Научная статья на тему 'К вопросу о роли налогового законодательства в процессе построения инновационной экономики: основные пути совершенствования'

К вопросу о роли налогового законодательства в процессе построения инновационной экономики: основные пути совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
416
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / НАЛОГОВЫЕ СТИМУЛЫ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / TAX LAW / INNOVATION ECONOMY / TAX INCENTIVES / TAX BREAKS / SPECIAL ECONOMIC ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лайченкова Н. Н.

В статье рассматриваются вопросы становления и развития экономики инновационного типа и роли сложившейся системы налогообложения в данном процессе. Особое внимание уделяется правовым основам налогового стимулирования и применения налоговых льгот налогообязанными субъектами, осуществляющими научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность. Делается вывод о необходимости и важности системного влияния со стороны государства в целях построения инновационной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question of a role of the tax law in the course of creation of innovative economy: main ways of improvement

The article is devoted to the establishment and development of innovative economy and the role of the tax system in this process. Special attention is paid to the legal framework of tax incentives and tax benefits obliged entities undertaking scientific research and experimental design activities. The study concluded that the necessity and importance of the system of influence from the State in order to build an innovative economy.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли налогового законодательства в процессе построения инновационной экономики: основные пути совершенствования»

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

УДК 347.73:338

Н. Н. Лайченкова

*

К вопросу о роли налогового законодательства в процессе построения инновационной экономики: основные пути совершенствования

В статье рассматриваются вопросы становления и развития экономики инновационного типа и роли сложившейся системы налогообложения в данном процессе. Особое внимание уделяется правовым основам налогового стимулирования и применения налоговых льгот налогообязанными субъектами, осуществляющими научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность. Делается вывод о необходимости и важности системного влияния со стороны государства в целях построения инновационной экономики.

The article is devoted to the establishment and development of innovative economy and the role of the tax system in this process. Special attention is paid to the legal framework of tax incentives and tax benefits obliged entities undertaking scientific research and experimental design activities. The study concluded that the necessity and importance of the system of influence from the State in order to build an innovative economy.

Ключевые слова: налоговое законодательство, инновационная экономика, налоговые стимулы, налоговые льготы, особые экономические зоны.

Key words: tax law, innovation economy, tax incentives, tax breaks, special economic zones.

Современный период экономического развития Российской Федерации характеризуется проведением комплекса мероприятий, инициированных в большинстве случаев государством, с целью инновационного развития, внедрения во все сферы производства, управления, социального обеспечения высоких технологий, продуктов интеллектуального развития, позволяющего минимизировать ресурсные, материальные, временные затраты.

* © Лайченкова Н. Н., 2015

216

Начиная с позиций фискально ориентированной экономики через экономику социальной направленности, Российское государство прошло достаточно долгий и сложный путь в выборе оптимального направления развития экономических процессов, чтобы обозначить в качестве основного приоритета экономику знаний, информационных продуктов, интеллектуальных достижений. Справедливо отмечено, что «в настоящее время перед Российской Федерацией в связи с утверждением нового типа общественного устройства...стоят вызовы и задачи, решение которых требует инновационных подходов к управлению развитием социальноэкономических систем. Превращение науки в главную производительную силу, создание условий для раскрытия творческого потенциала человеческой личности, как носителя и генератора знаний, и распространение новых технологий, качественно меняющих свойства выпускаемых товаров, процессы производства и потребления, становятся фундаментальными характеристиками экономики знаний»1.

Не отрицая значимости, важности и эффективности подобного типа развития экономических отношений, следует констатировать один недостаток - необходимость осуществления на первоначальных этапах большого объема материальных затрат как со стороны государства, так и со стороны субъектов частного хозяйствования вне зависимости от их ведомственной принадлежности.

Г осударство в настоящее время создает необходимую правовую базу для упрощения осуществления инвестиционных процессов в наукоемкие отрасли, стимулирует развитие и рост рынка инновационной продукции, содержащего объекты интеллектуальной собственности, осуществляет финансовую поддержку субъектов, занимающихся научными разработками, результаты которых обеспечат совершенствования системы функционирования инновационной экономики.

В целом все условия такого функционированиявозможно разделить на несколько групп:

• программно-правовые условия, предполагающие наличие в правовой системе государства комплекса нормативных правовых актов, в полном объеме регулирующих развитие инновационных процессов, и содержащие адекватные потребностям правовые средства и методики. На

1 О науке и государственной научно-технической политике: науч.-практ. коммент. к федер. закону от 23 авг. 1996 г. № 127-ФЗ (постатейный) / Грудцына Л.Ю., Дмириев Ю.А., Иванова С.А. и др. / под ред. В.Е. Усанова. М.: ЮРКОМПАНИ, 2012.

217

сегодняшний день в Российской Федерации действует ряд документов, являющих собой ориентиры процесса построения инновационной ориентированной экономики, например, Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, основной целью которой является формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и эффективной инновационной системы, обеспечивающих технологическую модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста. Еще одним документом аналогичной направленности является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, определяющая в целом инновационный потенциал и степень технического развития в государстве, устанавливающая в качестве основных целей и задач построение экономики инновационного типа в указанные сроки и представляющая весь арсенал инструментом и методов для их достижения и решения.

При этом приходится констатировать отсутствие единого концептуального нормативного правового акта, регулирующего инновационную деятельность в Российской Федерации, необходимость которого постоянно обосновывает научное сообщество2. В настоящее время Российская Федерация при необходимости может применять положения принятого 16 ноября 2006 г. Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ Модельного закона об инновационной деятельности; организационные условия, к которым следует отнести наличие в системе государственной власти органов, реализующих и осуществляющих поэтапные мероприятия в рамках инновационного развития государства; экономические условия, включающие в себя наличие закрепленных в законодательстве механизмов и инструментов, обеспечивающих вовлечение в развитие рынка инновационных и интеллектуальных продуктов. К подобным условиям целесообразно отнести наличие налоговых стимулов для хозяйствующих субъектов, чья деятельность связана с созданием продукта для указанных рынков.

Именно налоговому стимулированию отводится главная, исключительно важная роль, поскольку оно имеет целевую направленность на поощрение исследований, развитие науки и технологий в целях создания объектов интеллектуальной собственности, благоприятного инновацион-

2 Конюхова Т.В. К вопросу о проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» // Реформы и право. 2009. № 3. С. 3-6.

218

ного климата и доказало свою эффективность в ведущих мировых державах, достигших значительных результатов на пути построения инновационной экономики3.

Принципиально важно отметить, что современные нормы законодательства о налогах и сборах уже закрепляют определенные стимулы для субъектов, вовлеченных в процесс инновационного развития.

Прежде всего, на основании ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость выполнение научноисследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществляемое за счет средств бюджетов всех уровней, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданных для этих целей в соответствии с действующим законодательством о науке и государственной научно-технической политике, а также выполнение аналогичных работ учреждениями образования и научными организациями на основании хозяйственных договоров.

Также обложению налогом на добавленную стоимость не подлежит выполнение организациями научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукций и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ включаются, например, разработка новых технологий, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги) и т. д.

В рамках налогового стимулирования в указанной сфере применяется также субъектный подход.

Например, в соответствии со ст. 145.1 Налогового кодекса РФ правом на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) наделяется организация, получившая статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в рамках Федерального закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”» в течение 10 лет со дня получения подобного статуса. Более того, участники инновационного центра «Сколко-

3 Грибанов Д.В. Государственная поддержка инновационной деятельности в современном законодательстве // Бизнес, Менеджмент и Право. 2013. № 1. С. 72.

219

во» освобождены от уплаты налога на прибыль на основании ст. 246.1 Налогового кодекса РФ.

Еще одна стимулирующая мера для указанных субъектов - это снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование до уровня 14 %.

Налоговое стимулирование развития инновационного потенциала -механизм, используемый в большинстве стран, считающихся мировыми лидерами. Следовательно, изучение имеющегося опыта есть залог дальнейшего эффективного развития Российского государства с постоянным возрастанием объема инновационной составляющей во всех сферах его функционирования. Так, Китай использует субъектно-индивидуальный подход в области применения налоговых льгот, заключающихся в установлении пониженной ставки налога на прибыль, равной 15 %, при стандартной ставке в 25 %. Однако право на применение данной ставки имеют лишь компании, получившие статус инновационного высокотехнологичного предприятия, т. е. отвечающие следующим условиям и требованиям:

- иметь право на интеллектуальную собственность на основные технологии;

- производить товары, оказывать услуги определенного назначения (например, информационные, биологические и медицинские, космические и авиационные технологии, технологии, связанные с освоением природных ресурсов и борьбой с загрязнением окружающей среды и проч.);

- иметь определенную численность научно-технических кадров с дипломом об окончании колледжа или высшего учебного заведение при условии обязательного привлечения части из них к научноисследовательским и опытно-конструкторским работам;

- наличие доли расходов на научно-исследовательские и опытноконструкторские работы в совокупном доходе в течение трех последних отчетных периодов не менее определенного уровня4.

Создание на территории Российской Федерации особых экономических зон технико-внедренческого типа - один из базовых шагов в процессе стимулирования развития инноваций.

Так, на территории особой экономической зоны (ОЭЗ) техниковнедренческого типа действует особый режим налогообложения, сущность которого заключается в предоставлении налоговых льгот по уплате отдельных налогов. Так, например, для организаций, являющихся резидентами особой экономической зоны законодательством субъектов Российской 4

4 Борисов О.И. Благоприятный налоговый климат для инновационной деятельности как антикризисная мера в России и зарубежных странах // Налоги. 2011. № 3. С. 37-44.

220

Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. При этом размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 процента.

В некоторых законодательно определенных случаях возможно применение резидентами технико-внедренческих особых экономических зон «нулевой» налоговой ставки по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет.

Ставка по страховым взносам на рассматриваемых территориях до конца 2017 г. будет составлять 14 %. Начиная с 2018 г. она увеличится на 7 пунктов, а с 2019 г. будет составлять 28 %.

К настоящему времени можно отметить, что Российская Федерация имеет десятилетний опыт их существования. Функционирование пяти территорий со статусом технико-внедренческой ОЭЗ позволило достигнуть определенных результатов, которые не всегда можно оценить как положительные.

Так, например, по данным официального сайта Министерства экономического развития Российской Федерации к 1 июля 2014 г. на территории Москвы как технико-внедренческой ОЭЗ зарегистрировано 34 резидента, что составляет 53 % от планируемого количества к 2020 г., большая часть которых в полном объеме осуществляет свою деятельность.

Однако на территории зоны «Иннополис» к указанной дате зарегистрированных резидентов нет. Одной из причин невыполнения зоной «Ин-нополис» показателей перспективного плана развития территории можно назвать несформированное законодательство Республики Татарстан в части предоставления резидентам налоговых льгот.

Данное обстоятельство предопределяет необходимость совершенствования системы определения эффективности функционирования особых экономических зон в целом и технико-внедренческих в частности, которая на сегодняшний день включает в себя:

- финансовую (коммерческую) эффективность, учитывающую последствия реализации проекта для его непосредственных участников - резидентов зоны;

221

- экономическую эффективность, показывающую затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов его участников;

- бюджетную эффективность, которая оценивается через сопоставление объема инвестиций из средств бюджета РФ и всей совокупности доходов бюджета, а также возникающей благодаря реализации проекта ОЭЗ экономии в расходах бюджета;

- налоговую эффективность, учитывающую отношение бюджетного эффекта к объему полученных резидентами ОЭЗ льгот по таможенным пошлинам и другим налогам;

- социальную эффективность, характеризующую общественную сторону осуществления проекта и его значимость для населения региона и всего государства5.

Одним из базовых налоговых стимулов в рамках инновационной деятельности является институт инвестиционного налогового кредита, определяемый Налоговым кодексом РФ как способ изменения срока исполнения налоговой обязанности, а учеными - как налоговая льгота. Право на инвестиционный налоговый кредит имеют организации, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе направленные на повышение энергетической эффективности производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также внедренческую или инновационную деятельность, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов, что в целом можно признать способом стимулирования осуществления инновационной деятельности.

Представленные законодательные способы налогового стимулирования позволят оптимизировать затраты хозяйствующих субъектов при производстве высокотехнологичной продукции, товаров интеллектуальной собственности, тем самым повысив их конкурентоспособность и облегчив процесс коммерциализации результатов инновационной деятельности, товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Однако в настоящее время принципиально важно принять единый нормативный правовой акт, содержащий в себе регулирования общественных отношений в области инновационной деятельности в Российской Федерации, где будут аккумулированы нормы и правила, закрепляющие особенности налогообложения в инновационной сфере, результаты инновационной деятельности, а также налогово-правовые стимулы ее развития.

5 Павлов П.В. Особые административно-правовые режимы осуществления внешнеторговой деятельности: моногр. М.: Норма, 2012. Прил. 14.

222

Исследовав сложившуюся ситуацию, трудно отрицать утверждение Д.В. Грибанова о том, что «осуществление государством поддержки инновационной деятельности в форме предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей способствует дальнейшему развитию и совершенствованию правовых механизмов финансового стимулирования и обеспечения инновационной деятельности»6.

В завершение хотелось бы отметить, что процесс построения эффективной инновационной экономики будет завершен лишь при применении системы инструментов и способов, включающих в себя государственную поддержку, базирующуюся на теоретических и практических основах адекватного отраслевого правового регулирования, направленного на создание условий постоянного совершенствования технологий, модернизации принципа конкурентоспособности и прибыльности инновационной продукции, а также доктринально обоснованные концепции и стратегии стимулирования инноваций, в рамках которых налоговому законодательству должно отводиться первостепенное значение.

Список литературы

1. Борисов О.И. Благоприятный налоговый климат для инновационной деятельности как антикризисная мера в России и зарубежных странах // Налоги. -2011. - № 3. - С. 37-44.

2. Грибанов Д.В. Государственная поддержка инновационной деятельности в современном законодательстве // Бизнес, Менеджмент и Право. - 2013. - № 1.

3. Грудцына Л.Ю., Дмириев Ю.А., Иванова С.А. и др. О науке и государственной научно-технической политике: науч.-практ. коммент. к федер. закону от 23 авг. 1996 г. № 127-ФЗ (постатейный) / под ред. В.Е. Усанова. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2012.

4. Конюхова Т.В. К вопросу о проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» // Реформы и право. - 2009. -№ 3. - С. 3-6.

5. Михайлиди Т.А. К вопросу о необходимости принятия закона об инновационной деятельности на федеральном уровне (конституционно-правовой аспект) // Конституционное и муниципальное право. - 2012. - № 10. - С. 63-67.

6. Павлов П.В. Особые административно-правовые режимы осуществления внешнеторговой деятельности: моногр. - М.: Норма, 2012. - Прил. 14.

6 Грибанов Д.В. Указ. соч. С. 73.

223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.