Научная статья на тему 'К вопросу о психологических условиях развития адаптационных способностей воспитанников детского дома'

К вопросу о психологических условиях развития адаптационных способностей воспитанников детского дома Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
750
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / РАЗВИТИЕ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / ВОСПИТАННИКИ ДЕТСКОГО ДОМА / ОЦЕНКА УРОВНЯ АДАПТАЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЙ МОТИВ / ТРЕВОЖНОСТЬ / АГРЕССИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Исаева Н. И., Пастухова Д. А.

В статье представлена динамическая структура психологической адаптации. Приведены результаты эмпирического исследования психологической адаптации воспитанников детского дома. Установлена взаимосвязь между психологическими качествами и психологической адаптацией воспитанников детского дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о психологических условиях развития адаптационных способностей воспитанников детского дома»

УДК 159.9.07

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА

e-mail:

NIsaeva@bsu.edu. ru Pastukhovad@mail.ru

Термин «адаптация» активно используется в физиологии, биологии, психологии, социологии и других естественных и гуманитарных науках. Это позволяет рассматривать адаптацию как междисциплинарную категорию, появившуюся на «стыках» различных областей знаний, изучающих человека и общество. В психологической науке при изучении адаптации со структурных позиций, как правило, выделяют следующие ее виды: психологическую, социальную и социально-психологическую. При этом, как показало исследование, большинство авторов концентрируется на рассмотрении социальной и социально-психологической адаптации (В. Г. Асеев, И. А. Бобылева, И. А. Георгиева, И. А. Коробейников, А. Н. Жмыриков, Е. К. Завьялова, О. И. Зотова, И. К. Кряжева, Н. В. Литвиненко, И. А. Милославова, Н. Ф. Налчаджян, Г. Н. Наумова, А. А. Потапова, А. А. Реан, Т. Н. Сапрыкина и др.). Исследованием психологической адаптации занимались Ф. Б. Березин, В. С. Мухина, В. В. Константинов, И. А. Красильников, А. Г. Фролов, М. С. Яницкий и др. В отличие от социальной, феномен психологической адаптации является менее изученным. Анализ научной литературы показал, что отсутствует четкая трактовка понятия психологической адаптации, чаще всего данное понятие отождествляется с понятиями социальной или социально-психологической адаптации. С нашей точки зрения, под психологической адаптацией следует понимать саморазвивающуюся динамическую систему, обеспечивающую взаимодействие человека с окружающим миром с учетом его потребностей, мотивов, интересов путем изменения психических процессов, рефлексии, осознания окружающей среды и своего места в ней.

Важным аспектом исследования психологической адаптации является выделение факторов, способствующих ее развитию. К внешним факторам относятся практически все параметры малой группы и непосредственно действующие на человека условия более широкой социальной среды, а к внутренним - широкий спектр его индивидуальных характеристик. Особое место в составе внутренних факторов развития психологической адаптации принадлежит адаптационным способностям личности. Под адаптационными способностями мы понимаем психологические особенности человека, являющиеся условием его эффективного взаимодействия с внешней средой. С нашей точки зрения, следует выделять первичные и вторичные адаптационные способности. Первичные адаптационные способности связаны с приспособлением к окружающей среде с целью удовлетворения низших (первичных) потребностей, а вторичные - обеспечивают удовлетворение высших потребностей и развитие личности.

Изучение динамической структуры психологической адаптации в контексте проблемы развития адаптационных способностей личности позволило нам выделить два ее вида и четыре иерархически соподчиненных уровня. Первый вид психологической адаптации характеризуется нами как приспособление к окружающей среде, которое осуществляется за

Белгородский

государственный

национальный

исследовательский

университет

Н. И. Исаева Д. А. Пастухова

В статье представлена динамическая структура психологической адаптации. Приведены результаты эмпирического исследования психологической адаптации воспитанников детского дома. Установлена взаимосвязь между психологическими качествами и психологической адаптацией воспитанников детского дома.

Ключевые слова: психологическая адаптация, развитие адаптационных способностей, воспитанники детского дома, оценка уровня адаптации, коммуникативный мотив, тревожность, агрессивность.

счет первичных адаптационных способностей личности. Психологическая адаптация как приспособление включает два уровня. Первый уровень психологической адаптации определяется нами как ситуативная психологическая адаптация к внешним условиям, а второй как долговременная (надситуативная) психологическая адаптация к внешней среде. Второй вид психологической адаптации позволяет говорить об адаптации как механизме развития личности. Данный вид психологической адаптации обеспечивается вторичными адаптационными способностями личности. Психологической адаптации как развитию соответствует третий и четвертый уровни адаптации. Третий уровень рассматривается нами как психологическая адаптация к внешним условиям, способствующим личностному росту, а четвертый уровень как психологическая адаптация к условиям, созданным самой личностью и способствующим удовлетворению потребности в самоактуализации.

Динамическая структура психологической адаптации развивается постепенно: развитие первичных адаптационных способностей становится предпосылкой развития вторичных. При благоприятном развитии личности первый вид психологической адаптации постепенно замещается вторым видом, т.е. все более актуальным для человека становится развитие вторичных адаптационных способностей и менее актуальными становятся первичные адаптационные способности. В неблагоприятных условиях для человека более важным является приспособление, поэтому его адаптационный потенциал концентрируется на развитии первичных адаптационных способностей в ущерб вторичным адаптационным способностям.

В результате анализа особенностей развития детей, воспитывающихся в детском доме, было выявлено, что на данный процесс оказывают влияние наследственные факторы и факторы среды [1]. Влияние факторов среды на развитие воспитанников детского дома находит отражение в категории «депривация». Наиболее негативное влияние на ребенка оказывает материнская депривация. Существенная негативная роль в развитии воспитанников принадлежит также сенсорной, эмоциональной, социальной и психической депривации [2]. Дефекты и искажения в интеллектуальном, эмоционально-волевом, мо-тивационно-ценностном развитии, отсутствие адекватных форм общения приводят к тому, что воспитанники детского дома ориентированы на психологическую адаптацию как средство выживания и приспособления к неблагоприятным условиям депривирующего пространства детского дома (первый уровень психологической адаптации). Следствием того, что весь адаптационный потенциал воспитанников используется для ситуативного приспособления, адаптационные механизмы, обеспечивающие долговременное приспособление и развитие личности, оказываются неразвитыми.

На успешность психологической адаптации воспитанников детского дома влияет уровень их образовательной подготовки, уровень развития социально-бытовых навыков и отношений и особенности их психического развития [3]. Мы сконцентрировали усилия на изучении влияния на успешность их психологической адаптации таких психологических свойств воспитанников детских домов как коммуникативный мотив, тревожность, агрессивность.

Исследование проводилось в три этапа. Первый этап имел целью определение психологических условий адаптации воспитанников и диагностику системы учебно-воспитательной работы в учреждениях интернатного типа. Группу воспитанников детского дома г. Братска составили 102 ребенка, а группу воспитанников приюта «Олененок» и Белгородского детского дома «Северный» составили 79 детей. Для достижения этой цели нами была проведена диагностика психологической адаптации воспитанников детского дома г. Братска и г. Белгорода (103 ребенка) и приюта г. Братска (78 детей), а также комплексная психологическая диагностика воспитанников детского дома г. Братска. На втором этапе осуществлялась психологическая работа профилактического, коррекционно-развивающего и терапевтического характера с воспитанниками детского дома, а также просветительская и консультационная деятельность. Повторная диагностика психологической адаптации в группе воспитанников детского дома и приюта, проверка выдвинутых гипотез и оценка эффективности проведенной психологической работы с воспитанниками детского дома составляли содержание третьего этапа.

Проведенное нами исследование существующей практики образования и воспитания детей в детских домах подтвердило низкую эффективность решения задачи развития

их адаптационных способностей, что обусловило принципиальную необходимость внедрения новых подходов, обеспечивающих развитие адаптационных способностей воспитанников. В качестве методологической основы психологической деятельности по развитию адаптационных способностей воспитанников детского дома был выбран гуманистический подход как наиболее соответствующий требованиям современности и обеспечивающий большую результативность психологического процесса. Для эффективного решения поставленных в исследовании задач нами была разработана модель системы психологической работы по развитию адаптационных способностей воспитанников детского дома. Данная модель включает следующие взаимосвязанные структурные элементы: блок целе-полагания, аксиологический блок, основополагающие принципы психологической деятельности, критериальный и функциональный блоки, обеспечивающие блоки.

На первом этапе исследования было установлено, что у 39,2 % воспитанников отмечается сложная адаптация, а у 38,2 % - дезадаптация. Средняя адаптация выявлена только у 15,7 %, а легкая - у 6,9 % детей (табл. 1).

Таблица 1

Распределение испытуемых по уровням психологической адаптации до и после внедрения программы, %

Уровень психологической адаптации

Группа испытуемых легкая адаптация средняя адаптация сложная адаптация дезадаптация

до после до после до после до после

Дошкольники 6,4 32,3 12,9 37.1 33-9 6,5 46,8 24,1

Младшие школьники 7,5 30,0 20,0 50,0 47,5 15,0 25,0 5,0

Всего 6,9 31,4 15,7 42,2 39,2 9,8 38,2 16,6

Таким образом, большинству детей (77,4 %) присущ низкий уровень психологической адаптации, что накладывает отпечаток на все сферы личности: психическую, эмоционально-волевую, мотивационно-ценностную, сферу общения и проявляется в подавленном настроении, высокой подверженности стрессам, отказе от выполнения принятых норм поведения, отсутствии мотивации обучения, минимизации контактов со взрослыми и сверстниками.

Сравнение полученных данных по возрастным показателям свидетельствует о более высоком уровне адаптации младших школьников по сравнению с дошкольниками. Так, если доля младших школьников, испытывающих серьезные трудности психологической адаптации, составляет 72,5 %, то аналогичный показатель у детей дошкольного возраста достигает 80,7 %. Наиболее характерными проявлениями низкого уровня психологической адаптации воспитанников дошкольного возраста являются апатичность, подавленное настроение, тревожность, низкий уровень познавательной активности и общего жизненного тонуса, высокая эмоциональная зависимость ребенка от оценки взрослого. Характерными особенностями низкого уровня психологической адаптации воспитанников младшего школьного возраста являются: недоверчивость, замкнутость и пассивность, повышенная агрессивность и конфликтность во взаимоотношениях со сверстниками, неразвитость произвольности поведения, саморегуляции, недостаточность развития высших эмоций: чувства жалости, способности сознавать свою вину, эмоциональная напряженность и неустойчивость, повышенная чувствительность к различного рода препятствиям, неготовность преодолевать трудности.

Сравнительный анализ психологической адаптации до и после внедрения программы свидетельствует о повышении уровня психологической адаптации воспитанников детского дома (табл. 1). Так, увеличение доли воспитанников с легкой адаптацией в результате реализации программы составило 24,5 %, в том числе у дошкольников 25,9 и младших школьников - 22,5 %. Повышение доли воспитанников со средней адаптацией составило 26,5 %, в том числе у дошкольников 24,2 и младших школьников - 30,0 %. Снижение доли воспитанников со сложной адаптацией составило 29,4, в том числе у дошкольников 27,4 и младших школьников - 32,5 %. Уменьшение доли воспитанников с деза-

даптацией в результате внедрения программы составило 21,6, в том числе у дошкольников 22,7 и младших школьников - 20,0 %.

Эти результаты достигнуты благодаря реализации разработанной нами программы психологической работы по обеспечению психологических условий развития адаптационных способностей воспитанников. Для выявления данных условий была проведена комплексная диагностика психологических качеств воспитанников детского дома, которые были сгруппированы нами в 3 блока. Для рассмотрения эмоциональной сферы воспитанников мы проводили диагностику тревожности и агрессивности детей. Для изучения поведенческого компонента личностной структуры воспитанников исследовались такие психологические характеристики, как общественная активность, инициативность и учебная деятельность. Исследование коммуникативного и познавательного мотива, мотивации достижений было необходимо нам в плане изучения мотивационной сферы воспитанников детского дома.

Следующим шагом нашего исследования было определение того, существуют ли различия в развитии описанных психологических качеств воспитанников детского дома с разным уровнем адаптации. При этом выборка воспитанников была разбита на 3 группы: 1 группа - воспитанники с легкой адаптацией, 2 группа - со средней адаптацией, 3 группа -с тяжелой адаптацией и дезадаптацией. Данный анализ проводился нами с помощью и-критерия Манна-Уитни. Исследование показало, что существуют статистически значимые различия в первой и третьей группах (р<0,05) по следующим психологическим качествам воспитанников: коммуникативный мотив, агрессивность и тревожность. Дети с тяжелой адаптацией и дезадаптацией отличаются от детей с легкой адаптацией более низким уровнем развития коммуникативного мотива и более высоким уровнем тревожности и агрессивности. Статистическая значимость различий между исследуемыми признаками подтверждает выдвинутую гипотезу о наличии зависимости между психологическими качествами воспитанников (коммуникативный мотив, тревожность и агрессивность) и уровнем развития их адаптационных способностей. Проведенный математический анализ позволил обосновать в качестве основных психологических условий развития адаптационных способностей воспитанников коммуникативный мотив, тревожность и агрессивность детей. По выделенным качествам осуществлялся детализированный анализ в разрезе возрастных групп и с учетом уровня развития адаптационных способностей воспитанников.

В таблице 2 приведены результаты диагностики воспитанников детского дома по степени выраженности коммуникативного мотива.

Таблица 2

Распределение воспитанников с разной адаптацией в зависимости от выраженности коммуникативного мотива до и после внедрения программы, %

Адаптация Выраженность коммуникативного мотива

слабая средняя высокая

до после до после до после

Легкая - - 42,9 40,6 57,1 59,4

Средняя 25,0 7,0 62,5 62,8 12,5 30,2

Сложная 62,5 20,0 35,0 50,0 2,5 30,0

Дезадаптация 84,6 20.4 15-4 70,6 -

Всего 60,8 9,8 32,4 55,9 6,8 34,3

В ходе исследования установлено, что выраженность коммуникативного мотива воспитанников детского дома связана с уровнем адаптации. До реализации программы наибольшую долю (60,8%) составляли дети со слабо выраженным коммуникативным мотивом, причем в группе воспитанников с легкой адаптацией таких детей не выявлено, в то время как в группе детей с дезадаптацией они составляли наибольший удельный вес (84,6%). Напротив, в группе воспитанников с высокой выраженностью коммуникативного мотива не выявлено детей с дезадаптацией, а наибольший удельный вес (57,1%) составили дети с легкой адаптацией. Выявленные зависимости обнаружены и после реализации программы. Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о прямой зависимости между степенью выраженности коммуникативного мотива и уровнем адаптации: развитие

коммуникативного мотива у воспитанников способствует повышению их психологической адаптации. Выраженность коммуникативного мотива у младших школьников несколько выше по сравнению с детьми дошкольного возраста. Результаты диагностики коммуникативного мотива воспитанников после внедрения программы свидетельствуют о снижении доли детей со слабой выраженностью коммуникативного мотива на 51 % и увеличении доли детей со средней и высокой выраженностью мотива на 23,5 и 27,5 % соответственно. Позитивные изменения выраженности коммуникативного мотива отмечены во всех выделенных по уровню адаптации группах воспитанников. При этом наибольшие изменения выраженности коммуникативного мотива отмечены в группе дошкольников, а в целом по выборке - в группе детей с дезадаптацией (55,2 %).

Результаты диагностики тревожности воспитанников детского дома представлены в табл. 3.

Таблица 3

Распределение воспитанников с разной адаптацией в зависимости от уровня тревожности до и после внедрения программы, %

Адаптация Уровень тревожности

низкий средний повышенный высокий

до после до после до после до после

Легкая 71,4 78,1 28,6 21,9 - - - -

Средняя 12,5 16,3 62,5 74,4 25,0 9,3 - -

Сложная 7,5 10,0 12,5 30,0 50,0 40,0 30,0 20,0

Дезадаптация - 17,9 35,3 17,9 35,3 64,2 29,4

Всего 9,8 32,4 23,5 47,1 30,4 13,7 36,3 6,8

До внедрения программы наибольший удельный вес приходился на воспитанников с высоким уровнем тревожности (36,3 %). При этом высокий уровень тревожности отмечен у детей со сложной адаптацией и дезадаптацией. У 71,4 % детей с легкой адаптацией диагностирован низкий и у 28,6 % детей данной группы - средний уровень тревожности. Распределение детей по уровню тревожности после реализации программы также подтвердило наличие обратной зависимости между уровнем тревожности и уровнем адаптации воспитанников. У дошкольников диагностируется более высокая тревожность по сравнению с воспитанниками школьного возраста. В результате внедрения программы повысилась доля детей с низким и средним уровнем тревожности на 22,6 и 23,6 % соответственно и снизилась доля детей с повышенным и высоким уровнем тревожности на 16,7 и 29,5 % соответственно. Данные изменения сопровождаются повышением уровня адаптации воспитанников, что свидетельствует об успешности внедрения предложенной программы. При этом наиболее выраженная положительная динамика отмечается в группе детей дошкольного возраста.

Результаты диагностики уровня агрессивности воспитанников детского дома представлены в таблице 4. Установлено, что в целом для воспитанников детского дома характерен довольно высокий уровень агрессивности. При этом обнаружена тенденция повышения агрессивности к младшему школьному возрасту. Выявлено, что для воспитанников детского дома характерен скрытый вид агрессии, а также агрессивность в виде угрозы, когда ребенок замахивается, но не ударяет других, пугает детей. Несколько реже проявляется вербальная агрессия и агрессия в мимике. Из физических проявлений агрессии чаще встречается агрессия, направленная на предметы, на другого, реже - агрессия, направленная на себя.

До внедрения программы наибольшую долю составляли воспитанники с частыми проявлениями агрессивности (37,3 %), а наименьшую - воспитанники, не проявляющие агрессию (12,8 %). Исследование показало, что дети с легкой и средней адаптацией менее агрессивны по сравнению с детьми со сложной адаптацией и дезадаптацией. Сравнение данных до и после реализации программы позволяет сделать вывод о снижении агрессивности у детей детского дома в результате ее проведения. Так, если до внедрения программы только у 12,8 % детей не отмечалось проявлений агрессивности, то после ее внедрения процент таких воспитанников составил 37,3. Значительно снизился процент детей, проявляющих агрессивность часто и почти всегда: с 37,3 до 20,6 и с 19,6 до 4,9 соответственно.

До внедрения программы самую многочисленную группу воспитанников составляли дети с частыми проявлениями агрессивности (37,3 %)• После реализации программы наибольшее число приходилось на детей, не проявляющих агрессивность или проявляющих агрессивность иногда (74,6 %). При этом более выраженная положительная динамика отмечалась у воспитанников дошкольного возраста.

Таблица4

Распределение воспитанников с разной адаптацией в зависимости от проявлений агрессивности до и после внедрения программы, %

Адаптация Проявления агрессивности

нет проявлений агрессивности проявления агрессивности наблюдаются иногда Проявления агрессивности наблюдаются часто проявления агрессивности наблюдаются почти всегда

до после до после до после до после

Легкая 42,9 65,6 57,1 34,4 - - - -

Средняя 25,0 39,5 43,8 37,2 31,3 23,3 - -

Сложная 10,0 30,0 50,0 37,5 40,0 22,5 10,0

Дезадаптация 5,1 - 20,5 35,3 46,2 41,2 28,2 23,5

Всего 12,8 37,3 30,4 37,3 37,3 20,6 19,6 4,9

Таким образом, после внедрения программы у воспитанников детского дома было отмечено достоверное изменение выделенных психологических качеств: снижаются показатели тревожности и агрессивности, повышается уровень развития коммуникативного мотива. Указанные изменения сопровождаются соответствующим изменением уровня психологической адаптации воспитанников. Временной сдвиг показателей психологической адаптации воспитанников детского дома характеризуется как положительный: уровень психологической адаптации, диагностируемый при вторичном обследовании, статистически выше уровня психологической адаптации, диагностируемого при первичном обследовании. Повышение уровня психологической адаптации воспитанников детского дома более выражено в группе детей дошкольного возраста по сравнению с группой детей младшего школьного возраста. Наименьший уровень изменений психологической адаптации воспитанников детского дома по результатам исследования выявлен в группе детей с дезадаптацией. Это свидетельствует о необходимости постановки в качестве приоритетной задачи психологическую работу по развитию адаптационных способностей воспитанников группы риска.

Для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака (уровень психологической адаптации) в группе воспитанников детского дома г. Братска проводилось сравнение данных первичного и вторичного исследования с помощью метода ^ критерия Стьюдента для зависимых выборок. Были определены расчетные значения ^ критерия Стьюдента в группе воспитанников детского дома ^ = -2,25). Обнаружено, что различия в группе воспитанников статистически достоверны на первом пороге значимости (р<0,05), что подтверждает эффективность внедрения предложенной нами программы. Указанные различия в развитии адаптационных способностей воспитанников являются следствием внедрения программы, при реализации которой мы опирались на возможность компенсации низкого уровня психологической адаптации за счет работы, направленной на формирование психологических условий развития адаптационных способностей (развитие мотивации общения, снижение тревожности и агрессивности). Таким образом, в ходе исследования было доказано, что коммуникативный мотив, тревожность и агрессивность являются психологическими условиями развития адаптационных способностей воспитанников детского дома.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы.

1. Динамическая структура психологической адаптации включает два вида: адаптация как приспособление и адаптация как развитие. Адаптация как приспособление осуществляется за счет первичных адаптационных способностей личности и включает в себя два уровня: ситуативная психологическая адаптация к внешним условиям и долговременная (надситуативная) психологическая адаптация к внешней среде. Адаптация как развитие

обеспечивается вторичными адаптационными способностями личности и соответствует третьему и четвертому уровням адаптации: психологическая адаптация к внешним условиям, способствующим личностному росту и психологическая адаптация к условиям, созданным самой личностью и способствующим удовлетворению потребности в самоактуализации;

2. Проведенное диагностическое исследование подтвердило низкий уровень психологической адаптации второго вида воспитанников детского дома дошкольного и младшего школьного возраста. При этом наиболее неблагоприятная картина характерна для детей дошкольного возраста. Более 80 % детей дошкольного возраста и более 70% воспитанников младшего школьного возраста нуждаются в психологической помощи по развитию адаптационных способностей. Характеризуя специфические особенности развития адаптационных способностей воспитанников детского дома в целом, следует отметить качественно иное, нежели у детей, проживающих в благоприятных семейных условиях, развитие структуры психологической адаптации. Личностные особенности детей и неблагоприятные условия депривирующего пространства детского дома деформируют структуру психологической адаптации в пользу развития первичных адаптационных способностей первого уровня и блокируют развитие адаптационных способностей, обеспечивающих долговременное приспособление и развитие личности;

3. Изучение особенностей психологических качеств воспитанников детского дома дошкольного и младшего школьного возраста с разным уровнем психологической адаптации выявило, что дети с тяжелой адаптацией и дезадаптацией отличаются от детей с легкой адаптацией более низким уровнем развития коммуникативного мотива и более высоким уровнем тревожности и агрессивности. Математически доказано наличие зависимости между психологическими качествами воспитанников (тревожность, агрессивность, коммуникативный мотив) и уровнем развития их адаптационных способностей;

4. Разработанная и апробированная нами программа развития адаптационных способностей воспитанников детского дома дошкольного и младшего школьного возраста предусматривает следующие направления психологической работы - психопрофилактика, развивающая, коррекционная работа и психотерапия, осуществляемые с учетом выявленного уровня психологической адаптации (легкая, средняя, сложная адаптация, дезадаптация). Эффективность данной программы подтверждена данными вторичной диагностики психологической адаптации воспитанников детского дома.

Список литературы

1. Прихожан А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. Изд. 3-е. - СПб.: Питер, 2007. - 416 с.

2. Ярославцева И. В. Депривированные дети: проблемы здоровья и адаптации: монография / И. В. Ярославцева. - Иркутск: ИГПУ, 2002. - 160 с.

3. Дубровина И. В. Очерки о развитии детей, оставшихся без попечения родителей / И. В. Дубровина, Э. Ф. Минкова, М. К. Бардышевская. - М.: Педагогика, 1995. - 87 с.

THE PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF ADAPTIVE SKILLS OF A CHILDREN'S HOME

This article presents dynamic structure of psychological adaptation. Findings of psychological adaptation of inmates in children's home are given. Results obtained during the empirical research point to the close correlations between psychological qualities and psychological adaptation of the inmates in children's home.

Keywords: psychological adaptation, development of adaptive skills, inmates in children's homes, assessment of adaptation's level, communicative motivation, anxiety, aggressiveness.

N. I. Isayeva D. A. Pastukhova

Belgorod National Research University

e-mail:

NIsaeva@bsu.edu.ru Pastukhovad@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.