Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании правил перевозки детей в автомобиле-такси в республике Беларусь'

К вопросу о совершенствовании правил перевозки детей в автомобиле-такси в республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
339
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дорожное движение / безопасность дорожного движения / правила дорожного движения / дорожно-транспортное происшествие / административная ответственность / road traffic / safety of road traffic / road traffic rules / road accident / administrative responsibility

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зенькович Владимир Адамович

В статье рассматривается актуальная проблема: безопасность перевозки пассажиров – детей легковыми автомобилями-такси. Автором проведен анализ действующих Правил дорожного движения, других нормативно-правовых актов в части, касающейся перевозки пассажиров – детей легковыми автомобилями-такси. В заключении делается вывод о необходимости совершенствования п. 178 Главы 23 Правил дорожного движения Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF IMPROVING THE RULES OF TRANSPORTATING CHILDREN IN THE CAR-TAXI IN THE REPUBLIC OF BELARUS

In this article a problem of high priority is under consideration: safe transportation of passengers – children in the car-taxi. The author has analyzed current Road Traffic Rules, other acts of legislation regarding transportation of passengers – children in the car-taxi. At the end the author comes to conclusion that it is the car-taxi necessary to improve Clause 178 of Chapter 23 of Road Traffic Rules of the Republic of Belarus.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании правил перевозки детей в автомобиле-такси в республике Беларусь»

Труды БГТУ, 2016, № 5, с. 157-159

157

УДК 342.9:343.351

В. А. Зенькович

Белорусский государственный экономический университет

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗКИ ДЕТЕЙ В АВТОМОБИЛЕ-ТАКСИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В статье рассматривается актуальная проблема: безопасность перевозки пассажиров - детей легковыми автомобилями-такси. Автором проведен анализ действующих Правил дорожного движения, других нормативно-правовых актов в части, касающейся перевозки пассажиров - детей легковыми автомобилями-такси. В заключении делается вывод о необходимости совершенствования п. 178 Главы 23 Правил дорожного движения Республики Беларусь.

Ключевые слова: дорожное движение, безопасность дорожного движения, правила дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, административная ответственность.

V. A. Zen'kovich

Belarusian State Economic University

TO THE QUESTION OF IMPROVING THE RULES OF TRANSPORTATING CHILDREN IN THE CAR-TAXI IN THE REPUBLIC OF BELARUS

In this article a problem of high priority is under consideration: safe transportation of passengers -children in the car-taxi. The author has analyzed current Road Traffic Rules, other acts of legislation regarding transportation of passengers - children in the car-taxi. At the end the author comes to conclusion that it is the car-taxi necessary to improve Clause 178 of Chapter 23 of Road Traffic Rules of the Republic of Belarus.

Key words: road traffic, safety of road traffic, road traffic rules, road accident, administrative responsibility.

Введение. Общеизвестно, что транспортное средство является источником повышенной опасности, которое представляет реальную угрозу жизни или здоровью для всех участников дорожного движения. В статье третьей Закона Республики Беларусь: «О дорожном движении» сказано, что одним из участников дорожного движения является пассажир, в статусе которого бывают и дети [1].

Стремительное увеличение в последние годы в республике численности легкового и грузового автотранспорта приводит к увеличению интенсивности движения на дорогах и соответственно к повышению вероятности совершения дорожно-транспортных происшествий (далее -ДТП) с гибелью людей.

Публикуемые Министерством внутренних дел Республики Беларусь (далее - МВД) данные о количестве погибших на дорогах в Республике Беларусь это подтверждают [2].

В 2014 году на дорогах страны погибло 757 человек, из них 9 детей.

В 2015 году в дорожно-транспортных происшествиях погибло 658 человек, из них 12 детей (все погибшие дети были пассажирами).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что ситуация с безопасностью дорожного движения в республике остается довольно сложная.

И, несмотря на то, что на дорогах республики отмечается общее снижение числа погибших в ДТП, однако в сравнении с развитыми европейскими странами этот показатель у нас значительно выше [2] .

В зарубежных странах одним из направлений, способствующих минимизации тяжелых последствий в ДТП с участием детей в качестве пассажиров, является использование автолюбителями в обязательном порядке для перевозки детей специальных удерживающих устройств.

Так, по данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), использование детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, снижают смертность среди детей в ДТП, примерно на 70-80% [3].

Основная часть. Правила перевозки детей в легковом автомобиле автолюбителя (далее - автолюбителя) и легковом автомобиле-такси регламентированы пунктом 178 Правил дорожного движения Республики Беларусь (далее - ПДД) [4].

Однако действовавшие с 2006 года правовые нормы пункта 178 ПДД не были для водителя обязательными, а носили рекомендательный характер: «При перевозке детей до двенадцати лет на заднем сиденье легкового автомобиля рекомендуется использовать специальное детское удерживающее устройство (сиденье)» [4].

Такая редакция статьи предоставляла возможность автолюбителю самостоятельно принимать решение, как перевозить на заднем сиденье детей до двенадцати лет.

В целях минимизации тяжелых последствий в ДТП с участием пассажиров-детей Президентом Республики Беларусь был издан 13 октября 2014 года Указ № 483 [5].

В часть первую пункта 178 ПДД были внесены следующие безальтернативные требования:

158

К вопросу совершенствования правил перевозки детей в автомобиле-такси в Республике Беларусь

«Перевозка детей в легковом автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием: детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, - в возрасте до пяти лет; детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих безопасно пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, - в возрасте от пяти до двенадцати лет».

А вот часть вторая настоящего пункта изложена с альтернативным вариантом: «Допускается перевозить детей в возрасте до двенадцати лет без использования указанных в части первой настоящего пункта устройств в случае, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси» [5].

Видно, что часть вторая пункта 178 ПДД предоставляет возможность автолюбителю при перевозке ребенка принятия альтернативного решения только тогда, когда «.. .рост ребенка в возрасте до двенадцати лет превышает 150 сантиметров, то допускается перевозить детей в легковом автомобиле без использования указанных в части первой настоящего пункта устройств» [5].

Водитель же легкового автомобиля-такси получил аналогичное право на перевозку всех детей до двенадцати лет без детских удерживающих устройств. На наш взгляд, внесенные изменения в пункт 178 ПДД носят весьма актуальный и своевременный характер, за исключением части второй данного пункта, редакция которого вызывает у нас возражение.

Речь идет о разрешении перевозить детей «. в автомобиле-такси без детских удерживающих устройств» [5].

Наше возражение базируется на следующих аргументах. Во-первых, можно согласиться, видимо, с тем, что многие автолюбители страны сами работают по найму на всех видах механических транспортных средств, некоторые работают в качестве водителя-инструктора учебного автомобиля, инструктора по экстремальному вождению.

Многие автолюбители имеют высокие спортивные звания по автомотоспорту, большой и безупречный водительский стаж. Их отличает уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения, а также нетерпимое отношение ко всем нарушителям правил дорожного движения.

И, кроме того, всех их объединяет одна общая цель - обеспечение безопасности при перевозке как своих пассажиров (и детей в особенности!), так и других участников дорожного движения.

К этому еще можно добавить то, что профессиональные навыки многих автолюбителей по

вождению легкового автомобиля не уступают, а может быть и значительно выше, чем у некоторых водителей легкового автомобиля-такси.

Постановлением Правительства Республики Беларусь установлено, что водителем легкового автомобиля-такси может быть лицо не моложе двадцати лет, имеющее водительское удостоверение на право управления автомобилем категории «В» и общий стаж управления автомобилем не менее двух лет или стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее одного года [6].

К этому надо добавить, что к водителю автомобиля-такси предъявляются, конечно, повышенные требования к его физическому состоянию и к техническому состоянию его автомобиля. Тем не менее мы видим, что получить право на перевозку пассажиров, в том числе и детей, автомобилем-такси вполне доступно любому автолюбителю, отвечающему вышеперечисленным требованиям.

Думается, что принятое решение, разрешающее водителю легкового автомобиля-такси перевозить детей без детских удерживающих устройств, не вызывало бы нареканий, если бы оно базировалось на том, что он (водитель такси) априори обладает достаточно большим и безупречным водительским стажем (например, не менее пяти лет) и мастерством, это во-первых.

А во-вторых, его автомобиль-такси оборудован многочисленными подушками безопасности и другими защитными системами, которыми укомплектованы, например, автомашины, применяемые для перевозки У1Р-персон. Ведь если бы это было так, то многие автолюбители передоверили бы перевозку своих малолетних детей водителю такого легкового автомобиля-такси, например, в период сложных погодных условий. Однако, по мнению автолюбителей, лучше перевозить своего ребенка в своем автомобиле самому с применением детских удерживающих устройств, чем в автомобиле-такси того же класса, но под управлением водителя со стажем водительским чуть больше двух лет, да еще без детских удерживающих устройств. Нам оппоненты могут возразить, что и в зарубежных странах автомобили-такси детей перевозят без детских удерживающих устройств.

На этот аргумент можно привести данные МВД, где говориться о том, что число погибших в ДТП на сто тысяч населения у нас в два раза выше, чем в развитых странах Европы [2].

Заключение. Таким образом, завершая рассмотрение данного вопроса, мы полагаем, что проведенный анализ действующих Правил дорожного движения Республики Беларусь, других нормативных актов, позволил выявить некоторые противоречия.

В. А. Зенькович

159

Прежде всего, речь идет о разрешении во- которого даст возможность устранить выявлен-

дителю легкового автомобиля-такси перевозить ные противоречия.

пассажиров-детей в легковом автомобиле без С этой целью часть вторую пункта 178 ПДД

детских удерживающих устройств, что, никак необходимо изложить в следующей редакции:

не способствует повышению безопасности «Допускается перевозить детей в возрасте до

перевозок детей, а также противоречит тре- двенадцати лет без использования указанных

бованиям пункта 9.7 ПДД «обеспечить без- в части первой настоящего пункта устройств

опасные условия перевозки пассажиров» [4]. в случае, если рост ребенка превышает 150 сан-

Таким образом, вышеизложенное позволяет тиметров», т. е. без слов: « а также в автомоби-

нам сформулировать предложение, принятие ле-такси» [4].

Литература

1. О дорожном движении: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2008 г., № 313-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.07.2014 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015. Дата доступа: 20.02.2016.

2. Министерство внутренних дел Республики Беларусь. Режим доступа: www.mdv.gof.by/ main.aspx. Дата доступа: 20.02.2016.

3. Всемирная организация здравоохранения. Ремни безопасности и детские удерживающие устройства. Режим доступа: www.who.inf/mediacentre/factsheets/fs 358/ru/. Дата доступа: 20.02.2016.

4. О мерах по повышению безопасности дорожного движения: Указ Президента Респ. Беларусь, 28 нояб. 2005 г. № 551 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2015. Дата доступа: 20.02.2016.

5. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Респ. Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551: Указ Президента Респ. Беларусь от 13 октября 2014 г. № 483 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2014. Дата доступа: 20.02.2016.

6. Правила автомобильных перевозок пассажиров: постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2008. Дата доступа: 20.02.2016.

References

1. About road traffic: Act of legislation of the Republic of Belarus, January 5th, 2008, no. 313-Z: in ver. of the Act of legislation of the Republic of Belarus dated July 11th, 2014. ConsultantPlus. Minsk, 2015 (accessed 20.02.2016).

2. Ministry of internal relations of the Republic of Belarus. Available at: www.mdv.gof.by/main.aspx. (accessed 20.02.2016).

3. World Health Organization. Safety belts and child restraints. Available at: www.who.inf/mediacentre/ factsheets/fs3 5 8/ru/ (accessed 20.02.2016).

4. About the means of safer road traffic: Bill of the President of the Republic of Belarus, November 28th, 2005 no. 551. ConsultantPlus. Minsk, 2015 (accessed 20.02.2016).

5. About bringing amendments and additions into the Bill of the President of the Republic of Belarus dated November 28th, 2005 no. 551: Bill of the President of the Republic of Belarus dated October 13th, 2014 no. 483. ConsultantPlus. Minsk, 2014 (accessed 20.02.2016).

6. Rules of road transportation of passengers: Decision of the Government of the Republic of Belarus dated June 30th, 2008 no. 972. ConsultantPlus. Minsk, 2008 (accessed 20.02.2016).

Информация об авторе

Зенькович Владимир Адамович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Белорусский государственный экономический университет (220070, г. Минск, Партизанский пр-т, 26, Республика Беларусь). E-mail: shkliareuski_a@bseu.by

Information about the author

Zen'kovich Vladimir Adamovich - PhD (Juridical), Assistant Professor, Assistant Professor, the Department of Civil Law Disciplines. Belarusian State Economic University (26, Partizanskiy Ave., 220070, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: shkliareuski_a@bseu.by

Поступила 21.03.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.