Научная статья на тему 'К вопросу о стандартизации оценочной деятельности'

К вопросу о стандартизации оценочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
835
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНДАРТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОЦЕНКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ОЦЕНКИ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТАМ ОЦЕНКИ / СТАНДАРТЫ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ОЦЕНКА / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ершова Инна Владимировна

В статье представлена характеристика действующей системы стандартов оценочной деятельности. Определены виды стандартов, отмечено их значение для профессиональной оценки. Выявлено влияние международных стандартов оценки на содержание российских стандартов. Проведена классификация федеральных стандартов оценки. Высказано мнение о правовой природе стандартов саморегулируемых организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF STANDARDIZATION OF ASSESSMENT ACTIVITIES

He article presents the characteristics of the current system of evaluation activity standards. The types of standards have been defined, their importance for a professional evaluation have been noted. The impact of international evaluation standards for the maintenance of russian standards has been identified. The classification of the Federal evaluation standards have been made. The opinion of legal nature of standards of self-regulatory organizations has been suggested.

Текст научной работы на тему «К вопросу о стандартизации оценочной деятельности»

5. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.03); ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС; АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.15)

5.1. К ВОПРОСУ О СТАНДАРТИЗАЦИИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ершова Инна Владимировна, д-р юрид. наук, профессор. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Подразделение: кафедра предпринимательского и корпоративного права. E-mail: inna.ershova@mail.ru

Аннотация: В статье представлена характеристика действующей системы стандартов оценочной деятельности. Определены виды стандартов, отмечено их значение для профессиональной оценки. Выявлено влияние международных стандартов оценки на содержание российских стандартов. Проведена классификация федеральных стандартов оценки. Высказано мнение о правовой природе стандартов саморегулируемых организаций.

Ключевые слова: стандарты, федеральные стандарты оценки, международные стандарты оценки, международный совет по стандартам оценки, стандарты саморегулируемых организаций, оценка, оценочная деятельность.

THE ISSUE OF STANDARDIZATION OF ASSESSMENT ACTIVITIES

Ershova Inna Vladimirovna, Dr of law, professor. Position: head of Chair. Place of employment: Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA). Department: Entrepreneurial and Corporate Law chair. E-mail: in-na.ershova@mail.ru

Annotation: The article presents the characteristics of the current system of evaluation activity standards. The types of standards have been defined, their importance for a professional evaluation have been noted. The impact of international evaluation standards for the maintenance of russian standards has been identified. The classification of the Federal evaluation standards have been made. The opinion of legal nature of standards of self-regulatory organizations has been suggested.

Keywords: standards, Federal evaluation standards, international evaluation standards, the international Council for the evaluation of standards, standards of self-regulatory organizations, evaluation, evaluation activity.

Оценочная деятельность - профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости. Основным нормативным актом, регулирующим оценку, является Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности» [1] (далее - Закон об оценочной деятельности). Вместе с тем, все большее значение в регулировании профессиональной оценки и в целом оценочной деятельности приобретают стандарты оценочной деятельности, которые подразделя-

ются на федеральные стандарты оценки и стандарты оценочной деятельности.

Следует иметь в виду, что данные и иные акты, принятые в соответствии с Законом об оценочной деятельности, регулируют профессиональную оценку, осуществляемую субъектами оценочной деятельности. Вместе с тем, в практике хозяйственной деятельности широкое распространение получила внутрихозяйственная оценка. Она осуществляется самими хозяйствующими субъектами в отношении принадлежащего им имущества и иных объектов оценки. При этом хозяйствующие субъекты вправе вести внутрихозяйственную оценку в соответствии с нормами Законом об оценочной деятельности и стандартами оценки.

Федеральные стандарты оценки (далее также -ФСО), за исключением ФСО, устанавливающих требования к определению кадастровой стоимости, разрабатываются национальным объединением саморегулируемых организаций оценщиков и (или) саморегулируемыми организациями оценщиков (далее также -СРО оценщиков) и представляются на рассмотрение в совет по оценочной деятельности в сроки, предусмотренные программой разработки ФСО, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 26 сентября 2014 г. N 618. Разработка и утверждение ФСО, устанавливающих требования к определению кадастровой стоимости, осуществляется Минэкономразвития России.

Отметим, что национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков (ранее - национальный совет) - это некоммерческая организация, которая создана СРО оценщиков, зарегистрирована Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), и членами которой являются более чем 75% СРО оценщиков, включенных в единый государственный реестр СРО оценщиков и объединяющих более чем 50% оценщиков, включенных в сводный реестр членов СРО оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено. Функции, структура и компетенция органов управления, состав размещаемой на официальном сайте информации национального объединения СРО оценщиков определены ст. 24.10 Закона об оценочной деятельности. В состав национального объединения входят представители профессионального оценочного сообщества, общественных организаций, науки, органов государственной власти и др. Такой обширный состав членов национального объединения, как справедливо отмечает Р.Н. Аганина, «позволяет консолидировать силы различных специалистов, проанализировать и объективно оценить возникающие на практике проблемы с позиции бизнеса, потребителей услуг, самих оценщиков, а также органов государственной власти [2, с. 123].

Совет по оценочной деятельности создан при Минэкономразвития России в целях обеспечения общественных интересов в ходе осуществления оценочной деятельности. Функции Совета, порядок его формирования, принятия решения определены ст. 19.1 Закона об оценочной деятельности. Положение о совете по

О СТАНДАРТИЗАЦИИ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ершова И.В.

оценочной деятельности утв. приказом Минэкономразвития России от 5 ноября 2014 г. N 700.

После рассмотрения федеральных стандартов оценки советом по оценочной деятельности он утверждается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере оценочной деятельности. В качестве такого органа определено Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития России).

Утвержденные федеральные стандарты оценки подлежат опубликованию, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2007 г. № 60 [3]. В соответствии со ст. 20 Закона об оценочной деятельности, утвержденные федеральные стандарты оценки и методические указания о государственной кадастровой оценке не подлежат государственной регистрации. Утвержденные ФСО размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://www.economy.gov.ru).

Важно отметить, что разработка федеральных стандартов оценки осуществляется на основе международных стандартов оценки. Международные стандарты оценки (МСО) разрабатываются и утверждаются международной неправительственной организацией -Международным советом по стандартам оценки (International Valuation Standards Council, MCCO). Международный совет по стандартам оценки - организация, зарегистрированная в 2008 году с целью разработки международных стандартов оценки и обеспечения международной координации процессов стандартизации оценочной деятельности. В состав Международного совета по стандартам оценки входит 74 члена из 54 стран. МССО входит в группу негосударственных организаций, устанавливающих международные стандарты, направленные на укрепление глобальных финансовых рынков. Ряд российских СРО оценщиков является членами Международного совета по стандартам оценки. Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 7 сентября 2011 г. N 1558-р в деятельности указанной организации в качестве институционального члена с 2012 года участвует Минэкономразвития России.

Следует отметить, что международные стандарты оценки, разработанные Международным советом по стандартам оценки, не являются нормативными правовыми актами, а их применение основано на принципе добровольности. При этом международные стандарты оценки приняты в качестве внутренних (национальных) стандартов многих стран.

Распоряжением Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 1744-р утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование оценочной деятельности», выполнение которого призвано обеспечить транспарентность и обоснованность определения итоговой величины стоимости объекта оценки, а также повысить качество предоставления оценочных услуг. Перечень мероприятий Минэкономразвития России по выполнению плана мероприятий («дорожной карты») утвержден приказом Минэкономразвития РФ от 20 ноября 2013 г. N 689.

В рамках реализации Плана мероприятий распоряжением Минэкономразвития России от 16 июня 2014 г. N 132Р-УА утверждена Концепция формирования системы стандартов, правил и требований в сфере оценочной деятельности с учетом международных стандартов оценки. Определено, что целью развития системы стандартов в области оценочной деятельности является повышение степени удовлетворенности потребителей качеством оценочных услуг за счет повы-

шения достоверности и сопоставимости результатов оценочной деятельности, а также прозрачности и последовательности оценочных процедур. согласно данной Концепции, с целью обеспечения унификации национальной оценочной практики с общепризнанной в мире практикой, большего доверия к деятельности оценщиков, международного признания отчетов об оценке, выполненных российскими оценщиками, необходимо обеспечить гармонизацию российских стандартов оценки с международными стандартами оценки. Как отмечала Г.К. Дмитриева, «результат гармонизации любого вида и в любой форме один и тот же: в национальном праве разных государств возникают нормы близкие, но не одинаковые»[4, с. 37-38]. В перспективе, по мнению Правительства РФ, представляется целесообразным предусмотреть непосредственное применение международных стандартов оценки, разработанных Международным советом по стандартам оценки. При этом изменения в системе стандартов оценки должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и иной заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Анализ нормативных правовых актов позволил нам провести следующую классификацию ФСО:

а) базовые ФСО, определяющие принципы оценочной деятельности, требования к процедурам подготовки и проведению оценки, составлению отчета об оценке, а также терминологию и понятия (как содержащиеся в законодательстве РФ, так и специальные, вводимые для целей оценочной деятельности), используемые при оценке всех типов активов и для любых целей оценки, для обеспечения их единообразного понимания оценщиками и потребителями оценочных услуг. К таким ФСО, в частности, относятся: ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (утв. приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 297), ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости» (утв. приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 298), ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке» (утв. приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 299);

б) ФСО различных видов объектов оценки: бизнеса, недвижимости, машин и оборудования, нематериальных активов, культурных ценностей и объектов культурного наследия, финансовых инструментов. Назовем ФСО № 7 «Оценка недвижимости» (утв. приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. N 611), ФСО № 8 «Оценка бизнеса» (утв. приказом Минэкономразвития России от 1 июня 2015 г. N 326), ФСО № 10 «Оценка стоимости машин и оборудования» (утв. приказом Минэкономразвития России от 1 июня 2015 г. N 328), ФСО № 11 «Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности» (утв. приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 385);

в) ФСО для различных целей. В настоящее время к этой группе можно отнести ФСО № 4 "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости» (утв. приказом Минэкономразвития России от 22 октября

2010 г. N 508), ФСО № 9 «Оценка для целей залога» (утв. приказом Минэкономразвития России от 1 июня 2015 г. N 327);

г) ФСО, определяющие требования к компетентности оценщиков и экспертов саморегулируемых организаций оценщиков, осуществлению контроля за деятельностью указанных лиц, а также проведению экспертизы отчетов об оценке. Укажем ФСО № 5 "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения» утв. приказом Минэкономразвития России от 4 июля

2011 г. N 328), ФСО № 6 "Требования к уровню знаний

эксперта саморегулируемой организации оценщиков» (утв. приказом Минэкономразвития России от 7 ноября 2011 г. N 628).

Стандарты оценочной деятельности разрабатываются и утверждаются саморегулируемыми организациями оценщиков и не могут противоречить Закону об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Отметим, что оценочная деятельность является одной из первых сфер экономики, в которой было внедрено саморегулирование, пришедшее на смену лицензированию. По справедливому утверждению Р.Н. Аганиной, «на сегодняшний день реформирование в сфере оценочной деятельности не закончено. Основной акцент в механизме совершенствования отрасли делается на саморегулирование» [5, с. 104]. Вопрос о правовой природе стандартов саморегулируемых организаций является дискуссионным.

Нами уже высказывалось мнение о том, что стандарты СРО являются локальными нормативными актами, обязательность принятия которых предусмотрена Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (далее - Закон о СРО) [6], [7], [8 с. 333].Будучи формой осуществления саморегулирования, стандарты саморегулируемых организаций должны соответствовать федеральным законам, принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам, правилам деловой этики, а также могут устанавливать дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида.

В Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 2776-р, обращено внимание на неэффективное выполнение функции по выработке отраслевых стандартов деятельности, возложенной на институт саморегулирования. Как отмечено в Концепции, «существует ряд саморегулируемых организаций, подход к разработке стандартов которых является сугубо формальным. Нормы таких документов попросту дублируют положения федеральных законов и (или) стандартов, стандарты содержат лишь общие декларативные положения, не оказывающие существенного влияния на характер и принципы осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности».

В качестве решения обозначенной проблемы предложено установить требования к внутренней архитектуре стандартов, включая наличие частей, определяющих вид, признаки и границы регулируемой деятельности, ее предмет и условия осуществления, общие и специальные обязательные требования к регулируемому виду деятельности и его результатам, этические нормы и другие требования. Полагаем, что данное предложение не позволит полностью устранить недостатки механизма стандартизации в сфере саморегулирования. Убеждены, что если принятые конкретной СРО стандарты не вводят дополнительных требований, такие локальные акты не содержат положения саморегулирования, а лишь дублируют нормы закона. В таком случае не представляется возможным говорить о реализации СРО нормотворческой функции и в целом о саморегулировании. Такая позиция отстаивалась нами в научной литературе [9, с. 2146], [10, с. 7]. Как представляется, указанное предложение следует закрепить в Законе о СРО в качестве императивной нормы.

Список литературы:

1.Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

2. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация: монография / отв. ред. И.В. Ершова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2015.

3. Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2007 г. N 60 «О порядке опубликования федеральных стандартов оценки» // СЗ РФ. 2007. N 6. Ст. 767.

4. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию / под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Норма, 2013.

5. Аганина Р.Н. Саморегулирование оценочной деятельности в Российской Федерации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

6.Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

7. Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности // Приложение к журналу Предпринимательское право. 2014. № 3.

8. Предпринимательское право: учебник для бакалавров / отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. - М.: Проспект, 2014. С. 333.

9. Ершова И.В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и законодательства // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10.

10. Ершова И.В. Общие и специальные нормы в правовом обеспечении саморегулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 4.

Рецензия

на статью И.В. Ершовой «К вопросу о стандартизации оценочной деятельности»

Статья доктора юридических наук, профессора И.В. Ершовой посвящена актуальной проблеме стандартизации оценочной деятельности. Следует отметить, что стандартизация ряда сфер экономики в настоящее время является тенденцией, которой еще не уделено должного научного внимания. В этой связи появление исследований, подобных рецензируемым, представляется своевременным и полезным.

И.В. Ершова проанализировала действующую систему стандартов оценки, представила их авторскую классификацию, выявила влияние международных стандартов оценки на формирование системы федеральных стандартов.

В статье также определена правовая природа стандартов оценочной деятельности, разрабатываемых и утверждаемых саморегулируемыми организациями оценщиков, предложено решение проблемы неэффективности выполнения функции по выработке отраслевых стандартов деятельности, возложенной на институт саморегулирования.

Статья написана юридически грамотным языком. Изложение логичное, последовательное. Она может быть опубликована в открытой печати и рекомендована студентам, аспирантам, преподавателям юридических и экономических образовательных и научных организаций, субъектам оценочной деятельности.

Советник ЗАО «Группа компаний Ренова»

доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный юрист РСФСР Ю.С. Цимерман

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.