К ВОПРОСУ О РОЛИ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
© Штибекова А.И.*, Веретельник Д.В.*
Сургутский государственный университет, г. Сургут
Мотивация трудовой деятельности персонала организации является важным элементом управления персоналом организации, от мотивации персонала зависит эффективность организации. Мотивация персонала обеспечивает потребности организации в осознанной и качественной реализации функций управления персоналом.
Ключевые слова: мотивация, развитие персонала, трудовое поведение, обучение.
Как нам известно, управление персоналом является один из самых главных и ключевых аспектов успеха управления организацией. Существует много разных ресурсов предприятия, таких как финансовые ресурсы, бренд, оборудование, разные технологии, оборудование, персонал и т.д. В современной конкурентной экономике, что бы поддерживать успех организации необходимо уделять большое внимание климату в коллективе, а значит и на такую важнейшую функцию, как мотивация в развитии персоналом.
Сегодня развитие персонала рассматривается как один из важнейших факторов в повышении конкурентоспособности организации. Это в определенной степени связано с интенсивным становлением экономики, которая основана знаниях и внедрении технологий. Развитие персонала - это процесс подготовки персонала к выполнению новых производственных функций, замещению новых должностей, решению качественно новых задач [1, с. 304]. Разные авторы выделяют различные элементы развития персонала. На наш взгляд, основными являются обучение персонала и управление карьерой.
Обучение является важнейшим средством развития персонала, это процесс овладения знаниями, навыками и умениями под руководством опытных преподавателей, специалистов, наставников и руководителей.
Методами обучения персонала являются следующие: производственный инструктаж, наставничество, ротация (смена рабочего места), деловые игры, имитация (воспроизводство фактических условий работы), чтение лекций, показ фильмов и другие.
Важнейшим аспектом развития персонала является управление карьерой, направленное на изменение положения работника в организации. Реализация технологии управления карьерой невозможно без обучения.
Таким образом, развитие персонала играет важную роль, в повышении уровня профессионального мастерства оно непосредственным образом по-
* Кафедра Управления персоналом. Научный руководитель: Хадасевич Н.Р., доцент кафедры Управления персоналом.
ложительно влияет на финансовые результаты компании, так как увеличивается производительность труда и улучшается качество продукции (работ, услуг). Также капиталовложения в развитие персонала способствуют тому, что в организации улучшается социально-психологический климат, сокращается текучесть кадров, повышается преданность сотрудников своей организации, обеспечивается преемственность в управлении.
Одной из важнейших задач обучения и развития персонала в организации является формирование мотивации трудовой деятельности, через формирование мотивов и ценностей, базирующихся на профессионализме и высоких компетенциях персонала. Мотивы и ценностные ориентиры, реальный опыт трудового поведения все это влияет на трудовую мотивацию работников [3, с. 114]. Под мотивацией в управлении персоналом понимается процесс побуждения человека к результативной трудовой деятельности, которая так же дает возможность работнику достичь целей организации и личных целей. Совмещение личных и целей фирмы является основой эффективного управления.
Мотивация трудовой деятельности персонала определяется как побуждение работников к целенаправленной деятельности посредством стимулов и мотивов [2, с. 226]. Таким образом мотивация является системообразующим ядром управления персоналом, которое решает одну из важнейших задач управления персоналом - влияет на трудовое поведение работников (рис. 1). Кроме того мотивация базируясь на остальных функциях управления персоналом и поддерживает их реализацию.
Планирование карьеры
Адаптация персонала
Обучение персонала
Поиск и отбор персонала
Корпоративная культура
Стимулирование персонала
Рис. 1. Мотивация как элемент управления
Для мотивации работников необходимо, чтобы каждый был знаком с ситуацией успеха в процессе трудовой деятельности, потому что успех - это реализованная задача, которая способствует закреплению определенного поведения, приводящего к успешной деятельности. Мотивация служит инструментом снижения напряжения у работника, возникающего в ответ на потребность что-либо получить. Когда работник понимает, что ему необхо-
димо делать на рабочем месте, это уже половина успеха, а мотив всегда содержит какую-то цель.
В настоящее время в управлении персоналом выделяют два основных вида мотивации персонала организаций: материальная и нематериальная, причем они взаимосвязаны и формируют друг друга.
Примером нематериальной мотивации являются:
- вручение грамот и наград;
- публичные поощрения;
- размещение фотографий на доске почёта;
- делегирование полномочий;
- возможность карьерного роста;
- возможность гибкого графика работы.
Материальная мотивации может быть прямая - премирование, оплата труда, подарки; и косвенная - возможность приобретения продукции организации со скидкой, питание на предприятии, льготы при покупке жилья, льготы на проезд. Комплексный подход к мотивации персонала организации, учитывающий потребности работников их ценности и ожидания может стать эффективным инструментом кадровых менеджеров.
Необходимо помнить, что трудовая деятельность персонала в организации призвана удовлетворить различные потребности, в том числе и социальные - потому что помимо зарабатывания денег, человек стремится наладить хорошие взаимоотношения с людьми в коллективе, сформировать о себе хорошее мнение.
Мотивация персонала играет важную роль в развитии персонала. Организация должна создать условия, чтобы заинтересовать работников в развитии своих навыков, получении новых знаний, самосовершенствовании себя в профессиональной деятельности. Мотивация развития персонала - это процесс использования внутренних мотивов и внешних стимулов, при помощи которых работников побуждают к освоению новых знаний, развитию необходимых навыков и умений, которые позволять повысить производительность труда, максимально эффективно выполнять функциональные обязанности, а так же осваивать новые виды профессиональной деятельности.
На практике принято соблюдать общепринятые принципы мотивации в том числе и мотивации развития персонала:
1. принцип своевременного поощрения по результатам достижения целей работником в трудовой деятельности или в развитии;
2. принцип объективности и справедливости поощрения, является основополагающим;
3. принцип индивидуального подхода, что сегодня актуально и востребовано работниками;
4. принцип связи типа мотивации с особенностями и потребностями персонала.
Важную роль в мотивации развития персонала играет признание, что может выражаться в потенциальном карьерном росте. Работники должны понимать, что обучение проводится не просто так, а что оно будет способствовать более успешному выполнению работником своих задач и обязанностей, расширению трудовых функций, а впоследствии, возможно, и продвижению по карьерной лестнице.
Таким образом, можно сделать вывод, что мотивация играет ключевую роль в управлении персонала, так как для улучшения экономических показателей деятельности организации, она должна замотивировать работников в получении новых знаний, развитии навыков. Тем самым повышение эффективности и качества трудовой деятельности работников благоприятным образом отразится на работе и успехе всей организации.
Список литературы:
1. Дуракова И.Б. Управление персоналом: учебник / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. И.Б. Дураковой. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с. - (Высшее образование).
2. Кибанов А.Я., Ивановская Л.В., Митрофанова Е.А. Управление персоналом: учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: РИОР, 2007. - 288 с.
3. Хадасевич Н.Р. Трудовое поведение персонала: факторы воздействия // Кадровик. - 2011. - № 11.