Научная статья на тему 'К вопросу о развитии памяти'

К вопросу о развитии памяти Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3040
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЗГ / ПАМЯТЬ / ИНФОРМАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зимин О.А.

Проведен анализ гипотез механизмов запоминания информации в человеческом мозге. Показано что именно активизация всех потенциальных процессов обеспечивает высокое качество памяти. Если человек активно и много читает, думает, творчески решает стоящие перед ним задачи, его память горит ярким костром, освещая все закоулки мозга, куда поступает и закрепляется нужная ему информация. И наоборот, если человек ленивый, ничего не читает и не утруждает себя размышлениями, его память тлеет тусклым угольком и ничего, что человек видит и чувствует, воспринимает, не запечатлевается в лабиринтах его мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии памяти»

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПАМЯТИ

© Зимин О.А.

Белгородский центр развития интеллекта, г. Белгород

Проведен анализ гипотез механизмов запоминания информации в человеческом мозге. Показано что именно активизация всех потенциальных процессов обеспечивает высокое качество памяти. Если человек активно и много читает, думает, творчески решает стоящие перед ним задачи, его память горит ярким костром, освещая все закоулки мозга, куда поступает и закрепляется нужная ему информация. И наоборот, если человек ленивый, ничего не читает и не утруждает себя размышлениями, его память тлеет тусклым угольком и ничего, что человек видит и чувствует, воспринимает, не запечатлевается в лабиринтах его мозга.

Ключевые слова мозг, память, информация, развитие, человек.

Современная наука определяет память как систему запоминания, хранения и воспроизведения информации.

Несмотря на длительную историю изучения памяти, вплоть до начала XX в. отсутствовали сколько-нибудь строгие объяснения этого явления [2]. Научно обоснованные данные о закономерностях памяти - важнейшей функции головного мозга - получены лишь в последние десятилетия [4]. Существует несколько гипотез механизмов запоминания информации в человеческом мозге. Некоторые из них имеют экспериментальное подтверждение. Одна из гипотез возникла под влиянием величайшего открытия нашего времени в области биохимии - выявления уникальной роли нуклеиновых кислот в хранении и реализации генетической информации. Согласно этой гипотезе, тайна запоминания связана с кодированием поступающей в мозг информации с помощью молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК), т.е. с изменением последовательности укладки входящих в состав этих молекул «кирпичиков» - нуклеотидов. Другая гипотеза связывает запоминание с возрастным разрастанием нервной ткани - отростков нервных клеток (нейронов) - и образованием в мозге многонейронных сетей памяти.

Успехи биологической кибернетики в разгадке работы механизмов мозга приводят к новым открытиям и гипотезам, объясняющим древнейшую и все еще не разрешенную до конца загадку природы. Однако стройной и единой теории, объясняющей механизм этого сложного явления, пока нет. В книге профессора А.Р. Лурии «Нейропсихология памяти», вышедшей в 1974 г. [1] и обобщающей основные современные взгляды на природу памяти, говорится, что «память человека надо рассматривать как сложную функциональную систему, активную по своему характеру, развертывающуюся во времени, разбивающуюся на ряд энергетических потенциальных звеньев и организованную на ряд иерархических уровней».

Если память - процесс динамический, то, очевидно, степенью активности психической деятельности человека и определяются ее качественные и количественные показатели. Известный английский физиолог Грей Уолтер в своей книге «Живой мозг» дал такое определение памяти: «Память - это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча». Если говорить еще более кратко, можно сказать: «Память - это процесс». Процесс, который начинается с момента рождения человека и длится всю его жизнь.

Вместе с тем из этого определения следует, что именно активизация всех потенциальных процессов обеспечивает и высокое качество памяти. В самом деле, если человек активно и много читает, думает, творчески решает стоящие перед ним задачи, его память горит ярким костром, освещая все закоулки мозга, куда поступает и закрепляется нужная ему информация. И наоборот, если человек ленивый, ничего не читает и не утруждает себя размышлениями, его память тлеет тусклым угольком и ничего, что человек видит и чувствует, воспринимает, не запечатлевается в лабиринтах его мозга. Именно о таких людях говорят обычно: в одно ухо вошло, в другое вышло. Итак, интеллектуальная деятельность человека нуждается в постоянном упражнении, и главный секрет развития - это регулярное чтение.

Обучение человека, да и любого другого существа, осуществляется именно благодаря памяти, которая, по словам «отца русской физиологии» И.М. Сеченова, является «краеугольным камнем психического развития». И.М. Сеченову принадлежит и другое крылатое выражение, имеющее прямое отношение к мнемотехнике, т.е. к технике запоминания: «Учение о коренных условиях памяти есть учение о силе, сплачивающей, склеивающей всякое предыдущее со всяким последующим. Таким образом, деятельность памяти охватывает собой все психические рефлексы».

По своей природе память многообразна: осознаваемая, неосознаваемая, кратковременная, долговременная, эмоциональная, зрительная, слуховая, словесно-логическая, двигательная. У разных людей превалируют различные виды памяти. Обычно у художников хорошо развита зрительная форма памяти, а у музыкантов - слуховая. У спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, а у философов, политиков, дипломатов - словесно-логическая. Общепринятым в психологии и физиологии считается выделение видов памяти на основе длительности хранения информации. В зрительной памяти (а для нас она наиболее важна) различают три типа: икони-ческую, кратковременную и долговременную. По норме продолжительность времени хранения данных в иконической памяти всего несколько сотен миллисекунд. Если по истечении этого времени мы не сумели использовать полученную информацию, т.е. не передали ее дальше, то она теряется безвозвратно. Удержание сигналов, поступивших в кратковременную память, осуществляется в более длительном интервале времени - около 15-30 сек. Время здесь определяется типом входной информации. Содержимое этой

памяти вне интервала времени хранения также необратимо исчезает. При необходимости распознавания воспринятой информации и запоминания ее на длительный срок уже функционирует долговременная память, данные в которой могут храниться фактически без потерь.

Различают обычно четыре типа памяти: зрительный, слуховой, моторный (двигательный) и смешанный.

Как установить свой тип памяти? Побывав один раз в незнакомой комнате, вы сразу запоминаете находящиеся в ней предметы и подробности обстановки, и если потом, закрыв глаза, вы ясно представляете то или иное место, - надо полагать, что у вас лучше всего развита зрительная память. Ярким примером людей со зрительным типом памяти служат те шахматисты, которые, не глядя на доску, одновременно играют с несколькими партнерами. Человек, обладающий зрительной памятью, особенно хорошо запоминает то, что схватывает его взор (иллюстрации книги, чертежи, схемы, диаграммы, формулы, картины и т.п.), то, что сам читает и подчеркивает, особенно цветным карандашом.

Если же вы легче запоминаете то, что слушаете (лекцию, доклад, объяснения), когда читаете вслух, значит, у вас развита слуховая память.

Если же ваша память лучше усваивает материал, когда вы совершаете те или иные движения: записываете, зарисовываете, читаете, - то у вас моторный тип памяти. Этот тип памяти довольно распространен.

У большинства же людей развита смешанная память, т.е. у них в той или иной степени есть элементы всех трех типов памяти. В этом случае полезно более или менее равномерно пользоваться всеми приемами: чтением, записью, слушанием, собственным пересказом. Важную роль здесь играет синергетический эффект [3]. По данным психологии восприятия, человек с любым типом памяти усваивает материал значительно лучше тогда, когда он гибко использует все три основных способа запоминания (и зрительный, и слуховой, и двигательный), чем при использовании только одного, доминирующего (скажем, зрительного).

Емкость памяти. Потенциальные возможности информационной емкости мозга поистине безграничны. По оценкам ученых, общая информационная емкость мозга составляет 2,8-Ш20 бит информации. Как известно, бит - двоичная единица информации, используемая в вычислительной технике [5]. Ясно, что при таких возможностях повышение скорости чтения в 2-3 раза, т.е. соответствующее повышение оперативной способности принимать и перерабатывать текстовую информацию, не приводит к информационным перегрузкам мозга, поскольку здесь есть резервы.

Количество информации, фиксируемой в системе памяти человека при одномоментном ее предъявлении. Впервые экспериментальный количественный тест для оценки человеческой способности к одномоментному восприятию предметов внешнего мира предложил Уильям Гамильтон, шот-

ландский философ XIX в. Он писал: «Если вы бросите на пол горсть шариков, то обнаружите, что трудно сразу охватить взглядом больше шести, максимум семи шариков без ошибки». В 1871 г. английский экономист и логик Уильям Стэнли Джевонс сообщил, что, бросая бобы в ящик, он никогда не ошибался в счете, когда бобов было три или четыре, редко ошибался, когда их было пять, верно определял их число только в половине случаев, когда их было десять, и почти всегда ошибался, если их число достигало пятнадцати. В дальнейшем эксперимент Гамильтона психофизики повторяли много раз с помощью совершенной аппаратуры и тонких методов контроля, которые подтвердили предположения Гамильтона; человек одновременно способен, не считая, воспринять взором без ошибки до семи предметов, при повышении этого числа ошибки становятся регулярными.

Перейдем теперь непосредственно к характеристике запоминаний - процессу памяти, в результате которого закрепляется новое и существенное для нас знание, связываясь с ранее приобретенным. Запоминание - активный, созидательный процесс, во время которого сравнением нового и старого создается прибавка знаний, «укладывающаяся» в памяти. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все то, что мы прочитываем.

Запоминание может быть произвольным и непроизвольным, механическим и смысловым. Рассмотрим эти разновидности запоминания подробно, поскольку они имеют большое значение для процесса чтения.

Произвольное запоминание - особый вид психической деятельности, цель которой в самом запоминании, осуществляемом с помощью специальных средств и приемов: установка на запоминание, повторение прочитанного, составление плана, генерация зрительного образа и т.д.

Непроизвольное запоминание - вид деятельности, при котором обеспечиваются активные познавательные и практические действия. Однако само запоминание не является целью. В таких случаях обо всем, что запомнилось, говорят: «Запомнилось само собой».

Как показывают исследования, непроизвольное запоминание имеет две разновидности. Запоминается непроизвольно, само собой что-то необычное, занимательное, то, что вызвало сильные переживания. Однако для процесса чтения наиболее интересна вторая разновидность непроизвольного запоминания. Как показали эксперименты психологов, запоминаем мы полно, связанно, прочно не только тогда, когда хотим запомнить, но и тогда, когда такого намерения нет, но выполняемая работа носит активный, эмоционально приподнятый, творческий характер. Для чтения это означает, что, если, например, специалист увлечен изучением важной научно-технической проблемы и читает литературу, чтобы найти пути ее решения, ему не надо запоминать найденный материал. Нужное запоминается само собой.

Таким образом, когда непроизвольное запоминание происходит с помощью активных и содержательных способов деятельности, оно оказывает-

ся продуктивнее произвольного. В условиях быстрого чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного запоминания особенно велика и состоит в том, что в начале проработки текста часто только при помощи непроизвольного запоминания можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст. В этих случаях оно не только желательно, но и обязательно, так как преждевременное обращение к произвольному запоминанию материала.

Отсюда следует, что при обучении сосредоточению основное внимание должно быть обращено на создание эмоционально благоприятных условий, при которых непроизвольное запоминание активизируется.

Механическое запоминание происходит без осознания связи между его элементами, например путем многократных повторений. Продуктивность его невысока.

Осмысленное запоминание основывается на сокращении количества информации в результате ее фильтрации. Смысловое запоминание более экономично, емко, продуктивно. По данным профессора Н.А. Рыбникова, продуктивность осмысленного запоминания в 20 раз выше механического.

Изложенное позволяет в значительной степени идентифицировать процессы понимания и запоминания. Можно считать, что материал, понятый в процессе чтения, будет более эффективно усвоен памятью. Вместе с тем это свидетельствует о том, что оптимальное перекодирование играет ведущую роль в чтении. При воспроизведении осмысленных текстов слова и грамматические конструкции, особенно сложные, заменяются более легкими и привычными, но смысл сохраняется. При чтении текста запоминаются не столько слова и предложения, сколько мысли, которыми они только обозначаются.

Из этого следует четвертый вывод: перевод содержания запоминаемого материала при чтении на язык собственных мыслей, т.е. на материал, уже ранее усвоенный в результате жизненного опыта, улучшает запоминание.

Какие же процессы сопутствуют хранению информации в мозге человека? Оказывается, воспринятый материал не просто покоится в мозге, он продолжает все время преобразовываться. Хранение информации, кроме того, связано и с некоторой ее потерей.

Забывание - довольно сложный и неравномерный процесс. Оказывается, что объем усвоенной информации катастрофически уменьшается в течение первых 10 часов.

Как же предотвратить резкое снижение эффекта памяти, наступающее сразу же после окончания чтения? Для лучшего сохранения, прочитанного в памяти необходимо повторить изученный материал сразу же после окончания чтения. При этом, пересказывая содержание в соответствии с блоками интегрального алгоритма, дать свое толкование прочитанному и перевести его на язык собственных мыслей.

Исследователи установили, что в обычных условиях человек без напряжения и особых усилий может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв

(расположенных не по алфавиту), 4-5 цифр, 5 синонимов. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4 цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 7 десятичных цифр. Установлено, что объем памяти на различные предметы и цвета равен 8, на числа и точки - 8-9, на буквы 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д. Однако он уменьшается, если альтернатива увеличивается.

Возможны два основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функции мозга: химический и физический.

Химический подход известен с незапамятных времен. Он включает использование самых разных фармакологических средств. Бесспорно стимулирующее действие чая и кофе.

Нельзя не сказать о пагубном влиянии на память курения. Алкоголики также часто жалуются на забывчивость.

Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями.

Выявленные ассоциативные связи, даже если они совершенно невероятны по смыслу, запоминаются надолго.

Помогают запоминанию и структурные связи. Существует способ создания своих собственных упражнений, помогающих укрепить память с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать их с определенным лицами или предметами (подобно тому, как мы пытались запомнить логически не связанный текст) по системе слож-ночислового запоминания. За этим упражнением должно следовать другое, такое же, тем самым мы создадим возможности для возрастания мнемонических способностей мозга. Этим методом можно выработать феноменальную память.

Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (например, какой-нибудь предмет), который мы не встречали у других людей, и пр.

Для запоминания имени - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить раз-другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с его характерными особенностями, предметами, которые ему принадлежат, и т.д.

Современные исследования работы головного мозга дают научное понимание явлений, на которые обратили внимание древние учителя Востока, и подтверждают их. Оказалось, что полушария головного мозга специализированы: каждое из них обладает определенными функциями. В ведении левого (логического) полушария находятся такие виды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, а также решение задач, требующих применения логики. Таким образом, левое полушарие ведает рациональным, аналитиче-

ским, вербальным (логическим) мышлением. Следовательно, если у человека лучше развита словесно-логическая память и его «ведет» левое полушарие, то этого человека можно отнести к типу мыслителей! Правое же полушарие имеет прямое отношение к образному, синтетическому, «целостному» восприятию действительности, без ее дробления. Таким образом, правое полушарие ведает интуицией, пространственно-образным мышлением. Следовательно, если у человека лучше развита зрительная и слуховая образная память и его «ведет» правое полушарие, этого человека можно отнести к типу художников.

Список литературы:

1. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. Т. 1. - М., 1974.; Т. 2. - М., 1976.

2. Мальцева Н.Н., Оксак А.И., Пеньков В.Е. Эволюция естественнонаучной картины мира / М-во образования и науки Российской Федерации, НИУ «Белгородский гос. ун-т», каф. философии НИУ БелГУ - Белгород, 2011. - 45 с.

3. Мальцева Н.Н. Синергетический подход к формированию субъектно-смыслового отношения к обучению // Система ценностей современного общества. - 2009. - № 5-1. - С. 60-63.

4. Мальцева Н.Н. Философско-методологические аспекты взаимодействия естественных и гуманитарных наук // Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования. - 2014. - Т. 1, № 2 (2). - С. 78-84.

5. Пеньков В.Е. Информационный подход как философско-методоло-гическое основание диалога эволюционизма и креационизма. - Белгород: изд-во Белгор. гос. ун-та, 2007. - 120 с.

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Миронова Т.Н.*

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Юность»,

г. Нариманов

Использование театрализованной деятельности в педагогическом реабилитационном процессе в настоящее время является актуальным. Так как в силу своих возможностей эта деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений. Развития коммуникативных способностей зависит от раскрытия творческого потенциала в те-

* Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.