Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании статуса государственных гражданских служащих'

К вопросу о правовом регулировании статуса государственных гражданских служащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
759
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / СЛУЖЕБНЫЙ КОНТРАКТ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голиков Александр Александрович

В данной статье рассматривается развитие служебного контракта государственных гражданских служащих Российской Федерации на основании развития законодательства о гражданской службе. Проводится сравнения служебного контракта с трудовым договором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании статуса государственных гражданских служащих»

о

Аннотация. В данной статье рассматривается развитие служебного контракта государственных гражданских служащих Российской Федерации на основании развития законодательства о гражданской службе. Проводится q сравнения служебного контракта с трудовым договором.

Ключевые слова: Государственная гражданская служба, служебный контракт, трудовой договор, гражданские служащие.

Государственный гражданский служащий - это не просто гражданин Российской федерации, замещающий должности гражданской службы и получающий денежное довольствие из средств соответствующего бюджета (федерального, регионального). Но и агент публичной власти, действующий от имени и по поручению государства и обладающий специальным статусом, устанавливающий его основные права и обязанности, ограничения и запреты, служебное поведение и гарантии. Поэтому нормативно-правовое регулирование государственной гражданской службы должно начинаться именно с нормативноправового регулирования правового статуса государственного гражданского служащего. Именно со статуса начинается гражданский служащий, а с гражданского служащего начинается вся гражданская служба. В Российской Федерации устанавливает и регулирует правовой статус государственных гражданских служащих на федеральном уровне Федеральный Закон № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации», так же в каждом регионе есть свои нормативно-правовые акты, дополняющие положения, прописанные в ФЗ №79 (например, дополнительные гарантии и т.п).

Государственная гражданская служба в Российской Федерации, в современном виде, появилась относительно недавно. Первым серьезным законопроектом, в данном направлении, был Федеральный Закон, принятый

158

о

SCIENCE TIME

Государственной Думой 31 июля 1995 года №119 «Об основах государственной службы Российской Федерации». В его положениях так же были прописаны основные права и обязанности, запреты и ограничения, поведения и гарантии гражданских служащих. Но дефиниции понятию статус государственного гражданского служащего не было, значит: каждый аспект, известного сегодня понятия правовой статус государственного гражданского служащего, регулировался отдельно [4, с. 105]. Четкое понятие - статус государственного служащего появилось с принятием Федерального Закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Так же с принятием ФЗ №79 государственная гражданская служба перевила ведения трудовых отношения на основу служебного контракта. ФЗ №119 не содержал специальных положений, которые бы устанавливали права и обязанности государственно-правовых правоотношений органа государственной власти и служащего, замещающего должность гражданского служащего при поступлении на государственную службу. И до вступления в силу ФЗ №79 государственно-служебные правоотношения строились на основе трудового договора. По мнению автора, отказ авторов ФЗ №79 от понятия трудовой договор в пользу служебного контракта произошел в виду того что понятие трудовой договор недостаточно точно отражает требования к кандидатам на замещения должностей государственной гражданской службы. Так трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает минимальный возраст для заключения трудового договора 16 лет. В ФЗ №79 четко прописано, что кроме владения государственным языком и наличия высшего профессионального образования, так же кандидат на замещения должностей государственной гражданской службы должен быть не моложе 18 лет. А. А. Осин отмечает, что «словосочетание «служебный контракт» более точно отражает природу государственно-служебных отношений как отношений власти-подчинения» и, кроме того, «как-то дисциплинирует, и в его звучании есть что-то от словосочетания «служба по контракту», применяемого до сих пор в среде военных и в правоохранительных органах».[6.с.48] Именно подписание служебного контракта наделяет гражданина Российской Федерации достигшего 18-ти летнего возраста, владеющего государственным языком и дипломом о высшем профессиональном образовании статусом государственного гражданского служащего. Также ФЗ №79 увеличилось число ограничений по прохождению государственной гражданской службы по сравнению с ФЗ №119, 7 против 17, не считая иных ограничений (гражданство, возраст, образование). Данный факт показывает тенденцию российского законодательства сузить критерии поиска кандидатов на замещения должностей государственной гражданской службы. Этот факт еще подтверждается изменением процедуры принятия на должность. Если Положение о федеральной государственной

159

о

SCIENCE TIME

службе 1993 года вообще не содержало норм, которые ограничивали применение конкурсного порядка, то Федеральный закон от 31 июля 1995 года установил три группы должностей, назначение на которые производится без применения конкурсной процедуры. Федеральный закон № 79-ФЗ, еще более ограничил сферу применения конкурсного подбора кадров гражданских служащих, увеличив количество групп должностей, замещаемых без проведения конкурса, до шести и, кроме того, определив два случая, когда вопрос о применении или неприменении конкурса решается представителем нанимателя.

Федеральное направление нормативно-правового регулирования правового статуса государственных гражданских служащих прослеживается в подготовке и разработке законопроектов, в основном направленных на увеличение оклада государственных гражданских служащих, порядок исчисления стажа и надбавок для государственных гражданских служащих, порядок прохождения аттестации. Таким образом, отечественное законодательство, не внося, изменений в главу 3 ФЗ №79, косвенно регулирует и дополняет правовой статус государственных гражданских служащих. Увеличение оплаты труда для государственных гражданских служащих и изменения порядка исчисления стажа, а вместе с ним и 0 надбавок, по мнению автора, должно сгладить запрет на ведение другой оплачиваемой деятельности кроме творческой и иной преподавательской. А изменения порядка прохождения аттестации должно отразиться на основных обязанностях государственных гражданских служащих (статья 15, пункт 6).

Кроме того, в российском законотворчестве прослеживается желания разделения статуса государственных гражданских служащих в соответствии с категорией, замещающей должность. Так, например, в одном из последних проектов о внесении поправок в ФЗ №79 предлагается сделать не обязательным прохождения аттестации для руководящих категорий государственных гражданских служащих. Если такие поправки будут приняты, вслед за ними должны будут вноситься поправки в главу 3 ФЗ №79. Так как это на прямую отразится на статусе как руководящих категорий государственных служащих (руководители, советники, специалисты), так и на младшие должности (секретари, референты 2-го и 3-го класса).

Автор считает, тенденцию к разделению правового статуса

государственных гражданских служащих по категориям занимаемых должностей верным направлением для реформирования государственной гражданской службы. Так как, ответственность у высших чинов государственной гражданской службы выше, а требования для кандидатов на замещения руководящих должностей государственной гражданской службы гораздо строже, то в соответствии с этим должны быть различия в основных обязанностях, запретах, ограничениях, поведении и государственных гарантиях

160

а

о

I

SCIENCE TIME

I

Литература:

1. Федеральный закон N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

2. Федеральный закон N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации".

3. Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе».

4. Трудовой кодекс Российской Федерации.

5. Миннигулова Д.Б. Коллизии норм трудового законодательства и служебного законодательства при регулировании условий прохождения государственной гражданской службы // Право и государство: теория и практика. 2011. № 7.

6. Осин А.А. Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта // Трудовое право. 2007. N 5.

о

о

161

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.