Научная статья на тему 'К вопросу о правовом просвещении обучающихся как успешном факторе развития устойчивого социокультурного и образовательного пространства современной России'

К вопросу о правовом просвещении обучающихся как успешном факторе развития устойчивого социокультурного и образовательного пространства современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / LEGAL EDUCATION / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / STUDENTS / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIO-CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE / ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА / SCHOOL LIBRARY / ИННОВАЦИЯ / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьяков Андрей Леонидович

В статье раскрываются некоторые теоретические и организационные аспекты правового просвещения обучающихся. Обозначена уникальная роль правового просвещения подрастающего поколения в социокультурном и образовательном пространстве современной Российской Федерации. Выделены знания, умения, навыки и компетенции, обучающихся по вопросам права. Определена роль библиотеки образовательной организации в структуре информационно-образовательного пространства современной школы. Отмечена необходимость правового просвещения в современном информационном гражданском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Третьяков Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the legal education of students as a successful factor in the development of sustainable socio-cultural and educational space of modern Russia

The article describes some of the theoretical and organizational aspects of legal education of students. It denotes the unique role of legal education of the younger generation in the socio-cultural and educational space of modern Russia. Obtained knowledge, skills and competence of students on the right. The role of the library in the structure of the educational organization of information and educational space of modern school. The necessity of legal education in the modern information society civil.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом просвещении обучающихся как успешном факторе развития устойчивого социокультурного и образовательного пространства современной России»

КУЛЬТУРОЙ

ОГИЧЕСКИИ ЖУРНАЛ

2017/2(28)

JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH

ISSN 2222-2480

Электронное периодическое рецензируемое научное издание

•ыходит с 2010 года

Прикладная культурология

Третьяков А.Л.

К вопросу о правовом просвещении обучающихся как успешном факторе развития устойчивого социокультурного и образовательного пространства современной России

Аннотация. В статье раскрываются некоторые теоретические и организационные аспекты правового просвещения обучающихся. Обозначена уникальная роль правового просвещения подрастающего поколения в социокультурном и образовательном пространстве современной Российской Федерации. Выделены знания, умения, навыки и компетенции, обучающихся по вопросам права. Определена роль библиотеки образовательной организации в структуре информационно-образовательного пространства современной школы. Отмечена необходимость правового просвещения в современном информационном гражданском обществе.

Ключевые слова: правовое просвещение, обучающиеся, социокультурное и образовательное пространство, школьная библиотека, инновация.

Успешное развитие любого государства зависит от того, каких граждан оно воспитывает и просвещает по тем или иным очень важным вопросам. Как показывают различные исследования, проблемы возникают как у социально неблагополучной части подрастающего поколения, так и на другом её полюсе - одарённых детей и одарённой молодёжи.

Однако не стоит забывать тот факт, что в настоящее время всё больше и больше уделяется внимание вопросам информационно-правового воспитания и просвещения обучающихся. На наш взгляд, данная ситуация является весьма важной и необходимо её исследовать по различным основаниям. Данная работа является логическим продолжением масштабного теоретико-методологического исследования по правовому просвещению обучающихся и организации всероссийской сети школьных центров правовой информации в каждой образовательной организации Российской Федерации. Данные центры организуются на базе школьных библиотек

http://cr-joumaLm/ms/joumals/409.html&jJd=31

как уникальных информационно-интеллектуальных и ресурсных центрах информационно-образовательного пространства современной общеобразовательной организации. Прежде чем рассматривать теоретические аспекты данного вопроса, на наш взгляд, стоит обратиться к выявлению важности правового просвещения в страновом масштабе, а также его роль на формирование устойчивого социокультурного и образовательного развития современной России.

Отметим, что при изучении эффективности информационно-правового воспитания в образовательных организациях необходимо учитывать следующие особенности:

- любая воспитательная деятельность нацелена на некоторые изменения во внутреннем мире личности, ценностей, отношений и пр. Именно поэтому непосредственно увидеть, зафиксировать и дать объективную оценку этим субъективным внутренним изменениям (если они вообще состоялись) очень трудно. Изменения во внутреннем мире человека часто проходят незамеченными не только для педагогов, родителей, но и для других близких ребёнку людей;

- факторы, которые влияют на становление и развитие человека, его социально-психологические качества весьма разнообразны (семья, образовательная организация, дружеские и референтные группы, средства массовой информации, религиозные организации и лидеры и др.). В связи с этим, оценивая воспитательную деятельность образовательной организации, трудно выделить его роль и значение в полученных результатах, отграничить значимые факторы воспитания от второстепенных, выявить условия, при которых те или иные факторы становятся доминирующими в процессе воспитания;

- при изучении эффективности воспитательной работы необходимо учитывать возрастные особенности детей, подростков и молодёжи. Внешние проявления ценностей, установок и качеств личности будут, естественно, различными. Очевидно, что необходимы и разные методы изучения эффективности воспитания, подходы к интерпретации полученных результатов;

- следует учитывать, что воспитательные эффекты могут иметь отсроченный по времени результат. И если исследователь нацелен на получение более достоверных данных, то необходимо включить в изучение и выпускников, выявить их оценку эффективности воспитательной деятельности через некоторое время после окончания образовательного учреждения;

изучение эффективности воспитательной деятельности должно быть основано на системном подходе, означающем анализ всех ключевых компонентов педагогической системы в целостности её структуры, процессов (явлений) и результатов;

- каждая образовательная организация осуществляет процесс воспитания в соответствии с той или иной философско-педагогической концепцией, мировоззрением, а также установками педагогов по отношению к личности ученика или воспитанника. Поэтому изучение эффективности воспитательной деятельности общеобразовательной школы должно учитывать эту концепцию. И

что особенно важно, критерии эффективности и диагностический инструментарий должны подбираться экспертами (совместно с самими авторами концепции) индивидуально, исходя из её ключевых оснований;

- при изучении эффективности воспитательной деятельности образовательной организации необходим анализ результатов в динамике (например, сравнительные исследования на разных этапах развития воспитательной системы; разные временные периоды становления ребёнка, включая лонгитюды и т. д.);

- изучение эффективности воспитания в общеобразовательных школах является во многом творческим процессом и связано с решением целого ряда нестандартных задач. Вместе с тем, любое исследование имеет определённую логику, этапы и закономерности. Поэтому эксперту необходимо следовать общепринятым научно-практическим нормам и правилам, отражённым в специальной психолого-педагогической литературе. Необходимо соблюдение принципа достоверности полученных результатов, который обеспечивает высокий профессиональный уровень экспертов [8].

Таким образом, приведённые выше особенности являются теоретическими аспекты исследования правового просвещения обучающихся на современном этапе развития российской системы образования.

Для правильной организации рассматриваемого процесса необходимо понимать и знать действующее правовое поле и уметь использовать его для развития той самой мотивации.

Указ Президента Российской Федерации от 06.07.1995 г. № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации» установил развитие системы правового воспитания в качестве одного из основных элементов концепции правовой реформы и приоритетов правового обеспечения ряда важнейших направлений формирования и функционирования российской государственности, и развития полноценного гражданского общества.

Важным событием для целей развития правового просвещения в государственном формате стало принятие утверждённых Президентом Российской Федерации в 2011 году Основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (Основы). Разработанные Министерством юстиции Российской Федерации Основы направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства.

Согласно п. 15 Основ, государственная политика в рассматриваемой области осуществляется по следующим основным направлениям:

1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;

2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;

3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;

4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;

5) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.

Таким образом, следует отметить, что Основы предписывают органам управления образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в соответствии с п. 15.2, развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях, а органам управления связи и массовых коммуникаций в сотрудничестве с органами управления культурой, в соответствии с п. 15.4 предписывается обеспечить формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан, что само собой предполагает использование визуальных средств передачи информации.

Основы в своём п. 18 определили меры государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения. К ним относятся:

1) включение в примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности;

2) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;

3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей, а также;

4) повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета «Право», а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях научно-методического обеспечения правового образования.

Указанный перечень мер предполагает создание механизмов мотивации, начиная с дошкольного образования, для целей внедрения визуальных средств передачи информации в контексте развития правового просвещения, как для самих дошкольников, так и для их воспитателей и родителей детей младшего возраста, но также и для всех участников образовательного процесса в формате общего, дополнительного образования и повышения квалификации педагогического состава.

П. 19 Основ в своём содержании определил меры государственной политики в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания, рекламной и издательской деятельности. Мерами государственной политики в указанной сферах являются:

1) распространение в электронных и печатных средствах массовой информации, в эфирном и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным участием, в сегменте социальной рекламы, в сети Интернет информационной продукции, содержащей правовую информацию, а также способствующей развитию правовой грамотности и правосознания граждан и пропагандирующей законопослушание, добросовестность в осуществлении прав и выполнении обязанностей, уважительное и бережное отношение к правам и охраняемым законом интересам, в том числе в формате постоянных рубрик и тематических передач, специализированных периодических и разовых изданий;

2) создание и распространение творческих проектов, доступных для непрофессионального восприятия, информационных материалов, предоставляющих базовые юридические знания и формирующих правовую культуру и правосознание граждан, а также разработка и реализация системы мер государственного стимулирования таких проектов и материалов;

3) введение механизма публичной оценки и рекомендаций в случае предполагаемого распространения произведений и информационных материалов, рекламной продукции, открыто пропагандирующих межнациональную и религиозную рознь, грубое нарушение норм общественной морали, неуважение к закону и суду;

4) постоянное пополнение за счёт целевого финансирования в общедоступных библиотечных фондах популярной юридической литературы [4].

Говоря о нормативном регулировании в рассматриваемой области невозможно обойти вниманием Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённую 17 ноября 2008 года.

Согласно распоряжениям Правительства, федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано руководствоваться положениями Концепции при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности, а органам исполнительной власти руководствоваться Основными направлениями при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности [5].

Цель Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020-е годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Для достижения этой цели в Концепции сформулированы основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.

Среди приоритетных направлений, служащих достижению качественных результатов в культурной политике России, Концепция называет развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации, созданных на базе библиотек, а, согласно Основным направлениям, продолжится деятельность, направленная на развитие публичных центров правовой, деловой и социально значимой информации.

Среди приоритетных направлений развития информационно-коммуникационных технологий в долгосрочной перспективе Концепция называет расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования [9].

Нельзя не отметить, что именно приведённые выше нормативные и правовые документы являют собой ту информационно-правовую основу, которая в настоящее время требует от современной системы образования формирования гармонично развитой личности. На наш взгляд, именно правовое просвещение является успешным фактором развития устойчивого социокультурного и образовательного пространства современной Российской Федерации.

Отметим, что информационно-правовые знания обучающий может только в процессе образовательной социализации, то есть в процессе усвоения индивидом определённой системы информационно-правовых знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена гражданского общества. Получение данных знаний имеет, на наш взгляд, как целенаправленное воздействие на личность (то есть информационно-правовое воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на её формирование. Среди последних можно выделить различные направлений деятельности современной школьной библиотеки по правовому просвещению - тематические выставки, встречи с представителями профессий, связанных с правовой сферой, организация и проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся по вопросам права, проведение конкурсов по правовой тематике, информирование участников образовательных отношений по правовым вопросам и ряд других.

Быстрые темпы научно-технического прогресса вынуждают педагогов и школьных библиотекарей регулярно повышать качество своей профессиональной квалификации, а активная трансформация культурной сферы ориентирует человека на развитие его духовных ценностей, совершенствование представлений об окружающем мире и расширение кругозора. В связи с этим, в России, как и во всём мире, увеличивается спрос не только на базовое образование, и на дополнительное образование педагогов и работников школьных библиотек [1].

Не стоит забывать тот факт, что такая инновация, как организация школьных центров правовой информации требует повышения квалификации школьных библиотекарей в части формирования у них знаний, умений, навыков и компетенций по вопросам информационно-правового информирования всех участников образовательных отношений.

На наш взгляд, весьма важным и целесообразным являются требования к образовательных результатам, предъявляемые к обучающимся в процессе освоения основных общеобразовательных программ. Данный факт в рамках этой является центральным, так как правовое просвещение обучающихся невозможно без результативного аспекта.

Итак, изучение права в системе общего образования направлено на достижение следующих целей:

- Развитие личности, направленное на формирование правосознания и информационно-правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом информационного гражданского общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей.

- Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.

- Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативном и правовом поле, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями.

- Овладение умениями, необходимым для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования.

- Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности [6, 10].

Итак, выпускник современной образовательной организации должен знать, уметь и использовать следующие аспекты правового образования в условиях информационно-образовательного пространства Российской Федерации. На наш взгляд, данный аспект является весьма важным, так как правовое просвещение обучающихся призвано стать одной из центральных тем формирования гармонично развитой личности, готовой жить в информационном и конкурентоспособном мире.

В результате изучения обществознания и права ученик должен знать / понимать:

- Права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриенты, выпускника высшей школы и т. д.); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в Российской Федерации.

уметь:

- Правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство и ряд других).

- Характеризовать - основные черты правовой системы Российской Федерации, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную и срочную службу.

- Объяснять - взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной службы.

- Различать - виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- Поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.

- Анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.

- Выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав.

- Изложения и аргументация собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права.

- Решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций) [7, 8].

Таким образом, формирование информационно-правовых компетенций у обучающихся посредством правового просвещения в настоящее время является необходимым аспектом гармоничной личности и представляется весьма важным в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования [2, 3].

На наш взгляд, именно правовое просвещение обучающихся является успешным фактором развития устойчивого социокультурного и образовательного пространства современной России.

Итак, жизнь современного обучающегося немыслима без информационно-правового сопровождения той или иной деятельности и в связи с этим возрастает роль школьной библиотеки в информационно-образовательном пространстве современной образовательной организации. Именно библиотека общеобразовательной школы играет неоценимую роль в формировании гармонично развитой личности и только на базе данного структурного подразделения возможна организация школьных центров правовой информации, которые и станут опорными площадками реализации различных нормативных правовых документов, а также указа Президента Российской Федерации о создании «Российского движения школьников». Наряду с этим, данные центры могут стать уникальными площадками для социального партнёрства образовательной организации и также опытно-экспериментальными площадками по той или иной теме.

Таким образом, правовое просвещение обучающихся в настоящее время является уникальным и необходимым фактором развития устойчивого социокультурного и образовательного пространства современной Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Голованов В.П. Актуальные ценности воспитания как социокультурного феномена / В. П. Голованов // Инновационный вектор воспитательного пространства образовательных учреждений Санкт-Петербурга: науч.-метод. сб. / под ред. В. П. Голованова. - Москва, 2011. - С. 2-5.

[2] Долинина И.Г. Правовое просвещение: концептуальные основы / И. Г. Долинина, Е. А. Шакирова // Высшее образование сегодня. - 2013. - № 3. - С. 49-52.

[3] Лакомова А.А. Значение правового просвещения в современной России / А. А. Лакомова, Т. М. Хусяинов // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2016. - № 2. - С. 15-21.

[4] Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [Электронный ресурс]: утв. Президентом Российской Федерации 28.04.2011 г. № Пр-1168. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_113761/, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 12.11.2016).

[5] Попов А.А. Социокультурное информационное пространство как ресурс развития личности / А.А. Попов, Е.Н. Попова // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2013. - № 5. - С. 322-323.

[6] Путрик Ю.С. Культурное и природное наследие как важный фактор патриотического воспитания молодёжи в Российской Федерации / Ю.С. Путрик, А.П. Соловьёв, П.Е. Царьков // Журнал Института наследия. - 2015. - № 2. - С. 7.

[7] Рубанова Е.Ю. Образовательное пространство как пространство развития личности / Е. Ю. Рубанова // Проблемы высшего образования. - 2003. - № 1-2. - С. 49-51.

[8] Тарасов С.В. Воспитание в современных социокультурных условиях / С.В. Тарасов // Воспитание в современной образовательной среде: матер. регион. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.В. Васютенкова. - СПб., 2011. - С. 8-15.

[9] Третьяков А.Л. Информационное обслуживание участников образовательного процесса в условиях современной образовательной парадигмы / А. Л. Третьяков // Информационное обслуживание в век электронных коммуникаций: матер. XI Всерос. науч.-практ. конф.

«Электронные ресурсы библиотек, музеев и архивов», 2-3 ноября 2016 г., Санкт-Петербург: сб. матер. / ред.-сост. И. Е. Прозоров. - Санкт-Петербург, 2016. - С. 381-388.

[10] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - (Дата обращения: 12.11.2016).

© Третьяков А.Л., 2017. Статья поступила в редакцию 10.04.2017.

Третьяков Андрей Леонидович,

ведущий специалист Центра информационной поддержки научных исследований СевероЗападного института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Санкт-Петербург), e-mail: andltretyakov@gmail.com

Tretyakov A.

On the question of the legal education of students as a successful factor in the development of sustainable socio-cultural and educational space of modern Russia

Abstract. The article describes some of the theoretical and organizational aspects of legal education of students. It denotes the unique role of legal education of the younger generation in the socio-cultural and educational space of modern Russia. Obtained knowledge, skills and competence of students on the right. The role of the library in the structure of the educational organization of information and educational space of modern school. The necessity of legal education in the modern information society civil.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: Legal education, students, socio-cultural and educational space, the school library innovation.

Tretyakov Andrey Leonidovich,

leading expert of the Center of information support of scientific management of the North-West Research Institute

- a branch of the Russian Academy of National Economy

and Public Administration under the President of Russian Federation (St. Petersburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.