Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании врачевания в Древней Руси'

К вопросу о правовом регулировании врачевания в Древней Руси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2120
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / ВРАЧЕВАНИЕ / ЦЕРКОВЬ / УСТАВ / МОНАСТЫРЬ / ЛЕЧЕНИЕ / БОЛЕЗНИ / MEDICINE / HEALING / CHURCH / CHARTER / MONASTERY / TREATMENT OF THE DISEASE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Печникова Ольга Глебовна

Исследуются предпосылки формирования государственной медицины и нормативно-правовые акты, регулирующие медицинскую деятельность в Древней Руси Церковный Устав и Правда Русская.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of legal control of medical treatment in Ancient Rus

The author examines preconditions of state medicine and regulations governing the medical activities in Ancient Russia – Church Constitution and Truth Russian.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании врачевания в Древней Руси»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 340 О.Г. Печникова

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВРАЧЕВАНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Исследуются предпосылки формирования государственной медицины и нормативно-правовые акты, регулирующие медицинскую деятельность в Древней Руси - Церковный Устав и Правда Русская.

Ключевые слова: медицина, врачевание, церковь, устав, монастырь, лечение, болезни.

Предпосылками возникновения медицинского дела на государственном уровне в России можно считать первые попытки приобщиться к официальной западной медицине в эпоху отсутствия медицинских учреждений, когда знахари и знахарки, «лечцы», волхвы и кудесники представляли народную медицину того времени1. «Русская народная медицина, - писал профессор Казанского Императорского Университета Н.П. Загоскин, - так же стара, как стара и историческая жизнь русского народа. Она пережила затем тысячелетний период уже исторической жизни его - и до наших дней сохраняет за собой огромную силу»2.

В сознании народа Руси до XVII в., а в ряде регионов значительно дольше, существовало анимистическое3 представление об окружающем мире, что нашло свое отражение в древних описаниях болезней. Так, к примеру, в п. 4 Инструкции Иеромонаху Никодиму «О просвещении новокрещеных Калмыков учением Христианской веры» от 19 марта 1725 г. правления Екатерины I говорилось: «Учить, чтоб не учились и не держались волшебства или чародейства и колдовства, примет счастья, встречи словесных и бессловесных животных и прочего суеверия: но призывали б токмо единого в Троице Вседержителя Бога.. .»4.

Основу анимистической концепции восприятия человеческих недугов составляло ассоциативное понятие, что болезнь есть «бес», которого, в свою очередь, надо уметь изгнать из «уязвленного» надлежащим заговором. Двенадцать «бесиц трясавиц» (названных так, потому что всякое серьезное заболевание обычно сопровождалось лихорадкой) - это симптомы наиболее распространенных болезней - «дщерей Ирода царя», изображались в виде обнаженных женщин с крыльями. Манипуляции

1 В одном из древнейших памятников медицины, написанном в 1550 г. до нашей эры - папирусе Эберса, обнаруженном в одной из гробниц в 1872 г., приведены около 800 рецептов и методик лечения, а также сведения, что древнеегипетские жрецы лечили людей (Гусаков Н.И. История отечественной дерматовенерологии. М.: Авалон, 2007. С. 8). Другим из наиболее древних документов в мире, сохранившихся до нашего времени и содержащих одно из первых письменных упоминаний о врачах, на наш взгляд, является Библия, где в Первой Книге Моисеевой Ветхого Завета, Бытие говорится: «И повелел Иосиф слугам своим врачам, бальзамировать отца его...» ( Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Книги Ветхого Завета. Первая Книга Моисеева. Гл. 50. Минск,1991. С. 56). Первые письменные упоминания о медицине на Руси восходят к XI в. «Краткая Русская Правда» - свод русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром в первой четверти XI в.содержит упоминание о «лечцах» (так в летописях назывались врачи). В договор с Византией, отнесенный по летописи к 907 г., было внесено обязательство побежденной Византии предоставлять возможность русским купцам в Константинополе пользоваться баней («да творят им мовь елико хотят») (Мультановский М.П. История медицины. М.: Медицина, 1967. С. 67). В летописи Нестора XI в. (см. далее) содержится упоминание о бане, где лечили простуду и суставы, кожные заболевания, вправляли вывихи, «накладывали горшки» (прообразы современных банок). В русских сказаниях сохранились имена женщин-врачевательниц. Дочь черниговского князя Ефросинья была «зело сведуща в Асклепиевых писаниях». Сохранились упоминания об авторе первого медицинского трактата на Руси. Им была Евпраксия Мстиславовна, дочь князя Мстислава Владимировича и внучка Владимира Мономаха, с ранних лет занимавшаяся лечением и имевшая прозвище «Добродея». Трактат назывался «Мази», был написан на греческом языке, включал её собственные наблюдения, в том числе о женских болезнях и уходе за новорожденными. Подробнее см.: Лесневич В.М. Очерки из истории медицины. Киев, 1895. С. 5-8.

2 Загоскин Н.П. Врачи и врачебное дело в старинной России. Казань: Тип. Императорского Университета, 1891. С. 6.

3 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд. М., 2003. С. 25: «Анимизм - религиозное представление о независимом существовании духа, души у каждого человека, животного, растения, вещи и о возможности свободного общения человека со своим духом».

4 Законодательство Екатерины I и Петра II / сост. В.А. Томсинов. М.: Зерцало, 2009. С. 16.

К вопросу о правовом регулировании врачевания в Древней Руси

169

ЭКОНОМИКА И ПРАВО 2013. Вып. 2

волхвов5, колдунов, «баб богомерзких» и проч. заключались в заговоре болезней на определенные предметы: уголек, воду, соль и т.д. Представители народной медицины старались заговором перевести болезнь из больного в один из этих предметов, после чего, заговоренный предмет уже нельзя было есть, опасаясь вновь проглотить болезнь6.

Славяне не отличались опрятностью. С.М. Соловьев приводит слова летописца Прокопия, отмечавшего, что «они были покрыты грязью и всякою нечистотою», испытывали недостаток в одежде и пище7. Такая «простота быта» способствовала возникновению и распространению различных эпидемий.

Эффективным способом борьбы с инфекцией считали огонь и холод, которые наделялись магическими свойствами. В огне сжигали вещи из очагов заражения; выстуживались дома, где жили умершие от особо опасных инфекций: сибирской язвы («прища горючего», «возуглия»), тифа («огневицы») и др.

С приходом христианства изменилось восприятие мироздания, болезнь стала ассоциироваться с греховной натурой, наказанием Бога за грехи. Так, в летописном описании морового поветрия 1092 г. в Полоцкой земле, в ходе которого «от Филиппова дня до мясопуста» было продано 4000 гробов», говорилось, что «се же бысть за грехы наша яко умножася греси наши и неправды. Се же наведе на ны Бог веля нам имети покаяние и вьстягнутися от греха и от зависти, и от прочих злых делъ неприязнинъ»8.

Болезнь олицетворялась с невидимыми бесами (навиями или навьями), ищущими людей, топот которых по ночам, а затем и днем слышали жители. Населением еще в XI в. был замечен тот факт, что соблюдение карантина, в целях которого нужно было не покидать дом, играло положительную роль в предотвращении распространения инфекции: «Аще къто вылезяше ис хоромины, хотя видети, абие уязвлен будяше невидимо от бесов язвою и с того умираху. И не смеяху излазити ис хором. По семь же начаша в дьне являтися на коних и не бе их видети самех, но конь их видети копыта. И тако уязвляху люди полотьския и его область. Тем и человеци глаголаху яко нивие биють полочаны»9.

В среде интеллектуальной элиты к XII - XIII вв. было довольно сильно распространено мнение о связи телесного здоровья с моральным обликом человека. Например, Владимир Мономах в своем «Поучении» пишет: «Лже блюдися, пьянства и блуда - в том бо душа погибаетъ и тело»10.

«Пятном варварства русского народа» С.М. Соловьев называет «дохристианский взгляд на человека, по которому можно было убивать младенцев, родившихся с физическими недостатками»11 (что Петр I запретил своим указом в январе 1704 г.).

Христианскому отношению к болезни и смерти учил ростовский епископ Кирилл в своем «Слове о злых дусех»: «А мы ныне хотя мало поболим, или детя, то остальше Бога - врача душам и телом, ищем проклятых бабъ чародеиц, наузов и слов прелестных слушаем, глаголят намъ, навязы-ваючи наузы, онакую диаволию прелесть, абы чадо беса бесом изгонити. О, горе намъ - прельщенным бесом, и скверными бабами»12.

Из обычаев, «вредно действовавших на народное здоровье», как отмечал С.М. Соловьев, был обычай хоронить мертвых внутри городов, около церквей13. Мы солидарны с его мнением, учитывая частоту эпидемий в Древней Руси (от 1 до 4 случаев в течение каждых пяти лет, согласно данным

5 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. С. 734: «Волос - Велес был очень архаичным божеством, восходящим, возможно к охотникам палеолита, маскировавшимся в звериные шкуры и во время охоты и во время заклинательного ритуала. Лингвисты полагают, что от волосатости - «волохатости» вождей и жрецов произошло имя божества и наименование волхвов».

6 Имена «бесиц трясавиц» - Трясея, Огнея, Ледея (насылает озноб), Гнетея (ложится на ребра и утробу), Гры-нуша (ложится на грудях и выходит харканьем), Г лухея (голову ломит и уши закладывает), Ломея (кости и тело ломит), Пухнея («пущает отек»), Желтея (насылает желтуху), Коркуша («насылает корчи»), Глядея (спать не дает, ума лишает), Невея («всех проклятее - поймает человека и не может человек тот жив быть»). Никольский Н.М. История русской церкви. 4-е изд. М.: Политиздат, 1988. С. 46. Подробнее см.: Рыбаков В.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

7 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М.: Эксмо, 2008. С. 17.

8 Долгов В.В. Потаенная жизнь Древней Руси. М.: Эксмо, 2009. С. 119-122.

9 Рыбаков Б.А. Указ. соч. С. 462.

10 Там же. С. 124.

11 Соловьев С.М. Указ. соч. С. 527.

12 Рыбаков Б.А. Указ. соч. С. 125-126.

13 Соловьев С.М. Указ.соч. С. 154-155.

летописей14), а также столь близкое расположение кладбищ, являющихся источником опасной инфекции, к жилищам, водозаборам, людям и животным.

Развитием христианства и возникновением монастырей обусловлено образование церковной медицины15, в дальнейшем противостоявшей и противодействовавшей народной медицине.

Так, первая новгородская летопись приводит факт сожжения волхвов в 1227г.: « Того же лета ижгоша вълхвы 4 - творяхуть с потворы деюще, а бог весть! И съжгоша их на Ярославле дворе»16.

С.М. Соловьев пишет, что и язычество «не довольствовалось оборонительною войною против христианства, но иногда предпринимало и наступательную в лице волхвов своих», приводя пример убийства ярославскими волхвами ради исполнения обряда около 300 женщин Ростовской области, которым «волхвы разрезывали тело за плечом, показывая, что вынимают оттуда либо жито, либо ры-бу»17. Он же упоминает о человеческих жертвоприношениях (деревьям, воде, камням), осуществляемых волхвами, кудесниками, ведьмами. Последние в качестве «трапезы» душам умерших убивали по религиозному обряду в основном преступников и пленников18. В 1024 г. волхвы обосновались в Суздале и подняли «мятеж велик» во всем Верхнем Поволжье 19 .

Мы солидарны с М.П. Мультановским, утверждавшим, что «заимствованная из Византии православная религия перенесла в Киевскую Русь установившуюся там связь церквей и монастырей с лечением»20.

Кроме того, этот же автор выделял три формы медицинской помощи в Древней Руси: ремесленно-медицинскую практику частного характера, медицинское попечительство и больничную помощь. С XI в. по примеру Византии, где храмовая медицина была известна с VI - V вв. до нашей эры21, при монастырях на Руси стали строиться больницы («строение банное, врачеве и больницы всем приходящим безмездно врачевание»). Больницы при монастырях предназначались для монастырского и окрестного населения. В Изборнике Святослава (XI в.) содержится указание монастырям давать приют не только богатым, но и бедным больным, приглашать к ним «лечца» («аще лечец при-лучится») и платить ему за труд (из монастырских средств)22.

Сведения о монастырской больнице содержатся в монастырских хрониках - Киево-Печерском патерике (XII в.). В этом документе приводятся требования к искусным во врачевании монахам: быть терпимыми и выполнять самую черную работу, при общении с больными и душевнобольными не заботиться о личном обогащении. В берестяных грамотах начала XIV в. сообщалось о существовании монастырских больниц в Нижнем Новгороде23.

В конце Х в. был создан Церковный Устав Владимира Святославовича, ставший нормативным документом, определяющим роль церкви в деятельности государства, и состоявший из четырех отделов. В его втором отделе упоминается о чародеях, составителях отрав, и христианах, которые соблюдали языческие традиции. Согласно Церковному Уставу предлагалось предавать их церковному суду, тем самым подтверждая ту непримиримую борьбу, которую вели служители церкви с представителями народной медицины и людьми, пользующимися услугами знахарей, кудесников и т.д.24

В свою очередь, церковь брала на себя решение медицинских и социальных проблем довольно значительной группы людей, состав которой был определен Уставом, на наш взгляд, не полностью отдавая себе отчет в необходимом объеме этой работы в государственном масштабе в соотношении с имеющимися возможностями. Так, в четвертом отделе рассматриваемого нами документа введено понятие «церковные люди», куда входили духовенство, паломники, рабы, отпущенные на волю и не

14 Там же.

15 См.: Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины. М.: Медицина. 1981. С. 74: «В XI в. при монастырях стали строения банные и врачево». Кроме гигиенических процедур в бане лечили многие заболевания, «лечцы» вправляли вывихи, «пускали кровь», делали массаж, «накладывали горшки», принимали роды.

16 Новгородская I летопись. М., 1951. С. 65.

17 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. С. 87.

18 Там же. С. 30.

19 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. С. 300.

20 Мультановский М.П. История медицины. С. 68.

21 Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. СПб.: Европейский дом, 2003. С. 126-127.

22 Мультановский М.П. История медицины. С. 66.

23 Кавецкий Р.Е., Балицкий К.П. У истоков отечественной медицины. Киев, 1954. С. 48-49.

24 Церковный Устав // Памятники русского права. Вып. 1. Памятники права Киевского государства. М., 1952. С. 241-247.

К вопросу о правовом регулировании врачевания в Древней Руси ЭКОНОМИКА И ПРАВО

приписанные ни к какой общине, престарелые, сироты, хромцы, слепцы и прочие, а также гостиницы, больницы и лекаря25.

Недоработкой авторов Церковного Устава можно, по нашему мнению, назвать отсутствие в нем регламентации организации социальной и медицинской помощи, а также соединение людей, гостиниц и больниц, то есть в современном понимании физических и юридических лиц, что осталось незамеченным рядом исследователей26.

Это, безусловно, не умаляет значения Церковного Устава как важнейшего правового документа конца Х в., определяющего принадлежность лекарей и больниц к церкви; указавшего на необходимость организации социальной и медицинской помощи в широком масштабе (в данном случае - в масштабе церкви). Учитывая главенствующее положение церкви в России тех лет, можно сказать, что этот документ значительно приблизил медицинские и социальные проблемы населения к государству, которое только и было способно их решить, но время решения этих проблем на уровне государственных задач наступило значительно позже.

Данный факт, к сожалению, упущен авторами издания «Очерки медицинского права». С.Г. Сте-ценко, А.Н. Пищита и Н.Г. Гончаров в своих выводах по поводу Церковного Устава отметили только то, что этот документ является «одним из древнейших источников права, в котором содержатся положения, регламентирующие общие вопросы врачевания в системе монастырской медицины»27.

Ранние же сведения о монастырских лечебницах и странноприимницах в городах Киеве и Переяславле относятся к XI в., а в берестяных грамотах, относящихся к 1346 г., сообщается о существовании в древнем Новгороде больниц для гражданского населения и о специалистах-алхимиках, занимавшихся приготовлением лекарств. Лечение в монастырских больницах было бесплатным28.

Роль и значение Правды Русской (существующей в трех редакциях — краткая, пространная и сокращенная, - датированных соответственно X, XI и XV вв.) - первого нормативного акта государственного законодательства, содержащего нормы регулирования медицины, трудно переоценить, что обусловлено положениями первого свода писаного русского права, определяющего возмездный характер оказания медицинской помощи в светской медицине Древней Руси29.

При исследовании Правды Русской краткой редакции, по нашему мнению, следует обратить внимание на ст. 2: «Или будеть кровав или синь надъражен, то не искати ему видока человеку тому; аще не будеть на нем знамениа никотораго же, то ли приидеть видок; аще ли не можнть мьстити, то взятии ему за обиду 3 гривне, а летцю мьзда»30. В переводе Б.Б. Кафенгауза эту статью можно прочесть: «Если придет на суд человек, избитый до крови или в синяках, то не надо искать свидетеля, но если не будет на нем никаких следов побоев, то надо искать свидетеля. Если он не может привести его, то делу конец. Если потерпевший не может мстить за себя, то пусть возьмет с виновного 3 гривны и сверх того плату лекарю»31.

Таким образом, в одной статье мы замечаем три важных для исследования компонента: во-первых, упоминание о лекаре32; во-вторых, общие элементы судебно-медицинской экспертизы живых

25 Там же.

26 См. напр.: Стеценко С.Г., Пищита А.Н., Гончаров Н.Г. Очерки медицинского права. М.: ЦКБ РАН, 2004.

27 Стеценко С.Г., Пищита А.Н., Гончаров Н.Г. Указ.соч. С. 10.

28 Так, в 1091 г. митрополит Киевский Ефрем поставил в Переяславле каменную церковь, «строение банное», устроил больницы и приставил к ним «врачев», которые «подавали всем приходящим безмездно врачевание». Мар-чукова С.М. Медицина в зеркале истории. СПб., 2003. С. 228. См. также: Гаубий Г.Д. Начальные основания врачебной патологии. СПб., 1792. С. 14-17: Первые упоминания о монастырской больнице в Киево-Печерской лавре, где постоянно дежурили монахи, готовили «зелье», относятся к 1060 г. и приведены в Киево-Печерском патерике.

29 См.: Стеценко С.Г., Пищита А.Н., Гончаров Н.Г. Очерки медицинского права. С. 7-9. См. также: Сорокина Т.С. История медицины: учебник для студентов высших мед. учеб. заведений. 5-е изд. М., 2006. С. 201-207.

30 Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2007. С. 4.

31 Правда Русская. М.: Изд-во АН СССР, 1940. Ч. 1. С. 397-400; Правда Русская. М.: Изд-во АН СССР, 1947. Ч. 2. С. 15-238.

32 Факт упоминания труда людей («лечцов»), занимающихся врачеванием в таком важном юридическом документе, как Правда Русская краткой и пространной редакции, отмечен также в исследованиях М.Соколовского, М.К. Кузьмина, А.Н. Пищиты, Н.Г. Гончарова. См.: Соколовский М. Характер и значение деятельности Аптекарского Приказа. СПб., 1904. С. 23; Кузьмин М.К. История медицины. М.: Медицина, 1978. С. 16-17; Пищита А.Н., Гончаров Н.Г. Эволюция правового регулирования здравоохранения в России. Историко-правовые аспекты. М.: ЦКБ РАН, 2007. С. 10. Кроме этого, А.Н. Пищита и Н.Г. Гончаров упоминают и о факте возмездного оказания медицинских услуг в этом документе (Там же). Мы солидарны со всеми названными авторами, дополнительно усматривая в этом документе элементы судебно-медицинской экспертизы.

лиц - описание видимых наружных повреждений, соответствующее филологическим особенностям того времени («... придет на суд человек, избитый до крови и в синяках», «следы побоев» и др.); в-третьих, то, что за оказание медицинских услуг бралась плата («сверх того плату лекарю»). Общие элементы судебно-медицинской экспертизы, по нашему мнению, имеют ст. 3-8 этого документа: «3. Оже ли утнеть руку, и отпадеть рука любо усохнеть, то 40 гривен. б. Аще будеть нога цела или начьнеть храмати, тогда чада смирять. 7. Аще ли перст утнеть которыи любо, 3 гривны за обиду. 8. А во усе 12 гривне, а в бороде 12 гривне»33.

Правда Русская пространной редакции также содержит общие элементы судебно-медицинской экспертизы («кости», «мертвецы» и т.д.) в ст. 19, 27, 28, 29: «19. А по костех и по мертвеци не платить верви, аже имене не ведають, ни знають его. 27. Аче ли утнеть руку, и отпадеть рука или усх-неть, или нога, или око или не утнеть, то полувирье 20 гривен, а тому за век 10 гривен. 28. Аже перст утнеть кии любо, 3 гривны продаже, а самому гривну кун. 29. А придеть кровав мужь на двор или синь, то видока ему не искатьи, но платити ему продажю 3 гривны; аще ли не будеть на нем знамения, то привести ему видок слосо противу слова; а кто будеть почал, тому плати б0 кун; асе же кровав придеть, или будеть сам почал, а вылезуть послуси, то то ему за платежь, оже и били»34.

Платность оказываемых медицинских услуг подтверждается в ст. 30 Правды Русской пространной редакции, которая указывает: «Аже ударить мечемь, а не утнеть на смерть, то 3 гривны, а самому гривна за рану же лечебное; потнеть ли на смерть, а вира»33.

Таким образом, врачевание в Древней Руси имело правовую регламентацию и контролировалось государством.

Поступила в редакцию 22.09.12

O. G. Pechnikova

On the issue of legal control of medical treatment in Ancient Rus

The author examines preconditions of state medicine and regulations governing the medical activities in Ancient Russia - Church Constitution and Truth Russian.

Keywords: medicine, healing, church, charter, monastery, treatment of the disease.

Печникова Ольга Глебовна, кандидат юридических наук, доцент

Университет Российской Академии Образования 109180, Россия, г. Москва, ул. Большая Полянка, 38 E-mail: Lexi88i@mail.ru

33 Согласно переводу Б.Б. Кафенгауза соответственно рассматриваемым статьям краткой редакции Правды Русской: «5. Но если кто кого ударит по руке, и рука отвалится или отсохнет, то платить 40 гривен. 6. Если же ударит мечом по руке или ноге и отсечет руку или она станет сохнуть, или нога останется цела, но начнет хромать, тогда пусть мстят его дети или с виновного взыскивается 40 гривен. 7. Если кто отсечет какой-нибудь палец, то платит 3 гривны штрафа. 8. А кто вырвет усы или бороду, платит 12 гривен». Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие. 2-е изд. М., 2007. С. 5.

34 Согласно переводу В.Н. Сторожева соответственно рассматриваемым статьям можно прочесть: «19. А община не платит виры тогда, когда найдут одни кости или труп человека, про которого никто не знает, кто он и как его звали. 27. Если кто ранит руку, так что рука отпадет или усохнет, или также ногу, глаз или нос, то платит полувирье - 20 гривен, а раненому за увечье - 10 гривен. 28. Если кто отрубит у кого палец, платит 3 гривны продажи (штрафа в пользу князя), а раненому - гривну кун. 29. Если на (княжеский) двор придет человек в крови или с синяками, то ему нет нужды ставить очевидцев, и виновный платит ему 3 гривны продажи; если же на истце не будет знаков, то он должен представить очевидцев, которые бы подтвердили его показания слово в слово; тогда зачинщику драки платить 60 кун истцу. Если же истец придет в крови, а явятся свидетели, которые покажут, что он начал драку, то сосчитать ему то за платеж, как с зачинщика, хотя его и побили». Титов Ю.П. Указ.соч.С. 11, 12. Элементами судебно-медицинской экспертизы здесь являются, по нашему мнению, кости, неопознанный труп, повреждения конечностей и другие видимые наружные повреждения.

35 См. там же: перевод В.Н. Сторожева позволяет лучше проанализировать эту статью: «Если кто ударит кого мечом, но не убьет до смерти, платит 3 гривны, а раненому - гривну за рану, да еще, что следует за леченье; если же убьет до смерти, то платит виру».

Pechnikova O.G., candidate of law, associate professor

University of the Russian Academy of Education 109180, Russia, Moscow, Bol’shaya Polyanka st., 58 E-mail: Lex1881@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.