, мы дополняем её четвёртым элементом — мотивационным, который, на наш взгляд, является ядерным. Соответственно, структура самосознания — это взаимосвязь мотивационного, когнитивного, аффективного и регулятивного компонентов.

Охарактеризуем кратко каждый из выделенных компонентов самосознания.

Мотивационный компонент определяет направленность и специфичность всех остальных компонентов исследуемого феномена и представляет собой систему побудителей личности к самопознаниию, самопониманию, саморегулированию: стремление к собственной значимости, мотивы, потребности, интересы, идеалы, ценности, смыслы и т.д.

Необходимость выделения мотивационного компонента обусловлена поиском источника побуждения личности к самопознанию, формированию оценки и отношения к самому себе и, наконец, к осознанию необходимости регуляции своих состояний, поведения и межличностных отношений.

Конечно, когнитивный и аффективный компоненты сами по себе уже являются мощными побудителями, однако мы полагаем, что следует особо выделить мотивационный компонент, обусловливающий интенциональность как отдельных процессов, так и самосознания в целом.

Согласно В.А. Болдышевой и А.В. Иванову, психическое — это коммуникативно-смысловое отражение, где коммуникативность детерминирована качеством «смысла» [13]. Относительно самосознания это значит, что должна быть некая детерминанта, обусловливающая не только поиск и отбор информации личности о самой себе, но и осознание необходимости поиска этого знания и использования его для реализации собственной жизненной стратегии.

Этой детерминантой и является, на наш взгляд, мотивационный компонент, без развития которого личность в целом уподобляется «импульсу без вектора». Ибо можно чётко осознавать свои высокие потенциальные возможности, но так и оставаться в точках стагнации своего развития, не находя ответа на вопрос: «А зачем мне реализовывать свои способности, зачем становиться лучше? ».

Таким образом, инициируя самосознание, мотивационный компонент обусловливает взаимосвязь всех остальных компонентов, придавая им смысл и направленность.

Когнитивный компонент включает в себя систему знаний и представлений личности о своей внешности, способностях, возможностях, особенностях, проявляющихся в «Я-концепции» и «Я-образах».

Аффективный компонент связан с оценкой и переживаниями субъекта по поводу имеющихся у него знаний о самом себе и обнаруживает себя в таких феноменах, как самооценка, самоотношение, уровень притязаний, самоуважение и др.

И, наконец, регулятивный компонент, интегрирующий в себе все перечисленные выше компоненты самосознания и проявляющийся в осознанной саморегуляции психических состояний, внешних действий, поступков и поведения в целом.

На наш взгляд, данная структура исследуемого феномена представляет собой устойчивую совокупность взаимосвязанных элементов, позволяющих рассматривать самосознание как целостное образование, как источник самоосуществления и жизнетворчества личности.

Библиографический список

1. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — М. : Республика, 2001. — 719 с.

2. Чеснокова, И. И. Проблемы самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. — М., 1977. — 144 с.

3. Мухина, В. С. Феноменология бытия и развития личности [Текст] / В. С Мухина. - М. : МПСИ, 1990. - 640 с.

4. Аронова, Е. А. Регуляторная роль самосознания в произвольной активности человека [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. А. Аронова. — Москва, 2004. — 190 с.

5. Зинченко, В. П. Миры сознания и структура сознания [Текст] / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. — 1991. — №2. — С. 27—29.

6. Шаров, А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия : монография [Текст] / А. С. Шаров. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2000. — 358 с.

7. Черепанова, Е. В. Психологические факторы развития самосознания личности и условия их реализации [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. В. Черепанова. — Красноярск, 2004. — 238 с.

8. Мерлин, В. С. Структура личности, характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу [Текст] / В. С. Мерлин. — Пермь, 1990. — 107 с.

9. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. — М. : Наука, 1984. — 335с.

10. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Сто-лин. — М. : Изд-во МГУ, 1983. — 286 с.

11. Вачков, И. В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И. В. Вачков. — М. : Ось — 89, 2003. — 144 с.

12. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В. А Петровский. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. — 375 с.

13. Болдышева, В. А. Сознание как тип функциональной структуры психического отражения [Текст] / В. А. Болдышева, А. В. Иванов // Мир психологии. — 2006. — № 3. — С. 108 — 114.

МОХОВА Юлия Александровна, старший преподаватель кафедры психологии.

Адрес для переписки: romazan_77@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.03.2011 г.

© Ю. А. Мохова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.