Научная статья на тему 'К вопросу о принципах синтагматического членения современной дикторской речи'

К вопросу о принципах синтагматического членения современной дикторской речи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
267
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИКТОРСКАЯ РЕЧЬ / СИНТАГМАТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК / НАЧАЛЬНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / ЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРУКТУРА ВЫСКАЗЫВАНИЯ / ANNOUNCER'S SPEECH / SYNTAGMATIC SEGMENTATION / INFORMATIVE BLOCK / INITIAL SENTENCE / LOGICAL MODEL / COMMUNICATIVE UTTERANCE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Синицына Л. В.

Рассмотрены закономерности синтагматического членения современной дикторской речи. Выделены основные логические модели начальных высказываний в структуре информационного блока. Выявлена зависимость членения на синтагмы от коммуникативной структуры высказывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyses syntagmatic segmentation regularities of modern announcers speech. The basic logical models of initial utterances in informative blocks are revealed. The dependence of syntagmatic segmentation on an utterance communicative structure is elucidated.

Текст научной работы на тему «К вопросу о принципах синтагматического членения современной дикторской речи»

отог ‘аіт вшчпиниэ®

УДК 811.161.1’342 ББК 81.411.2-1

К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ СИНТАГМАТИЧЕСКОГО ЧЛЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДИКТОРСКОЙ РЕЧИ

Л.В. Синицына

Рассмотрены закономерности синтагматического членения современной дикторской речи. Выделены основные логические модели начальных высказываний в структуре информационного блока. Выявлена зависимость членения на синтагмы от коммуникативной структуры высказывания.

Ключевые слова: дикторская речь, синтагматическое членение, информационный блок, начальные высказывания, логические модели, коммуникативная структура высказывания.

В связи с развитием электронных средств массовой информации в науке наблюдается интерес к изучению телевизионной речи. В последние десятилетия телевизионная речь претерпела значительные изменения. В сетке передач появились новые жанровые формы (ток-шоу, реалити-шоу, журналистское расследование и т. д.), изменилась и форма подачи материала в традиционных программах. В частности, изменения коснулись дикторской речи, возникшей во время популяризации телевидения.

Под дикторской речью мы понимаем чтение заранее подготовленных текстов ведущими информационных передач. В науке имеются исследования дикторской речи, проводимые на материале новостных программ 80-х и 90-х годов. Были рассмотрены стилистическая функция синтагматического членения речи в телевизионных передачах информационного типа [4], лингвистические особенности восприятия звучащих текстов новостных программ [8], а также ритмико-интонационные характеристики дикторской речи в функционально-стилистическом аспекте [3]. Немало работ посвящено описанию интонационно-звуковых характеристик дикторской речи 2000-х гг.

[1; 2; 5; 6]. В этом русле нами будут рассмотрены принципы синтагматического членения современной дикторской речи.

Материалом для исследования послужили расшифровки новостных программ «Время», «Вести» и «Сегодня» (запись проводилась в 2006 - 2008 гг.). Единицей наблюдения была избрана синтагма, понимаемая как минимальный интонационно целостный смысловой отрезок речи [9, с. 6].

Вслед за О.А. Прохватиловой мы относим дикторскую речь к информационно-публицистическому фоностилю. В числе стилеобразующих экстралингвистических факторов исследователь выделяет 1) СМИ как сферу функционирования, 2) официальный регистр общения, 3) преобладание смыслового содержания над эмоциональным (причем эмоциональное содержание сводится к нулю), 4) подготовленность речи и наличие письменной основы, а также 5) доминирование монологической формы речи [7, с. 61]. Экстралингвис-тические факторы дикторской речи определяют ее интонационно-звуковые характеристики, в частности, принципы членения на минимальные речевые отрезки.

Наиболее полно, на наш взгляд, стилистический потенциал синтагматического членения дикторской речи был рассмотрен Т.Э. Корепа-новой на материале информационных программ конца 80-х. Было установлено, что синтагматическое членение в телевизионных передачах

информационного типа является одной из основных черт стилистической характеристики звучащей речи дикторов [4, с. 74]. В частности, дикторское чтение, по наблюдению Т.Э.-Корепановой, характеризуется зависимостью синтагматического членения от содержательной структуры текста, от его синтаксического строения, а также от места, которое занимает предложение в общей логико-смысловой структуре сообщения в целом [там же].

Мы рассмотрим особенности синтагматического членения дикторской речи на материале новостных программ первого десятилетия XXI века.

Как известно, информация в новостной программе передается блоками. В письменной речи аналогами информационных блоков служат абзацы. Таким образом, информационный блок - это часть текста, представляющая собою смысловое единство. Нередко в телевизионных новостях информационные блоки отделяются видеосюжетами. В структуре информационного блока традиционно выделяют начальные, серединные и конечные высказывания [3; 4; 8]. Назначение начальных высказываний заключается в передаче краткой информации о событии. Серединные высказывания передают подробную информацию о теме сообщения [4, с. 74], конечные высказывания служат для отграничения информационных блоков в составе информационного сообщения [3, с. 176]. Предметом данной статьи является описание специфики синтагматического членения начальных высказываний информационных блоков современных новостных программ.

При анализе имеющегося в нашем распоряжении материала были выделены следующие модели построения начальных высказываний: «когда - где - что произошло», «когда- кто - что сказал (что сделал)», «что -где» и «что». Модели «что - где» и «что» являются относительно новым явлением в дикторской речи, в то время как модели «когда -где - что произошло» и «когда - кто - что сказал (что сделал)» были выделены Т.Э. Ко-репановой и О.А. Прохватиловой на материале дикторской речи 80-90-х гг. [4; 8]. Рассмотрим подробно каждую из моделей.

1. Модель «когда - где - что произошло» в исследуемом нами материале представ-

лена в большей степени своими вариациями, например:

а) «когда - где - что произошло»: Несколько сотен килограммов наркотиков/сегодня было ... сожжено в Перми /1 (Е. М., 2006)2;

б) «когда - что произошло»: С Ярославского вокзала Москвы /сегодня отправился ... специальный поезд / который сотрудники железной дороги / называют поликлиникой на колесах /(Е. А., 2006);

в) «где - что произошло»: У посольства Эстонии в Москве / прошел митинг / против сноса памятников советским войнам в этой прибалтийской стране / (Е. А., 2006);

г) «что произошло»: Госдума / сегодня рассматривает сразу два законопроекта / вызвавших горячие споры в парламенте / (Е. М., 2006).

Если для начальных высказываний в дикторской речи 80-х была характерна препозиция сказуемого, то в дикторской речи начала XXI в., как видно из приведенных выше примеров, имеются высказывания и с препозицией подлежащего.

С особенностями тема-рематического членения связано членение на минимальные интонационные речевые отрезки. Если членение начальных высказываний в дикторской речи 80-х гг. было ориентировано в первую очередь на их синтаксическую структуру, к примеру, в одну синтагму были вынесены детерминант-ная группа со значением времени и места, в другую - группа подлежащего и сказуемого со своими распространителями, то в дикторской речи первого десятилетия XXI в. членение начальных высказываний опосредовано их коммуникативной структурой. В высказываниях с препозицией подлежащего подлежащее и сказуемое образуют отдельные синтагмы, например: Сегодня представители трех влиятельных европейских держав / потребовали созвать чрезвычайное заседание совета управляющих МоГаТэ/ (Е. А., 2006).

В тех высказываниях, где функцию темы принимают присловные и неприслов-ные распространители, подлежащее и сказуемое, как правило, входят в состав одной синтагмы, например: Причиной пожара на большом противолодочном корабле тихоокеанского флота «Маршал Шапочников» / стали технические неполадки / (Ю. А., 2008).

Как видно из приведенных выше примеров, простые высказывания чаще всего состоят из двух синтагм, которые противопоставлены как тема/рема. Более дробное членение на синтагмы либо связано с усложнением синтаксической структуры, либо определяется выделением основных содержательных компонентов, например: На юге России восемьдесят тысяч человек / остается без электричества / подача которого была прервана / несколько дней назад сильным снегопадом / (Ж. А., 2006).

Многосинтагменность данного сложноподчиненного высказывания обусловлена взаимодействием синтаксически обусловленного и дополнительного синтагматического членения.

2. Модель «когда - кто - что сказал (что сделал)» в исследуемом материале представлена разнообразными реализациями, например:

а) «кто - когда - что сделал» («кто - когда -что делает»): Дмитрий Медведев /сегодня в первый раз / в качестве главы государства / принял верительные грамоты / послов двенадцати стран /(Ю. П., 2008);

б) «кто - что сделал»: Съемочная группа Эн-ТэВэ /помогла бывшим врагам /обменяться дружескими посланиями / (А. Ч., 2008);

в) «кто - когда - что сказал»: Сегодня главный санитарный врач России /Геннадий Онищенко /сообщил ... что весной начнется массовая вакцинация птиц / чтобы не допустить эпидемии птичьего гриппа/(Е. А., 2006).

При членении на минимальные речевые отрезки высказываний, построенных по модели «когда - кто - что сказал (что сделал)»,

можно обнаружить те же закономерности, что и при синтагматическом членении высказываний, построенных по модели «когда - где -что произошло». Если подлежащее выражает тему, то оно выносится в отдельную синтагму, например: Руководство московского метрополитена / развеяло слухи / о критическом состоянии ... станции «Маяковская» / (А. Ч., 2008).

В высказываниях, где функцию темы выполняют присловные и неприсловные распространители, подлежащее и сказуемое включены в общую синтагму:

Но пока парламент занимается образованием / представители правительства обсуждают демографические проблемы / (Е. М., 2006).

Высказывания, построенные по модели «когда - кто - что сказал (что сделал)», как правило, являются многосинтагменными. Например: Председатель госдумы /Борис Грызлов / прибыл с рабочей поездкой в Калининград / (Ю. П., 2008). Детальное членение на синтагмы в приведенном примере связано с распространенностью группы подлежащего и стремлением диктора выделить значимый компонент синтаксической структуры предложения, а именно уточняющий член предложения.

3. Модель «что - где» и «что». На синтаксическом уровне они представляют собой номинативные или неполные безглагольные предложения:

а) «что - где»: Отставки в силовых струк-турахКарачаево-Черкесии /(Ж. А., 2006); ЧэПэ в одной из элитных воинских частей Подмосковья / (О. К., 2006);

б) «что»: Реформа российской политической системы/. (О.К., 2006).

Как видно из приведенных примеров, высказывания, построенные по модели «что -где» и «что», состоят обычно из одной крупной синтагмы.

Таким образом, дикторское чтение первого десятилетия 2000-х гг., как и в 80-е гг., характеризуется зависимостью синтагматического членения от содержательной структуры текста, а также от места, которое высказывание занимает в структуре сообщения. Вместе с тем обнаруживаются новые тенденции в синтагматическом членении дикторской речи: если в речи дикторов 80-х гг. членение на минимальные речевые отрезки определялось синтаксическим строением высказывания, то в современной дикторской речи отмечается зависимость синтагматического членения от коммуникативной структуры высказывания.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В работе используются следующие знаки интонационной транскрипции:

/ - граница синтагмы;

... - внутрисинтагменная пауза.

2 Здесь и далее в скобках указаны имя диктора и год выхода в эфир новостной программы:

Ж. А. - Жанна Агалакова (ОРТ);

О. К. - Ольга Кокорекина (ОРТ);

Ю. П. - Юлия Панкратова (ОРТ);

Е. М. - Елена Матвеева (РТР);

А. Ч. - Анна Чернышова (НТВ);

Е. А. - Екатерина Андреева (ОРТ).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Глушко, Е. В. Паузирование в информационных текстах современной телевизионной речи (на материале новостей Российского и Британского телевидения) : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.20 / Глушко Елена Валентиновна. - Пятигорск, 2004. - 175 с.

2. Гришина, О. А. Просодические особенности речи красноярских дикторов / О. А. Гришина. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: lib.krasu.ru. Дата обращения: 30.03.2006.

3. Иванова-Лукьянова, Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм / Г. Н. Иванова-Лукьянова. - М. : Флинта : Наука, 2002. - 200 с.

4. Корепанова, Т. Э. Стилистическая функция синтагматического членения телевизионных передач

информационного типа I Т. Э. Корепанова II Русский язык за рубежом. - 1989. - N° 5. - С. 73-79.

5. Лебедева, Ю. С. Особенности интонационного оформления текста телевизионного информационного сообщения I Ю. С. Лебедева, Г. П. Кашкорова. - Электрон. текстовые дан. - Режим лоступа: www.philol.msu.ru. Дата обращения: 25.05.2005.

6. Ломыкина, Н. Ю. Просодические характеристики речи телеведущих (на материале программ социально-культурной тематики) : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 I Ломыкина Наталья Юрьевна. - М., 2006. - 234 с.

7. Прохватилова, О. А. Корректировочный курс русской фонетики I О. А. Прохватилова. -Волгоград : Изд-во ВолГУ 2002. - 134 с.

8. Прохватилова, О. А. Лингвистические особенности восприятия звучащего информационнопублицистического текста I О. А. Прохватилова

II Czlowiek. Swiadomosc. Kommunikacja. Internet. Miedzynarodowa Konferencja Naukowa «Jezyk rosyjski w prestrzeni jezykowej i kulturowej Europy i swiata». Warszawa, 10-12 maja 2002 r. - Warszawa, 2003. - S. 108-113.

9. Прохватилова, О. А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи I О. А. Прохватилова. - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 1999. - 362 с.

ON PRINCIPLES OF SYNTAGMATIC SEGMENTATION OF ANNOUNCER’S SPEECH

L. V. Sinitsyna

The author analyses syntagmatic segmentation regularities of modern announcer’s speech. The basic logical models of initial utterances in informative blocks are revealed. The dependence of syntagmatic segmentation on an utterance communicative structure is elucidated.

Key words: announcer’s speech, syntagmatic segmentation, informative block, initial sentence, logical model, communicative utterance structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.