Научная статья на тему 'К вопросу о развитии теории предложения и конкурентоспособности'

К вопросу о развитии теории предложения и конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
322
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДЛОЖЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЦЕНА / РАВНОВЕСИЕ / СПРОС / BALANCE (EQUILIBRIUM) / SUPPLY / COMPETITIVENESS / PRICE / DEMAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Груничев А. С.

Тематика статьи относится к сфере развития теории предложения и конкурентоспособности. В статье раскрывается роль факторов, влияющих на объем предложения. Автор приходит к выводу, что объем предложения в многомерном пространстве факторов возрастает с ростом прямых факто-ров и убывает с ростом обратных. В статье анализируются точки зрения отечественных и зарубежных ученых на данную проблему. Исследование проведено с учетом современных российских реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with sphere of development of supply and competitiveness theory. The article describes the role of the factors, influencing the total supply. The author comes to the conclusion that total supply in multiple factor space increases with the growth of direct factors and decreases with the growth of inverse factors. Russian and foreign scientists points of view on this problem are analyzed in the article. The study is carried out taking into account modern Russian reality.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии теории предложения и конкурентоспособности»

А. С. Груничев

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ТЕОРИИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Ключевые слова: предложение, конкурентоспособность, цена, равновесие, спрос. supply, competitiveness, price, balance (equilibrium), demand

Тематика статьи относится к сфере развития теории предложения и конкурентоспособности. В статье раскрывается роль факторов, влияющих на объем предложения. Автор приходит к выводу, что объем предложения в многомерном пространстве факторов возрастает с ростом прямых факторов и убывает с ростом обратных.

В статье анализируются точки зрения отечественных и зарубежных ученых на данную проблему. Исследование проведено с учетом современных российских реалий.

The article deals with sphere of development of supply and competitiveness theory. The article describes the role of the factors, influencing the total supply. The author comes to the conclusion that total supply in multiple factor space increases with the growth of direct factors and decreases with the growth of inverse factors.

Russian and foreign scientists’ points of view on this problem are analyzed in the article. The study is carried out taking into account modern Russian reality.

Предложение возникает тогда, когда данный экономический субъект готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара. Как и в случае со спросом, одного желания или возможности произвести данный товар и доставить его на рынок бывает недостаточно.

В экономической литературе достаточно подробно излагается величина предложения, приведены его факторы: цена данного товара, цена товаров-субститутов, цена комплиментарных благ, издержки производства, налоги и субсидии, объективные, внешние условия производства, ожидания производителей товара. Построенная с учетом этих факторов функция предложения, которая характеризует зависимость объема предложения от перечисленных факторов, должна учитывать такие важные факторы, как качество данного товара, качество товаров-субститутов (взаимозаменяемых товаров), качество комплиментарных благ (взаимодополняемых товаров) и их конкурентоспособность.

Главный фактор конкурентоспособности - качество, так как качество есть совокупность свойств и характеристик товара или другого объекта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Приращение величины предложения как функции цены падает, стремясь к некоторой предельной величине, так как нельзя предложить больше того, что может спросить общество в целом.

Предложение стремится к балансу со спросом, при растущей цене для всего населения и вне зависимости от цены для «элиты» общества, так как нарастание цены товара с течением времени идет с насыщением (не только в связи с убыванием предельной полезности товаров), приближаясь к некоторому пределу, определяемому балансом спрос-предложение. Чем ближе к равенству подходят спрос и предложение, тем выше потолок цены и тем медленнее растет цена. Этот достигнутый потолок цен, спроса и предложения

выдерживается только «элитой», но поддерживается всей остальной частью спрашивающего и предлагающего товары населения.

Часть продукции, необходимой для удовлетворения минимальных физиологических потребностей человека, характеризуется неубывающей предельной полезностью. У производителей товаров, формирующих предложение, всегда существует желание снизить объем выпуска этой продукции, спрос на которую почти не зависит от цены, и потому она несет им убытки. Данную продукцию выпускают преимущественно под давлением вводимых государством законов и в ограниченном объеме, обычно в форме меценатства. Другая, большая часть выпускаемой продукции обладает убывающей предельной полезностью. Это вся та продукция, которая выпускается ради удовлетворения потребностей, выше минимальных, для удовлетворения желаний, требований моды, престижа, спроса на роскошь.

Широкое использование понятия предложения, необходимого для анализа рыночных механизмов, связано с установлением взаимосвязи предложения со всеми факторами, включая и качество данного товара, качество взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и конкурентоспособности этих товаров.1 Это обстоятельство является важным при разработке методологии анализа предложения и обеспечения конкурентоспособности экономических объектов и субъектов. Детерминантами предложения являются факторы, определяющие величину предложения, которые, как и детерминанты спроса, подразделяются на ценовые и неценовые.2

Качество данного товара, качество взаимозаменяемых товаров и качество взаимодополняемых товаров и их конкурентоспособность следует рассматривать как детерминанты предложения.

Среди факторов предложения имеются как независящие, так и взаимосвязанные факторы.3

С учетом экономических условий рынка объем предложения может быть рассмотрен в зависимости от изменения каждого фактора в отдельности и от изменения нескольких факторов одновременно.

Вид функции предложения, зависящий от всех факторов, в настоящее время нам не известен. По-видимому, такая функция предложения от воздействия всех этих указанных факторов отсутствует. Построение общего вида функции предложения сопряжено со сложными моделями факторных предложений, с учетом направления влияния каждого фактора на суммарный объем предложения и т.п. На базе метода индукции мы можем представить объем предложения в виде суммы откликов производителей на воздействие всех факторов предложения и их комбинаций. Функция предложения будет представлять собой алгебраическую сумму всех составляющих факторных предложений, определяемых как реакция производителей-продавцов на каждый фактор в отдельности.

В известных литературных источниках общий вид полного суммарного объема предложения отсутствует, кроме одной наиболее эффективной методологии конструиро-

1 Сафиуллин, Н.З. Предложение в пространстве многих факторов / Н.З. Сафиуллин // Современные аспекты экономики. - СПб, Центр оперативной полиграфии, 2003. - №2(13).

2 К ценовым факторам относятся цена данного товара, цены товаров-субститутов (взаимозаменяемых ресурсов), цены комплиментарных благ (взаимодополняемых ресурсов), издержки производства, налоги и субсидии.

К неценовьм факторам относятся объективные, внешние (прежде всего, природные) условия производства, ожидания потребителей.

3 Например, объективные и внешние условия производства, очевидно, не зависят от издержек производства, так как они определяются состоянием внешней среды и являются неконтролируемыми.

вания функции предложения с учетом свойств факторов предложения.4

Обычно на рынке мы можем установить следующую закономерность: объем предложения находится в прямой зависимости от цены и субсидий, и обратной зависимости от качества товара, издержек производства, внешних условий производства и ожидания производителей товаров.

В случае использования произвольных нелинейных функций факторные предложения от цены товара и субсидий должны находиться в прямой зависимости, а функции от качества товара, издержек производства товара, внешних условий производства и ожидания производителей - в обратной.

Выделив число факторов, находящихся в прямой зависимости и число факторов, находящихся в обратной зависимости с объемом предложения, можно сформулировать предложение в многомерном пространстве факторов следующим образом: объем предложения в многомерном пространстве факторов возрастает с ростом прямых факторов и убывает с ростом обратных.

Синтез в пространстве множества факторов предполагает учет следующих экономических ситуаций на рынке5: факторы предложения должны отражать конъюнктуру рынка; направление влияния каждого фактора на предложение производителя; уровень взаимосвязи факторов, т.е. порядок их взаимодействия; факторы должны быть качественно измерены.

С учетом указанных требований к модели предложения установлено, что многомерный объем предложения равен алгебраической сумме всех однофакторных и всех комбинационных факторных предложений. Направление влияния на предложение однофакторных и комбинационных факторных предложений определяется создавшимися на рынке ситуациями. Комбинационные факторные предложения характеризует совместное воздействие на выбор производителя одновременно нескольких факторов.

В основном рыночная ситуация образована из шести факторов. Цена, качество товара и издержки производства товара оказывают на предложение положительное воздействие. Субсидии, создавшиеся внешние условия на рынке производства и ожидания производителей оказывают на объем предложения обратное воздействие.

Таким образом, объем предложения производителей возрастает по мере роста цены

на товар и размера субсидий, а также с понижением требований к качеству, уменьшением

^ 6

издержек производства товара, изменением внешних условий в пользу производителя.

В пространстве и во времени положение производителей на рынке, предлагающих свой товар определенного уровня качества, неодинаково. Ограниченность ресурсов производства и повышение затрат с возрастанием уровня качества приводят к уменьшению объема предложения высококачественных товаров. При этом на рынке будет складываться определенное соотношение между качеством и количеством товаров. Выпуск товаров низкого качества сопровождается меньшими производственными затратами, а это, в свою очередь, дает производителям возможность увеличить объем предложения товара. С по-

4 Сафиуллин, Н.З. Предложение в пространстве многих факторов I Н.З. Сафиуллин II Современные аспекты экономики. - СПб, Центр оперативной полиграфии, 2GG3. - №2(13).

5 Сафиуллин, Н.З. Многомерный рынок: теория и методология I Н.З. Сафиуллин. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2GG2; Сафиуллин, Н.З. Предложение в пространстве многих факторов !Н.З. Сафиуллин II Современные аспекты экономики. - СПб, Центр оперативной полиграфии, 2GG3. - №2(13).

6 Например, уменьшилась стоимость материалов и появилась информация о повышении в будущем цены на товар.

7 Например, одни произвели много товаров низкого качества, другие - малое количество товара высокого качества. При этом затраты товаропроизводителей на единицу продукции неодинаковые. Затраты растут с повышением уровня качества товара.

нижением уровня качества объем предложения возрастает. И наоборот, с повышением уровня качества объем предложения снижается. С постепенным повышением уровня качества в пределе товар самого высокого уровня качества может быть произведен только одним товаропроизводителем, являющимся монополистом.

Таким образом, объем предложения по качеству имеет обратную зависимость. Вместе с тем взаимосвязь качества и предлагаемого объема можно рассматривать и в обратном направлении. В аналитической форме такая обратная зависимость является убывающей: максимальный уровень качества при продаже большого количества того же самого товара всегда снижается.

От факторов цены и качества объем предложения изменяется по линейному закону. Каждый из этих факторов оказывает на объем предложения самостоятельное влияние. Однако цена и уровень качества товара являются взаимосвязанными факторами.8 Совместное влияние этих факторов на объем предложения может быть учтено лишь при использовании нелинейных моделей.

Из зависимости объема предложения от цены и качества следует то, что товаропроизводители-продавцы увеличивают объем предложения товара с повышением цены, понижением качества и конкурентной борьбы (что соответствует уменьшению затрат на обеспечение данного уровня качества и конкурентоспособности товара). Наибольший объем предложения достигается при максимальной цене, минимально возможном уровне качества, требованиями конкурентоспособности товара. И наоборот, наименьший объем предложения достигается при минимальной цене, высоком качестве товара, требованиями конкурентоспособности. Наиболее реалистична нелинейная модель предложения, устанавливающая функциональную зависимость предложения между нелинейными факторными предложениями от цены, качества и их комбинационными составляющими, т.е. показателем конкурентоспособности. В данном случае показатель конкурентоспособности определяется рыночной ситуацией.

При определении функции предложения учитывают следующие виды издержек: постоянные, переменные, средние переменные издержки, предельные издержки, краткосрочные и долгосрочные постоянные издержки.

Среди множеств учебников по микроэкономике промежуточного уровня следует отметить работу Х.Р. Вэриана,9 где имеются результаты по построению кривых предложения, необходимых для вывода функции предложения от издержек.10

8 Они связаны между собой как минимум через затраты. Например, в сфере производства к затратам относятся затраты на НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, основное производство, тактический маркетинг и т.п.

9 Первоисточник. Fridmen M. The marshallian demand curve. Journal of Political Economy. 1949. Vol. LVII. №6. p. 463-495.

10 Под издержками понимается сумма денег или затрат, включающая: 1) обобщенные производственные затраты по использованию продуктов и услуг в процессе производства конечной продукции; 2) собственно издержки, не входящие в производственную себестоимость проданных товаров (издержки реализации, общие и административные издержки, издержки по выплате процентов и налогов); 3) убытки, относимые на издержки (незастрахованные активы, пострадавшие от пожара, судебные издержки).

Общие издержки экономического субъекта - например, фирмы всегда могут быть представлены как сумма переменных и постоянных издержек. Функция средних издержек показывает издержки на единицу выпуска. Функция средних переменных издержек показывает переменные издержки на единицу выпуска, а функция средних постоянных издержек - постоянные издержки на единицу выпуска. Функция средних постоянных издержек при нулевом выпуске принимает значение, равное бесконечности, а по мере увеличения выпуска средние постоянные издержки убывают. Средние переменные издержки, в конечном счете, возрастают по мере роста выпуска.

Существуют предельные издержки, которые показывают изменение издержек, приходящееся на данное изменение объема выпуска. Предельные издержки показывают относительное изменение: изменение издержек, деленное на изменение выпуска. Наиболее удачное истолкование экономического смысла предельных издержек можно выполнить с позиций дифференциального исчисления. Предельные издержки производства - не что иное, как изменение издержек, возникающие вследствие изменения объема выпуска. Предельные издержки в понимании смысла предложения занимает особое место. Поэтому функции предельных издержек требует более полного раскрытия. Если выпуск изменится на одну единицу, то предельные издержки выглядят просто как изменение издержек, но в действительности это относительное изменение при увеличении на одну единицу. По определению, когда производится нуль единиц выпуска, переменные издержки равны нулю.

Между различными кривыми издержек существуют и некоторые другие взаимосвязи. Кривая предельных издержек показывает издержки производства каждой дополнительной единицы выпуска. При сложении друг с другом издержек производства каждой единицы выпуска получают общие издержки производства за вычетом постоянных издержек. Конкурентная фирма будет действовать в точке, где предельный доход равен предельным издержкам, - там, где добавочный доход, приносимый еще одной единицей выпуска, как раз равен добавочным издержкам производства еще одной единицы выпуска. Если бы данное условие не удовлетворялось, фирма всегда могла бы увеличить свою прибыль путем изменения объема выпуска.

В случае конкурентной фирмы предельный доход есть просто цена. Для получения добавочного дохода конкурентная фирма увеличивает выпуск. Если при каком-то объеме выпуска цена больше предельных издержек, фирма может увеличить свою прибыль, чуть увеличив выпуск. Прирост общего дохода от добавочного выпуска превышает прирост издержек. Следовательно, прибыль при этом должна увеличиться. Аналогичные рассуждения можно провести и для случая, когда цена ниже предельных издержек. Тогда сокращение выпуска приведет к увеличению прибыли, поскольку потерянный при этом доход более чем компенсируется сократившимися издержками.

При оптимальном объеме выпуска фирма должна производить в точке, где цена равна предельным издержкам. Поэтому кривая предельных издержек конкурентной фирмы есть в точности ее кривая предложения. Или, другими словами, рыночная цена есть в точности предельные издержки до тех пор, пока каждая фирма производит объем выпуска, максимизирующй ее прибыль.

Равенство цены предельным издержкам - необходимое условие максимизации прибыли. Вообще говоря, оно не является ее достаточным условием. Тот факт, что мы находим точку, в которой цена равна предельным издержкам, сам по себе еще не означает, что мы нашли точку максимальной прибыли. Но если мы находим точку максимальной прибыли, мы знаем, что цена должна равняться предельным издержкам. Цена должна быть равна предельным издержкам, а предельные издержки должны возрастать.

Таким образом, предложение конкурентной фирмы определяется условием равенства цены предельным издержкам. Рыночная цена должна служить мерой предельных издержек для каждой фирмы отрасли. И фирма, производящая большой объем выпуска, и фирма, производящая лишь малый объем, должны иметь одинаковые предельные издержки, если они обе максимизируют прибыль. Общие издержки производства у этих фирм могут очень различаться, но предельные издержки производства должны быть одинаковыми.

На объем предложения влияет введение налога на производителя (или выплата субсидии), так как налог и субсидия непосредственно затрагивают величину предельных из-

держек. При акцизном налоге или налоге на добавленную стоимость предельные издержки увеличиваются на величину налога, все фирмы в отрасли сокращают производство, в результате чего растет цена продукции на рынке.11 Субсидии по сравнению с налогами оказывают на предельные издержки противоположное воздействие: уменьшают предельные издержки на величину выплаченных субсидий, при этом все фирмы отрасли увеличивают производство, т.е. объем предложения возрастает. Функция предложения от налога (или субсидии) - это зависимость предложения от налога (или субсидии) в неизменных условиях всех других факторов, определяющих предложение.12

В макроэкономике установлено, что увеличение объема предложения производят по причине уменьшения налога на данный товар или увеличения субсидий (введения дотаций).13 Наличие субсидий нейтрализует размер налогов, превышающих максимальное значение налогов предложения.

Таким образом, существенным условием изменения предложения выступает государственная налоговая политика, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т.п. Перечисленные факторы способны существенно повлиять на уровень издержек производства, способствуя расширению или ограничению выпуска продукции данного вида. Как известно, налог полностью включается в цену готовой продукции. Непроданная продукция означает только одно: сокращение предложения товаров. В противоположном направлении влияют на уровень издержек производства субсидии, льготные кредиты и т.п. формы поддержки выпускающих продукцию фирм и предпринимательства в целом. В этом случае предложение ими товаров на рынках будет возрастать. Таким образом, повышение налоговых ставок удорожает производство и приводит к сокращению предложения, а введение субсидий (дотаций) побуждает увеличивать предложения.

Действия экономических субъектов (или их агентов), могут влиять на третьих лиц, не принимающих участие в данной сделке. Это влияние называют внешними эффектами. Экстерналии не находят отражения в рыночном механизме ценообразования, а, следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике.

Внешние эффекты могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на объем предложения. Внешний эффект со стороны производства возникает, когда на производственные возможности одной фирмы оказывает воздействие выбор другой фирмы.

Перепроизводство благ с негативными внешними эффектами, недопроизводство благ с позитивными экстерналиями обнаруживают сбои в работе рыночного механизма и приводят к снижению эффективности экономики. В этом смысле между положительными и отрицательными внешними эффектами нет различий.

Нам представляется, что функция предложения от внешних эффектов должна определяться через средние предельные издержки более сложного вида.

11 Кулешова, Т.А. Рынки несовершенной конкуренции / Т.А. Кулешова. - Новосибирск: Изд-во Сиб. гос. унта телекоммуникаций и информатики, 2001.

12 Субсидии предложения - это минимальная величина субсидии, при которой производитель-продавец согласен производить и продавать определенное минимальное количество товаров при неизменных условиях других факторов предложения.

Налоги предложения - это максимальное по абсолютной величине значение налога, при котором производитель-продавец согласен производить и продать определенное минимальное количество товара при неизменных условиях других факторов предложения.

13 При максимальном значении налога производитель-продавец готов продать минимальное количество товара, а при минимальном значении субсидии производитель-продавец готов продать минимальное количество товара.

Анализ известных результатов (инфляционных ожиданий, изменения уровней цен) показывает, что функция предложения от ожидания потребителей может вести себя двояко: функция предложения от фактора ожидания потребителей находится в прямой зависимости, если ожидаемые процессы стимулируют предложение; функция предложения от фактора ожидания потребителей находится в обратной зависимости, если ожидаемые процессы оказывают на предложение дестимулирующее воздействие.

Чтобы оживить спрос, предложение стремится ускорить убывание предельной полезности одного вида продукции, заменив его другим видом, повысив при этом цену на величину, существенно превышающую издержки. Удовлетворив богатую часть общества за наиболее высокую цену, предложение расширяет спрос за счет снижения цены. Так предложение стимулирует спрос через часть общества, чем нарушается равновесие-аттрактор, сформировавшийся при заданном предложении и спросе. Затем на рынок поступает новое предложение, в соответствии с которым формируется спрос и цена и, соответственно, новое равновесие - аттрактор. И он впоследствии опять разрушается. Так раскручивается спираль производства и потребительства товаров в рыночной экономике. Процесс базируется на принципе «ресурс-потребитель», замкнутого обратной положительной связью (обратная отрицательная связь отсутствует).

Для поддержания неравновесного состояния спроса и предложения необходимо затрачивать вещества, энергию и информацию в возрастающих размерах. Даже для поддержания размеров капитала постоянными в течение времени его формирования, необходимо затрачивать средств (веществ, энергии и информации) все больше. Издержки при этом складываются из затрат на поддержание баланса спроса и предложения, соответствующего данному размеру капитала, на поддержание в работоспособном состоянии самого капитала - оборудования, машин, недвижимости и пр., на восполнение безвозвратных потерь веществ и энергии. Иначе говоря, ставя задачу длительного поддержания равновесия в социальноэкономическом процессе, сохраняя неизменным объем капитала и соотношение спрос-предложение-цена, в любом случае необходимо за время развития капитал полностью заменить. При этом затраты веществ, энергии и информации на его обновление составят значительно большую величину, чем на его первоначальное образование, так как источники природных ресурсов иссякают, а замена капитала требует дополнительных затрат энергии. Данный процесс усугубляется экспоненциальным ростом численности людей.

Таким образом, цивилизация все в более возрастающей мере удаляется от равновесия и становится неустойчивой.14 Встает проблема устойчивого развития социальноэкономических систем в условиях объективной направленности процессов к равновесию при объективной же невозможности его установления.

Основные особенности функциональных отношений спрос-предложение-цена, состоят в следующем: разнообразие продукции по качеству, а следовательно, и по ценам, объективно ведет к расслоению общества по возможностям удовлетворения спроса, с образованием такой его части (элиты), для которой спрос теряет способность быть зависимым от цены; у каждого последующего, численно уменьшающегося слоя общества спрос формируется на основе спросов ниже располагающихся слоев и обусловливается возможностями удовлетворения своего индивидуального спроса; спрос одного вида продукции порождает спрос и предложение других их видов, без которых невозможно удовлетворение конечного спроса - спроса элиты; спрос, предложение и цена в течение времени стре-

14 Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексные исследования проблем устойчивого развития: идеи и результаты / Под ред. В. А. Коптюга, В.М. Матросова, В.К. Левашова. Изд. 2-е. - M.:Academia, 2000.

мятся к равновесию, но никогда его не достигают в силу появления новых предложений; существование элиты общества в государстве поддерживается суммарными спросом и предложением, создаваемыми всеми слоями общества; возрастание богатства одного человека с необходимостью влечет обеднение нескольких; чтобы формировались и существовали несколько элитарных государств, необходимо, чтобы более бедными были остальные государства с преобладающей численностью населения.

Рост богатства элитарного слоя, равно как и численности, при существующих методах организации социальных, экономических и экологических отношений, объективно предполагает дальнейшее обеднение абсолютного большинства населения. Анализ взаимодействия и, в частности, равновесия спроса и предложения в многомерном пространстве факторов является предметом дальнейших исследований.

Таким образом, зависимость между предложением, ценой, качеством и конкурентоспособностью формулируется следующим образом. Если с падением требований к уровню качества и конкурентоспособности предложение на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара предложение на него должно повышаться. Разумеется, это справедливо тогда, когда значения всех остальных факторов не меняются. В трехмерном - цена-качество-конкурентоспособность - пространстве объем предложения основного товара в определенных пропорциях уменьшается на объем предложения взаимозаменяемого ресурса и увеличивается на объем предложения взаимодополняемого ресурса.

В современной экономике весьма актуальны и необходимы исследования рынка на качественном уровне и в количественных измерениях; решение задачи идентификации предложения на конкретных рынках в зависимости от их конъюнктуры и создавшихся внешних условий производства.

© А. С. Груничев - доц. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КГТУ, elsolalbina777@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.