Научная статья на тему 'К вопросу о процедуре разработки мсфо и введении их в российскую учетную систему'

К вопросу о процедуре разработки мсфо и введении их в российскую учетную систему Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1127
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (МСФО) / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ПРОЦЕДУРА РАЗРАБОТКИ МСФО / INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS (IFRS) / ACCOUNTING / FINANCIAL STATEMENTS / PROCEDURE OF DEVELOPMENT OF IFRS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мялкина Анна Франковна, Оводкова Татьяна Александровна

В данной статье рассматриваются процедуры разработки, утверждения МСФО Советом по международным стандартам и особенности введения их в действие на территории России. Введение в действие на территории РФ Международных стандартов финансовой отчетности является одной из важнейших составляющих реформы системы бухгалтерского учета. Для того чтобы сформировалась и функционировала интернациональная система учета на территории России, необходимо разработать требования к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Такими требованиями и являются международные стандарты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мялкина Анна Франковна, Оводкова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISUE ABOUT THE PROCEDURE OF DEVELOPMENT OF IFRS AND THEIR INTRODUCTION IN THE RUSSIAN REGISTRATION SYSTEM

In this article the procedures of development, the statement of IFRS Council for the international standards and feature of their introduction in action in the territory of Russia are considered. Introduction in action in the territory of the Russian Federation of International Financial Reporting Standards is one of the most important components of accounting system reform. In order that the international system of the account in the territory of Russia was created and functioned, it is necessary to develop requirements to conducting accounting and drawing up financial statements. Such requirements are also the international standards.

Текст научной работы на тему «К вопросу о процедуре разработки мсфо и введении их в российскую учетную систему»

К ВОПРОСУ О ПРОЦЕДУРЕ РАЗРАБОТКИ МСФО И ВВЕДЕНИИ ИХ В РОССИЙСКУЮ УЧЕТНУЮ СИСТЕМУ

А. Ф. МЯЛКИНА, Т. А. ОВОДКОВА

В данной статье рассматриваются процедуры разработки, утверждения МСФО Советом по международным стандартам и особенности введения их в действие на территории России. Введение в действие на территории РФ Международных стандартов финансовой отчетности является одной из важнейших составляющих реформы системы бухгалтерского учета. Для того чтобы сформировалась и функционировала интернациональная система учета на территории России, необходимо разработать требования к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Такими требованиями и являются международные стандарты.

Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), бухгалтерский учет, финансовая отчетность, процедура разработки МСФО.

В мировом сообществе при современном росте деловой международной активности и особенно иностранных инвестиций проблема сравнения бухгалтерских положений (стандартов) приобретает большое значение. Разнообразие положений (стандартов) по бухгалтерскому учету может сократить интернациональные потоки капитала и таким образом помешать экономическому развитию, а также поставить в тупик возможность эффективного распределения ресурсов.

В настоящее время ни в одной стране мира финансовый рынок не может развиваться и даже просто существовать в отрыве от рынка международного. В первую очередь, это относится к странам с переходной экономикой, в которых рынки капитала изначально создавались во многом благодаря иностранным инвестициям. В международном переливе капитала заинтересованы как вывозящие его компании и страны, так и компании-реципиенты. Первые таким путем осваивают новые рынки сбыта, увеличивают свои прибыли и, соответственно, доходы государственных бюджетов. Вторые получают дополнительные инвестиции, более высокие технологии, квалифицированный менеджмент и маркетинг, а значит и ускорение темпов технико-экономического развития.

Инвестиционный фактор играет важную роль в повышении конкурентных позиций предприятий, создавая им определенные преимущества. Большие объемы капиталовложения и эффективное их использование позволяли компенсировать недостаток или потерю конкурентных преимуществ. Иностранные инвестиции в настоящее

время превратились в мощный фактор конкурентоспособности и экономического роста, они существенно усилили интеграцию национальных экономик в мировой рынок и стали движущей силой роста производства и мировой торговли.

Современная ситуация в российской экономике характеризуется увеличением заинтересованности в привлечении инвестиций в российские предприятия и организации. Финансовый рынок России не должен стоять в стороне от тех тенденций, которые определяют в настоящее время развитие рынка капиталов.

Для того чтобы участвовать в борьбе за инвестора на финансовом рынке, правила игры, в том числе и раскрытие информации в финансовой отчетности, российские предприятия должны соблюдать на общих основаниях. Практически от того, насколько удастся России создать развитую и прозрачную систему финансовой отчетности на рынке капитала, зависит качество тех инвестиций, которые она потенциально может получить. Президентом и Правительством РФ поставлена задача удвоения ВВП. Без привлечения значительных западных инвестиций поставленной цели нам никогда не достичь. Для этого необходимо интегрироваться в мировую экономику. Однако, для того чтобы иностранные инвесторы начали вкладывать средства в российские предприятия, необходимо чтобы отчетность была приведена в соответствие с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Никто специально вникать в нашу кухню не будет.

Введение в действие на территории Российской Федерации Международных стандартов фи-

нансовой отчетности является одной из важнейших составляющих реформы системы бухгалтерского учета. От того, насколько успешным будет это введение в российскую систему учета, во многом зависит количество и качество тех инвестиций, которые Россия потенциально может получить. Это весьма ответственный шаг. Для того чтобы сформировалась и функционировала интернациональная система учета, в России необходимо разработать требования к ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности. Такими требованиями и являются международные стандарты. Как выглядят стандарты, кто их принимает и каковы особенности процесса их разработки рассмотрим в данной статье.

Нельзя сказать, что в основу МСФО полностью легла национальная система какого-либо государства, но общеизвестно, что определяющей является национальная система бухгалтерских стандартов и процедур США GAAP. Эта система является на сегодняшний день наиболее проработанной и структурированной. Безусловно, это связано с тем, что США завоевали пальму первенства в мире по уровню развития экономики и рыночных структур. Именно на GAAP ориентируются при составлении и разработке международных стандартов, которые, в свою очередь, считаются основой наиболее перспективной модели учета - интернациональной.

Итак, стандарты являют собой документы, содержащие основополагающую информацию по ведению бухгалтерского учета на международном уровне. Ответственными за разработку и принятие стандартов являются: расположенный в Лондоне Совет по МСФО, Консультативный совет по стандартам и Комитет по интерпретациям. Процесс принятия стандарта можно условно сравнить с процессом принятия закона.

В принятии и разработке нового стандарта (Standard-setting process) принимают участие индивидуальные предприниматели и заинтересованные организации со всего мира. Данный процесс в мировой практике получил название «the due process», что означает консультационный процесс. Он включает в себя шесть стадий. Необходимо отметить, что попечители Совета обязаны гарантировать осуществление всех задекларированных положений на протяжении всех шести стадий разработки МСФО. К стадиям разработки и принятия международных стандартов относят:

1. Разработку повестки дня (Setting the agenda).

2. Планирование проекта (Planning the project).

3. Развитие и публикацию дискуссионного документа (Developing and publishing the discussion paper).

4. Развитие и публикацию внешнего проекта (Developing and publishing the exposure draft).

5. Разработку и принятие международного стандарта (Developing and publishing the standard).

6. Процесс после выпуска стандарта (After the standard is issued).

Хотелось бы отметить, что в российских источниках этот процесс выглядит несколько длиннее (выделяются дополнительные этапы), хотя фактологической базы для этого нет, так как они входят в те шесть стадий, которые были сформулированы официальным источником. Остановимся более подробно на каждом из шести этапов, в силу того, что они наиболее полно раскрывают сущность МСФО как самостоятельной и независимой реалии современного мира.

Как было отмечено выше, первой стадией принятия нового международного стандарта является разработка повестки дня. Главным требованием при разработке стандарта является повышение качества финансовой информации. Прежде чем добавить интересующие вопросы к будущей повестке дня, Совет рассматривает их через призму приоритета глазами инвестора. Для этого Совет решает вопросы, связанные с уместностью и надежностью предоставляемой в будущем информации для пользователей финансовой отчетности, возможностью повышения конвергенции, качеством будущего стандарта и возможными ресурсными ограничениями. Новые пункты в повестке дня могут также возникнуть и из концептуальной структуры стандартов, исходя из деятельности всех структур в рамках института международных стандартов. Обсуждение потенциальных вопросов для повестки дня проходит в форме публичных собраний Совета, предварительно проконсультировавшись с Консультативным советом (the IFRS Advisory Council). Это помогает расставить степень важности рассматриваемых вопросов, в первую очередь, для инвесторов.

Второй стадией является планирование проекта. Необходимо отметить, что на данном этапе Совет должен решить: будет ли разрабатываться проект им самостоятельно или он прибегнет к помощи другого органа по разработке стандартов. Независимо от того, на каком способе будет остановлен выбор, назначается специальная группа сотрудников двумя старшими сотрудниками по техническому процессу: директором по технической деятельности и директором по исследованиям. Выше названные должностные лица ответст-

венны за претворение разработанного Советом плана в жизнь.

Развитие и публикация дискуссионного документа является необязательным, но традиционным этапом при разработке МСФО. Дискуссионный документ - это своего рода «афиша» будущего стандарта, содержащая комментарии авторов, всесторонний обзор вопросов и побуждение заинтересованных лиц к комментированию проекта. Осуществление данного этапа происходит путем проведения общественных слушаний. Это обеспечивает прозрачность, объективность и всесторонность при разработке нового стандарта.

Следующий этап - развитие и публикация «внешнего проекта». Этот этап является обязательным при разработке нового стандарта. Независимо от того, был ли выпущен дискуссионный документ Советом или нет, проект должен быть выпущен обязательно, так как является единственным источником или даже вернее сказать каналом связи с широкой общественностью. Прежде чем опубликовать проект, необходимо учесть все ранее полученные комментарии и рекомендации. Особенное внимание необходимо уделить пожеланиям Консультативного совета. После того, как все требования к документу будут выполнены, Совет голосует относительно данного документа. Интересно, что процесс голосования по данному вопросу включает так называемый набор для голосования (A balloting package), состоящий из: специального бюллетеня для голосования (a balloting form), заметок, в состав которых входят все изменения, сделанные в черновом варианте документа, и проект документа (the ballot draft) в двух вариантах:

1. Текст, составленный таким образом, чтобы наиболее полно и наглядно продемонстрировать различия между новым проектом и черновым вариантом документа.

2. Уже готовый текст документа.

Голосование происходит вне слушаний в индивидуальном порядке. Члены Совета, ознакомившись с документами, заполняют бюллетень, как и при обычном голосовании. Последние изменения вносятся в проект только после оглашения результатов голосования. В случаях, когда сложно сразу найти консенсус относительно документа, могут разрабатывать еще и второй документ. Но для этого должны быть веские основания: большое число негативных комментариев, новые неучтенные недочеты и неточности, возникшие в ходе обсуждения. Но данная практика не получила широкого распространения. В случаях, когда соглашение по стандарту достигнуто,

публикуется новый стандарт учета и финансовой отчетности.

После публикации нового стандарта обычно возникает ряд вопросов и непонимания в отношении применения данного стандарта на практике. Для этой цели Совет организует специальные учебные курсы. Разъяснение может проходить и в индивидуальном порядке. Но не стоит путать данный процесс с изданием интерпретаций.

В структуре МСФО интерпретация по своему значению не уступает самим стандартам. Эти два документа являются взаимообусловливаемыми. Интерпретация раскрывает спорные вопросы бухгалтерского учета. Подобная система очень четко охватывает все элементы, связанные с финансовой отчетностью на международном уровне. Ответственность за разработку интерпретаций лежит на Комитете по интерпретациям (The IFRS Interpretations Committee). Процесс принятия интерпретаций (Interpretations process) состоит из семи этапов:

1. Идентификация существующих проблем (Identification of issues).

2. Разработка повестки дня (Setting the agenda).

3. Собрание членов Комитета по интерпретациям и их голосование (Interpretations Committee meetings and voting).

4. Разработка проекта интерпретации (Development of a draft Interpretation).

5. Участие Совета по МСФО при разработке интерпретации (The IASB's role in the issue of an Interpretation).

6. Обсуждение проекта (Comment period and deliberation).

7. Ратификация интерпретации советом по МСФО перед официальной публикацией (The IASB's role in an Interpretation).

Из всех вышеперечисленных стадий две являются, на первый взгляд, идентичными. Это пятая и седьмая стадии. Однако это далеко не так. Совет вправе проголосовать против интерпретации и отправить ее на доработку. После достижения консенсуса (получено согласие как минимум девяти членов Совета) готовый текст данного документа становится доступен широкой общественности.

Совет по МСФО публикует свои решения и дискуссионные документы на сайте, доступ к которому ограничен для пользователей, не заплативших за данную информацию. Копии дискуссионных документов выкладываются на сайт через 10 дней после их рассмотрения, а проекты интерпретаций - через день. Хотя система публикации

материалов в Интернете является требованием современности, однако принятые документы издаются в бумажном варианте, за исключением ряда документов, доступных лишь в сети. Таким образом, принятие и утверждение стандартов и интерпретаций - это кропотливый процесс, к которому привлечены специалисты из различных географических регионов, представители крупного и малого бизнеса. Кстати, все организации в структуре МСФО являются некоммерческими частными структурами. За финансированием этих организаций следят попечители Совета (Trustees), которые избираются на три года с правом продления полномочий. Попечители избираются из различных регионов мира: шесть - из Африки, шесть - из северной Америки, шесть - из Европы, один - из Южной Америки и два представителя из других частей света.

Порядок разработки и утверждения МСФО и интерпретаций является неизменным. Корректировки могут вноситься лишь в случае морального износа процедур или методов. Ведь по своей сути МСФО должны опережать в геометрической прогрессии тенденции развития бухгалтерского учета в мире, а не на основе существующих прецедентов корректировать национальные стандарты, пытаясь адаптировать их к изменившимся условиям мирового хозяйства.

В последнее время дискуссия на тему МСФО в России ведется в направлении организации внедрения МСФО, а не в направлении их необходимости в российской системе учета. При этом нередко можно встретить ряд стереотипов, которые не соответствуют действительности. Например, считается, что МСФО чуть ли не главное средство привлечения инвестиций. На самом деле МСФО упрощают выход на рынок, способствуют снижению затрат на привлечение капитала. Однако сама по себе отчетность по МСФО не может гарантировать приток инвестиций. Не секрет, что целью применения стандартов является обеспечение прозрачности финансовой отчетности, правдивости картины финансового положения и результатов деятельности компаний, что нисколько не умаляет значение порядочности тех, кто составляет отчетность. МСФО предотвращают фальсификацию финансовой информации, представляемой компанией рынку.

Процессы глобализации, интернационализации экономических, политических и общественных отношений постепенно приводят к созданию мирового рынка, для которого не существует национальных границ. Создаются и успешно действуют транснациональные корпорации, имеющие

предприятия в различных странах мира. Европейские страны формируют единое экономическое пространство. На территории этих стран введена единая валюта - евро. Эти и другие причины послужили предпосылками формирования системы учетной информации на международном уровне -Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) [1].

В настоящее время усиливаются процессы глобализации и интеграции на мировой арене. Естественно, данные процессы социально и экономически значимы. В мировом сообществе они не могли не вызвать широкий резонанс. Что такое глобализация? Почему этот процесс требует особого внимания при рассмотрении, казалось бы, столь далекого понятия, как международные стандарты учета и финансовой отчетности? Ответ на вышепоставленные вопросы лежит на поверхности. Глобализация - это термин для обозначения изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости [7]. Если изменяются все сферы жизни общества: духовная, политическая, экономическая, значит, что международные стандарты учета и финансовой отчетности - это не прихоть отечественных и зарубежных инвесторов, а требование времени.

Глобализация и транснационализация мировой экономики - это объективно существующие процессы, игнорировать которые было бы равнозначно стагнации общественного развития. Раз данные реалии неотвратимы, то необходимо научиться их контролировать и упорядочить, исключив спорадические и неравномерные вспышки развития, не имеющие системный характер. Следовательно, эффективность и способность приносить экономические выгоды была бы крайне низкой, а степень риска инвесторов - неоправданно высокой, что не способствовало бы движению капитала.

Как известно, в России за последние годы в области бухгалтерского учета и отчетности произошли значительные изменения, связанные с реформированием бухгалтерского учета. Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), а также приказом Министерства финансов РФ от 1 июля 2004 г. утверждена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, в соответствии с которыми определены главные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО:

1. Повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, что достигается непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности.

2. Существенное повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета путем глубокого освоения концепций, лежащих в основе МСФО.

3. Создание инфраструктуры применения МСФО, что предполагает законодательное признание МСФО в России, публикацию официального перевода МСФО на русский язык, создание механизма обобщения и распространения опыта применения МСФО [2; 6].

Реформирование бухгалтерского учета в России вызвано развитием рыночных отношений, взаимосвязей с иностранными инвесторами и инвестициями, с увеличением объема товарных и расчетных отношений. Современная ситуация в российской экономике характеризуется возрастанием потребности предприятий в инвестиционных ресурсах. Достоверная информация об организациях интересна не только отечественным, но и зарубежным инвесторам, готовым к вложению капитала на территории России. Цель перехода на МСФО - повышение качества и информативности отчетности, которые являются актуальными для всех пользователей и, в первую очередь, для банков, оценивающих на ее основе финансовое положение заемщиков. В связи с этим бухгалтерская информация должна быть ориентирована на международные стандарты, т. е. она должна быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям для анализа, контроля и управления с их стороны своими вложениями [3].

Переход на МСФО требует очень серьезной, большой и кропотливой подготовки, причем подготовки не только компаний и профессионального сообщества, но и в не меньшей степени регулирующих органов и инвестиционного сообщества. Без нее любые действия в этой области способны лишь дискредитировать идею МСФО и нарушить нормальное функционирование экономики.

Важно подчеркнуть, что в настоящее время последовали попытки регулирующих органов законодательно продвинуться в сложном деле перехода на МСФО. В июле 2010 г. вступил в силу долгожданный Федеральный закон РФ за № 208 «О консолидированной финансовой отчетности». Именно этот документ законодательно закрепил обязанность компаний составлять отчетность по МСФО. В феврале 2011 г. Постановлением Пра-

вительства РФ от 25.02.2011 № 107 утверждено Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории России. В положении определена процедура признания на территории России Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Под признанием документов международных стандартов понимается процесс принятия решения о введении каждого документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:

а) официальное получение от Фонда документа международных стандартов;

б) экспертиза применимости документа международных стандартов на территории РФ (далее -экспертиза);

в) принятие решения о введении документа международных стандартов в действие на территории Российской Федерации;

г) опубликование документа международных стандартов [5].

В декабре 2011 г. был опубликован Приказ Минфина РФ № 160н от 25.11.2011 г. «О введение в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации». Настоящим приказом установлено, что Международные стандарты финансовой отчетности и разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности вступают в силу на территории Российской Федерации со дня их официального опубликования в журнале «Бухгалтерский учет», являющемся официальным печатным изданием для их опубликования [4]. Отметим, что МСФО опубликованы в Приложении к журналу «Бухгалтерский учет», № 12, 2011 г. (дата подписания Приложения в печать -15.12.2011 г.).

В первую очередь, формировать консолидированную отчетность по МСФО должны холдинги (компании, управляющие деятельностью других предприятий или контролирующие деятельность других предприятий), ОАО, кредитные организации, выпускающие публично обращающиеся ценные бумаги (акции, облигации), и подавать такую отчетность в Федеральную службу по финансовым рынкам, заверенную аудитором. Сейчас составляют отчетность по МСФО более 30 российских компаний, среди которых Газпром, Внешторгбанк, Роснефть, Норильский никель, Сибнефть, Автоваз и др. МСФО предназначены

как для консолидированной, так и для индивидуальной финансовой отчетности компаний. Однако наиболее ценной с точки зрения полезности информации, ее качества и объема сами стандарты признают именно консолидированную отчетность. Отсутствие таковой у компании автоматически означает невыполнение основополагающих требований МСФО.

Широкое применение российскими компаниями МСФО зависит главным образом от действий правительства, которое по законодательству отвечает за методологическое руководство бухгалтерским учетом в стране. По большинству направлений учета российская нормативная база применительно к требованиям МСФО в основном сформирована. Эта база позволяет каждой организации, формирующей отчетность по МСФО, выполнить задачу, поставленную в правительственной Программе - обеспечить заинтересованных пользователей, в первую очередь инвесторов, полезной и достоверной информацией, гармонизированной с международными требованиями. К настоящему времени в рамках реализации Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности разработаны и действуют уже 24 российских ПБУ. На территории России признано 37 стандартов и 26 интерпретации или разъяснений к ним. В России ПБУ приняты, а интерпретации или разъяснения законодательно отсутствуют.

Ключевой проблемой внедрения международных стандартов как в России, так и в любой другой стране является нехватка квалифицированных специалистов, обладающих знаниями и навыками в применении МСФО. Причем речь идет не только о подготовке отчетности, но и об использовании и понимании ее. Подход к реализации МСФО специалист определяет сам, исходя из конкретной экономической ситуации, сущности сделки, а не только и не столько из ее правовой формы. В целом по России на данном этапе требуется обучить МСФО порядка 20 тыс. человек. Наиболее результативным методом обучения МСФО является обучение в процессе внедрения стандартов в конкретной компании. На обучение МСФО бухгалтера может уйти до полугода, кроме того, стоимость базовой программы может составлять в среднем 40-60 тыс. руб.

Как показывает практика, одним из серьезных препятствий на пути сближения национальных стандартов с МСФО является сложность применения отдельных стандартов. Наиболее трудновыполнимыми на сегодняшний день среди эле-

ментов МСФО являются стандарты, посвященные отражению в отчетности финансовых инструментов (вложений в ценные бумаги, производных инструментов, дебиторской и кредиторской задолженности), 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» и 32 «Финансовые инструменты: представление информации». Трудность состоит в том, что как финансисты всего мира, так и российские специалисты должны оценивать данные активы и обязательства по справедливой стоимости. Отнюдь не все международные стандарты имеют приближенные российские аналоги в виде ПБУ. Отметим те из них, которые могли бы быть наиболее широко использованы в условиях российской действительности. Это МСФО 1 «Первое применение МСФО», МСФО 3 «Объединения бизнеса», МСФО 17 «Аренда», МСФО 19 «Вознаграждения работникам», МСФО 28 «Инвестиции в ассоциированные компании», МСФО 36 «Обесценение активов» и ряд других.

Естественно, что признанные на территории России МСФО не вытесняют российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ). В случае, когда компании стремятся вывести свою продукцию (работы, услуги) на качественно новый уровень, правила игры значительно меняются. Следовательно, отчетность, составленная по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ), не будет иметь такую же степень доверия, как отчетность, составленная по МСФО. Никакой дискриминации и несправедливости при этом не может быть, поскольку каждому инвестору должен быть предоставлен одинаковый доступ к информации о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности. Несмотря на то, что российская система учета хотя и имеет сходства с МСФО, она существенно отличается по степени открытости и прозрачности отчетности.

Составление отчетности по МСФО проще, чем составление отчетности по национальным стандартам, поскольку МСФО не являются сводом строгих и детальных правил - это скорее набор принципов и требований. МСФО не предъявляют никаких специальных требований непосредственно к счетоводству. МСФО - это стандарты исключительно отчетности, т. е. заключительного этапа бухгалтерской работы, и не имеет смысла искать в МСФО формы первичных документов, учетных регистров, план счетов, бухгалтерские проводки, традиционные для российской системы учета. Отчетность по МСФО может быть подготовлена путем трансформации (перегруппировки учетных данных в другой стандарт) российской отчетности, что при прочих условиях ни в коей мере не скажется на ее качестве и полезности.

Обязанность предоставлять свою отчетность по требованиям МСФО лежит на тех российских компаниях, которые котируют свои ценные бумаги на мировых фондовых биржах. Для тех компаний, деятельность которых направлена на насыщение внутреннего рынка, представление отчетности по МСФО является необязательным, так как на территории Российской Федерации действуют разработанные в России ПБУ.

Предстоит еще много сделать для того, чтобы Россия полностью перешла на международную практику ведения учета и составления отчетности и важность этого перехода была осознана как на уровне властей, так и среди бизнеса и бухгалтерского сообщества. Ведь одним из приоритетных направлений требований МСФО всегда являлась оценка финансовой устойчивости компании и предупреждение ее несостоятельности. Российский бухгалтерский учет исторически не ставил перед собой подобных задач. Поэтому для государственных органов, контролирующих процессы несостоятельности и финансового оздоровления предприятий, приоритет МСФО неоспорим. Если правила российских стандартов будут приведены в соответствие с правилами МСФО, то финансовая отчетность российских организаций станет гораздо полезней для этих органов, так как у них наблюдается существенное совпадение целей с целями тех категорий пользователей, под которые изначально создавались МСФО.

Очевидно, можно сделать вывод о том, что на отношение к МСФО влияют в первую очередь уровень осведомленности и опыт практического применения международных стандартов, и, конечно, немаловажно то, как оценивается эффект от их внедрения. Сомнений не может быть, МСФО должны прижиться в российской системе учета, и тому не помеха их необязательность для применения у нас в стране, расхождения в терминологии, нехватка учебных материалов, специалистов, преподавательского состава и др.

Литература

1. Вахрушина М. А., Мельникова Л. А., Пласко-ва Н. С. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учеб. пособие / под ред. М. А. Вах-рушиной. М., 2005.

2. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную

перспективу: утв. приказом Министерства финансов РФ № 180 от 01.07.04 г. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Мялкина А. Ф. Проблемы и перспективы интеграции МСФО в систему российского бухгалтерского учета // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. № 4. С. 330-338.

4. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н: зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2011 № 22501. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации: утв. постановлением Правительства РФ от 25.02.2011 г. № 107 (ред. от 27.01.2012). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

6. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности: утверждена постановлением Правительства РФ № 283 от 06.03.98 г. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».

7. иКЬ: http://www.slovari.yandex.ru

* * *

TO THE ISUE ABOUT THE PROCEDURE OF DEVELOPMENT OF IFRS AND THEIR INTRODUCTION IN THE RUSSIAN REGISTRATION SYSTEM

A. F. Myalkina, T. A. Ovodkova

In this article the procedures of development, the statement of IFRS Council for the international standards and feature of their introduction in action in the territory of Russia are considered. Introduction in action in the territory of the Russian Federation of International Financial Reporting Standards is one of the most important components of accounting system reform. In order that the international system of the account in the territory of Russia was created and functioned, it is necessary to develop requirements to conducting accounting and drawing up financial statements. Such requirements are also the international standards.

Key words: International Financial Reporting Standards (IFRS), accounting, financial statements, procedure of development of IFRS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.