Научная статья на тему 'К вопросу о риторической подготовке студентов-гуманитариев'

К вопросу о риторической подготовке студентов-гуманитариев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНТ / ГУМАНИТАРИЙ / ДАГЕСТАНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / RHETORICAL TRAINING / STUDENT / HUMANITIES / DAGESTAN YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваджибов М.Д.

В статье отражено собственное видение вопроса о риторической подготовке студентов-гуманитариев. При этом акцент делается на применении элементов красноречия в дагестанской многоязыковой студенческой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On issue of rhetorical training of students-humanists

The article reflects the author’s vision of the rhetorical training of students-humanists. The emphasis is on the use of eloquence elements in Dagestan multilingual student audience.

Текст научной работы на тему «К вопросу о риторической подготовке студентов-гуманитариев»

Филологические науки

№ 6-1. - 2016

УДК 82.085

К ВОПРОСУ О РИТОРИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ3

М.Д. Ваджибов, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия),

E-mail: malikvad@yandex.ru

Аннотация. В статье отражено собственное видение вопроса о риторической подготовке

студентов-гуманитариев. При этом акцент делается на применении элементов красноречия в

дагестанской многоязыковой студенческой аудитории.

Ключевые слова: риторическая подготовка, студент, гуманитарий, дагестанская молодежь.

П w w

В настоящей статье мы рассматриваем вопрос о риторической подготовке студентов-гуманитариев в такой поликультурной учебной молодежной аудитории, как Дагестанский государственный университет или любой вуз Дагестана. В нашей республике давно назрела необходимость выработки специальной методики преподавания риторики в многоязыковой и многоконфессиональной среде, в которой учитывались бы ментальность дагестанцев и воспитание в них умения быть толерантными и красноречивыми в условиях глобализации. Кроме того, без внимания не должно оставаться и то новое, которое или ассимилирует традиционное в красноречии, или же само адаптируется к условиям существования и распространения ораторского искусства среди студентов-горцев. Данную методику можно назвать концепцией риторической подготовки студентов в национальном вузе. Она может быть разработана только при полной поддержке Федерального центра, так как этот вопрос имеет общегосударственное значение.

Риторическое образование является одним из важных и востребованных направлений в любой отрасли науки и в профессиональной деятельности. Ведь успешное продвижение по карьерной лестнице зависит не только от знаний, но и от того, как происходит общение с коллегами. Для этого в первую очередь необходимо уместное применение азов ораторского искусства. Человеческий характер и умение вести себя корректно, уважительно во многом определяют, как будут относиться к индивиду окружающие.

Риторика была актуальна всегда, хотя, к примеру, в советский период не пользовались данным понятием в положительном значении и его заменяли другими наименованиями (ср.: агитация, пропаганда, лекторское мастерство, ораторское искусство...). Правда, суть предмета из-за этого не менялась. Функцию обслуживания определенных слоев общества риторика продолжала выполнять даже в самые смутные времена, т.к. волшебная сила слова была выгодна властным структурам.

Воспитание нормального, грамотного специалиста невозможно без привития элементарных этических, коммуникативных и нормативных правил. В общении главным

3 Обновлённая и расширенная версия публикации: Ваджибов М.Д. К вопросу о риторической подготовке студентов-гуманитариев // Учитель вчера, сегодня, завтра. Материалы международной научно-практической конференции (24-25 июня 2010 г.). Ч. 1. - Псков: ПГПУ, 2010. - С. 135-137.

мы считаем умение правильно и уместно, выразительно и красиво, грамотно и точно излагать мысли как в приватной беседе, так и при публичной реализации определенных намерений. Для этого важным является и умение выражать эмоциональное состояние или скрывать чувства, если они смогут нанести ущерб общению. От невербальных средств зависит ход коммуникативного процесса.

Студента-гуманитария необходимо учить работать прежде всего с человеком в трудную минуту. Именно поэтому знания этических правил побуждают людей к совершению речевых поступков, способных изменить ситуацию. Агрессивное поведение благодаря соблюдению речевого этикета может превратиться в позитивное общение. При этом продуктивно знание местного колорита - обычаев и адатов носителей автохтонных языков. Для этого желательно чтение художественной литературы национальных писателей (ср.: творчество Расула Гамзатова, Ахмедхана Абу-Бакара, Фазу Алиевой и др.) [1, с. 79], речи героев которых могут стать образцами для подражания.

Риторическая компетентность воздействует на речь собеседника. Уместное и грамотное общение, в котором, возможно, наличествуют очевидные требования или пожелания одного из собеседников или аудитории, могут улучшить атмосферу в среде общения. Для этого преподаватель-оратор должен быть вооружен психологическим багажом знаний. Он должен предвидеть ход речевого события и использовать такие слова, которые помогут зрителю или слушателю ориентироваться в правильном, необходимом для него направлении.

Временная социальная функция студента, когда государство и родственники всячески поддерживают обучение молодого человека, со временем превратится в постоянную социальную функцию специалиста, когда он должен применять изученное на практике. Морально-психологический климат, учебный процесс и реализация потенциальных возможностей должны соответствовать данным положениям. Заметим, что после окончания вуза у человека появляются новые заботы - в основном это семья и дети. Времени на специальное изучение каких-то курсов без отрыва от производства для повышения квалификации обычно не хватает. Поэтому студенты должны действовать по принципу «лови момент, потом будет поздно». В этом ракурсе было бы неплохо обучение студентов профессиональной риторике, в которой должны быть учтены особенности получаемой специальности.

Нам думается, что студента риторически необходимо подготавливать в течение всего учебного процесса. Поэтому данный вопрос должен волновать не только филолога, но и любого специалиста, в том числе и негуманитарного профиля. Ведь воспитание подрастающего поколения - это задача, которую должен выполнить любой здравомыслящий взрослый человек.

Существенным аспектом в риторической подготовке современных студентов-гуманитариев является изучение ряда обязательных учебных вопросов. Прежде всего следует обратить внимание на умение студентов правильно оформлять лингвистические мысли. Поэтому нормативный критерий важен для усвоения терминологического инструментария, понятийного аппарата не только по получаемой специальности, но и по циклу общегуманитарных универсальных дисциплин, одной из которых является риторика. Несмотря на это, данная дисциплина не включена в Федеральный компонент ГОСТа РФ. Это дает возможность местным «чиновникам» относиться к красноречию по своему

№ 6-1. - 2016

усмотрению. Поэтому ораторское искусство преподается не на всех гуманитарных факультетах.

Какие темы, на наш взгляд, являются обязательными при обучении студента-гуманитария риторике? В данный перечень мы включили следующие вопросы: сущность красноречия и все пять этапов работы над речью, методика нетрадиционного построения речи. Кроме того, следует делать акцент на изучении средств речевой выразительности, техники и произнесения речи. При этом важнейшим является учет специфики использования определенных средств выражения дагестанцами в зависимости от объективных условий (ср.: собрание, случайная встреча, общение со взрослыми и детьми, свадьба, рождение ребенка, мусульманский или светский праздник, болезнь, похороны и пр.).

Какими способами следует подготовить риторически грамотного специалиста-гуманитария? Изложение теоретического материала на лекциях и самостоятельное изучение ряда тем студентами, реферирование и подготовка докладов, использование усвоенной теории на практическом или лабораторном занятии - вот то главное, которое мы применяем традиционно в своей преподавательской деятельности и которое дает возможность студентам рассказывать выученное, читать написанное и выполнять письменные задания. К этому добавилось и принудительное тестирование, которое не способствует развитию риторических способностей, умений и навыков. А возможностей для практического усвоения студентами риторического инструментария у нас, к сожалению, нет в силу выделения минимального количества часов для преподавания рассматриваемой дисциплины (в одном семестре до 50 часов). «Новым, креативным является творческий подход к разработке методов выполнения заданий. Для этого важны конкретные риторические установки, которые активизируют учебный процесс... Так, студенты после предварительной подготовки в аудитории могут написать сочинение на злободневную тему или подготовить доклад, в котором отражены особенности общения в поликультурной аудитории. Интерес у студентов вызывают риторические или психологические тренинги, которые способствуют раскрытию творческих способностей, преодолению определенных трудностей в общении и волнений в коммуникативном процессе. Отметим также, что риторическая игра в форме тренинга может превращать человека в неординарную личность, которая найдет выход из любой экстремальной ситуации. При этом в памяти надолго сохраняются такие примеры, как использование пословицы, афоризма, частушки, стихотворения собственного сочинения, рассказа об авторитетном дагестанце, исторического факта .и др.» [4, с. 39].

Использование элементов ортологии также помогает студенту при риторической подготовке к выступлению. При этом студент обязан усвоить необходимый минимум по языковым нормам [2, с. 64-65; 3, с. 136-140]. Это в первую очередь акцентологический (ср.: звонят, квартал, соболезнование, алкоголь, каталог, свекла, принудить и др.), произносительный (ср.: академия, бомонд, атеист, компьютер и др.), лексический (ср.: употребление паронимов, устранение из речи слов-паразитов, в том числе и неуместных жаргонных регионализмов и др.), морфологический (ср.: формы им.п. мн.ч. -выборы, ректоры, договоры, директора и др.; формы род.п. мн.ч. - помидоров, абрикосов, осетин, лезгин и др.) и синтаксический (ср.: характерный для человека, оплатить проезд, скучать по родителям и др.) минимумы [5].

Из разновидностей речей результативными являются академическое, социально-политическое и социально-бытовое красноречия и такие речи, как агитация, тост, рассказывание анекдота и пр. Все это нацелено на выработку активной жизненной позиции, в которой немаловажную роль должно сыграть чувство патриотизма, любви к Отечеству.

Тренировочные упражнения можно рекомендовать проводить в любых аудиториях, но особенно продуктивны упражнения в группах, в которых максимум 10-15 студентов. Только в таком случае работа будет результативной. К такому выводу мы пришли на основании того, что постоянно сравнивали данные об успеваемости после обучения риторике в различных группах. В академических группах, в которых до 30 человек, успеваемость намного ниже, чем в группах из 15 студентов. Возможно, это связано с тем, что в малокомплектной группе у преподавателя больше времени для индивидуальной работы со студентами во время учебного процесса.

В конце статьи отметим, что мы рассмотрели собственное видение решения вопроса и охватили только некоторые аспекты риторической подготовки студентов-гуманитариев.

Литература

1. Ваджибов М.Д. К вопросу об использовании текстов при изучении риторики студентами-психологами // Вестник Дагестанского государственного университета. Гуманитарные науки. Вып. 3. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2008.

2. Ваджибов М.Д. Необходим ли акцентологический минимум студентам? // Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы VIII Региональной научно-практической конференции 15-16 мая 2003 г. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2003.

3. Ваджибов М.Д. О минимумах по русскому языку и культуре речи для студентов первых курсов социально-психологических специальностей // Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции 17-18 мая 2007 г. - В 2-х ч. Ч. 1. / Отв. ред. К.И. Хаджиалиев. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2007.

4. Ваджибов М.Д. О риторическом воспитании дагестанской студенческой поликультурной аудитории через художественную литературу // Нау^ записки. Серiя "Фтолопчы науки" (Нжинський державний уыверситет iменi Миколи Гоголя) / вщп. ред. проф. Г. В. Самойленко. - нжин: нДу iм. М. Гоголя, 2013. - Кн. 1.

5. Ваджибов М.Д. Орфоэпический, лексический и грамматический минимумы. Краткий словарь по русскому языку и культуре речи для студентов первых курсов социального факультета и факультета психологии. - Махачкала: ИПЦ ДГУ, 200б.

\Zadzhibov МБ. К уоргоэи о гКопсЬеэко] рос1до!оуке Б^е^см-дитапКапеу II ^ Иаика. МуэГ. - 2016. - №6-1.

© М.Д. Ваджибов, 2016.

© «Наука. Мысль», 2016.

— • —

Abstract. The article reflects the author's vision of the rhetorical training of students-humanists. The emphasis is on the use of eloquence elements in Dagestan multilingual student audience.

Keywords: rhetorical training, student, humanities, Dagestan youth.

— • —

Сведения об авторе

Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).

— • —

Подписано в печать 01.05.2016.

© Наука. Мысль, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.