Научная статья на тему 'К вопросу о структуре характера и его развития'

К вопросу о структуре характера и его развития Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3020
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕР / МОРАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ФИЗИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР / ВРОЖДЕННЫЕ СВОЙСТВА / CHARACTER / MORAL CHARACTER / PHYSICAL NATURE OF TEMPERAMENT / INNATE PROPERTIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чихачёв М. В., Алещенко М. В.

В данной статье рассматриваются различные точки зрения на проблему характера в психологии. Основное содержание исследования составляет анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросу структуры характера и его развития. Обосновывается идея о том, что, формируясь, характер в течение жизни изменяется, так как черты характера могут изменяться под воздействием внешних факторов. Одним из важнейших факторов развития характера авторы выделяют социальную среду. Значительное внимание уделяется факторам развития в качестве движущей силы процесса формирования характера, а условия как обстоятельства, от которых что-либо зависит в этом процессе. Авторы приходят к выводу о том, что характер развивается на основе имеющихся у человека внутренних особенностей нервно-психической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION ABOUT THE STRUCTURE OF CHARACTER OF A PERSON AND ITS DEVELOPMENT

This article discusses different perspectives on a problem of nature of a human character in psychology. The main content of the research is the analysis of domestic and foreign literature on the patterns of nature. Considerable attention is paid to factors of development as a driving force of the process of character formation, and conditions as the circumstances,due to which something depends in this process. The authors come to the conclusion that the character is developed on the basis of existing human internal features of the mental system. Among the factors determining the process of development of character the researchers name social environment with sociopolitical component, family component, school educational component; upbringing process, with the main accent on moral and spiritual traits in character. The outside factors are subject to change themselves and change an individual and his character. The changeability of the character is not always understood as instability feature but is connected with many expected process in its development.

Текст научной работы на тему «К вопросу о структуре характера и его развития»

References

1. Informacionnye ikommunikacionnye tehnologii v obrazovanii. Robert I.V., Panyukova S.V., Kuznecov A.A. i dr. Moskva: Drofa, 2008.

2. Kulikova T.A. Arhitektura informacionno-obrazovatel'noj sredy, orientirovannoj na samostoyatel'nuyu rabotu studentov. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2010; 1: 14-19.

3. Poddubnaya N.A., Kulikova T.A. Didakticheskie vozmozhnosti informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v lichnostno orientirovannom obuchenii. Put' nauki <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1266290>. 2014; 1 (1) <http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1266290&sel id=21520163>: 175-176.

4. Sorokopud Yu.V. Novye trebovaniya k podgotovke prepodavatelej vysshej shkoly v kontekste sovremennyh obrazovatel'nyh realij. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 4 (41): 198-200.

5. Mamaev I.I., Shibaev V.P. Informacionno-obuchayuschaya sreda vuza kak sredstvo povysheniya 'effektivnosti obrazovatel'nogo processa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 2 (39): 19-20.

Статья поступила в редакцию 30.01 2015

УДК 159.9

Chikhachyov M.V., adjunctofpost graduate military course,Novosibirsk Institute of Internal Forces of n.a. General of Army I.K. Yakovlev Ministry Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), Е-mail: max_chihachev@mail.ru Aleshchenko M.V., adjunctofpost graduate military course,Novosibirsk Institute of Internal Forces of n.a. General of Army I.K. Yakovlev Ministry Internal Affairs of Russia (Novosibirsk, Russia), Е-mail: maksimaleshenko@mail.ru

ON THE QUESTION ABOUT THE STRUCTURE OF CHARACTER OF A PERSON AND ITS DEVELOPMENT. This article discusses different perspectives on a problem of nature of a human character in psychology. The main content of the research is the analysis of domestic and foreign literature on the patterns of nature. Considerable attention is paid to factors of development as a driving force of the process of character formation, and conditions as the circumstances,due to which something depends in this process. The authors come to the conclusion that the character is developed on the basis of existing human internal features of the mental system. Among the factors determining the process of development of character the researchers name social environment with sociopolitical component, family component, school educational component; upbringing process, with the main accent on moral and spiritual traits in character. The outside factors are subject to change themselves and change an individual and his character. The changeability of the character is not always understood as instability feature but is connected with many expected process in its development.

Key words: character, moral character, physical nature of temperament, innate properties.

М.В. Чихачёв, адъюнкт адъюнктуры Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: max_chihachev@mail.ru

М.В. Алещенко, адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения, Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: maksimaleshenko@mail.ru

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ХАРАКТЕРА И ЕГО РАЗВИТИЯ

В данной статье рассматриваются различные точки зрения на проблему характера в психологии. Основное содержание исследования составляет анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросу структуры характера и его развития. Обосновывается идея о том, что, формируясь, характер в течение жизни изменяется, так как черты характера могут изменяться под воздействием внешних факторов. Одним из важнейших факторов развития характера авторы выделяют социальную среду. Значительное внимание уделяется факторам развития в качестве движущей силы процесса формирования характера, а условия как обстоятельства, от которых что-либо зависит в этом процессе. Авторы приходят к выводу о том, что характер развивается на основе имеющихся у человека внутренних особенностей нервно-психической системы. Ключевые слова: характер, моральный характер, физический характер, врожденные свойства.

В разнообразных исследованиях учёные пытаются понять, что влияет на развитие характера человека, при каких условиях он становится полным и цельным образованием, какие факторы будут решающими в созидании характера. В определенные периоды в характерологии поднимался вопрос о врожденности характера, о его фатальной предопределенности. Приверженцы данной точки зрения считают, что возможности влияния на характер нет. В философии эта идея развивалась с античных времен. По свидетельству Аристотеля, Сократ утверждал, что не в нашей власти стать хорошими или дурными. «Действительно, каждая черта характера дана нам в каком-то смысле от природы, ведь и справедливыми, и благоразумными, и мужественными, мы бываем прямо с рождения» [1, с.251-252]. Аристотель, говоря о добродетели и пороке, также считал, что все они возможны лишь в качестве врождённых свойств.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант рассматривал характер в двух плоскостях. Он выделял физический характер, который задаёт человеку природа. Такой характер обозначался им как способ чувствования, как «отличительный признак естественного существа». Физический характер обусловлен темпераментом, природными задатками, поэтому является врожденным: «Каждый поступок (несмотря на воспитание) имеет в основе причинность, которая с раннего детства выражает характер человека...» [2, с. 385]. В другой плоскости И. Кант рассматривал внутренний, или моральный, характер. Та-

кой характер является отличительным признаком человека как благоразумного существа, награжденного свободой: «Человек с принципами, о котором достоверно известно, что можно ожидать не от инстинкта, а от его воли, имеет характер». Следовательно, такой характер, состоящий в «оригинальности образа мыслей» формируется под влиянием внешних источников поведения. Из этого вытекает, по мнению И. Канта, природа некоторых черт характера (злобы, радости): они могут быть и свойствами темперамента («неисправимые свойства души»), и качественно иными свойствами личности, которая задаётся самосознанием, «то, что человек сам делает из себя», с помощью воспитания, обучения и дисциплины [3, с. 232].

Таким образом, в трудах некоторых зарубежных философов XVIII - XIX в. характер рассматривался как врожденное образование, которое, в основном, не подлежит влиянию со стороны внешних условий, его невозможно изменить, так как он обусловлен наследственными, природными, физическими признаками.

Проблема условий и факторов развития характера рассматривалась и в Российской дореволюционной педагогике и психологии.

Среди факторов, образующих характер, К.Д. Ушинский выделял врождённые свойства [4]. К ним он относит свойства, которые обуславливаются строением нервной системы и проявляются в темпераменте. Но врожденные особенности нервной системы могут изменяться и преобразовываться под влиянием

жизни: человек может задерживать природные проявления, и, управляя своим поведением, формировать необходимые качества характера. Среди основных жизненных влияний, которые могут быть условиями, развивающими характер, К.Д. Ушинский называет социальную среду и особенности воспитания. Особенно он подчеркивал значение активной деятельности для развития характера. «Без работы в руках, без мысли в голове у школьника портятся и голова, и сердце, и нравственность» [4, с.88].

Таким образом, в дореволюционной педагогике и психологии России уделялось достаточно много внимания проблеме условий и факторов развития характера. Это такие как:

- биологически наследственная организация (строение нервной системы, темперамент, физические особенности, природные задатки и др.);

- социальная среда, в которой рассматривались общественные условия, семья (ей отводится особенно важная роль);

- обучение, в котором должен происходить перенос акцентов с результатов обучения на сам процесс приобретения знаний, которое создает условие для активной деятельности. В процессе усвоения знаний основное внимание должно быть направлено на формирование настойчивости, умения преодолевать трудности, решать проблемы, управлять своими чувствами, воспитывать твёрдую волю; процесс самовоспитания, самоопределения, в котором происходит сознательная работа над собой, и закладываются предпосылки для формирования нравственно-деятельного характера.

В послереволюционный период исследование проблемы характера продолжает В.П. Кащенко, педагог, психолог и врач. Изучая характеры детей и подростков, он выделяет ряд условий и факторов, влияющих на развитие характера, а именно: психологическая конституция, наследственность, среда, воспитание, самовоспитание и самокоррекция, труд, хорошая организация детского коллектива. Главное место среди всех факторов он отводит социуму, т.к. считает, что именно «среда с самыми широкими и разнообразными своими раздражителями должна создавать и вырабатывать в ребёнке мотивы ожидаемых поступков, волю и характер» [5]. Человек во всех его действиях обусловливается окружающей социально-экономической средой, в предпочтении и совершении своих поступков он подвергается влиянию этой среды. В.П. Кащенко (как И.А. Сикорский и П.Ф. Лесгафт), подчёркивает, что в социальном окружении ребёнка должны быть люди с сильной волей, служащие для него источником этой воли, из которого он черпал бы подкрепление, т.к. «воля индуцируется, передается от одного человека к другому». Важную роль играет среда обитания ребенка. Необходимо удалить ребенка от городского шума, лишить излишнего разнообразия, т.к. для развития воли требуется центрация склонностей к чему-либо. Таким образом, В.П. Кащенко считал, что, уменьшив количество восприятий, можно увеличить их интенсивность. Значительную часть своей профессиональной деятельности он посвятил изучению недостатков характера подростков. Именно это позволило ему выявить, насколько большое значение на образование характера оказывает среда в тесном взаимовлиянии с воспитанием: «Если ненормальная уродливая среда калечит ребёнка, создает неустойчивых, слабовольных, бесхарактерных, «никчёмных» людей, то среда здоровая, приспособленная к особенностям детей и желающая их учитывать, вместе с рациональным воспитанием способна созидать характер ребёнка» [5]. Воспитание должно давать подросткам уверенность в том, что он может сделать то или иное дело, «научить его радоваться всякому сделанному усилию», тем самым, помогая ребёнку сознавать и принимать свои недостатки, слабости для того, чтобы уметь бороться с ними. Таким образом, самовоспитание как один из продуктивных методов воспитания характера создает в подростках «сознательное стремление к усилению своих хороших черт и к устранению ненормальных свойств характера» [5, с.94].

Разрабатывая проблему формирования и развития характера, советские психологи и педагоги изучают движущие силы и источники развития характера, исходя из того, что характер личности общественно обусловлен. Поэтому большая часть учёных рассматривает характер как «сплав врожденного и приобретенного» (Ф.Н. Гоноболин, Н.Д. Левитов, К.К Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.). Признание биосоциальной основы характера обеспечивает невозможность как противопоставления среды и наследственности, так и их чисто механической внешней связи. Биологические особенности (тип нервной деятельности, способ реакций, темперамент, задатки) являются важной предпосылкой для формирования характера, но не предопределяют его.

Следовательно, наследственность выступает не как самостоятельная сила, не как движущая причина развития, она обеспечивает необходимые природные предпосылки для дальнейшего движения и возникновения новых сторон в характере человека. «Человек наследует не только сходное, но и различное, - считает Н.Д. Левитов, - не только неизменное, но и изменчивое» [6, с.247]. По его мнению, наследуются только анатомо-физиологи-ческие предпосылки для психического развития, а не какие-либо определенные черты характера (смелость или трусость, правдивость или лживость), т.е. нельзя унаследовать направленность характера.

«Характер, - считает С.Л. Рубинштейн, - не является однозначной функцией организма, его конституции, так чтобы можно было сводить характерологические свойства человека к конституциональным биологическим особенностям его организма и выводить первые из вторых». По его мнению, характер, хотя и связан тесно с темпераментом, который накладывает своеобразный отпечаток на те или иные проявления характера, все-таки формируется и возникает он прижизненно в процессе развития личности как субъекта «активно включающегося в многообразную совокупность общественных отношений» [7, с. 675]. Формируясь, характер в течение жизни изменяется, т.к. черты характера могут изменяться под воздействием внешних факторов. Основными факторами, определяющими динамику развития характера, являются, по утверждению ряда ученых (Б.Г. Ананьева, А.Г. Ковалева, К.Н. Корнилова, Н.Д. Левитова, В.Н. Мясищева и др.) обстоятельства жизни и воспитания. При этом не внешние условия сами по себе, а деятельность человека в данных условиях, его активное взаимодействие со средой играют решающую роль в формировании характера [8,с. 186]. А.Г. Ковалев подчёркивал, что активность личности формируется, прежде всего, воспитанием, которое из всех социальных воздействий является наиболее важным для образования характера. Основой для воспитания характера, по мнению Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, становятся жизненные отношения личности, из которых вытекают черты характера: «Именно посредством воспитания отношений к коллективу, труду, к самому себе формируются свойства характера» [9, с.77].

Б.Г. Ананьев указывает, что не всякое отношение превращается в свойство характера. Он формулирует условия, при которых происходит такой переход:

- формирование мировоззрения, при котором эти отношения соответствуют всей системе убеждений, идеалов личности;

- развитие реальных потребностей (материальных и духовных);

- формирование способа конкретной деятельности как практически осуществляемого отношения, которое становится чертами характера.

Несколько в ином аспекте проблема развития характера рассматривается в трудах С.Л. Рубинштейна. Он считал, что характер зарождается в ситуативно-обусловленных мотивах поведения человека, определяемых внешними обстоятельствами. Эти побуждения и являются тем, по выражению С.Л. Рубинштейна, «строительным материалом», из которого складывается характер. Мотивы и побуждения, определяющие отношения человека к окружающему миру, проявляются в действиях, делах и через них закрепляются и переходят в относительно устойчивые черты характера. Поэтому путь к развитию характера, подчеркивает С.Л. Рубинштейн, лежит через формирование «надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков» [7, с.672]. Человек сам участвует в выработке своего характера, изменяет или совершенствует себя, поэтому С.Л. Рубинштейн важное место при его развитии отводит сознанию, мировоззрению и самовоспитанию. «Человек, как преобразователь внешней природы, становится преобразователем и своей собственной натуры» [8, с.100].

Характер вырабатывается в реальной жизни, и одной из его функций является приспособление индивида к тем условиям, в которых он существует и развивается. Характер - это своеобразный амортизатор между личностью и средой, поэтому во многом этой средой он и определяется. Вот почему все учёные одним из важнейших факторов развития характера считают социальную среду.

Таким образом, проведя анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме развития характера, мы можем сделать следующий вывод: характер развивается на основе имеющихся у человека внутренних особенностей нервно-психической системы (темперамент, физическая конституция, природные задатки).

К числу факторов, определяющих процесс развития характера, относятся: социальная среда, в которой выделяют общественно-политические влияния, семейную атмосферу, условия школьного обучения; непосредственно сам процесс воспитания, в котором должен быть акцент на развитие нравственно-духовных черт характера.

Внешние условия (социо-экономическая структура общества, воспитательная среда, условия школьного обучения, ученический коллектив и др.), непрерывно меняясь, изменяют личность, в результате чего и формируется характер. Но при этом

Библиографический список

изменчивость характера не означает его непостоянства, он является достаточно устойчивым образованием, так как сохраняет главное направление личности и единство в основных ее чертах, которые обуславливают определенное ожидаемое поведение человека.

Определяющим в механизме развития черт характера являются ситуативно-обусловленные мотивы поведения человека, которые определяют его отношение к окружающей действительности. Они проявляются в действиях, делах и, закрепляясь через них, переходят в устойчивые черты характера.

1. Бэкон Ф. О мудрости древних. Сочинения: в 2-х т. Составление, общая редакция и вступительная статья А.А. Субботина. Москва: Мысль, 1971;Т.2.

2. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Санкт-Петербург: Наука, 1999.

3. Кант И. О характере как образе мыслей. Психология личности: тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузыря. Москва: МГУ, 1982.

4. Ушинский К.Д. Антология гуманной педагогики. Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002.

5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. Москва: Академия, 2000.

6. Левитов Н.Д. Вопросы психологии характера. Москва: Просвещение, 1956.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: ЗАО Издательство «Питер», 1999.

8. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. Ленинград: Изд-во Ленинградского университета, 1957; Т. 1.

9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Под ред. А.А. Бодалева и др. Москва: Педагогика, 1980; Т. 2.

References

1. B'ekon F. O mudrosti drevnih. Sochineniya: v 2-h t. Sostavlenie, obschaya redakciya i vstupitel'naya stat'ya A.A. Subbotina. Moskva: Mysl', 1971;T.2.

2. Kant I. Antropologiya s pragmaticheskoj tochkizreniya. Sankt-Peterburg: Nauka, 1999.

3. Kant I. O haraktere kak obraze myslej. Psihologiya lichnosti: teksty. Pod red. Yu.B. Gippenrejter, A.A. Puzyrya. Moskva: MGU, 1982.

4. Ushinskij K.D. Antologiya gumannojpedagogiki. Moskva: Izdatel'skij Dom Shalvy Amonashvili, 2002.

5. Kaschenko V.P. Pedagogicheskaya korrekciya: Ispravlenie nedostatkovharaktera u detejipodrostkov. Moskva: Akademiya, 2000.

6. Levitov N.D. Voprosypsihologiiharaktera. Moskva: Prosveschenie, 1956.

7. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: ZAO Izdatel'stvo «Piter», 1999.

8. Kovalev A.G., Myasischev V.N. Psihicheskie osobennosti cheloveka. Leningrad: Izd-vo Leningradskogo universiteta, 1957; T. 1.

9. Anan'ev B.G. Izbrannye psihologicheskie trudy: v 2-h t. Pod red. A.A. Bodaleva i dr. Moskva: Pedagogika, 1980; T. 2.

Статья поступила в редакцию 25.01.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.