Научная статья на тему 'К вопросу о школьной службе медиации'

К вопросу о школьной службе медиации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скорнякова Э.Р.

В статье рассматриваются вопросы актуальности создания службы медиации в образовательной организации, приведен проект положения о школьной службе медиации, обозначены преимущества данной службы. Исследование проводится в рамках эксперимента городского уровня по теме «Разработка модели школьной службы медиации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о школьной службе медиации»

124 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://oldnew.dvfu.ru/struct/recto-rat/strategic/strategic/dokumenty/programma-razvitiya-dvfu/prilozhenie-1.

3. Сайт Дальневосточного федерального университета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dvfu.ru/.

4. Сайт Quacquarelli Symonds рейтинг лучших университетов мира [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.topuniversities.com/.

5. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide), 4th Edition, Project Management Institute (PMI), 2008.

К ВОПРОСУ О школьной службе медиации

© Скорнякова Э.Р.*

Средняя общеобразовательная школа № 323, г. Санкт-Петербург

В статье рассматриваются вопросы актуальности создания службы медиации в образовательной организации, приведен проект положения о школьной службе медиации, обозначены преимущества данной службы. Исследование проводится в рамках эксперимента городского уровня по теме «Разработка модели школьной службы медиации».

Ключевые слова медиация, образовательная организация.

В школе дети проводят большую часть своего времени, общаются с людьми и часто сталкиваются с ситуациями, когда нужно принять решение самостоятельно. Согласно ФГОС второго поколения, ребята учатся учиться, а вместе с тем и учатся жить, формируя в начальной и основной школе, совершенствуя в средней школе личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия. Выпускник основной школы уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов [1]. В конфликтной ситуации необходим специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса нахождения конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволяет прекратить конфликт. Медиация является одним из наиболее древних и всеобщих способов разрешения конфликтов

Необходимость развития служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено следующими факторами:

- Социальное расслоение в обществе, рост социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострение межнациональных конфликтов.

* Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заведующий экспериментальной площадкой, кандидат филологических наук.

Инновации в науке и образовании

125

- Процесс ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессе социализации детей, в организации их досуга, в следствие чего эти функции возлагаются на образовательные учреждения.

- Рост конфликтов в образовательных учреждениях, что сказывается на всех участниках образовательного процесса, на комфортности и целостности процесса обучения и взаимодействия.

Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [2] под процедурой медиации понимается способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Этот инновационный метод применяется для разрешения споров и предотвращения конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в качестве современного альтернативного разрешения споров.

Интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство - это не только взаимодействие «ребенок-семья-школа». Метод способствует развитию социального интеллекта, менталитета сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивную общественное взаимодействие на первое место.

Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.

Служба школьной медиации - это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Преимущества модели «Школьная медиация»:

- позволяет эффективно разрешать разнонаправленные разногласия и споры между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса;

- позволяет повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;

- способствует сохранению межпоколенческих связей и улучшению психологического климата в семье;

126 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

- позволяет предотвращать развитие синдрома эмоционального выгорания педагогов, повышать профессиональную квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;

- позволяет обеспечивать открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;

- позволяет создавать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;

- наладить здоровую психологическую обстановку в образовательной организации.

Приведем выжимки из проекта Положения о школьной службе медиации.

1. Общие положения.

1.1. Школьная Служба Медиации (далее - ШСМ) ГБОУ СОШ № 323 является альтернативой другим способом реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы ШСМ и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.

1.2. ШСМ является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в ШСМ, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации, ГБОУ СОШ № 323 может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.

1.3. Состав ШСМ включает в себя специалистов Службы сопровождения ГБОУ СОШ №323, опытных педагогов, классных руководителей.

2. Цели и задачи ШСМ.

2 1. Цели ШСМ:

2.1.1. Популяризация среди обучающихся, родителей и педагогов альтернативных форм разрешения конфликтов;

2.1.2. Помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;

2.1.3. Снижение количества административных способов реагирования на конфликты и правонарушения;

2.2. Задачи ШСМ:

2.2.1. Проведение программ восстановительного разрешения конфликтов (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;

2.2.2. Обучение учащихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;

Инновации в науке и образовании

127

2.2.3. Организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации.

3. Принципы деятельности ШСМ.

3.1. Деятельность ШСМ основана на следующих принципах:

3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство ШСМ не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).

3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе медиации принимать сторону какого-либо участника конфликта. Нейтральность предполагает, что ШСМ не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

3.1.4. Принцип равноправия, утверждающий равное право сторон оценивать конфликтную ситуацию и высказывать свою точку зрения, обсуждать свои эмоции и интересы, участвовать в выработке и принятии решений. У сторон также есть равные права на время и внимание медиатора.

5. Порядок работы ШСМ.

5.1. ШСМ может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, обучающихся, представителей администрации школы № 323, специалистов ШСМ, родителей.

5.2. ШСМ самостоятельно принимает решение о возможности или невозможности использования процедуры медиации в каждом конкретном случае.

5.3. Процедура медиации начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной процедуре. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо информированное согласие родителей или их участие во встрече.

5.4. В случае если процедура медиации планируется как мера восстановительного правосудия, а дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то проведение медиации при необходимости согласуется с соответствующими организациями.

5.5. Медиации не проводится с участием обучающихся младше 10 лет, а также лиц, страдающих психическими заболеваниями.

5.6. Переговоры с родителями и должностными лицами по организации процедуры проводит руководитель или специалисты службы медиации из числа педагогов.

128 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

5.7. ШСМ самостоятельно определяет сроки и этапы проведения медиации в каждом отдельном случае.

5.8. В случае если в ходе медиации конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.

5.9. Копия примирительного договора предоставляется в администрацию образовательного учреждения только по согласию сторон.

5.10. Деятельность ШСМ фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы, и доступ к которым имеет только руководитель ШСМ.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы!р://минобрнауки.рф/0/(Ьо%В40/(С0%ВЕ0/(С0% BA%D 1 %83 %D0%BC%D0%B 5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/938 (дата обращения: 21.12.2015).

2. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=148723&req=doc (дата обращения: 21.12.15).

3. «Рекомендации по организации служб школьной медиации в образовательных организациях» Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://273 -фз.рф/akty_minobmauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-18112013-no-vk-84407 (дата обращения: 21.12.2015).

МОДЕЛЬ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ

© Суворова Т.В.*

Г осударственный университет «Дубна», г. Дубна

В статье рассматривается сложность происходящих перемен в образовании, указывается на необходимость инновационного образования, рассматриваются вопросы и проблемы, связанные с постоянно меняющимися ФГОС ВО в РФ, анализируется структура модели объективной оценки студентов в вузе.

Ключевые слова: модернизация, компетентностный подход, проблемы, модель, объективная оценка студентов, формализованный подход, методология.

Доцент, заместитель заведующего кафедрой Менеджмента, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.