УДК 159.99
К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ
Осипова Алла Анатольевна Прокопенко Максим Владимирович
Статья посвящена рассмотрению проблемы стратегий преодоления психологических барьеров. Предметом исследования являются различные типологии стратегий преодоления психологических барьеров. Психологический барьер представляет собой определенную внутриличностную преграду, преодоление которой ведет к качественному преобразованию как деятельности личности, так и самой личности (К. Д. Ушинский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев). Возникновение психологического барьера трактуется рядом авторов как некая критическая ситуация, из которой возможен как конструктивный выход, так и развитие всевозможных деструкций (Н. А. Подымов, Р. X. Шакуров). Представлены различные подходы к способам преодоления кризисной ситуации в отечественной и зарубежной психологической литературе: метакогнитивные, когнитивные, социо-аффективные. Стратегии преодоления исследуются на двух уровнях: ситуативном и личностном. В качестве стратегий преодоления психологических барьеров рассматриваются: психологическая защита (3. Фрейд, А. Фрейд), самоактуализация (А. Маслоу), формирование жизненных целей (К. Роджерс) и др. Подробно изучены такие виды стратегий преодоления психологических барьеров, как: ситуативная, инициативная, защитная, пассивная, депрессивная, аффективно-агрессивная. Несмотря на то, что в психологической науке накоплен значительный материал, отражающий различные аспекты проблемы выбора различных стратегий преодоления психологических барьеров, процесс осмысления и интерпретации различных точек зрения еще далек от своего завершения.
Ключевые слова: психологический барьер, личность, деятельность, развитие, кризисная ситуация, совладание, субъект деятельности, жизненная стратегия, конструктивная стратегия, деструктивная стратегия, структура стратегии.
Развитие психологического знания - процесс непрерывный, отражающий основные этапы развития любого научного знания. Научное познание представляет собой не только фиксацию явлений и фактов объективной или субъективной реальности в форме научного понятия, термина, но и закрепление в поле научного знания через соотношение с уже имеющимися
понятиями, терминами, дефинициями. По мере накопления нового знания происходит его осмысление через обобщение, выделение соответствующих кластеров понятий, систематизацию, классификацию и типологизацию различных уровней. Такой путь научного осмысления реальности характерен для большинства гуманитарных наук и психологическая наука не является исключением.
Этиологический анализ понятия «психологический барьер» показывает, что традиционно в психологической науке данное понятие рассматривалось в контексте проблемы преодоления препятствий: как внешних (объективных), так и внутренних (субъективных) на пути развития и становления человека как социального субъекта. В данном контексте термин «барьер» использовал еще К. Д. Ушинский, который полагал, что «существование препятствий есть необходимое условие существования деятельности - такое условие, без которого сама деятельность невозможна...» [29].
Теоретические основы понимания психологических барьеров в отечественной психологической науке были заложены в работах С. Л. Рубинштейна, который, подчеркивая взаимосвязь деятельности и эмоции, отмечал: «В ходе деятельности есть обычно критические точки, в которых определяется благоприятный для субъекта или неблагоприятный для него результат, оборот или исход его деятельности. Человек как сознательное существо более или менее адекватно предвидит приближение таких критических точек. При приближении к ним в чувстве человека - положительном или отрицательном - наступает разрядка» [26].
В отечественной психологической науке (в рамках деятельностного подхода) психологический барьер рассматривается как фактор, стимулирующий либо разрушающий деятельность. В рамках данного научного направления человеческая деятельность может разворачиваться как во внешнем, предметном плане, так и во внутреннем (психическом); соответственно, те препятствия, которые возникают как во внутреннем, так и во внешнем плане, могут быть обозначены как внешние или внутренние психологические барьеры.
Многими авторами было доказано, что психологическим барьерам принадлежит ведущая роль в развитии личности. Так, в работах Г. А. Балла, А. М. Матюшкина, А. Я. Пономарева, О. К. Тихомирова, Л. М. Фридмана [3, 20, 24, 28, 30] было показано, что развитие мышления, а особенно творческого, происходит в процессе решения проблем, возникающих препятствий на пути к намеченной цели. Происходящая под влиянием психологического барьера внутренняя группировка сил переживается субъектом как состояние стресса, дискомфорта, напряжения, что является отклонением от нормального режима функционирования; психическое развитие ведет к восстановлению нарушенного равновесия, к снятию или снижению стресса; стремление
к равновесию является одной из генеральных тенденций в психологической устойчивости личности. Накопление и реализация внутренних ресурсов, их переструктурирование позволяет преодолевать сопротивление тех или иных препятствий, что приводит к развитию личности.
На необходимость исследования способов преодоления психологических барьеров указывали А. Я. Пономарев и Т. В. Кудрявцев, отмечая, что вместо поиска отдельных частных приемов и алгоритмов, ведущих к созданию нового, необходимо разрабатывать систему мер, предупреждающих об ошибке инерции, не допускающих ее возникновения и направляемых, если она уже появилась, на разрушение шаблонных принципов и рутинных приемов. Успех творческой деятельности и поиски новых творческих решений зависят во многом от того, насколько исследователю удалось освободиться от шаблона, преодолеть барьер стереотипов. Вместе с тем, одной из основных, центральных функций барьера является обеспечение устойчивости личности [24, 15].
«Психологическая сущность барьеров характеризуется глубокой внутренней работой по осознанию критической ситуации, зарождению переживания, оценки травмирующего воздействия и дальнейшего преодоления барьера или защите от него. Препятствием, останавливающим деятельность, является момент переживания и оценки критической ситуации. В зависимости от силы переживания и адекватности оценивания такой ситуации определяются дальнейшие стратегии и выходы из барьера: конструктивные или деструктивные. Процесс преодоления психологических барьеров сопровождается глубокой внутренней работой по преодолению сложившихся стереотипов деятельности, смысловому образованию ситуации, требующих адекватных умственных действий, волевых установок, что повышает активность и напряженность деятельности» [21, с. 83].
По мнению Н. В. Дроздовой, «преодоление психологического барьера - это внутренняя работа субъекта деятельности, связанная с мобилизацией внутренних ресурсов: нахождение личностного смысла деятельности, ценности личной позиции, самоактуализации, осознание мотивов деятельности, на которую оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Процесс преодоления психологических барьеров в учебной деятельности связан с переживанием. Под переживанием мы пониманием деятельность личности, направленную на преодоление возникшего препятствия. В процессе "переживание-деятельность" личность сама определяет способ преодоления психологического барьера. Это активный результативный внутренний процесс, позволяющий реально преобразовывать психологическую ситуацию» [12, с. 82].
Рассмотрение понятия «стратегия преодоления психологических барьеров» требует обращения к теории учения как деятельности личности.
Общепризнано, что учебная деятельность, как и всякая другая деятельность, имеет свой предмет, продукт и средства, а ее структура включает потребности, мотивы, действия, операции, цель, общую программу деятельности.
Зарубежными исследователями выделяется три типа стратегий: метаког-нитивные, когнитивные, социо-аффективные.
Под метакогнитивными стратегиями понимается обдумывание процесса учения, его планирование, контроль правильности понимания воспринимаемой информации, самооценка, осуществление мониторинга в ходе выполнения разнообразных заданий.
Когнитивная стратегия выражается в активном манипулировании учебным материалом, предполагает его трансформацию и организацию.
Социо-аффективные стратегии отражают влияние социальных и аффективных факторов на процесс овладения деятельностью и выражаются, с одной стороны, в активном взаимодействии с другими обучающимися и преподавателем, кооперировании усилий для успешного решения учебных задач, и с другой стороны, в поддержании чувства уверенности в себе, поддержке мотивации к учению, уменьшении влияния негативных эмоциональных состояний.
В рамках динамического подхода к исследованию барьеров в профессиональной деятельности (педагога) психологические барьеры изучались с точки зрения процесса развития мастерства педагога или преодоления барьеров. Ряд авторов, представляющих данное направление (А. А. Вербицкий, А. К. Маркова, Н. А. Подымов, Р. X. Шакуров и др.) [8, 16, 17, 23, 32] указывают на различные конкретные способы преодоления барьеров, которые могут быть условно разделены на две группы:
- деструктивные способы, основой которых являются:
- психологическая защита;
- отказ от продуктивного разрешения критических ситуаций;
- сохранение иллюзорной целостности личностной структуры;
- конструктивные способы, связанные с трансформацией смысловых
структур личности и ее профессиональной самоактуализацией.
В представленных работах факт наличия различных способов преодоления психологических барьеров только констатируется, но не определяется, чем обусловлен выбор стратегии и насколько зависит уровень профессионального мастерства от выбранного способа разрешения трудностей [33, с. 44-45].
Обращение к проблеме изучения особенностей стратегии преодоления психологических барьеров позволяет отметить, что в психолого-педагогических исследованиях обнаруживается широкое разнообразие трактовок термина «стратегия». Данный термин соотносится с программой, набором тактик и техник, совокупностью операций, действий, совокупностью процедур, планом действий и т. д.
В общеметодологическом аспекте стратегия означает «искусное руководство, план проведения или действия, сознательно составленный набор операций для решения некоторой проблемы или достижения некоторой цели» [12, с. 69].
С. Л. Рубинштейн выделяет две стратегии в жизненном пути личности: ситуативную и личностную. Ситуативная жизненная стратегия заключается в том, что человек в большинстве жизненных ситуаций полагается на случай, на везение, на друзей и т. д., не прилагая для преодоления тех или иных обстоятельств своей активности; личностная же жизненная стратегия предполагает проявление активности в процессе жизнедеятельности, определенное самостроительство своей судьбы. Только личностная стратегия способствует самореализации личности, ее самоосуществлению. Если в первом случае человек чаще всего подстраивает свою мотивационную сферу под свершившиеся поступки, то при личностной стратегии мотивы являются первичными по отношению к тому или иному выбору [26].
В зарубежной психологии для обозначения специфики способа поведения в нестандартной ситуации используются термины «coping» - как способность справляться с чем-либо, например, с проблемной ситуацией, и «defense» -как защита от чего-либо, например, от неприятных переживаний.
Х. Ремшмидт под термином «coping» понимает «процесс конструктивного приспособления, в результате которого данное лицо оказывается в состоянии справиться с предъявленными требованиями таким образом, что трудности преодолеваются и возникает чувство роста собственных возможностей, а это, в свою очередь, ведет к положительной самооценке» [25, с. 154].
Психологическая защита рассматривается как стратегия преодоления психологического барьера, характеризующаяся отказом от решения проблемы и связанными с этим конкретными действиями ради сохранения комфортного состояния [21, с. 56].
П. Торнтоп выделяет три стратегии «поведения преодоления»: две активные (овладение ситуацией путем ее преобразования и преодоление эмоционального дистресса путем изменения собственного отношения к ситуации) и одну пассивную (эскапизм как отказ от каких-либо попыток устранить обусловленные ситуацией трудности).
Д. Брунер утверждал, что выработанная и правильно примененная стратегия обеспечивает субъективную уверенность в достижении результата [6].
Р. Лазарус выделил определенные стили реагирования, характеризующие способы поведения в ситуациях барьера:
1) проблемно-ориентированный стиль, направленный на рациональный анализ проблемы: связан с созданием и выполнением плана разрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, как
самостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поиск дополнительной информации;
2) субъективно-ориентированный стиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, не сопровождающегося конкретными действиями и проявляется в виде попыток не думать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желания забыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсировать отрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной, инфантильной оценкой происходящего [39].
Л. И. Анциферовой была предложена следующая классификация стратегий совладания:
1) конструктивная или активная стратегия, если человек считает ситуацию подконтрольной себе;
2) неконструктивная или пассивная, если ситуация неустранима с точки зрения человека и он не может ее изменить;
3) самопоражающие стратегии - человек прибегает к ним, если в безвыходной ситуации он не может или не хочет воспользоваться психологическими приемами самосохранения [2].
Т. Н. Денисовская указывает на то, что в общем понимании стратегия поведения личности в затруднительной ситуации может быть либо активной, либо пассивной: динамическая направленность личности - это не просто потенция, не нашедшая сейчас еще реализации: это основа прогноза, предсказание завтрашнего поведения личности, перспектива ее деятельности [9].
Л. Ф. Бурлачук и Е. Ю. Коржова отмечают, что «стратегии поведения в значимых ситуациях - это особые поведенческие синдромы, характеризующиеся актуализацией адаптивных механизмов психической саморегуляции. По мнению авторов, наиболее общими стратегиями являются формы тотального ориентирования человека - продуктивные и непродуктивные, появляющиеся, например, в тенденциях "инстинкта жизни" по З. Фрейду, а также "обладания" и "бытия" по Э. Фромму» [7].
Б. Г. Ананьев, описывая особенности зрелой личности, отмечал единство внутренних ситуаций, тактик и стратегий поведения с общими идеями и мировоззрениями [1].
Стратегия всегда направлена на достижение определенной цели: из этого следует, что преодоление психологического барьера - это внутренняя работа субъекта деятельности, связанная с мобилизацией внутренних ресурсов; нахождение личностного смысла деятельности, ценности личной позиции, самоактуализации, осознания мотивов деятельности, на которую оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Процесс преодоления
психологических барьеров в учебной деятельности студентов неразрывно связан с переживанием.
Стратегия преодоления психологических барьеров - множество приемов, иерархически организованных, объединенных целью и составляющих способ реализации учебной деятельности, обеспечивающий преодоление психологических барьеров [4].
В результате проведенного исследования, Н. В. Дроздовой было выделено три ключевых параметра, характеризующих стратегию преодоления психологического барьера: осознание, принятие, действие. На основании этих параметров Н. В. Дроздова выделила ряд стратегий преодоления студентами психологических барьеров.
Первая стратегия - осознание, принятие ситуации, но бездействие.
Вторая стратегия - осознание, принятие и понимание особенностей ситуации, конструктивные действия исходя из сложностей их возникновения.
Третья стратегия - отрицание ситуации, отвержение ее и бездействие.
Четвертая стратегия - осознание ситуации, принятие ее и понимание, но совершение неконструктивных действий [11, с. 670].
Изучив степень выраженности психологических барьеров и индивидуально-психологические характеристики студентов-психологов, Н. В. Дроздова пришла к следующему выводу: при возникновении психологических барьеров актуализируются и задействуются три важных уровня психического состояния: эмоциональный, когнитивно-аналитический, операционно-поведенческий.
Встречаясь с психологическими барьерами, студенты-психологи испытывают сложности не только в эмоциональной сфере, когда проявляется эмоциональный компонент, но и в когнитивно-поведенческой, т. к. психологический барьер представляет собой триединую структуру, которая проявляется в комплексе и в различных сочетаниях данных структур.
Одновременно с эмоциональным компонентом психологических барьеров действует когнитивно-аналитический, студенты-психологи проводят анализ и оценку учебно-профессиональной деятельности на основании своих собственных, субъективных критериев.
В дальнейшем сочетание эмоционального и когнитивно-аналитического компонентов приводит либо к отказу от деятельности, либо к реализации своих возможностей в ней, т. е. психологические барьеры начинают проявляться в поведении человека.
Закрепление психологического барьера и выбор стратегии преодоления психологического барьера связаны с когнитивно-аналитическим компонентом. В зависимости от того, какова оценка студентами процесса учебно-профессиональной деятельности и осознание своих мотивов поведения,
студенты-психологи выбирают ту или иную стратегию поведения: конструктивную или деструктивную.
На выбор стратегии оказывают влияние внешние и внутренние факторы, поэтому вектор эмоций будет направляться либо на самого себя, либо на других, в зависимости от этого будут выражены либо эмоциональные барьеры, либо смысловые барьеры, либо барьеры социальные, кризиса и творчества [10, с. 43].
Проведенный теоретический анализ показал, что проблема преодоления психологических барьеров довольно глубоко рассматривается во многих контекстах научных исследований: психоаналитических, психиатрических, общепсихологических, социально-психологических.
Анализ ряда теорий позволяет выделить два типа преодоления психологических барьеров: приспособление или психологическая защита (3. Фрейд, Р. Плутчик, Н. А. Подымов и др.) [37, 23] и преобразование и самоактуализация (А. Маслоу, К. Роджерс, А. Ф. Бондаренко и др.) [5, 18, 19, 40].
«В зависимости от значимости переживания, его силы, количества приложенных усилий для преодоления психологического барьера, то или иное событие преодолевается разными способами. Выделяются различные варианты преодоления психологических барьеров: искажение или отрицание самой трудной ситуации, "избирательное внимание" к раздражителям, сотрудничество, борьба или изоляция от людей, активное взаимодействие с проблемой, самоактуализация, формирование жизненных целей, которое можно разделить на два типа преодоления психологических барьеров: приспособление и преобразование. К первому типу относится психологическая защита, различные аспекты которой обсуждались в трудах 3. Фрейда, А. Фрейд, К. Хорни, А. Адлера, Э. Фромма, Э. Эриксона. Главной целью защиты считается достижение непротиворечивости и целостности внутреннего мира, устранение тревоги и напряженности. Второй тип - преобразование - осуществляется при выборе стратегии самоактуализации; этот тип стратегии представлен в работах А. Маслоу, К. Роджерса. Самоактуализация рассматривается как процесс переживания и восстановления нарушений ценностно-смысловой и мотивационной сфер личности, который способствует оптимальному преодолению психологических барьеров» [21, с. 42].
О. Е. Ельникова отмечает, что «изучение стратегии преодоления психологических барьеров характеризуется положительной и отрицательной модальностью. Модальность определяется способами эмоционального реагирования. Переживание критических событий приводит к принятию жизненно важных решений. В зависимости от значимости переживания, его силы, количества приложенных усилий для преодоления психологического барьера, то или иное событие преодолевается разными способами.
В процессе преодоления психологических барьеров происходит перестройка психологической структуры личности, осуществляется глубокая внутренняя работа по преобразованию сопротивления среды, процессу удовлетворения потребностей личности. Важнейший фактор, определяющий успешность преодоления психологических барьеров - творческая активность субъекта по осмыслению социального статуса. Основное направление активности субъекта по линии самоопределения стратегии преодоления барьеров состоит в интеграции, внутреннем согласовании смысловой сферы, устранении в ней противоречий, а также проверке возможностей формирующихся способов преодоления.
Следует подчеркнуть, что психологические барьеры представляют собой своеобразную психологическую реакцию человека на возникшее затруднение. Реагирование на препятствие характеризуется прежде всего остановкой деятельности, в ходе которой осуществляется особого рода внутренняя работа, направленная как на переживание различных эмоциональных состояний, так и на устранение смыслового рассогласования сознания и бытия, восстановление их соответствия и обеспечение психологической устойчивости» [13, с. 110].
Согласно исследованиям Н. А. Подымова, преодоление психологического барьера может быть осуществлено с использованием двух принципиально различных стратегий: конструктивной и деструктивной.
Конструктивная стратегия выражается в трансформации смысловых структур личности и ее самоактуализации; деструктивная стратегия обнаруживается в психологической защите, в отказе от продуктивного разрешения критических ситуаций, снятии эмоционального напряжения и сохранении иллюзорной целостности личностной структуры.
По мнению Н. А. Подымова, выбор определенного типа стратегии преодоления психологических барьеров личностно специфичен и формы стратегии обусловлены конструктивностью или неконструктивностью поведения. Критериями конструктивности стратегии преодоления психологических барьеров могут выступать: степень осознанности критической ситуации, использование механизмов произвольного саморегулирования поведения и деятельности в кризисных условиях, обеспечивающих оптимально продуктивный уровень выполнения той или иной деятельности. Происходящая под действием психологического барьера мобилизация внутренних сил личности приводит к ее развитию, к восполнению недостающего внутреннего потенциала, и такое развитие возможно при использовании стратегии преодоления. Н. А. Подымов выделяет два типа преодоления - приспособление и преобразование [23].
По мнению Н. В. Дроздовой, «на выбор стратегии оказывают влияние внешние и внутренние факторы, поэтому вектор эмоций, в том числе
и агрессивность, ригидность, тревожность, импульсивность будут направляться либо на самого себя, либо на других, в зависимости от этого будут выражены либо эмоциональные барьеры, либо смысловые барьеры, либо барьеры социальные, кризиса и творчества. Конструктивная стратегия будет выбираться в случае осознания эмоциональных переживаний, принятия ситуации и рационального действия в ней.
Деструктивная стратегия будет использоваться студентами при условии, что будут выражены негативные эмоциональные переживания, завышена сложность учебной деятельности, выражены мотивы избегания неудачи. Вследствие этого начинает снижаться удовлетворенность жизнью, что приводит к отказу или отклонению от учебной деятельности, т. е. к деструкции.
Для конструктивного преодоления психологических барьеров студентам необходим ряд психологических условий, к которым мы относим: формирование у студентов эмоционально-ценностного отношения к себе как к субъекту учебной деятельности посредством осознания собственных эмоциональных переживаний и понижения значимости ситуации неудачи в учебной деятельности; принятие Я-образа как субъекта учебной деятельности; формирование адекватного представления студента об учебной деятельности посредством снижения субъективно завышенной сложности учебной деятельности, развитие адекватной оценки своих возможностей, рациональной интерпретации мотивов учения; овладение способами учебной деятельности посредством активного взаимодействия с субъектами учебной деятельности, развитие саморегуляции и самоконтроля» [12, с. 90-91].
Второй тип преодоления - преобразование - осуществляется при выборе стратегии самоактуализации. Самоактуализация рассматривается как процесс переживания и восстановления нарушений ценностно-смысловой и мотивационной сферы личности, который способствует оптимальному преодолению психологических барьеров и обеспечивает психологическую устойчивость деятельности. Процесс самоактуализации может быть рассмотрен в контексте различных отношений личности, в том числе отношений к деятельности. По мнению ряда исследователей, потребность в самоактуализации, состоящая в стремлении человека «быть тем, чем он может стать», потенциально существует у всех людей, но не у всех проявляется в профессиональной деятельности, а тем более осознанно (Н. А. Подымов, Д. Б. Богоявленская и др.) [22, с. 196-197].
Э. Э. Сыманюк выделила две стратегии преодоления трудностей, возникающих в деятельности: инициативную и ситуативную.
Инициативная стратегия характеризуется проявлением активности, целенаправленностью действий, ответственностью за принятие решений и поступков. Инициативная стратегия обусловлена представленностью
в структуре субъекта деятельности сопряженности и связанности между собой отдельных его единиц во внутреннем пространстве и времени, способностью к самосозиданию и самостроительству, устойчивостью личности, ценностными ориентациями, динамической направленностью личности, оптимистическим прогнозированием, личностной ответственностью, ориентацией на успех и достижение. Инициативная стратегия предполагает деятельностное преодоление психологических барьеров. Выбор инициативной стратегии свидетельствует о зрелой личности.
Ситуативная стратегия характеризуется низким уровнем интегрирован-ности личности, слабостью и неустойчивостью внутренних познавательных, эмоциональных и волевых установок. Ситуативные способы преодоления психологических барьеров обусловлены отсутствием надорганической структурированности и сопряженности отдельных моментов жизни, экстремальной направленностью личности, низким уровнем оптимизма, преобладанием в планируемой деятельности мрачных прогнозов. В ситуативной стратегии преобладают механизмы психологической защиты и приспособления к окружающей действительности [27, с. 76].
Е. В. Есликова выделяет дополнительно к основным стратегиям (инициативной и ситуативной) еще четыре стратегии: защитную, пассивную, депрессивную, аффективно-агрессивную.
Для защитной стратегии характерна настойчивая самореализация во внеу-чебной деятельности. Человек добивается определенного самоутверждения, но внутренне переживает собственную несостоятельность в преодолении психологических барьеров в учебной деятельности. Уход или бегство от трудной ситуации могут осуществляться не только в практической, но и в психологической форме посредством внутреннего отчуждения от ситуации или подавления мыслей о ней.
Пассивная стратегия свойственна личностям, которые подчиняются внешним обстоятельствам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм. Это процессы самоприспособления, подчинения личности интересам и требованиям среды.
Депрессивная стратегия характерна для личностей, которые уже пережили неудачи в учебной деятельности, им присуще состояние подавленности, прогнозы на будущее у них пессимистичны, они не удовлетворены собой, своей учебной деятельностью в целом. Депрессия и апатия приводят к дезорганизации учебной деятельности, личность оказывается не в состоянии выполнять учебные задачи, полностью утрачивает интерес к деятельности.
Аффективно-агрессивная стратегия свойственна людям, которые отличаются амбициозностью, агрессивностью, склонны противопоставлять себя окружающим. Низкий уровень личностного самосознания не позволяет им
выйти за пределы непрерывного потока повседневной учебной деятельности, освободиться от собственных эгоцентричных установок. Это приводит к тому, что человек начинает принимать агрессию как естественное проявление человеческой природы [14].
По результатам проведенного исследования Е. И. Чаплина выделила следующие способы преодоления психологических барьеров в учебной деятельности студентов: нейтральный, деструктивный, пассивный, аффективно-агрессивный, развивающий, защитный и депрессивный.
Выбор способа преодолений психологических барьеров в учебной деятельности во многом определяется способностью студентов осознавать те изменения, которые происходят в их учебной деятельности в процессе овладения системы знаний. Развитая рефлексия позволяет студентам искать конструктивные способы преодоления кризиса. Личность, у которой данная способность отсутствует, прибегает к нейтральным или деструктивным способам преодоления психологических барьеров.
Пассивная стратегия характерна для студентов, чьи действия основаны на отсутствии у них стремления к независимости, неспособности принимать ответственность и преодолевать возникшие в учебной деятельности трудности. Такие студенты не испытывают потребности в личностном развитии, в учебной деятельности они используют привычные способы поведения и решения учебных задач. Нередко в основе пассивности лежит конфликт, обусловленный противоречием между самооценкой студента и оценкой его деятельности преподавателем и одногруппниками. Данная стратегия относится к нейтральному способу преодоления психологических барьеров, т. к. деструктивный характер выражен неярко, а при определенных условиях существует потенциал конструктивного разрешения.
Аффективно-агрессивная стратегия свойственна студентам, чье поведение характеризуется ярко выраженной агрессивной направленностью. События воспринимаются такими людьми однобоко, гибкость отсутствует, что приводит к выработке деструктивного способа преодоления психологических барьеров, а это затрудняет поиск положительных вариантов разрешения возникших в учебной деятельности трудностей. Агрессивность повышается за счет накопления отрицательных эмоций и становится средством борьбы против неопределенности, в которой может встретиться опасность.
Развивающая стратегия (как и рассмотренная выше инициативная) обусловлена представленностью в структуре субъекта учебной деятельности связанности и сопряженности отдельных его единиц во внутреннем пространстве и времени, способностью к самостроительству, самосозиданию, устойчивостью личности, ее ценностными ориентациями, динамической направленностью, оптимистическим прогнозированием, личной ответственностью,
ориентацией на достижения и успех. Развивающая стратегия предполагает деятельностное преодоление психологических барьеров и характерна для студентов с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистичным подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения. Эти люди предпочитают конструктивный способ преодоления психологических барьеров.
Защитная стратегия свойственна тем студентам, которые могут выполнять определенную учебную деятельность по овладению иностранным языком и достигать положительных результатов за счет включения защитных механизмов при столкновениях с трудностями. Предпосылки к конструктивному разрешению кризисной ситуации будут развиваться за счет переключения на другую деятельность. Способ преодоления носит нейтральный характер, т. к. личностное развитие данной группы студентов нельзя считать полностью благополучным.
Депрессивную стратегию выбирают студенты, которые не могут самостоятельно преодолевать собственные психологические проблемы. Накопление отрицательного результата своих действий вызывает у них огорчение, неуверенность, а в конечном счете - отказ от учебной деятельности. Данная стратегия относится к деструктивному способу преодоления психологических барьеров [31].
В исследовании О. И. Белохвостовой были выделены основные характеристики стратегии преодоления психологических барьеров:
1. Целостность, представляющая собой внутреннее единство метаплана (выдвижение гипотез, постановка целей, формирование образа учебной деятельности, выработка ее программы, включающей представление о специфике необходимых приемов, действий и операций, обеспечивающих достижение цели - преодоление психологических барьеров) и плана реализации (приемы, действия, операции, направленные на проверку правильности выдвинутой гипотезы, сформированного образа осуществления учебной деятельности), воспринимающихся как единое целое.
2. Последовательность, проявляющаяся в определенной иерархической организации основных конституентов стратегии преодоления психологических барьеров, обусловленной рациональностью их активизации в соответствии с целью.
3. Полнота и завершенность. Полнота стратегии преодоления психологических барьеров выражается в необходимом, не лимитированном наборе психологических приемов, обеспечивающих завершенность стратегии. Завершенность стратегии, в свою очередь, связана с целенаправленностью, т. е. с решением задачи преодоления психологических барьеров, и выражается в исчерпанности содержательного плана результата учебной деятельности.
По мнению О. И. Белохвостовой, могут быть выделены три основные функции стратегии преодоления психологических барьеров: мотивирующая функция, организующая и регулирующая.
1. Мотивирующая функция. Предполагается, что знание стратегий и знание о том, где, когда и как могут быть применены различные их типы, ведет к осознанию субъектом собственных позитивных возможностей для преодоления возникших психологических трудностей. Это способствует снижению уровня тревожности на занятиях, предотвращению чувства боязни допустить ошибку, созданию готовности и положительного настроя к работе. Следствием развития чувства уверенности в своих силах и при условии его подкрепления положительными результатами учебной деятельности может явиться развитие мотивации достижения успеха в учении, а не избегания неудач.
2. Организующая функция. Стратегия преодоления психологических барьеров (при условии существования в полноценной форме, т. е. удовлетворяющей всем названным качественным характеристикам) представлена субъекту в виде образа осуществления учебной деятельности, ее программы, еще до начала непосредственного выполнения заданий на занятии. Сформированный после осознания необходимости преодоления психологических барьеров образ осуществления учебной деятельности является своего рода опорой, на основе которой осуществляется организация учебной деятельности.
3. Регулирующая функция стратегий преодоления психологических барьеров выражается в возможности отслеживания и корректировки, в соответствии с выдвинутой гипотезой о способе реализации учебной деятельности, применения необходимых психологических приемов, действий и операций, направленных на снижение негативного влияния психологических барьеров у студентов [4].
4. Изучение стратегий преодоления психологических барьеров характеризуется положительной и отрицательной модальностью. Модальность определяется способами эмоционального реагирования на изменение учебных ситуаций и трудностей. Переживание критических событий приводит к принятию важных решений. В зависимости от значимости переживания, его силы, количества приложенных усилий для преодоления психологического барьера, то или иное событие преодолевается разными способами.
Интегральной характеристикой, объединяющей особенности всех стратегий преодоления психологических барьеров профессионально-педагогической деятельности, выступает психологическая устойчивость личности, которая включает в себя: устойчивость индивидуального сознания личности, проявляющуюся в резистентности психики и связанную с ее стабильностью и изменчивостью; динамические процессы, являющиеся
неотъемлемой чертой устойчивости и лежащие в основе частных проявлений эмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости, саморегуляции психических процессов, устойчивости мотивационной сферы.
Анализ научной литературы показывает, что накоплен значительный материал, отражающий различные аспекты проблемы выбора различных стратегий преодоления психологических барьеров, однако процесс осмысления и интерпретации различных точек зрения еще далек от своего завершения.
Литература
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
2. Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 3-19.
3. Балл Г. А. Теория учебных задач. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
4. Белохвостова О. И. Динамика стилей учебной деятельности студентов при преодолении психологических барьеров: автореф. дисс.... канд. психол. наук. - Спб., 2003. - 22 с.
5. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - К.: Укртехпрес, 1997. - 216 с.
6. БрунерД. С. Исследование развития познавательной деятельности. - М.: Педагогика, 1971. - 391 с.
7. БурлачукЛ. Ф., КоржоваЕ. Ю. Психология жизненных ситуаций: учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
8. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.
9. Денисовская Т. Н. К проблеме развития личности // Психологический журнал. - 1981. - Т. 12. - № 6. - С. 37-43.
10. ДроздоваН. В. Психологические барьеры студентов: как преодолеть? Рекомендации для психологов // Социосфера. - 2011. - № 2. - С. 41-46.
11. Дроздова Н. В. Формирование конструктивной стратегии преодоления психологических барьеров в образовательном процессе у студентов-психологов // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. -Т. 11 (3). - С. 669-673.
12. Дроздова Н. В. Формирование конструктивной стратегии преодоления студентом психологических барьеров в учебной деятельности: дисс. ... канд. психол. наук. - Самара, 2009. - 208 с.
13. ЕльниковаО. Е. Психологические барьеры социализации в подростковом возрасте: дисс. ... канд. психол. наук. - Елец, 2004. - 185 с.
14. Беликова Е. В. Психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности (в период взрослости): дисс. ... канд. психол. наук. - Тобольск, 2000. - 158 с.
15. Кудрявцев Т. В. Психология технического мышления: процесс и способы решения технических задач. - М.: Педагогика, 1977. - 303 с.
16. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996. -308 с.
17. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. -190 с.
18. МаелоуА. Г. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.
19. Маелоу А. Г. Психология бытия. - М.: Рефлбук, 1997. - 304 с.
20. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 1972. - 206 с.
21. Назметдинова С. С. Психологические барьеры и барьероустойчивость в профессиональной деятельности учителя: дисс. ... канд. психол. наук. -М., 2004. - 229 с.
22. Нуртдинов С. М. Акмеологические основания преодоления профессионально-индивидных барьеров у учителей физической культуры: дисс. ... канд. психол. наук. - Кострома, 2004. - 261 с.
23. Подымов Н. А. Психологические барьеры в педагогической деятельности. - М.: Прометей, 1998. - 239 с.
24. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
25. РемшмидтX. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 320 с.
26. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. -720 с.
27. СыманюкЭ.Э. Психология профессионально-обусловленных кризисов. -М.: Модэк, 2004. - 320 с.
28. Тихомиров О. К. Психология мышления. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -270 с.
29. Ушинекий К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - С. 421.
30. Фридман Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. - М.: Знание, 1984. - 80 с.
31. Чаплина Е. И. Стратегии преодоления психологических барьеров у студентов при изучении иностранного языка: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Курск, 2006. - 21 с.
32. Шакуров Р. X. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопро-
сы психологии. - 2001. - № 1. - С. 3-18.
33. Швацкий А. Ю. Психологические механизмы профессионального творчества преподавателя иностранного языка: дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2004. - 195 с.
34. ЭриксонЭ. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.
35. Erikson E. H. Identity: Youth and crisis. - New York: Norton, 1968. -pp. 286-292.
36. Freud A. Defense Mechanisms: Encyclopedia Britanika. - V. 7. -pp. 172-173.
37. FreudS. New introductory lectures on psychoanalysis. In standard edition. -London: Hogarth, 1955.
38. Horney K. Our Inner Conflicts. - New York: Norton, 1945.
39. Lazaurus R. S. Psychological stress and coping process. - New York, 1966. -194 р.
40. Rogers C. R. The theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. - Boston, 1951. - P. 517.