Научная статья на тему 'К вопросу о социокультурных функциях Интернета'

К вопросу о социокультурных функциях Интернета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
728
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ФУНКЦИИ / THE INTERNET / INFORMATION / SOCIOCULTURAL SPACE / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Доржиева Аюна Викторовна

В статье рассматриваются особенности социокультурных функций Интернета, специфика их реализации на современном этапе развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF SOCIOCULTURAL FUNCTIONS OF THE INTERNET

The article considers the features of sociocultural functions of the Internet, specific character of their realization at the modern stage of the development of society.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социокультурных функциях Интернета»

нять, каким образом новые технологии могут быть оптимально применены как для защиты окружающей среды, так и для развития социальной сферы. Специфический характер реальности, созданной машинной технологией, следует усматривать в том проблематическом воздействии, которое последняя оказала, с одной стороны, на природу, с другой стороны, на жизнь человека. Это воздействие является результатом нового типа организации, который в своих работах Бердяев назвал «техносистемой». «Денатурализация» природы, которая проявляется в виде экологического кризиса, происходит одновременно с «дегуманизацией» человека в той реальности, которую создает техносистема. Ликвидация отрицательных последствий научно-технического прогресса, их своевременное предвидение и предотвращение, рациональное использование достижений науки и техники, а также выработка и усвоение новых систем ценностных ориентаций в результате всеобщей компьютеризации и информатизации [12, с. 5], должны стать основными ориентирами будущего направления развития общества.

Литература

1. Bell.D. The third technological revolution and. its Possible socioeconomic consequences // Dissent. - N.Y., 1989. -Vol. 36, № 2. - P. 5-17.

2. Masuda Y. The information society as post - industrial society. - Washington: World Future Society, 1983. - 638 p.

3. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986. - С. 393-421.

4. Новая философская энциклопедия. - Т.2. - М.: Мысль, 2001. - 450 с.

5. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: пер. с англ. - М.: АСТ, 2001. - 669 с.

6. Концепция виртуальных миров и научное познание.

- СПб., 2000. - 320 с.

7. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. - М.: АСТ, 2000. - 856 с.

8. Bar F. and Borrus M. The Future of Networking. -Berkeley, CA: University of California, BRIE Working paper, 1993.

9. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. - М.: Русь, 2001. - 456 с.

10. Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. - М.: Наука, 2001.

- 230 с.

11. Кочергин Н.А. Философия и глобальные проблемы.

- М.: Изд-во РОУ, 1996. - 176 с.

Сведения об авторах Манжуева Оксана Михайловна - кандидат философских наук, доцент кафедры информационнокоммуникационных технологий Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств, г. Улан-Удэ, e-mail: ocydenova@yandex.ru.

Data on authors Manzhueva Oksana Mikhailovna - candidate of philosophical science, associate professor, department of informational and communicational technologies, East-Siberian State Academy of Culture and Art, Ulan-Ude, email: ocydenova@yandex.ru.

УДК 316.774 А.В. Доржиева

К ВОПРОСУ О СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ФУНКЦИЯХ ИНТЕРНЕТА

В статье рассматриваются особенности социокультурных функций Интернета, специфика их реализации на современном этапе развития общества.

Ключевые слова'Интернет, информация, социокультурное пространство, функции.

A.V. Dorzhieva

TO THE ISSUE OF SOCIOCULTURAL FUNCTIONS OF THE INTERNET

The article considers the features of sociocultural functions of the Internet, specific character of their realization at the modern stage of the development of society.

Keywords: the Internet, information, sociocultural space, functions.

ХХ век ознаменовался стремительным тех- компьютеризация и другие технические новинки

ническим прогрессом, который затронул прак- прочно вошли в повседневную жизнь и породи-

тически все сферы человеческой жизнедеятель- ли качественно новый этап в развитии человече-

ности. Множество научных открытий привнесло ства.

кардинальные изменения не только в область Возникновение Интернета стало закономер-

производства, но и значительно повлияло на ным результатом развития научно-технической

общество в целом. Телевидение, сотовая связь, сферы. Избыток накопленной информации и

2011/14

потребность в ее дальнейшей обработке, хранении, и, что самое важное, распространении привели к созданию данной универсальной системы коммуникаций, основанной по принципу сети. И хотя изначально Интернет был рассчитан на довольно узкий круг людей, включавший в основном научную элиту и представителей госаппарата США, его дальнейшее распространение приняло столь глобальные масштабы, что на сегодняшний день данное явление рассматривается в качестве своеобразного феномена общемирового значения.

Как мы видим, в ходе своего развития сеть Интернет претерпела значительные изменения, перестав быть орудием для решения узкоспециализированных задач. Доступность Интернета, многообразие содержащейся в сети информации и, что немаловажно, обилие предоставляемых «всемирной паутиной» возможностей для удовлетворения самых различных потребностей способствовали его повсеместной популяризации. Став элементом повседневной жизни современного человека, Интернет, без сомнения, занял особое место в системе социокультурных функций, которые традиционно возлагались на такие институты культуры, как библиотеки, музеи, картинные галереи, вузы, средние и специальные образовательные учреждения и т.д.

Рассматривая роль Интернета в формировании современного социокультурного пространства общества, трудно прийти к однозначному выводу. Во многом это связано с тем, что Интернет в том виде, в каком он существует сегодня, является не просто местом хранения и передачи накопленного культурного опыта, но и представляет собой совершенно новую форму организации культурного пространства, отличную от всего, что было ранее. Бесчисленные массивы информации, размещенные в Интернете, подчиняются особым виртуальным законам и имеют сложную ветвистую структуру из множества взаимосвязанных частей, которые в совокупности образуют так называемый гипертекст. Специфика Интернета в данном контексте заключается в том, что он способствует становлению глобального культурного пространства, объединяющего в себе науку, искусство, образование, досуг и т.д.

Большинство исследователей, рассматривающих Интернет в контексте социокультурного развития общества, акцентирует внимание на его полифункциональности. Можем предположить, что данное свойство обусловлено двумя основными факторами:

1. Технический. Интернет, как уже было ранее сказано, основан по принципу сети, то есть

представляет собой множество взаимосвязанных компьютерных сетей, в рамках которых проистекает обмен цифровой информацией. Причем на сегодняшний день технически возможна передача практически всех основных видов информации - текстовой, графической, фото, аудио, видео и т.д., вплоть до запаха (ктеП) [1]. Стремительно растущий и совершенствующийся с каждым днем ассортимент программного обеспечения, идеально совместимого с Интернетом, предоставляет пользователям все более широкие возможности, в том числе и в социокультурной сфере (посещение виртуальных музеев, библиотек, дистанционное обучение, онлайн общение и т.д.).

2. Социальный. Интернет является достаточно открытой средой, подтверждением чему является тот факт, что услугами сети активно пользуются различные как по своим социальным, так и по интеллектуальным характеристикам категории населения (молодежь, домохозяйки, бизнесмены, представители науки, офисные служащие, пенсионеры и т.д.). Подобная ситуация на современном этапе развития общества стала возможной благодаря появлению доступных и удобных в использовании технических устройств и относительно низкой стоимости услуг интернет-провайдеров, что позволяет Интернету охватывать широкие массы пользователей, вовлекая их в процесс интенсивного информационного обмена. Высокие темпы роста числа пользователей, в свою очередь, ведут к значительному расширению спектра социокультурных функций сети Интернет.

Проведя анализ литературы, посвященной изучению социокультурных функций сети Интернет, мы пришли к выводу, что данный вопрос подвергается активному научному осмыслению и освещается с позиций различных гуманитарных наук - педагогики, психологии, философии, социологии, культурологии.

Что касается такого аспекта, как выделение отдельных функций Интернета, то, на наш взгляд, наибольшего внимания заслуживают исследования О.Б. Скородумовой и А.С. Биккуло-ва. В работе «Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России» О.Б. Скородумова выделяет следующие социокультурные функции Интернета: 1) интегрирующая; 2) трансляционная; 3) креативная; 4) регулятивная; 5) коммуникативная [2]. А.С. Биккулов концентрирует свое внимание на таких функциях, как: 1) информативная; 2) воспитания; 3) организации поведения; 4)снятия напряжения (развлекательная, рекреативная); 5) коммуникативная [3]. Как видим, в

содержательном плане мнения авторов во многом схожи, хотя при этом нельзя отрицать и существующие различия.

Остановимся более подробно на некоторых из перечисленных функций.

Интегрирующая. Данная функция чаще всего рассматривается во взаимосвязи с процессом глобализации, который предполагает некую общность, взаимосвязанность и взаимообусловленность экономических, политических и культурных институтов в общемировом масштабе. Интернет, являясь глобальной информационной сетью, содержит в себе значительную часть накопленного человечеством культурного наследия, сохраненного с помощью современных информационных технологий. И каждый пользователь имеет возможность, не выходя из дома, с помощью «глобальной паутины» восполнить свои знания в различных областях, повысить свой культурный уровень, приобщиться к мировой культуре.

Трансляционная (информативная). Созданная изначально с целью хранения, переработки и передачи информации, сеть Интернет, как показало время, многократно оправдала все самые смелые ожидания своих создателей. На сегодняшний день представляется практически невозможным оценить даже приблизительно размеры тех массивов информации, которые содержит в себе сеть. Именно поэтому трансляционная функция, долгое время закрепленная за книгами, печатными изданиями, музеями, телевидением и радио, постепенно все больше находит свое развитие в рамках Интернета. Что особенно характерно, Интернет сумел совместить всех своих предшественников, ведь на просторах сети можно найти электронные библиотеки с оцифрованными литературными произведениями, электронные версии газет и журналов, виртуальные музеи, интернет-телевидение и интернет-радио.

Регулятивная. Относительно данной функции мнения исследователей разделились. С одной стороны, регулятивную функцию рассматривают в контексте влияния сети Интернет в целом на формирование ценностно-

нормативной сферы личности путем информирования и фокусирования внимания пользователей на определенных событиях и проблемах. С другой стороны, эту же функцию рассматривают в более узком смысле, как стремление органов государственной власти страны наладить виртуальный контакт со своими гражданам. Последнее выражается в создании специализированных сайтов органов власти, где посетители могут ознакомиться с разного рода информаци-

ей (новости, нормативно-правовые акты, информация о руководстве, часы работы государственных учреждений), задать интересующие вопросы и даже записаться на прием (например, для подачи документов).

Коммуникативная. Одна из самых востребованных на сегодняшний день функций Интернета связана с межличностным общением в виртуальном пространстве. Необходимо констатировать, что с каждым годом способы взаимодействия в сети становятся все более разнообразными. В числе наиболее популярных сегодня можно назвать социальные сети, электронную почту, скайп, айсикью, форумы, чаты. Множество исследований, посвященных изучению популярности данного феномена, отмечают как его положительные, так и отрицательные аспекты. К числу положительных относят преодоление зависимости общения от местоположения общающихся. Общение в режиме реального времени теперь возможно практически из любой точки земли, где есть доступ к Интернету, причем сообщения передаются практически мгновенно, а затраты при этом гораздо ниже чем, например, при использовании телефонной связи. К отрицательным же аспектам специалисты все чаще относят тревожную тенденцию подмены реального общения виртуальным, постепенную утерю навыков непосредственного общения.

Развлекательная (рекреативная). Интернет нередко называют индустрией всевозможных развлечений, с чем трудно не согласиться. Современная сеть насыщена большим количеством игровых порталов, фото-, аудио- и видеоконтентом, разнообразными тестами, гороскопами и т.д. Вся развлекательная база непрерывно обновляется и совершенствуется, приобретая все более привлекательный и удобный для пользователя интерфейс. Интерактивные возможности Интернета создают благоприятные условия для развития развлекательной функции, однако в конечном счете существует опасность, что все другие функции Интернета могут оказаться в ущербном положении.

Таким образом, рассмотрев основные социокультурные функции Интернета, мы можем сделать вывод о том, что они во многом схожи с теми функциями, которые присущи другим средствам массовой информации (телевидение, радио, периодические печатные издания и т.д.), но вместе с тем обладают спецификой, свойственной только глобальной информационной среде.

2011/14

Литература

1. URL.:http://www.compress.ш/Archive/CP/2001/3/39/.

2. Скородумова О.Б. Социокультурные функции Интернета и особенности их реализации в современной России: дис. ... д-ра филос. наук. - М., 2004. - 435 с.

3. Биккулов А.С. Интернет как средство массовой коммуникации: дис. ... канд. социол. наук. - СПб., 2003. -217 с.

Сведения об авторе Доржиева Аюна Викторовна - аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: ayuna-d@yandex.ru.

Data on authors Dorzhieva Ayuna Victorovna - postgraduate student, department of philosophy, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: ayuna-d@yandex.ru.

УДК 316.334.2:005

Г ансух Батсух

МЕНТАЛИТЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье освещены вопросы взаимообусловленности менталитета руководителя и культуры его управления. Автор, используя ментальные характеристики социума, анализирует различные типологии управленческой деятельности. Показано, что управленческая деятельность детерминирована менталитетом субъектов этого процесса.

Ключевые слова'менталитет, управление, руководитель, традиционность, современность.

Gansukh Batsukh

MENTALITY OF A CHIEF AS A FACTOR OF MANAGERIAL ACTIVITY

The article highlights the issues of interdependence between the chief’s mentality and the culture of his administration. The author, using the mental characteristics of society, analyzes different typologies of managerial activity. It is shown that managerial activity is determined by mentality of subjects of this process.

Keywords: mentality, management, manager, traditionalism, modernity.

Используя понятие «менталитет», можно анализировать стратегии действий индивидов и социальных групп. Та или иная предрасположенность, с точки зрения П.Бурдье, объясняется через понятие «габитус» - как совокупность склонностей поступать, думать, оценивать, чувствовать определенным образом [1]. Данное понятие имеет социально-антропологическое значение. В нашей статье мы используем понятия «габитус» и «менталитет» как синонимы.

Британский исследователь Кристина Шюес отмечает: «Габитус формируется посредством опыта агента в обществе и, в свою очередь, формирует его опыт, следовательно, опыт этого общества» [2], то есть индивид может обладать свободой, может действовать и иметь опыт в окружающей среде, может обращать внимание на вещи или не замечать их и т.п. Однако эта свобода кажущаяся; на самом деле она ограничена габитусом. И индивид не может посредством чисто волевого усилия воспринять что-то по-другому, чем это обусловлено его габитусом, то есть последнее определяет то направление, в котором развивается опыт индивидов. И для того чтобы изменить отношение индивидов к дру-

гим и к миру, они должны знать свой габитус и уметь преобразовывать его [2, с.4-9].

По-видимому, исторически приобретенные характеристики габитуса определяют и такую значимую для общества сферу, как управление. Наш основной тезис состоит в том, что управленческая деятельность детерминирована габитусом субъектов этого процесса. С этой точки зрения управленческая деятельность имеет вполне «человеческие» детерминанты. Это, прежде всего, социокультурный капитал, тип социальной связи, в которую человек включен, история группы, к которой принадлежит индивид, индивидуальная история (биография).

Что касается социокультурного капитала, то он имеет тесную связь с социальным статусом семьи. П.Бурдье на основе богатого эмпирического материала проанализировал процесс воспроизводства элит в современном французском обществе. Оказалось, что этот процесс имеет хотя и негласную, но вполне институциональную основу: представители элит имеют схожий социокультурный опыт, приобретенный в семьях со схожим статусом и в определенных школах и университетах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.