ИЗ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельности
УДК 378.12 DOI: 10.12737/11699
К ВОПРОСУ О РОЛИ КУРАТОРА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Горшкова М. А.1
В настоящее время приоритетным предназначением системы образования является формирование личности, которая социально и профессионально компетентна, способна к творческому поиску, точному определению своего местоположения в постоянно меняющемся мире, ответственной и созидающей. Поиск новых подходов к воспитанию в образовательных учреждениях приводит к необходимости обращения к системному подходу, исследованию роли и возможностей субъектов, его реализующих, в том числе педагога-куратора. В этой связи возрастает интерес к изучению кураторской деятельности в системе высшей школы. В статье представлен теоретический анализ некоторых научных источников по вопросу роли педагога-куратора студенческой группы в воспитательной системе, проанализированы воспитательные условия профессиональной деятельности педагога-куратора студенческой группы в современном вузе, сформулированы выводы по результатам проведенного социологического опроса педа-гогов-кураторов студенческих групп.
Ключевые слова: педагог -куратор, воспитательная система, студенческая группа.
TO THE QUESTION ABOUT THE ROLE OF THE CURATOR IN
THE UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE
GORSHKOVA M.A. - Moscow State Institute for the Humanities (Russian Federation, Moscow), e-mail: [email protected]
At the present time the priority destination of the education system is formation of personality, which is socially and professionally competent, capable of creative search and of precise definition of his (her) location in the changing world, responsible and creative. The search for new approaches to education in educational institutions leads to the need to apply for the system approach, the study of the role and capacity of subjects, realizing it, including the teacher-supervisor. In this regard, the interest in the study of curatorial activities in the system of higher education is increasing. The article presents a theoretical analysis of some scientific sources on the role of the curator of the student group in the educational system. Educational conditions of the professional work of the curator of the student group in the contemporary university are analyzed; conclusions on the results of the poll of teachers, curators of student groups are made.
Keywords: curator, educational system, student group.
Горшкова Марина Абдуловна - Московский государственный областный гуманитарный институт, декан исторического факультета, доцент, кандидат педагогических наук, Российская Федеарция, г. Орел, е-mail: [email protected], e-mail:
[email protected]_________________________________________________________________
Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10
241
ИЗ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельности
Процесс профессионального воспитания будущих современных педагогических работников представляет на сегодняшний день сложную, многоаспектную, социокультурную и психолого-педагогическую проблему.
Существующая в настоящее время система кураторства по очень многим аспектам не соответствует предъявляемым к ней требованиям из за того, что в подавляющем большинстве случаев она ограничивается исполнением ряда общепедагогических задач и в основном функционирует, руководствуясь интуитивными представлениями об организации воспитательной деятельности, не учитывая индивидуальные особенности студентов. В этой связи необходимо уточнить основные цели, приоритетные направления, функции, методы и формы воспитательной деятельности кураторов студенческих групп. Актуализируется потребность в выработке новых направлений и подходов к совершенствованию воспитательной деятельности кураторов студенческих групп.
В настоящее время в педагогической науке и практике интенсивно обсуждается проблема возрождения воспитательных систем в образовательных учреждениях на базе российских воспитательных традиций. Следует отметить, что воспитательные системы в большинстве вузов России в последние два десятилетия были разрушены, деятельность по воспитанию студентов носит бессистемный, фрагментарный и разрозненный характер, считает Е.В. Бондаревская [1], что определяет ее низкую результативность и влечет за собой то, что процесс воспитания молодого поколения осуществляется посредством стихийного возлияния его социального окружения.
Так, в исследовании Т.П. Бугаевой «Деятельность куратора в современном вузе» [2] анализируется воспитательная система современного вуза, дается характеристика деятельности куратора. Т.П. Бугаева определяет педагогические условия осуществления деятельности куратора в вузе:
1. актуализация ценностного отношения педагогического коллектива образовательного учреждения к воспитательной работе со студентами;
2. закрепление норм деятельности сообщества кураторов в разрабатываемой и реализуемой педагогическим коллективом образовательного учреждения нормативно-организационной базе;
3. совершенствование профессионально-педагогической компетентности куратора посредством сочетания психолого-педагогического спецкурса, специально организованных рефлексивно-оценочных процедур и практической деятельности со студентами;
4. создание и реализация кураторами взаимосвязи и взаимовлияния компонентов воспитательной системы в многофункциональной и многообразной воспитательной среде вуза.
На наш взгляд, в работе со студентами важны не только педагогические условия, но и отношение и осознание куратором своей деятельности. С этой целью мы провели опрос кураторов Московского государственного областного гуманитарного института методом ан-
242
Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10
ИЗ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельности
кетного интервью [4]. В исследовании участвовали 24 куратора факультета иностранных языков и исторического факультета в возрасте от 27 до 45 лет, проработавшие в кураторской должности от не менее 3 до 15 лет. Проанализировав ответы респондентов, мы получили следующие результаты. Так, на вопрос о том, как Вами выполняется кураторская работа 52% опрошенных ответили: «С удовольствием, мне это нравится», 31% сказали, что работают без особого энтузиазма, просто выполняя поручения руководства, а 17% вообще хотели бы заняться чем-то другим. На вопрос о том, для чего нужна работа куратора, большинство респондентов ответили, что для организации жизни студентов в вузе (57%) и для помощи в адаптации студентов (43%). Примечательно, что ни один из опрошенных не отметил невостребованность данной области педагогической деятельности. Все респонденты единогласно полагают, что кураторская деятельность в вузе является необходимой. В наибольшей степени она нужна студентам первых курсов, находящимся в процессе социально-психологической адаптации к новой для них среде вуза.
Ответы на вопрос «Каждый ли преподаватель может быть куратором?» разделились: 41% утверждает, что «абсолютно каждый», 59% - «только тот кто заинтересован в данной сфере деятельности».
Респондентам был представлен перечень качеств, которые, по их мнению, должны быть присущи достойному куратору, и предложено их проранжировать. Наибольшее количество голосов набрали такие качества, как коммуникабельность - 85%, любовь к студентам - 84%, трудолюбие - 47%, ответственность - 54%, любовь к своей работе -48%, находчивость - 18%. Таким образом, куратор в их представлении должен быть красноречив, искренне любить свою работу и студентов. Анализируя формы работы, которые должны использовать в их деятельности кураторы, мы получили следующие результаты. Первое место досталось проведению кураторских часов (81%), и значительно меньшее число респондентов отметили экскурсии, организацию концертов и праздников, встречи с интересными людьми. Из этого можно сделать вывод, что предназначение кураторов сами кураторы видят в очень узком круге направлений своего взаимодействия со студентами. Выделяя приоритетные направления в работе со студентами, кураторы отметили учебный процесс (100%), социокультурную жизнь вуза (62%), взаимоотношения в студенческих группах (24%). В самой меньшей степени кураторы интересуются материальным положением студентов (14%).
На вопрос об организации внеучебной деятельности в вузе 73% респондентов ответили, что «нравится абсолютно все: наличие различных спортивных секций, творческих кружков, организация праздничных концертов»; 17% - «не устраивает, так как не все студенты вовлечены в работу секций, кружков».
Последний вопрос исследования был о том, что препятствует или затрудняет выполнение обязанностей куратора в полном объеме. Были получены самые разнообразные варианты ответов: отсутствие вре-
Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10
243
ИЗ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельности
мени - 32%, я в полной мере выполняю свои обязанности - 30%, нежелание студентов работать под кураторским началом - 23%, низкая доплата - 15%.
Таким образом, можно сделать вывод, что кураторы довольно серьезно относятся к своим обязанностям, подчеркивают важность своей работы, считают ее нужной для студентов, особенно для первокурсников, при этом мы отмечаем недостаточное разнообразие форм и направлений работы, используемых кураторами студенческих групп.
Работа Е.Н. Кролевецкой «Развитие субъект-субъектных отношений во взаимодействии куратора и студенческой группы» [3] посвящена развитию отношений во взаимодействии куратора и студенческой группы. Она отводит особую роль куратору в приобретении студентами опыта взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений в процессе профессионального воспитания. Являясь субъектом воспитания, куратор занимает центральное место в системе отношений «студенческая группа - куратор - студент». По мнению Е.Н. Кролевецкой, куратор активно включен в учебно-воспитательный процесс, его влияние на воспитание студентов во многом определяется степенью участия в решении проблем каждого и группы в целом, а также умением найти эффективные пути взаимодействия со студентами, базирующегося на взаимном уважении, независимости, творческом соучастии.
На самом деле куратор является одним из ключевых звеньев в воспитательной системе вуза, находится в непосредственном близком контакте со студентами, как никто другой, знает все о студенческой группе, которую курирует. Куратор является связующим звеном между администрацией, педагогами и студентами. По мнению студентов, куратор помогает решить проблемы, связанные с успеваемостью, с преподавателями, с сокурсниками, бытовые ситуации в общежитии, адаптироваться в новой незнакомой среде первокурсникам.
Таким образом, куратор выполняет множество важных функций. Изучив научную литературу по данному вопросу, мы выделяем следующие функциональные направления воспитательной кураторской деятельности [4]:
1. Основной целевой функцией куратора является отбор, систематическая корректировка целей и задач, направленных на формирование активной профессиональной позиции у студентов, умение прогнозировать, предугадывать все вероятности возможного исхода решения проблемной ситуации, а также уметь оперативно отреагировать при необходимости.
2. Диагностическо-коррекционная функция, которая предполагает исследование студенческой личности согласно имеющимся методикам, которое должно учитывать информацию, полученную от преподавателей, работающих со студентами данной группы; контроль успеваемости и посещаемости студентами учебных занятий; коррекцию, при появлении такой необходимости, поведения студентов, ориентацию их на здоровый образ жизни.
3. Функция планирования предполагает разработку, в соответствии с поставленными целями и задачами, определенных воспита-
244
Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10
ИЗ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельности
тельных мероприятий; организацию и управление студенческой деятельностью, направленной на развитие их личностных качеств, таких как нравственность, профессионализм; на формирование и сплочение студенческого коллектива, а также на то, чтобы постоянно совершенствовать систему студенческого самоуправления.
4. Стимулирующая функция куратора заключается в создании и формировании условий для мотивации и активизации студенческой деятельности (привлекать студентов к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах, клубах, активно вовлекать в институтскую общественную жизнь), в поддержке и организации совместных мероприятий, направленных на сплочение коллектива (совместные организация и проведение досуга, помощь отстающим одногруппникам), в поощрении успехов, которые были достигнуты старанием и трудом.
5. Прогностическая функция куратора заключается в возможности предвосхищать проблемные ситуации, возникающие при организации процесса воспитания, предугадывать исход решения какой-либо проблемы и оперативно реагировать, если возникнет такая необходимость.
6. Информативная функция заключается в своевременном информирование студентов об учебных и внеучебных мероприятиях; участии кураторов в различных методологических конференциях и семинарах, касающихся проблем подготовки студентов в вузах и обмена опытом кураторской деятельности; активном участии в разработке различных методических предложений по воспитательной работе со студентами, изучении новинок психологической и педагогической научной литературы, применении диагностики и самоанализа в процессе воспитательной работы со студентами.
В связи с изменением приоритетов в задачах вузовского воспитания студентов в условиях современных вузов создаются оптимальные условия для самореализации и саморазвития личности учащихся, возрождается институт кураторства. Вместе с тем в настоящее время отсутствует единое для всех вузов положение о кураторской деятельности. Это приводит к тому, что каждый вуз вынужден самостоятельно разрабатывать «Положение о кураторской деятельности». Анализ положений и современных публикаций позволяет выделить следующие роли куратора: наставник, старший товарищ, советчик, коммуникатор, помощник, организатор, руководитель и воспитатель.
Сам факт наличия и функционирования системы воспитательной работы; стройность, последовательность, научная обоснованность и целесообразность воспитательных мероприятий в учебное и внеучебное время; управляемость этого процесса оказывают существенное воздействие на формирование личности будущего педагога.
Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №3. Том 10
245
ИЗ ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельности
Библиография/ References:
1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностноориентированного воспитания. Текст./ Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29.
2. Бугаева Т.П. Деятельность куратора в современном вузе: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. Текст. / Т.П. Бугаева - Новокузнецк, 2010. -26 с.
3. Кролевецкая Е.Н. К проблеме развития субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой. Текст / Е.Н. Кролевецкая // Almamater. - 2006. - № 7. - С. 11-13.
4. Горшкова М.А. Модель воспитательной деятельности куратора студенческой группы в педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Текст / М.А.Горшкова - М., 2011. - 27 с.
5. Зайнулина, Л.Н. Совершенствование воспитательной деятельности куратора студенческой группы на диагностической основе: ав-треф. дис. ... канд. пед. наук. Текст / Л.Н. Зайнулина. - Казань., 2009. -21 с.
Bondarevskaya, E.V.(1995) Tsennostnye osnovaniya lichnostno orien-tirovannogo vospitaniya [Value basis of personality-oriented education] // Pedagogika [Pedagogy] - № 4. - P. 29 (In Russ)
Bugaeva, T.P. (2010) Deyatel'nost' kuratora v sovremennom vuze: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [The activities of the curator in contemporary University]. - Novokuznetsk. - 26 p. (In Russ)
Krolevetskaya, E.N. (2006) K probleme razvitiya sub»ekt-sub»ektnykh otnosheniy mezhdu kuratorom i studencheskoy gruppoy [The problem of development of subject-subject relations between supervisor and student group] // Almamater. - № 7. - P. 11-13 (In Russ)
Gorshkova, M.A. (2011) Model' vospitatel'noy deyatel'nosti kuratora studencheskoy gruppy v pedagogicheskom vuze: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Model of the educational activities of the curator of the student group at the pedagogical University]. - Moscow. - 27 p. (In Russ)
Zaynulina, L.N. (2009) Sovershenstvovanie vospitatel'noy deyatel'nosti kuratora studencheskoy gruppy na diagnosticheskoy osnove: Avtref. dis. kand.. ped. nauk [The improvement of the educational activities of the curator of the student group on diagnostic basis]. - Kazan. - 21 p. (In Russ)
246
Central Russian Journal of Social Sciences. 2015. Issue 3. Vol.10