Научная статья на тему 'К вопросу о роли конституции России в условиях глобализации (теоретико-эмпирический аспект)'

К вопросу о роли конституции России в условиях глобализации (теоретико-эмпирический аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
209
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / КОНСТИТУЦИЯ / СТРУКТУРА ВЛАСТИ / СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / STATE / RIGHT / CONSTITUTION / POWER STRUCTURE / LEGISLATION SYSTEM / STATE SYSTEM / NATIONAL RELATIONS / DEVELOPMENT CONCEPT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лисюткин Александр Борисович

В статье предпринята попытка анализа концепции действующей Конституции страны. На основе имеющихся противоречий обосновывается необходимость переосмысления отдельных положений Основного Закона с целью преодоления имеющихся противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Question of the Role of the Constitution of Russia in the Conditions of Globalization (Theoretical and Empirical Aspect)

In article attempt of judgment of the concept of the existing constitution of the country is made. On the basis of the analysis of available contradictions the author suggests to carry out reconsideration of separate provisions of the constitution for the purpose of overcoming of available contradictions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли конституции России в условиях глобализации (теоретико-эмпирический аспект)»

2 Подробнее о различных подходах к анализу сущности Конституции см.: Овсепян Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции // Правоведение. 2001. № 5. С. 24-36.

3 См.: Баглай М.В. Конституционное право России. М., 2000. С. 66.

4 См.: Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005. С. 37-45.

5 См.: Жакке Ж.П. Конституционное право и политические институты: учебное пособие. М., 2002. С. 102-103.

6 См.: Овсепян Ж.И. Указ. соч. С. 30-35.

7 См.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 17. С. 345-346.

8 См.: Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). М., 2001. С. 25.

9 Трусов Н.А. Проявление закона единства и борьбы противоположностей в динамике содержания права: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2006. С. 2-4.

10 Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1895. С. 19.

11 См.: Витрук Н.В. Верность Конституции. М., 2009. С. 8-9.

12 См.: Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 35.

13 Лассаль Ф. О сущности конституции // Конституционное право: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 2: Конституционно-правовая мысль XIX - началаХХ века. М., 1994. С. 42-43.

14 См.: Фролов И.Т. и др. Введение в философию: учебное пособие для вузов. 4-е изд. М., 2007. С. 103-105.

15 Данный подход отражен в работах: Вырелкин В.П. Некоторые теоретико-методологические проблемы познания социальных процессов и явлений» // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2011. № 1; Он же. Действительность в выводах и замечаниях // Правовой аспект. Волгоград. 2011. № 2-3.

А.Б. Лисюткин

К ВОПРОСУ О РОЛИ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ (ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

В статье предпринята попытка анализа концепции действующей Конституции страны. На основе имеющихся противоречий обосновывается необходимость переосмысления отдельных положений Основного Закона с целью преодоления имеющихся противоречий.

Ключевые слова: государство, право, конституция, структура власти, система законодательства, государственное устройство, национальные отношения, концепция развития.

A.B. Lisyutkin

ABOUT THE QUESTION OF THE ROLE OF THE CONSTITUTION OF RUSSIA IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION (THEORETICAL AND EMPIRICAL ASPECT)

In article attempt of judgment of the concept of the existing constitution of the country is made. On the basis of the analysis of available contradictions the author suggests to carry out reconsideration of separate provisions of the constitution for the purpose of overcoming of available contradictions.

Keywords: state, right, constitution, power structure, legislation system, state system, national relations, development concept.

Проблема природы конституции была и остается в центре внимания юридической науки и политики. Изучение этого вопроса имеет богатую историю. Данный процесс обусловлен практикой развития государственной формы организации и жизнедеятельности народа как самостоятельного субъекта властеотноше-ний. Теоретической формой выражения указанной темы выступает политико-правовая доктрина конституционализма.

© Лисюткин Александр Борисович, 2013

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия).

В разные эпохи эволюции общества мировоззренческими основаниями конституционализма являлись естественное право, историческая школа права и т. д. В России отмеченная доктрина была материализована после Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 г. Большой вклад в разработку теории конституции внесли С.А. Авакьян, Н.В. Витрук, В.Т. Кабышев, В.О. Лучин, Н.А. Михалева, Т.М. Пряхина, И.М. Степанов, Б.Н. Топорнин, Т.Я. Хабриева, И.Е. Фарбер и многие другие известные ученые.

Современный период в развитии теории конституции характеризуется неоднозначными и разнонаправленными доктринальными установками, которые имеют как политическую, так и юридическую природу. Политические аспекты обусловлены изменением конституционного строя и международными процессами, а нормативные — соответствующими концепциями эволюции конституции, закрепленными в этом правовом акте.

Политические стороны теории конституции определяются внутригосударственными и международными факторами развития. Наибольшее воздействие конституционное законодательство испытывает со стороны глобальных изменений, происходящих в мире. Глобализм ведет к изменению содержания и формы выражения конституционных предписаний, их функциональной роли в системе законодательства. Перечисленные обстоятельства самым непосредственным образом отражаются на состоянии политической и правовой систем Российской Федерации.

На наш взгляд, наиболее значимыми являются две парадигмы — это теория «Основного Закона» и концепция «прямого действия конституции» в юридической практике. Многие могут возразить, утверждая, что одно вытекает из другого. Возможно и так, но в условиях глобализации и регионализации названные ш концепции приобретают самостоятельное функционально-содержательное значе- н ние. Оно выражается в том, что идея Основного Закона указывает на верховенство С

а

норм конституции и суверенитет государства, другими словами — приоритет т

о

национальных интересов. к

о

В постсоветский период возобладала конструкция «прямого действия кон- о' ституции». Она отражает идею формально-юридического рационализма и рас- | сматривается в качестве принципа демократического правового государства. В в

этом значении конституция низводится до уровня нормативного правового акта. нн

о

Ее ведущая роль выражается в юридической силе, которая имеет относитель- Ю ную природу и проявляется в следующих принципах: разграничение предметов и ведения и полномочий, верховенство принципов и норм международного права. с

к

Между тем для любого здравомыслящего юриста не является открытием а положение, согласно которому любой нормативный правовой акт, в т. ч. и Л Конституция, действуют как непосредственно, так и опосредованно. Одним из | аргументов, подтверждающих приведенное суждение, является объективная • потребность в конкретизации большинства статей Конституции посредством 99 как конституционного, так и текущего законодательства. ^

Тем не менее, доктрина прямого действия получила существенный импульс в § условиях глобализации и регионализации. Она является следствием общей идеи глобализма, которая выражается в качественном и количественном снижении роли национальных государств внутри страны и на международной арене. В то же время существенно возрастает значение транснациональных корпораций и международных неправительственных организаций в жизнедеятельности современного общества. 101

Отмеченная тенденция в развитии современного общества не делает исключений ни для властеотношений, ни для правотворчества, ни для правоприменения. Ярким подтверждением этого служит протокол Всемирной торговой организации (ВТО), подписанный руководством страны. По этому документу на территории Российской Федерации в отношении субъектов финансово-хозяйственной деятельности устанавливается юрисдикция суда ВТО, а принципы и нормы этой организации действуют и обязательны для исполнения.

В сложившейся ситуации идея конституции как основного закона теряет свое политическое значение. Следовательно, конституция, несмотря на все заверения, приобретает качества обычного правового акта, обладающего высшей юридической силой в системе законодательства страны. Все ли государства в своем конституционном развитии идут по этому пути? Формально — да, но на практике имеют место исключения. Наиболее развитые страны позволяют себе уклоняться от принятых обязательств. К числу таких субъектов относятся не только Великобритания, США, ФРГ, но и КНР. В такой ситуации концепция прямого действия объективно ведет к нивелированию конституции в системе законодательства до уровня простого свода правил.

Понижение статусного значения конституции государства — одно из необходимых условий трансформации системы национального законодательства в свод универсальных велений права мира. Однако эта тенденция создает все предпосылки для нарушения баланса политико-правовых связей внутри государства и на международной арене. В таких условиях теряется авторитет власти и законодательства как в отношениях между субъектами Федерации и федеральным центром, так и между Россией и мировым сообществом.

Отражением данного положения выступает открытое пренебрежение содержанием предписаний конституции, отсутствие какой-либо реакции со стороны надзирающих органов государственной власти. В большинстве национальных субъектов Федерации игнорируются базовые веления Основного Закона в различных сферах жизнедеятельности общества, что ведет к дисбалансу между элементами политической и правовой систем. Одним из нормативных оснований нарушения баланса в отношениях между федеральным центром и субъектами Федерации выступают отдельные положения Конституции. Такие статьи закрепляют и формализуют многоуровневую, несбалансированную систему власти и законодательства, о чем свидетельствуют общие и неопределенные положения гл. 1, фиксирующей основы конституционного строя Российской Федерации. В структуре системы власти и законодательства — это полномочия федеральных органов государственной власти, исключительные полномочия субъектов Федерации, предметы совместного ведения и органы местного самоуправления. В сложившейся ситуации логичным выглядит предложение большинства ученых о разработке и принятии ряда конституционных актов, например, «закон о законах».

Одним из аргументов в пользу приведенного положения выступает система законодательства РФ. Она включает, во-первых, принципы и нормы международного права и международные договоры, которые являются составной частью правовой системы страны; во-вторых, Конституция РФ и федеральное законодательство; в-третьих, конституции, уставы и законодательство субъектов Федерации; в-четвертых, правовые акты органов местного самоуправления, издаваемые в пределах своих полномочий.

С учетом особенностей развития федеративного устройства страны и положением п. 3 ст. 11 Конституции РФ есть смысл вести речь о таком элементе системы законодательства, как правовые акты, принимаемые федеральным центром и субъектами Федерации по предметам совместного ведения. Кроме того, отмечается существенное возрастание роли негосударственных образований и принимаемых ими правовых актов, которые могут быть также включены в систему законодательства России. Политико-правовая практика — ярчайшее подтверждение данной тенденции в развитии отечественной системы законодательства.

Если в отношении Всемирной торговой организацией не все так однозначно, то после ратификации Португальской, Берлинской и Болонской конвенций все очень конкретно и определенно. В сфере образования начинают действовать акты-документы, издаваемые негосударственными организациями. Данный факт позволяет вести речь об их включении в международное право или рассматривать в качестве самостоятельного элемента в действующем законодательстве страны, которые подлежат обязательному исполнению в странах, присоединившихся к Болонскому процессу.

С учетом сложной многоуровневой системы власти и законодательства большую роль начинает играть проблема соблюдения баланса между структурными элементами политической и правовой систем. Любое его нарушение отражается на эффективности осуществления властных полномочий, на состоянии законности и правопорядка, качестве принимаемого законодательства и его систематизации. Поэтому важным аспектом в деятельности государства как политико-территориальной формы организации и жизнедеятельности общества становится проблема соблюдения баланса и дисбаланса интересов. с

Термин «дисбаланс» не относится к профессиональным языковым знакам к юриспруденции. Он активно используется в социологии, политологии, эконо- р

а

мической теории и других отраслях знания. В условиях глобализации это слово с стало активно внедряться и в правоведение. Издержки развития политической | системы, конституционного законодательства только стимулировали процесс об- у

разования новых понятийных форм выражения окружающей действительности. с

т

В этой связи для определения места и роли Конституции в системе политико- н правовых отношений приобретает проблема семантической природы дисбаланса. й Это слово образовано с помощью префикса и означает нарушение баланса между и элементами сложно-функциональных образований. Применительно к системе е

о

отечественного законодательства дисбаланс проявляется в игнорировании ° концепции юридической силы, в соотношении федерального и регионального | законодательств. |

Сложившееся положение в отечественном законодательстве — следствие про- •

га

явления дисбаланса в политической системе страны. Оно может выражаться в (

9

нарушении компетенции между органами государственной власти, функцио- ~ нальной неопределенностью сфер ответственности, ненадлежащим исполнением 13 полномочий и многими другими факторами. Все издержки в эволюции политической и правовой систем находят свое проявление в Конституции страны. Отражением данной тенденции в конституционном развитии выступает нарушение баланса между законодательной, исполнительной и судебной властями. Место и роль исполнительной власти гораздо значимее, чем двух других ветвей власти. Поэтому вести речь о сдержках и противовесах в реальной системе властных 103

отношений не представляется возможным, поскольку декларируемые Конституцией принципы на практике не работают.

Дисбаланс властной горизонтали проявляется в отсутствии контрольно-надзорных органов. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. В субъектах РФ власть осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Между тем Основной Законы страны советов в вопросе организации и осуществления власти был более демократичным, поскольку предусматривал контроль со стороны народа. Принцип подотчетности всех органов государственной власти народу был базовым в процессе формирования и деятельности органов власти. Наибольшее воплощение он получил в Законе СССР «О народном контроле в СССР» 1936 г.

Проявлением одной из сторон контрольно-надзорной функции государства как формы организации и жизнедеятельности многонационального народа был высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, который возлагался на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров. Единство контроля и надзора обеспечивало должный уровень состояния законности, дисциплины и правопорядка в стране.

Одним из проявлений дисбаланса, которое нашло свое закрепление в действующей Конституции, выступает статусное различие субъектов Федерации в России. Наиболее ярко оно проявляется в национальных республиках. Как вопиющий факт можно рассматривать событие с единым государственным экзаменом в Татарстане. Кто бы мог представить, что в Республике Татарстан а соберутся две группы «ходоков»: одна к Президенту, а другая — министру об-•20 разования в связи с нарушением права на образование.

а Данная тенденция выражается и в неравенстве государственно-властных

| полномочий между республиками и иными субъектами в составе Российской I Федерации. Эти отличия имеются как в формальных особенностях, так и в

1 материальных, например, сборе налогов и их перераспределении между феде-

го

| ральным центром и субъектами Федерации. Почему за Республикой Татарстан

| сохранены особые положения во взаимоотношениях с федеральным центром?

| И таких примеров много.

2 Особенно остро дисбаланс проявляется в комплектовании органов государ° ственной власти. В России имеет место нарушение принципа федерализма. Если ж в Советском Союзе соблюдалось пропорциональное представительство всех на-| циональностей в высших органах власти как в союзе, так и в республиках, то в I Российской Федерации этого нет. Более того, действует «местечковый» принцип 1 формирования власти и никакие предостережения прокуратуры не исполняются.

0

° Все издержки федеративного устройства в Российской Федерации отражаются

го

¿5 на содержании национальных отношений. Дисбаланс в этой сфере служит одной

1 из предпосылок роста национализма, сепаратизма и экстремизма. Как отметил | В.В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию, «все это порой

приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, скажу больше — создает долгосрочные угрозы обществу, безопасности, да и целостности России»1.

Поэтому, хотим мы этого или не хотим, базовые положения Конституции должны совершенствоваться. Этот процесс по их изменению должен быть направлен на преодоление тех негативных моментов, которые имеют место в

104

стране. Для этого есть все необходимые конституционные основания, например,

Г.Н. Комкова • Воспитательная функция российской Конституции

принципы социального государства и т. д. В этой связи необходимо провести детальное переосмысление содержания положений, касающихся исключительной компетенции федерального центра и субъектов Федерации. На наш взгляд, государственное устройство должно исходить не из национального, а экономического принципа выстраивания Федерации.

Конституция РФ должна отражать общие социально значимые приоритеты развития страны, которые воспроизводят принципы справедливости, равенства, доступности, законности и т. д. Система властеотношений обязана воспроизводить не принцип «триады», а «квартета», т. е. дополнительным компонентом выступает контрольно-надзорный элемент механизма государства.

Острота этой проблемы многократно возрастает в условиях глобализации и регионализации. Как справедливо отмечает в своем Послании В.В. Путин, «глобальное развитие становится все более неравномерным. <...> Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией»2.

Таким образом, концепция конституции — это важнейший компонент развития любого государственно-организованного общества.

1 Российская газета. 2012. 13 дек.

2 Там же.

Г.Н. Комкова

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Статья посвящена исследованию функций Конституции РФ 1993 г. Особое внимание уделено воспитательной функции, которая отличается от идеологической функции. Анализируются ее содержание, воздействие на правомерное поведение граждан.

Ключевые слова: Конституция РФ, функции Конституции, воспитательная функция Конституции.

G.N. Komkova

EDUCATIONAL FUNCTION OF THE RUSSIAN CONSTITUTION

The article deals with the functions of the Constitution of the Russian Federation in 1993. Particular attention is paid to the educational function that is different from the ideological function of the Russian Constitution. Analyzes the content of the educational function and its impact on the good behavior of citizens.

Keywords: Russian Constitution, the functions of the constitution, the educational function of the constitution.

В советский период направления научных исследований в сфере права предопределялись потребностями социального развития общества и государства. Именно в этот период в отечественном правоведении была выработана теория

© Комкова Галина Николаевна, 2013

Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой конституционного и муниципального права, декан юридического факультета (Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского); e-mail: komkova_galina@mail.ru 105

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.