Научная статья на тему 'К вопросу о религиозной экономике'

К вопросу о религиозной экономике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
104
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
материальное / духовное / христианство / буддизм высшее благо / эксплу- атация человеческой греховности / «волнение» / «суета» / «помраченность» трансцендентного сознания / духовное. / m aterial / s piritual / Christianity / Buddhism / the h ighest good / t he exploitation o f human depravity / «excitement» / «vanity» / «paracanoe» transcendental consciousness / the spiritual.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — О. В. Усалко

Нет необходимости отождествлять экономику с идеологией той или иной религии. Ниодна из религий не имеет отношения к экономике как науке и способу хозяйствования. Нибог, ни мораль не имеют никакого отношения к ним. Экономически всё представляет товар,даже духовное. Духовное представляет ценность по степени рентабельности. Ибо в рамкахкапиталистической системы хозяйств – духовное, не ориентированное на рентабельность,неминуемо осуждено на гибель. Доброта, красота, справедливость, свобода, равенство в эко-номике присутствуют до тех пор, пока они рентабельны и приносят доход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF RELIGIOUS ECONOMY

There is no need to equate the economy with the ideology of a particular religion. None of the religions is irrelevant to Economics as a science and way of doing business. Neither God nor morality have no relation to them. Economically all is the goods, even spiritual. Spiritual is valuable according to the degree of profitability. Because under the capitalist system of farms is spiritual, not focused on profitability, inevitably condemned to death. Kindness, beauty, justice, liberty, equality in the economy are as long as they are profitable and generate revenue.

Текст научной работы на тему «К вопросу о религиозной экономике»

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

УДК 32(075) ББК 66.01я7

К ВОПРОСУ О религиозной экономике

О. В. Усалко

Нет необходимости отождествлять экономику с идеологией той или иной религии. Ни одна из религий не имеет отношения к экономике как науке и способу хозяйствования. Ни бог, ни мораль не имеют никакого отношения к ним. Экономически всё представляет товар, даже духовное. Духовное представляет ценность по степени рентабельности. Ибо в рамках капиталистической системы хозяйств - духовное, не ориентированное на рентабельность, неминуемо осуждено на гибель. Доброта, красота, справедливость, свобода, равенство в экономике присутствуют до тех пор, пока они рентабельны и приносят доход.

TO THE QUESTION OF RELIGIOUS ECONOMY

O. V. Usalko

There is no need to equate the economy with the ideology of a particular religion. None of the religions is irrelevant to Economics as a science and way of doing business. Neither God nor morality have no relation to them. Economically all is the goods, even spiritual. Spiritual is valuable according to the degree ofprofitability. Because under the capitalist system of farms is spiritual, not focused on profitability, inevitably condemned to death. Kindness, beauty, justice, liberty, equality in the economy are as long as they are profitable and generate revenue.

Ключевые слова: материальное, духовное, христианство, буддизм высшее благо, эксплуатация человеческой греховности, «волнение», «суета», «помраченность» трансцендентного сознания, духовное.

Keywords: material, spiritual, Christianity, Buddhism, the highest good, the exploitation of human depravity, «excitement», «vanity», «paracanoe» transcendental consciousness, the spiritual.

Сегодня довольно модно стало рассуждать о религиозности сфер общественной деятельности человека. В этом ряду рассуждений находится и экономическая сфера.

Однако стоит напомнить о внимательном отношении к понятиям экономика и религия, которые находятся в разных плоскостях общественной жизни и определяют различный их уровень. Экономическая сфера - материальное, религия - духовное. Можно быть богатым, но духовно нищим или наоборот, третье встречается довольно редко.

Экономика - уровень хозяйствующего субъекта, которому сложно думать о душе во время поисков выгоды в процессе управления своим имуществом. Христианский апостол Лука осуждает богатых людей в своем Евангелии. За словами «блаженны нищие» следует: «Горе вам, богатые!» [1. Лк 6. 24]. Осуждение богатства как такового содержится в притче о неверном управителе [1. Лк 16. 1-9]. Здесь говорится о «неправедной мамоне» [1. Лк 16. 9, 11]. Древнегреческий философ Ксенофонт, впервые употребивший само понятие «экономика», понимал под ним науку об обогащении. В христианстве употребляется понятие «благо», а не «богатство». В своей земной жизни человек не может полностью получить благо. Высшее благо -

62

2015 г. №3(27)

вечная жизнь, в которой смерть и грех отсутствуют. Экономика, или правильнее было бы сказать «религия денег», охватившая, практически, все человечество, пытается окончательно вытеснить благостное в душе человека, созданного богом. Экономика, основанная на частной собственности несправедлива. Она оставляет огромные возможности для легитимной эксплуатации, и падший человек этим активно пользуется. Но, может быть самое страшное это то, что принцип максимальной прибыли толкает на производство продукции (материальной и душевной), которая раздувает всевозможные грехи. Грех дает прибыль, причём существенную. Главная цель рыночной экономики - приумножение богатства за счёт греха. А значит, чтобы увеличить доходы необходимо развратить человека. И неважно, что это противоречит моральным, нравственным нормам. Главное доход. Эксплуатация человеческой греховности - главный «метод» рыночной экономики и одновременно причина ее живучести, хотя бы и сатанинской. При ближайшем рассмотрении идеологии очевидно, что конкуренция - вещь совершенно нехристианская. «не делайте дом Отца Моего домом торговли» [2. Иоанн 2:16].

Буддизм также не может быть основой экономической деятельности. Мир для буддиста - результат бессмысленного «волнения» и «суеты», поднимающейся непостижимым образом из глубин Абсолютного. Отрицая субстанциальное вечное бытие духа, буддизм видит во всяком существе только обреченность на неудовлетворение и отсутствие положительного содержания. Согласно легенде, первоначальные основания этого пессимизма заключаются в том, что Сиддхартха (Будда), изведавший всевозможные чувственные наслаждения, окруженный восточной роскошью, резко изменяет свою жизнь под влиянием встреч, открывших ему глаза на тщету жизни и указавших путь к спасению: встреча с дряхлым

стариком, затем с больным проказой, вид мертвеца и, наконец, беседа с аскетом, который, «убоявшись рождения и смерти», поставил себе целью «избавиться от мира, подвластного разрушению» [3, Т.2, С. 385-406].

«Я странствовал долго, я долго блуждал,

Прикован к цепям бытия;

Рожденье рожденьем я часто сменял,

И тщетно разведывал я:

Откуда в нас жизнь и сознанье?

Откуда страданье?

К чему это бремя повторных рождений Для новых смертей и для новых мучений?

Но вскрылась мне тайна, в нее я проник:

Сознание личного я И жажда его бытия -

Вот жизни начало, вот смерти родник!

Внемли ж Себялюбье, последнее слово:

Ты впредь не создашь мне обители новой!

Твоя уничтожена в корне основа;

Померкли соблазны твоих обольщений;

Достигнуты цели заветных стремлений:

Из области смерти и новых рождений

В иные мой дух устремляется страны,

В края неизменной нирваны».

[3, Т.1, С. 606]

63

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

Цель буддиста состоит в том, чтобы усмотреть отчетливо, что нет ничего абсолютно ценного и достойного любви, убедиться в том, что всякое бытие не субстанциально, что оно существует только в связи с потоком сознания, и должно быть уничтожено радикально путем самоуничтожения личности.

В идеале, буддист должен всегда следовать именно тому пути, который ему больше всего нравиться. А также заниматься той работой, которая приносит максимальное удовольствие, а не той, которая приносит больше денег. Ведь лучше всего он чувствует тогда, когда будет счастлив оттого, что вся Вселенная будет ему помогать на этом пути. А если он променяет счастье на деньги и начнет заниматься нелюбимым делом, тогда и однозначно эти деньги не принесут ему никакого счастья, а возможно его ограбят или они просто обесценятся, но в любом случае продав свою любовь за деньги, счастье от денег он не получит однозначно. Согласно буддизму, всякое событие, данное в опыте, есть результат «волнения», «суеты» или «помраченности» трансцендентного сознания Абсолютного начала. Это «волнение» есть нечто недолжное, оно неизбежно влечет за собой страдание. «Познавший истину, что бытия не должно быть, ибо оно противоречит сущности абсолютного начала, вступает на путь к успокоению, к Нирване, к окончательному покою. Путем подавления страстей и всего того, что его удерживает в вихре бытия, ему удается «срезывать», т.е. приостанавливать, проявление все большего и большего количества элементов, пока, наконец, не наступит полная тишина, не будет никакого иллюзорного бытия: останется только абсолютная сущность в состоянии полного спокойствия» [4, С. 77].

Философия буддизма сочетает в себе некоторые положения субъективного и объективного идеализма, окрашена мистикой и служит обоснованию учения о путях религиозного спасения. Объявляя мир иллюзией (майя), порожденной заблуждающимся сознанием индивидуума, буддизм фактически снимает проблему отношения человека к действительности, отрицая реальность последней.

В религиях нет, и не было никакого экономического инструментария в современном его понимании. Был только общинный способ хозяйствования. В буддистской хозяйственной культуре первостепенное значение имеет отношение к проявлениям экономической жизни, а не собственность, богатство, труд сами по себе. Но в контексте массового, народного буддизма собственность, благополучие, богатство, конечно же, не отрицаются, если нет внутренней привязанности к ним, нет страстного желания разбогатеть. Более того, материальное благополучие уважается и считается оправданным как свидетельство хорошей кармы, как воздаяние за заслуги в прошедших рождениях. Однако чтобы не испортить карму и не лишиться благополучия в будущем, следует избегать алчности, скупости, страстной погони за наживой.

Кроме того, ни она из религий, в том числе и буддизм не занимается конструктивной критикой социальных отношений. И естественно не поощряет и не осуждает складывающиеся обстоятельства в их рамках. Хотя некоторые авторы, такие как Э.Ф. Шумахер в своей книге «Малое прекрасно: экономика для человека» заявляет о том, что экономика и экономическая теория могут быть построены на духовных принципах, что существуют буддийские экономисты. Но при внимательном ознакомлении с этими буддийскими экономистами оказывается, что Ананда Кумарасвами, который выступает авторитетом для автора книги, геолог, эзотерик и бог его знает кто ещё. Другой авторитет, которого привлекает Э.Ф.Шумахер для обоснования буддийской экономики - Дж. К. Кумараппа, соратник М.Ганди. Но, он не совсем буддист. Кумараппа работал, чтобы объединить ценности христианина и

64

2015 г. №3(27)

взгляды М.Ганди, т.е. отказ от насилия и внимание к человеческому достоинству. Как последователь Ганди Дж. К. Кумараппа предположил экономику, сосредоточенную на удовлетворении потребностей человека без социально-экономического конфликта. Видимо в этом Э.Ф. Шумахер усматривает буддийскую экономику. Но сам Ганди говорил: «У Бога нет религии».

Шумахер определяет, что принцип буддийской экономики простота и ненасилие. Но разве «рациональное регламентирование» современной экономики связано с насилием? Да, превращение всего в товар, но не насилие. Соревнование, конкуренция да, но не насилие. Никто не вовлекает вас в экономические отношения насильно. Хотите быть духовно богатым, но материально нищим? Пожалуйста. Хотя, некоторые, притворяясь нищими, живут хорошо. Как отмечал М.Вебер: «Безудержная алчность в делах наживы ни в коей мере не тождественна капитализму и еще менее того его «духу». Капитализм может быть идентичным обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае, его рациональному регламентированию. Капитализм, безусловно, тождествен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности. И таковым он должен быть. Ибо в рамках капиталистической системы хозяйств - предприятие, не ориентированное на рентабельность, неминуемо осуждено на гибель» [5, С. 5].

Шумахер приводит пример: «Одним словом, буддийская экономика старается максимально удовлетворить потребности путем оптимального потребления, в то время как западная наука ориентирована на максимальное потребление с помощью оптимального производства. Очевидно, что нескончаемая гонка за максимальным потреблением требует огромных усилий и средств, в то время как поддержание образа жизни, нацеленного на оптимальное потребление, куда менее затратно. Поэтому не стоит удивляться тому, что американец подвергается значительно большему стрессу чем, скажем, бирманец, и это несмотря на то, что Бирма, по сравнению с США, почти не использует трудосберегающие технологии» [6, С.65]. Хочется задать вопрос: «Почему Бирма является отсталой страной»? Не потому ли, что бирманцы мало потребляют? И откуда вдруг всплеск партизанской войны против колонизаторов с одной стороны, и передела опиумных плантаций с другой (с 1948 г. по 2012 г.).

Религиозность сама по себе не оказывает существенного влияния на жизненное поведение в целом. Иначе мы бы испытывали благоденствие по всей планете Земля. Кроме того, современная рациональная организация капиталистического предприятия немыслима без двух важных компонентов: без господствующего в современной экономике отделения предприятия от домашнего хозяйства и без тесно связанной с этим рациональной бухгалтерской отчетности [5, С.8]. Насколько нам известно, ни одна религия этим не страдает. Чтобы развиваться, чтобы осуществить духовную идею в материальной действительности, человеку нужно быть свободным, отрешенным от этой действительности. Человек как раб материальных потребностей не может сделать природную жизнь орудием и средством высшей духовной жизни, необходимо отрешиться от природной жизни как цели [7].

Несомненно, что индивиды или семьи, разделяющие близкие религиозные нормы и связанные устойчивыми связями могут образовать экономическую сеть, где во многом облегчены экономические операции, так как их участники предсказуемыми, что в конечном итоге уменьшает экономические риски и издержки. М. Вебер в своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» раскрыл основы этической системы протестантизма и его влияния на развитие экономической активности.

65

• ВЕСТНИК КАЛМЫЦКОГО УНИВЕРСИТЕТА •

Это проявлялось в доверие между протестантами в экономических отношениях. Распространение христианства или ислама формировало торговые пути между Западом и Востоком. Успешная деятельность евреев в мировой экономике также во многом объясняется тем, что соблюдение религиозных норм значительно повышало взаимное доверие.

Исходя из выше изложенного, необходимо сказать о том, что нет необходимости отождествлять экономику с идеологией той или иной религии. Ни одна из религий не имеет отношения к экономике как науке и способу хозяйствования. Ни бог, ни мораль не имеют никакого отношения к ним. Богатство как цель экономической деятельности классового общества создает человеку возможность для удовлетворения любых низменных желаний, исполнения греховных помыслов. При помощи богатства человек может купить себе почести, власть, славу, удовольствия. Экономически всё представляет товар, даже духовное. Духовное представляет ценность по степени рентабельности. Ибо в рамках капиталистической системы хозяйств - духовное, не ориентированное на рентабельность, неминуемо осуждено на гибель. Доброта, красота, справедливость, свобода, равенство в экономике присутствуют до тех пор, пока они рентабельны и приносят доход. Но как только они приносят убыток, они становятся не нужными и опасными.

Список литературы

1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Луки. - М.: Принткорп, 2013.

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Евангелие от Иоанна. - М.: Принткорп, 2013.

3. Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством. Т.2. Жизнь и легенда Будды. Община учеников Будды, сангха. Пг. 1916.

4. Розенберг О.О. Проблемы буддийской философии. Труды по буддизму. - М.: Наука, 1991.

5. Вебер М. Избранные произведения. М. Просвящение, 1990.

6. Шумахер Ф. Малое прекрасно. Экономика, в которой люди имеют значение. -М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012.

7. Соловьёв В. С. Статьи о еврействе \ Еврейство и христианский вопрос. -Иерусалим: Маслина, 1975.

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.