Научная статья на тему 'К вопросу о способах репрезентации эмоций'

К вопросу о способах репрезентации эмоций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1492
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОТИОЛОГИЯ / ЭМОТИВНЫЙ КОД ЯЗЫКА / ЭМОТИВЫ / ЭМОТИВНЫЕ ЗНАКИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Агапова София Григорьевна, Телюкина Екатерина Александровна

Человек пользуется языком не только для выражения какого-либо утверждения, но и своего эмоционального отношения к миру. Ключом к изучению эмоций является сам язык, который их номинирует, описывает и выражает. В данной статье мы рассматриваем вербализацию и определения эмоции в языке, эмотивный код языка, способы репрезентации эмоции вообще, номинацию, дескрипцию, выражение, эмоциональные метафоры, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о способах репрезентации эмоций»



SCIENCE TIME

К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭМОЦИЙ

Агапова София Григорьевна, Южный Федеральный Университет,

г. Ростов-на-Дону

E-mail: s-agapova@mail.ru,

Телюкина Екатерина Александровна, Южный Федеральный Университет,

г. Ростов-на-Дону

E-mail: katerina_rina9@mail.ru

Аннотация. Человек пользуется языком не только для выражения какого-либо утверждения, но и своего эмоционального отношения к миру. Ключом к изучению эмоций является сам язык, который их номинирует, описывает и выражает. В данной статье мы рассматриваем вербализацию и определения эмоции в языке, эмотивный код языка, способы репрезентации эмоции вообще, номинацию, дескрипцию, выражение, эмоциональные метафоры, в частности.

Ключевые слова: эмоции, эмотиология, эмотивный код языка, эмотивы, эмотивные знаки.

Человек занимает главнейшее место в речи и языке, он есть основа, при помощи которой язык существует и развивается. Таким образом, человеческий фактор все больше перемещается в центр современных лингвистических исследований. В лингвистике ключевым направлением является антропоцентрическое, которое выносит эмоциональную сферу человека на первый план. Для данного направления главнейшим является тезис о том, что язык по своей природе человечен, психологичен, так как он сопровождает человека и выражает его. Язык столь сильно и органически связан с выражением личностных свойств человека, что если лишить язык данной связи, он едва ли сможет функционировать.

Ш. Балли отмечал, что невозможно построить языковую систему без учета личностных качеств, чувств и эмоций человека. Эмоциональное отношение является одной из важнейших составных языкового компонента [2].

Эмоции в научной литературе определяются как одна из форм отражения, познания и оценки объективной действительности [7, с.157]. Шаховский В.И.

определяет эмоции как одну из форм отражения мира, обозначающую душевные переживания, волнения, чувства [9].

Эмоции связаны именно с человеком, они образуют с ним нерасторжимое единство. Т.В. Семенова отмечает, что в языке эмоции имеют двоякий способ обнаружения, а именно:

а) они проявляются в языке как эмоциональное сопровождение, эмоциональная окраска, которая возникает в результате выражения в речи адресанта его эмоционального состояния в виде эмоциональных оценок;

б) эмоции отражаются языковыми знаками как объективно существующая реальность [7, с.158].

В рамках эмотиологии эмоции рассматриваются в тесной связи с когнитивными процессами. Суть ее заключается в следующем: человек воспринимает и отражает окружающий его мир и фиксирует эти представления в языке. Эмоциональная оценка действительности говорящими посредством психического механизма отображается в семантике слов, словосочетаний, различных синтаксических структурах, и далее реализуется в речи [9].

Эмоциональные проявления человека, а именно: эмоциональные реакции, чувства, эмоциональные состояния, аффекты, настроения выражаются языковыми и паралингвистическими средствами, совокупность которых составляет знаковый эмотивный код языка [3, с.23]. В каждом языке эмотивный код представлен специальным набором, в состав которых входят эмотивы, т.е. языковые единицы, основной функцией которых является выражение эмоций говорящего [6].

Особый знаковый эмотивный код того или иного языка состоит из вербализованных эмотивных знаков, которые представляют разноуровневые единицы языка от фонемы до текста. Большинство эмотивных знаков обладают комплексным характером. Так как знаков, выражающих только эмоции относительно немного, то чаще всего они выражаются данными комплексными знаками, которые соотносятся не только с эмоциями, но и с другими объектами [3, с.19]. Например:

- waste material, such as paper, empty containers, and food thrown away - мусор

[1];

- stupid words or ideas - дрянь, ерунда, чушь [11, с.307-308].

Первое значение знака неэмотивно и соотносится с реальным объектом окружающей нас действительности, в то время, как второе значение состоит из двух компонентов: понятия «ерунда» и эмотивного отношения.

Н.Ф. Ежова выделяет три основных способа языковой репрезентации эмоций:

а) с помощью слов, номинирующих различные эмоции;

б) с помощью слов, описывающих эмоции;

SCIENCE TIME

в) с помощью эмотивных средств. Первый способ заключается в следующем: каждая эмоция и чувство, раскрывающееся в тексте, обязательно должно иметь свое «имя», т.е. так или иначе оно номинируется, называется. Основным способом для номинации эмоций человека является система лексем, служащих для наименования соответствующих эмоций [4, с.13]. В отличие от понятийной номинации, у эмотивной номинации превалирует экспрессивно-эмоционально-оценочная установка: называя объект речи, эмотивная номинация характеризует его, т.е. обозначает отношение говорящего к нему [8, с.84].

Так, в основном выделяют четыре способа вербализации эмоций: номинация, дескрипция, метафоры, выражение.

1. Номинация эмоций - это использование слов, предметно-логическим значением которых являются понятия об эмоциях.

To my horror, I saw wisps of smoke coming up from his wrists where the silver touched them [10, с.11].

В данном примере автор непосредственно называет эмоцию «страх» - 'to my horror', которую испытывает персонаж Суки Стэкхаус, которая в ужасе наблюдала за тем, как было совершено нападение на вампира.

2. Описание эмоций заключается в фиксировании внешних изменений, происходящих с человеком: изменяется речь, мимика, двигательные реакции.

All my happiness deflated, though I could feel the smile still straining my lips. The vampire was staring at me, watching the life go out of my face [10, с.3].

В приведенном отрывке мы можем отметить два способа репрезентации эмоций, а именно: дескрипцию и через эмоциональные метафоры. В первом случае героиня улыбается, что является физическим описанием переживаемых эмоций. Она улыбается (smile still straining my lips), чтобы не подать виду, что Суки ненавидит людей, которые пришли в ресторан, где она работает официанткой. Суки Стэкхаус понравился вампир, который также был посетителем ресторана, но он заметил, как она расстроилась из-за прихода ее врагов (watching the life go out of my face).

3. Выражение эмоциональных реакций, по мнению А. С. Илинской является собственно эмотивным типом их проявления, т.е. языковыми знаками, выражающими эмоции, являются эмотивные знаки. Эмотивные знаки -языковые признаки, индексы существования и проявления эмоций [5, с.102].

So I dithered, confused and frightened and angry, and then I knew I just had to act [10, с.8].

В данном примере можно отметить два способа репрезентации эмоций: номинация эмоций (frightened, angry, confused); выражение эмоций эмотивным знаком: повтором союза (and), который подчеркивает смешанные эмоции персонажа, а именно: злость, страх и смущение.

SCIENCE TIME

4. Четвертым способом репрезентации эмоций являются эмоциональные метафоры. По определению В.Ю. Апресяна, эмоциональные метафоры служат средством концептуализации эмоций в языке [1, с.9].

His face contorted in agony, and the gleam of chains crisscrossed his wrists and ran down to his ankles [10, с.9].

В данном примере мы можем отметить эмоциональные метафоры (crisscrossed, contorted), которые придают особый ужас испытываемой главным героем боли.

Подводя итоги, мы может отметить, что эмоции являются важнейшей стороной человеческого существования. Богатство мира эмоций отражается в мире языка и речи. Уникальность эмоции можно обнаружить в многообразии языковых средств их выражения, где основную роль играет лексика.

Литература:

1. Апресян В.Ю. Семантические типы эмоциональных метафор // Эмоции в языке и речи: Сб. статей / Под ред. И. А. Шаронова - М.: РГГУ, 2005. - С. 9-31.

2. Балли Ш. Французская стилистика: Пер. с франц. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961. С. 221.

3. Волек Б. Типология эмотивных знаков // Язык и эмоции. Сб. науч. трудов. Волгоград: Перемена, 1995. - С.15-24.

4. Ежова Н.Ф. Способы языковой репрезентации эмоциональных концептов в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Вестник ВГУ Гуманитарные Науки -Воронеж, 2003, № 2. - С. 10-21.

5. Илинская А.С. Знаковая типология языковых единиц, репрезентирующих эмоции в английском языке // Ползуновский вестник: Сб. статей - Барнаул: АлтГТУ, 2006. - С. 98-105.

6. Кравченко И.Л. О понятии и соотношении категорий экспрессивность и эмоциональность (на материале русского и немецкого языков) // Слово и Текст: коммуникативный, лингвокультурный и исторический аспекты. Ростов-на-Дону: ФГОУ ВПО, «Южный Федеральный Университет», 2009. С. 194-196.

7. Семенова Т.В. Вербализация эмоций человека в зеркале антонимии (на материале английского языка) / Филология // Вестник Челябинского государственного университета: Сб. статей - Челябинск: 2010. - С. 156-159.

8. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций / Шаховский В.И. - Москва: Изд-во Гнозис, 2008.

9. Шаховский В.И. О лингвистике эмоций // Язык и эмоции. Сб. науч. трудов. -Волгоград: Перемена, 1995. - С. 3-15.

10. Charlaine Harris. Dead until Dark. Clays Ltd - Great Britain, 2001.

11. Laurence Delacroix. Longman. Active Study Dictionary. Pearson Education Limited - Edinburgh, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.