Научная статья на тему 'К вопросу о социально-культурном партнерстве в сфере дополнительного образования'

К вопросу о социально-культурном партнерстве в сфере дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
245
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬ-НО-КУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПАРТНЕРСТВА УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ ПАРТНЕРСТВА / SUPPLEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION / SOCIAL AND CULTURAL PARTNERSHIP / SOCIAL AND CULTURALOGICAL COMPONENTS AND FUNCTIONS OF SOCIAL AND CULTURAL PARTNERSHIP OF THE SUPPLEMENTARY VOCATIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS / RESEARCH FUNCTION OF PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халитова С. А.

В данной статье рассматриваются аспекты социально-культурного парт-нерства в сфере дополнительного образования, выделены социальная и культурологическая составляющие социально-культурного партнерства учреждения дополнительного профессионального образования, описаны его структура и функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Халитова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT SOCIAL AND CULTURAL PARTNERSHIP IN THE SUPPLEMENTARY EDUCATION SPHERE

In this article the aspects of social and cultural partnership in the supplementary education sphere are considered, the social and cultural components of social and cultural partnership of supplementary vocational education establishments are pointed out; its structure and functions are described.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социально-культурном партнерстве в сфере дополнительного образования»

ция. Для нашего исследования это выступает аксиомой и ос- ры обучающихся. новой построения системы развития информационной культу-

Статья поступила в редакцию 12. 08. 09 УДК 378.046.4

С.А. Халитова, соискатель ЧелИРПО, г. Челябинск, E-mail: kp1967@mail.ru

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

B данной статье рассматриваются аспекты социально-культурного парт-нерства в сфере дополнительного образования, выделены социальная и культурологическая составляющие социально-культурного партнерства учреждения дополнительного профессионального образования, описаны его структура и функции.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, социаль-но-культурное партнерство, социальная и культурологическая составляющие и функции социально-культурного партнерства учреждения дополнительного профессионального образования, исследовательская функция партнерства.

Динамичные изменения в социокультурной ситуации современного общества характеризуются стремительным научно-техническим прогрессом, переходом от ин-дустрииального к постиндустриальному, информационному обществу, обуславливают смену приоритетов и ценностей не только в сфере экономики и политики, но и в систе-ме образования.

Аспекты социально-культурного партнерства, привлекающие внимание философов, социологов, экономистов, политологов, обуславливают действие социокультурных факторов государственно-общественного управления как эффективного механизма формирования инфраструктуры гражданского общества, интеграции образовательной и социокультурной среды.

Предпринимаемые в последние годы подходы к совершенствованию отечест-венного образования сформулированы в нормативно-правовых документах федераль-ного и регионального уровней, рассматривающих формирование условий для осущест-вления эффективного социально-культурного партнерства в сфере дополнительного образования.

Теоретический анализ системообразующих подходов к понятию «социально-культурное партнерство» включает основные положения теории социального партнер-ства в России как механизма формирования и реализации эффективной социальной политики, которая изучена такими исследователями, как М.Х. Балкизов, Л.А. Гордон, В.Е. Гимпельсон, В.Н. Киселев, Э.В. Клопов, В.В. Комаровский, В.И. Митрохин, В.А. Михеев; идеи педагогики среды, рассмотренные учеными

Н.Н. Иорданским, В. Д. Семеновым, С.Т. Шацким; идеи социального партнерства, изученные учеными А. В. Корсуновым,

О.Н. Олейниковой, И.П. Смирновым, Ф.Ф. Харисовым.

Термин «социальное партнерство» исследователями различных наук трактуется по-разному: 1) в философском аспекте как система отношений различных социальных субъектов, которая ориентирована на достижение общенациональных интересов при учете групповых и корпоративных интересов;

2) в экономико-правовом аспекте - как система мер, направленных на сотрудничество работников, работодателей и государства в сфере социально-трудовых отношений; 3) в историческом аспекте - как система взаимоотношений между названными субъектами, пришедшая на смену теории класссо-вой борьбы.

Проведенный теоретический анализ проблемы развития социального партнерст-ва в современной России показал, что, несмотря на различные подходы к определению термина «социальное партнерство», его методологической основой, на наш взгляд, яв-ляется признание ценности человека, личности, гражданина. Партнерское сознание и поведение подразумевает понимание реальной ситуации, готовность к компромиссу.

Вышесказанное позволяет нам рассмотреть социальную и культурологическую составляющие социально-культурного партнерства. Понятие «социальность» ряд авторов

(В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, Б.Т. Лисовский, Р.А. Литвак, В.А. Никитин и др.) рассматривают как интегрированный результат социализации, то есть как спо-

собность человека взаимодействовать с социальным миром и другими людь-ми. Социальность выражает взаимосвязь личного и коллективного, общественного и индивидуального.

Исследования сущности культурологической составляющей социально-культур-ного партнерства в сфере образования нацеливают на то, что такое взаимодействие должно отражать культуру и в содержании, и в методах его организации, поскольку сфера образования является универсальной формой деятельности по воспроизводству всех форм культуры и структуры общества. В связи со сменой образовательной пара-дигмы, когда в центре внимания становится человек, его культура, профессионализм, знания и умения должны превращаться из самоцели обучения в средство его профессионального развития и самосовершенствования как активного субъекта образователь-ной и общественной деятельности. Это приводит нас к осознанию того факта, что на современном этапе значимой становится задача формирования социально-культурного партнерства в сфере дополнительного профессионального образования.

Дополнительное образование (дополнительное профессиональное образование как его подсистема) является наиболее важным звеном реализации принципа непрерыв-ности в общекультурном и профессиональном развитии человека. Дополнительное обра-зование в соответствии с современными мировыми тенденциями, рассматривается не только как экономический, но и как социокультурный фактор развития человеческих ресурсов [1].

По-нашему мнению, социально-культурное партнерство в сфере дополнитель-ного профессионального образования -это система взаимовыгодных, культуросозида-ющих общественных отношений учреждения дополнительного профессионального образования с различными социокультурными субъектами, способствующих решению образовательных задач (в том числе по созданию условий для саморазвития человека через процессы самосовершенствования, самовоспитания, самореализации и самоактуализации); основанных на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников этих отношений.

Функциями социально-культурного партнерства выступают, по мнению Е.Н. Абузяровой, информационная, коммуникативная, нормативно-правовая, исследо-вательская, посредническая, интеграционная, креативная [2]. По-нашему мнению, рас-сматривая социально-культурное партнерство в сфере дополнительного образования, необходимо выделить еще и такие функции партнерства, как образовательную (помочь обучающемуся стать объектом культуры, научить его жизнетворчеству); человеко-об-разующую (сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности); культуросозидающую (реализация механизма культурной идентификации); социализации (развитие способности взаимодействовать с обществом и другими людьми); содержательную (развитие потребностей личности на уровне ее когнитивного, деятельностно-творческого, личностного и аксиологического компонентов).

Социально-культурное партнерство может быть представлено как одно из условий общественно-государственного управления учреждением дополнительного образования, способствующих преобразованию трех основных средств системы управления: кадров (средство, развитие которого направлено на инициацию активности профессионально-педагогических изменений); финансов (средство, изменение которого направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков); информации (средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных представлений об образовании и результатах образовательной деятельности).

В структуре социально-культурного партнерства можно выделить три подструк-туры субъектов взаимодействия:

1) государственный сектор (территориальные органы управления, образователь-ные учреждения различного уровня и типа, производственные структуры, учреждения культуры, здравоохранения, правоохранительные учреждения);

2) некоммерческие организации (общественные фонды и организации, ассоциа-ции, советы);

3) бизнес-структуры (общества различного типа собственности, коммерческие фирмы) [2].

Партнерские отношения в дополнительном профессиональном образовании рас-сматриваются нами в качестве меж-субъектных взаимодействий, эффективность кото-рых характеризуется совместными гуманистическими ценностными устремлениями всех его участников, определением философских позиций относительно безусловного блага для развития участников отношений, расширением возможностей реализации образовательных идей.

По-нашему мнению, в структуре социально-культурного партнерства учрежде-ния дополнительного профессионального образования необходимо выделить уровни межсубъектного взаимодействия:

- уровень системы образования в целом (этот уровень предполагает социально-культурное взаимодействие с подсистемами основного школьного, дошкольного, профессионального, дополнительного образования, образовательными системами других регионов РФ, стран);

- уровень образовательного учреждения (предполагает социально-культурное партнерство с субъектами взаимодействия конкретного образовательного учреждения);

- уровень личностный (предполагает социально-культурное партнерство на ос-нове субъект-субъектных, межличностных отношений, например, в системах «педагог-ученик», «педагог-педагог», «педагог-родитель»).

На наш взгляд, в зависимости от уровня межсубъектного взаимодействия будут реализовываться и различные функции социально-культурного партнерства. К примеру, уровень системы образования предполагает реализацию таких функций, как информационная, нормативно-правовая, исследовательская, посредническая, интеграционная; уровень образовательного учреждения - таких функций, как информационная, исследовательская, посредническая, креативная, образовательная, человекообразующая, культуросозидающая, социализации, содержательная; уровень личностный - таких функций, как коммуникативная, посредническая, креативная, образовательная, человекообразующая, культуросозидающая, социализации, содержательная.

В частности, функции социально-культурного партнерства Челябинского института развития профессионального образования реализуются в совместной деятельности с учреждениями профессионального образования. Реализация информационной и исследовательской функций социальнокультурного партнерства института происходит на принципах заинтересованности взаимодействующих сторон в поиске оптимальных путей развития системы профессионального образования, объединения усилий и возможностей каждой из сторон в исследовательской, инновационной и экспериментальной работе, конструктивного сотрудничества между партнерами в области образования, стремления к поиску реалистичных решений, взаимосогласованного контроля и учета

интересов партнеров. Социокультурное партнерство института с учреждениями профессионального образования невозможно без изучения взаимосвязи социокультуры и учащихся, на которых направлен учебный и воспитательный процессы. Выявлению социокультурных аспектов, оказывающих влияние на потребности, нормы, способности, ценностные установки, мотивы учащихся, способствует проведение социологических исследований.

Примером реализации исследовательской и информационной функций в рамках такого партнерства служит проведение лабораторией психолого-педагогических проб-лем и социологических исследований Челябинского института развития профессио-нального образования в 2009 году исследования по теме: «Социальный портрет учаще-гося учреждения профессионального образования Челябинской области», результаты которого должны способствовать совершенствованию образовательного процесса с учетом социокультурных аспектов формирования личности учащегося.

Социокультурные аспекты формирования личности представляются сложными и актуальными для современного российского общества. Их понимание открывает путь к разработке концептуальных теоретических положений, а значит, и к совершенст-вованию практики организации учебного и воспитательного процесса в учреждении профессионального образования (УПО). Именно с этой целью и был проведен социологический опрос учащихся из 16-ти учреждений начального профессионального образования Челябинской области. Репрезентативность социологического опроса достигнута широкой «географией» и количеством респондентов. «География» исследования охватывает УПО, находящиеся в гг. Челябинск, Златоуст, Миасс, Копейск, Коркино, Касли, Карабаш, Кыштым, сс. Уйское, Аргаяш. Для опроса были разработаны анкеты с диапазоном вопросов учебновоспитательного, педагогического и социального характера. Метод анкетного опроса в данном случае является достаточно эффективным благодаря тому, что источником первичной информации является непосредственный участник исследуемых процессов и явлений. Анонимный (без указания данных о лице, заполнив-шем анкету) опрос является способом получения достоверной информации [3].

Социальный портрет учащегося составлен на основе наиболее значимых харак-теристик его образования и жизнедеятельности в целом. При этом выделены основные направления: жизненные планы, отношение к обучению, получению образования; фор-мы проведения свободного времени и досуга; оценка эффективности воспитательной и внеклассной работы; отношение к труду; возможности трудоустройства; ин-формиро-ванность о положении на рынке труда региона; отношение к службе в вооруженных силах по призыву.

В социологическом опросе принимали участие 500 учащихся профессиональных училищ и лицеев, среди них 55,6 % составляют юноши, 44,4 % - девушки. По возрасту респонденты распределились следующим образом: 15 лет - 4,3 %, 16 лет - 22,1 %, 17 лет - 33,1 %, 18 лет - 21,9 %, старше 18 лет -18,6 %.

Социальный состав учащихся учреждений профессионального образования зер-кально отражает социальный статус их родителей, что в наибольшей степени характер-но для системы начального профессионального образования. Исторически это всегда определяло такую характеристику образования, как сословность - наследование деть-ми социального, в том числе образовательного, статуса родителей. Тенденция ориентации учащихся УПО на образовательный уровень своих родителей зафиксирована в 1991 году исследованиями В.С. Собкина и П.С. Писарского [4]. Данную тенденцию подтверждают результаты и наших исследований: социальный состав родителей уча-щихся на две трети представлен категорией рабочих (59,6 %), фермеров (15,5 %). Сре-ди родителей совсем немного служащих (7,1 %), инженеров (3,7 %) и практически нет руководителей (2,1 %). Зато довольно высокий удельный вес безработных - 12 %.

Дополнительным показателем сословности является невысокий уровень образо-вания родителей учащихся УПО. У подавляющего большинства из них начальное профессиональное образование - 48 %, среднее профессиональное - 29,5 %, высшее обра-зование только у 12 % родителей, основное общее среднее образование - 10,5 %.

Результаты описания социального статуса учащегося должны помочь учрежде-нию дополнительного профессионального образования (ДПО) сопровождать совмест-ную научно-методическую деятельность с педагогическими коллективами профес-сиональных училищ и лицеев по выявлению и развитию потребностей учащихся к дальнейшему обучению, получению образования, самообразованию, то есть сопровождать процесс приобщения к культуре, и реализовывать соответствующие функции социально-культурного партнерства.

Социальный статус учащихся учреждений начального профессионального образования обуславливает характер их мнений о предстоящей профессиональной деятельности:

26,8 % респондентов считают, что «хороша любая работа, если она хорошо оплачивается», 23,2 % от опрошенных высказали мнение, что «хороша та работа, которая даст возможность реализовать личные интересы и планы», 18 % респондентов считают, что «суть работы важна, но нельзя забывать и о заработке» и 18 % респондентов отметили, что «хороша та работа, где я могу принести больше пользы».

Устойчивость материальных мотивов в трудовой ориентации молодежи, зафик-сированная в нашем социологическом исследовании, наблюдалась и учеными Института молодежи и ранее. По их оценкам (1998 г.), удельный вес такого мотива возрос в структуре трудовой ориентации на 58 % [5].

Таким образом, экономический фактор остается наиболее значимой причиной выбора учащимися профессиональных училищ и лицеев своей профессии, что обусло-вливается не только «рыночными условиями». Это общечеловеческий мотив, форми-руемый естественным стремлением обеспечить достаток и благополучие себе и своей семье. Беспокойство может вызвать только тенденция его роста, вытесняющего другие мотивы профессиональной карьеры: престижность профессии, ее общественную полез-ность и востребованность на рынке труда. Может быть именно ранговое первенство данного мотива вместе с осложнившейся обстановкой на региональном рынке труда, вызванной последствиями экономического кризиса и ростом безработицы, и вызвали чувство беспокойства и страх быть безработным у 72,7 % респондентов. Но, при этом 26,4 % от опрошенных учащихся считают, что «у них, скорее, хорошие возможности личного трудоустройства» и 57,8 % респондентов считают, что «некоторые возмож-ности имеются».

Выявление мотивов труда является одним из важнейших социокультурных ас-пектов проведенного исследования. Полученные результаты должны способствовать реализации информационной и посреднической функции социальнокультурного парт-нерства образовательного учреждения при организации производственной практики учащихся на предприятии, а также при взаимодействии образовательного учреждения с социальными партнерами во время трудоустройства выпускников. Эти сведения будут способствовать также корректировке воспитательного процесса в УПО в части профориентационной работы. Таким образом, будут реализовываться образовательная, содержательная функции и функция социализации социально-культурного партнерства.

Важна и собственная удовлетворенность учащихся избранной профессией. На-ши исследования показали, что для учащихся УПО выбор профессии складывается бо-лее удачно, чем для обучающихся в учреждениях других уровней образования. «Вполне довольны» избранной профессией-54,4 % респондентов, «скорее довольны, чем не довольны»-43,5 % респондентов, «совершенно недовольны» только 2,1 %.

С этой точки зрения можно отметить и некоторые положительные тенденции, например, обнадеживающий характер жизненных планов молодежи. Учащиеся в пода-вляяющем большинстве с надеждой и оптимизмом смотрят в будущее

(63,6 %), некото-рые «спокойно, хотя особых перемен для себя не ждут» - 27,9 %. Но 6,9 % молодежи все же «смотрят в будущее с тревогой и неуверенностью» и 1,6 %-«скорее со страхом и отчаянием».

Для подготовки социального портрета учащегося необходимо также изучить мнение учащихся об образовании как о ценности. 71,6 % опрошенных молодых людей считают, что сегодня каждый человек должен иметь профессиональное образование, так как это важный фактор решения жизненных проблем, 23,2 % респондентов считают, что современное образование - скорее формальность, но его необходимо получить и только 5,2 % респондентов высказали мнение, что для того, чтобы добиться успеха в жизни, образование практически не очень важно.

В настоящее время в обществе вновь приходит понимание непрерывности обу-чения и воспитания как общей цели образовательного процесса. Вопросы воспитания в целом требуют новой, более активной трактовки в образовательной политике. Так, на вопрос о том, проводится ли в образовательном учреждении воспитательная работа, только 57,1 % респондентов ответили утвердительно, 34,6 % учащихся, участвующих в опросе выбрали ответ «изредка», и 8,2 % респондентов считают, что такая работа не проводится. Необходимо отметить, что принцип воспитания в системе образования представлен на законодательном уровне, а, следовательно, требует реализации наравне с другими принципами (доступность образования, непрерывность и т.д.). Причем, в Законе РФ «Об образовании» он представлен с охватом таких направлений, как воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье и т.д. Однако такая трактовка принципа вос-питания реализуется по перечисленным направлениям не в полной мере. По мнению только половины респондентов (54,3 %) в образовательном учреждении хорошо поставлена воспитательная работа, посредственно - по мнению

36.2 %, а 9,5 % респондентов считают, что такая работа в УПО вообще не ведется.

Необходимо отметить, что часть учреждений профессионального образования стремятся восполнить воспитательную функцию учреждения через организацию досуга молодежи, предполагающую активное социально-культурное партнерство как на уровне образовательного учреждения, так и на личностном уровне. Так, по мнению 52,8 % молодых людей, участвовавших в опросе, в образовательном учреждении проводится достаточно дополнительных внеклассных занятий,

34.8 % респондентов считают, что внеклассные занятия проводятся, но их мало и только 12,3 % от участвовавших в опросе учащихся УПО считают, что в их учебных заведения таких занятий нет. Это подтверждает сведения о возрождении на базе учреждений профессионального образования системы клубов, молодежного туризма, сферы профессионального и любительского творчества. Особенно это важно для молодежи, проживающей в сельской местности и небольших городах, где приобщение к ценностям культуры резко ограничено.

По данным В.С. Собкина, П.С. Писарского, среди наиболее распространенных форм проведения свободного времени учащиеся в 1991 году называли общение с дру-зьями, развлечения, телевизор и радио, домашнее хозяйство, спорт. Наши исследования показали много сходного, например, 74 % респондентов в свободное время общаются с друзьями, 45,5 %-прослушивают музыкальные записи и смотрят видео, 26,6 % зани-маются физической культурой и спортом, 43,7 %-смотрят телепередачи. Уменьши-лась доля времени, отводимого учащимися на чтение художественной литературы -

13.9 % (в 1991 г. - 27 %). Посещают концерты только 3,5 % респондентов, участвуют в художественной самодеятельности

- 4,3 % молодых людей, занимаются рукоделием и мастерят -

5.2 %, ходят в танцевальные кружки - 11,5 % и просто отдыхают и ничего не делают - 24,9 % молодых людей (при ответе на этот вопрос анкеты предлагалось выбрать несколько вариантов, поэтому сумма выборов не равна 100). Общение в кругу сверстников всегда было свойством молодежи. Популяр-

ность телевидения также понятна и объяснима. Хотя понятно и другое - развлекательный характер досуга не способен сформировать деятельное молодое поколение.

Современная педагогика решает труднейшую задачу обучения молодого поколе-ния использованию свободного времени. Оно не может растрачиваться впустую, а должно быть занято учебой, трудом. Учащиеся могут распорядиться свободным вре-менем для культурного досуга, удовлетворения своих интересов и развития творческих способностей. Отсюда вытекает главная педагогическая задача - не столько занять до-суг подростков, сколько обеспечить их всестороннее развитие, широкий кругозор и умение к труду.

Поэтому, в воспитании и обучении молодежи в качестве первоочередной стоит задача создания стимулирующей и воспитывающей социальной среды, создания пози-тивного образа жизни и привлекательного идеала. Именно с целью научно-методичес-кого сопровождения этих процессов в рамках реализации информационной, исследовательской, посреднической, креативной, образовательной, человекообразующей, культуросозидающей, содержательной функций и функции социализации должно осуществляться социальнокультурное партнерство учреждения дополнительного профессионального образования и профессиональных училищ и лицеев.

Все вышесказанное позволяет сделать нам следующие выводы:

1. Социально-культурное партнерство в сфере дополнительного профессиональ-ного образования - это система взаимовыгодных, культуросозидающих общественных отношений, учреждения дополнительного образования с различными социокультур-ными субъектами, основанных на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников этих отношений. При этом правомерно выделять социальную и куль-турологическую составляющие социально-культурного партнерства.

2. Функциями социально-культурного партнерства в сфере ДПО выступают информационная, коммуникативная, нормативно-правовая, исследовательская, посредническая, интеграционная, креативная, образовательная, человекообразующая, культуро-созидающая, содержательная и социализации. Они могут реализовываться на уровне системы образования, образовательного учреждения, личностном.

3. Социально-культурное партнерство невозможно без учета особенностей его участников. Выявлению социокультурных аспектов, оказывающих влияние на потреб-ности, нормы, способности, ценностные установки, мотивы участников межсубъектно-го взаимодействия способствует проведение социологических исследований.

Библиографический список

1. Смирнов, И.П. Человек - образование - профессия - личность: моногр. / И.П. Смир-нов. - М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002.

2. Абузярова, Е.Н. Социально-культурное партнерство как фактор формирования имид-жа учреждения дополнительного образования детей: автореф. дисс.... канд. пед. наук. - Челябинск, 2009.

3. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования: описания, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. - М.: Добро-свет, 1999.

4. Собкин, В.С., Писарский, П.С. Социологический портрет учащегося ПТУ / В.С. Соб-кин, П.С. Писарский. - М., 1992.

5. Молодежь и общество на рубеже веков / Под науч. ред. И.М. Ильинского. - М.: Голос, 1999.

Статья поступила в редакцию 12. 08. 09

УДК 616.127-005.4-058-07

A.В. Гафарова, канд. мед. наук, УРАМНМЛ Э ССЗ СО РАМН, УРАМН НИИ терапии СО РАМН, г. Новосибирск,

E-mail: valery.gafarov@gmail.com

B.В. Гафаров, д-р мед. наук, проф, УРАМН МЛ Э ССЗ СО РАМН, УРАМН НИИ терапии СО РАМН, г. Новосибирск, E-mail: valery.gafarov@gmail.com

Е.А. Громова, канд. мед. наук, УРАМН МЛ Э ССЗ СО РАМН, УРАМН НИИ терапии СО РАМН, г. Новосибирск,

E-mail: valery.gafarov@gmail.com

Ю.Н. Кабанов, канд. биол. наук, УРАМН МЛ Э ССЗ СО РАМН, НОУ ВПО САУМК (И), г. Новосибирск,

E-mail: valery.gafarov@gmail.com

И.В. Гагулин, ст. н.с., УРАМН МЛ Э ССЗ СО РАМН, УРАМН НИИ терапии СО РАМН, г. Новосибирск,

E-mail: valery.gafarov@gmail.com

ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМИ ФАКТОРАМИ И ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА

Изучены связи личностной тревожности (ЛТ), как одного из ведущих психосоциальных факторов, с ишемической болезнью сердца (ИБС) и другими психосоциальными факторами в популяции мужчин 25-64 лет в рамках программы ВОЗ «MONICA - психосоциальная». Показано, что, распространенность высокой ЛТ высока и более распространена в молодых возрастных группах, среди лиц с начальным образованием и рабочих специальностей. Доля лиц с ИБС выше при наличии ЛТ, чем без нее.

Ключевые слова: личностная тревожность, психо-социальные факторы, ишемическая болезнь сердца.

Политические и экономические преобразования в России, сопровождаются ухудшением здоровья населения и ростом смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Предполагается, что психосоциальные факторы могут быть одной из причин негативной динамики ухудшения состояния здоровья населения и вносить существенный вклад в заболеваемость и смертность от ИБС [1].

К таким факторам можно отнести уровень личностной тревожности, (ЛТ) уровень социальных связей и межличностных отношений, жизненные события, информированность и отношение к вопросам здоровья.

Целью нашего исследования было изучение связи личностной тревожности (ЛТ), как одного из ведущих психосо-

циальных факторов, с ИБС и другими психосоциальными факторами.

Материал и методы. В рамках 3-го (1994 г.) скрининга программы изучения тенденций контроля сердечнососудистых заболеваний "MONICA" [3] и подпрограммы "MOPSY-MONICA-психосоциальная" [2] нами была обследована случайная репрезентативная выборка мужчин в возрасте 25-64 лет одного из районов г. Новосибирска (по 200 человек в каждом десятилетии; респонс составил 82% или 657 лиц, средний возраст был 44,3+-0,4 года.). Общее обследование проводилось по стандартным методикам принятым в эпидемиологии и включенным в программу "MONICA". Социальный стресс изучали тестом Спилбергера (уровень личностной тревожности, подшкала тревожность-как свойство лично-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.