Научная статья на тему 'К вопросу о социальном воспитании сельских школьников в условиях дополнительного художественного образования'

К вопросу о социальном воспитании сельских школьников в условиях дополнительного художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕЛЬСКИЙ СОЦИУМ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВАРИАТИВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МОДЕЛИ / SOCIAL UPBRINGING / RURAL COMMUNITY / ADDITIONAL ARTISTIC EDUCATION / DIFFERENT VARIABLE SOCIOCULTURAL PATTERNS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голошумова Г. С., Кузнецова В. В., Ежов С. Г., Ефимова П. С.

В статье рассматривается проблема социального воспитания подрастающего поколения в условиях сельского социума. Обосновывается значимость дополнительного художественного образования, возможность актуализации его социокультурного потенциала на селе на основе возрождения духовных истоков и национально-культурных российских ценностей. Раскрывается специфика социального воспитания сельских школьников с учётом активного воздействия на личность, как традиционных ценностей крестьянской культуры, так и современных средств массовой коммуникации. Представлена структура и содержание вариативных воспитательных социокультурных моделей и технологический механизм их реализации в рамках дополнительного художественного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOCIAL UPBRINGING OF RURAL SCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF ARTISTIC EDUCATION

In the paper the authors study a problem of social upbringing of youth generation in conditions of a rural community. The importance of additional artistic education is substantiated as well as the possibility of actualization of its sociocultural potential in the country on the basis of revival of spiritual background and the Russian national and cultural values. The specific character of social upbringing of rural schoolchildren (traditional values of peasants' culture and modern means of communication) due to active influence on a personality is revealed. The structure and contents of different variable educational social and cultural patterns as well as the technical mechanism of their realization within the framework of the additional artistic education is submitted for consideration. The authors' paper contributes to substantiation of proving the importance of more extensive teaching Russian rural schoolchildren to ethnic culture.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социальном воспитании сельских школьников в условиях дополнительного художественного образования»

Библиографический список

1. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. Москва, 2002.

2. Новейший философский словарь. Составитель А.А. Грицанов. Минск, 2003.

3. Сорокоумова С.Н., Волков И.В. Психологическая подготовка студентов - будущих менеджеров в двухуровневой системе высшего образования. Инициативы XXI века. 2012; 1.

4. Голошумов А.Ю., Федорова Т.Ю., Балак А.М. Активизация герменевтического потенциала инфокоммуникационных ресурсов в профессиональной подготовке будущих юристов. Управленец. 2013; 4.

5. Закирова А.Ф. Педагогическая герменевтика. М., 2006.

6. Ежов С.Г., Неболюбова И.В. Реализация герменевтического подхода к процессу формирования коммуникативно-правовой компетентности личности. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6.

References

1. Krysin L.P. Tolkovyj slovar'inoyazychnyh slov. Moskva, 2002.

2. Novejshij filosofskij slovar'. Sostavitel' A.A. Gricanov. Minsk, 2003.

3. Sorokoumova S.N., Volkov I.V. Psihologicheskaya podgotovka studentov - buduschih menedzherov v dvuhurovnevoj sisteme vyss-hego obrazovaniya. Iniciativy XXI veka. 2012; 1.

4. Goloshumov A.Yu., Fedorova T.Yu., Balak A.M. Aktivizaciya germenevticheskogo potenciala infokommunikacionnyh resursov v pro-fessional'noj podgotovke buduschih yuristov. Upravlenec. 2013; 4.

5. Zakirova A.F. Pedagogicheskaya germenevtika. M., 2006.

6. Ezhov S.G., Nebolyubova I.V. Realizaciya germenevticheskogo podhoda k processu formirovaniya kommunikativno-pravovoj kompetentnosti lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6.

Статья поступила в редакцию 25.01.15

УДК 37.013.43

Goloshumova G.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Assisting Director of Scientific Work, Ural State Economic University, professor, Department of Artistic Education, Academy of Educational Development and Professional Retraining of Education Workers (Moscow, Russia), E-mail: g-gs@mail.ru

Kuznetsova V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Artistic Education, Academy of Educational Development and Professional Retraining of Education Workers (Moscow, Russia), E-mail: kuznecv@inbox.ru Yezhov S.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Sports Games, Institute of Physical Education of Sports and Youth Policy, Ural Federal University n.a. B.N. Yeltsin, First President of Russia (Yekaterinburg, Russia), E-mail: sergey-ejov@mail.ru

Yefimova P.S., specialist in personnel management, Nizhny Tagil Federation of Basketball (Nizhny Tagil, Russia), E-mail: pserabota@mail.ru

ON SOCIAL UPBRINGING OF RURAL SCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF ARTISTIC EDUCATION. In the paper the authors study a problem of social upbringing of youth generation in conditions of a rural community. The importance of additional artistic education is substantiated as well as the possibility of actualization of its sociocultural potential in the country on the basis of revival of spiritual background and the Russian national and cultural values. The specific character of social upbringing of rural schoolchildren (traditional values of peasants' culture and modern means of communication) due to active influence on a personality is revealed. The structure and contents of different variable educational social and cultural patterns as well as the technical mechanism of their realization within the framework of the additional artistic education is submitted for consideration. The authors' paper contributes to substantiation of proving the importance of more extensive teaching Russian rural schoolchildren to ethnic culture.

Key words: social upbringing, rural community, additional artistic education, different variable sociocultural patterns.

Г.С. Голошумова, д-р пед. наук, зам. директора по научной работе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет», профессор кафедры художественного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва, E-mail: g-gs@mail.ru

B.В. Кузнецова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. художественного образования ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва, E-mail: kuznecv@inbox.ru,

C.Г. Ежов, канд. пед. наук, доц. каф. игровых видов спорта института физической культуры спорта и молодежной политики ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина»,

г. Екатеринбург; E-mail: sergey-ejov@mail.ru

П.С. Ефимова, специалист по управлению персоналом Нижнетагильской федерации баскетбола, г. Нижний Тагил, E-mail: pserabota@mail.ru

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается проблема социального воспитания подрастающего поколения в условиях сельского социума. Обосновывается значимость дополнительного художественного образования, возможность актуализации его социокультурного потенциала на селе на основе возрождения духовных истоков и национально-культурных российских ценностей. Раскрывается специфика социального воспитания сельских школьников с учётом активного воздействия на личность, как традиционных ценностей крестьянской культуры, так и современных средств массовой коммуникации. Представлена структура и содержание вариативных воспитательных социокультурных моделей и технологический механизм их реализации в рамках дополнительного художественного образования

Ключевые слова: социальное воспитание, сельский социум, дополнительное художественное образование, вариативные воспитательные социокультурные модели.

Каждая эпоха выдвигает и утверждает определённую систему социальных ценностей. Традиционные черты российской ментальности аккумулировались, прежде всего, в сельском образе жизни. Именно на селе родилась и развивалась уникальная духовная культура России. В условиях глобальной трансформации сельского образа жизни, активного проникновения на село средств массовой коммуникации необходимо сохранить выстраданные на протяжении многих веков традиционные российские ценности: ценности неустанного труда, земли, прочности семьи, рода, домашнего очага, мирного сосуществования и др. Важнейшим фактором, влияющим на социальное становление личности сельского школьника, является воспитательная система. Но сегодня именно сельский социум оказался в той ситуации, когда привычных жизненных ориентиров и социальных опор уже нет, а новые воспитательные проекты и программы еще только нарабатываются. Указанное, наряду с другими факторами, актуализирует обращение к проблеме социального воспитания сельских школьников и рассмотрения возможности её решения в условиях дополнительного художественного образования.

Сельский социум России - это базовый компонент целостной воспитательной системы страны, важная составляющая единого образовательного пространства России, которое в настоящее время на две трети состоит из сельских школ, где обучается одна треть учащихся страны. От уровня социальной воспитанности современного сельского школьника во многом будет зависеть укоренение развивающейся личности в пространстве национальной культуры, формирование способности сельского жителя перспективно мыслить и действовать в интересах России, с гордостью носить имя россиянина, отстаивая свою честь и достоинство как представителя российского народа.

Для возрождения российской «глубинки» следует обратиться к её духовным истокам: национально-культурным ценностям региона, народным обрядам, промыслам, ремёслам, произведениям фольклора, традициям семейного и общественного уклада жизни - тем аспектам, на которые необходимо обратить внимание в рамках организации дополнительного художественного образования на селе.

В данном контексте необходимо подчеркнуть, что сегодня нельзя считать сельскую школу единственным и определяющим фактором создания социального воспитательного пространства на селе. Действенными факторами наряду со школой выступают дома культуры, национально-культурные центры, религиозные организации, общественные объединения, движения (взрослые, детско-молодежные), культурно-исторические центры (музеи, заповедники), научные и производственные структуры, местные, региональные и федеральные средства массовой информации, Интернет и др. [1]. Именно воспитательное пространство сельского социума, создаваемое на основе целенаправленного взаимодействия многообразных факторов, способно стать подлинной социальной средой дополнительного художественного образования.

Кроме того, необходимо подчеркнуть, что процесс социального воспитания сельских школьников имеет свою специфику [2]. Она определяется социокультурными условиями жизни на селе, формирующими субкультуру подрастающего поколения. Культура сельского социума, являясь традиционной в своих основаниях, сегодня вступила на качественно новый уровень своего развития. Современная художественная культура села - это синтез и противостояние двух способов бытия: традиционного и современного. В связи с чем становление субкультуры сельского школьника осуществляется в рамках не только наследственной информации - ценностей традиционной крестьянской культуры, но и мощного воздействия современных средств искусства, средств массовой информации и коммуникации со значительным преобладанием визуальных образов теле-, видео- и компьютерного экрана.

Таким образом, несмотря на богатые историко-культурные предпосылки возникновения каждого сельского населенного пункта, возможности и природные ресурсы для развития художественных центров, в настоящее время можно констатировать утрату в регионах национально-культурных традиций. Социокультурная позиция сельского школьника формируется в условиях «информационного бума», под мощным влиянием массовой культуры и искусства, чаще всего ориентирующих на низкопробные образцы жизни и поведения. В этих условиях происходит

отчуждение подрастающего поколения от духовных и социокультурных корней своей малой родины. Сельские школьники недостаточно владеют ценностным содержанием своей этнической культуры, не осознают значимость ее художественных ресурсов, возможности использования их в развитии и возрождении окружающего социума. Ценности национальной культуры не становятся личностно значимыми, у детей формируются установки, «диктуемые» массовой культурой. Сельские школьники все чаще ориентируются на псевдокультурные ценности, покидают село, разрывая межпоколенную связь с национальной культурой.

Разработке вопросов, связанных с организацией воспитательного процесса в условиях сельского социума, посвящено немало исследований. С начала 90-х гг. прошлого века отмечается повышенное внимание ученых к проблемам сельского социума: развитию его инфраструктуры (В.М. Козлинский, О.В. Скремета, И.Т. Шаяхметов), модернизации образования (В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, И.М. Синагатуллин). Специфике социально-экономического и культурного развития села в структуре региональных образований посвящены исследования Ю.М. Аванесова, А.И. Алексеева, Т.Р. Антоновой, А.Г. Ивановой, А.Л. Маршака, В.Н. Селюковой. Аспекты воспитания сельских школьников на материале различных видов искусства раскрыты в работах Ж.Ж. Бейсенбекова, Л.В. Лахмустовой, А.М. Нег-матовой, С.Н. Новикова, Ю.Ф. Яковенко. Культурологические технологии обучения и воспитания жителей сельского социума в различных структурах сельской социальной среды представлены в работах З.Н. Стельмащук, В.М. Черникова, Ю.Ф. Яковенко. К использованию идей народной педагогики в формировании отдельных качеств личности сельских школьников обращены исследования М.И. Алдошиной, К.Х. Гизатуллиной, Л.А. Черных, И.Г. Швецовой. Воспитание подрастающего поколения в условиях сельского социума на основе культурных традиций разных народов раскрыто в работах П.В. Макарова, А.С. Метелягина. Формированию культуры межнационального общения на селе посвящены работы К.И. Султанбаевой, Е.П. Чехордуной и др. [3].

Однако, несмотря на интенсивность изучения обозначенных вопросов, сегодня недостаточно исследований, раскрывающих сущностные основания процесса социального воспитания сельских школьников на основе интеграции традиционных и современных его компонентов, его структуры, содержания, условий, принципов организации данного процесса с учетом особенностей развития субкультуры современного подрастающего поколения. Анализ опыта работы на селе свидетельствует о том, что изучение художественных традиций своего края скорее носит иллюстративно-эпизодический, а не систематический и целенаправленный характер и проявляется обычно как результат индивидуальных интересов и интуиции педагога, а не каких-либо научно обоснованных социально-педагогических подходов.

Использование традиционных и современных видов искусства в социальном воспитании сельских школьников позволит в зависимости от доминирующего на каждом возрастном этапе вида художественной деятельности бережно погрузить ребенка в систему ценностных ориентаций, создать реальную основу для вхождения учащихся в социальное пространство как самоценное явление, определяющее ценностно-смысловые установки школьников в современном обществе. Данные позиции целесообразно представить в рамках проектирования вариативных социокультурных воспитательных моделей: идентификационной, герменевтической и социально-ориентированной.

Идентификационная модель позволяет создать у учащихся младшего школьного возраста художественно-образную картину своего социума. Приоритетным на этом этапе является чувственно-эмоциональное проживание сельскими школьниками красоты родной земли, погружение в мир художественной культуры своего края, знакомство через обряды, традиции, народные промыслы с опытом прошлого и настоящего своего народа. В рамках этой модели осуществляется аудиовизуальная деятельность детей, в процессе которой учащимся предоставляется возможность передать свои ощущения и восприятие себя как жителя многонационального и трудового сельского социума. В качестве художественно-творческих заданий, отражающих накопленный социокультурный опыт, чувство гордости и сопричастности к ценностям своего края, для детей младшего школьного возраста предлагаются создание фотофильма или слайдфильма, анима-

ционного сюжета, проектирование минисценария, подбор музыки к изображению, визуального ряда к музыкальному фрагменту, игровая имитация телепередач и т. п.

В средних классах реализуется герменевтическая модель. В соответствии с возрастными особенностями подростков осуществляется процесс интерпретации и постижения социокультурных ценностей, в ходе которого формируется отношение к познанию как к духовно-нравственной потребности, происходит становление ценностной позиции личности, направленной на определение смысла и содержания накопленного художественного опыта в историко-культурном пространстве развития своего народа. Структурными компонентами нравственной позиции подростка являются: обычаи, традиции, нравственные нормы, нравственные и ценности и нравственные идеалы [4].

Социально-ориентированная модель, предназначенная для старшеклассников, направлена на раскрытие возможностей самореализации и самосозидания человека, возможности профессионального определения подрастающим поколением своего места и предназначения в социокультурном и социально-экономическом пространстве сельского социума. Она содействует становлению личности, способной к признанию национально-культурной идентичности при сохранении своей национальной культуры и индивидуальности, но понимающей многомерность мира и признающей и организующей партнерство представителей различных культур. Модель предполагает выполнение ряда художественно-творческих заданий: «Медиареклама», «Новости недели», «Репортаж с места событий», «Пресс-конференция», которые позволяют старшеклассникам многоаспектно представить художественный потенциал своего села, показать пути и средства его социокультурного возрождения.

Технологическим механизмом реализации данных моделей выступают взаимосвязь и взаимообусловленность следующих этапов:

1) погружение в ценности художественного пространства в процессе анализа произведений традиционного и современного

Библиографический список

искусства, индивидуально-личностное проживание, осмысление и освоение сельскими школьниками универсальных общекультурных смыслов художественных текстов;

2) специализация каждого школьника в различных видах традиционной художественной деятельности села, народных промыслах, фольклорных ансамблях, кружках народного творчества, сельских традициях и обрядах, исходя из художественных особенностей развития каждого сельского населенного пункта, его природных ресурсов, наличия мастеров, педагогов-специалистов, уровня взаимодействия художественных и национально-культурных центров с воспитательным процессом на селе;

3) творческая аудиовизуальная деятельность сельских школьников, позволяющая с помощью современных медиа-средств представить индивидуальные проекты как результат своей художественной деятельности, отражающие ценности сельского образа жизни, значимость труда, информирующие о народных мастерах, красоте окружающей природы, возможностях межкультурной коммуникации в условиях сельской местности. На данном этапе сельский школьник выступает то в качестве сценариста, режиссера, постановщика, журналиста, телеведущего, актера, дизайнера, то в качестве критика, менеджера, продюсера, проектируя и формируя свою ценностно-смысловую позицию. Происходит открытие сельским школьником себя и других, ценностное осознание возможностей жизни на селе.

Вышеизложенные позиции позволяют нам рассматривать социальное воспитание сельских школьников в условиях дополнительного художественного образования как деятельность всех субъектов социокультурного пространства на селе, направленную на формирование индивидуальных ценностно-смысловых установок личности, включающих мотивационный, когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты, обеспечивающие подрастающему поколению ориентацию и полноценное функционирование в социокультурном пространстве сельского социума.

1. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика. Минск, 2000.

2. Ежов С.Г., Голошумова Г.С. Факторы формирования социальной компетентности подростков. Педагогическое образование в России. 2011; 6.

3. Голошумова Г.С. Этнохудожественное воспитание учащихся в условиях сельского социума. Екатеринбург, 2007.

4. Сорокоумова С.Н., Кашкарова Е.Г. Формирование нравственной позиции современных подростков. Приволжский научный журнал. 2010; 1.

References

1. Gur'yanova M.P. Sel'skaya shkola i social'naya pedagogika. Minsk, 2000.

2. Ezhov S.G., Goloshumova G.S. Faktory formirovaniya social'noj kompetentnosti podrostkov. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011; 6.

3. Goloshumova G.S. 'Etnohudozhestvennoe vospitanie uchaschihsya v usloviyah sel'skogo sociuma. Ekaterinburg, 2007.

4. Sorokoumova S.N., Kashkarova E.G. Formirovanie nravstvennoj pozicii sovremennyh podrostkov. Privolzhskijnauchnyjzhurnal. 2010; 1.

Статья поступила в редакцию 25.01.15

УДК 378

Sultanova K.G., Psychologist-Pedagogue, postgraduate, Department of Theory and Methods of Continuous Education, St. Petersburg Military Institute of Internal Forces, Ministry of Home Affairs of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: sultanovakgspb@yandex.ru

IMPROVING THE QUALITY OF STUDIES OF ADJUNCT STUDENTS IN SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPECIALTIES IN MILITARY ACADEMIES OF INTERIOR MINISTRY TROOPS OF RUSSIA. The objective of the paper is to analyze the quality of adjuncts who study for scientific and educational specialties in the sphere of their training in military universities of Russian Ministry of Home Affairs. The researcher single out and give description to typical pedagogical functions of an officer. The functions of officers are defined with reference to the author's personal experience and her pedagogical knowledge. The publication focuses on significant justification that discipline competitions held in military higher education schools are an effective form of implementation of educational projects. The author generalizes the experience of pedagogical competitions among adjuncts in a military institution. The author proves her point of view that such contests on pedagogy open new possibilities of interdisciplinary interaction that contributes to the quality of pedagogical training of adjuncts.

Key words: improving quality of studies of adjuncts, competition on pedagogy, project making.

К.Г. Султанова, педагог-психолог, соискатель кафедры теории и методики непрерывного образования Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, г. Санкт-Петербург, E-mail: sultanovakgspb@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.