Научная статья на тему 'К вопросу о развитии экологической культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений'

К вопросу о развитии экологической культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МЕТОДИКА / ECOLOGICAL CULTURE THE FUTURE PRE-SCHOOL TEACHERS / PRE-SCHOOL EDUCATION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / DEVELOPING OF THE ECOLOGICAL CULTURE / OF FUTURE PRE-SCHOOL TEACHERS / PROCEDURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савва Любовь Ивановна

В статье определена актуальная проблема, уточнено понятие «экологическая культура педагога», обоснованы педагогические условия, направленные на развитие экологической культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений, дана характеристика и методика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савва Любовь Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of ecological culture development among the future pre-school teachers

The article determines the actuality of the problem, exacts the term ecological culture of a teacher, grounds pedagogical conditions aimed at developing of the ecological culture of future pre-school teachers and gives characteristics, reveals the procedure, of their realization/

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии экологической культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений»

УДК 378.14 ББК Ч411

Савва Любовь Ивановна

доктор педагогических наук, профессор г. Магнитогорск Savva Lyubov Ivanovna Doctor of Pedagogics,

Professor

Magnitogorsk

К вопросу о развитии экологической культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений Revisited the Ecological Culture Development of the Future Pre-school Teachers

В статье определена актуальная проблема, уточнено понятие «экологическая культура педагога», обоснованы педагогические условия, направленные на развитие экологической культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений, дана характеристика и методика.

The article determines the topicality of the problem, specifies such term as “ecological culture of a teacher”, grounds pedagogical environmental complex aimed at developing the future pre-school teachers’ ecological culture, gives characteristics and reveals the procedures of its realization.

Ключевые слова: экологическая культура педагога, дошкольное образование, педагогические условия, развитие экологической культуры, методика.

Key words: future pre-school teachers’ ecological culture, pre-school education, pedagogical environmental complex, ecological culture development, procedure.

Сегодня, когда существует опасность всемирной экологической катастрофы и зон экологических бедствий, особо остро стоят вопросы неотложной и жизненно необходимой экологизации системы образования на всех её уровнях. В связи с этим в 2000 г. была разработана «Национальная стратегия экологического образования Российской Федерации», которая направлена на создание единой системы непрерывного экологического образования каждого гражданина России в течение всей его жизни [6].

Очевидно, что дошкольное детство - ответственный период в жизни человека, когда закладываются основы его правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Именно в этом возрасте начинают формироваться основы экологической культуры личности. Однако формирование этого вида культуры детей невозможно без специально подготовленных педагогических кадров в данной научной области. Это поло-

жение актуализирует проблему развития экологической культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений, направленную на формирование экологического сознания их личности и специальных знаний в области экологии, эмоционально-ценностного отношения к природе, отказ от потребительского отношения к ней, развитие готовности целенаправленно и грамотно выстраивать взаимоотношения с миром природы и учить этому детей.

Академик Б.Т. Лихачев ввел понятие «экология культуры», рассматривая этот феномен как производное от экологического сознания [4].

Сопоставляя различные определения, мы пришли к выводу, что экологическая культура педагога учреждения дошкольного образования должна рассматриваться как широкое интегративное свойство его личности, отражающее сформированность необходимых экологических знаний, эмоциональноценностных отношений, развитие экологического мышления, достаточный уровень овладения профессиональными умениями и навыками, позволяющими ему осуществлять эффективно экологическое воспитания детей дошкольного возраста и активно участвовать с ними в природоохранной деятельности.

Считаем, что процесс развития экологической культуры будущих педагогов учреждений дошкольного образования имеет свои особенности: 1) педагог должен обрести не только систематизированные научные знания о природе, но и иметь высокий уровень эколого-педагогических знаний; 2) естественнонаучного знания должны быть интегрированы с гуманитарными; 3) педагога должны отличать сформированные эмоционально-ценностное отношения к природе, к людям, ответственность за состояние окружающей среды, готовность к восстановлению нарушенного равновесия, способность к самоограничению, дисциплинированность в исполнении закона; 4)экологическая культура его должна проявляться в принятии правильных технологических, конструктивных решений в работе с детьми.

Основная цель экологического образования будущих педагогов учреждений дошкольного образования - развитие экологической культуры студентов факультета дошкольного образования в процессе их профессиональной подго-

товки и саморазвития. Проведенный же нами анализ показал, что в традиционных условиях более половины из числа обследованных нами студентов этого факультета (56%) в Магнитогорском государственном университете имели низкий уровень экологической культуры и только 18,11% выходит на высокий уровень.

Это побудило нас к поиску новых условий, направленных на совершенствование рассматриваемого процесса. Проведенный нами теоретический анализ подвел нас к выводу, что развитие экологической культуры будущих педагогов системы дошкольного образования в вузе возможно при реализации, прежде всего, таких педагогических условий, как:

1) развитие эмоционально-ценностного отношения студентов к миру природы как основы их экоцентрического сознания;

2) активное включение студентов в различные виды эколого-направленной деятельности на этапах их профессиональной подготовки.

Введение первого условия связано с тем, что экологическая культура представляет собой многоаспектный феномен, в котором отношения к миру природы приобретают для студента личностную значимость.

Теоретический анализ проблемы показал, что только во второй половине XX века люди стали осознавать нравственную ценность природы, необходимость в ее сохранении и приумножении. Понимание того, что антропоцентрическое экологическое сознание заводит в тупик, привело к возникновению так называемой «новой экологической парадигмы», основные положения которой сформулированы следующим образом: 1) человек, обладающий исключительными характеристиками (культура, технология и т.п.), остается одним из множества видов на Земле, взаимозависимых и включенных в единую глобальную экосистему; 2) человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими, экологическими связями, которые налагают на эту деятельность определенные физические и биологические ограничения [9].

Новое экоцентрическое сознание не только кардинально меняет поведение людей по отношению к природе, но и определяет абсолютные и универсальные экологические ценности. По мнению Н.А. Бирюковой, система антропоцентрических ценностей основана на том, что мир создан для человека; человек есть мера всех вещей; мера ценности природы - польза для человека; технократический расчет при покорении и преобразовании природы. При этом экологические ценности несколько иные. Это: человек - часть природы (биосферы), мера всех вещей - универсальность жизни на Земле; универсальная ценность природы, биосферы; согласование потребностей человечества с возможностями природы, мерой устойчивости биосферы [1].

Экологическое сознание экоцентрического типа строится на представлении о природе как самостоятельной ценности, независимо от полезности для человека. Отсюда вытекает необходимость в развитии соответствующего отношения к природе как к равной по ценности человеку и отношения к единству «человек - природа» как к высшей ценности.

Поэтому одна из важнейших задач по развитию экологической культуры будущего педагога - сохранить и поддерживать положительное эмоциональноценностное отношение к природе. На это направлено развитие у них чувства генетического единства с природными объектами, чувства принадлежности к природе. Близко к названному чувству - чувство единства с природой, чувство любви к природе, патриотизм, чувство восхищения природой. В этот же ряд, но со смещением предмета чувств можно поставить и ответственности за состояние природы перед другими людьми, последующими поколениями.

Из содержания экологического образования ученые не исключают и отношения, основанные на полезности природного окружения именно для человека, связанные с потребностями человека в использовании природных ресурсов. В современных условиях в содержание эмоционально-ценностных отношений должно быть включено чувство тревожности за состояние природы, связанное с мотивацией ее сохранения и улучшения. Но наличие этого чувства не может

быть экологически целесообразным без чувства экологического оптимизма, без веры в то, что экологическую ситуацию можно выправить [5].

Отсюда следует, что будущий педагог учреждения дошкольного образования, осваивая новую систему экологических ценностей: 1) должен иметь сформированную потребность в познании окружающей его среды; 2) должен научиться осознавать единые с другими природными объектами генетические корни, находить родство с природой и относится к окружающим его животным, растениям, как к своим «братьям меньшим»; 3) уметь чувствовать боль за ее неблагополучное состояние; 3) быть готовым взять на себя ответственность за защиту и улучшение природной среды;

По мнению Н.С. Дожниковой, студент может выйти на разный уровень сформированности эмоционально-ценносного отношения. Первый уровень отражает стремление овладеть экологическими знаниями вообще и состоянием экологической ситуации места обитания (города, района, поселка, села) в частности. Второй выявляет способность студента чувствовать природу, сопереживать ей, отвечать за ее экологическое здоровье. Выход на третий уровень означает желание действовать - участвовать в акциях, движениях, т.е. выражает готовность проявить экологическую инициативу [2].

Эмоционально-ценностное отношение всегда активно (в положительном или негативном значении), и человек, у которого оно развито, всегда ищет область и способ его выражения, поскольку в основе отношения лежат потребности и мотивы человека, идеалы и ценности определенного содержания. Формированию экоцентрического сознания будущего педагога способствует развитие таких эмоционально-ценностных отношений к миру природы, как отношение к единству «человек-природа», отношение к природе как к равной по ценности человеку; ответственное, уважительное и бережное отношение к природе.

Для развития эмоционально-ценностных отношений студентов к миру природы, формирующих их экоцентрическое экологическое сознание, нами предложены и апробирован упражнения, входящие в эколого-психологический тренинг, модель которого была разработана и А.В. Ясвиным [8]. В ходе прове-

дения его нами использовались следующие методы: рефлексивные методы, методы экологической идентификации, экологической эмпатии, эмоционального противопоставления природных объектов человеку, поиска сходства природных объектов с человеком, обращения внимания на внешние проявления гармонии природы, раскрытия внутренней гармонии природы, «сгущения» красоты природы средствами искусства. В качестве основных средств реализации данных методов выступают предметные, конструктивные, личностные упражнения эколого-психологического тренинга, игры, проблемные ситуации, технические и компьютерные средства.

Рассмотрим второе условие - активное включение студентов в различные виды эколого-направленной деятельности на этапах их профессиональной подготовки. Введение его связано с необходимостью целенаправленного развития у будущих педагогов умений взаимодействовать с природными объектами. К числу таких умений относятся умение распознавать, обследовать, прогнозировать, проектировать и создавать оптимальные условия жизнедеятельности организмов, разрешать проблемные ситуации в сфере экологии.

Из-за сложности, неординарности экологических проблем в современной науке еще не закрепилось однозначное представление о содержании понятия «эколого-направленная деятельность». На наш взгляд, наиболее широкое понимание, с нашей точки зрения, принадлежит Е.М. Карпенко. Экологонаправленная деятельность характеризуется автором как «интегративное понятие для обозначения специфических экологических аспектов различных видов деятельности, направленных на оптимизацию взаимодействия «общества и природы» [3]. В практическом плане эколого-направленная деятельность - это производственная деятельность человека с преобразованиями и природоохранными целями, т. е. природопользованием, предвидя ее возможные негативные последствия [7, с. 78].

Под эколого-направленной деятельностью студентов мы рассматриваем осознанную деятельность, способствующую достижению общественнозначимой цели: гармонизации и оптимизации взаимоотношений, взаимосвязи,

взаимодействия общества и природы, в процессе которой происходит развитие их эколого-познавательных интересов, углубление экологических знаний и расширение экологического кругозора, приобретается опыт личного участия в практическом решении педагогических задач экологического воспитания детей.

Виды эколого-направленной деятельности представлены достаточно широко: учебно-познавательная, природоохранительная, трудовая, исследовательская, игровая, художественно-эстетическая. Формы проявления данной деятельности различны. Среди них могут быть акции, мониторинги природных объектов, посадка деревьев, клумб, проведение праздников «День птиц», «День Земли», экскурсии в краеведческий музей и другие формы. Труд по благоустройству города, участие в природоохранительных акциях и другой социальнополезной деятельности позволяют приобрести будущим педагогам умения выстраивать правильные взаимодействия с природой. Основными методами реализации данного педагогического условия были выбраны проблемные и исследовательские методы, деловые и ролевые игры, беседы, инструктажи, упражнения, методы экологических ожиданий и ритуализации экологической деятельности, метод экологической заботы.

Библиографический список

1. Бирюкова, Н. А. Особенности экологического образования за рубежом / Н. А. Бирюкова // Педагогика. - 2QQ5. - № У. - С.89-94.

2. Дежникова, Н. С. Учитель как человек экологический / Н. С. Дежникова // Педагогика. - 1994. - №5. - С. ЗУ- 4Q.

3. Карпенко, Е. М. Социально-экологическая ответственность как фактор разрешения противоречия «общество-природа» : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. М. Карпенко. - М., 1986. - 18 с.

4. Лихачев, Б. Т. Основные категории педагогики / Б. Т. Лихачев // Педагогика. - 1999.-№1. - С.Ю-18.

5. Миронов, А. В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах / А. В. Миронов. - М. : Педагогическое общество России, 2QQ2. - 36Q с.

6. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации // Приложение к журналу «Вестник экологического образования в России». - 2QQQ. - №1. - С. 3-2Q.

У. Прохоров, Б. Б. Экология человека : понятийно-терминологический словарь / Б. Б. Прохоров. - М. : Изд.-во МНЭПУ, 1999. - 348 с.

8. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин. - М. : Смысл, 2QQQ. -

456 с.

9. Catton, W.R., Danlap R.E. Environmental sociology: A new paradigm // Amer. Sociologist. 19У8.

Bibliography

1. Biryukova, N.A. Characteristic Properties of Foreign Ecological Education / N.A. Biryukova // Pedagogics. - 2005.- № 7. - P. 89-94.

2. Catton, W.R., Danlap R.E. Environmental Sociology: A New Paradigm // Amer. Sociologist. 1978.

3. Dezhnikova, N.S. Teacher as a Man of Ecology / N.S. Dezhnikova // Pedagogics. - 1994. -№5. - P. 37- 40.

4. Karpenko, E.M. Socio-Ecological Responsibility as a Factor Able to Resolve the Contradiction Between Society and Nature: Synopsis of Thesis ... Cand. of Ped. / E.M. Karpenko. - Moscow, 1986. - 18 p.

5. Likhachyov, B.T. Fundamental Categories of Pedagogics / B.T. Likhachyov // Pedagogics. - 1999. - №1. - P.10-18.

6. Mironov, A.V. Methodology of Nature Studies Teaching at a primary School / A.V. Mironov. - Moscow: Pedagogical Society of Russia, 2002. - 360 p.

7. Prokhorov, B.B. Ecology of a Man: Conceptual Glossary / B.B. Prokhorov. - Moscow: MNEPU Publishing House, 1999. - 348 p.

8. The National Ecological Education Strategy in the Russian Federation // Appendix to Magazine “Herald of Ecological Education in Russia” - 2000. - №1. - P. 3-20.

9. Yasvin, V. A. Psychology of Attitude to Nature / V. A.Yasvin. - Moscow: Smysl, 2000.456 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.