Научная статья на тему 'К вопросу о состоянии законности в социальной сфере (часть 2)'

К вопросу о состоянии законности в социальной сфере (часть 2) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
467
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
QUALITY OF THE LAW AND THE RESULTS OF REFORMING OF SOCIAL SPHERE / SOCIAL HUMAN RIGHTS / MEASURES OF SOCIAL SUPPORT OF CITIZENS / PROPOSALS TO IMPROVE THE "SOCIAL" LEGISLATION / КАЧЕСТВО ЗАКОНА И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН / ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОГО" ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игонина Надежда Александровна

Данная статья является продолжением одноименной статьи, опубликованной во втором номере журнала «Философия права» за 2017 год. В обоснование теории развивающегося права, предложенной профессором Ю. А. Тихомировым, в которой законность представлена как мера действия закона, автором раскрываются составные части механизма обеспечения законности в социальной сфере через качество действующего законодательства в социальной сфере, правоприменение (комплексную реализацию законов и иных нормативных правовых актов), правосознание и контрольно-надзорную деятельность государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF THE STATUS OF LEGALITY IN THE SOCIAL SPHERE (PART TWO)

Specified scientific work is a continuation of an article published in the journal «Philosophy of law» № for 2017. In support of the theory of the developing law, proposed by Professor Y. A. Tikhomirov, in which the legality of measure of the law, the author reveals part of the mechanism ensuring the rule of law in the social sphere: the quality of existing legislation in the social sphere, enforcement (comprehensive implementation of laws and other normative legal acts), legal awareness, control and Supervisory activities of the state.

Текст научной работы на тему «К вопросу о состоянии законности в социальной сфере (часть 2)»

УДК 340.131.4 ББК 60.5

Игонина Надежда Александровна Igonina Nadezhda Aleksandrovna

заведующая отделом НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации кандидат юридических наук.

Head, Department of Scientific Research Institute, Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, PhD in Law. E-mail: igonadezhda@yandex.ru

К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

(ЧАСТЬ 2)

The question of the status of legality in the social sphere (part two)

Данная статья является продолжением одноименной статьи, опубликованной во втором номере журнала «Философия права» за 2017 год. В обоснование теории развивающегося права, предложенной профессором Ю. А. Тихомировым, в которой законность представлена как мера действия закона, автором раскрываются составные части механизма обеспечения законности в социальной сфере через качество действующего законодательства в социальной сфере, правоприменение (комплексную реализацию законов и иных нормативных правовых актов), правосознание и контрольно-надзорную деятельность государства.

Ключевые слова: качество закона и результаты реформирования социальной сферы, социальные права человека, меры социальной поддержки граждан, предложения по совершенствованию социального» законодательства.

Нормативно-правовые рычаги позволяют напрямую влиять на характер общественных отношений, корректировать их, обеспечивать реализацию прав человека. Роль и значение такого регулирования в социальной сфере настолько велики, что зачастую качество жизни людей находится в прямой зависимости от проработанности закона и точности его исполнения. Своевременность принятия закона, регламентирующего социальные отношения, позволяет минимизировать риски неправомерных действий, социальных волнений и даже социального хаоса. Особенно важным представляется оперативное принятие блока коррелируемых правовых актов, быстрая и правильная реакция законодателя при появлении рисков в правовой сфере*.

Specified scientific work is a continuation of an article published in the journal «Philosophy of law» № for 2017. In support of the theory of the developing law, proposed by Professor Y. A. Tikhomirov, in which the legality of measure of the law, the author reveals part of the mechanism ensuring the rule of law in the social sphere: the quality of existing legislation in the social sphere, enforcement (comprehensive implementation of laws and other normative legal acts), legal awareness, control and Supervisory activities of the state.

Keywords: quality of the law and the results of reforming of social sphere, social human rights, measures of social support of citizens, proposals to improve the «social» legislation.

В качестве примера государственного регулирования социальных отношений можно привести законодательные меры, принимаемые в России, США, Великобритании, Казахстане, Китае в целях оказания прямой либо косвенной материальной поддержки наиболее социально уязвимых категорий граждан в период глобального финансово-экономического кризиса 2007-2010 годов, не оценивая их эффективности [2, с. 15-22].

Обратимся к недавнему российскому опыту выхода из глобального финансово-экономического кризиса 2008 года. Так, финансовая поддержка наиболее социально уязвимых категорий граждан нашла выражение в следующих федеральных законах: от 22.12.2008 № 270-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ "О страховании

* Классификация рисков предложена проф. Ю. А. Тихомировым в работе «Как обеспечить законность? Новый подход» [ 1].

вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"», которым предусматривались меры, направленные на защиту прав вкладчиков; от 25.12.2008 № 288-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"», закрепляющего право семей распорядиться средствами материнского капитала до истечения ранее установленного 3-летнего срока его ожидания, и другие.

В США, например, приняты меры, ориентированные на поддержку домовладельцев. Так, в марте 2009 года запущена Программа по обеспечению доступности жилья, одна из подпрограмм которой направлена на поддержку домовладельцев, добросовестно обслуживающих свои ипотечные кредиты. В результате около 4 млн домовладельцев смогли рефинансировать жилищные кредиты, а около 1 млн получили возможность снизить платежи по кредитам в среднем на 500 долларов в месяц. Принимались и иные программы [3, с. 36].

В Великобритании в ходе рецессии 2009 года в законодательство внесли изменения, касающиеся двух налогов, затрагивающих баланс доходов и расходов населения. По подоходному налогу были установлены дополнительные налоговые вычеты для налогоплательщиков с уровнем годового дохода до 50 тыс. фунтов. В противоположность этому с 2010 года сокращены налоговые вычеты у тех, чей совокупный доход составляет 100 тыс. фунтов, и введена повышенная ставка подоходного налога для тех налогоплательщиков, чей годовой доход превысил 150 тыс. фунтов. Она составила 50 %, что в 2,5 раза превышает минимальную ставку налога (20 %) [3, с. 53].

Правительство Республики Казахстан впервые использовало средства Национального фонда (19 млрд долларов) для поддержания как слабеющей экономики, так и решения проблем обманутых дольщиков, лиц, взявших ипотечные кредиты. Фактов незаконного использования средств Национального фонда не было допущено. Пенсии, пособия из государственного бюджета и социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования Республики Казахстан являлись «защищенными статьями» и выплачивались своевременно. Например, социальные выплаты по утрате трудоспособности и потере кормильца из Государственного фонда социального стра-

хования Республики Казахстан в 2010 году даже были повышены на 9 % [4].

В Китае были предприняты системные меры социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан: первоначальные меры по поддержанию народного благосостояния (Минфин Китая, 22 октября 2008 г.), которые предусматривали поддержку студентов из семей, испытывающих финансовые затруднения; поддержку студентов из семей, пострадавших от Сычуанского землетрясения, специальные субсидии (40 юаней в мес.) для студентов из семей, испытывающих финансовые трудности; снижение налогов, связанных с приобретением жилья (первого дома площадью менее 90 кв. м.); предоставление жилья малообеспеченным городским жителям и другие.

Качество действующего законодательства в социальной сфере

Текущая пятилетка в России (2011-2016 годы) ознаменована революционными преобразованиями в социальной сфере. Принятая в 2006 году в ООН Конвенция о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией в мае 2012 года, задала новый вектор развития социальной политики, ориентировав и законодателя, и правоприменителя на интеграцию человека с ограниченными возможностями здоровья в общество с рождения. Принят Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», предусмотревший создание условий для получения образования данной категорией граждан.

Важное значение имеет Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», заложивший правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, во исполнение которого субъектами Российской Федерации принимаются законы о социальном обслуживании граждан, устанавливаются перечни социальных услуг, разрабатываются программы поддержки.

Приняты и другие важные законы, в том числе Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», определивший правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья. КоАП РФ дополнен ст. 6.30,

устанавливающей ответственность за оказание платных медицинских услуг без информирования граждан о возможности их получения бесплатно.

Главными реформами последних лет в социальной сфере стали преобразования в жизни детей-сирот, онкологических и паллиативных больных. В частности, постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», вступившее в силу с 1 сентября 2015 года, которое эксперты называют революционным [5], явилось мощным рычагом в механизме социализации, интеграции детей-сирот в общество через формирование условий, максимально приближенных к семейным. Постановление содержит следующие требования: численность групп - не больше 6-8 разновозрастных детей, как в семье; стабильный небольшой состав взрослых-воспитателей, находящихся в конкретной группе.

С вступлением в силу с 30 июня 2015 года Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 501 -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"» изменился подход к обезболиванию пациентов. Согласно данному акту рецепт на наркотические препараты теперь действует не 5, а 15 дней, и родственникам больного уже не нужно сдавать использованные ампулы и пластыри, чтобы получить новые, расширен список организаций, наделенных полномочиями по отпуску обезболивающих препаратов.

Учитывая приведение федерального законодательства в соответствие с международными нормами и требованиями, нормативное закрепление процедур, облегчающих оказание медицинских услуг гражданам, страдающим серьезными заболеваниями, создание правовой основы для максимальной адаптации детей к семейным условиям, можно сделать вывод о том, что качество правового регулирования в социальной сфере по сравнению с периодом первого десятилетия двухтысячных годов в России заметно улучшилось. Вместе с тем нельзя не указать на серьезные законодательные просчеты, возникшие ввиду ликвидации ряда важнейших социальных гарантий и льгот, являющих-

ся достижениями СССР и не восстановленных в полной мере до настоящего времени.

Так, установленная ст. 33 закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и ст. 325 ТК РФ норма о порядке компенсации оплаты стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для сотрудников организаций, финансируемых из федерального бюджета и за счет бюджетных средств [6], приводит к невозможности реализации данной гарантии для работников иных компаний. Согласно ст. 325 ТК РФ остальные работодатели с 01.01.2005 должны устанавливать такие гарантии самостоятельно, соответственно, за счет собственных средств, что практически не делается. В целях обеспечения равенства прав работников, вне зависимости от формы собственности и финансирования организации, необходимо установить норму, предусматривающую для работников Крайнего Севера размеры, порядок и условия компенсации расходов на оплату проезда в отпуск и обратно и работника, не ниже предоставляемых работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, за счет бюджетных средств соответственно, всех уровней бюджетной системы.

Многочисленные жалобы жителей отдаленных территорий вызывает так называемая «оптимизация» системы здравоохранения. Изменения в действующее законодательство об основах охраны здоровья, не подкрепленные методологическими рекомендациями со стороны Минздрава России, приводят к нарушениям прав сельских жителей и населения северных территорий, именно поэтому ряд законодательных актов в сфере здравоохранения подлежит «реконструированию». В частности, нормы ст. 33 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», устанавливающие порядок оказания первичной медико-санитарной помощи лишь в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, без возможности ее оказания в круглосуточном стационаре, по информации прокуроров фактически повлекли недоступность медицинской

помощи для жителей Крайнего Севера и территорий, приравненных к ним*.

Так, в связи с законодательными изменениями в Республике Саха (Якутия) с 2012 года финансирование из федерального бюджета участковых больниц в небольших поселках было прекращено, в результате чего около трети жителей республики практически оказались лишенными возможности получения первичной медико-санитарной помощи, однако в Якутии 94 % населенных пунктов относятся к категории малонаселенных, труднодоступных и отдаленных, 92 % территории находится в зоне сезонного транспортного обслуживания, в части районов вообще отсутствуют дороги, систематически из-за нелетной погоды месяцами откладываются авиарейсы. Учитывая региональные особенности - огромную территорию, сложную транспортную схему, в Якутии не закрыли 150 малокомплектных больниц на более 1000 коек, которые функционируют в настоящее время в 143 труднодоступных и малочисленных населенных пунктах. Стационарную медицинскую помощь в них получают около 200 тыс. чел. (20 % населения республики). На финансирование этих медицинских организаций из регионального бюджета республики ежегодно выделяется 4,5 млрд руб. [8, с. 158].

Данный субъект Российской Федерации сумел решить проблему за счет собственных бюджетных средств. Однако в регионах, бюджеты которых дефицитны, проблема отсутствия первичной медико-санитарной помощи в условиях круглосуточного стационара по-прежнему носит острый характер, сельские больницы либо жизненно необходимые отделения не функционируют.

Предложения по совершенствованию законодательства в социальной сфере

Несмотря на огромную работу, проделанную законодателем в социальной сфере, следует констатировать факт отсутствия действенных рычагов правового регулирования, позволяющих осуществлять системную поддержку социально уязвимых категорий граждан, именно тех из них, которым особенно тяжело, кто действительно нуждается в помощи [9], что в первую очередь требует законодательного опреде-

ления понятия и круга лиц, нуждающихся в социальной поддержке, четкого обозначения ее мер, форм, в качестве которых предлагаются (в качестве примера) следующие меры:

а) направление адресной целевой помощи -субсидий из бюджетов физическим лицам указанных категорий, в том числе на основании законов и бюджетных - государственных программ (ст. 78, 179 БК РФ).

К примеру, для безработных при наличии целевых программ обеспечения занятости может выплачиваться единовременная субсидия для проезда к новому месту работы в другом регионе (если гражданину предложено рабочее место).

Основным источником финансирования данных мероприятий должны являться бюджетные средства, а также средства частного бизнеса, социальная ответственность которого в социальном государстве безусловна. Наиболее приемлемым способом финансирования будут бюджетные целевые программы либо бюджетные программы, основанные на принципах государственно-частного партнерства;

б) предоставление налоговых послаблений путем снижения либо освобождения от налогового бремени.

Так, работающие малоимущие по общему правилу, на наш взгляд, должны полностью освобождаться от уплаты налога на доходы физических лиц (получатели пенсий плательщиками такого налога не являются). Источником для предоставления налоговых преференций должны стать платежи по уплате НДФЛ лицами, имеющими доход выше среднего и высокий уровень дохода (по аналогии с Великобританией). К примеру, ставку НДФЛ 18 % процентов можно применять на доходы от 120 000 руб., а ставку в 25 % - на доходы свыше 400 000 руб. в месяц [2, с. 15-22].

Правоприменение: комплексная реализация законов и иных актов

Наличие даже самых совершенных законов не может оказать позитивного влияния на общественные отношения и состояние законности, если в этом процессе не задействованы механизмы их исполнения.

Неисполнение законов может быть обусловлено различными причинами, носящими

* По данным проблемам НИИ АГП РФ в 2016 году проводилось исследование «Проблемы обеспечения конституционных прав жителей периферийных и северных территорий средствами прокурорского надзора».

как объективный характер (социально-экономические, политические), так и субъективный (административное усмотрение). Последнее представляет собой активное проявление субъективного фактора в процессе правотворчества и правоприменения. Оценка целесообразности для применения общей нормы означает, прежде всего, понимание государственного и общественного интересов, которым служит чиновник [10]. Однако зачастую именно субъективный фактор в правоприменении способен минимизировать усилия законодателя, а неверные установки и непонимание государственных и общественных интересов способны разрушать социальные отношения, деформировать их, игнорируя, попирая права в социальной сфере.

К объективным причинам, не позволяющим должным образом исполнять законы в государстве, следует отнести отсутствие в бюджетах достаточных средств для социальной сферы, нарушения бюджетного законодательства. Как следствие, нарушаются важнейшие конституционные права российских граждан, в первую очередь, социально уязвимых категорий, на медицинское и социальное обеспечение, жилище, отдых, образование.

Так, кризис 90-х годов XX века, характеризующийся кризисом неплатежей, показывал неизменный рост нарушений прав граждан, нуждающихся в особой социальной защите, которые были связаны с несвоевременными выплатами пенсий, в том числе их перерасчетом, нарушением жилищных прав инвалидов, отказом в предоставлении льгот [14, с. 21], недофинансированием государственных и муниципальных организацийсоциальной направленности. Особенно болезненным являлось недофинансирование медицинских, образовательных организаций с круглосуточным пребыванием детей, социальных организаций для инвалидов и пожилых людей, которые зачастую были лишены самого необходимого.

Так, в психиатрической больнице Смирны-ховского района Сахалинской области с 28 августа 1998 года фактически обеспечивалось только одноразовое питание. Известны случаи вынужденного голодания больных. В марте 1999 года СМИ рассказали об условиях жизни одного из детских учреждений, где проживали дети с психическими расстройствами. У большинства из них был выявлен

большой дефицит веса, например, девятилетняя девочка весила всего 6,4 кг, потеряв за 3 года свыше 11 кг [12, с. 316].

Безусловно, в 2010-2016 годы проблемы недофинансирования бюджетных организаций имелись, но не носили столь гипертрофированного и массового характера. В настоящее время неблагоприятную картину с реализацией конституционных прав на образование, здравоохранение в городах, на сельских территориях, проблемы с транспортным сообщением и снабжением необходимыми товарами показывают результаты комплексного наблюдения условий жизни населения, проводимого Федеральной службой государственной статистики в 2014 и в 2016 годы (см. табл. 1) [13].

Из указанного следует, что базовые законы, регламентирующие социальные права, реализуются не в полной мере и с грубейшими нарушениями, в результате чего попираются ключевые конституционные принципы социального государства, страдает население: недоступными для значительной части детей продолжают оставаться услуги в сфере дошкольного образования, о нереализованной потребности в медицинской помощи говорит от четверти до трети опрошенного в рамках КОУЖ населения, с годами лишь усугубляются проблемы недоступности аптек, торговых точек, общественного транспорта, особенно на периферии.

Контрольно-надзорные действия

Забота о человеке, особенно о тех членах общества, которые в силу ограниченных возможностей оказываются неспособными обеспечить себе необходимый уровень жизни, становится приоритетной задачей на национальном и наднациональном уровнях в современном мире. Решение ее в России возложено на органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы контроля и надзора, в том числе прокуратуру.

По данным фонда «Общественное мнение», первые четыре строчки списка защиты прав со стороны государства, по мнению населения, занимают Президент Российской Федерации, прокуратура, Конституционный суд Российской Федерации и полиция.

С учетом важной правозащитной роли, которую население отводит органам прокуратуры, остановимся на их деятельности в социальной сфере подробнее.

Таблица 1

Итоги комплексного наблюдения условий жизни населения в 2014-2016 годы

№ п/п Обозначенная проблема Сельское население Городское население

2016 г. 2014 г. 2016 г. 2014 г.

1 Число опрошенных респондентов до 24 лет, которые не учатся ни в какой образовательной организации 5 % 5,3-5,4 % 3,8 % 3,9 %

2 Недоступность государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного и школьного образования 17,2 % 18,2 % 9,8 % 10,7 %

3 Время ожидания приезда скорой помощи составляет от 41 минут и до 1 часа 9,2 % 9,3 % 4,7 % 5,4 %

4 Время ожидания приезда скорой помощи составляет более 1 часа 4,5 % 2,7 % 2,2 % 1,6 %

5 Потребность в медицинской помощи 25,7 % 30,0 % 23,8 % 25,4 %

6 Не могут добраться до медорганизаций без посторонней помощи 5,2 % 7,2 % 2,7 % 4,1 %

7 Было тяжело добраться до медорганизаций 7,2 % 8,8 % 3,3 % 3,9 %

8 Необходимое лечение можно получить только на платной основе 12,4 % 11,0 % +12,1 % 11,0 %

9 Недоступность государственных и муниципальных услуг в сфере медицинского обслуживания 37,2 % 37,0 % 23,1 % 21,8 %

10 Большая отдаленность аптек 47,6 % 43,9 % 10,1 % 11,1 %

11 Большая отдаленность торговых точек 21,3 % 19,4 % 8 % 8,9 %

12 Плохая организация работы общественного транспорта 39,4 % 37,6 % 19.9 % 21,9 %

В настоящее время правозащитная функция органов российской прокуратуры, носящая публичный характер, пронизывающая все направления деятельности органов прокуратуры, наиболее развернуто реализуется в рамках прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, которому придается приоритетное значение.

Согласно данным прокурорской статистики по надзору за соблюдением прав человека и гражданина, ежегодно отмечается тенденция количественного увеличения числа выявляемых нарушений законов в сфере конституционных прав граждан.

Причем значительное число нарушений конституционных прав граждан, обусловленных отсутствием объектов социальной инфраструктуры в пределах доступности (дошкольных учреждений, школ, лечебных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, организаций торговли, организаций соцзащиты и др.), не позволяющих в полной мере получать продукты питания, предметы первой необходимости, качественное образование, квалифициро-

ванную медицинскую помощь, социальные услуги.

Результаты анкетирования 340 прокурорских работников приведены ниже (см. табл. 2) и указывают на множественные нарушения, связанные с закрытием образовательных организаций, сельских пунктов скорой помощи, родильных домов и иных социальных учреждений, обслуживающих взрослое население и детей.

В качестве приоритетных объектов прокурорской правозащиты выступают инвалиды, пенсионеры, престарелые и некоторые другие категории граждан, которые мы обозначили выше в качестве объектов государственной правозащиты. Следует отметить, что количество выявляемых прокурорами нарушений их прав на протяжении трех последних лет остается стабильно высоким.

Перечень объектов прокурорской правозащиты не статичен, он изменяется вследствие развития государства, происходящих в обществе процессов, явлений. Совершенствуются и правовые средства прокурорской правозащиты.

Таблица 2

Результаты анкетирования прокурорских работников

№ п/п Обозначенная проблема Количество респондентов, указавших на проблему, в %

1 Закрытие образовательных организаций 23,2

2 Закрытие сельских пунктов скорой помощи 10

3 Закрытие родильных домов 8

4 Закрытие иных социальных учреждений, обслуживающих взрослое население и детей 11,8

5 Неоказание квалифицированной медицинской помощи 62,9

6 Необеспечение занятости 59,7

7 Необеспечение образования 19,1

Таблица 3

Нарушения прав социально незащищенных граждан

Нарушения 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2015 к 2016 гг., в % Прирост за 3 года, в %

1. Пенсионного законодательства, охрана прав инвалидов и престарелых 109 444 126 095 109 356 -13,3 -0,1

Так, множественные пожары в стационарных организациях социального обслуживания для инвалидов и престарелых, особенно в 2010-2011 годы, сориентировали прокуроров на активизацию прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите инвалидов, при осуществлении которого внимание уделялось вопросам противопожарной безопасности.

В периоды кризисных явлений в экономике растет число нуждающихся в социальной защите лиц, объекты прокурорской правозащиты дополняются целыми социальными группами, трансформируются и правовые средства такой правозащиты. В качестве примера совершенствования правовых средств прокуратуры, имевших место в период глобального финансово-экономического кризиса 2008-2010 годов, можно привести расширение полномочий прокурора по обращению в суд с заявлениями о защите социальных прав граждан (на труд, пенсионное обеспечение, охрану здоровья, материнства и детства, медицинскую помощь, образование, благоприятную окружающую среду, а также на жилище в государственном и муниципальном фондах) на

основании Федерального закона от 05.04.2009 № 43-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 131 ГПК РФ», увеличивших количество объектов гражданско-процессуальной правозащиты органов прокуратуры и оснований обращения прокуроров в суды с заявленими по результатам общенадзорной деятельности.

Работа прокуратуры по защите социальных групп граждан может быть проиллюстрирована на примере защиты прав обманутых дольщиков. Так, события 1991-1994, 1998 года способствовали появлению нового способа нарушения прав добросовестных граждан, участвовавших за счет собственных средств в строительстве многоквартирных домов, вложивших деньги в строительство и не получивших жилья. К 2000 годам из таких граждан, число которых увеличивалось ежемесячно, сформировалась социальная группа, получившая название «обманутые дольщики». Надзор за соблюдением жилищных прав граждан, участвующих в долевом строительстве многоквартирных домов, с середины 2000-х годов стал одним из приоритетных, а с 19.10.2012 на основании поручений Президента Российской Федерации работа по защите прав обманутых

дольщиков и надзор за соблюдением жилищных прав граждан в сфере долевого строительства жилья стали осуществляться на постоянной основе. При участии органов прокуратуры в результате принятых мер к настоящему времени удалось снизить число как проблемных объектов, так и обманутых дольщиков: количество таких объектов за пятилетие сократилось на 36,2 % (с 800 в 2010 году до 510 в 2015 году), а обманутых дольщиков -на 43,3 % (с 75 до 42,5 тыс.).

Подведем итоги проделанного анализа состояния законности в социальной сфере. Состояние законности - категория не статичная, а с течением времени ввиду различных факторов подвергающаяся изменениям. Базовыми категориями для анализа состояния законности можно определить: состояние и уровень

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социально-экономических и политических отношений, в которых формируется право и которые пытается урегулировать право; состояние (уровень, качество) законов и иных нормативных правовых актов; обеспечение соблюдения прав и свобод человека и гражданина; качество жизни; демографические процессы; наличие поддержки (уровень) наиболее социально уязвимых слоев населения со стороны государства, реализуемых в праве; исполнение законов и иных нормативных правовых актов; правонарушаемость; состояние государственного контроля и надзора в социальной сфере; уровень судебной защиты социальных прав граждан; правосознание населения; отношение к состоянию законности институтов гражданского общества.

Литература

1. Тихомиров Ю. А. Как обеспечить законность? Новый подход // Российское правосудие. 2016. № 8.

2. Игонина Н. А. Механизмы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в социальном государстве в периоды кризисных явлений в экономике // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 2.

3. Алексашенко С., Мирошниченко Д., Смирнов С., Чернявский А. Опыт других стан: есть чему поучиться // Экономическая политика. 2011. № 1.

4. Интервью с президентом акционерного общества «Государственный фонд социального страхования» (Республика Казахстан) Ал-масом Мухаметкаримовичем Курмановым // Социальное и пенсионное право. 2014. № 2.

5. Алленова О. Если люди не являются носителями новой идеологии, то все наши реформы не будут работать. Каковы первые результаты реформы учреждений для детей-сирот? // Ж. Коммерсант. Власть. 2006. 23 мая. URL: http:// www.kommersant.ru/doc/2989518.

6. Чернова М. Б. Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера // Север промышленный. 2011. № 2. URL: http://helion-ltd.ru/legislative-regulation-guarantees.

7. Шибина А. В. Некоторые проблемы осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав граждан в сфере охраны здоро-

Bibliography

1. Tikhomirov Yu. A. How to enforce the law? A new approach // The Russian Justice. 2016. № 8.

2. Igonina N. A. Mechanisms to ensure the rights and freedoms of man and citizen in the welfare state in periods of crisis phenomena in the economy // Gaps in the Russian legislation. 2015. № 2.

3. Aleksashenko S., Miroshnichenko D., Smirnov S., Cherniavsky A. Experience of other countries has a lot to learn // Economic policy. 2011. № 1.

4. Interview with the President of joint-stock company «the State social insurance Fund» (Republic of Kazakhstan) Mukhametkarimovich Almas by karmanovym // Social and pension law. 2014. № 2.

5. Allenova O. If people are not carriers of a new ideology, all our reforms will not work. What are the first results of the reform of institutions for children-orphans // Businessman. Power. 2006. May 23. URL: http://www.kommersant.ru/doc/ 2989518.

6. Chernova M. B. The current State of legislation in the sphere of guarantees and compensations to persons living in the far North // North industrial. 2011. № 2. URL: at: http://helion-ltd.ru/ legislative-regulation-guarantees.

7. Shibina A. V. Some problems of the implementation of prosecutorial supervision over observance of rights of citizens in sphere of health protection// The Activity of the prosecution bod-

вья // Деятельность органов прокуратуры по защите прав и свобод социально незащищенных категорий граждан: сб. материалов. М., 2016.

8. Выступление Президента РФ В. В. Путина на заседании президиума Госсовета по социально-экономической ситуации в регионах от 24.02.2015. URL: http://kremlin.ru/transcripts/ 47733.

9. Тихомиров Ю. А. Административное усмотрение и право // Журнал российского права. 2000. № 4.

10. Состояние законности в Российской Федерации (1996-1997 годы). НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации (авторы раздела: И. С. Викторов, Н. П. Власова). Аналитический доклад. М., 1998. С. 21.

11. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами» от 16.06.1999: сб. документов Уполномоченного по правам человека. М., 1998-2000.

12. Постановление Правительства РФ от 27.11.2016. № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения». URL: http:// consultant.ru/

ies for protection of the rights and freedoms of socially unprotected categories of citizens: collection. Moscow, 2016.

8. The President of the Russian Federation V. V. Putin at state Council Presidium meeting on socioeconomic situation in the regions of 24.02.2015. URL: http://kremlin.EN/transcripts/ 47733.

9. Tikhomirov Ya. A. Administrative discretion and the law// Journal of Russian law. 2000. № 4.

10. The state of law in the Russian Federation (1996-1997). Institute of problems of strengthening of legality and the rule of law under the Prosecutor General of the Russian Federation (section authors: I. S. Viktorov, N. N. Vlasova). Analytical report. Moscow, 1998.

11. The report of the Commissioner for human rights «About the rights of citizens with mental disorders» 16.06.1999: collection of the documents of the Commissioner for human rights. Moscow, 1998-2000.

12. Resolution of the Government of the Russian Federation from 27.11.2016. № 946 "On the organization in the Russian Federation the system of Federal statistical surveys on socio-demo-graphic issues, and monitoring of economic losses from mortality, morbidity and disability of population. URL: http://consultant.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.