Научная статья на тему 'К вопросу о самостоятельной работе обучающихся'

К вопросу о самостоятельной работе обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1062
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВУЗЕ / КОСВЕННОЕ (ОПОСРЕДОВАННОЕ) ОБУЧЕНИЕ / ТИХАЯ РАБОТА / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА / НЕЗАВИСИМОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / STUDENT / SELF-DEPENDENCE / SELF-STUDY AT THE UNIVERSITY / INDIRECT TRAINING / QUIET WORK / INDIVIDUAL WORK / INDEPENDENT STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаламов Вячеслав Викторович

В статье представлен краткий анализ научных работ по вопросу самостоятельной работы обучающихся; рассматриваются различные подходы к определению данного понятия в отечественной научной литературе. Для сравнения предлагаются варианты обозначения термина «самостоятельная работа» в зарубежной педагогической литературе. Предложен свой подход к определению данного понятия. На основе анализа научной, учебной и энциклопедической литературы определяются функции и задачи самостоятельной работы обучающихся как многоаспектного, многофункционального понятия. Выдвигаются основные требования к самостоятельной работе как системе; рассматриваются ее воспитательные и обучающие цели. Рассматривается роль самостоятельной работы обучающихся на разных уровнях образования. Определяется сущность самостоятельности как одного из важных качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The article provides a brief analysis of published studies on the issue of independent work of students, examines various approaches to the definition of this concept encountered in national scientific literature. By way of comparison, the author presents various terms used in the pedagogical literature abroad to denote independent work of students. The author offers his own approach to the definition of this notion. On the basis of the analysis made by the author of the scientific, educational and encyclopedic literature, the functions and tasks of independent work of students as a multidimensional, multifunctional concept are defined. The basic requirements for independent work as a system are put forward. The article discusses its educational and training goals and examines the role of independent work of students at different levels of education. The article defines the essence of autonomy as one of the important qualities of an individual.

Текст научной работы на тему «К вопросу о самостоятельной работе обучающихся»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_123

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2017. Т. 27, вып. 1

УДК 378.6 В.В. Шаламов

К ВОПРОСУ О САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье представлен краткий анализ научных работ по вопросу самостоятельной работы обучающихся; рассматриваются различные подходы к определению данного понятия в отечественной научной литературе. Для сравнения предлагаются варианты обозначения термина «самостоятельная работа» в зарубежной педагогической литературе. Предложен свой подход к определению данного понятия. На основе анализа научной, учебной и энциклопедической литературы определяются функции и задачи самостоятельной работы обучающихся как многоаспектного, многофункционального понятия. Выдвигаются основные требования к самостоятельной работе как системе; рассматриваются ее воспитательные и обучающие цели. Рассматривается роль самостоятельной работы обучающихся на разных уровнях образования. Определяется сущность самостоятельности как одного из важных качеств личности.

Ключевые слова: самостоятельная работа обучающихся, обучающийся, самостоятельность, самостоятельная работа в вузе, косвенное (опосредованное) обучение, тихая работа, индивидуальная работа, независимое обучение.

На различных этапах развития человечества философы, педагоги, представители общественно-политической мысли говорили о самодеятельности и самостоятельности в учении как важнейшем условии развития человека, о необходимости развития самой самостоятельности и об обязательном обучении обучающихся самостоятельной работе.

Понятие «самостоятельная работа обучающихся» в научной и учебной литературе получило разные трактовки в зависимости от содержания, которое вкладывается в термин «самостоятельный».

На данный момент можно говорить о трех основных значениях этого понятия.

В первом его значении - обучающийся выполняет работу сам, без участия преподавателя. Во втором - ученик самостоятельно ориентируется в учебном материале. В третьем - работа обучающегося не регламентирована: он сам выбирет содержание и способы выполнения задания.

Чаще всего термин «самостоятельная работа» применяется в первом значении [6. С. 12].

Специфика второго значения - в том, что самостоятельная работа обучающегося - это важная часть всех форм проведения учебных занятий [1. С. 183].

В третьем значении - самостоятельность проявляется в незначительной регламентации деятельности учеников [3. С. 58].

Анализ различных подходов привел нас к выводу, что сегодня отсутствует общепризнанное, устраивающее всех определение термина «самостоятельная работа».

В нашей работе предлагается определять «самостоятельную работу обучающихся», как вид учебной деятельности, обеспеченной организационно и методически, направленной на выполнение познавательных задач собственными силами в установленное время без непосредственного руководства со стороны преподавателя. Положительный результат успешно выполняемой самостоятельной работы - в развитии мыслительных способностей обучающихся, в развитии самостоятельности как важнейшего качества личности.

В зарубежной научной литературе для обозначения самостоятельной работы обучающихся применяются термины, подчеркивающие разные ее аспекты: в Германии - это «косвенное обучение»; в Австрии - «тихая работа», во Франции и Англии - «индивидуальная работа»; в США - «независимое обучение» [3. С. 62].

Самостоятельная работа как многоаспектное, многофункциональное понятие представлена в научной литературе как:

- вид учебной деятельности учащихся (А.Н. Малышева);

- форма организации ученической деятельности (А. С. Лында);

- средство обучения учащихся (П.И. Пидкасистый);

- метод обучения (Л.В. Жарова);

Основными признаками самостоятельной работы принято считать следующие:

- наличие определенного задания (Е.Я. Голант, Л.В. Жарова, И.Э. Унт, А.В. Усова);

124 В В. Шаламов

2017. Т. 27, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

- специально отведенное время (внеучебное и учебное) для выполнения задания (Б.П. Есипов, Л.В. Жарова, О.А. Нильсон);

- мыслительная деятельность обучающегося (Образцов П.И., Усова А.В.);

- руководство со стороны преподавателя (Р.М. Микельсон, О.А. Нильсон, И.Э. Унт);

- отсутствие непосредственного вмешательства преподавателя (Е.Я. Голант, Р.М. Микельсон, В.М. Рогозинский);

- оформление полученных результатов (Жарова Л.В., Усова А.В.).

К самостоятельной работе, как системе предъявляются определенные требования. К их числу относятся:

- органичная связь с разными видами учебной деятельности;

- постепенное возрастание сложности, детерминированной системой частнодидактических целей;

- сочетание различных видов работ;

- индивидуализация познавательной деятельности обучающихся.

Суть самостоятельной работы состоит в воспитании самостоятельности (Б.П. Есипов, Н.Г. Дай-ри, И.Е. Торбан), одного из главных качеств личности - умения ставить определенные цели и добиваться их достижения собственными силами: самостоятельность - ответственное отношение к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях [3. С. 233].

Исследователи (Е.Л. Белкин, И.В. Горлинский, Г.Б. Пичурина и др.), разрабатывая проблемы обучающих целей самостоятельной работы, называют следующие дидактические цели:

- приобретение;

- закрепление;

- применение на практике и проверка новых знаний и умений.

Исследователи сформулировали определенные функции самостоятельной работы:

- формирование активности и самостоятельности личности (В.К. Буряк; М.А. Данилов);

- формирование интереса к знаниям и потребности к самообразованию (Н.Ф. Голованова; Н. П. Ерастов);

- развитие познавательных способностей (А.Ю. Уваров; А.В. Усова);

- выработка умений и навыков учебной деятельности (П.И. Пидкасистый);

- повышение сознательности и прочности усвоения знаний (А.С. Лында; М.Н. Скаткин);

- конкретизация и углубление полученных знаний (Б.Ю. Зотов; П.И. Пидкасистый).

Понятие самостоятельной работы обучающихся обладает большой емкостью, что предопределило многообразие подходов к ее классификации и вычленение отдельного признака самостоятельной работы или группы ее признаков.

Наиболее популярна классификация на основе дидактической цели (Б.П. Есипов; Л.И. Заякина; Н.С. Пурышева; Р.Б. Срода).

Широко представлены классификации на основе источника знаний (Б .П. Есипов; В.П. Стрези-козин) и по характеру познавательной деятельности (М.И. Махмутов).

Также разработаны и представлены в научной и учебной литературе классификации:

- по степени самостоятельности (Маркова А.К.; Половникова Н.А.);

- по нарастанию продуктивного и творческого начал в заданиях и деятельности обучаемых (М. И. Моро; П. И. Пидкасистый);

- по организационному признаку (Л.В. Жарова; О.А. Нильсон);

- по заданиям, организующим самостоятельную деятельность учащихся (И.Я. Лернер; П. И. Пидкасистый);

- по дидактической функции (Л.В. Жарова).

Такое число классификаций представляется нам закономерным, так как позволяет увидеть разные аспекты объекта классификации, углубить и расширить понимание его сущности.

Ряд отечественных авторов высказывает мнение, что самостоятельной работе обучающихся следует отводить лишь 10 % от времени школьного урока, а оставшиеся 90 % времени - это время активности учителя, а не ученика, хотя на практике все должно быть наоборот. В то же время учитель не является руководителем и организатором самостоятельной работы школьника. Более 75 % обучающихся и педагогов отдают предпочтение репродуктивным методам работы, в основе которых лежит воспроизведение учебного материала. Но подчеркнем, что умственная самостоятельность обу-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2017. Т. 27, вып. 1

чающихся максимально проявляется именно в самостоятельной работе, процентное соотношение которой в учебных занятиях необходимо увеличивать [7. С. 359].

Рассмотрим, как самостоятельная работа обучающихся применяется в различных образовательных организациях. Начнем со школьного обучения. Большинство дидактов считают, что на уроке ученики должны выполнять задания самостоятельно, а роль педагога - руководить их самостоятельным трудом, готовить для этого задания.

Выделим следующие виды самостоятельной работы в школе:

- по образцу;

- реконструктивно-вариантные;

- частично-поисковые;

- исследовательские [8. С. 43].

Существует мнение, что форма организации работы влияет на достижение поставленной цели. В одной из работ Л.В. Жаровой определены следующие формы организации самостоятельной работы:

1. Фронтальные самостоятельные работы. Их особенности:

- все учащиеся выполняют общее для всех задание (задания);

- учитель дает общий инструктаж к выполнению задания;

- используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.

Такая форма самостоятельной работы наиболее применима при изучении новой темы, когда педагогу необходимо создать нужный настрой на работу, заинтересовать новой информацией, событием, явлением. Немаловажна ее роль в формировании и развитии умения выполнять различные задания на основе образца.

2. Индивидуальная самостоятельная работа не подразумевает совместных действий обучающихся, но способствует сотрудничеству обучаемого с педагогом. Виды индивидуальных заданий:

- небольшие по объему работы, предлагаемые ученику или группе (2-4 человека);

- выполнение текущих индивидуальных домашних заданий, предложенных учителем, но выбираемых учениками на альтернативной основе;

- подготовка и проведение учащимися старших классов отдельных уроков;

- подготовка к уроку опережающих заданий, требующих поисковой деятельности: сообщений, докладов, опытов.

- внеучебная работа, связанная с самообразовательной деятельностью учащихся, направленной на удовлетворение их интересов и познавательной потребности.

3. Групповая самостоятельная работа. Она привлекает педагогов благоприятными условиями для сотрудничества обучающихся, взаимодействия их между собой. Работа в группах устраняет дефицит общения, который нередко наблюдается и в школе, и в семье. К наиболее простым и доступным формам сотрудничества обучающихся относится работа в парах постоянного состава. Как правило, они состоят из учеников, сидящих за одной партой. Данная форма работы может быть использована при выполнении различных учебных заданий.

Еще одной формой сотрудничества обучающихся может стать работа в звеньях-группах по 4-6 человек. Сложность состоит в формировании таких групп. В качестве дифференциации педагоги выдвигают разные показатели: уровень знаний, интерес к учению, уровень умений, общие способности и др. [2. С. 31].

Остановимся теперь на организации самостоятельной работы в вузе.

Вузовский педагог создает лишь условия для познавательной деятельности обучающихся. Самостоятельная же работа студентов должна стать итогом всех видов учебной работы как подлинное достояние выпускника вуза.

Самостоятельная работа студента наиболее эффективна, когда она организованна и реализована в учебном процессе как целостная система, охватывающая все этапы обучения в высшей школе. Обучающийся должен овладеть способами выявления познавательных задач, нахождения путей их разрешения, проведения контроля, направленного на определение степени соответствия между поставленной целью и достигнутым результатом.

Процесс развития навыков и умений самостоятельной работы студента протекает и сознательно, и интуитивно. Самостоятельная его работа под непосредственным руководством педагога основана на деловом взаимодействии. Преподаватель разрабатывает задания, методические рекомендации

126 ВВ. Шаламов

2017. Т. 27, вып. 1 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

для их самостоятельного выполнения и передает их студенту. В дальнейшем функция преподавателя - управленческая: корректировка ошибок обучающихся [9. С. 62].

Содержательно самостоятельная работа в вузе может рассматриваться двояко: как набор теоретических и практических заданий, которые предлагаются студенту в процессе обучения; и как определенный способ деятельности обучающегося, направленной на решение предлагаемых заданий различной степени сложности.

Внешнее выражение содержания самостоятельной работы студентов (решение им различных задач) проявляется во всех формах аудиторной и внеаудиторной деятельности.

Функциональное предназначение самостоятельной работы студентов в процессе учебных занятий заключается в самостоятельном прочтении, осмыслении, запоминании и воспроизведении информации. Постановку цели и планирование самостоятельной работы студентов определяет преподаватель.

В самостоятельной работе студентов по решению познавательных и практических задач всегда присутствуют следующие элементы управления и самоуправления данной деятельностью:

- планирование работы;

- текущий контроль и самоконтроль за ходом, промежуточными и конечными результатами работы;

- корректировка хода работы;

- устранение замеченных ошибок, неточностей, установление и исключение их причин;

- совершенствование способов выполнения работы [5. С. 26].

На данный момент времени в вузах существуют две общепринятых формы самостоятельной работы. Первая- традиционная: работа студентов, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для каждого часы, часто вне аудитории, или, если того требует специфика дисциплины, - в лаборатории или мастерской.

Другая форма самостоятельной работы - аудиторная, под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию.

К основным видам самостоятельной работы студентов в вузе относятся:

- подготовка к лекциям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- подготовка к семинарам, зачетам, экзаменам;

- выполнение рефератов, заданий, курсовых работ;

- выполнение дипломного проекта [7. С. 449].

Итак, при выполнении любого вида самостоятельной работы студент должен пройти следующие этапы:

- определение цели самостоятельной работы;

- конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;

- самооценка готовности к самостоятельной работе для решения поставленной или выбранной задачи;

- выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения);

- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;

- реализация программы выполнения самостоятельной работы;

- осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов: контроль за ходом самостоятельной работы, самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, корректировка на основе результатов самоконтроля программ выполнения работы, устранение ошибок и их причин [5. С. 37].

При выполнении самостоятельной работы студентами применяются те же методы контроля, что и в общеобразовательной школе.

Модернизация отечественного образования выдвигает в центр внимания чрезвычайно важную, но слабо реализованную на практике проблему организации самостоятельной работы обучающихся в учебном процессе. Важную роль в этом должен сыграть пересмотр концепции обучения, приведение ее в соответствие с реальным протеканием учебного процесса.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2017. Т. 27, вып. 1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М., 1966. 440 с.

2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. М.: Педагогика, 1993. 250 с.

3. Заякина Л.И. Обоснование комплексной системы организации самостоятельной работы студентов-первокурсников ВТУЗа: дис. ... канд. пед. наук. Одесса, 1979. 277 с.

4. Инге У.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990. 192 с.

5. Казакова А.Г. Организация самостоятельной работы студентов в вузах культуры и искусств: учеб.-метод. пособие. М., 2005. 45 с.

6. Кашин М.П. О самостоятельной работе учащихся на уроке // Советская педагогика. М., 1957. С. 12-20.

7. Педагогика и психология высшей школы / под ред. С.И. Смыгина. Ростов н/Д, 2002. 544 с.

8. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. М.: Роспедагентство, 2001. 212 с.

9. Рогозинский В.М. Азбука педагогического труда. М., 1990. 112 с.

Поступила в редакцию 17.01.17

V.V. Shalamov

THE ISSUE OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS

The article provides a brief analysis of published studies on the issue of independent work of students, examines various approaches to the definition of this concept encountered in national scientific literature. By way of comparison, the author presents various terms used in the pedagogical literature abroad to denote independent work of students. The author offers his own approach to the definition of this notion. On the basis of the analysis made by the author of the scientific, educational and encyclopedic literature, the functions and tasks of independent work of students as a multidimensional, multifunctional concept are defined. The basic requirements for independent work as a system are put forward. The article discusses its educational and training goals and examines the role of independent work of students at different levels of education. The article defines the essence of autonomy as one of the important qualities of an individual.

Keywords: independent work of students, student, self-dependence, self-study at the university, indirect training, quiet work, individual work, independent study.

Шаламов Вячеслав Викторович, кандидат педагогических наук

ФГКОУ «Уральский юридический институт МВД 620057, Россия, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66 Е-шаП: shvv6969@mail.ru

Shalamov V.V., Candidate of Pedagogy

Ural Law Institute of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation Korepina st., 66, Yekaterinburg, Russia, 620057 Е-mail: shvv6969@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.