Научная статья на тему 'К вопросу о сближении российской бухгалтерской отчетности и финансовой отчетности, составленной по международным стандартам'

К вопросу о сближении российской бухгалтерской отчетности и финансовой отчетности, составленной по международным стандартам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брюханенко Ирина Анатольевна

Economics globalization, reinforcement of international economic ties and, as a result, formation of a common information space require comprehension of lines of accounting and reporting systems development within the bounds of interaction between different accounting standardization systems. In spite of rapprochement of Russian accounting to the international accounting and reporting standards, domestic accounting so far considerably differs from the financial reporting. It reduces reliability and informing of Russian accounting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сближении российской бухгалтерской отчетности и финансовой отчетности, составленной по международным стандартам»

УДК 351.72

К ВОПРОСУ О СБЛИЖЕНИИ РОССИЙСКОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ, СОСТАВЛЕННОЙ ПО МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ

И.А. Брюханенко

Евразийский институт экономики, менеджмента, информатики, г. Омск

Economics globalization, reinforcement of international economic ties and, as a result, formation of a common information space require comprehension of lines of accounting and reporting systems development within the bounds of interaction between different accounting standardization systems. In spite of rapprochement of Russian accounting to the international accounting and reporting standards, domestic accounting so far considerably differs from the financial reporting. It reduces reliability and informing of Russian accounting.

Развитие информационного обеспечения управления России происходит на фоне международной стандартизации учета, обусловленной глобализацией экономики. В этой связи особую значимость приобретает интеграция российской системы бухгалтерского учета с его общепринятыми принципами. Учитывая, что в отечественной учетной теории и практике понятие «бухгалтерский учет» включает систему сбора, переработки, накапливания и хранения информации, имея в виду и текущий учет, и отчетность, объектами рыночных преобразований являются и бухгалтерский учет, и бухгалтерская отчетность.

За годы реформирования учета в России накоплен определенный опыт практической реализации новых для отечественной учетной системы принципов и рекомендаций. При этом сохраняются также многочисленные проблемы, важная из которых - формирование и раскрытие показателей бухгалтерской отчетности.

Мировой опыт свидетельствует в пользу принятия международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в качестве методологической базы развития учета и отчетности. При гармонизации российской системы стандартизации учета и отчетности с зарубежным опытом также осуществляется ориентация на МСФО как наиболее широко используемую систему финансовой отчетности, принимаемую большинством фондовых бирж мира, иностранными инвесторами, банками и финансовыми компаниями. Согласно МСФО информация, содержащаяся в финансовой отчетности, должна быть нейтральной. Это вытекает из цели финансовой отчетности - обеспечение потребностей неограниченного круга пользователей. Кроме того, финансовая отчетность, являющаяся производной от понятия «бухгалтерский учет» в значении «accounting», включает помимо основных отчетных форм информацию в виде пояснений и расшифровок,

которую в отечественной теории и практике принято называть управленческой. Именно они дают внешнему пользователю существенную часть необходимой для анализа содержания годового отчета информации.

Российская бухгалтерская отчетность пока еще значительно отличается от отчетности, подготавливаемой в соответствии с МСФО. Ключевым различием продолжает оставаться исторически обусловленная разница в конечных целях использования финансовой информации. Так как группы заинтересованных пользователей имели различные интересы и потребности в отчетной информации, принципы, лежащие в основе составления отечественной бухгалтерской отчетности и отчетности по МСФО, изначально развивались в различных направлениях.

По своей экономической сути бухгалтерская отчетность традиционно основывается на концепции соответствия требованиям национального бухгалтерского законодательства, а финансовая отчетность - на принципах формирования и раскрытия информации, отвечающих концепции рисков финансового капитала. Формирование бухгалтерской отчетности на основе оценки имущества и обязательств по исторической стоимости, а именно такая идеология представления отчетных данных содержится в национальных правилах, является преобладающей для значительного числа отечественных внешних пользователей: органов арбитража, статистики, налоговой системы, контроля за соблюдением антидемпингового законодательства, комитетов по управлению имуществом.

Формирование и раскрытие информации в финансовой отчетности по МСФО предполагает:

- использование оценок, отличных от применяемых при составлении бухгалтерской отчетности (в частности, справедливой стоимости, дисконтированной стоимости);

- отражение активов, контролируемых компанией, при отсутствии первичных документов, подтверждающих право собственности, но при условии соответствия определению актива и критериям его признания, а также исключение из отчетности активов, от которых не ожидается экономических выгод в будущем;

- отражение конструктивных (документально не подтвержденных) обязательств, возникших из практики делового оборота, а также исключение обязательств, не поддающихся надежной оценке.

Необходимость выполнения данных условий при формировании отчетной информации в нашей стране вступает в противоречие с таким элементом метода бухгалтерского учета, как документирование.

Существенным различием в подходе к другому важному элементу метода бухгалтерского учета - отчетности является использование в российской практике единого формата бухгалтерской отчетности, рекомендованного Министерством финансов Российской Федерации. Невозможно разработать представление отчетных данных в едином формате, структуре и по содержанию, соответственно запросам всех пользователей. Средние и крупные российские организации обязаны составлять и представлять в установленные адреса и сроки бухгалтерскую отчетность в одном формате, в то время как круг пользователей и их потребности в информации различаются.

Существует еще одна серьезная проблема подготовки бухгалтерской отчетности в едином формате. Несмотря на то, что в число заинтересованных пользователей учетной и отчетной информации в России входят не только государственные органы, но также и другие пользователи, их влияние на формирование данных бухгалтерской отчетности в настоящее время невелико. Группа пользователей, в которую входят государственные налоговые органы, имеет в своих руках рычаги, влияющие на формирование показателя прибыли. Разрыв в методологии, связанный с установленным главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации порядком признания отдельных видов доходов и расходов, привел к отсутствию заинтересованности хозяйствующего субъекта в подготовке бухгалтерской отчетности, отличной от налоговой, что отражается на качестве первой. С точки зрения налоговых органов в бухгалтерской отчетности основной упор должен быть сделан на количественный аспект учетной информации, что объясняется интересом прежде всего к суммам начисленных и

перечисленных налогов. Это снижает достоверность и принижает информативность бухгалтерской отчетности, не обеспечивает того качества экономического анализа, которое необходимо для принятия обоснованных управленческих решений.

Анализ современных особенностей отечественной учетной практики позволяет заключить, что существует настоятельная потребность в подготовке отчетной информации о деятельности хозяйствующего субъекта по разным правилам:

- для внешних пользователей (обычно по консолидированной группе организаций) отчетную информацию следует готовить на основе оценки активов по цене возможной продажи (справедливой стоимости) и обязательств по ожидаемой сумме погашения долга (дисконтированной стоимости). При подготовке отчетности принимать во внимание активы, которые способны приносить доход;

- для внутренних пользователей, а также для придания отчетности юридически значимого статуса, подтверждающего (определяющего) финансовое положение хозяйствующего субъекта, отчетную информацию следует формировать на базе оценки имущества по сумме фактически произведенных затрат (исторической стоимости), обязательства принимать в сумме фактически признанной задолженности.

Для преодоления дисбаланса между интересами государственных налоговых органов и иных пользователей бухгалтерской информации внешняя отчетность должна разбиваться на виды: финансовая, коммерческая и специальных целей (в том числе, налоговая, статистическая, внебюждетных фондов). На законодательном уровне должен быть утвержден статус финансовой отчетности, установлены круг пользователей и общий порядок ее подготовки и представления. Организация, отчитывающаяся в формате финансовой отчетности, должна соответствовать критериям большой социально-экономической значимости: иметь большое число учредителей и сложную структуру собственного капитала, большое число кредиторов или значительные размеры привлеченного капитала инвесторов, значительные масштабы деятельности и т. п. Целью составления такой отчетности должно быть формирование и раскрытие полезной и достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности организации за отчетный период, размерах и формах полученных экономических выгод, источниках финансирования и направлениях их использования.

В формате коммерческой отчетности могут отчитываться организации, имеющие незначительные масштабы деятельности и социальную значимость, а также характеризующиеся простотой управления (например, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества, некоммерческие организации, унитарные предприятия, а также общества с ограниченной ответственностью и закрытые акционерные общества, когда функции исполнительного органа возложены на собственника).

Виды отчетности в специальных целях и правила ее формирования и должны определяться государственными органами. Разделение отчетности на отдельные виды позволит без ущерба интересов государственных органов привлекать к разработке учетных стандартов общественно-профессиональные органы и тем самым обеспечит разумное соотношение между регламентацией учета из единого центра и правом выбора хозяйствующего субъекта. Такой подход соответствует подходам МСФО.

Основным аргументом в пользу необходимости обособления отдельных видов отчетности прежде всего должна стать точность формируемого показателя прибыли. Суждение о точности показателя прибыли как основного показателя деятельности организации в условиях рынка возможно лишь с точки зрения пользователей.

Следует также отметить, что если в развитие бухгалтерской информации встраивается система показателей с использованием рыночных оценок, прогнозных величин, то в практике экономически развитых стран такая отчетность именуется финансовой и представляет собой следующую ступень составляемой ныне бухгалтерской отчетности, информативность которой существенно превышает традиционные возможности в области финансового анализа. Таким образом, несмотря на разные информационные возможности, финансовая отчетность, по сути, остается бухгалтерской, поскольку ее фундаментом являются общепринятые принципы бухгалтерского учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.