Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В СОВРЕМЕННОМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ'

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В СОВРЕМЕННОМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рекреация / регионы ЮФО / развитие / геополитический контекст / межтерриториальная переориентация развития туризма / recreation / SFD regions / development / geopolitical context / inter-territorial reorientation of tourism development

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Грохотова Елена Петровна

В статье рассмотрены вопросы развития рекреационного комплекса регионов Южного федерального округа с учетом современных условий геополитического и геоэкономического характера. Вынесены предложения по осуществлению ряда мер разрешения проблемных вопросов в функционировании и развитии туристско-рекреационных ресурсов рассматриваемых регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Грохотова Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF THE RECREATIONAL COMPLEX OF THE REGIONS OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT IN THE MODERN GEOPOLITICAL CONTEXT

In the article, in general terms, the issues of the development of the recreational complex of the regions of the Southern Federal District are considered, taking into account the events of a geopolitical and geo-economic nature. Proposals were made to implement a number of measures to resolve problematic issues in the functioning and development of the regions under consideration.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНОВ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В СОВРЕМЕННОМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ»

Научная статья УДК 332.143

ЕЛЕНА ПЕТРОВНА ГРОХОТОВА

Аспирант,ЧОУВО «Таганрогский институтупраеления и экономики», г. Таганрог

e-mail: Alena090885@mail.ru

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНОВ

ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В СОВРЕМЕННОМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития рекреационного комплекса регионов Южного федерального округа с учетом современных условий геополитического и геоэкономического характера. Вынесены предложения по осуществлению ряда мер разрешения проблемных вопросов в функционировании и развитии туристско-рекреационных ресурсов рассматриваемых регионов.

Ключевые слова: рекреация, регионы ЮФО, развитие, геополитический контекст, межтерриториальная переориентацияразвития туризма

Тематический рубрикатор e-Library: 06.61.33

ELENA P. GROHOTOVA

Graduate student, Departments of Economics and Finance, Taganrog Institute ofManagement andEconomics, Taganrog

ON THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF THE RECREATIONAL COMPLEX OF THE REGIONS OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT IN THE MODERN GEOPOLITICAL CONTEXT

Abstract. In the article, in general terms, the issues of the development of the recreational complex of the regions of the Southern Federal District are considered, taking into account the events of a geopolitical and geo-economic nature. Proposals were made to implement a number of measures to resolve problematic issues in the functioning and development of the regions under consideration.

Keywords: recreation, SFD regions, development, geopolitical context, inter-territorial reorientation of tourism development

В региональной структуре Российской Федерации территория Южного федерального округа (ЮФО) относится к основной рекреационной зоне страны и обладает значительным ресурсным потенциалом, отличающимся разнообразием при-родно-рекреационного обеспечения туристической, санаторной и курортной сфер. При этом рекреационный комплекс оказывает непосредственное, прямое воздействие на все социально-экономические процессы не только каждого конкретного региона, но и страны в целом.

Так, в рамках региональной экономики к важнейшим приоритетам относится, в том числе, и освоение туристско-рекреационных ресурсов, посредством которых и ведется туристско-рекреационная деятельность, а одной из форм организации данной деятельности является туристско-рекреационный комплекс.

Туристско-рекреационный комплекс - это совокупность предприятий и организаций, сконцентрированных на территории, которая обладает рекреацион-

ными ресурсами, а также туристической и обслуживающей инфраструктурой, основным направлением деятельности которых является обеспечение удовлетворения туристических потребностей.

Структура туристско-рекреационного комплекса представлена совокупностью непосредственно организаций туристической инфраструктуры, а также предприятий производственной и непроизводственной сфер, поставщиков туристических продуктов и услуг. Главной особенностью структуры данного комплекса является зависимость от степени интеграции объектов туристической и обслуживающей индустрии с ресурсной базой территории. Таким образом, ресурсы являются «отправной точкой» для развития всего туристско-рекреационного комплекса.

К ресурсам региона относятся все природные, социально-культурные и исторические объекты, посредством которых имеется возможность удовлетворения потребностей туристов в отдыхе и рекреации, а также в восстановлении физических и

© Е.П. Грохотова, 2023

духовных сил. При этом их главной отличительной особенностью является фактор статичности, т.е. устойчивая территориальная локализация. Таким образом, рекреационные ресурсы необходимо рассматривать с непосредственной «привязкой» к территории, которая обладает необходимыми факторами для обеспечения формирования туристических продуктов и услуг в целях удовлетворения потребностей туристов.

Так, регионы ЮФО обладают уникальными и разнообразными ресурсами, обеспечивающими им статус крупнейших рекреационных округов страны. К объектам природно-рекреационных ресурсов ЮФО относятся водные ресурсы, включая морские побережья, берега рек и озер, горы, лесопарки и лесопарковые части зеленых зон, леса 2-го и 3-го поясов округов санитарной охраны курортов и других лечебно-оздоровительных учреждений, национальные парки, городские леса и лесохозяйственные части зеленых зон городов, минеральные источники, лечебные грязи и т.д. Наличие данных ресурсов обеспечивает функционирование и развитие туристско-рекреационного комплекса округа, что позволяет регионам ЮФО входить в категорию регионов -лидеров рекреационного комплекса страны, как по туристическому потоку (табл. 1) [1], так и по вкладу в развитие экономики макрорегионов и округов (табл. 2) [1], который фиксируется по объему добавленной стоимости туристической отрасли.

Таблица 1

Оценка туристического потока_

Январь-декабрь 2022 г. Январь-июнь 2023 г.

Общее количество туристских поездок % Общее количество туристских поездок %

Российская Федерация 141 274 584 100,00 71 696 807 100,00

Центральный ФО 42 691 417 30,22 23 676 378 33,02

Северо-Западный ФО 29 416 965 20,82 14 484 071 20,20

Южный ФО - всего, 28 452 925 20,14 11 005 300 15,35

в том числе субъекты в составе ЮФО: - - - -

Республика Адыгея 132 162 0,46 134 068 1,22

Республика Калмыкия 83 456 0,29 60 811 0,55

Республика Крым 4 204 981 14,78 1 675 039 15,22

Краснодарский край 20 121 753 70,72 7 506 644 68,21

Астраханская область 414 919 1,46 178 684 1,62

Волгоградская область 1 133 280 3,98 476 949 4,33

Ростовская область 2 128 587 7,48 837 743 7,61

г. Севастополь 233 787 0,82 135 362 1,23

Северо-Кавказский ФО 3 794 310 2,69 2 489 687 3,47

Приволжский ФО 15 557 056 11,01 7 800 152 10,88

Уральский ФО 7 426 868 5,26 4 172 517 5,82

Сибирский ФО 9 101 167 6,44 5 415 354 7,55

Дальневосточный ФО 4 833 876 3,42 2 653 348 3,70

Данные табл. 1 демонстрируют, что наибольший вклад в развитие туристического потенциала России вносят такие макрорегионы - федеральные округа, как Центральный, Северо-Западный и Южный. В составе регионов Южного федерального округа абсолютным лидером в рассматриваемом периоде является Краснодарский край, второе место занимает Республика Крым, поскольку именно в этих субъектах сконцентрирован туристско-рекреационный потенциал ЮФО.

Таблица 2 подтверждает поступательное развитие экономической результативности туристической индустрии в целом по России, темп прироста валовой добавленной стоимости составил 13,92%. При этом темпы роста выше средних по стране наблюдаются в макрорегионах-лидерах, отличающихся высоким уровнем концентрации туристско-рекреационного потенциала: Центральный ФО (23,32%) и Южный ФО (16,85%). В составе ЮФО по доле в валовой добавленной стоимости стабильно лидируют уже отмеченные выше Краснодарский край, Республика Крым и Ростовская область, однако высокие темпы прироста в течение рассматриваемого периода сложились в большем числе субъектов данного федерального округа: Республика Крым (44,38%), г. Севастополь (30,39%), Республика Калмыкия (26,34%), Волгоградская область (24,22%).

Таблица 2

Валовая добавленная стоимость туристической индустрии в составе экономики субъектов _Российской Федерации_

2019 г. 2020 г. 2021 г. Темп роста, 2021/2019, %

В основных ценах, млн руб. % В основных ценах, млн руб. % В основных ценах, млн руб. %

Российская Федерация 2 862 755,1 100,00 2 416 353,3 100,00 3 261 210,8 100,00 113,92

Центральный ФО 1 117 799,8 39,04 946 758,8 39,18 1 378 423,8 42,27 123,32

Северо-Западный ФО 366 246,6 12,79 286 052,5 11,84 403 152,6 12,36 110,08

Южный ФО - всего, 310 578,5 10,85 276 523,0 11,44 362 910,8 11,13 116,85

в том числе субъекты в составе ЮФО - - - - - - -

Республика Адыгея 4 357,7 1,40 3 645,7 1,32 4 4 75,3 1,23 102,70

Республика Калмыкия 1 433,1 0,46 1 381,4 0,50 1 810,6 0,50 126,34

Республика Крым 36 597,8 11,78 37 752,3 13,65 52 840,3 14,56 144,38

Краснодарский край 183 641,8 59,13 158 578,4 57,35 210 322,9 57,95 114,53

Астраханская область 10 442,0 3,36 10 515,6 3,80 11 299,5 3,11 108,21

Волгоградская область 20810,4 6,70 17 590,8 6,36 25 850,8 7,12 124,22

Ростовская область 46 195,7 14,87 41 024,1 14,84 47 053,9 12,97 101,86

г. Севастополь 7100,0 2,29 6 034,6 2.18 9 257,5 2,55 130,39

Северо-Кавказский ФО 131 191,1 4,58 108 937,4 4,51 133 149,6 4,08 101,49

Приволжский ФО 321 518,7 11,23 282 605,8 11,70 330 289,3 10,13 102,73

Уральский ФО 221 674,5 7,74 188 350,3 7,79 231 104,9 7,08 104,25

Сибирский ФО 212 721,3 7,43 177 665,6 7,35 233 713,1 7,17 109,87

Дальневосточный ФО 181 024,6 6,32 149 460,0 6,19 188 466,7 5,78 104,11

Несмотря на достаточно устойчивый потенциал роста туристско-рекреационного комплекса, начиная с 2014 г., а особенно после начала специальной военной операции (СВО), геополитическая обстановка стала оказывать значительное влияние на текущее функционирование и развитие рекреационной сферы регионов ЮФО и определять перспективы и вектор развития на ближайшие годы, что и обосновывает актуальность изучения данного вопроса в настоящее время.

Ряд событий геополитического и геоэкономического контекста, а именно политический переворот в Украине, противостояние в Донецкой и Луганской Народных Республиках, возврат Крымского полуострова в состав РФ, ввод санкционного режима и резкое сокращение доходов РФ от экспорта, ухудшение отношений со многим странами и т.д. [2, с. 54] и в итоге начало СВО, - внесли существенные изменения в позиционирование регионов ЮФО в составе национальной экономики и оказали непосредственное воздействие на функционирование туристско-рекреационного комплекса страны. Так, можно смело утверждать, что в рамках государства произошла переориентация туристических потоков на внутренний туризм и, соответственно, значительно увеличилась нагрузка на регионы ЮФО.

Неоспорим и тот факт, что регионами - лидерами ЮФО безусловно являются Краснодарский край и

Республика Крым [3, с. 103]. Однако в рамках постоянно усугубляющейся политической и, соответственно, экономической деструкции происходит переориентация туристических потоков с крымского направления и усиливается нагрузка на регионы Краснодарского края. Данные обстоятельства усиливают уже имеющиеся проблемы, связанные, в том числе, и с качеством сервиса предоставляемых услуг, и с транспортным сообщением (авто, ж/д, авиа), и с наличием номерного фонда и т.д.

В данном контексте очень остро встает вопрос развития рекреационного комплекса ЮФО, и что самое важное - его межтерриториальной переориентации.

Так, с одной стороны, генерируемый в ЮФО в настоящее время туристический поток является локально фрагментированным, отсутствует межтерриториальная интеграция, существует нереализованный потенциал многих территорий ЮФО (например, Ростовская область, Волгоградская область и т.д.). С другой стороны, существует ряд трудностей, сопряженных с развитием самой отрасли в регионах: инфраструктуры, качества предоставляемых услуг, транспортно-логистического сообщения и т.д. Кроме того, для самих предприятий данной сферы существует ряд актуальных проблем, связанных с имеющимися сложностями финансирования, со снижением и без того незначительного потока государственных

инвестиций, с ростом издержек, действием в некоторых регионах инфраструктурных ограничений развития отрасли, и конечно, со снижением реальных доходов населения [4, с. 371]. Так, в современном геополитическом контексте именно разрешение комплекса выделенных вопросов и должно определять вектор развития рекреационного комплекса регионов ЮФО на ближайшее время.

Итак, переходя к более детальному рассмотрению вышеперечисленных проблемных аспектов, по нашему мнению, изначально необходимо акцентировать внимание на вопросе перераспределения туристических потоков между регионами ЮФО.

Так, рассматривая вопрос межтерриториальной переориентации развития туристско-рекреационного комплекса в рамках регионов ЮФО, следует сразу заметить, что требуется кардинальная перестройка имеющихся туристических потоков посредством, например, создания линейки так называемых туристических маршрутов, обзорных экскурсионных туров, тематических экскурсионных туров, исторических туров и т.д. в регионах, которые сейчас мало развиты либо вообще не развиты: это Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Адыгея, Калмыкия, города Анапа и близлежащая территория. Также к данному перечню можно отнести мероприятия, связанные с более активным использованием акватории Таганрогского залива и Азовского моря, акватории Цимлянского водохранилища, освоение и использование акваторий рек Дон и Кубань, посредством организации паромного сообщения между регионами и инфраструктурными объектами в рамках одного региона, внедрения и развития водных вокзалов, формирования рекреационных комплексов «все включено» на берегах рек, заливов и морей, проведения туристско-спортивных мероприятий на территориях данных регионов и т.д.

Осуществление подобного рода действий предоставит возможность субъектности их реализации посредством формирования межрегиональных сетевых структур, направленных на организацию размещения, питания на местах, на транспортном, а также экскурсионном обслуживании и т.д. [5, с. 11], тем самым переориентирует туристические потоки и, соответственно, окажет непосредственное влияние на экономическую составляющую каждого конкретного региона.

При этом несомненно, что обеспечение развития обозначенного вектора межрегиональной переориентации туристических потоков внутри регионов ЮФО невозможно без централизованной государственной поддержки, без продвижения через крупных туроператоров и широкой рекламной кампании.

Развитие и внедрение мер государственной поддержки сопряжено с решением целого ряда организационно-экономических и политических задач. Так, например, помимо формирования и развития самой рекреационной инфраструктуры (гостиничные комплексы, тематические парки, объекты развлекательной сферы и т.д.), развитие рекреационной сферы региона имеет прямую взаимосвязь с развитием сопутствующих сфер обеспечения, которые также нельзя развить без прямого участия государства. Это, например,

строительство транспортных развязок, стадионов, морских вокзалов, аэропортов, ремонт мостов и т.д.

Однако в настоящее время в контексте геополитических факторов государственная поддержка развития рекреационного комплекса имеет второстепенное значение. В рамках складывающихся реалий наиболее реалистичным видится осуществление таких проектов посредством механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), что предоставит возможность осуществить мероприятия по развитию регионального туризма и реализовать приоритетные проекты в сложных геополитических условиях.

Так, в рамках ГЧП в сфере туристско-рекреацион-ной деятельности осуществляется объединение заинтересованных сторон с различными ресурсами и опытом в партнерство с целью реализации различного рода проектов, а также повышения туристической привлекательности региона, увеличения эффективности туристического рынка и управления туризмом в целом. В Российской Федерации механизмы ГЧП стали развиваться с 2006 г., когда начали создаваться законодательные и институциональные основы подготовки и реализации проектов ГЧП и после принятия федерального закона о государственно-частном партнерстве, а также муниципально-частном партнерстве. Так, в качестве примера можно привести реализацию проекта в рамках ГЧП в г. Ростове-на-Дону по реконструкции набережной, также построены оздоровительные комплексы в соседних районах и т.д. Однако в настоящее время ГЧП имеют низкую степень интеграции в процессы туристско-рекреационного развития регионов, и их потенциал полностью не реализован.

Помимо вышеперечисленных аспектов необходима также модификация сферы финансового взаимодействия частного бизнеса и государства посредством изменения схем кредитования, субсидирования и софинансирования проектов, модификации налогового режима и т.д. [6, с. 15]. Кроме того, востребованным видится создание постоянно действующей «площадки» диалога частного бизнеса и государства, которая предоставит возможность согласовывать интересы, находить формы совместного использования рекреационных ресурсов, координировать планы и программы развития данной сферы, формировать единую информационную систему развития туристической отрасли региона, осуществлять поддержку межрегиональных взаимодействий и т.д.

Таким образом, развитие туристско-рекреацион-ного комплекса в регионах Южного федерального округа в контексте сложившихся геополитических и геоэкономических обстоятельств детерминировано решением ряда вопросов функционирования и развития рекреационной структуры регионов, переориентации локально фрагментированных туристических потоков на соседние регионы округа посредством создания и развития туристической и сопутствующей инфраструктуры, чему будут способствовать модификация финансовой сферы, ввод измененных схем кредитования и субсидирования, модернизация налогового режима, а также развитие схем сотрудничества частного бизнеса и государства посредством государственно-частного партнерства.

СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ

1. Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. - Текст : электронный. - URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 09.08.2023).

2. Дружинин А.Г. Туристско-рекреационный комплекс Южного федерального округа: факторы, проблемы и приоритеты развития в современном геополитическом контексте / А.Г. Дружинин, Н.В. Гонтарь. - Текст: непосредственный // Научная мысль Кавказа. - 2016. - № 1. - С. 50-56.

3. Яковенко И.М. Туристско-рекреационный комплекс Республики Крым: пять лет в составе России / И.М. Яковенко, Н.В. Страчкова. - Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного университета. Серия: Естественные науки. - 2019. -№ 2. - С. 101-113.

4. Чан Т. А. Туризм в регионах Южного федерального округа России / Тхи Ань Чан. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. -2019. -№ 24 (262). - С. 368-369.

5. Василькова Т.М. Современное состояние и перспективы развития туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации / Т.М. Василькова, В.Н. Кружалин, К.В. Кружалин, Н.В. Шабалина. - Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного университета. Серия: Естественные науки. -2019.-№ 2.-С. 9-29.

6. Кружалин В.Н. Научно-методические подходы к туристско-рекреационному проектированию: муниципальный уровень / В.Н. Кружалин, Н.В. Шабалина, Е.А. Цыщук. - Текст : электронный // Вестник Московского государственного университета. Серия: Естественные науки. - 2019. - № 3. - С. 9-20. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-metodicheskie-podhody-k-turistsko-rekreatsionnomu-proektirovaniyu-munitsipalnyy-uroven/viewerr (дата обращения: 02.08.2023).

REFERENCES

1. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service], Availabe at: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (accessed 09.08.2023).

2. Druzhinin A.G., Gontar' N.V. Turistsko-rekreacionnyj kompleks YUzhnogo Federal'nogo okruga: faktory, problemy i prioritety rzvitiya v sovremennom geopoliticheskom kontekste [Tourist and recreational complex of the Southern Federal District: factors, problems and priorities of development in the modern geopolitical context], Nauchnaya mysl'Kavkaza = Scientific thought of the Caucasus, 2016, no. 1, pp. 50-56. (In Russ.)

3. Yakovenko I.M., Strachkova N.V. Turistsko-rekreacionnyj kompleks Respubliki Krym: pyat' let v sostave Rossii [Tourist and recreational complex of the Republics of Crimea: five years as part of Russia], Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennye nauki = Bulletin of the Moscow State University. Series: NaturalSciences, 2019, no. 2, pp. 101-113. (In Russ.)

4. CHan T.A. Turizm v regionah YUzhnogo federal'nogo okruga Rossii [Tourist and recreational complex of the Southern Federal District: factors, problems and priorities of development in the modern geopolitical context], Molodoj uchenyj = Youngscientist, 2019, no. 24 (262), pp. 368-369. (In Russ.)

5. Vasil'kova T.M., Kruzhalin V.I., Kruzhalin K.V., SHabalina N.V. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya turistsko-rekreacionnogo kompleksa Rossijskoj Federacii [The current state and prospects of development of the tourist and recreational complex of the Russian Federation], Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennye nauki = Bulletin of the Moscow State University. Series: Natural Sciences, 2019, no. 2, pp. 9— 29. (In Russ.)

6. Kruzhalin V.I., SHabalina N.V., Cyshchuk E.A. Nauchno-metodicheskie podhody turistsko-rekreacionnomu proektirovaniyu: municipal'nyj uroven' [Scientific and methodological approaches to tourist and recreational design: municipal level], Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Estestvennye nauki = Bulletin of the Moscow State University. Series: NaturalSciences, 2019, no. 3, pp. 9-20. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 27.06.2023; одобрена после рецензирования 07.07.2023; принята к публикации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20.09.2023. The article was submitted 27.06.2023; approved after reviewing 07.07.2023; accepted for publication

20.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.