Научная статья на тему 'К вопросу о регулировании бесплатного оказания юридической помощи гражданам Российской Федерации'

К вопросу о регулировании бесплатного оказания юридической помощи гражданам Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
949
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДВОКАТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ОПЛАТА ТРУДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Cкопцова Анастасия Евгеньевна

Описание категорий граждан, имеющих право на квалифицированную юридическую помощь, оказываемую адвокатами, нормативно-правовая регламентация. Законодательное регулирование оплаты труда адвоката при оказании квалифицированной юридической помощи бесплатно. Анализ (на примере нескольких субъектов РФ) статистических данных, отражающих получение бесплатной помощи гражданами РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о регулировании бесплатного оказания юридической помощи гражданам Российской Федерации»

К ВОПРОСУ О РЕГУЛИРОВАНИИ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Скопцова Анастасия Евгеньевна, аспирант кафедры адвокатуры и нотариата

Московская государственная юридическая академия

Аннотация: Описание категорий граждан, имеющих право на квалифицированную юридическую помощь, оказываемую адвокатами, нормативно-правовая регламентация.

Законодательное регулирование оплаты труда адвоката при оказании квалифицированной юридической помощи бесплатно. Анализ (на примере нескольких субъектов РФ) статистических данных, отражающих получение

бесплатной помощи гражданами РФ.

Ключевые слова: адвокат, законодательное регулирование, квалифицированная юридическая помощь, оплата труда.

На современном этапе формирования российского правового государства человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина признаются обязанностью государства, в котором немаловажное значение именно в защите нарушенных прав отводится институту адвокатуры.

Адвокатура, будучи институтом гражданского общества, не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако задачи, которые возложены на нее Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3, определяют особый характер ее взаимоотношений с государством. Действуя на основе таких принципов, как законность, независимость, самоуправление, корпоративность и равноправие адвокатов, адвокатская корпорация выполняет конституционную функцию обеспечения граждан доступной и квалифицированной юридической помощью. В свою очередь, на государственные органы возложена задача обеспечения доступности такой помощи1.

Необходимость обеспечения равного для всех физических и юридических лиц доступа к получению квалифицированной юридической помощи не вызывает сомнения. Наиболее эффективный способ достижения этой цели - правовое закрепление института оказания адвокатами бесплатной юридической помощи2.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бес-платно3. В статье 7 ФЗ «Об адвокатской деятель-

ности и адвокатуре в РФ» резюмируется, что адвокат «обязан исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника по назначению...а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом»4.

Данные случаи конкретизируются, во-первых: Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 г., который является ключевым документом, и совершенно четко статьей 26 п.1. и п.3 закрепляет, что юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ федеральным законодательством, а также доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам Российской Федерации - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией.

Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних5;

во-вторых: Уголовно-процессуальным кодексом, который является составной частью нормативноправовой базы в системе бесплатного оказания квалифицированной юридической помощи, поскольку его положения, в частности, обеспечивают право на защиту подозреваемому и обвиняемому. Речь идет о статье 16 УПК РФ, где отмечено, что «подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя», а также содержит норму, которая указывает на право подозреваемого и обвиняемого пользоваться помощью защитника бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ6. Также следует сказать и об обязательном участии адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве. Указанные случаи определяет статья 51 УПК РФ: «подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним; подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществить свое право на защиту; подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу; лицо обвиняет-

ся в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни; уголовное дело подлежит рассмотрению с участием присяжных заседателей; обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном гл. 40 УПК РФ (особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением)»7.

Конституционная норма об оказании адвокатом квалифицированной юридической помощи бесплатно в гражданском процессе реализуется посредством назначения судом адвоката в гражданском деле представителем в трех случаях: 1) ответчику, местожительства которого неизвестно - ст. 50 ГПК РФ; 2) дееспособному лицу, которому оказывалась психиатрическая помощь (по обжалованию действий медицинских работников, иных специалистов и органов, связанных с оказанием психиатрической помощи; для решения вопроса о принудительной госпитализации в психиатрический стационар; для решения вопроса о признании лица недееспособным) - ст. 304 ГПК РФ; ч. 1 ст. 48, ч. 3 ст. 34 Закона РФ от 2 июля 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; 3) малообеспеченному участнику процесса - ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"8;

в-третьих: правовая база системы оказания адвокатами бесплатной юридической помощи дополняется ФЗ от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"- закрепляет право несовершеннолетних, находящиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в установленном порядке имеют право на обеспечение бесплатной юридической помощью с участием адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание юридической помощи в соответствии с законом9. Эта же норма находит свое отражение и в законодательстве об адвокатуре, о чём было сказано выше;

в-четвертых: в ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ закрепляется, в частности, право военнослужащих на получение юридической помощи, и указывается, что юридические консультации и коллегии адвокатов бесплатно оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами10.

Исходя из перечисленных случаев бесплатного оказания гражданам юридической помощи, следует согласиться с уже приведенной Г. Шаровым классификацией случаев оказания такого вида помощи: а) помощь по назначению независимо от матери-

ального положения доверителя; б) помощь малоимущим; в) помощь несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; г) помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы11.

Оплата труда адвоката при оказании адвокатами бесплатной помощи регулируется постановлениями Правительства РФ. Труд адвоката-защитника устанавливается постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 года №400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению...», а приказом Министерства юстиции и Министерства финансов РФ от 6 октября 2003 года № 257/89н устанавливается порядок расчета оплаты труда адвоката-защитника в зависимости от сложности уголовного дела. Оплата труда адвокатам, оказывающим юридическую помощь военнослужащим, регулируется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 года № 445.

На Втором Всероссийском съезде адвокатов, от 8 апреля 2005 года были сформулированы положения к Министерству юстиции РФ и Министерству финансов РФ о повышении размера оплаты труда адвоката за один день участия в качестве защитника в уголовном производстве, включая оказание юридической помощи в выходные и праздничные дни, а также установить такую оплату за участие адвоката в гражданском судопроизводстве и возмещение командировочных расходов адвокатам, связанные с оказанием такой помощи с выездом в другие регионы12. Далее от законодателей последовали новеллы, которыми в указанные выше постановления в конце третьего квартала 2007 года были внесены изменения постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2007 г. N 625. В интервью журналу «Законодательство» президент Федеральной палаты адвокатов РФ Е.В. Семеняко прокомментировал данные изменения, указав, что Правительство РФ учло предложения Адвокатского сообщества о повышении оплаты труда адвокатов в неурочное время, выходные и праздничные дни. Но с другой стороны: «..проигнорировало ряд рекомендаций ФПА РФ, установив минимальный порог оплаты труда адвоката в размере 275 руб., а верхнюю планку - в 1100 руб» 13. Также Евгений Васильевич отметил, что налоговые вычеты и обязательные отчисления почти вдвое уменьшат установленные суммы. И как справедливо было замечено, что: «труд адвоката государство оценило ниже, чем труд всех остальных участников процесса». А президент АПМО А.П. Галоганов отметил, что: «..фиксированный размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению, в пределах не менее 275 рублей и не более 1100 рублей за

один день участия, что фактически означает отказ от его привязки к МРОТ. Тем самым нарушен принцип регулирования оплаты труда адвоката в зависимости от величины МРОТ, закрепленный в статье 3 ФЗ от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»»14. В обращении конференции Адвокатской палаты Санкт-Петербурга от 18 апреля 2008 года в Федеральную палату адвокатов РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство финансов РФ, и Правительство РФ, указывается, что труд адвокатов по назначению в 85 % судебных заседаний оплачивается именно по минимальному фиксированному пределу, т.е. 275 рублей. Верхний предел оплаты труда в 1100 рублей применяется не более чем в 3-5% и в силу этого, по-существу, носит декларативный характер15. Следует отметить, что 22 июля 2008 года Постановлением Правительства РФ №555 была проведена индексация размера оплаты труда адвоката, участвующего в уголовном судопроизводстве по назначению, а также размера выплат при оказании адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, увеличение размера оплаты составило 1, 085 раза16.

Финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно, вправе осуществлять органы государственной власти, как на уровне РФ, так и на уровне ее субъектов. Также финансированием занимаются и адвокатские палаты.

В уголовном процессе оплата труда адвоката по назначению нормативно урегулирована, чего нельзя сказать про аналогичную работу адвоката в гражданском судопроизводстве. Полностью разделяем позицию А.П. Зрелова, полагающего, что «оплата труда адвокатов, участвующих в гражданском судопроизводстве.должна проводиться аналогично существующей схеме оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению.17. По мнению судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда, оплата услуг адвоката, назначенного судом в порядке ст. 50 ГПК РФ в качестве представителя ответчика, место жительства которого неизвестно, производится аналогично ст. 50 УПК РФ, с учетом принципа разумности18.

Для анализа фактического положения реализации права на бесплатную юридическую помощь, необходимо рассмотрение статистических данных по этому вопросу по отдельным субъектам РФ. К примеру, как видно из доклада А.П. Галоганова на VII очередной конференции адвокатов Московской области по данным ежеквартальной отчетности по Московской области, поступающей из судебных районов, в течение 2007 года адвокатами в порядке 26 статьи ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», оказана бесплатная юридическая помощь 2844 гражданам. за эту работу адвокатам в течение 2007 года Адвокатской палатой выплачено 540450 рублей.., а в 2006 году- 128898 рублей, включая оплату работы адвокатов в порядке статьи 50 ГПК РФ, по которой целевое финансирование из федерального бюджета не предусмот-

рено19. Также Алексей Павлович подчеркнул, что адвокаты-пенсионеры также ведут бесплатную консультационную работу для пенсионеров и малоимущих, и таким образом в 2007 году бесплатную юридическую помощь оказывали гражданам практически 1330 адвокатов, и в соответствии с отчетами, ими было выполнено более 30 тысяч поручений. А также сумма, подлежащая выплате за работу в порядке ст. 51 УПК РФ, составила 20 млн. 472 тыс. руб., это на 15 % больше, чем в 2006 году, когда было 17 млн. 850 тыс. рублей. Интересные цифры привел в докладе Алексей Павлович по задолженности адвокатам. Если в 2006 году она составляла 9 млн., то за 2007 г.-13 млн. 538 тыс. руб. В частности, задолженность федеральных судов (Судебного департамента Московской области) перед адвокатами Московской области - 6 млн. 085 тыс. руб., МВД - 5 млн. 620 тыс., мировых судей - 1 млн.166 тыс., прокуратуры- 273 тыс. 944 руб., военных судов - 46 тыс. руб.

В Санкт-Петербурге в 2005 году бесплатную помощь оказывали только три наиболее крупные коллегии, а в первое полугодие 2006 года оказанием такой помощи занимались порядка 10 коллегий. К 2007 году сформировалась стабильная ситуация, когда прием населения осуществляется в 54 адвокатских структурах, имеющих равномерную территориальную рассредоточенность20. Динамика обращений граждан за бесплатной юридической помощью: в 2006 году - 6827 граждан, за семь месяцев 2007 года - 6561. Соответственно тенденция увеличения обращений обусловила и увеличение объема бесплатных услуг21. При этом, статистика свидетельствует, что защита по назначению В Санкт-Петербурге осуществляется почти в 70% судебных процессов. Аналогичные цифры распространяются и на другие субъекты РФ22.На реализацию закона по бесплатной помощи в бюджете Санкт-Петербурга на 2008 год предусмотрены расходы в размере 20 млн. рублей23. Для сравнения Правительством Санкт-Петербурга в 2007 году было выделено 12 млн. рублей, а в 2006 году 4,5 млн. рублей.

По Ленинградской области в 2006 году на реализацию закона по бесплатной помощи выделено 600 тыс. рублей24.

И все эти цифры выражают несовершенство регионального законодательства об оказания адвокатами бесплатной юридической помощи. К примеру, на территории Московской области, где действует Закон Московской области от 10 марта 2006 г. N 34/2006-ОЗ "Об оказании отдельным категориям граждан РФ на территории Московской области юридической помощи бесплатно"25. «Под реализацию принятого закона Правительством Московской области на 2007 год было выделено 13 млн. рублей, (для сравнения в 2006 году - 10 млн. руб.), из которых на сегодняшний день не освоено ни одного рубля. Причина в том, что, к сожалению, и закон

не безупречен, потому что категории граждан, которые нуждаются в помощи, необходимо представлять многие документы, и вина наших коллег, которые не ставили эти вопросы перед Советом палаты и перед Правительством нашей области» 26.Аналогичные законы действуют во многих субъектах РФ, их объединяет похожая структура, которая включает несколько статей (до десяти, как правило), содержание которых мало чем отличается, и указывает случаи оказания, перечень документов, подтверждающих право на такую помощь, порядок их представления, основания отказа в предоставлении помощи, и источники финансирования расходов адвокатам, оказывающим юридическую помощь бесплатно на территории конкретного субъекта. «В нормативных правовых актах 27 субъектов РФ заявленные цели предоставления гражданам юридической помощи бесплатно остались чисто декларативными. Они в основном дублируют текст ст. 26 Закона об адвокатской деятельности, но не содержат какого-либо порядка получения юридической помощи бесплатно. Вопрос оказания гражданам РФ юридической помощи бесплатно в 25 субъектах вообще не урегулирован, хотя федеральное законодательство по данному вопросу принято более четырех лет назад27». На основании приведенных цифр и статистических данных можно наглядно проследить динамику оказания бесплатной помощи в указанных регионах, которая на сегодняшний момент имеет все же положительный прогресс по сравнению с предыдущими годами.

Таким образом, на сегодняшний день существует объективная необходимость усовершенствования регионального и федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи бесплатно, а также необходимо вести статистический учет по оказанию адвокатами бесплатной помощи для фактической оценки вклада адвокатов в целом в реализацию статьи 48 КРФ. Существующие недоработки по предоставленной проблематике можно решить с помощью совершенствования уже сложившихся в адвокатском сообществе принципов оказания бесплатной юридической помощи; более результативного применения средств, выделяемых государством на оказание бесплатной юридической помощи, с последующим их увеличением до адекватного, достойного размера; в законодательном регулировании нуждается система финансирования, расходная база адвокатов на оказание бесплатной юридической помощи, а также установление системы компенсирования этих расходов, которая позволит в первую очередь ликвидировать огромные задолженности перед адвокатами за оказываемую ими юридическую помощь. Также следует законодательно урегулировать оказание адвокатами бесплатной помощи в гражданском процессе, расширить перечень слу-

чаев, а также упростить порядок обращения граждан за бесплатной помощью.

При разрешении этих вопросов оказание адвокатами бесплатных юридических услуг будет правомерным в условиях рыночной экономики, где бюджетное финансирование такой категории дел обретёт наконец-то достойное существование такого важного института, как бесплатная юридическая помощь. И в связи с этим, оказание адвокатами бесплатной помощи малоимущим будет одним из проявлений и подтверждений того, что в Российской Федерации гражданин, его права и свободы признаются высшей ценностью и доступность квалифицированной юридической помощи не только слова, закреплённые в Конституции РФ, но и гарантированная, действующая норма, проводником которой является институт адвокатуры.

‘Соколов Н.Н.//Адвокатура и власть: неравное партнерство// Адвокатская палата №3,2007 г. С.6.

2Кучерена А.Г.Настольная книга адвоката. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. С.174.

3Конституция Российской Федерации (Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).Ст.48 п.1. М.: Экзамен, 2006.46с.

4Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ. Ст.7. Собрание законодательства Российской Федерации 2002г., №23, ст.2102.

5См.: ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ. Ст.26.

6Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ.Ст 16. п1 п4. М.: оОо «Издательство Элит», 2006.208с.

7Вайпан В.А. Настольная книга адвоката: Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», нормативно-методические материалы. "Юс-тицинформ", 2006 г.

8Бортникова Н.А. Развитие института представительства по назначению в гражданском судопроизводстве //Российская юстиция/^ 12, декабрь 2007 г. Справочно-правовая система: Гарант платформа Ф1 от 01.02.2008г.

9Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ. Ст.8. п. 2. Собрание законодательства Российской Федерации от 28.06.1999 г.. №26. ст.3177.

10Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ. Ст.22. п.3. собрание законодательства Российской Федерации от 01.06.1998 г., №22,ст.2331.

11Шаров Г. // Оказание юридической помощи бесплатно //Российская юстиция", N 6, июнь 2004 г.СПС Гарант.

12Резолюция N 3 Второго Всероссийского съезда адвокатов от 8 апреля 2005 г. П.4. СпС Гарант.

13Семеняко Е.В. // Интервью с президентом Федеральной палаты адвокатов РФ // "Законодательство", N 12, декабрь 2007 г. СПС Гарант.

14Галоганов А.П. // Доклад (на основе стенограммы) на 7 очередной конференции адвокатов Московской области// Вестник Адвокатской палаты Московской области. Выпуск 1. 2008 г. Стр.12.

15Вестник Адвокатской палаты Санкт-Петербурга/2008год №2. Стр7.

16С учетом уровня инфляции // Новая адвокатская газета // № 16. август 2008 г. Стр. 4.

17Зрелов А.П.//Вопросы оплаты труда адвокатов, участвующих в гражданском судопроизводстве по назначению суда // "Право и экономика", N 9, сентябрь 2005 г. СПС Гарант.

18Обзор кассационной и надзорной судебной практики по гражданским делам Пермского областного суда за 1-е полугодие

2003 года (подготовлен Пермским областным судом). СПС Гарант.

19Вестник Адвокатской палаты Московской области. Выпуск 1, 2008 г. Стр.10.

20Тимофеева Т.В./Программа находит отклик у населения и понимание у адвокатского сообщества//Интервью/Адвокатский Петербург. №6/сентябрь 2007 г. Стр.8.

21См.:Адвокатский Петербург /№6 /сентябрь 2007 г/Стр.15.

22. Отчетная конференция АП СПБ//Вестник адвокатской палаты Санкт-Петербурга// 02/2008г. Стр.8.

2ЗВестник адвокатской палаты Санкт-Петербурга. 4/2007. Стр.14.

24См.:Вестник адвокатской палаты Санкт-Петербурга. 4/2007. Стр. 59.

25Постановление Московской областной Думы от 1 марта 2006 г. N 8/170-П. СПС Гарант.

26Вестник Адвокатской палаты Московской области. Выпуск 1, 2008 г.стр.9. Доклад (на основе стенограммы) на 7 очередной конференции адвокатов Московской области.

27Вступление к интернет-конференции Президента ФПА РФ Е.В. Семеняко от 29.02.2008 г. //Правовые аспекты оказания бесплатной юридической (адвокатской) помощи гражданам Российской Федерации" // СПС Гарант.

The list of the used literature

1. Sokolov N.N. // Legal profession and authority: unequal partnership // Lawyer chamber №3,2007 P.6.

2. Kucherena A.G.Nastolnaja the book of the lawyer. Rostov n/D.: the Phoenix, 2007. P.174.

3. The constitution of the Russian Federation (It is accepted on national voting on December, 12th, 1993). Art.48 .i1. IVI.: examination, 2006.

4. The federal law « About lawyer activity and legal profession in the Russian Federation » from May, 31st, 2002 №63. Art.7. Assembly of the legislation of the Russian Federation 2002., №23, Art.2102.

5. The federal law« About lawyer activity and legal profession in the Russian Federation » from May, 31st, 2002 №63. Art.26.

6. Criminally-remedial code of the Russian Federation: the Federal law of the Russian Federation from December, 18th, 2001 №174.Art 16. i.1 i.4. M.: Open Company « Publishing house of Elites », 2006.208 P.

7. Waipan V.A.reference book of the lawyer: Postateini the comment to the Federal law « About lawyer activity and legal profession in the Russian Federation », methodical materials. "Justicinform", 2006

8. Bortnikova N.A.development of institute of representation to destination in civil legal proceedings // the Russian justice // N 12, December, 2007 Legal-reference system: the Garant platforma F1 from 01.02.2008.

9. The federal law " About bases of system of preventive maintenance of neglect and offences of minors " from June, 24th, 1999 N 120-03. Art.8. Item 2. Assembly of the legislation of the Russian Federation from 28.06.1999. №26. art.3177.

10. The federal law « About the status of military men » from May, 27th, 1998 №76. Art.22. i..3. Assembly of the legislation of the Russian Federation from 01.06.1998, №22, art.2331.

11. Spheres // Rendering of a legal aid is free-of-charge // the Russian justice ", N 6, June, 2004. SPS Garant.

12. Resolution N 3 Second All-Russia congresses of lawyers from April, 8th, 2005 i..4. System the Garant.

13. Semeniako E.W. // Interview to the president of Federal chamber of lawyers of the Russian Federation // "Legislation", N 12, December, 2007 System the Garant.

14. Galoganov A.P. // the Report (on the basis of the stenogram) on 7 next conferences of lawyers of the Moscow area // the Bulletin of Lawyer chamber of the Moscow area. Release 1.2008 P.12.

15. The bulletin of Lawyer chamber Sankt-Peterburga/2008№2. of P.7.

16. In view of a rate of inflation // the New lawyer newspaper // 16. August, 2008 of P. 4.

17. Zrelov A.P. // Questions of a payment of the lawyers participating in civil legal proceedings to destination of court // " the Right and economy ", N 9, September, 2005 of System Garant.

18. The review of cassation and supervising judiciary practice on civil cases of the Perm regional court for 1 half-year 2003 (it is prepared by the Perm regional court). of System Garant

19. The bulletin of Lawyer chamber of the Moscow area. Release 1, 2008y. P.10.

20. Timofeeva T.V./program finds the response at the population and understanding at lawyer community // Interview/lawyer Petersburg. №6/September, 2007y. p.8.

21. Lawyer Petersburg/, №6 2007. Page 15.

22. Accounting conference AP SPB // the Bulletin of lawyer chamber of St.-Petersburg // 02/2008y. P.8.

23. The bulletin of lawyer chamber of St.-Petersburg. 4/2007y.p.14.

24. The bulletin of lawyer chamber of St.-Petersburg. 4/2007y. P. 59.

25. The decision of the Moscow regional Duma from March, 1st, 2006 N 8/170-P. SPS Garant.

26. The bulletin of Lawyer chamber of the Moscow area. Release 1, 2008 y.P.9. The report (on the basis of the stenogram) on 7 next conferences of lawyers of the Moscow area.

27. The introduction to the Internet-conference of President FPA the Russian Federation E.V.Semenjako from 29.02.2008 // Legal aspects of rendering of the free-of-charge legal (lawyer) help to citizens of the Russian Federation " // SPS Garant

Рецензия

Автором исследуется вопросы оказания бесплатной или так называемой субсидируемой квалифицированной помощи адвокатами. В представленной статье аспиранткой охвачено оказание субсидируемой помощи и в уголовном и в гражданском процессах.

Автором справедливо указывается, что необходимость обеспечения равного для всех физических и юридических лиц доступа к получению квалифицированной юридической помощи не вызывает сомнения. Наиболее эффективный способ достижения этой цели - правовое закрепление института оказания адвокатами бесплатной юридической помощи.

Автор делает вывод, что на сегодняшний день существует объективная необходимость

усовершенствования регионального и федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере оказания адвокатами квалифицированной юридической помощи бесплатно, а также необходимо вести статистический учет по оказанию адвокатами бесплатной помощи для фактической оценки вклада адвокатов в целом в реализацию статьи 48 Конституции.

В статье демонстрируется, что существующие недоработки по предоставленной проблематике можно решить с помощью совершенствования уже сложившихся в адвокатском сообществе принципов оказания бесплатной юридической помощи; более результативного применения средств, выделяемых государством на оказание бесплатной юридической помощи, с последующим их увеличением до адекватного, достойного размера; в законодательном регулировании нуждается система финансирования, расходная база адвокатов на оказание бесплатной юридической помощи, а также установление системы компенсирования этих расходов, которая позволит в первую очередь ликвидировать огромные задолженности перед адвокатами за оказываемую ими юридическую помощь. Также следует законодательно урегулировать оказание адвокатами бесплатной помощи в гражданском процессе, расширить перечень случаев, а также упростить порядок обращения граждан за бесплатной помощью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Считаю, что указанная статья может быть опубликована.

Володина С.И.

S7G

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.