Научная статья на тему 'К вопросу о прекращении права собственности некоммерческих организаций'

К вопросу о прекращении права собственности некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4221
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / ИМУЩЕСТВО НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ВЛАДЕНИЕ / ПОЛЬЗОВАНИЕ / РАСПОРЯЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гриднева Ольга Вячеславовна

В настоящей статье анализируются способы прекращения права собственности некоммерческих организаций. Рассматривается нормативно-правовая база прекращения права собственности некоммерческих организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION OF THE TERMINATION OF THE PROPERTY RIGHT OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS

In the present article ways of the termination of the property right of non-profit organizations are analyzed. The standard and legal base of the termination of the property right of non-profit organizations is considered

Текст научной работы на тему «К вопросу о прекращении права собственности некоммерческих организаций»

3.4. К ВОПРОСУ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Гриднева Ольга Вячеславовна, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Место работы: Московский университет им. С. Ю. Витте

olga_gridneva@bk.ru

Аннотация: В настоящей статье анализируются способы прекращения права собственности некоммерческих организаций. Рассматривается нормативно-правовая база прекращения права собственности некоммерческих организаций

Ключевые слова: некоммерческая организация, прекращение права собственности, имущество некоммерческой организации, владение, пользование, распоряжение

TO A QUESTION OF THE TERMINATION OF THE PROPERTY RIGHT OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS

Gridneva Olga V., candidate of legal sciences, associate professor of civil law and process at the faculty of law Place of employment: Moscow University S. U. Vitte

olga_gridneva@bk.ru

Abstract: In the present article ways of the termination of the property right of non-profit organizations are analyzed. The standard and legal base of the termination of the property right of non-profit organizations is considered

Keywords: non-profit organization, termination of the property right, property of non-profit organization, possession, use, order

Право собственности является не только наиболее широким, но и наиболее устойчивым вещным правом, составляя основную юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота. Поэтому закон специально регулирует не только основания приобретения права собственности, но и основания его прекращения (правопрекращающие юридические факты). Эти последние подлежат особо тщательной регламентации с тем, чтобы сохранить и поддержать «прочность» права собственности в соответствии с провозглашенным в пункт 1 статьи 1 ГК принципом неприкосновенности собственности [18; 20].

Прекращение права собственности некоммерческой организации происходит в случаях, предусмотренных законодательством для прекращения права собственности юридических лиц. Рассмотрим данные случаи с применением к ним особенностей законодательства о некоммерческих организациях. Право собственности прекращается по воле собственника при передаче этого права другому лицу, при потреблении, уничтожении вещи, ликвидации имущественного комплекса, при переработке, когда право собственности на одну вещь заменяется правом собственности на другую, а также независимо от воли собственника, по объективным причинам - при гибели вещи. Если при гибели или уничтожении вещи сохраняется какое-то имущество или отходы, они принадлежат

собственнику вещи [22; 23].

Право собственности может прекратиться по причинам, не зависящим от воли собственника и при его утрате в связи с потерей вещи, по основаниям приобретательной давности, с приобретением этого права другим лицом, при принудительной продаже или изъятии вещи.

Право собственности гражданина или юридического лица может прекратиться в случаях отказа от права собственности после приобретения этого права другим лицом. Государство и его органы, органы местного самоуправления не вправе отказаться от права собственности на принадлежащее им имущество (статья 236 ГК).

Отказ от права собственности может быть совершен путем заявления об этом либо путем совершения действий, определенно свидетельствующих о намерениях собственника не осуществлять в дальнейшем прав на имущество. В последнем случае действуют положения статьи 226 ГК, касающиеся брошенных вещей. Однако до приобретения другим лицом права собственности собственник может изменить свое намерение и вновь принять вещь во владение, пользование и распоряжение, но только до момента возникновения права собственности на эту вещь у другого лица.

Обычно прекращение права собственности является следствием отчуждения собственником своего имущества на основании договора приоб-

ретения этого права другим лицом. Тогда момент прекращения права собственности совпадает с моментом приобретения этого права, так как не может существовать два равнозначных субъективных права собственности на вещь. Момент перехода права собственности определен в статьях 223 и 224 ГК моментом передачи вещи. Передача происходит при вручении вещи приобретателю или при сдаче ее перевозчику или организации связи для отправки приобретателю, если иное не определено законом или договором. Моментом прекращения права собственности на недвижимость является день государственной регистрации.

Для некоммерческих организаций свойственно такое основание прекращения права собственности, как прекращение права собственности на часть имущества в случае выхода из партнёрства его участника (статья 8 ФЗ «О некоммерческих организациях). Право участника партнерства получать в случае выхода из него часть имущества или его стоимость в пределах внесенного в имущественную базу партнерства является не безусловным и может быть упразднено положениями учредительных документов или иным федеральным законом. Если учредительные документы партнерства не содержат иного или вообще обходят молчанием этот вопрос, тогда, при отсутствии иной нормы федерального закона, участник партнерства обладает правом получить при выходе из партнерства часть имущества партнерства, переданного партнёрству в собственность. Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что получить участник партнерства может только то имущество партнерства:

а) которое передано последнему в собственность;

б) которое не является членскими взносами;

в) в пределах стоимости внесенного вклада в имущественную базу партнерства.

Право собственности прекращается уничтожением либо переработкой вещи, так как в таких случаях исчезает конкретный объект права собственности. Уничтожение вещи может произойти в процессе ее использования самим собственником, например при потреблении им продуктов питания, производственном потреблении сырья, материалов и т.п. В таких случаях возникает вопрос о том, является ли потребление вещи осуществлением правомочий пользования или распоряжения ею. По обоснованному мнению Ю. К. Толстого, воля собственника в таких случаях направлена не на прекращение права собственности, а на то, чтобы извлечь из вещи ее полезные свойства. Поэтому имеет место осуществление права пользования вещью, но не права распоряжения ею [17].

По воле собственника право собственности прекращается при добровольной реорганизации

или ликвидации юридических лиц. Право государственной и муниципальной собственности прекращается на основании приватизации при преобразовании на основании специального законодательства государственной и муниципальной собственности в частную собственность.

ГК предусматривает возможность принудительного изъятия у собственника имущества, но только в ограниченном числе случаев, перечисленных в статье 235 ГК. Этот перечень не подлежит расширительному толкованию. К таким случаям относятся:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237 ГК);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238 ГК);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 ГК);

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241 ГК);

5) реквизиция (статья 242 ГК);

6) конфискация (статья 243 ГК);

Принудительное изъятие имущества у собственника должно соответствовать положениям части 3 статьи 35 Конституции РФ, согласно которой «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда». Обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании закона с возмещением стоимости этого имущества и других убытков в порядке, установленном статьей 306 Гк.

Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника осуществляется, как правило, в порядке исполнительного производства в случаях принудительного исполнения службой судебных приставов судебных актов, а также актов других органов. Основанием для обращения взыскания является обязательство собственника перед третьим лицом и судебное решение. Последнее не может прекратить право собственности, а определяет конкретные основания его прекращения, которое затем осуществляется в принудительном порядке. Обращение взыскания на имущество регулируется нормами ГПК, статьёй 24 ГК и Федеральным законом от 21 июля 1997 года «О судебных приставах» [7] а также ФЗ «Об исполнительном производстве» [6].' В первую очередь взыскание обращается на денежные средства должника, а если их недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то и на материальные предметы, которые реализуются на публичных торгах. Суммы, вырученные от продажи, идут на удовлетворение обязательств должника. Если они превышают размер обязательств, остаток средств передается бывшему собственнику вещи

или другим лицам в порядке, определенном законом. ГК и ГПК устанавливают перечень имущества граждан и юридических лиц, на которое не может быть обращено взыскание.

Для взыскания денежных сумм по обязательным платежам в государственный бюджет или налогов законом предусмотрена возможность внесудебного списания долга со счета должника в банке. В Конституционном Суде РФ рассматривался вопрос о том, не противоречит ли внесудебное взыскание, установленное законом, правилу статье 35 Конституции РФ о возможности принудительного изъятия имущества у собственника только по решению суда. В отношении внесудебного взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и негосударственные бюджетные фонды, Конституционный Суд постановил: «Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности». Бесспорный порядок взыскания пени как дополнительного платежа в качестве потерь государственной казны также вытекает из обязательного и принудительного характера налога в силу закона. Иного рода меры - взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, различного рода штрафов носят карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение. В случае обжалования такого действия в вышестоящий налоговой орган или в суд, взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика [13].

Допустимость взыскания средств со счета должника без обращения в суд может быть также предусмотрена в договоре и, следовательно, не противоречит части 3 статьи 35 Конституции РФ. В статье 7 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрен еще ряд исполнительных документов, по которым взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке. Прекращение права собственности религиозных некоммерческих организаций по требованиям кредиторов имеет свои особенности. В соответствии с пунктом 5 статьи 21 ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» - «на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям кредиторов».

В соответствии со статьёй 65 ГК юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом).

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. Основания признания

судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [8].

Статьями 238-241 ГК установлено принудительное возмездное прекращение права собственности в публичных, общественных интересах. Статья 238 предусматривает возможность принудительного изъятия у собственника имущества, которое в силу закона не может ему принадлежать. Это вещи, ограниченные в гражданском обороте - оружие, наркотические вещества и др., которые достались собственнику на законном основании. Например, наследник получил по наследству охотничье ружье или другие вещи, на приобретение и владение которыми требуется особое разрешение, имевшееся у наследодателя. Если в выдаче разрешения новому собственнику отказано, имущество должно быть им от-чуждено в течение года. По истечении этого срока имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда подлежит принудительной продаже либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением его стоимости собственнику. В случае принудительной продажи после вычета из полученной суммы расходов на отчуждение вещи оставшаяся сумма передается бывшему собственнику. Поскольку круг вещей, изъятых и частично изъятых из оборота, существенно сузился, случаи прекращения права собственности по статье 238 ГК составляют редкое исключение [16;20].

Значительно чаще встречаются на практике случаи принудительного изъятия недвижимого имущества в связи с изъятием у собственника земельного участка, горных отводов, участков акваторий и других участков, на которых имущество находится. Основанием для прекращения права собственности на здания, сооружения и другое имущество может быть согласно статье 239 ГК необходимость изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд или из-за ненадлежащего использования земли или иных участков. Государственный орган или орган местного самоуправления должен доказать в суде, что использование земельного участка необходимо в целях, для которых он изымается, и невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество. Имущество изымается возмездно, путем выкупа государством или продажи его с публичных торгов [21].

Подробно порядок выкупа и продажи этого имущества установлен в главе 17 ГК. Следует также руководствоваться статьёй 35 Конституции РФ, предусматривающей возможность принудительного отчуждения имущества только для государственных нужд и только при условии пред-

варительного и равноценного возмещения, а также правилами Земельного кодекса РФ и постановлениями Правительства РФ [15]/

Изъятие земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием представляет собой случай принудительного прекращения права собственности. Согласно статье 9 ГК граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, в том числе и право собственности. Однако для некоторых объектов, представляющих значительную общественную ценность, предусмотрены пределы, в которых права могут быть реализованы. Одним из таких случаев является необходимость использования земли в соответствии с ее назначением. Понятие ненадлежащего использования земли и основания для ее изъятия устанавливаются земельным законодательством.

Другим случаем принудительного выкупа имущества у собственника в связи с ненадлежащим использованием является выкуп имущества в случаях бесхозяйственного содержания особенно ценных и охраняемых государством культурных ценностей [12], которое грозит утратой ими своего значения. Закон не ставит принудительный выкуп указанного имущества в зависимость от характера поведения собственника, его вины. Согласно ст. 240 ГК при опасности утраты ими своего значения они по решению суда подлежат выкупу государством или продаже с публичных торгов. С соответствующим требованием в суд могут обратиться государственные или иные организации, в задачу которых входит охрана такого рода объектов, - учреждения культуры, музеи, архивы, другие организации и граждане, заинтересованные в сохранении этого имущества.

Выкуп осуществляется на основании договора. Цена определяется соглашением сторон или результатом публичных торгов, за вычетом расходов на их проведение. В случае недостижения согласия о цене, она определяется судом.

Весьма схожи с изложенными положениями правила статьи 293 ГК о возможности принудительного прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение. Если его собственник использует помещение не по назначению или нарушает права и интересы соседей, либо без уважительных причин не производит необходимый ремонт, суд по иску органа местного самоуправления может вынести решение о продаже жилого помещения с публичных торгов.

Собственник бесхозяйственно содержимого жилого помещения должен быть сначала предупрежден о необходимости устранить нарушения в его эксплуатации и содержании, и только если он виновно не устраняет нарушения, жилое помещение продается с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения [19].

Новым в гражданском праве России является возможность принудительного выкупа домашних животных. Лицо, предъявившее соответствующее требование в суд, должно доказать, что собственник домашнего животного обращается с ним в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным.

Ненадлежащее обращение с животным должно быть очевидным и доказанным. Возможность прекращения права собственности на этом основании устанавливает суд. Особенностью выкупа является то, что он возможен по требованию любых граждан и организаций, которые намерены приобрести животное для себя. Следовательно, другие лица, возмущенные поведением хозяина животного, но не намеренные его выкупить, не вправе предъявить такое требование. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом [25]. Данный способ прекращения права собственности вероятно, может применяться к религиозным организациям, исповедующим культы, частью обряда которых является жертвоприношение животных.

Гражданское законодательство предусматривает такое основание прекращения права собственности, как прекращение права собственности в публично-правовых интересах при реквизиции, конфискации и национализации.

Реквизицией является принудительный выкуп у собственника имущества в интересах общества по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоо-тий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер (пункт 1 статьи 242 ГК). Объектом реквизиции могут быть только материальные вещи и животные.

Поскольку реквизиция применяется при чрезвычайных обстоятельствах, требующих немедленных действий, она проводится во внесудебном порядке на основании административных актов. Цель реквизиции - обеспечить безопасность граждан, спасти имущество, пресечь заражение опасными болезнями людей и животных. Порядок и условия реквизиции должны быть заранее определены законом, а оценка конкретного имущества устанавливается при его изъятии и может быть оспорена в суде. Реквизированное имущество передается в собственность государства. Однако согласно пункту 3 статьи 242 ГК бывший собственник вправе после прекращения действия обстоятельств, вызывавших реквизицию, требовать возврата сохранившегося имущества. Хотя закон не регулирует порядок возврата, нужно полагать, что собственник в этом случае должен вернуть полученную за имущество компенсацию с учетом потерь от снижения ценности вещи при использовании ее во время реквизиции.

Конфискация является санкцией за преступле-

ние или иное правонарушение и применяется только в случаях, предусмотренных законом. Она представляет собой безвозмездное изъятие имущества в собственность государства (статья 243 ГК).

Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» [10] из видов наказаний исключено наказание в виде конфискации имущества. Такое решение законодателем было принято в связи с тем, что этот вид наказания не соответствовал положениям статьи 1 Протокола N 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод [1], провозглашающим право любого человека иметь собственность, которой он может быть лишен только по судебному решению при установлении обстоятельств, свидетельствующих, что это имущество нажито преступным путем.

Статья 52 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) [4] предполагала конфискацию всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.

В настоящее время положение, соответствующее Протоколу N 1 к Европейской конвенции, содержится в статье 81 Уголовно - процессуального кодекса РФ (УПК РФ) [5]. Имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем, согласно пункту 2.1 части 1 статьи 81 УПК должны быть признаны вещественными доказательствами и в соответствии с пунктом 4 части 3 этой статьи по приговору суда подлежат возвращению законному владельцу либо обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством РФ. Во время подготовки данной диссертационной работы в Государственной Думе активно обсуждался вопрос о включении конфискации в УК в качестве дополнительной меры наказания за такие преступления как наркоторговля, терроризм, вооружённый мятеж [26].

Однако законодательство предусматривает конфискацию в соответствии с иными нормативными актами. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [9] оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации, признанной террористической организацией в судебном порядке, подлежит конфискации и обращению в доход государства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Решение о конфискации указанного имущества и его обращении в доход государства выносится судом одновременно с решением о ликвидации организации [24]. Применение данной меры в отношении собственности определённого рода некоммерческих организаций достаточно актуально. Ряд некоммерческих организаций, прикрываясь свободой слова и принципами демо-

кратического общества, ведут явную подрывную деятельность, занимаются сбором средств на проведение террористических актов, осуществляют информационную поддержку террористических и сепаратистских организаций. Представляется, что конфискация имущества подобных организаций будет эффективной мерой в борьбе с терроризмом.

В качестве меры гражданско-правовой ответственности конфискация может быть применена при определении последствий недействительных сделок (статьи 169, 179 ГК).

Хотя пункт 2 статьи 243 ГК предусматривает возможность конфискации имущества в административном порядке в случаях, предусмотренных законом, это положение не соответствует части 3 статьи 35 Конституции РФ, согласно которой лишение имущества возможно только по решению суда. Этот вопрос неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, в частности при оценке им правомерности статьи 131 Кодекса «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [3], предусматривающей возможность безвозмездного изъятия имущества у нарушителей таможенных правил. По конкретной жалобе на действия таможенных органов, конфисковавших промышленные товары и транспортные средства, на которых они перевозились, Конституционный Суд подтвердил свой вывод о том, что конфискация имущества как санкция за правонарушение может применяться только судом независимо от того, каким другим органам и каким нормативным актом предоставлено право назначать конфискацию. Из статей 35 (часть 3) и 46 (часть 1) Конституции РФ вытекает, что органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, обязаны при наличии оснований для применения конфискации имущества обращаться в суд. Этим не затрагиваются полномочия таможенных органов по применению превентивных мер обеспечительного характера (изъятие, арест, задержание). Поэтому Конституционный Суд признал не соответствующими Конституции РФ часть 2 статьи 85 и статью 22.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) [2], а также статью 266 ТК, положения которых допускают в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения [11].

Конфискацию как меру ответственности нужно отличать от принудительного изъятия имущества (ареста), в частности вещественных доказательств, что представляет собой процессуальную меру, обеспечивающую возможность правильного рассмотрения дела в суде и вынесения обоснованного решения. Такое изъятие не прекращает право собственности. Для передачи же имущества в доход государства требуется решение суда [14].

Незаконная конфискация может быть обжалова-

на в судебном порядке. При признании ее незаконной собственник вправе требовать, кроме возврата вещи, возмещения причиненных ему убытков.

Национализацией является обращение в собственность государства имущества граждан и юридических лиц. ГК не определяет оснований национализации. Они определяются государственными интересами, не зависят от воли собственника имущества и направлены на приобретение в собственность государства определенных объектов, чаще всего независимо от того, кому они принадлежат. Национализация возможна только на основании специального закона с возмещением стоимости имущества и других убытков, так, как это предусмотрено статьёй 35 Конституции, т.е. при условии предварительного и равноценного возмещения.

Итак, прекращение права собственности некоммерческой организации происходит в случаях, предусмотренных законодательством для прекращения права собственности юридических лиц. К характерным особенностям прекращения права собственности некоммерческих организаций стоит относить:

- способом прекращения права собственности некоммерческой организации, созданной в форме партнёрства, является выход члена партнёрства из партнёрства с передачей ему его доли в имуществе партнёрства.

- учреждение, политическая партия и религиозная организация, не могут быть признаны несостоятельными (банкротами).

Список литературы:

1. Протокол № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод БТБ № 009 (Париж, 20 марта 1952 года) // Собрание Законодательства РФ от 8 января 2001. № 2. Ст. 163.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 12.02.2015 № 17-ФЗ «О внесении изменений в статьи 16.2 и 29.9 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание Законодательства РФ от 16 февраля 2015 г. № 7. Ст. 1023.

3. О таможенном регулировании в Российской Федерации от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ (в ред. ФЗ от 29 декабря 2014 года № 481-ФЗ «О внесении изменений в статью 251 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ от 05 января 2015 г. № 1 (Ч 1). Ст. 34.

4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2014 № 532-ФЗ «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и не зарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок» // Собрание Законодательства РФ от 5 января 2015. № 1. (Ч.1). Ст. 85.

5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (в ред. от 31 декабря

2014 года № 532-ФЗ «О внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и не зарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок» // Собрание Законодательства РФ от 5 января 2015. № 1. (Ч.1). Ст. 85.

6. Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание Законодательства РФ от 27 октября 2014. № 43. Ст. 5799.

7. Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в ред. от 22 декабря 2014 года № 441-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О судебных приставах» // Собрание Законодательства РФ от 29 декабря 2014. № 52. (Ч.1). Ст. 7552.

8. Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 29 декабря 2014. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ от 05 января 2015. № 1 (Ч.1). Ст. 10.

9. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 31 декабря 2014 № 505 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ от 05 января 2015. № 1 (Ч.1). Ст. 58.

10. Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в ред. ФЗ от 5 января 2006 года N 11 -ФЗ «О внесении изменений в статью 228 Уголовного кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»// Собрание Законодательства РФ от 9 января 2006. № 2. Ст. 176.

11. Определение Конституционного Суда РФ от 13 января 2000 года № 21-О «По жалобам малого предприятия «Кинескоп» и Сочинского пассажирского автотранспортного предприятия № 2 на нарушение конституционных прав и свобод статьей 276 Таможенного кодекса Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ от 27 марта 2000 г. № 13. Ст. 1427

12. Положение о государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 1143 // Собрание Законодательства РФ. 1994. № 25. Ст. 2710.

13. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 года № 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание Законодательства РФ от 6 января 1997 г. № 1. Ст. 197.

14. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 мая 1997 года № 8-П «По делу о проверке конституционности пунктов 4 и 6 статьи 242 и статьи 280 Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Новгородского областного суда» // Собрание Законодательства РФ от 26 мая 1997. № 21. Ст. 2542.

15. Постановление Правительства РФ от 7 мая 2003 года № 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» // Собрание Законодательства РФ от 12 мая 2003 г. № 19. Ст. 1843.

16. Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Под. ред. Садикова О. Н. - М. Юристъ, 2001 С. 335.

17. Гражданское право. / Под ред. Сергеева А. П. и Толстого Ю. К. Ч. 1. СПб., 1996. С. 297.

18. Гражданское право. Том I. /Под ред. доктора юридических наук, профессора Суханова Е. А. - М.: Волтерс Клувер, 2004 С. 399.

19. Гражданское право. Учебное пособие / под ред. Гриднева О.В., Кулешова Л.И., Мегрелидзе М.Р. - М.: Изд-во «Юриспруденция», 2012. - 158 с.

20. Гражданское право. Часть 2. Учебно-практическое пособие / под ред. Гриднева О.В., Мегрелидзе М.Р. - М., МГУТУ, 2008. - 78 с.

21. Гриднева О. Генезис права собственности некоммерческих организаций (историко-правовой анализ). LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH and Co. KG. 2011. 259 с.

22. Грищенко А.В., О роли некоммерческих организаций в экономике страны в условиях реформирования налоговой системы Российской Федерации // Бизнес в законе. № 3. 2014. С. 186-188.

23. Грищенко А.В., Грищенко Ю.И., Налоговое планирование как способ управления финансовыми ресурсами некоммерческой организации // Бизнес в законе. № 1. 2013. С. 172-176.

24. Кицай Ю.А., Проблемы развития законодательства о некоммерческих организациях в России // Бизнес в законе. № 1. 2014. С. 54-56.

25. Рыжик А.В., Теория правового исследования институциональных интересов права собственности // Бизнес в законе. № 5. 2014. С. 11-13.

26. Пушкарева М.В., Понятие и сущность охранной деятельности // Бизнес в законе № 1. 2014. С. 178-181.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Гридневой О.В. «К вопросу о прекращении права собственности некоммерческих организаций» Рецензируемая статья посвящена анализу способов прекращения права собственности некоммерческих организаций. Рассматривается нормативно-правовая база прекращения права собственности некоммерческих организаций. Актуальность темы обусловлена, по мнению ее автора, следующим. Право собственности является не только наиболее широким, но и наиболее устойчивым вещным правом, составляя основную

юридическую предпосылку и результат нормального имущественного оборота. Поэтому закон специально регулирует не только основания приобретения права собственности, но и основания его прекращения (пра-вопрекращающие юридические факты). Эти последние подлежат особо тщательной регламентации с тем, чтобы сохранить и поддержать «прочность» права собственности в соответствии с провозглашенным в пункт 1 статьи 1 ГК принципом неприкосновенности собственности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данная тематика в правовой литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ, посвященных исследованию этого института не достаточно.

Данная проблема требует сегодня всестороннего изучения с учетом практики применения новейшего законодательства о праве собственности, а также с учетом того, что многие аспекты получили надлежащее законодательное урегулирование совсем недавно. Что же касается имеющихся правовых решений, то они в ряде случаев нуждаются в развитии и совершенствовании. Сказанное дает основание для утверждения, что тематика данной статьи должна быть отнесена к числу актуальных проблем, представляющая несомненный научный, практический интерес.

По итогам работы автор считает, что прекращение права собственности некоммерческой организации происходит в случаях, предусмотренных законодательством для прекращения права собственности юридических лиц. К характерным особенностям прекращения права собственности некоммерческих организаций стоит относить: способом прекращения права собственности некоммерческой организации, созданной в форме партнёрства, является выход члена партнёрства из партнёрства с передачей ему его доли в имуществе партнёрства; учреждение, политическая партия и религиозная организация, не могут быть признаны несостоятельными (банкротами).

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент:

кафедры административного, финансового

и международного права, ОУП ВО

«Академия труда и социальных отношений», к.ю.н.

Маслова Е.Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.