Научная статья на тему 'К вопросу о разработке концепции развития современного художественного музея'

К вопросу о разработке концепции развития современного художественного музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
466
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / МУЗЕЙНЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / ЧЕРКАССКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ / MUSEUM / CONCEPT DEVELOPMENT / PROJECT OF MUSEUM / INNOVATIVE FORMS OF WORK / CHERKASSY REGION ART MUSEUM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яковец Инна Александровна

В статье рассмотрены современные тенденции деятельности и развития музейных учреждений. На материалах конкретного регионального музея проанализирована концепция развития художественного музея как динамичной институции нового типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCERNING THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT CONTEMPORARY ART MUSEUM

The article considers the modern trends of the activity and development of Museum institutions. On materials of a particular regional Museum of the conception of the development of the art Museum as a dynamic institution of a new type.

Текст научной работы на тему «К вопросу о разработке концепции развития современного художественного музея»

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

Яковец Инна Александровна

канд. искусствоведения, доцент кафедры дизайна Черкасского государственного технологического университета, г. Черкассы, Украина

E-mail: [email protected]

CONCERNING THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF DEVELOPMENT CONTEMPORARY ART MUSEUM

Yakovets Inna Aleksandrovna

candidate of arts, associate Professor of the chair of design Cherkassy State

Technological University, Cherkassy, Ukraine

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены современные тенденции деятельности и развития музейных учреждений. На материалах конкретного регионального музея проанализирована концепция развития художественного музея как динамичной институции нового типа.

ABSTRACT

The article considers the modern trends of the activity and development of Museum institutions. On materials of a particular regional Museum of the conception of the development of the art Museum as a dynamic institution of a new type.

Ключевые слова: музей; концепция развития; музейный проект; инновационные формы работы; Черкасский областной художественный музей.

Keywords: Museum; concept development; project of Museum, innovative forms of work; Cherkassy region art Museum.

Исследование места и роли музея в современном поликультурном пространстве определяется, прежде всего, актуальностью этого вопроса, а также появлением новых контекстов его обсуждения; обусловлено потребностями общества и активизацией музейной деятельности, ее трансформацией, изменением миссии музея, которые продиктованы требованиями времени, с одной стороны, и отсутствием глубоких научных

исследований, с другой. Развитие информационно-коммуникативных технологий, в свою очередь, обусловило их распространение и в музейной сфере, что стало одной из главных причин трансформации музейных учреждений. На современном этапе перестройка отношений между музейными учреждениями и обществом заключается в том, что на смену пассивному отражению действительности приходит активное воздействие на нее [4].

Как известно, именно музей является сокровищницей исторического и культурного наследия, а музейные экспонаты — носителями бесценной информации об истории, культуре, искусстве края. Состояние современного социума, как в Украине, так и в мире, все чаще позволяет говорить о нашем времени как о поворотном моменте в истории. В связи с этим возникает необходимость поиска новых ориентиров, направлений развития. Одним из путей решения этой задачи может служить создание музеев нового типа, в частности, художественных, которые выполняют не только традиционную функцию, но являются научными и духовными центрами, музеев, которые предлагают новое видение, новое осмысление той или иной проблемы, музеев, которые развивают новую тему.

Музей, а особенно художественной, является сложным и многоплановым феноменом. В западноевропейской культуре музей не только выполняет функции по сбору и хранению артефактов, но и является отражением определенной социокультурной ситуации во всем многообразии ее научных, эстетических, педагогических, идеологических, рекреационных, экономических аспектов.

Сегодня музеи в их привычном формате (стена, картина, музейная бабушка под ней) практически изживают себя, постепенно превращаясь в мультимедийные центры, арт-клубы, которые объединяют любителей самых разных форм искусства.

Во второй половине XX — начале XXI вв. проблема музея в Украине приобретает особую остроту. Это связано, в первую очередь, с тем, что его традиционные формы, окончательно сложившиеся в конце XIX — начале

XX вв., перестали соответствовать изменившейся культурной ситуации, что привело к переосмыслению основных принципов музейной работы и поисков ее новых форм. Результатом данного процесса явилось возникновение в современном искусствоведении и музееведении ряда новых теоретических концепций, которые пересматривают много ключевых моментов музейной практики.

Так, создание современного художественного музея требует разработки новой научной концепции развития, которая определяется его общественным назначением. Социальные функции музея вытекают из самого понятия «музей». Международный совет музеев (1СОМ) дает следующее определение: «музей — это неприбыльная постоянно действующая организация, которая служит обществу и его развитию, и для этого собирает, хранит, исследует, популяризирует и экспонирует материальное и нематериальное наследие человечества, а также объекты окружающей среды, с целью изучения, обучения и для эстетического удовольствия» [1, с. 16]. Статья 1 Закона Украины «О музеях и музейном деле» определяет музей, как научно-исследовательское и культурно-образовательное учреждение, созданное для изучения, сохранения, использования и популяризации музейных предметов и музейных коллекций с научной и образовательной целью, привлечения граждан к ценностям национального и мирового культурного наследия [3].

«Одним из важных условий существования современных музеев является их способность реализовать свою новую миссию. Перед музеем стоит задача мыслить на высоте своего времени, отвергнув аргументы типа «так было всегда», то есть не использовать не актуальные еще вчера методы и мерки, а понимать музей как часть мировой динамики, резонирование с миром» [5, с. 69].

Ярким примером современного художественного музея, который стоит на пути активной модернизации своей деятельности, можно считать Черкасский областной художественный музей (Украина), который находится на новом этапе развития.

Черкассы, украинская провинция с нечеткими контурами собственной культурной и экономической специфики, благодаря выгодному географическому положению, могучему потенциалу и активности нового поколения искусствоведов, педагогов, ученых, художников, дизайнеров, творческой молодежи сегодня постепенно превращается в город, который претендует на роль культурного центра не только Среднего Поднепровья, но и становится одним из самых оживленных художественных «перекрестков» всей Украины, активно сотрудничает с современными музеями России, Европы, США.

Возможность достижения поставленных стратегических задач региональной экономической и культурной политики неразрывно связано с уровнем развития коммуникационной инфраструктуры города Черкассы. В понятие инфраструктуры при этом включаются и энергетические, транспортные, информационные и культурные коммуникации. Одно из ключевых мест среди них должен занять главный музей региона, а именно — художественный музей.

Согласно поставленной музеем цели — трансформация деятельности на новом этапе его развития и создание динамичной институции — новой Концепцией развития Черкасского областного художественного музея (2010 г.) определены следующие задачи деятельности:

• дальнейшее развитие направления музейной работы как социально востребованной формы сохранения, изучения и трансляции историко-культурных смыслов, воплощенных в музейных экспонатах;

• разработка научной доктрины деятельности на основе новой концепции деятельности музея путем комплексного подхода к ее реализации;

• доработка новой концепции образовательной деятельности музея как коммуникативной системы, возможности оптимального сочетания социальной, культурной, традиционной и инновационной составляющих деятельности;

• изменения кадровой политики — от классического руководителя-ученого — к эффективному менеджеру;

• экспериментирование; использование «немузейних» видов деятельности: менеджмента, маркетинга, фандрейзинга, Паблик Рилейшнз; включение междисциплинарных контекстов в опыт музейной работы;

• пополнение знаний из инновационных методов работы со зрителем; внедрение нового инструмента адаптации музейных объектов для различных категорий посетителей, разных способов и уровней их восприятия; применение новых средств отображения информации: формирование электронных экспозиций, использование интерактивных систем для посетителей и средств мультимедиа в художественных экспозициях и т. п.;

• развитие музейного персонала и просветительской деятельности: повышение квалификации путем обучения в аспирантуре с целью получения ученой степени кандидата искусствоведения; стажировки и профессиональные поездки как в Украине, так и за ее пределами; приглашение отечественных и зарубежных специалистов для проведения семинаров, тренингов и ведущих современных украинских экспертов по выставочной деятельности и музейному делу; рабочие встречи с музейщиками ведущих музеев мира по целью обмена опытом; организация четвертой и пятой культурно-образовательных программ художественной направленности по странам Европы для музейщиков Черкасс и студенческой молодежи с посещением ведущих музеев различного профиля;

• комплексное обновление музейных экспозиций: разработка новых экспозиционных художественных решений (дизайна выставочных помещений и нового выставочного оборудования), информационного наполнения экспозиций с учетом проекта новой общей навигации музейного пространства;

• дальнейшее интенсивное развитие коммуникации с посетителями, СМИ, потенциальными донорами; развитие партнерства: привлечение социальных сетей, активизация познавательных программ (проведение круглых столов и лекций, разработка новых телепрограмм, в частности на ТРК «Рось» и др.); проведение совместных выставок с музеями Украины и зарубежными музеями современного искусства и творческих пленэров для художников разных регионов Украины с привлечением иностранных художников;

• осознание специфики статуса музея, особенностей реагирования на законы рыночной экономики и превращение музея в успешное предприятие;

• разработка методики развития современного музея с целью превращения его в динамичную культурную институцию.

Рассмотрим более подробно некоторые аспекты работы черкасского художественного музея. Его деятельность за последние два года существенно изменилась: началось внедрение новых информационных технологий, музей получил выход в интернет-пространство; расширились научные связи музея с учеными других музеев, с кафедрами и преподавателями черкасских университетов и колледжей, высших учебных заведений Киева, Харькова, Херсона. В музей все чаще стали обращаться как к центру, обладающему культурологической и художественной информацией, которая хранится в собраниях музея. На расширение информационной базы музея была направлена научно-исследовательская работа последних двух лет; издание печатной продукции вышло на новый профессиональный уровень [2].

Одним из традиционных направлений исследовательской работы музея является научная разработка выставочных проектов. Приведем перечень названий наиболее значимих и весомых проектов музея в течение 2010— 2012 годов: «Три крапки» — фестиваль современного актуального искусства и графического дизайна; «Визуальность в контексте культурных практик» — Всеукраинская научно-практическая конференция; сотрудничество с арт-центром «Я Галерея», основатель и директор П. Гудимов (мероприятия: (художественный проект, круглые столы, творческие встречи) в рамках II Фестиваля современного актуального искусства и графического дизайна «Три крапки»; Всеукраинский форум «Дизайн-образование 2010»; ежегодная областная выставка детского изобразительного искусства школ эстетического воспитания Черкасской области ко дню рождения Т. Шевченко (проводится в течение 20 лет); «Это любовь» — социально-художественный проект ко дню Святого Валентина; «Про хвосты» — областной художественно-экологический проект, посвященный животным; «Художественная карта Черкасщины»;

«Диалоги» — молодежный художественный проект; ежегодная выставка «Новые поступлення»; «Летняя школа»: серия лекций и мастер-классов по мультимедийному дизайну (М. Опалев, Харьковская государственная академия дизайна и искусств); выставки экологического плаката; Международная акция «Ночь в музее»; благотворительные аукционы; художественные проекты в рамках сотрудничества с дирекцией художественных выставок Министерства культуры Украины и многие другие.

Таким образом, можно сказать, что сегодня работа музея, определяемая новой концепцией его развития, музейные проекты и разнообразные мероприятия, которые проводятся в нем, направлены на охват различных целевых и возрастных аудиторий. Поскольку, музей должен быть интересным для всех, его развитие должно быть разновекторным. Все инновационные формы работы эффективны только в комплексе, неотделимые одна от другой, а главная задача трансформации музейных учреждений заключается в сохранении сущности музея (изучение и хранение культурных, исторических, художественных и других ценностей) при значительном видоизменении форм и методов его деятельности.

Эффективность взаимодействия музея с обществом и социальными институтами зависит от его переосмысления как открытой формы, что требует нового понимания его социальной роли, расширение социальных функций музея и музейного менеджмента и маркетинга, т. е. такое преобразование отношений между музейными учреждениями и обществом, когда музей уже не является пассивным отражением культуры, а он является ее создателем.

Список литературы:

1. Аартс Г. Що таке музей? / Герман Аартс // Музей: менеджмент i освггня дiяльнiсть. — Львiв: "Лггопис", 2009. — С. 16—22.

2. Гладун О.Д., Пушонкова О.А., Яковець 1.О. Стратепя дiяльностi: динамiчний музей // Музейний альманах. Науковi матерiали: статл, есе / Черкаський обласний художнш музей. — Черкаси: Брама-Украша, 2012. —

№ 3. — С. 7—10.

3. Про музе! та музейну справу. Закон Украши вщ 29 черв. 1995 р. № 249 / 95-ВР // Культурна спадщина Укра!ни. Правовi засади збереження, вiдтворення та охорони культурно-юторичного середовища: зб. офщ. док. — К.: 1стина, 2002. — С. 49—58.

4. Яковець 1.О. Експозицшна дiяльнiсть та дизайн експозицп в музеях: особливостi сучасного стану в Укра!ш // Музейний альманах. Науковi матерiали: статтi, есе / Черкаський обласний художнш музей. — Черкаси: Ю.А. Чабаненко, 2010. — № 1. — С. 12—15.

5. Яковець 1.О. Концепщя розвитку сучасного музею: динашчний музей / 1.О. Яковець, О.Д. Гладун // Вюник ХДАДМ: Зб. наук. пр. — Харюв: ХДАДМ, 2012. — № 7. — С. 68—71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.