Научная статья на тему 'К вопросу о роли государства в обеспечении конкурентоспособности России'

К вопросу о роли государства в обеспечении конкурентоспособности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
661
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безверхая О. Н.

Необходимым условием роста конкурентоспособности России является наличие долгосрочной (минимум на 15-20 лет) стратегии социально-экономического развития страны. Только лишь на основе краткои среднесрочных программ-прогнозов невозможно достичь глубоких качественных изменений в отраслевой и технологической структуре реального сектора экономики, в развитии науки, культуры, образования, всех сфер, обеспечивающих наращивание человеческого потенциала страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the government role in securing the competitive abitities of Russia

The author emphasises that the most essential condition of competitiveness in Russia is the availability of long-term (minimum for the term of 15-20 years) strategy of socio-economic development of the country. It is not possible to obtain deep and qualitative transformations in the sectoral and technological structures of a certain branch of economy, developments of science, culture, education and other spheres providing for the expansion of the human potential of the country only by means of short-term and average-term programms-forecasts.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли государства в обеспечении конкурентоспособности России»

К вопросу о роли государства в обеспечении конкурентоспособности России

О.Н. Безверхая, к.э.н, доцент, Оренбургский ГАУ

На современном этапе развития России и интенсивного ее включения в международные экономические отношения актуальной проблемой является рост конкурентоспособности экономики.

На территории России сосредоточено большое количество минерально-сырьевых ресурсов мира, более 20% лесных ресурсов и столько же пресных вод.

РФ является единственным евразийским государством, расположенным на двух континентах. Это многонациональная страна, которую населяют 126 наций, национальностей и народностей, причем 80% населения России живет в европейской части страны и только 20% — в ее азиатской части. Природные ресурсы располагаются так: 85% их находится к востоку от Урала, а 15% — в Европейской России.

На 40% территории России зима может длиться 10 месяцев. Тем не менее в районах вечной мерзлоты проживают 26,7 млн. человек. Северные регионы России на 80% обеспечивают всю страну рыбой и морепродуктами, на 2/3 — лесом. Здесь основные запасы углеводорода, фосфора, алюминия, газа, кобальта, меди, никеля, и здесь добываются 100% российских алмазов, 75% ценной на мировом рынке нефти.

Однако освоение северных регионов таит в себе и отрицательные последствия для экономики. Так, ремонт теплотрасс, строительство, прокладка дорог и поддержание их в рабочем состоянии обходятся государству в 6 раз дороже, чем на остальной территории России. Для того, чтобы содержать одного человека на Севере, государство должно ему платить в 2—3 раза больше, чем в среднем по России. К тому же необходимы надбавки к зарплате за трудные условия и пенсии, в том числе северный завоз продуктов и материалов.

Некоторые специалисты считают, что некон-курентоспособность российской экономики определяется в основном более высокими материальными затратами по причине неблагоприятных климатических условий. Конечно, Россия — одна из холодных стран в мире, что является фактором увеличения стоимости строительства и роста издержек производства.

Так, например, строительство зданий намного дороже, чем в теплых странах, поскольку глубина промерзания грунта приводит к удорожанию фундамента, который в смете затрат иногда занимает треть всей стоимости. Однако степень влияния этого фактора на рост издержек производства не выявлена, а это необходимо сделать с целью представления реального потенциала конкурентоспособности российской экономики. Без определя-

ющей роли государства в этом не обойтись и на современном этапе.

В СССР существовала специальная программа освоения экономики Севера, в настоящее время необходима новая программа решения возникающих проблем при непосредственном участии государства.

Таким образом, в Российской Федерации распределение ресурсов по территории страны характеризуется крайней неравномерностью. Поэтому задачей государства является их рациональное размещение с целью равномерного развития всех регионов и усиления конкурентоспособности страны в целом.

Само местоположение России дает ей преимущества в международной конкуренции: открывает перед ней возможность играть активную роль не только на двух континентах, но и в мире в целом. Так, через российскую территорию могут проходить наиболее экономически выгодные воздушные и сухопутные маршруты, связывающие Европу, Центральную и Юго-Восточную Азию. Необходимо не упустить возможность с максимальной эффективностью использовать геополитическое положение, а также ускорить развитие отдаленных регионов страны, где фактор расстояния далеко не способствовал их экономическому росту.

Конкурентоспособность России во многом определяется тем обстоятельством, что она имеет богатейшие запасы энергетического сырья. Так, по имеющимся оценкам, доля России в мировых прогнозных запасах нефти оценивается в 13—15%, природного газа — в 42, угля — в 43% [1].

В последние годы в России наблюдалось не только сокращение прироста запасов нефти, но и ее неэффективное использование, что привело к росту удельных затрат на добычу нефти и распространению варварских способов добычи.

Несмотря на это, экспорт нефти возрастал. Так, в СССР вывозили 22% добытой нефти, сейчас же

— более 70%, при этом экспорт сырой нефти составляет 50%, нефтепродуктов — 20—25%, потребление внутреннего рынка — 20—30% [2].

По мнению многих экономистов, указанная тенденция является определяющим фактором экономического роста, поскольку за 2005 г. темпы прироста ВВП снизились до 6,4%, а промышленности — до 4% против 7,2 и, 3% в 2004 г. соответственно [3].Однако по объему ВВП Россия до сих пор не вышла на уровень 1990 г.

Таким образом, следует сделать вывод, что развитие экономики России во многом зависит от внешнеэкономических факторов, связанных, в первую очередь, с экспортом нефти.

В России показатель обеспеченности запасами газа превосходит средний мировой уровень и составляет 80 лет.

Россия обладает самыми крупными в мире вероятными ресурсами каменного угля, составляющими 5,3 трлн. т. Разведанные же запасы угля в России оцениваются в 202 млрд. т. По этому показателю Россия занимает 3-е место в мире после США (445 млрд. т) и Китая (272 млрд. т) [4].

Современное развитие России трудно представить без атомной энергетики, важнейшим ресурсом для которой является уран. Прогнозные ресурсы урана в рамках площадей известных рудных районов мира оцениваются в 2,5 млн. т. Доля первой десятки стран, обладающих наибольшими запасами, в число которых входят также США, ЮАР, Намибия, Россия, Бразилия, Узбекистан и Украина, равна 85,8% общих запасов урана.

Конкурентоспособность России во многом определяется развитием металлургической промышленности, на развитие которой особое влияние оказывают запасы рудных ресурсов.

В России сосредоточена значительная часть мировых запасов железа. Запасы марганцевых руд на территории бывшего СССР составляют 80% мировых. В настоящее время в России имеется 1,4% общих и 2,7% подтвержденных мировых запасов марганцевых руд. Россия занимает первое место по добыче никеля и производству никелевых продуктов и оказывает определяющее влияние на мировой рынок никеля.

В группе минерально-сырьевых ресурсов важное значение для России имеют благородные металлы и драгоценные камни. По запасам золота Россия занимает третье место в мире. Его прогнозные ресурсы в стране составляют 150 тыс. т. Обеспеченность разведанными запасами золота в целом по России составляет не менее 30 лет.

Россия по запасам алмазов занимает первое место в мире и является единственной страной, осуществляющей одновременно добычу, переработку и экспорт алмазного сырья и бриллиантов. Ежегодный прирост добычи алмазов в России в середине 90-х гг. XX в. оценивался в 1,3 млрд. долл. Основным алмазоносным районом является Республика Саха (Якутия). На созданную в 1993 г. компанию «Алмазы России-Саха» приходится до 99,8% общей добычи алмазов в России. В 1995 г. началась опытно-промышленная разработка одного из крупнейших в мире месторождений алмазов в Архангельской области (Беломорье). Запасы драгоценных камней этого месторождения оцениваются в несколько десятков миллиардов долларов [4].

Анализ ресурсного потенциала России свидетельствует, что страна по-прежнему обладает огромным минерально-сырьевым потенциалом, способным удовлетворить не только ее внутренние потребности. О степени и направлении использования ресурсного потенциала страны свидетельствует развитие внешней торговли. При

этом следует подчеркнуть, что структура и динамика внешней торговли во многом характеризуют конкурентоспособность национальной экономики и перспективы развития страны.

В последние годы на мировой рынок поставляется свыше 40% добываемой нефти, более трети природного газа, около 30% нефтепродуктов, более трети минеральных удобрений, не менее 25% круглого леса, свыше 60% фанеры. В то же время возникла устойчивая зависимость российского внутреннего рынка от импорта продовольствия и ряда других товаров. Так, импортируемое мясо покрывает до 60% внутреннего спроса, масло сливочное — до 50, масло растительное — около 30%. Почти полностью захватили внутренний рынок импортные телевизоры, видеомагнитофоны, холодильники, персональные компьютеры, множительная и копировальная техника. В результате по многим товарным позициям внешняя торговля России превратилась в улицу «с односторонним движением» [1].

Соотношение темпов роста экспорта и импорта свидетельствует о преимущественном развитии добывающих отраслей. Так, по прогнозу, с 2001 до 2008 гг. экспорт увеличится на 20—40%, импорт — примерно в 2 раза.

По нашему мнению, быстрый рост импорта связан с резким падением объемов продукции как в металлургической и машиностроительной отрасли, так и в отраслях, производящих товары потребительского назначения.

Почти в 2 раза, по сравнению с дореформенными показателями, уменьшилась выплавка стали, в 1,5 раза снизился выпуск проката черных металлов. Продукция гражданского машиностроения в сравнении с дореформенным уровнем сократилась в 5 раз. Практически перестали производиться металлорежущие станки с числовым программным управлением, вычислительная техника, приборы и средства автоматизации.

Отрасли химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, производства строительных материалов практически вдвое сократили выпуск продукции. Медленно развиваются крестьянские (фермерские) хозяйства, которые производят не более 5% валовой продукции сельского хозяйства.

Резко сократилось производство тканей, обуви, велосипедов, мотоциклов и других товаров потребительского спроса.

Одной из причин сокращения производства в потребительском секторе является неконкурен-тоспособность отечественного производства потребительских товаров как на внешнем, так и на внутреннем рынке. В результате резко возрастает удельный вес импортной продукции в структуре продаж и происходит свертывание промышленного производства аналогичной продукции.

Обладая громадным ресурсным потенциалом, Россия не может эффективно им распорядиться. Задача заключается в том, чтобы на основе его использования привлечь международный капитал не только для добычи и экспорта сырья, но и для развития отраслей, перерабатывающих сырье, укрепления отраслей высокотехнологичного сектора экономики.

Однако с таким утверждением согласны не все экономисты. Некоторые считают, что падение объемов производства в обрабатывающей промышленности является следствием внутреннего развития экономики и не должно внушать опасений. Так, неэффективная обрабатывающая промышленность испытывает сильный спад, а конкурентоспособная добывающая промышленность на внешних рынках — подъем. Следовательно, как в ближайшее время, так и в отдаленном будущем перспективным направлением развития Российской Федерации должно явиться развитие добывающих отраслей промышленности. Поэтому инвестиции должны идти в добывающую отрасль, сырье должно вывозиться за рубеж, а на вырученную валюту будет закупаться оборудование, продукты питания и т.д.

Внешнеторговый оборот является фактором национальной конкурентоспособности, однако доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте России не достигает 25%, что значительно меньше, чем в развитых европейских странах.

Решая задачи повышения национальной конкурентоспособности, многие страны в последнее время значительно увеличили интенсивность и масштабы государственного содействия экспорту. В США, например, на поддержку экспорта тратится свыше 10 млрд. долл. в год, Китае — 7 млрд., Чехии — 1,8 млрд. долл. Для сравнения: в России в 2005 г. на поддержку экспорта промышленной продукции государственным бюджетом предусмотрено немногим более 700 млн. долл. (из них 600 млн. долл. — на предоставление госгарантий) [5].

Это сказалось на развитии высокотехнологичных отраслей. Доля финансовых средств, направляемых российскими предприятиями на инновационную деятельность, составляет не более 5%, что в 10—15 раз ниже, чем в развитых странах. Однако Россия сохраняет высокий научный потенциал в некоторых секторах — ядерных технологиях, вооружении и военной технике, в производстве ракетных двигателей. Как космическая держава Россия и сегодня может на равных соперничать с США. Российские технологии в ракетостроении и в целом в освоении космоса имеют мировое признание и являются базой для развития сотрудничества России в этой области со многими развитыми странами.

Годовой объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет около 2,5—3 трлн. долл. Однако место России в мировом объеме торговли

наукоемкой продукцией оценивается всего лишь в 0,3%, в то время как КНР — 6%, США — 19,4%, Германии — 14,9%, Японии — 12,4%.

Высокие технологии в ряде отраслей российской экономики основываются на сложившихся научных традициях и школах. Для их развития необходима государственная поддержка. Но в начале 90-х гг. в России было резко сокращено бюджетное финансирование науки и образования, и сегодня оно составляет 0,3—0,4% ВВП. Как результат, по доле в ВВП совокупных расходов в науку Россия в 2000 г. оказалась «в группе стран с научным потенциалом в сотни раз меньше, нежели российский (как, например, Новая Зеландия)», и этот потенциал «в два с лишним раза ниже среднего уровня, чем для развитых государств» [6].

В долгосрочной перспективе — на 2010 г. — государство должно ориентироваться на увеличение доли внутренних затрат на науку в ВВП до 2%, что является пороговым значением этого показателя, т.е. величиной, при которой обеспечивается минимальный допустимый уровень.

Важным условием повышения конкурентоспособности страны является привлечение иностранных инвестиций.

Однако проблема заключается в том, что иностранных инвесторов Россия привлекает как рынок сбыта своей продукции, но не как страна технологического сотрудничества и проведения научных исследований. Объемы привлекаемых зарубежных инвестиций в экономику Российской Федерации являются крайне низкими. Если Россия в среднем за год привлекает 1,8 млрд. долл. инвестиций, то Китай, например, за 2004 г. смог привлечь 67 млрд. долл. Причем только 1/4 привлекаемых инвестиций идет на поддержку инноваций, а оставшиеся 3/4 внешних инвестиций направляются в сырьевой сектор. Иностранные инвестиции концентрируются в основном в быс-троокупаемых проектах пищевой промышленности, торговли, сферы услуг. Но если в 2003 г. прямые иностранные инвестиции составляли около 3,5 млрд. долл., то в 2004 г. — 2 млрд. долл. из 27 млрд. долл. По прогнозу, на 2005 г. ожидалось их снижение до 1,5 млрд. долл. [2].

В связи с этим некоторые экономисты отмечают, что по уровню технологического развития Россия отстала от развитых стран окончательно и бесповоротно. Согласно прогнозу С. Глазьева, России по крайней мере до 2040 г. не удастся попасть в число технологических лидеров [7].

С таким прогнозом можно не согласиться лишь в том случае, если привлекаемые средства в стране будут использоваться на переоснащение производства на основе новых технологий, поскольку существующая техника является устаревшей. В связи с этим к числу приоритетных направлений инвестирования целесообразно отнести авиационное машиностроение, финансирование вы-

сокотехнологичных компаний и производств, включая электронные технологии, атомной энергетики, солнечной энергии и других источников энергии.

По различным оценкам, к 2010 г. уровень инновационной активности достигнет примерно 17%. Доля затрат на технологические инновации в общем объеме промышленной продукции в 2010 г. составит предположительно 15%, причем гораздо меньшая часть будет направлена на развитие обрабатывающих отраслей промышленности.

Нарушение расширенного воспроизводства в обрабатывающей индустрии ведет к ускоренному старению производственного аппарата. В связи со значительным физическим и моральным износом основного капитала в экономике России необходимо ускоренное развитие отраслей обрабатывающей промышленности и машиностроения, которые и должны были бы явиться основными сферами приложения иностранных инвестиций.

Однако величина иностранных инвестиций в основной капитал свидетельствует о противоположной направленности процесса и преимущественном увеличении иностранных инвестиций в сырьевые отрасли. В 2000 г. иностранные инвестиции в машиностроение и металлообработку составили 5,1% от их общего объема, в 2004 г. — 3,9%, в то время как инвестирование топливной промышленности росло: в 2000 г. — 5,7%, в 2004 г. — 20,1% [8].

Приведенные данные подтверждают сырьевую направленность развития экономики РФ. При этом и экономическая политика, проводимая правительством, закрепляет отмеченную тенденцию.

Так, падение добычи нефти связывается в официальных прогнозах не с низким технологическим уровнем ее добычи и переработки, а с «недостаточной развитостью инфраструктуры трубопроводного транспорта нефти на экспорт, ухудшением экономической эффективности экспортных поставок железнодорожным транспортом и, как следствие, значительным уменьшением экспорта нефти, минуя систему ОАО «АК» «Транснефть» (около 60% к 2004 г.), и некоторым сокращением общего объема экспорта нефти (98,8%)». И далее: «Для создания условий роста добычи нефти предусматривается дальнейшее развитие системы трубопроводного транспорта для экспорта нефти. Темпы роста объемов экспортируемой нефти продолжат превышать темпы роста объемов внутреннего потребления нефти» [8].

Позиция правительства выражает точку зрения той группы экономистов, которые считают, что Россия может жить за счет экспорта энергосырьевых ресурсов, подобно многим другим странам. Не следует соглашаться с такой позицией, тем более, что хотя Россия и делит 1—2 места с Саудовской Аравией по объему добытой нефти, она не может обеспечить достаточно высокий уровень

доходов населения в силу особого геополитического положения.

Д. Сорокин отмечает: «По добыче в расчете на душу населения (2,4 т) Россия занимает последнее место (на предпоследнем Ангола — 2,66 т на душу). Нелишне заметить, что Катар, уступая почти в 9,7 раз России по общему объему нефтедобычи, занимает первое место в расчете на душу населения

— 60,2 т, что в 25 раз больше российского показателя. Норвегия, где объем нефтедобычи вдвое меньше, добывает в расчете на душу населения почти в 15 раз больше (35,87 т). Понятно, почему стабилизационный фонд Норвегии в 2005 г. составил 160 млрд. долл., или более 35 тыс. долл. на душу населения — против примерно 360 долл. на человека в России» [8].

В России на конец 2006 г. величина стабилизационного фонда планируется в размере 1 трлн. 740 млрд. руб. В связи с этим следует подчеркнуть, что проблемой является использование доходов от экспорта сырьевых ресурсов. Значительная часть дохода не превращается в инвестиции внутри страны, а способствует приросту наличности, уходит в банковские вклады, в том числе и за рубеж. То, что остается в банках, в незначительной степени направляется на инвестиции. Происходит рост доходов и потребления, но это рост без развития. Высокие доходы от топливно-энергетического комплекса не способствуют развитию машиностроения, инфраструктуры и других отраслей, в целом, росту конкурентоспособности экономики.

По нашему мнению, следует ограничить направление средств в стабилизационный фонд на уровне 1/2 получаемых доходов государственного бюджета, остальные средства использовать с целью обеспечения условий социально-экономического развития страны, включая, прежде всего, обеспечение должного уровня инвестиций в отрасли обрабатывающей промышленности и машиностроения.

С целью повышения национальной конкурентоспособности России необходимо: повысить

эффективность использования минерально-сырьевого потенциала; создать условия для привлечения международного капитала не только для добычи и экспорта сырья, но и для развития отраслей, перерабатывающих сырье, укрепления отраслей высокотехнологичного сектора экономики; увеличить интенсивность и масштабы государственного содействия экспорту, а также затраты на науку и развитие наукоемких отраслей; следует ограничить направление средств в стабилизационный фонд на уровне 1/2 получаемых доходов государственного бюджета, остальные средства использовать на обеспечение условий социально-экономического развития страны и повышение уровня благосостояния населения.

Необходимым условием роста конкурентоспособности России является наличие долгосрочной (минимум на 15—20 лет) стратегии социальноэкономического развития страны. Только лишь на основе кратко- и среднесрочных программ-прогнозов невозможно достичь глубоких качественных изменений в отраслевой и технологической структуре реального сектора экономики, в развитии науки, культуры, образования, всех сфер, обеспечивающих наращивание человеческого потенциала страны.

Литература

1 Пороховский, А.А. Вектор экономического развития. М.:

ТЕИС, 2002.

2 Богомолов, В.А. Экономическая безопасность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В. Богомолов. М.: ЮНИТИ-

ДАНА, 2006.

3 Миронов, В. Экономический рост и конкурентоспособность промышленности: ценовые и неценовые факторы анализа // Вопросы экономики. 2006. №3.

4 Бобров, А.Л. Роль государства в достижении устойчивого развития / А.Л. Бобров, К.В. Папенов // Вестник МГУ. Сер.6. Экономика. 2005. №1.

5 Семенова, Е. Возможности инновационного типа развития // Экономист. 2006. №3.

6 Осипов, Ю. Лицом к науке / Ю. Осипов, С. Рогов // Известия. Приложения «Наука». 2001.

7 Глазьев, С.Ю. Стратегия экономического роста на пороге XX в. и экономическая безопасность России. М., 2000.

8 Сорокин, Д. Воспроизводственная динамика и ее качество // Экономист. 2006. №3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.