Научная статья на тему 'К вопросу о решении проблем детей «Группы риска» в современном обществе'

К вопросу о решении проблем детей «Группы риска» в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
291
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ "ГРУППЫ РИСКА" / СОЦИАЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киселева Н.Ю., Тугарова Л.С.

В статье раскрываются проблемы детей «группы риска» и пути их решения в современном обществе. Представлены основные технологии работы различных специалистов по адаптации детей в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Киселева Н.Ю., Тугарова Л.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о решении проблем детей «Группы риска» в современном обществе»

К ВОПРОСУ О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

© Киселева Н.Ю.*, Тугарова Л.С/

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас

В статье раскрываются проблемы детей «группы риска» и пути их решения в современном обществе. Представлены основные технологии работы различных специалистов по адаптации детей в социуме.

Ключевые слова: дети «группы риска»; социально-профилактический проект; социально-педагогическая помощь.

В наше сложное и нестабильное время все социальные группы нуждаются в защите и поддержке. В первую очередь этот вопрос касается детей, так как дети являются самой незащищенной категорией населения. Поэтому все более актуальной становится проблема детей, находящихся в социально опасном положении. Одной из наиболее распространенных и при этом самой неопределенной среди этой категории детей является понятие «дети группы риска». «Группа риска» - это категория детей, чье социальное положение по той или иной причине не имеет стабильности. Эти дети, как правило, лишены нормальных условий для развития, что приводит к разного рода негативным последствиям психологического и социального характера [1]. Исследования негативных тенденций среди детей группы риска не приводят к должному результату, как правило, это происходит из-за ведомственной разобщенности. Органы здравоохранения, полиции, социальных служб решают проблему в пределах своей компетенции, в то время как профилактика нарушений, совершенных такими детьми, должна носить комплексный характер. Причинами дезадаптированности детей могут служить неполноценное воспитание в родной семье, подвержение насилию, ущемление детей в их правах, что влияет на физическое нравственное и духовное развитие ребенка. Проблемами детей, находящихся в социально опасном положении занимаются различные социальные учреждения.

Одним из таких учреждений является открытый в 1994 году Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Сеченовского района. Учреждение осуществляет социально-реабилитационное обслуживание, направленное на профилактику детской безнадзорности и обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних, организацию их временного проживания, оказание правовой, медико-психолого-педагогической помощи, жизнеустройство несовершеннолетних, защиту их права и законных интересов.

* Студент кафедры Социальной работы, сервиса и туризма.

* Студент кафедры Социальной работы, сервиса и туризма.

20

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

Организация учебного процесса детей «группы риска» должна проходить под наблюдением различных специалистов. Важно взаимодействие педагогического коллектива школы, где обучается ребенок и специалистов центра. С детьми работают квалифицированные специалисты: психолог, социальный педагог, дефектолог, логопед, педагог дополнительного образования, воспитатели, специалист по социально работе, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Психологическую помощь детям «группы риска» оказывает психолог, его задача состоит в том, чтобы оптимизировать общение подростка с его ближайшим окружением, а также сформировать чувство собственного достоинства и развить уверенность в себе. Работа психолога должна вестись не только с ребенком, но и с родителями и педагогами для установления доверительных отношений между ними. Это сотрудничество даст возможность для использования различных методик, которые помогут дать рефлексивный анализ деятельности ребенка, родителей и учителей.

Дефектолог помогает детям «группы риска» развивать внимание, память, мышление, восприятие, так как у таких детей часто возникают проблемы в познавательной деятельности. В своей работе дефектолог использует коррек-ционные упражнения для развития у детей логического мышления и формирования приемов самоконтроля и внутренних защитных механизмов.

Логопед проводит занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, по исправлению звукопроизношения и развития словарного запаса, а так же проводит консультативные часы для родителей и учителей по вопросам правильной организации занятий с ребенком.

Социальный педагог совместно с психологом изучает личностные, возрастные, психологические, медицинские особенности детей. Для того чтобы выявить позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка анализируются их способности, интересы, поведение, отношение к учителям и сверстникам.

На каждого ребенка в центре заведена медицинская карта, куда внесены данные медицинского осмотра, результаты обследования, также записи консультаций специалистов, намечен план получения квалифицированной медицинской помощи, профилактических и реабилитационных мероприятий.

Для решения проблем детей группы риска в 2010 году была разработана модель Клуба «Вектор». Новизна идеи заключалась в том, что в Сеченовской районе не существовало подобных организаций, работающих только с детьми находящихся в группе риска.

Клуб «Вектор» представляет собой социально-профилактический проект, ориентированный на становление и самореализацию детей группы риска в структуре общества социально приемлемыми способами. Иначе говоря, Клуб «Вектор» - место, где ребенок может почувствовать себя более значимым, где сможет научиться новым способам поведения, отдохнуть и почув-

Психология развития

21

ствовать себя в безопасности. Клуб оказывает помощь школе в работе с детьми группы риска. Главными целями клуба является создание условий для становления социально адаптированной личности, а также профилактика детского и семейного неблагополучия.

Специалисты клуба «Вектор» занимаются отслеживаем негативных социальных процессов в Сеченовском районе для проведения профилактической воспитательной работы среди детей, попавших в группу риска; обеспечением комплекса мероприятий, направленных на профилактику правонарушений несовершеннолетними и закрепление общих правил безопасности; организацией трудовой занятости подростов в свободное от учебы время; удовлетворением интересов детей группы риска в исследовательской, организаторской, творческой работе; воспитанием у детей социально-значимых качеств личности: патриотизм, толерантность, ответственность за свои действия, порядочность, отзывчивость, доброта, поддержка и помощь ближнему.

Центр работает по разработанным направлениям, таким как: комплексное изучение, диагностика детей группы риска; посещение на дому учащихся, пропускающих школу по неуважительным причинам; оказание своевременной и квалифицированной социально-педагогической, юридической и психологической помощи и поддержки ребенка в сложной жизненной ситуации; социально-медицинская работа с детьми группы риска.

Направления работы в клубе «Вектор» многогранны и охватывают различные аспекты жизни детей. Образовательная деятельность: тренинги, обучающие занятия, ролевые игры, практические занятия, тренинг-испытание. Внутриклубная досуговая деятельность: совет клуба, походы, сплавы, театрализованные представления.

Социально-педагогическая деятельность: мастер-классы, тренинги, экскурсии, культпоходы, диспуты, беседы, массовые шествия, акции, рейды. Психолого-педагогическая деятельность: беседы, диспуты, ситуации морального успеха, самоанализ, самореализация, педагогическое сотрудничество, организация бесед и лекций для сверстников по программе и по запросу, поступающему в клуб через «Почту доверия». Работа с семьей: родительские собрания, индивидуальное и групповое консультирование родителей участников клуба, работа «Телефона доверия». Трудовая деятельность: по желанию ребенка в соответствии с законодательством подросток может быть трудоустроен. Подростку, совершившему правонарушение, предлагается возместить материальный или моральный ущерб собственным трудом; он может отказаться, но в таком случае будет иметь дело с местными органами правопорядка.

Оказание своевременной и квалифицированной социально-педагогической, юридической и психологической помощи и поддержки ребенка в сложной жизненной ситуации, посещение на дому учащихся, пропускающих

22

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

школу по неуважительным причинам, а так же комплексное изучение, диагностика детей группы риска позволяет вести профилактическую работу и разрабатывать современные технологии социальной работы с семьями и детьми группы риска.

В совокупности с общей, увлекательной деятельностью созданы условия для снятия напряженности, стресса, агрессии, проявления положительных качеств личности, стремление «тянуться» к лучшему. В общении со сверстниками, старшими товарищами легче усваиваются нормы поведения, жизненные принципы. Главное что бы, сверстники были позитивно направлены и имели нравственные и моральные устои, стремились к развитию и самосовершенствованию.

Реализация проекта позволила воспитанникам мобилизовать личностные ресурсы, расширить круг интересов, преодолеть барьер между ними и окружающей средой, сформировать стойкую жизненную позицию, подготовиться к самостоятельной жизни, восстановить утраченные отношения с семьёй, получить помощь в получении профессионального образования и трудоустройства.

Социальное окружение для детей становится ближе и понятнее благодаря грамотной работе специалистов, открываются новые силы и возможности для самореализации. В конечном итоге воспитанники чувствую себя значимой частью семьи и общества в целом.

Список литературы:

1. Байбородова Л.В., Смирнова К.Ю. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска в условиях специального учреждения // Ярославский педагогический вестник. - 2004. - № 3 (40). - С. 9-14.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

© Олесюк Н.В.*

Структурное подразделение школа Политехнического колледжа им. Н.Н. Годовикова, г. Москва

Значимость и актуальность изучения русского языка в современной школе вызывает необходимость рассмотрения этого явления в контексте развиваемого в отечественной психологии личностно-деятельност-ного подхода.

* Учитель русского языка и литературы, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.