Научная статья на тему 'К вопросу о развитии земледелия и скотоводства у общества тиндал: исторический аспект'

К вопросу о развитии земледелия и скотоводства у общества тиндал: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тиндалы / скотоводство / овцеводство / террасное земледелие / аварцы. / Tindal people / cattle breeding / sheep breed-ing / terrace-land cultivation / Avar people.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магомедов Идрис Омарович

Статья посвящена хозяйственной деятельности одного из народов Дагестана – тиндал. В статье говорится о развитии земледелия в обществе, в частности о сборе урожая тиндинцев, орудиях труда, природных условиях и т.д. Одним из направлений статьи является развитие скотоводства у горного народа. В статью введено огромное количество полевого материала и значительное количество исторических источников. Не остается без внимания автора террасное земледелие Тиндал,, которое являлось основополагающим для всех горских народов Дагестана. В основном тиндалы выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овес, просо, бобы, с XIX в. ‒кукурузу и картофель, Огромное внимание тиндалы уделяли садоводству, в основном выращивая яблоки, абрикосы, груши, сливы, орехи и т.д. Садоводство хоть и не занимало ключевого значения в хозяйственной жизни тиндал, но имело колоссальное значение для всей хозяйственной деятельности горного народа. Тиндалы обрабатывали землю, преимущественно вручную. Орудиями труда являлись: мотыга, соха, деревянный плуг с железным наконечником (бецци), деревянный плуг (рукьа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN APPROACH TO FARMING AND CATTLE BREEDING PRACTICES EMERGED IN THE TYNDALL COMMUNITY: AN OVERVIEW BACK TO THE PAST

The paper written by the author considered the economic performance of one of the communities of Dagestan, – the Tindal people. The survey examined advancement of farming in the local community. In particular, harvesting practiced by the Tindin people, their instruments of la-bour, natural environment’ specifics, etc. One of the lines that the paper observed was advance-ment of cattle breeding by local peasants. The paper pre-sented the huge bulk of field data and a significant selec-tion of historical sources. The author did due diligence to examination of the ter-race-land cultivation by the Tindal people, which was the core occupation for all highlander inhabitants of Dage-stan. The Tindal people grow mainly barley, wheat, rye, oat, millet, beans; since the XIX century the local inhabit-ants have introduced corn and potatoes. The Tindal people paid a specific attention to the garden-ing. Basically, the Tindal cultivated apples, apricots, pears, plums, nuts, etc., The gardening, although having not taken a key position in the economic life of the Tindal people, had been of enormous significance for the overall business operations of the highlanders. The Tindal people mostly used to cultivate land manually. They used the following instruments of labour: mattock, plough, wooden plough with an iron ploughshare (bezzi), entirely wooden plough (Rukia).

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии земледелия и скотоводства у общества тиндал: исторический аспект»

Исторические науки

Historical Sciences

УДК 902.7

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -56-58

МАГОМЕДОВ Идрис Омарович, MAGOMEDOV Idris Omarovich,

аспирант 3-го года обучения Post-graduate at the 3 year of study

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И СКОТОВОДСТВА У ОБЩЕСТВА ТИНДАЛ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Статья посвящена хозяйственной деятельности одного из народов Дагестана - тиндал. В статье говорится о развитии земледелия в обществе, в частности о сборе урожая тиндинцев, орудиях труда, природных условиях и т.д.

Одним из направлений статьи является развитие скотоводства у горного народа. В статью введено огромное количество полевого материала и значительное количество исторических источников.

Не остается без внимания автора террасное земледелие Тиндал,, которое являлось основополагающим для всех горских народов Дагестана. В основном тиндалы выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овес, просо, бобы, с XIX в. -кукурузу и картофель,

Огромное внимание тиндалы уделяли садоводству, в основном выращивая яблоки, абрикосы, груши, сливы, орехи и т.д. Садоводство хоть и не занимало ключевого значения в хозяйственной жизни тиндал, но имело колоссальное значение для всей хозяйственной деятельности горного народа.

Тиндалы обрабатывали землю, преимущественно вручную. Орудиями труда являлись: мотыга, соха, деревянный плуг с железным наконечником (бецци), деревянный плуг (рукьа).

Ключевые слова: тиндалы, скотоводство, овцеводство, террасное земледелие, аварцы.

AN APPROACH TO FARMING AND CATTLE BREEDING PRACTICES EMERGED IN THE TYNDALL COMMUNITY: AN OVERVIEW BACK

TO THE PAST

The paper written by the author considered the economic performance of one of the communities of Dagestan, -the Tindal people. The survey examined advancement of farming in the local community. In particular, harvesting practiced by the Tindin people, their instruments of labour, natural environment’ specifics, etc.

One of the lines that the paper observed was advancement of cattle breeding by local peasants. The paper presented the huge bulk of field data and a significant selection of historical sources.

The author did due diligence to examination of the terrace-land cultivation by the Tindal people, which was the core occupation for all highlander inhabitants of Dagestan. The Tindal people grow mainly barley, wheat, rye, oat, millet, beans; since the XIX century the local inhabitants have introduced corn and potatoes.

The Tindal people paid a specific attention to the gardening. Basically, the Tindal cultivated apples, apricots, pears, plums, nuts, etc., The gardening, although having not taken a key position in the economic life of the Tindal people, had been of enormous significance for the overall business operations of the highlanders.

The Tindal people mostly used to cultivate land manually. They used the following instruments of labour: mattock, plough, wooden plough with an iron ploughshare (bezzi), entirely wooden plough (Rukia).

Key words: Tindal people, cattle breeding, sheep breeding, terrace-land cultivation, Avar people.

Основными занятиями жителей Тиндала, как и у других аварцев, с древнейших времен являлись земледелие и скотоводство с преобладающей ролью одного из этих видов хозяйства в зависимости от природных условий и связанной с этим местной специализацией хозяйства.

Территория Тиндала была расположена в основном в горной зоне, где археологически земледелие фиксируется еще с периода позднего неолита.

В развитии земледелия в предгорной и горной частях существовали свои отдельные особенности. В горной части было развито террасное земледелие, являющееся одним из показателей высокой земледельческой культуры народов Дагестана. Возникновение террас предположительно относится к железному веку, «но подлинный расцвет террасового земледелия приходится на эпоху существования родственных соседствующих поселков, т.е. на 1 тысячелетие н.э.» [2, с. 279].

Террасные поля были небольших размеров и располагались в горах в виде широких ступеней. Они являлись результатом упорной борьбы с природой и гигантского труда многих поколений горцев, показателем их огромного усердия и трудолюбия в области земледелия. Поэтому не удивительно, что террасы дагестанских горцев привлекали внимание и вызывали удивление и восхищение у многих русских и иностранных наблюдателей XVIII-XIX вв.

В условиях постоянного земельного голода в горах развитие террас по восходящей линии происходило вплоть до XIX в., то есть до окончательного прекращения нашествий кочевников и их разорительных походов, являющихся постоянным препятствием для развития земледелия в плоскостном Дагестане.

Система земледелия в Тиндале была паровая. Величина оставляемой под пар земли находилась в прямой зависимости от величины земельной собственности в целом. Поэтому земли под пар в основном могли оставлять те хозяйства, которые имели в собственности достаточное количество земли. Из-за нехватки земли малоземелье вообще не оставляли под пар или же применяли занятой пар, то есть чередование на одном и том же участке различных злаковых культур.

- 56 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

Многократное вспахивание применялось «для того, - писал М.О. Османов, - чтобы солнце выжгло землю с дерном. Считалось, что выжженная вместе с органическими остатками почва становится более плодородной и чем сильнее выжжешь, тем мягче и жирнее земля, тем больше влаги она удержит» [3, с. 8].

Основными зерновыми культурами, которые возделывались на территории Тиндала, являлись ячмень, пшеница, рожь, овес, просо, бобы, с XIX в. - кукуруза и картофель.

Сельскохозяйственные работы, связанные с земледелием, начинались в конце зимы и в самом начале весны. В начале марта начинали вывозить на поля навоз и золу, которые накапливались за зиму. Хранили навоз или около своих домов, или же в специальных местах поквартально. Каждое хозяйство в этих местах имело свой определенный участок, куда и вывозили навоз.

Рассыпав удобрение на маленькие кучки и дав ему возможность перепреть, земледельцы перед вспашкой разбрасывали его по всему полю.

Сев зерновых культур у тиндал носил своеобразный характер. Если у других народов Дагестана сначала вспахивали поле, а потом разбрасывали по нему семена, то тиндалы на невспаханное поле разбрасывали семена, а затем производили вспашку. Преимуществом такого способа сева являлось, во-первых, то, что семена, разбросанные до вспашки, непосредственно попадали в унавоженный культурный слой, во-вторых, семена предохранялись от возможных заморозков, ибо после вспашки вместе с культурным слоем они переворачивались и попадали вниз. В то же время такой способ сева в условиях неглубокого вспахивания способствовал быстрому появлению всходов.

Вспахивали поле деревянной сохой с железным лемехом, в которую впрягали одну пару волов.

Как и другие горцы, жители Тиндала поля не бороновали, что объяснялось не только преобладанием в горах неглубоких почв, после вспашки которых, как правило, не оставалось больших комков земли. Объяснялось это н указанным выше своеобразным севом зерновых, в результате чего после вспашки семена вместе с унавоженным культурным слоем переворачивались, попадали вниз и накрывались землей.

Большое значение в сельском хозяйстве в Аварии имело садоводство и виноградарство. Наиболее благоприятными почвенно-климатическими условиями для разведения садов и виноградников обладают речные долины Аварского и Андийского Койсу, На раннем этапе развития садоводства фруктовые деревья здесь росли не сплошными насаждениями, а по краям пахотных полей и виноградников. Путешественники отмечали, что рядом с бесплодными скалами в ущельях и долинах Аварии росли лучшие южные фрукты. Садоводческие насаждения вплоть до середины XIX в. в целом по Аварии были бессистемны, незначительны и носили преимущественно потребительский характер [3, с. 33].

В связи с хозяйственной специализацией, относящейся ко времени образования крупных территориальных сел и складывания устойчивых крупных политических объединений, происходят определенные изменения в животноводстве. Для ряда общин, расположенных в горах, где природные условия были менее благоприятны для земледелия, характерным становится преобладание овцеводства. Преимущественно разводили аварских и андийских овец, коз, лошадей дагестанской породы, ослов [5, с. 135].

В среднем на одно хозяйство приходилось от двух до девяти овец. Если учесть, что овцы в основном были у немногих, то можно утверждать, что животноводство в Тиндале являлось смешанным, хотя основную роль в экономической жизни играл крупный рогатый скот,

Поэтому многие уздени-общинники и даже общества, не имевшие своих зимних пастбищ, скот свой вынуждены были не отгонять, держать на пригревах - солнечных склонах окрестных гор.

За неимением скота и земли многие общинники вынуждены были продавать свою рабочую силу. Труд чабана считался унизительным. Старший, или главный, чабан - более или менее зажиточный чабан, опытный овцевод. Нанимался он скотовладельцем на договорных условиях. В его обязанности входили наем и руководство чабанами, аренда зимних пастбищ. На каждую отару (1 500 овец) главный чабан нанимал 5-6 чабанов, то есть в среднем на каждые 300 голов овец нанимался один чабан. В массе своей чабаны не имели собственного скота, жили в нужде, труд их оплачивался низко. Чабан получал в месяц от 300 голов одного барана, еду, одежду. Эксплуатация труда чабанов приносила скотовладельцам большой доход. Прежде чем стать квалифицированным чабаном, необходимо было пасти несколько лет ослов, телят и т.д. [1, с. 143-146].

Хотя овцы и не давали больших доходов, они кормили и одевали семью горца круглый год кроме того, что давали сырье для домашнего производства разнообразных шерстяных и кожаных вещей и различных хозяйственных нужд.

- 57 -

Исторические науки

Historical Sciences

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гусейнов Ю.М. Исторические этапы присоединения Крыма к России в XVIII веке // Гуманитарные, социальноэкономические и общественные науки. - № 12. - Краснодар. - 2014. - С. 143-146.

2. Котович В.Г. К вопросу о древнем земледелии и скотоводстве в горном Дагестане. Ученные записки ИИЯЛ. - Махачкала, 1961. Т. 9.

3. Османов М.О. Поселения Дагестана в первой половине XIX в. (вопросы типологии). Материальная культура народов Дагестана в Х!Х - начале ХХ в. - Махачкала, 1988.

4. См. подр.: Магомедов И.О. Социальная структура общества Тиндал в первой половине XIX века // Известия Дагестанского государственного университета. - Махачкала, 2013. - № 1. - С. 12-18.

5. Хашаев Х.М. Занятия населения Дагестана. - Махачкала: Тип. Даг. ФАН СССР, 1959. - С. 135.

REFERENCES

1. Huseynov Y.M. Historical stages of the accession of Crimea to Russia in the XVIII century.[ Istoricheskie jetapy prisoedinenija Kryma k Rossii v XVIII veke]. Humanitarian, socio-economic and social Sciences. Krasnodar No. 12, 2014. P. 143-146. (in Russ.)

2. Kotovich V.G. on ancient agriculture and animal husbandry in the mountainous Dagestan. [K voprosu o drevnem zem-ledelii i skotovodstve v gornom Dagestane.]. Uchennye zapiski IIJaL. Makhachkala, 1961. Vol. 9. (in Russ.)

3. Osmanov M.O. Settlements of Dagestan in the first half of the 19 century (typology). Material culture parodos of Dagestan in the NINETEENTH - machaneh.[ Poselenija Dagestana v pervoj polovine XIX v. (voprosy tipologii). Material'naja kul'tura narodov Dagestana v Х!Х - nachale ХХ v.], Makhachkala, 1988. (in Russ.)

4. Cm. gir: Magomedov I.O. the Social structure of Society Tyndall in the first half of the 19 century.[ Social'naja struktura obshhestva Tindal v pervoj polovine HIH veka]. Proceedings of the Dagestan state University. Makhachkala, 2013. No. 1. P. 12-18. (in Russ.)

5. Kashaev H.M. Classes of the population of Dagestan.[Zanjatija naselenija Dagestana.]. Makhachkala: Type. Doug. FAN OF THE USSR, 1959. P. 135. (in Russ.)

Информация об авторе Information about the author

Магомедов Идрис Омарович, аспирант 3 года Magomedov Idris Omarovich, Post-graduate at обучения, Дагестанский государственный пе- the 3 year of study, Dagestan State University of

дагогический институт» (ДГПУ), Pedagogics (DGPU)

г. Махачкала, (Республика Дагестан), Россия Mackachkala dty (Dagestan), Russian

g.usup@mail.ru g.usup@mail.ru

Получена: 30.08.2015 Received: 30.08.2015

- 58 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.