Научная статья на тему 'К вопросу о различии терминов «Чрезвычайное обстоятельство» и «Чрезвычайная ситуация»'

К вопросу о различии терминов «Чрезвычайное обстоятельство» и «Чрезвычайная ситуация» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4852
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / EMERGENCY / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО / EXTRAORDINARY CIRCUMSTANCE IS AN EMERGENCY / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ТЕРМИНОЛОГИЯ / TERMINOLOGY / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕЖИМ / LEGISLATION MODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Левин А.О., Потемкина Т.Н.

Приводится различие понятий «чрезвычайное обстоятельство» событие социального характера, которое носит субъективный криминальный характер и «чрезвычайная ситуация» обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия. «Чрезвычайное обстоятельство» и «чрезвычайная ситуация» могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде и устранение которого невозможно без применения чрезвычайных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of distinction of the terms “force majeure” and “emergency situation”

The article discusses the difference between the concepts of «extraordinary circumstance» social event, which is subjective criminal nature and «emergency» the situation in a particular area which has developed as a result of an accident, natural hazards, disasters, natural or other disasters. «extraordinary circumstance» and «emergency» may result in loss of life, damage to human health or the environment and the elimination of which is impossible without the use of emergency measures.

Текст научной работы на тему «К вопросу о различии терминов «Чрезвычайное обстоятельство» и «Чрезвычайная ситуация»»

УДК 340.32 ББК 67.408

К ВОПРОСУ О РАЗЛИЧИИ ТЕРМИНОВ «ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВО» И «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ»

АЛЕКСАНДР ОЛЕГОВИЧ ЛЕВИН,

старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки, ФГКОУ ВПО «Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя» E-mail: Levin-s70@mail.ru; ТАМАРА НИКОЛАЕВНА ПОТЕМКИНА, начальник кабинета специальных дисциплин E-mail: toma1984@bk.ru Научная специальность 12.00.11. — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.

Рецензент: профессор кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки, ФГКОУ ВПО «Московского Университета МВД России имени В.Я. Кикотя»,к.в.н., доцент С.Н. Зайцев

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Приводится различие понятий «чрезвычайное обстоятельство» — событие социального характера, которое носит субъективный криминальный характер и «чрезвычайная ситуация» — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия. «Чрезвычайное обстоятельство» и «чрезвычайная ситуация» могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде и устранение которого невозможно без применения чрезвычайных мер.

Ключевые слова: чрезвычайное происшествие, чрезвычайное обстоятельство, чрезвычайная ситуация, терминология, законодательство, режим.

Annotation. The article discusses the difference between the concepts of «extraordinary circumstance» — social event, which is subjective criminal nature and «emergency» — the situation in a particular area which has developed as a result of an accident, natural hazards, disasters, natural or other disasters. «extraordinary circumstance» and «emergency» may result in loss of life, damage to human health or the environment and the elimination of which is impossible without the use of emergency measures.

Keywords: emergency, extraordinary circumstance is an emergency, terminology, legislation mode.

Проблемы использования терминов, употребляемых при различных видах чрезвычайных про-ишествий, на современном этапе развития общества должны быть упорядочены и соответствовать действующему Федеральному законодательству Российской Федерации. Термины «чрезвычайное обстоятельство» и «чрезвычайная ситуация», употребляемые в ведомственных нормативных правовых актах и научной литературе, зачастую подмянеют друг друга, что запутывает руководителей различного уровня и не способствует решению задач чрезвычайного характера.

Охватившие Россию с конца XX в. внутренние вооруженные конфликты, террористические акты, мас-

совые беспорядки, разбойные нападения на граждан и другие чрезвычайные проишествия, совершающиеся напрямую с участием человека, относятся к чрезвычайным обстоятельствам.

Отметим, что на протяжении всей истории развития цивилизации каждое государство всегда вынуждено заниматься поиском наиболее эффективных способов противодействия постоянно возникающим чрезвычайным ситуациям. На первых порах своего становления и развития основную и, пожалуй, единственную угрозу для государства и общества представляли природные катаклизмы. С развитием технического прогресса к угрожающим человечеству элементам

прибавились техногенные аварии и катастрофы.

Обратимся к смысловому значению терминов в русском языке. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова1 под лексемой «чрезвычайный» понимается «исключительный, превосходящий обычную меру, не такой, как обычно, очень большой», «обстоятельство» — «явление, сопутствующее какому-нибудь другому явлению и с ним связанное». Под термином «ситуация» определяется совокупность обстоятельств, положение, обстановка. Таким образом, с точки зрения русского языка понятия «обстоятельство» и «ситуация» по своей сущности не отличаются друг от друга и могут рассматриваться как синонимы, при употреблении взаимозаменяемы.

Интересно отметить употребление этих терминов в нормативных и правовых актах Федерального законодательства. Прямого определения «чрезвычайного обстоятельства» в Федеральном законодательстве нет. Согласно Федеральному конституционному закону Российской Федерации «О чрезвычайном положении» (2001 г.) гл. 2 «Обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения», ст. № 3 «Обстоятельства введения чрезвычайного положения», к чрезвычайным обстоятельствам относятся только события первой (а) группы: «чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:

а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления» отнесем к чрезвычайным обстоятельствам;

б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера; чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могу-

щие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ»2.

Чрезвычайные ситуации второй группе (б) также влекут за собой тяжкие последствия при их возникновении. Эти события для своего устранения требуют проведения полномочными органами чрезвычайных мер по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, сохранности материальных и культурных ценностей, восстановления нормальной жизнедеятельности людей и функционирования органов государственной власти и управления, введения чрезвычайного положения.

В дополнение к общим мерам и временным ограничениям, указанным в Федеральном конституционном законе ст. 11 «Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения»; п. а) и п. б) ст. 3, в ст. 12. влекут разные меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения введенного, а) при чрезвычайных обстоятельствах и б) при возникновении чрезвычайных ситуаций, что также говорит о различии данных терминов.

По мнению профессора Киреева М. П.,3 события первой группы (а) и порождаемые ими последствия являются «продуктом общественных правоотношений, складывающихся в социальной сфере в процессе умышленных целенаправленных общественно опасных деяний, запрещенных под угрозой наказания уголовным законом» относятся к тяжким и особо тяжким преступлениям, события второй группы (б) возникают помимо воли и сознания людей в результате аварий, катастроф, опасных природных явлений, стихийных или иных бедствий, в том числе эпидемий и эпизоотий. Следовательно, события первой группы (а) носят субъективный (криминальный) характер: в первом случае — меры предупреждения и принуждения (например, пресечение массовых беспорядков), во втором — меры оказания помощи пострадавшим и обеспечение охраны общественного порядка при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. События второй (б) группы — носят объективный характер, потому требуют от руководителей органов исполнительной власти немедленного реагирования, согласно Указу Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 их предупреждение и ликвидация возлагаются на МЧС России4.

Определение «чрезвычайные ситуации» (ЧС) дано в Федеральном законе Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.). Чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей5.

Таким образом, понятие чрезвычайной ситуации в Федеральном законодательстве четко определено и не подвергается сомнению, что руководителям органов исполнительной власти требуется четко уяснить для решения вопросов взаимодействия при возникаюших чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического характера.

При чрезвычайных обстоятельствах главное значение имеет источник опасности (вид события), (место и время проишествия, где и когда произошло), какие последствия в результате наступили или могут наступить (гибель или угроза гибели людей, ущерб окружающей природной среде, утрата материальных ценностей и т.п.), и какие неотложные меры необходимо принять для их устранения, т. е. определяющая роль отводится признакам чрезвычайности последствий. Как представляется, различная интерпретация указанных терминов этим и объясняется.

Также следует обратить внимание на то, что любое чрезвычайное обстоятельство, характеризуется введением особого правового режима. Так, например, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35 «О противодействии терроризму»6 может быть введен правовой режим контртеррористической операции. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение специальных мер и временных ограничений. Отметим, что «ни один антитеррористический закон в мире не обходится без некоторого ущемления прав граждан»7.

На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавли-

ваться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, так и отдельные меры и временные ограничения. Следовательно, чрезвычайные обстоятельства влекут за собой установление определенными должностными лицами (органами) особого правового режима, т. е. особый правовой режим — неотъемлемая часть чрезвычайных обстоятельств.

Отметим, что прямого определения термина «чрезвычайного обстоятельства» в Федеральном законодательстве нет, а ведомственных правовых актах оно на протяжении многих лет формулируется по-разному.

В научной литературе термин «чрезвычайное обстоятельство» рассматривается многими учеными. Так, Снеговой А. В. отмечает, что «ни в правовых актах, ни в трудах ученых и специалистов в рассматриваемой области единообразного определения чрезвычайных обстоятельств нет»8.

По нашему мнению, термин «чрезвычайное обстоятельство» следует рассматривать, прежде всего, как событие социального характера, признанное решением органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представляющие угрозу насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата и присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональных, межконфессиональных и религиозных конфликтах, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Определение чрезвычайных обстоятельств, как обстоятельств социального характера, позволяет сосредоточить внимание на причинах происхождения, а также последствиях и своевременном предупреждении и пресечении.

Таким образом, для организации деятельности руководителей правоохранительных органов Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах главное значение имеет источник опасности (вид и место события, т. е. что, где, когда произошло), какие последствия могут наступить или уже наступили, их масштаб (гибель людей, ущерб окружающей природной среде и т. д.), и какие неотложные меры необходимо принять для их устранения. Другими словами, в таких случаях определяющее значение имеют признаки чрезвы-

чайности последствий. Думается, что этим самым во многом и объясняется различная интерпретация чрезвычайных понятий (чрезвычайные обстоятельства и чрезвычайные ситуации).

В результате произошедших чрезвычайных обстоятельств и возникникших чрезвычайных ситуаций для деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации наступают условия, которые влекут за собой необходимость создания новых нештатных структур, дополнительных органов оперативного управления, новой системы связи, введения усиленного режима несения службы, особого правового режима вплоть до чрезвычайного положения и принятие других неотложных адекватных мер.

1 Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / И. Ю. Шведовой. - 20-е изд., стереотип. М. : Рус. яз., 1989. С. 750.

2 Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собр. законодательства Российской Федерации.- 2001.- № 23, ст. 2277; 2003.- № 27, ст. 2697; 2005.- № 10, ст. 753.

3 Управление органами внутренних дел в особых условиях курс лекций / М. П. Киреев и др. ; под общ. ред.: М. П. Киреева; Акад. упр. МВД России. Москва. 2004.

4 Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изменениями и дополнениями на 1 июля 2014 г.).

5 Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. Законодательство Российской Федерации.- 1994.- № 35. ст. 3648.

6 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изм. и доп. от: 27 июля 2006 г., 8 ноября, 22, 30 декабря 2008 г., 27 июля, 28 декабря 2010 г., 3 мая, 8 ноября 2011 г., 23 июля, 2 ноября 2013 г., 5 мая, 4, 28 июня 2014 г. // Рос. газета - 2006. - 10 марта.

7 Княжев В. Б., Киреев М. П. Борьба с терроризмом и права человека // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 2. - С. 198-201.

8 Снеговой А. В. Правовые и организационные аспекты деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник Воронежского института МВД России.- 2014. - № 2. - С. 61-65.

Литература

1. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЭ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001.- № 23, ст. 2277; 2003.- № 27, ст. 2697; 2005.- № 10, ст. 753.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собр. законодательство Российской Федерации. — 1994. — № 35, ст. 3648.

3.Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изм. и доп. от: 27 июля 2006 г., 8 ноября, 22, 30 декабря 2008 г., 27 июля, 28 декабря 2010 г., 3 мая, 8 ноября 2011 г., 23 июля, 2 ноября 2013 г., 5 мая, 4, 28 июня 2014 г.) // Рос. газета — 2006. — 10 марта.

4. Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (с изменениями и дополнениями на 1 июля 2014 г.).

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. — 20-е изд., стереотип. М. : Рус. яз., 1989, с. 750.

7. Княжев В. Б., Киреев М. П. Борьба с терроризмом и права человека // Пробелы в российском законодательстве. — 2013.- № 2. — С. 198-201.

8. Снеговой А. В. Правовые и организационные аспекты деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при чрезвычайных обстоятельствах // Вестник Воронежского института МВД России. — 2014. — № 2 — С. 61-65.

8. Управление органами внутренних дел в особых условиях курс лекций / М. П. Киреев и др. ; под общ. ред.: М. П. Киреева; Акад. упр. МВД России. Москва.- 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.