Научная статья на тему 'К вопросу о принципах медиации'

К вопросу о принципах медиации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1501
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / МЕДИАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ / МЕДИАТОР / CONFLICT / MEDIATION / PRINCIPLES / MEDIATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколова Надежда Анатольевна

В статье на основе рассмотрения медиации как технологии разрешения конфликтов, целей и содержания ее этапов анализируются принципы медиации. Представляются две группы принципов: фундаментальные или основополагающие и функциональные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the mediation principles

Based on consideration of mediation as a technology of conflict resolution, the purposes and contents of its stages the principles of mediation are analyzed. Two groups of principles: fundamental or basic and functional are presented.

Текст научной работы на тему «К вопросу о принципах медиации»

3. Galiguzova M.A. Conceptual problems of dissertational researches on pedagogics. Methodology of pedagogy: the conceptual aspect: monographic coll. of scientific papers. Ed. by E. V. Tkachenko, M. A. Galiguzova. M.: IET, 2014. P. 116-122. [in Russian].

4. Getmanova A.D. Logic: a dictionary and a book of problems: textbook for University students. M.: VLADOS, 1998. P. 336. [in Russian].

5. Zmanovskaya E.V. Deviantology: psychology of deviant behavior: textbook for higher educational institutions. M.: Akademia, 2004. P. 288. [in Russian].

6. Mardahaev L.V. Social pedagogy: textbook for Bachelors. M.: Yurayt, 2013. P. 817 p. (Bachelor. Academic course). [in Russian].

7. Polonsky V.M. Dictionary of education and pedagogy. M.: Vysshaia shkola, 2004. P. 511. [in Russian].

8. Modern, dictionary of psychology: textbook for higher educational institutions. Ed. by B.G. Meshcheryakov, V.P. Zinchenko. SPb.: Praym-Evroznak, 2007. P. 634. [in Russian].

9. Social pedagogy: a course of lectures. Ed. by M. A. Galiguzova. M.: VLADOS, 2000. P. 416. [in Russian].

10. Schneider L.B. Deviant behavior of children and adolescents. M.: Akademicheskii Proect, Gaudeamus, 2007. P. 336. [in Russian].

11. Stinova G.N., Galiguzova M.A., Galiguzova Yu.N. Social pedagogy: textbook. for students enrolled in the specialty "Social. pedagogy". Ed. by M. A. Galiguzova. M.: VLADOS, 2008. P. 447. [in Russian].

Сведения об авторе: Миронов Данил Данилович,

аспирант кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация. Е-таИ аdan100100@mail.ru

Information about the author: Mironov Danil Danilovich,

Postgraduate student, Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia Email: adan100100@mail.ru

УДК 371.015 ББК 88.840

Н.А. Соколова

к вопросу о принципах медиации

В статье на основе рассмотрения медиации как технологии разрешения конфликтов, целей и содержания ее этапов анализируются принципы медиации. Представляются две группы принципов: фундаментальные или основополагающие и функциональные.

Ключевые слова: конфликт, медиация, принципы, медиатор.

N.A. Sokolova

to the question of the mediation principles

Based on consideration of mediation as a technology of conflict resolution, the purposes and contents of its stages the principles of mediation are analyzed. Two groups of principles: fundamental or basic and functional are presented.

Key words: conflict, mediation, principles, mediator.

В последнее время в системе образо- кому феномену, как медиация, владение вания серьезное внимание уделяется та- которой рассматривается как одна суще-

ственных компетенций современного педагога [5]. Под медиацией понимается особый вид переговоров, в котором третье, нейтральное лицо, обладающее определенными навыками, управляет процессом переговоров таким образом, чтобы стороны могли самостоятельно найти взаимовыгодное решение ситуации. Владение медиацией позволяет педагогу снизить конфликтность в системе образования и, как следствие, в обществе посредством обучения детей, родителей и педагогов культуре взаимодействия в конфликте.

Конфликт - это отсутствие согласия между людьми, группами, в основе которого лежит столкновение интересов, потребностей, сопровождающееся отрицательными эмоциями; естественное, нормальное состояние жизнедеятельности человека и социальной группы, способствующее выявлению проблем, интересов личности, группы.

Причины конфликтов многообразны: социальные (социальное неравенство, политическая система, тип управления и т.п.); экономические (уровень зарплаты, доходы разных групп населения, распределение премий и т.п.); ценностные (разные системы ценностей и ценностные ориентации); психологические (коммуникативные способности, навыки эффективного общения, разрешения конфликтов и т.п.); личностные (индивидуальные особенности личности: например, уровень ригидности).

Одной из технологий разрешения конфликтов является медиация. О практическом использовании медиации, о ее этапах, их психологическом обосновании написано немало, однако ряд вопросов теоретического плана остается мало разработанным, в частности, вопрос о принципах медиации. Анализ содержания технологии медиации позволит нам обосновать принципы, на которых она строится.

Технология медиации состоит из нескольких этапов, каждый из которых имеет свою цель и содержание [1].

Первый этап. Вступительное слово медиатора. Цель: дать конфликтующим сторонам информацию о процессе медиации.

На этом этапе медиатор представляется сам и знакомится с участниками процесса медиации; информирует участников о цели медиации и о своей роли в ней (помочь наладить взаимодействие с тем, чтобы стороны сами смогли договориться о разрешении конфликта); рассказывает о принципах медиации (равноправие сторон, нейтральность медиатора, конфиденциальность, добровольность участия); рассказывает об этапах медиации; озвучивает правила поведения сторон (соблюдение вежливости, отказ от оскорблений, ориентация на поиск путей решения конфликта); определяет очередность выступлений. По каждому аспекту вступительного слова медиатор должен получить обратную связь в виде понимания и согласия клиента на данное действие.

Второй этап. Презентация сторон. Цель: наладить информационное поле -выяснить, кто, с чем пришел и как видит ситуацию.

Каждая из сторон поочередно излагает свое видение ситуации и озвучивает свой вариант разрешения конфликта. Важно, чтобы каждая сторона конфликта могла изложить свое видение ситуации и поняла, что ее услышали и поняли. На этом этапе ни в коем случае нельзя допускать дискуссии, вопросов. Задача медиатора: отделить эмоции от фактов и собрать информацию о причинах конфликта и интересах сторон. Нельзя верить позициям сторон, поскольку на этом этапе каждая сторона конфликта хочет представить себя с максимально выгодной стороны, возлагая вину на противоположную сторону.

Третий этап. Дискуссия сторон. Цель: вентиля эмоций, получение дополнительной информации об интересах сторон.

На этом этапе выстраивается диалог между сторонами конфликта, где стороны проговаривают претензии друг к другу, высказывают накопившиеся негативные эмоции. Роль этого этапа состоит в так называемой «вентиляции эмоций», поскольку при их наличии невозможно принять взвешенное решение по конфликтной ситуации. Разрешение конфликта связано с принятием взаимовыгодных договоренностей, которые

го

ф

х го с

X

с

г?

о ^

с

о ш

го ш

о ^

о ¡£ о

О <

±

рациональны по своей природе. Пока же есть негативные эмоции, взвешенное, рациональное решение принять невозможно. Задача медиатора на этом этапе: получить максимальное количество информации по конфликту, прежде всего той, которая не озвучивалась сторонами конфликта на этапе презентации сторон. На 3 этапе сторонам конфликта не следует искать решения проблемы, а медиатору нужно задавать максимальное количество вопросов.

Четвертый этап. Кокус (индивидуальные консультации медиатора со сторонами конфликта). Цель: выяснение повестки переговоров (о чем будут стороны договариваться) и разноуровневых (первое... последнее) предложений сторон по разрешению конфликта.

Важно, чтобы стороны конфликта четко определились, по каким конкретным вопросам будут вестись переговоры, и предложили свои варианты решений по каждому из вопросов. Медиатору на этом этапе нужно, во-первых, помочь сформулировать повестку переговоров, во-вторых, побудить стороны искать различные варианты решений посредством таких техник, как техника развития идей, «адвокат дьявола» и т.п. Время кокуса для каждой из сторон должно быть одинаковым и четко соблюдаться.

Пятый этап. Общая сессия. Цель: сформировать общую повестку переговоров и провести дискуссию по предложениям сторон.

Вначале слово предоставляется каждой из сторон для предложений вопросов обсуждения по существующим противоречиям, потом согласовывается и формируется общая повестка переговоров, после чего начинается обсуждение каждого вопроса из согласованной повестки переговоров. Задача медиатора на этом этапе - отслеживать порядок обсуждения вопросов переговоров таким образом, чтобы стороны конфликта взаимодействовали в рамках принятой ими повестки переговоров.

Шестой этап. Соглашение. Цель: четко определить решения по каждому пункту повестки переговоров и выработать санкции за их невыполнение.

На этом этапе каждая из сторон проговаривает решения, принятые по каждому пункту повестки переговоров, подтверждая понимание их смысла и содержания. По каждому вопросу сторонами согласовываются санкции за их невыполнение. Задача медиатора - зафиксировать договоренности и санкции.

Седьмой этап. Выход из медиации. Цель: резюме по договоренностям и проверка удовлетворенности (процедурной, по существу, психологической).

Медиатор подводит итоги процедуре медиации, еще раз фиксирует договоренности сторон и выясняет, удовлетворены ли ими стороны конфликта. Удовлетворенность рассматривается в трех аспектах: удовлетворенность по существу разрешаемого конфликта, по процедуре медиации и психологическая, фиксирующая снятие негативных эмоций и позитивное психологическое состояние клиентов по итогам медиации.

Определившись с содержанием технологии медиации, попытаемся разобраться с ее принципами. Чаще всего в литературе можно встретить мнение и том, что медиация строится на следующих принципах:

• добровольность всех участников (в том числе и медиатора);

• равенство сторон в процессе медиации (равенство интересов и процедурных вопросов);

• конфиденциальность (прежде всего, относится к медиатору, медиатор не имеет права разглашать информацию по медиации, конфиденциальность участников - это предмет их договоренности);

• нейтральность отношения медиатора к сторонам переговорного процесса [2; 4].

Ж. Мериманов предлагает выделить две группы принципов: основополагающие и функциональные. К основополагающим он относит принципы гуманности, беспристрастности, свободы и ответственности [3]. Эти принципы, прежде всего, касаются самой процедуры медиации, ее целей и содержания. Какой же смысл вкладывает автор в данные принципы?

Принцип гуманности предполагает, что в основе медиации находится человек с его интересами, потребностями, эмоциями, ценностями, а сама медиация ориентирована на «смягчение, прекращение или предупреждение страданий или беспокойства сторон», «на установление или улучшение диалога между сторонами, которое позволило бы им найти взаимовыгодное решение спора или проблемы» [3, с.143].

Принцип беспристрастности констатирует равнозначное положение сторон конфликтного взаимодействия, аксиоматично принимаемое медиатором. Для медиатора интересы и проблемы каждой из сторон одинаково важны и значимы. Он внутренне настроен на отказ от личностного восприятия участников медиации (личность медиатора отсутствует) и не имеет права рассматривать их с эмоциональной позиции (нравится - не нравится, приятен - не приятен и т.п.). Его задача - помочь сторонам прийти к взаимовыгодному соглашению.

Принцип свободы предполагает свободное участие сторон конфликта и медиатора в процедуре медиации. Каждый участник волен добровольно включится в процесс медиации и выйти из него, принять или отклонить обсуждаемые решения, не поясняя свои действия. Это в полной мере касается и медиатора.

Принцип ответственности базируется на принципе свободы. Если стороны конфликта свободно принимают решение об участии в ней, то они несут всю полноту ответственности за ее результаты. Медиатор должен удостовериться, что стороны конфликта свободно и сознательно принимают решения в ходе процедуры медиации. Если медиатор видит, что решения невыполнимы или противоречивы, а стороны не осознают последствий принятых решений, его задача - прекратить медиацию, поскольку он несет ответственность за ее процедуру.

Принимая и соглашаясь, в целом, с выделенными Ж. Меримановым основополагающими принципами, мы считаем необходимым дополнить их принципами субъектности и обратной связи.

Принцип субъектности рассматривает личность как источник активности, предполагающей выбор цели, нахождение, продуцирование методов и средств, принятие решений по поводу условий ее достижения, исполнение принятых решений и оценка их результатов и, как следствие, накопление индивидуального опыта. С нашей точки зрения, достижение цели медиации без субъектной позиции ее участников невозможно, поскольку принципы свободы и ответственности логично предполагают субъектность участников. Только активная позиция сторон конфликта по осознанию своих проблем, усилия, прилагаемые для их разрешения, поиск вариантов выхода из конфликта, средств и условий достижения соглашений способны привести к позитивным результатам медиации. Достижение соглашения по конфликтной ситуации позволяет участникам приобрести важнейший опыт положительного разрешения конфликтов, навыки эффективного взаимодействия. Относительно позиции медиатора следует отметить, что он в процессе всей медиации находится в состоянии постоянного анализа информации, поиска методов, средств, вариантов урегулирования конфликта, являющихся одним из существенных условий положительного результата медиации.

Принцип обратной связи предполагает получение обратной информации и обмен ею. Под обратной связью понимается влияние результатов деятельности субъекта на последующее функционирование взаимодействующего с ним субъекта (в нашем случае - участники процедуры медиации). Принцип обратной связи - это не просто получение информации, это установление эффективного взаимодействия (контакта), диалога на основе информации. Обмен информацией, установление контакта лежит в основе процедуры медиации, без чего она просто невозможна.

Вторая группа принципов - функциональные, к которым относятся принципы независимости, нейтральности, смирения и конфеденциальности [3]. Эти принципы напрямую касаются медиатора.

го

ф

х го с

X

с

г?

о ^

с

о ш

Принцип независимости предполагает, что медиатор независим от внешних и (или) внутренних обстоятельств, способных объективно или субъективно повлиять на процедуру ведения медиации. В обратном случае он обязан отказаться от проведения медиации.

Принцип нейтральности побуждает медиатора отказаться от любых действий, способных принести пользу или вред какой-либо из сторон конфликта. Он обязан воздерживаться от высказывания собственной позиции, своих вариантов разрешения конфликтной ситуации. Его задача - побуждать стороны самостоятельно искать варианты решения проблемы, помогать договариваться, не демонстрируя своей точки зрения на нее.

Принцип смирения проявляется в отсутствии какой-либо власти медиатора над сторонами конфликта, а также полномочий принимать решения по урегулированию конфликта.

На наш взгляд, название принципа не соответствует смыслу, вкладываемому в него Ж. Меримановым. Под смирением понимается добровольное подчинение чьей-либо воле, отсутствие гордыни, кротость, что не соответствует смыслу, содержанию и процедуре действий медиатора. Медиатор организует процесс медиации, но решения самостоятельно принимаются сторонами конфликта. Задача медиатора состоит в том, чтобы помочь сторонам договориться, увидеть все разнообразие возможных вариантов разрешения конфликта, не оказывая при этом влияния на принимаемые ими договоренности, и не вставая на позицию одной из сторон. С нашей точки зрения, принципы беспристрастности и нейтральности, вполне отражают эту позицию медиатора.

Принцип конфиденциальности предполагает неразглашение содержания, процедурных действий, мнения, иной информации, касающейся процедуры медиации. Конфиденциальность - основное, порождающее доверие условие, при соблюдении которого стороны могут свободно выражать свои мысли, высказывать мнения, формулировать предложения. Только при обоюдном согласии сторон конфликта возможно разглашение информации по медиации.

Предложенные Ж. Меримановым функциональные принципы не исчерпывают всей полноты медиации и, с нашей точки зрения, могут быть дополнены принципом вариативности.

Принцип вариативности рассматривается нами как способность предоставлять многообразие полноценных, разнообразных вариантов решения конфликта. У каждой из сторон конфликта изначально существует один «свой» вариант его разрешения. В ходе медиации задача медиатора состоит в том, чтобы помочь конфликтующим сторонам найти разные, может быть, более предпочтительные варианты решения конфликта, которые могут привести к соглашению сторон.

Таким образом, технология медиации основывается на фундаментальных или основополагающих принципах, определяющих ее цели и содержание. К этим принципам мы относим принципы гуманности, субъектности, беспристрастности, свободы и ответственности, беспристрастности, обратной связи. Деятельность медиатора определяется функциональными принципами, к которым относятся принципы независимости, нейтральности, конфеденциальности, вариативности.

Библиографический список

1. Бессемер, X. Медиация. Посредничество в конфликтах [Текст] / X. Бессемер: пер. с нем. - Калуга: Духовное познание, 2004. - 176 с.

2. Гурко, Т.А. Становление института медиации в России: законы, теории, практика [Текст] / Т.А. Гурко // Социологическая наука и социальная практика. - 2016. - Т. 4. - № 2. - С. 40-61.

3. Мериманов, Ж. Принципы медиации [Текст] / Ж. Мериманов // Конфликтология. - 2013. -№ 1. - С. 141-150.

4. Пинкевич, А.Г. Прикладные технологии педагогической конфликтологии: PEER MEDIATION [Текст] / А.Г. Пинкевич, А.Н. Сунами // Конфликтология. - 2013. - № 1. - С. 176-190.

5. Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.

References

1. Bessemer, H. Mediation. Mediation in conflict. Kaluga: Dukhovnoie poznanie, 2004. P. 176. [in Rus-

2. Gurko T.A. Formation of Institute of mediation in Russia: laws, theory, practice. Sotsiologicheskaia nauka i sotsialnaiapraktika, 2016. Vol. 4. № 2. Р. 40-61. [in Russian].

3. Mirimanov J. Principles of mediation. Confliktologia, 2013. № 1. P. 141-150. [in Russian].

4. Pinkevich A.G. Applied technology teaching conflict resolution: PEER MEDIATION. Confliktologia, 2013. № 1. P. 176-190. [in Russian].

5. Professional standard of teacher. Approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of 18 October 2013 № 544n. [in Russian].

Сведения об авторе: Соколова Надежда Анатольевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Етай: sokolovana-2011@mail.ru

Information about the author: Sokolova Nadezhda Anatolievna,

Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Head, Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University Chelyabinsk, Russia. E-mail: sokolovana-2011@mail.ru

УДК 373.04: 371.012 ББК 74.200.58:74.200.526

Е.А. Столбова

профориентация старших подростков на педагогические специльности в условиях дополнительного образования1

В статье отмечается потенциал дополнительного образования при проведении профори-ентационной работы старших школьников. Отмечаются ценности, способствующие выбору педагогических специальностей. Представлена технология формирования основ ценностных ориентаций старших подростков в условиях среды дополнительного образования.

Ключевые слова: старший подростковый возраст, профориентация, ценностная ориентация, дополнительное образование.

1 Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Сопровождение профессионального самоопределения студентов педагогического вуза» (договор на выполнение НИР № 16-1301 от 18.10.2016 г. заказчик - ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.